Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бриттен произведения. Бриттен бенджамин, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, графство Саффолк - 4 декабря 1976, Олдборо) - британский композитор, дирижёр и пианист.

Бриттен родился в графстве Саффолк. Он получил начальное музыкальное образование там. Позже отправился учиться в Королевский музыкальный колледж. Его учили такие музыканты, как Дж. Арлейнд, А. Бенджамин. Первым произведением Бриттена стала «Простая симфония». В ней сочетались юность композитора и его профессиональный талант. Бриттен очень хорошо играл на фортепиано. Одновременно напомнила всем, что он композитор. Никогда Бриттен не ставил перед собой грандиозные цели и задачи. Прежде всего, он доверял интуиции, фантазии и сердцу.

Бриттен терпеть не мог авангардизм. В тридцатые годы он писал музыку для театра, кино и радио. Бриттен признавался, что работал быстро, всегда и при любых обстоятельствах. Он написал около двадцати трех музыкальных произведений для фильмов. Они очень полюбились зрителям, а также были хорошо восприняты критиками. Давало о себе знать и то, что Бриттен формировался как творец в Англии. То есть в национальной среде. Он написал песенно-симфонический цикл «Наши предки – охотники». Его Бриттен написал в 1936 году. Композиция до сих пор считается острой исторической сатирой на английское дворянство.

Известность по всему миру Бенджамину принесли «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Композиция написана в 1937 году. Она посвящалась первому учителю Бриттена. Он еще написал несколько Вариаций: «Адажио», «Романс», «Марш», «Венский вальс», «Финал с фугой», «Траурный марш», «Итальянская партия» и другие. Кроме увлечения инструментальной музыкой, Бриттен был хорошо знаком и с другими жанрами. Он неоднократно выступал на фестивалях современной музыки в Италии, Швейцарии, Испании. Его по достоинству оценили в этих странах, равно как и в других.

Бриттен переехал на три года в Америку. Он написал там «Семь сонетов Микеланджело» для фортепиано и голоса. Бриттен не без труда нашел исполнителей для этого произведения. Этим человеком был Питер Пирс. Встреча композитора и певца породило творческое сотрудничество, которое было долгим и плодотворным. Благодаря Пирсу в Бриттена появился интерес к вокальной музыке. Бриттен начал работать с жанром – опера. Первое произведение называлось №Питер Граймс». Оно было написано по мотивам поэмы «Городок». Бенджамин возвращался из Америки в Англию и так увлекся этой поэмой, что по приезду начал серьезно работать над произведением.

Оперу он закончил в 1945 году. Именно она принесла славу композитору и раскрыла его талант как драматурга. После премьеры оперу ставили во всех известных театрах. Она даже попала в СССР. Еще одна опера «Поругание Лукреции» была написана в 1946 году. Античный сюжет был основой сего творения. Третьей оперой Бриттена стала «Альберт Херринг». Эта опера кардинально отличалась от двух предыдущих. Опера была чем-то похожа на итальянские и комические оперы. Бриттен всегда увлекался фольклором. Он аранжировал английские народные песни. Однажды Бриттен проявил себя как писатель. Он издал книгу «Чудесный мир музыки». Она популяризировала оперную музыку и была ориентирована на молодых читателей.

Одним из самых значительных произведений Бриттена стал Военный реквием. Его исполнили впервые в Англии в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что реквием разошелся за пару месяцев тиражом в 200 тысяч пластинок. Его исполняли почти во всех странах мира. Коллеги из СССР посвятили Бриттену свою Четырнадцатую симфонию. Скончался английский композитор в 1976 году.

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском … Читать всё

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye’s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т. Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person’s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.

Биография Бриттена

Бриттен, Бенджамин (1913-1976), Англия

Отец Бенджамина Бриттена был профессиональным музыкантом, а его мать была певицей. Мальчик был наделен большим музыкальным дарованием и написал свое первое сочинение уже в 4 года, а к 12 годам уже создал несколько больших произведений. В 1926 году он стал учеником Фрака Бриджа, который был разносторонним и опытным музыкантом.

В 1930 году Бриттен поступил в Royal College of Music, чтобы изучать фортепиано и композицию . Его раннее произведение "Phantasy Quartet" для гобоя и струнного трио было исполнено во Флоренции в International Society for Contemporary Music (I.S.C.M.) в 1934 году, и открыло имя Бриттена для международного музыкального мира. На Фестивале в Зальцбурге в 1937 году его произведение "Variations on a Theme of Frank Bridge" также было хорошо принято. К тому времени Бриттен познакомился с Питером Пирсом (они были в дружеских отношениях на протяжении всей жизни), чей необыкновенный тенор часто был прекрасным дополнением к работам Бриттена. В 1942 году музыканты возвращаются в Англию из США, где давали сольные концерты . Бриттен продолжал сочинять, примерами его тогдашних работ служат партитуры для фильма "Ministry of Information".

Бриттен написал два великолепных произведения: "Les illuminations" на слова французского поэта Артута Римбауда, и "Serenade for Tenor, Horn and Strings", которое было основано на шести английских стихотворениях. Появление первой оперы Бенджамина Бриттена в послевоенный период в Sadler"s Wells Theatre ознаменовало новую эру для английской оперы .

В 1947 году Бенджамин Бриттен, дизайнер Джон Пайпер, либреттист Эрик Крозиер, организовали English Opera Group с целью уменьшения количества музыкантов для исполнения английских опер. Таким образом, для исполнения оперы Бриттена теперь нужно было только 12 музыкантов. Эта группа просуществовала до 1961 года поставив пять опер, написанных Бриттеном.

В 1947 году Бриттен и Пирс приобрели дом в Альдебурге и переехали туда жить и работать. Там они организовывали Aldeburgh Festival для новой английской музыки. Многие известные композиторы приезжали в это место, дабы поработать в спокойной, уютной обстановке.

В 1967 году поблизости был построен специально оборудованный концертный зал The Maltings, заменивший Jubilee Hall, - для Бриттена это событие стало воплощением давней мечты. В 1969 году зал сгорел, однако благодаря международной поддержке он был восстановлен к фестивалю 1970 года.

Бенджамин Бриттен с удовольствием создавал произведения для детей. "Let"s Make an Opera" позволяет молодой публике попеть самостоятельно перед тем, как начинается сама опера . "Young Person"s Guide to the Orchestra" состоит из набора вариаций на темы Пурселя и показывает разносторонность таланта композитора. В некоторых операх Бенджамина Бриттена звучат детские хоры и голоса мальчиков-солистов, например, в "Peter Grimes" и в "Turn of the Screw".

Бенджамин Бриттен считал себя изгоем общества, поэтому большинство героев его сочинений представлены именно таким людьми. По словам современников, с ним было довольно тяжело работать, но он, бесспорно, оставил много сильных, высокохудожественных произведений.

СОЧИНЕНИЯ :

Johnson over Jordan, 1939

On the Frontier, 1938

The Eagle has Two Heads, 1946

This Way to the Tomb, 1945

A Ceremony of Carols, Op. 28, 1942

A Midsummer Night"s Dream, Op. 64, 1960

Albert Herring, Op. 39, 1947

Billy Budd, Op. 50, 1951

Burning Fiery Furnace, Op. 77, 1966

Cello Sonata, Op. 65, 1961

Cello Suite, Op. 80, 1967

Cello Suite, Op. 87, 1972

Cello Suite No. 1, Op. 72, 1964

Curlew River, Op. 71, 1964

Death in Venice, Op. 88, 1973

Dido and Aeneas, 1951

Gloriana, Op. 53, 1953

Hymn to St. Cecilia, Op. 27, 1942

Lacrymae, Op. 48a, 1977

Les Illuminations, Op. 18, 1940

Matinees musicales, Op. 24, 1941

Nocturne, Op. 60, 1958

Noye"s Fludde, Op. 59, 1958

Owen Wingrave, Op. 85, 1971, 1973

Paul Bunyan, Op. 17, 1941/1976

Peter Grimes, Op. 33, 1945

Piano Concerto in D, Op. 13, 1938-46

Prince of the Pagodas, Op. 57, 1957

Serenade for tenor, horn and strings, Op. 31, 1943

Seven Songs of Michelangelo, Op. 22, 1940

Simple Symphony, Op. 4, 1934

Sinfonia da Requiem, Op. 20, 1941

Sinfonietta for chamber orchestra, Op. 1, 1933

Soirees musicales, Op. 9, 1936

Songs and Proverbs of William Blake, Op. 74, 1965

Spring Symphony, Op. 44, 1949

String Quartet No. 1 in D, Op. 25, 1941

String Quartet No. 2 in C, Op. 36, 1945

String Quartet No. 3, Op. 94, 1975

String Quartet in D, 1931

Symphony for cello and orchestra, Op. 68, 1954

The Beggar"s Opera, 1948

The Fairy Queen, 1967

The Little Sweep, Op. 45, 1949

The Prodigal Son, Op. 81, 1968

The Rape of Lucretia, Op. 37, 1946

Three Diversions for string quartet, 1936

Turn of the Screw, Op. 54, 1954

Variation on a Theme of Frank Bridge, Op. 10, 1937

Violin Concerto in D minor, Op. 15, 1940/58

War Requiem, Op. 66, 1962

Young Person"s Guide to the Orchestra, Op. 34, 1946

Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929-1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - «Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934) - привлекли определённое внимание музыкальной общественности. В 1935-1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах», музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (1941), созданная после переезда обоих в США. В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим и спутником жизни композитора.

В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на Европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию. В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964). В 1948 г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» ; третья из них, «Блудный сын» (1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема(1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-е гг. к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

На протяжении всех лет сохраняется многожанровая природа творчества композитора. Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Сочинения с участием хора:

Кантаты: Баллада героев(1939)Дитя нам родилось (1933), Гимн св. Цецилии (1942), Венок колядок (1942), Св. Николай (1948), Кантата милосердия

Оперы : «Пол Баньян» (1941) «Питер Граймз» (1945),«Поругание Лукреции» (1946),«Альберт Херринг» (1947),«Глориана» (1953),«Поворот винта» (1954),«Сон в летнюю ночь» (1960),переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша(1948), для детей,«Ноев ковчег» (1958), для детей, «Билли Бадд» (1951) камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), трилогия «Притчи для церковного исполнения» ,3я из неё - опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, «Смерть в Венеции» (1973)

Короткая месса ре мажор,«Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934), «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78; вокальный цикл на стихи Одена «Наши отцы, охотившиеся на холмах», муз.спектакль «Давайте ставить оперу» (1949), цикл песен на слова А. Пушкина (1965).

оратория «Военный реквием» (1962)

Музыкально-теоретический анализ

Хор Agnus Dei - номер 4 из Короткой мессы ре мажор,написанной на латинский текст мессы католического обряда. Посвящение: `For George Malcolm and the boys of Westminster Cathedral Choir` праздничных Рождественских богослужений) из «Liber usualis».

Ме́сса (итал. messa , от лат. missa ) - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.

В классической мессе 5 номеров:

1 Kyrie («Господи,помилуй»)

2 Gloria («Слава»)

3 Credo («Верую»)

4 Sanctus («Свят»)

5 Agnus Dei («Агнец Божий»)

В мессе Бриттена 4 номера: 1 Kyrie 2 Gloria 3 Sanctus-Benedictus 4 Agnus Dei

Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis, dona nobis pacem - "Агнец божий, ты, грех мира на себя принявший, помилуй нас,даруй нам мир."

Agnus Dei, или Агнец Божий - одно из символических имен Иисуса. Христос, подобно агнцу, отдал себя на заклание. Образ восходит к широко распространенному в пастушеских культурах обряду приносить первого ягненка, родившегося в стаде, в жертву богам. Агнец - символ кротости, непротивления, невинности и смирения.

Именно такой образ и заложен в этом хоре – кроткий,смиренный,невинный.

Форма – строфическая.Это 3 строфы,где 3я расширена за счёт имитационного развития.

Тональный план не устойчив,что характерно для музыки 20 века.Основная тональность – ре минор.Присутствует много случайных знаков.Появляясь в мелодии они приводят к новой тональности.Каждая музыкальная фраза в хоре – отклонение.

g-moll

e-moll

cis-moll mm

a-moll

fis-moll

Но встречаются и проходящие хроматизмы:

Остиннатность сопровождения придаёт монотонность.Этот ход d-f-a-c-es звучит на протяжении всего хора.

Склад письма-гамофонно-гармонический с элементами имитационной полифонии,встречающейся в 3й строфе.

В 1и 2й строфах хор звучит в основном в унисон,расходясь на самостоятельные партии лишь в последней фразе «Miserere nobis»

Это в совокупности со звучанием высоких детских голосов мальчиков создаёт необходимый образ - легкий, невинный, прозрачный.

В 3й же строфе фраза «Даруй нам мир» сначала звучит как несмелая просьба на pp,

а потом благодаря имитационному способу развития, динамическому развитию,расширению фактуры, усилению динамики до ff,мощному звучанию это становится больше похоже на требование,

которое всё же сводится к прозрачному звучанию t64.

Кульминация в хоре заключена именно в этой 3й строфе.

Вокально-хоровой анализ

Тип хора – детский.

Диапазон хоровых партий:

I: c 1.o. – f 2.o.

II: c 1.o. – f 2.o.

III: a м.о. – f 2.о.

Общий диапазон хора: a м.о. – f 2.о.

Композитор использует в этом хоре только высокие мальчишеские голоса – дисканты. Очевидно для создания необходимого образа агнца – смиренного, кроткого, невинного.

Здесь следует применить пофразовое дыхание, так как каждая фраза отделяется от последующей паузой.

Но при этом не терять единства строфы «Agnus dei, quitolis peccata, peccata mundi, miserere nobis».

Стоит обратить пристальное внимание на смену штрихов: legato и staccato.

Важно также чёткое произношение латинского текста.

В целом исполнение должно быть строгим, собранным, соответствующим характеру, тексту и жанру.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация хора « Agnus dei »

Из «Короткой мессы in D »

Музыка: Б.Бриттена

Выполнила студентка гр. 345

Гаврилина Светлана

Преподаватель: Беляева Т.П

Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал «Простую симфонию » для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: «Наши предки - охотники» (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.

В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра, «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини («Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»).

В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу «Питер Граймс », которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.

За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции » (1946), сатира «Альберт Херринг » (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются «Билли Бадд » (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта » (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь » (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по Т. Манну).

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи», знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме » (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. «Моя заветная мечта - создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней