Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Cочинение «Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита

Роль библейских глав в романе М.Ф. Булгакова Мастер и Маргарита. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие.


Главные герои ершалаимских глав пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа.


Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды...






Итак, образ Иешуа Га-Ноцри во многом близок к распространенному на рубеже XIX - XX вв. толкованию Иисуса Христа прежде всего как идеального человека. М.А.Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как бы «конкретизирует» евангельскую легенду (как он ее понимает), помогая нам лучше ее осмыслить. Его Христос лишен ореола божественного величия, и тем не менее он вызывает уважение и любовь – такова..


Еще одно существенное отличие сюжета Евангелий от булгаковсокго романа аключается в том, что первый определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат. (Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году.. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, покуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может Слукавить.


Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? … Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Все же как и в Библии Пилат не находит серьезных оснований для казни булгаковского Иисуса, но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость.


Мастер и Маргарита" вобрал в себя все лучшее из богатейшего творческого опыта Михаила Булгакова. Переведенный на все основные языки мира, роман является самым читаемым произведением, написанным русским автором, включающий в себя все библейские главы, а так же все пороки людей.

Библейские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастие объективного изображения и иронию, сарказм. Как в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Уже в самом начале произведения поставлены перед нами эти вопросы.

Завязка романа - спор двух литераторов, Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного, с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. На сентенцию героев о невозможности существования Бога Воланд возражает: если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и «всем вообще распорядком на земле»? Кажется, Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет ». Но дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис, подчеркивает относительность человеческого знания, зависимость человека от тысячи случайностей (вспомним, например, о нелепой смерти Берлиоза под колесами трамвая). А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах; своеобразном идейном центре произведения, которые представляют собой главы из романа Мастера. Роман Мастера - произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи.

Наблюдая за авторскими ремарками к репликам Понтия Пилата, мы обнаруживаем в нем и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, - не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Тема нравственного отступничества в романе сопряжена с темой искупления. Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за свое отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун. Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, на весь мировой ход истории. Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается во вневременной конфликт. В нем отражено вечное противостояние идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического.

Кто же такой булгаковский Иешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса? Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен - это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем - это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно - он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается от своих идей и идеалов. Прямых литературных прообразов, «старших братьев » у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до ХХ века существовал некий негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создает его образ. Но его Христос - безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира. Образы же людей христианского духа и святости встречались в литературе в ХIХ века: Пророк Лермонтова, герои Достоевского (князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов).

В густонаселенном мире булгаковского романа существует не только Иешуа - прообраз Христа, но и сатана - Воланд со своей свитой, чей образ характерен своей многомерностью: он и характер, и идея, он и реален (автор наделяет образ многими жизненными подробностями), и представляет собой, в то же время, существо иного - фантастического, потустороннего - мира. Он вездесущ: ему подвластно пространство и время, он мог присутствовать во время допроса Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого. При этом выясняется интересный факт: никто из действующих лиц романа, кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану, так как простой обыватель не допускает существования чего-то необъяснимого с точки зрения здравого смысла. Хотя имя Faland в немецком языке служило для обозначения черта, образ Булгакова нельзя свести только к этому средневековому понятию. Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гете. Их «духовное родство» закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова. Вместе с тем, такого дьявола, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало. Однозначно его оценить невозможно.

Мне, например, видится в Воланде прежде всего дух иронии, самомнения и отрицания. Всевидящему булгаковскому герою мир открыт без румян и грима. Иронический взгляд Воланда на жизнь близок автору. Он рассматривает человека и человечество с определенной дистанции - культурной, временной, - стремясь выявить несовершенное в них. Жизнь при таком взгляде предстает в борьбе противоположных и взаимоисключающих начал. В связи с этим любое суждение о мире оказывается односторонним, ибо односторонне добро, но, если преступлена грань, оно уже не является добром, а истина, возведенная в абсолют, превращается в свою противоположность. Воланд причастен к самому движению жизни, в которой условием ее продолжения является отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило свой высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что истинно, должно существовать вечно, а что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Именно поэтому в Москве горят дома разврата, а рукопись Мастера никакому пламени не подвластна.

Булгаков говорит нам: люди забыли о том, зачем пришли на эту землю. Люди забыли о долге, в повседневной суете растратили душевное тепло, перестали различать добро и зло, и Воланд настойчиво предлагает некоторым из них посмотреть в свою душу - остались ли там хоть капли доброты и милосердия.

Что вдохновило Булгакова на написание романа всей жизни "Мастер и Маргарита", остается загадкой. В той части, где говорится о суде и казни Иисуса Христа, автор не придерживается догм христианской церкви. В этом нет необходимости, ведь это художественное произведение, и обращение к библейских легенд и преданий лишь усиливает раскрытие основной темы романа.

Булгаковский Иешуа - не иудей, ему не 33, а 27 лет, он знает много языков, он - философ, психолог, мудрый путешественник-проповедник. И ученик в Иешуа всего лишь один - бывший сборщик налогов Левий Матвей, который по-своему толкует проповеди Иешуа. На вопрос Понтия Пилата, каким образом Иешуа говорил крамолу против великого кесаря, арестован честно ответил:

"Было это так. Иуда проявил заинтересованность моими мыслями, угостил меня, попросил меня изложить свой взгляд на государственную власть, сказал, что любая власть - это насилие над людьми и что придет время, когда не будет власти ни кесарево, ни какой-либо другой власти, человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не нужна никакая власть".

Эти слова Иешуа и стали решающими для Понтия Пилата и поставили точку в его колебаниях. Трусливый Понтий Пилат признавал только власть кесаря. Ему страшно было даже слушать подобные слова простого смертного. Именно из этой ситуации вытекает одна из основных идей романа: "самый страшный порок - это трусость".

Понтий Пилат не мог понять одну простую истину арестованного Иешуа: все люди добрые и надо все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою доброту, ибо только добро может изменить мир. Прокуратор даже переспросил Иешуа, или палач Щуролуп тоже добрый человек? На что он ответил утвердительно: "Если бы с ним поговорить, думаю, он переменился бы...". Понтий Пилат решил, что Иешуа сумасшедший, и судьба его была решена.

Трагической есть в романе картина казни Иешуа. Тем путем на Лысую Гору поднимался и единственный ученик обреченного на казнь. Он страдал от того, что ничем не мог помочь. Он сожалел, что из-за своей болезни не мог сопровождать Иешуа до города, где учителя схватили слуги прокуратора. Ученик был одержим мыслью убить Иешуа, чтобы избавить его от мук и страданий. Как хорошо было бы подскочить к телеге, думал он, и ударить ножом в спину обреченного на мученическую смерть: "Иешуа! Я освобождаю тебя и отхожу вместе с тобой! Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!"

Однако произошло то, что и должно было произойти. Иешуа был подвешенный на столбе и медленно умирал, теряя сознание. Палач подавал ему на копье влажную губку с каплями воды, а потом тем копьем тыкал в обвисле тело Иешуа. Когда начался ливень, и палачи разбежались, Левий перерезал путы и снял со столба сначала учителя, а затем и мертвые тела двух разбойников. Прошло несколько минут, и на вершине холма остались только два тела и три столба. Ливень продолжался, но на холме и следа не осталось от Левия и его учителя.

Последний раз Левий в хитоне и сандалиях появляется во время встречи с Воландом: "Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - сказал сборщик налогов Левий Матвей. - Он прислал меня. Он прочитал сочинение мастера и просит тебя, чтобы ты взял мастера с собой и вознаградил его спокойствием". На вопрос Воланда, почему они не взяли Мастера к себе, Левий ответил: "Он не заслужил света, он заслужил покой". Большая символика содержится в том, что автор рукописи о Иешуа и Понтия Пилата заслуживает именно покоя. Для Мастера спокойствие - вознаграждение и за страдания, и за поиски смысла жизни. Покой для мастера - это великая духовная гармония между человеком и миром, это мечта о рае на земле, о царстве истины и добра.

Тема: Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?

2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока обсуждение проблем за круглым столом, дискуссия (исследовательская работа по текстам Библии и романа).

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).

2. Библия, Евангелие от Матфея.

3. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

4. Иллюстрации к сценам "Суд", "Казнь" (в исполнении учащихся 11 класса).

5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:

а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату";

в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку: "Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с Писателем" (М. Булгаков.)

Плакаты к уроку:

1. "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле". (В. Лакшин.)

2. "Совесть   искупление вины, возможность внутреннего очищения" (Е. В. Корсалова).

Этапы урока (на доске):

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?

4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.

5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступление к уроку.

Слово учителя. Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."

"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения..."

Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.

Сегодня мы начинаем его изучение.

Тема первого урока звучит так:

"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита".

Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:

1-ый  повествование о жизненной судьбе Мастера,

2-ой  созданный Мастером роман о Понтии Пилате.

Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).

Обе линии единого произведения  современная и мифологическая явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М. Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)

Задачи нашего урока:

Провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.

А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.

Сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;

Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.

Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы .

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы  парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных отличий.

1 Вопрос: Каковы же эти отличия?

Обратимся к вашему домашнему заданию:

Возраст (Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет);

Происхождение (Иисус  сын Божий и Пресвятой Девы Марии, у Иешуа отец  сириец, а мать  женщина сомнительного поведения; родителей он не помнит);

Иисус  бог, царь; Иешуа  нищий бродячий философ (положение в обществе);

Отсутствие учеников;

Отсутствие популярности в народе;

Не въехал на осле, а вошел пешком;

Изменил характер проповеди;

После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;

Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;

Оспорено божественное происхождение Евангелия;

Отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;

Нет слов " крест " и " распятый ", а есть грубые "столб ", "повесить";

    главный герой не Иешуа (прообразом которого является Иисус Христос), а Понтий Пилат.

2 Вопрос : Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям с одной стороны, а с другой зачем, с какой целью переосмысляет их?

В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;

М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;

Делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;

Обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.

Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: "В белом плаще... "

Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:

"Более всего на свете... с рассвета " (стр.20, 2 абз.)

Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.

Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста  главного художественного приёма, которым пользуется автор Булгаков в изображении Понтия Пилата.

Величественные черты правителя.

Человеческие слабости.

В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".

2. Внешне  величественная фигура всесильного прокуратора.

3. Внушает всем страх, называет себя " свирепым

чудовищем".

4. Окружен толпой слуг и охранников.

5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.

6. Призван решать судьбы людей.

7. Видит, что Иешуа не виновен.

8. Вынес приговор.

1. Ненавидит запах розового масла.

2. Внутри  сильная головная боль.

3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.

4.Одинок, единственный друг  собака Банга.

5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.

6. Посылает невиновного на смерть.

7. Обвиняет в том, во что сам не

верит.

8. Мучается во сне и наяву.

Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?

Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.

Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав  Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).

Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.

" Этот человек..." (стр. 22).

" Связанный мгновенно..." (стр. 24).

" Арестованный пошатнулся..." (стр. 29).

Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?

Обратимся к тексту:

1. В чём обвиняют Га-Ноцри?

2. Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?

Главные обвинения в словах прокуратора: " Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"

Проповеди Иешуа:

1. "Все люди добрые ", " Бог один,… в него я верю".

2. "... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

3. "... всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".

Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.

1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное чудачество?

2. Какое из них считается легко оспоримым?

3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?

1-ое утверждение Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически - с помощью Крысобоя, морально  напоминанием о предательстве Иуды;

2-ое утверждение вызывает у него насмешку: "Что такое истина?" Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?

Что бы ответили вы?

Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.

НО: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, "  ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.

Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.

3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.

Вопрос: А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет?

Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов.

Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?

Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.

Учитель: Вернёмся к сцене допроса и посмотрим, что думает о бродячем философе иудейский прокуратор?

Вопросы: 1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?

Да. " В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл".

2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?

Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал " намекающий взор " и т.п.

3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?

Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. " Погиб!" потом: "Погибли!" Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.

Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.

4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.

- " Ты полагаешь, несчастный... не разделяю " (стр. 35)

Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.

Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил.

Он проходит состояния: от страха - к трусости - к подлости.

Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять и оправдать Пилата? Когда нет?

Страх - чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.

Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.

Но человек - существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.

Вынесение смертного приговора невиновному  это уже подлость. А подлость это безнравственно.

Акцент: Трусость между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости, но от трусости до подлости 1 шаг.

Вывод: "Трусость  несомненно один из самых страшных пороков", так говорил Иешуа.

"Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок",  внутренний голос Понтия Пилата.

И действительно: "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле".

Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.

Что же это?

Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть.

Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?

Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея.

Успокоит ли это его?

Нет. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, ... его терзает бессонница" (стр. 461).

"При луне ему нет покоя... он утверждает, что чего-то не договорил тогда... с арестантом Га-Ноцри... более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".

"Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?"  спросила Маргарита.

Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.

Философские и нравственно-эстетические проблемы,

поднятые в ершалаимских главах.

Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.

Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.

Среди всех проблем романа " Мастер и Маргарита " мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: "философские" и "нравственно-эстетические".

Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия  наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то и философские проблемы, на наш взгляд, поднятые в этих главах, тоже связаны с наиболее общими законами.

Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:

Что такое добро и зло?

Что есть истина?

В чём смысл человеческой жизни?

Человек и его вера.

Учитывая, что « …нравственность  это правило, определяющее поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», выделяем нравственно-эстетические проблемы романа, поднятые в ершалаимских главах:

Духовная свобода и духовная зависимость.

Ответственность человека за свои деяния.

Человек и власть.

Социальная несправедливость в жизни человека.

Сострадание и милосердие.

Вопрос: Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?

Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.

Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: " Совесть  внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть искупление вины, возможность внутреннего очищения".

Запомните, дети, эти слова.

Вопрос всем: Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?

Все.

Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам .

Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.

Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

"Роман-предупреждение  это горькое писательское предвидение того, какие картины могут стать реальностью, если будет и далее раскручиваться нынешняя жизненная спираль".

Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.

Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально.

Что из этого получилось?

1 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Суд ";

2 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Казнь";

3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат "Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа"; 2) сочинение " Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату".

А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока  оценки.

1. Я довольна (не довольна)… Чем?

2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).

3. Трудность темы и проблемы.

4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:

2. К теме " Сатира в романе " подобрать материал к вопросу: " Кого и за что наказывает Воланд?"

3. Зло, жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь  их примеры в московских главах.

Стихотворение "Сон Пилата"

Н.П. Борисенко

Снова снится Пилату нескончаемый сон:

Суд вершит прокуратор, близок к истине он.

В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,

Чем сегодня прославит он правленье своё?

Перед ним добр и светел, осиян добротой,

Как сама добродетель, вместе с правдой самой.

Люди добрые, это ль преступленье его,

Что он ходит по свету, сеет мир и добро?

Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов

Как само откровенье видит мир без оков?

Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,

Неужели проклятый страх в тебе порожден?

Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи.

Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?

Промолчал... не исправил... не сберег от столба...

И на муки отправил не его, а себя.

И душе нет покоя  наказанье страшно:

Быть бессмертным герою и пороку его.

Трусость, подлость из страха  самый страшный порок!

Совесть  вот твоя плаха,

Крест  бессмертия срок!

За строкой урока

    При подготовке к данному уроку класс был поделен на три рабочие группы, каждая из которых получила конкретное задание: один большой вопрос (см. вопросы 2, 3, 4 в разделе «Этапы урока») и общее задание (см. вопрос 1).

Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).

2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Конспект урока по литературе в 11 классе

«Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Цель: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Задачи:

  1. выявить основные философско-этические проблемы романа;
  2. сопоставить ершалаимские главы с библейским первоисточником;
  3. показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно - мотивационный этап

  1. Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

  1. Разминка:

1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».

1928 - 1940

2. В каком журнале впервые появился роман в урезанном виде?

«Москва»

3. Как вы определите композицию романа?

Роман в романе

4. В чём проявляется своеобразие композиции романа?

Параллельное развитие трёх сюжетных линий

5. Каков жанр романа?

Роман многожанров

6. Назовите основные темы романа.

Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены

7. Закончи предложение: «Я работал с библейскими главами и думал…».

III. Операционно-исполнительский этап:

  1. Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Современный поэт
  2. Смысловой центр урока (на доске)

Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин

  1. Сформулируем основной проблемный вопрос урока
  1. Сформулируем основную задачу исследования

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

  1. Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.

  1. Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его порт рет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат за дает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделен ного огромной властью, однако не лишенного челове ческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность го сударственной власти. Однако мучимый внутренни ми противоречиями, Пилат ощущает на себе воздей ствие нравственной проповеди Иешуа, готов пове рить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего фи лософа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозмо жен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецко го философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкрет ных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, дей ствующая на сознательную волю в форме безусловно го долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разго воре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек являет ся носителем «доброй воли», именно он способен не отступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как вхо дит в повествование тема бессмертия? Что за ставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным поро ком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть застав ляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стре мится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по пытки не позволяют Пилату искупить вину, очис тить совестью Трусость, крайнее проявление челове ческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы бор, заставляет отступить от открывшейсд ему исти ны. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Ге рой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как на града (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

  1. Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, подня тых в романе, таких, как проблема выбора, ответ ственности за содеянное, власти, веры и безверия, ис тины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому бу дет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль свя зана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрица ет и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целе сообразности, лишенных нравственной основы, отри цающих веру в существование метафизических на чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Итог урока

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи , а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.

  1. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы:

Какую силу воплощает в романе Воланд?

Какова функция этого героя в романе?

  1. Рефлексия (синквейн)

Список использованной литературы

1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. – М.: Дрофа, 2000

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75




Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней