Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения. Биография Биография бывшего композитора

Каких только похвал ни расточали поэты Джоаккино Россини! Генрих Гейне называл его «божественным маэстро», Александр Сергеевич Пушкин – «Европы баловнем»… но, пожалуй, правильнее всего было бы назвать его спасителем итальянской оперы. Италия неизменно ассоциируется с оперным искусством, и нелегко представить, что итальянская опера могла сдать позиции, выродиться в нечто бессодержательное – в пустое развлечение в опере-buffa и череду надуманных сюжетов в опере-seria. Тем не менее, в начале ХIХ столетия ситуация была именно такова. Нужен был гений Россини, чтобы исправить положение, чтобы вдохнуть в итальянскую оперу новую жизнь.

Жизнь Джоаккино Россини была связана с оперой еще в детские годы: появившись на свет в Пезаро, мальчик кочевал по Италии с отцом и матерью – оркестрантом-валторнистом и оперной певицей. О систематических занятиях речи не было, но слух и музыкальная память развивались прекрасно.

Джоаккино обладал красивым голосом. Из-за чрезмерно пылкого темперамента родители сомневались, что он сможет стать оперным певцом, но считали, что он сможет стать композитором. Основания для таких предположений были – к тринадцати годам мальчик создал уже несколько сонат для струнных инструментов. Его представили композитору Станислао Маттеи. У него четырнадцатилетний Россини начал обучаться сочинению в Болонском музыкальном лицее. Уже тогда Джоаккино определил направление своего будущего творческого пути, создав оперу «Деметрио и Полибио» – правда, поставлена она была лишь в 1812 г., следовательно, оперным дебютом Россини считать ее нельзя.

Подлинный оперный дебют Россини состоялся позже, в 1810 г., таковым стала опера-фарс «Брачный вексель», представленная в венецианском театре «Сан-Моизе». На создание музыки композитор потратил считанные дни. Быстрота и легкость работы и впредь будут отличительной чертой Россини. Следующие комические оперы – «Странный случай» и «Счастливый обман» – тоже были поставлены в Венеции, причем сюжет последней до Россини использовал Джованни Паизиелло (подобная ситуация еще возникнет в творческой биографии композитора). Далее последовала первая после «Деметрио и Полибио» опера-seria – «Кир в Вавилоне». И, наконец, заказ от «Ла Скала». Успех оперы «Пробный камень», созданной для этого театра, сделал двадцатилетнего композитора знаменитым. Международную известность принесли ему опера-buffa « » и опера на героический сюжет «Танкред».

Нельзя сказать, что творческая биография Россини была сплошной «дорогой славы» – например, «Турок в Италии», созданный в 1814 г. для Милана, успеха ему не принес. Гораздо удачнее сложились обстоятельства в Неаполе, где Россини создал оперу «Елизавета, королева английская». Главная роль предназначалась для Изабеллы Кольбран. Несколькими годами позже примадонна стала супругой Россини… Но не только этим примечательна «Елизавета»: если прежде певцы произвольно импровизировали фиоритуры, демонстрируя свою блестящую технику, то теперь Россини положил конец этому произволу исполнителей, тщательно выписывав все вокальные украшения и потребовав их точного воспроизведения.

Примечательное событие в жизни Россини произошло в 1816 г. – в Риме была впервые поставлена его опера «Альмавива», впоследствии известная под заглавием « ». Озаглавить ее так же, как комедию Пьера Огюстена Бомарше, автор не решился, поскольку до него этот сюжет воплотил в опере Джованни Паизиелло. Опера-buffa потерпела фиаско в Риме и имела шумный успех в других театрах, не только итальянских. По словам Стендаля, после Наполеона Россини стал единственной личностью, о которой говорят по всей Европе.

Россини создает еще одну комическую оперу – « », но написанная в 1817 г. « » ближе к драме. В дальнейшем композитора больше занимают сюжеты драматические, трагические и легендарные: «Отелло», « », «Магомет II», «Дева озера».

В 1822 г. Россини четыре месяца провел в Вене. Здесь была поставлена его опера «Зельмира». Не всех она привела в восторг – например, Карл Мария фон Вебер резко ее раскритиковал – но в целом Россини имел успех у венской публики. Из Вены он ненадолго возвращается в Италию, где ставится его опера « », ставшая последним образцом оперы-seria, а затем посещает Лондон и Париж. В обеих столицах его ожидал горячий прием, а во Франции он по предложению министра королевского двора возглавил Итальянский театр. Первым его произведением, созданным в этом качестве, стала опера « », посвященная коронации Карла Х.

Стремясь создать оперу для французской публики, Россини внимательно изучает ее вкусы, а также особенности французского языка и театра. Результатом труда становится успешное исполнение новых редакций двух творений – «Магомета II» (под заглавием «Осада Коринфа») и « », а также произведение в жанре французской комической оперы – «Граф Ори». В 1829 г. в Гранд-опера ставится его новая героическая опера « ».

И вот, после такого грандиозного шедевра Россини прекращает создавать оперы. В последующие годы он написал « », цикл фортепианных пьес «Грехи старости», – но для музыкального театра не создал больше ничего.

Двадцать лет – с 1836 по 1856 – Россини провел в родной стране, где возглавлял Болонский лицей, затем вернулся во Францию, где оставался до смерти в 1868 г.

С 1980 г. в Пезаро ежегодно проводится Оперный фестиваль Россини.

Музыкальные Сезоны

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей;
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же; вечно новый.
Он звуки льет - они кипят.
Они текут, они горят.
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...

А. Пушкин

Среди итальянских композиторов XIX в. Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, еще не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства прошлого столетия. «Божественный маэстро» - так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру».

Россини родился в семье бедного оркестрового музыканта и провинциальной оперной певицы. Со странствующей труппой родители кочевали по различным городам страны, и будущий композитор с детских лет уже был знаком с бытом и нравами, господствовавшими в итальянских оперных театрах. Пылкий темперамент, насмешливый ум, острый язык соседствовали в натуре маленького Джоаккино с тонкой музыкальностью, прекрасным слухом и необыкновенной памятью.

В 1806 г. после нескольких лет бессистемных занятий музыкой и пением Россини поступил в Болонский музыкальный лицей. Там будущий композитор обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано. Занятия у известного церковного композитора С. Маттеи по теории и композиции, интенсивное самообразование, увлеченное изучение музыки И. Гайдна и В. А. Моцарта - все это позволило Россини выйти из лицея культурным музыкантом, хорошо овладевшим композиторским мастерством.

Уже в самом начале творческого пути у Россини особенно ярко проявилась склонность к музыкальному театру. Первую оперу «Деметрио и Полибио» он написал в 14 лет. С 1810 г. композитор ежегодно сочиняет несколько опер разных жанров, постепенно приобретая известность в широких оперных кругах и завоевывая сцены самых крупных итальянских театров: Фениче в Венеции, Сан-Карло в Неаполе, Ла Скала в Милане.

1813 г. стал переломным в оперном творчестве композитора, 2 поставленные в этом году сочинения - «Итальянка в Алжире » (onepa-buffa) и «Танкред » (героическая опера) - определили основные пути его дальнейшего творчества. Успех произведений был вызван не только превосходной музыкой, но и содержанием либретто, проникнутым патриотическими настроениями, столь созвучными национально-освободительному движению за воссоединение Италии, развернувшемуся в это время. Общественный резонанс, вызванный операми Россини, создание по просьбе патриотов Болоньи «Гимна независимости», а также участие в демонстрациях борцов за свободу Италии - все это привело к длительному негласному полицейскому надзору, который был установлен за композитором. Он же отнюдь не считал себя политически настроенным человеком и в одном из писем писал: «Я никогда не вмешивался в политику. Я был музыкантом, и мне никогда не приходило в голову стать кем-либо другим, даже если я испытывал живейшее участие к тому, что происходило в мире, и особенно к судьбе своей родины».

После «Итальянки в Алжире» и «Танкреда» творчество Россини быстро идет в гору и уже через 3 года достигает одной из вершин. В начале 1816 г. в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника ». Написанная всего за 20 дней, - эта опера стала не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Россини, но и кульминационной точкой в почти столетнем развитии жанра оперы-buifa.

С «Севильским цирюльником» слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью, искрящимся остроумием, пенящейся страстью. «Мой „Цирюльник“ с каждым днем пользуется все большим успехом, - писал Россини, - и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня». Фанатично-восторженное и поверхностное отношение к музыке Россини аристократической публики и буржуазной знати способствовало появлению у композитора множества оппонентов. Однако среди европейской художественной интеллигенции были и серьезные ценители его творчества. Под обаянием россиниевской музыки находились Э. Делакруа, О. Бальзак, А. Мюссе, Ф. Гегель, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, М. Глинка. И даже К. М. Вебер и Г. Берлиоз, занимавшие по отношению к Россини критическую позицию, не сомневались в его гениальности. «После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте», - так писал о Россини Стендаль.

Постепенно композитор теряет интерес к onepe-buffa. Написанная вскоре в этом жанре «Золушка » не являет слушателям новых творческих откровений композитора. Сочиненная же в 1817 г. опера «Сорока-воровка » и вовсе выходит за пределы комедийного жанра, становясь образцом музыкально-бытовой реалистической драмы. С этого времени Россини начал уделять больше внимания операм героико-драматического содержания. Вслед за «Отелло » появляются легендарно-исторические произведения: «Моисей », «Дева озера », «Магомет II ».

После первой итальянской революции (1820-21) и ее жестокого подавления австрийскими войсками Россини с неаполитанской оперной труппой уезжает на гастроли в Вену. Венские триумфы еще больше укрепили европейскую славу композитора. Вернувшись на короткий срок в Италию для постановки «Семирамиды » (1823), Россини отправляется в Лондон, а затем в Париж. Там он живет до 1836 г. В Париже композитор возглавляет Итальянский оперный театр, привлекая для работы в нем своих молодых соотечественников; перерабатывает для Grand Opera оперы «Моисей » и «Магомет II» (последняя шла на парижской сцене под названием «Осада Коринфа»); пишет по заказу Opera Comique изящную оперу «Граф Ори »; и наконец, в августе 1829 г. ставит на сцене Grand Opera свой последний шедевр - оперу «Вильгельм Телль », оказавшую огромное влияние на последующее развитие жанра итальянской героической оперы в творчестве В. Беллини, Г. Доницетти и Дж. Верди.

«Вильгельм Телль» завершил музыкально-сценическое творчество Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал: «Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить».

Однако и перестав писать оперы, Россини продолжал оставаться в центре внимания европейской музыкальной общественности. Весь Париж прислушивался к меткому критическому слову композитора, его личность как магнит притягивала музыкантов, поэтов, художников. С ним встречался Р. Вагнер, общением с Россини гордился К. Сен-Санс, Лист показывал итальянскому маэстро свои сочинения, восторженно отзывался о встрече с ним В. Стасов.

В последующие за «Вильгельмом Теллем» годы Россини создал величественное духовное произведение «Stabat mater », Маленькую торжественную мессу и «Песню титанов», оригинальное собрание вокальных произведений под названием «Музыкальные вечера » и цикл пьес для фортепиано, носящий шутливый заголовок «Грехи старости». С 1836 по 1856 гг. Россини, окруженный славой и почестями, жил в Италии. Там он руководил Болонским музыкальным лицеем и занимался педагогической деятельностью. Возвратившись затем в Париж, он остался там до конца своих дней.

Спустя 12 лет после смерти композитора его прах был перенесен на родину и захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче во Флоренции рядом с останками Микеланджело и Галилея.

Все свое состояние Россини завещал на благо культуры и искусства родного города Пезаро. В наши дни здесь регулярно проходят россиниевские оперные фестивали, среди участников которых можно встретить имена крупнейших современных музыкантов.

И. Ветлицына

Родился в семье музыкантов: отец был трубачом, мать - певицей. Учится игре на различных музыкальных инструментах, пению. Изучает в Болонском музыкальном училище композицию под руководством падре Маттеи; не закончил курса. С 1812 по 1815 год работает для театров Венеции и Милана: особый успех выпал на долю «Итальянки в Алжире». По заказу импрессарио Барбайи (Россини женится на его подруге, сопрано Изабелле Кольбран) создаёт шестнадцать опер до 1823 года. Переезжает в Париж, где становится директором «Театра итальен», первым композитором короля и генеральным инспектором пения во Франции. Прощается с деятельностью оперного композитора в 1829 году после постановки «Вильгельма Телля». Расставшись с Кольбран, женится на Олимпии Пелисье, реорганизует Болонский музыкальный лицей, находясь в Италии до 1848 года, когда политические бури вновь приводят его в Париж: его вилла в Пасси становится одним из центров художественной жизни.

Того, кого называли «последним классиком» и кому публика аплодировала как королю комического жанра, в первых же операх продемонстрировал изящество и блеск мелодического вдохновения, естественность и лёгкость ритма, придавшие пению, в котором традиции XVIII века были ослаблены, более искренний и человеческий характер. Композитор, делая вид, что приспосабливается к современным театральным обычаям, мог, однако, восставать против них, препятствуя, например, виртуозному произволу исполнителей или умеряя его.

Самым значительным новшеством для Италии того времени явилась важная роль оркестра, ставшего благодаря Россини живым, подвижным и блестящим (отметим великолепную форму увертюр, по-настоящему настраивающих на определённое восприятие). Весёлая склонность к своего рода оркестровому гедонизму связана с тем, что каждый инструмент, использованный в соответствии со своими техническими возможностями, идентифицируется с пением и даже с речью. В то же время Россини может спокойно утверждать, что слова должны служить музыке, а не наоборот, не умаляя при этом значение текста, но, напротив, используя его по-новому, свежо и перекладывая зачастую на типичные ритмические модели - в то время как оркестр свободно сопровождает речь, создавая чёткий мелодический и симфонический рельеф и выполняя экспрессивные или изобразительные функции.

Гений Россини сразу же проявил себя в жанре оперы-сериа с постановкой в 1813 году «Танкреда», принёсшего автору первый большой успех у публики благодаря мелодическим находкам с их возвышенным и нежным лиризмом, а также непринуждённому инструментальному развитию, обязанным своим происхождением комическому жанру. Связи между этими двумя оперными жанрами действительно очень тесны у Россини и даже определяют удивительную эффектность его серьёзного жанра. В том же 1813 году он представил тоже шедевр, но в комическом жанре, в духе старой неаполитанской комической оперы - «Итальянку в Алжире». Это опера богатая отголосками из Чимарозы, но как бы оживлённая бурной энергией персонажей, особенно проявившейся в финальном крещендо, первом у Россини, который будет затем использовать его как возбуждающее средство при создании парадоксальных или безудержно-весёлых ситуаций.

Едкий, земной ум композитора находит в веселье выход своей тяге к карикатуре и своему здоровому энтузиазму, который не даёт ему впасть ни в консерватизм классицизма, ни в крайности романтизма.

Он достигнет очень основательного комического результата в «Севильском цирюльнике», а десятилетие спустя придёт к изяществу «Графа Ори». Кроме того, и в серьёзном жанре Россини двинется огромными шагами к опере всё большего совершенства и глубины: от неоднородной, но пылкой и ностальгической «Девы озера» к трагедии «Семирамида», которой завершается итальянский период композитора, полной головокружительных вокализов и таинственных явлений в барочном вкусе, к «Осаде Коринфа» с её хорами, к торжественной описательности и сакральной монументальности «Моисея» и, наконец, к «Вильгельму Теллю».

Если до сих пор удивляет тот факт, что этих достижений в области оперы Россини добился за каких-то двадцать лет, столь же поражает молчание, последовавшее за таким плодотворным периодом и продолжавшееся целых сорок лет, которое считается одним из самых непостижимых случаев в истории культуры, - то ли почти демонстративной отстранённостью, достойной, впрочем, этого загадочного ума, то ли свидетельством его легендарной лености, конечно, скорее вымышленной, чем реальной, если учесть трудоспособность композитора в лучшие годы. Немногие заметили, что им всё больше овладевала неврастеническая тяга к одиночеству, вытесняя склонность к веселью.

Россини, однако, не перестал сочинять, хотя прекратил все контакты с широкой публикой, обращаясь преимущественно к небольшой группе гостей, завсегдатаев его домашних вечеров. Вдохновенность последних духовных и камерных произведений постепенно выявилась в наши дни, вызвав интерес не только знатоков: были открыты настоящие шедевры. Самой блистательной частью наследия Россини остаются всё же оперы, в которых он явился законодателем будущей итальянской школы, создав огромное количество моделей, использованных последующими композиторами.

С целью ещё лучше осветить характерные черты столь большого таланта предпринято новое критическое издание его опер по инициативе Центра по изучению Россини в Пезаро.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Сочинения Россини:

оперы - Деметрио и Полибио (Demetrio e Polibio, 1806, пост. 1812, т-р «Балле», Рим), Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810, т-р «Сан-Моизе», Венеция), Странный случай (L’equivoco stravagante, 1811, «Театро дель Корсо», Болонья), Счастливый обман (L’inganno felice, 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция), Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia,1812, т-р «Муниципале», Феррара), Шёлковая лестница (La scala di seta, 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция), Пробный камень (La pietra del parugone, 1812, т-р «Ла Скала», Милан), Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L’occasione fa il ladro, ossia Il cambio della valigia, 1812, т-р «Сан-Моизе», Венеция), Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Il figlio per azzardo, 1813, там же), Танкред (Tancredi, 1813, т-р «Фениче», Венеция), Итальянка в Алжире (L’italiana in Algeri, 1813, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция), Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira, 1813, т-р «Ла Скала», Милан), Турок в Италии (Il turco in Italia, 1814, там же), Сигизмондо (Sigismondo, 1814, т-р «Фениче», Венеция), Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d’Inghilterra, 1815, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Торвальдо и Дорлиска (Torvaldo e Dorliska, 1815, т-р «Балле», Рим), Альмавива, или Тщетная предосторожность (Almaviva, ossia L’inutile precauzione; известна под назв. Севильский цирюльник - Il barbiere di Siviglia, 1816, т-р «Арджентина», Рим), Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso, 1816, т-р «Фьорентини», Неаполь), Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il тоrо di Venezia, 1816, т-р «Дель Фондо», Неаполь), Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo, 1817, т-р «Балле», Рим), Сорока-воровка (La gazza ladra, 1817, т-р «Ла Скала», Милан), Армида (Armida, 1817, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna, 1817, т-р «Арджентина», Рим), Моисей в Египте (Mosè in Egitto, 1818, т-р «Сан-Карло», Неаполь; франц. ред. - под назв. Моисей и фараон, или Переход через Красное море - Moïse et Pharaon, ou Le passage de la mer rouge, 1827, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Адина, или Калиф Багдадский (Adina, ossia Il califfo di Bagdad, 1818, пост. 1826, т-р «Сан-Карло», Лисабон), Риччардо и Зораида (Ricciardo e Zoraide, 1818, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Эрмиона (Ermione, 1819, там же), Эдуардо и Кристина (Eduardo e Cristina, 1819, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция), Дева озера (La donna del lago, 1819, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre, 1819, т-р «Ла Скала», Милан), «Магомет II » (Maometto II, 1820, т-р «Сан-Карло», Неаполь; франц. ред. - под назв. Осада Коринфа - Le siège de Corinthe, 1826, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro, 1821, т-р «Аполло», Рим), Зельмира (Zelmira, 1822, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Семирамида (Semiramide, 1823, т-р «Фениче», Венеция), Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии (Il viaggio a Reims, ossia L’albergo del giglio d’oro, 1825, «Театр Итальен», Париж), Граф Ори (Le comte Ory, 1828, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Вильгельм Телль (Guillaume Tell, 1829, там же); пастиччо (из отрывков опер Россини) - Айвенго (Ivanhoe, 1826, т-р «Одеон», Париж), Завещание (Le testament, 1827, там же), Чиндерелла (1830, т-р «Ковент-Гарден», Лондон), Роберт Брюс (1846, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, «Театр Итальен», Париж), Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же); для солистов, хора и оркестра - Гимн независимости (Inno dell`Indipendenza, 1815, т-р «Контавалли», Болонья), кантаты - Аврора (1815, изд. 1955, Москва), Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, т-р «Дель Фондо», Неаполь), Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона), Счастливое предзнаменование (L’augurio felice, 1822, там же), Бард (Il bardo,1822), Священный союз (La Santa alleanza, 1822), Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto delie Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон), Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Coro dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья), Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne б Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж), Национальный гимн (The national hymn, англ. нац. гимн, 1867, Бирмингем); для оркестра - симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак), Серенада (1829), Военный марш (Marcia militare, 1853); для инструментов с оркестром - Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piu strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809), Вариации C-dur (для кларнета, 1810); для духового оркестра - фанфара для 4 труб (1827), 3 марша (1837, Фонтенбло), Корона Италии (La corona d’Italia, фанфара для воен. орк., приношение Виктору Эммануилу II, 1868); камерно-инструментальные ансамбли - дуэты для валторн (1805), 12 вальсов для 2 флейт (1827), 6 сонат для 2 скр., влч. и к-баса (1804), 5 струн. квартетов (1806-08), 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09), Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812); для фортепиано - Вальс (1823), Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823), Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823), Душа чистилища (L’вme du Purgatoire, 1832); для солистов и хора - кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d’Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808), Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценич. монолог, 1811, исп. 1818, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция), кантата (для 3 солистов, 1819, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же), Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же); для голоса с оркестром - кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжеств. открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо), Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исп. 1861, Париж); для голоса с фортепиано - кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д’Арк (1832), Музыкальные вечера (Soirees musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835); 3 вок. квартета (1826-27); Упражнения для сопрано (Gorgheggi e solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed apprendere a cantare secondo il gusto moderno, 1827); 14 альбомов вок. и инстр. пьес и ансамблей, объединённых под назв. Грехи старости (Pйchйs de vieillesse: Альбом итальянских песен - Album per canto italiano, Французский альбом - Album francais, Сдержанные пьесы - Morceaux reserves, Четыре закуски и четыре десерта - Quatre hors d’oeuvres et quatre mendiants, для фп., Альбом для фп., скр., влч., гармониума и валторны; мн. др., 1855-68, Париж, не изд.); духовная музыка - Graduate (для 3 муж. голосов, 1808), месса (для муж. голосов, 1808, исп. в Равенне), Laudamus (ок. 1808), Qui tollis (ок. 1808), Торжественная месса (Messa solenne, совм. с П. Раймонди, 1819, исп. 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь), Cantemus Domino (для 8 голосов с фп. или органом, 1832, исп. 1873), Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исп. 1873), Quoniam (для баса и орк., 1832),

Италия - удивительная страна. То ли природа там особенная, то ли народ в ней живёт необыкновенный, но лучшие мировые произведения искусства так или иначе связаны с этим средиземноморским государством. Музыка - отдельная страница в жизни итальянцев. Спросите любого из них, как звали великого итальянского композитора Россини, и незамедлительно получите правильный ответ.

Талантливый воспеватель бельканто

Кажется, что ген музыкальности заложен в каждого жителя самой природой. Неслучайно все использующиеся при написании партитур, произошли из латинского языка.

Невозможно представить итальянца, не умеющего красиво петь. Красивое пение, по-латински бельканто, - истинно итальянская манера исполнения музыкальных произведений. Композитор Россини прославился на весь мир своими восхитительными сочинениями, созданными именно в этой манере.

В Европе мода на бельканто пришлась на конец восемнадцатого-девятнадцатый века. Можно сказать, что выдающийся итальянский композитор Россини родился в самое подходящее время и в самом подходящем месте. Был ли он баловнем судьбы? Сомнительно. Скорее всего, причина его успеха в божественном даре таланта и в особенностях характера. А кроме того, процесс сочинения музыки был для него совсем не утомительным. Мелодии рождались в голове композитора с поразительной лёгкостью - только успевай записывать.

Детство композитора

Полное имя композитора Россини звучит как Джоаккино Антонио Россини. Родился он 29 февраля 1792 года в городе Пезаро. Малыш был невероятно очаровательным. «Маленький Адонис», - вот как звали итальянского композитора Россини в раннем детстве. Местный художник Манчинелли, расписывавший в то время стены церкви святого Убальдо, попросил позволения у родителей Джоаккино изобразить малыша на одной из фресок. Он запечатлел его в виде ребёнка, которому ангел указывает путь в небо.

Его родители, хоть и не имели специального профессионального образования, были музыкантами. Мать, Анна Гвидарини-Россини обладала очень красивым сопрано и пела в музыкальных спектаклях местного театра, а отец, Джузеппе Антонио Россини, там же играл на трубе и валторне.

Единственный ребёнок в семье, Джоаккино был окружён заботой и вниманием не только родителей, но и многочисленных дядюшек, тётушек, бабушек и дедушек.

Первые музыкальные произведения

Первые попытки сочинять музыку он предпринял, как только получил возможность брать в руки музыкальные инструменты. Партитуры четырнадцатилетнего мальчика выглядят вполне убедительно. В них явно прослеживаются тенденции оперного построения музыкальных сюжетов - акцентируются частые ритмические перестановки, в которых преобладают характерные, песенные мелодии.

В США хранятся шесть партитур с сонатами для квартета. Они датированы 1806 годом.

«Севильский цирюльник»: история сочинения

Во всем мире композитор Россини, известен в первую очередь как автор оперы-буфф «Севильский цирюльник», однако мало кто может сказать, какой была история её появления. Первоначальное название оперы - «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дело в том, что один «Севильский цирюльник» к тому времени уж существовал. Первую оперу по забавной пьесе Бомарше написал маститый Джованни Паизиелло. Его сочинение с большим успехом шло на сценах итальянских театров.

Театр Аржентино сделал молодому маэстро заказ на комическую оперу. Все либретто, предложенные композитором, были отвергнуты. Россини попросил Паизиелло разрешить ему написать свою оперу на пьесу Бомарше. Тот не возражал. Знаменитого «Севильского цирюльника» Россини сочинил за 13 дней.

Две премьеры с разным результатом

Премьера прошла с оглушительным провалом. Вообще с этой оперой связано немало мистических происшествий. В частности, исчезновение партитуры с увертюрой. Она представляла собой попурри из нескольких весёлых народных песенок. Композитор Россини должен был спешно придумать замену утраченным страницам. В его бумагах сохранились ноты к написанной семь лет назад и давно позабытой опере «Странный случай». Внеся незначительные изменения, он включил живые и лёгкие мелодии собственного сочинения в новую оперу. Второе исполнение оказалось триумфальным. Оно стало первым шагом на пути к мировой славе композитора, а его певучие речитативы до сих пор вызывают восторг у публики.

Больше серьёзных переживаний по поводу постановок у него не было.

Слава композитора быстро добралась и до континентальной Европы. Сохранились сведения о том, как звали композитора Россини его друзья. Генрих Гейне считал его «Солнцем Италии» и величал «Божественным маэстро».

Австрия, Англия и Франция в жизни Россини

После триумфа на родине Россини с Изабеллой Кольбран отправились покорять Вену. Здесь он был уже хорошо известен и признан как выдающийся композитор современности. Ему рукоплескал Шуман, а Бетховен, совсем ослепший к этому времени, выразил восхищение и посоветовал не уходить со стези сочинения опер-буфф.

Париж и Лондон встретили композитора с не меньшим восторгом. Во Франции Россини задержался надолго.

Во время своего пространного турне он сочинил и поставил на лучших столичных сценах большую часть своих опер. Маэстро был обласкан королями и завёл знакомства с самыми влиятельными людьми мира искусства и политики.

Во Францию Россини вернётся и в конце жизни, чтобы лечиться от желудочных недомоганий. В Париже композитор и умрёт. Это произойдёт 13 ноября 1868 года.

«Вильгельм Телль» - последняя опера композитора

Россини не любил слишком много времени тратить на работу. Часто в новых операх он использовал одни и те же, давно придуманные мотивы. На каждую новую оперу у него редко уходило больше месяца. В общей сложности композитор написал их 39.

«Вильгельму Теллю» он посвятил целых шесть месяцев. Все партии писал заново, не используя старые партитуры.

Музыкальная обрисовка австрийских солдат-захватчиков у Россини намеренно эмоционально бедна, однообразна и угловата. А для швейцарского народа, отказавшегося подчиниться поработителям, композитор, напротив, написал многообразные, мелодичные, богатые ритмами партии. Он использовал народные песни альпийских и тирольских пастухов, добавив им итальянской гибкости и поэтичности.

В августе 1829 года состоялась премьера оперы. Король Франции Карл Х был восхищён и наградил Россини Орденом Почётного Легиона. Публика же отнеслась к опере холодно. Во-первых, действие растянулось на четыре часа, а во-вторых, новые музыкальные приёмы, придуманные композитором, оказались трудными для восприятия.

В последующие дни дирекция театра сократила спектакль. Россини был возмущён и оскорблён до глубины души.

Несмотря на то что данная опера оказала огромное влияние на дальнейшее развитие оперного искусства, что видно в подобных произведениях героического жанра Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди и Винченцо Беллини, «Вильгельм Телль» и в настоящее время крайне редко ставится на сцене.

Революция в оперном искусстве

Россини сделал два серьёзных шага по модернизации современной оперы. Он первым стал записывать в партитуре все вокальные партии с соответствующими акцентами и фиоритурами. Раньше певцы импровизировали со своими партиями, как хотели.

Следующим новшеством стало сопровождение речитативов музыкальным аккомпанементом. В операх-сериа это дало возможность для создания сквозных инструментальных вставок.

Окончание сочинительской деятельности

Искусствоведы и историки до сих пор не пришли к единому мнению, что заставило Россини оставить карьеру сочинителя музыкальных произведений. Сам он говорил, что, вполне обеспечил себе безбедную старость, а суета публичной жизни ему надоела. Если бы у него были дети, то он, безусловно, продолжал бы писать музыку и ставить свои спектакли на оперных сценах.

Последней театральной работой композитора была опера-сериа «Вильгельм Телль». Ему было 37 лет. В дальнейшем он иногда дирижировал оркестрами, но к сочинению опер больше не возвращался.

Кулинария - любимое занятие маэстро

Вторым большим увлечением великого Россини была кулинария. Он немало пострадал из-за своего пристрастия к изысканным кушаньям. Уйдя из публичной музыкальной жизни, он не стал аскетом. Дом его всегда был полон гостей, застолья изобиловали экзотическими блюдами, которые маэстро изобретал лично. Можно подумать, что сочинение опер дало ему возможность заработать достаточно денег, чтобы на склоне лет всей душой отдаться самому любимому увлечению.

Два брака

Джоаккино Россини был женат дважды. Первая его жена, Изабелла Кольбран, обладательница божественного драматического сопрано, исполняла все сольные партии в операх маэстро. Она была старше мужа на семь лет. Любил ли её супруг, композитор Россини? Биография певицы об этом умалчивает, а что касается самого Россини, то предполагают, будто бы этот союз был скорее деловым, нежели любовным.

Вторая его жена, Олимпия Пелисье, стала его спутницей до конца жизни. Они вели мирное существование и были вполне счастливы вдвоём. Россини больше не писал музыку, за исключением двух ораториальных произведений - католической мессы «Стояла Мать скорбящая» (1842 г.) и «Маленькой торжественной мессы» (1863 г.).

Три итальянских города, самых значимых для композитора

Жители трёх итальянских городов с гордостью утверждают, что композитор Россини - их земляк. Первый - это место рождения Джоаккино, город Пезаро. Второй - Болонья, где он жил дольше всего и написал основные свои произведения. Третий город - Флоренция. Здесь, в базилике Санта-Кроче, итальянский композитор Д. Россини был похоронен. Его прах привезли из Парижа, а замечательный скульптор Джузеппе Кассиоли сделал изящное надгробие.

Россини в литературе

Биография Россини, Джоаккино Антонио, была описана его современниками и друзьями в нескольких беллетристических книгах, а также в многочисленных искусствоведческих исследованиях. Ему было тридцать с небольшим, когда вышла в свет первая биография композитора, описанная Фредериком Стендалем. Называется она «Жизнь Россини».

Другой приятель композитора, литератор-романист описал его в короткой новелле «Обед у Россини, или Два студента из Болоньи». Живой и компанейский нрав великого итальянца запечатлён в многочисленных рассказах и анекдотах, сохранённых его друзьями и знакомыми.

Впоследствии были изданы отдельные книжки с этими забавными и весёлыми историями.

Кинематографисты также не обошли вниманием великого итальянца. В 1991 году Марио Моничелли представил зрителям свой фильм о Россини с Серджио Кастеллито в главной роли.

Дата смерти: Место смерти:

Портрет Россини

Джоакино Россини

Джоакино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini ; -) - итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

Биография

Россини родился 29 февраля 1792 г. в итальянском городке Пезаро . Его родителями были музыканты (отец - трубач и валторнист, мать - певица). С детства Джоакино обучался пению, игре на чембало и скрипке, а также теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. С 1806 по 1810 г. обучался музыке в Болонском музыкальном лицее, где его преподавателями были В. Каведаньи (виолончель) и С. Маттеи (контрапункт). С г. Россини - член Болонской филармонической академии. Первая опера (всего написал - 38 опер), «Вексель на брак», была написана в г. В последующие годы он регулярно пишет оперы для театров Венеции и Милана.

Через 6 лет после окончания лицея (1816 год), Россини создал (за 20 дней) своё самое известное произведение - оперу «Севильский цирюльник » по пьесе Бомарше.

В г. Россини женится на певице Изабелле Кольбран. В г. по приглашению директора Лондонского Королевского театра композитор едет в Великобританию, где ему за пятимесячную работу выплачивают жалованье в 7000 фунтов стерлингов. В г. Россини получает должность директора Итальянского театра в Париже.

В г. Россини возвращается в Болонью. В ноябре 1830 снова едет в Париж. С по г. жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским музыкальным лицеем.

В г. умирает первая жена композитора. В г. Россини женится на Олимпии Пелиссье. В г. вновь обосновался в Париже, сделав свой дом одним из самых модных музыкальных салонов.

Россини скончался 13 ноября 1868 г. в городке Пасси близ Парижа. В г. прах композитора был перевезен во Флоренцию.

Имя Россини носит консерватория в его родном городе , созданная согласно его завещанию.

Оперы

  • Брачный вексель (La Cambiale di Matrimonio) - 1810
  • Странный случай (L’equivoco stravagante) - 1811
  • Деметрий и Полибий (Demetrio e Polibio) - 1812
  • Счастливый обман (L’inganno felice) - 1812
  • Кир в Вавилоне, или Падение Бальтазара (Ciro in Babilonia (La caduta di Baldassare) - 1812
  • Шёлковая лестница (La scala di seta) - 1812
  • Камень преткновения (La pietra del paragone) - 1812
  • Случай делает вором (L’occasione fa il ladro (Il cambio della valigia) - 1812
  • Синьор Брускино (Il Signor Bruschino (or Il figlio per azzardo) - 1813
  • Танкред (Tancredi) - 1813
  • Итальянка в Алжире (L’Italiana in Algeri) - 1813
  • Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira) - 1813
  • Турок в Италии (Il Turco in Italia) - 1814
  • Сигизмунд (Sigismondo) - 1814
  • Елизавета Английская (Elisabetta regina d’Inghilterra) - 1815
  • Торвальд и Дорлиска (Torvaldo e Dorliska) - 1815
  • Альмавива, или Напрасная предосторожность (Севильский цирюльник)(Almaviva (ossia L’inutile precauzione (Il Barbiere di Siviglia)) - 1816
  • Газета (La gazzetta (Il matrimonio per concorso) - 1816
  • Отелло, или Венецианский мавр (Otello o Il moro di Venezia) - 1816
  • Золушка, или Торжество добродетели (La Cenerentola o sia La bontà in trionfo) - 1817
  • Сорока-воровка (La gazza ladra) - 1817
  • Армида (Armida) - 1817
  • Аделаида Бургундская, или Отто, король Италии (Adelaide di Borgogna or Ottone, re d’Italia) - 1817
  • Моисей в Египте (Mosè in Egitto) - 1818
  • Адина, или Калиф Багдадский (Adina or Il califfo di Bagdad) - 1818
  • Риччардо и Зораида (Ricciardo e Zoraide) - 1818
  • Гермиона (Ermione) - 1819
  • Эдуард и Кристина (Eduardo e Cristina) - 1819
  • Дева озера (La donna del lago) - 1819
  • Бьянка и Фальеро (Совет трёх) (Bianca e Falliero (Il consiglio dei tre) - 1819
  • Магомет второй (Maometto secondo) - 1820
  • Матильда ди Шабран, или Красота и Железное Сердце (Matilde di Shabran, or Bellezza e Cuor di Ferro) - 1821
  • Зельмира (Zelmira) - 1822
  • Семирамида (Semiramide) - 1823
  • Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия» Il viaggio a Reims (L’albergo del giglio d’oro) - 1825
  • Осада Коринфа (Le Siège de Corinthe) - 1826
  • Моисей и фараон, или Переход через Красное море (Moïse et Pharaon (Le passage de la Mer Rouge) - 1827 (переработка «Моисея в Египте»)
  • Граф Ори (Le Comte Ory) - 1828
  • Вильгельм Телль (Guillaume Tell) - 1829

Другие музыкальные произведения

  • Il pianto d’armonia per la morte d’Orfeo
  • Petite Messe Solennelle
  • Stabat Mater
  • Cats Duet (attr.)
  • Bassoon concerto
  • Messa di Gloria

Примечания

Ссылки

  • Краткие содержания (синопсисы) опер Россини на сайте «100 опер»
  • Джоакино Антонио Россини: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Россини, Джоаккино Антонио" в других словарях:

    РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио (1792 1868), итал. оперный композитор. По словам А. М. Верещагиной, Л. «во все горло и до потери дыхания» пел дуэт из оперы Р. «Семирамида» (1823) (письмо от 18 авг. 1835; VI, 468). Л. упоминает имя композитора … Лермонтовская энциклопедия

    Россини (Rossini) Джоаккино Антонио , итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец ‒ трубач и валторнист, мать ‒ певица). С детства обучался… … Большая советская энциклопедия

    - (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей; Там упоительный Россини, Европы баловень Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же; вечно новый. Он звуки льет они кипят. Они текут,… … Музыкальный словарь

    Джоаккино Антонио Россини Gioacchino Antonio Rossini … Википедия

    - (Rossini) (1792 1868), итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы начала XIX в. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием… … Энциклопедический словарь

    Джоакино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор Дата рождения: 29 февраля 1792 … Википедия

    Россини, Джоаккино Джоаккино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор, портрет работы Винченцо Камуччини … Википедия

    РОССИНИ - (Джоаккино Антонио Р. (1792 1868) итал. композитор; см. тж ПЕЗАРСКИЙ) Теперь и пенного Россини По новому впиваю вновь И вижу только чрез любовь, Что небеса так детски сини. Куз915 (192) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    - (Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать певицей. Обучался игре на спинете… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Практическая школа современного пения. 18 трелей (рулад) и 4 сольфеджио. 12 вокализов для высокого , Россини Джоаккино. Джоаккино Антонио Россини (1792-1868) - итальянский оперный композитор, автор духовной и камерной музыки, 39 опер, среди которых бессмертный "Севильский цирюльник" . Данная книга представляет…

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Джоаккино Россини. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Джоаккино Россини и купить билет на удобную вам дату.

Россини Джоаккино (1792 - 1868) - итальянский композитор, прозванный "пезарским лебедем". Сын трубача и оперной певицы. В детстве Россини переселился в Болонью, где начались его занятия на клавесине; он также занимался пением. 15 лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где проучился до 1810 года; его педагогом по композиции был аббат Маттеи. Одновременно Россини начал дирижировать оперными спектаклями. К этому же времени относятся первые творческие опыты Россини - вокальные номера для странствующей труппы и одноактная комическая опера "Вексель на брак" (1810). Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них не имела успеха.
Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах.
Не успев написать увертюру, он использовал в этой опере увертюру из "Елизаветы". Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью.
Позже потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа.
Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью - он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.
Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней