Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Итин юрий константинович биография. Юрий Итин: «Заслуженный, народный — какая разница, ходят на хорошего артиста

«Когда все кончилось, она вышла, по стенке на корточки сползла и заплакала»

Неделю Москву лихорадит в связи с делом Кирилла Серебренникова и его уже не существующим проектом «Платформа» «Седьмой студии». И эта лихорадка напоминает бред тяжелобольного, в горячечном бреду которого ничего никому не разобрать. Все в одной куче - художник Серебренников (якобы его власть «чморит» за оппозицию), Гоголь-центр (не имеет отношения к делу), «Седьмая студия» (прекратила свое существование) и, наконец, суммы (меняются каждый день от одного миллиона 286 тысяч до 216 миллионов). С деньгами вообще ни у кого концы с концами не сходятся. И не только с ними. Что происходит? Почему нет информации? Это сознательно делается или система так глупа, что сама не понимает, что творит? «МК» попытался свести концы с концами.

Юрий Итин на суде.

Что известно на сегодня? Бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева задержана и отправлена в СИЗО. Женщина немолодая, а оказавшись в камере бог знает с кем (если судить по фото), постарела совсем. Вопрос: почему суд избрал такую меру пресечения и она отправлена в СИЗО, а не под домашний арест? Она что, главная злодейка? Опять же по слухам, которые пришли к нам из театральных недр: Масляева сначала согласилась сотрудничать со следствием, обещала начать давать показания, но вдруг совершенно неожиданно поменяла адвоката и, очевидно, по его совету ушла в «отказ».

Здесь, правда, следует обратить внимание на несколько нюансов. Во-первых, почти демонстративное игнорирование московской Фемидой установки Верховного суда: предпринимателей в тюрьму до суда не отправлять. Тем более женщин. Тем более немолодых. И вроде в целом по стране за 2016 год число бизнесменов за решеткой уменьшилось (на 24%), в столице ситуация принципиально иная. Арест Масляевой — лучший тому пример.

Во-вторых, не можем не заметить: у Масляевой случился рецидив. Обратимся к архивам Брянского суда — именно в этом областном центре, в бухгалтерии драмтеатра, Нина Леонидовна работала до переезда в Москву. Дважды — в июне и июле 2009 года — она не оприходовала выручку от продажи билетов на спектакли, выписывала подложную квитанцию к приходному кассовому ордеру, а деньги присваивала. Вину в растрате дама признала и получила более чем мягкий приговор — лишение права заниматься финансовой деятельностью в течение 1,5 года. Возможно, при избрании меры пресечения в Пресненском суде руководствовались именно «грязной» юридической историей бухгалтера. Но — опять-таки — есть объективные оценки: на матерого расхитителя госсобственности Нина Леонидовна никак не тянет. В тех же архивах Брянского суда есть гражданское дело, в котором Масляева выступает уже в роли жертвы. Замдиректора театра взял кредит, его коллега выступила поручителем, а когда кредит был просрочен, суд наказал обоих — почти на 43 тысячи рублей. Вот и думай, чего тут больше — расчетливости или головотяпства.

Юрий Итин, бывший директор «Седьмой студии», а ныне директор театра имени Федора Волкова в Ярославле, оставлен судом под домашним арестом до 19 июля. С ним никакой связи — запрещено общаться по телефону или Интернету. Но он все же дома, хотя его положению не позавидуешь. Директора и худруки федеральных и московских театров собрали подписи под письмом в защиту Итина. Среди подписантов — Владимир Урин, Александр Калягин, Марк Варшавер, Леонид Ошарин, Мария Ревякина. Евгений Миронов, Игорь Золотовицкий, Евгений Писарев, Антон Гетьман. Правда, такой мощной волны, как с Серебренниковым, не получилось — Итин не политическая фигура, а всего-навсего отличный директор, профессионал высокого класса.

Мы связались с Юрием Лысенко, адвокатом Юрия Итина, и он рассказал «МК» о том, что происходило с его подопечным и его семьей в эти дни.

— Я с ним общаюсь постоянно, ведь он сейчас один. От него изолированы жена и дочь. Состояние у него не очень хорошее, точнее, нехорошее, потому что он человек из другого мира. Он даже не мог и представить, что может быть такая чудовищная несправедливость, чтобы вот так просто брать человека и бросать в кутузку. Он же все рассказал — что не знает этих компаний, не знает лиц, о которых говорят следователи, но тем не менее он — подозреваемый. Поэтому какое тут может быть состояние? Конечно, он старается держаться, говорит, что он как мужчина возьмет все в руки, все стабилизируется. Но я считаю, что все-таки надо исходить из реалий и выстраивать свою линию защиты.

— Юрий Андреевич, известно, что допросили жену и 20-летнюю дочь Итина. В соцсетях пишут, что ее «прессовали», что допрос длился 12 часов. Насколько этому можно верить?

— Я уже говорил и в суде выступал по этому поводу. Видите ли, существует правило ведения следствия. Перед тем как гражданина допрашивать, ему разъясняются его права, предусмотренные законом, и у свидетеля тоже есть права. Например, право воспользоваться положением Конституции, а именно статьей 51: гражданин вправе свидетельствовать, то есть давать свидетельские показания против себя или своих родственников, или не свидетельствовать, решает сам гражданин. Среди этого круга, естественно, отец, мать, братья, сестра, супруги, дети — так вот эти права дочери Юрия Итина Марине фактически не разъясняли. А она не знала об этом. Почему я подчеркиваю «фактически»? Да, 12 часов ее уговаривали… Но когда она протокол подписывала, там было указано, что ей разъяснили все эти права. Цинизм заключается в том, что ее додавили дать показания, а потом уже предупредили об уголовной ответственности за разглашение данных следствия. То есть ее заставили дать показания на родного отца и запретили кому-либо говорить об этом.

— Марина учится в Школе-студии МХАТ на менеджерском факультете, вот скажите: какие она может давать показания о «Седьмой студии»?

— Отец находился в Ярославле, руководил театром, а «Седьмая студия» — в Москве. А тут нужно копии сделать документов, чтобы, например, представить в налоговую, вот он и привлекал дочь как помощницу. Он не мог бросить работу в Ярославле, поэтому она оказывала ему техническую помощь. А ее подводят к тому, как я понял, что чуть ли не она сама фальсифицировала документы. Вот в чем цинизм. Она говорит в суде: «Да я знать не знаю, что там, я копии делала…» Но нет, от нее определенные показания требовали.

Вы знаете, когда я ее там увидел… Ее два раза выпускали в туалет и воды попить. И то в туалет — в сопровождении мужчины. А потом, когда все кончилось, она вышла, по стенке так на корточки сползла и как заплакала. «Что же такое? Теперь, наверное, папу посадят из-за меня». И больше не говорит ничего, как рыба об лед. А девочка только начинает жить, с такой катастрофической лжи. Она сейчас учебу не может нормально продолжать. Даже теперь она не очень осознает свое состояние (это как после аварии), посттравматическое состояние только наступает. Она спать нормально не может. Я говорю маме: успокойтесь, мы разберемся, справедливость восторжествует. Она по улице идет, а ей все кажется, что за ней следят. Кстати, в понедельник будет известно, разрешат ли Юрию Константиновичу отбывать домашний арест вместе с женой и дочерью.

— Дальше будет следствие: допросы, следственные действия… В конце следствия защите обязательно предоставят все материалы, и из этих материалов можно будет сделать вывод: кто виноват, кого прикрывают, из кого делают стрелочников. Но ориентироваться только на средства массовой информации не стоит. Наша задача сделать так, чтобы следствие отыскивало истину, правду не для того чтобы кого-то выгородить, — правда нужна. А правда — это наше спасение. Никакого отношения к этому преступлению мой подзащитный Юрий Итин не имеет.

— Вы абсолютно уверены в его невиновности?

— Не сомневался в этом и не сомневаюсь ни на йоту.

— Вы утверждаете так на основании дела?

— Дело я не изучил. Но дело — это лишь дело. Тут нужно требовать защиты, чтобы установить истину, чтобы проводили определенные следственные действия, предоставлять доказательства и так далее. Так что дело — не значит истина.

— Как вы думаете, сколько следствие будет идти?

— Это не прогноз погоды, не готов делать его. Минимальный срок следствия, установленный законом, — два месяца. Не надо забывать, какая здесь подоплека — речь идет о хищении бюджетных денег. А бюджет по закону касается всех граждан, поэтому будет особо щепетильный подход к расследованию. Много времени нужно, чтобы всех фигурантов опросить, очные ставки провести и так далее.

© пресс-служба Волковского театра. Юрий Итин

02 Июл 2014, 10:02

Российский академический театр драмы им. Фёдора Волкова в конце июня показал пять спектаклей в новосибирском «Красном факеле». Директор старейшего театра страны Юрий Итин рассказал Тайге.инфо о логистике гастролей, ответственности художника, нетерпимости общества, перестройке, самоцензуре и медузах.

Тайга.инфо: После окончания ГИТИСа в 1986 году вы мечтали стать директором театра? Какие планы были у выпускника театроведческого факультета?

— Меня сразу забрали в армию, тогда не было никаких отсрочек. Мечты у меня были совершенно другие. Когда я вернулся, был 1987 год, решением Политбюро создавался Государственный театр дружбы народов для выполнения очень важных и, как мы теперь понимаем, практически неразрешимых проблем единения культур и народов. Театру должны были передать здание на Тверском бульваре, 22, там сейчас доронинский МХАТ. И меня в 21 год пригласили на руководящую должность в новый театр. Очень интересное время — становление демократического общества, кооперативного движения, каких-то надежд. Мы прекрасно провели три года. Я, по крайней мере, многому научился. Потом попал в Америку. В общем, у меня не такая интересная биография.

Тайга.инфо: Удалось тогда объединить народы и культуры или хотя бы к этому приблизиться?

— Понимаете, идея-то правильная декларировалась: создать в Москве мощный продюсерский центр, материальную базу, такой конгресс, национальный театр по подобию парижского, куда будут приезжать лучшие спектакли со всего Советского Союза. У нас был прекрасный театр — грузинский, литовский, армянский. И начинали мы очень интересно. Гия Канчели, «Музыка для живых» в Большом театре, потом Хашин Гадоев, «Царь Эдип» — гениальный таджикский спектакль. Сейчас вообще никто не знает, какие спектакли были в Средней Азии, какие актёры. Это была такая идеалистическая попытка, правда, подкреплённая бюджетом. На «Музыку для живых» приезжали восемь автобусов одних артистов. Из-за экономических послаблений можно было в тысячу раз проще, чем сейчас, нанять людей на погрузку-разгрузку, оплатить декорации, найти спонсоров, без объяснений. Такой, знаете, медовый месяц капитализма. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что мечтал бы работать директором театра в ситуации 1988-1991 годов.

Это был медовый месяц капитализма. Сейчас я понимаю, что мечтал бы работать директором театра в ситуации 1988-1991 годов

Тайга.инфо: Ваши нынешние гастроли — тоже довольно грандиозные. Как артисты себя чувствуют, не устали ещё?

— Двоякое ощущение. Спроси у артиста, скажет: «Мечтаю много работать». Даёшь ему много работы, говорит: «До каких пор мы будем с утра до ночи вкалывать?» Наверное, это экстремальный месяц, такое нельзя вводить в постоянную практику, это серьёзное испытание. Но очень важное для нас, для самоощущения, что мы это можем. Поверьте, когда декорации по всему миру растамаживаются-затамаживаются, театр переезжает из Касселя в Новосибирск, из Крыма в Казань, из Севастополя опять в Новосибирск — это непростая логистика и серьёзная работа административной команды. Каждая площадка — новый стресс. Как говорят планеристы, каждая посадка у планера — управляемая авария. У нас каждый выезд на новую площадку — это управляемая авария, потому что везде разные стандарты техники, звука, света, выходов, планшета сцены. Спектакль «Ромео и Джульетта», который открывал гастроли, у нас идёт совершенно на другой технике, на другом световом оборудовании, сцена намного шире. К сожалению, мы не смогли даже половины декораций здесь поставить — не вошло бы.

Тайга.инфо: Вы были на гастролях в Крыму. Как там сейчас настроение у людей?

— Я родился в Крыму, закончил там школу, поступил в Симферопольский университет в 1981 году. У меня дедушка, в честь которого меня назвали, погиб в 1941 году в Севастополе. Крым для меня — это не просто география. Настроение позитивное у людей. Это было голосование за лучшую жизнь. Но им сейчас непросто, потому что цены выросли. Радости, митинги — это всё очень хорошо, а дальше начинается жизнь. Серьёзные проблемы и с платежеспособностью, и с банками, и с бизнесом, и с безработицей, и с иждивенческими ожиданиями. Для украинских пенсионеров сразу резко стало лучше, если говорить про материальную сторону.

Тайга.инфо: А принимали вас как?

— Принимали прекрасно. Мы там были второй раз уже, до этого ещё в украинском Крыму были, и нам тогда говорили: «Вы прорвали блокаду». Потому что в течение 20 с лишним лет ни один репертуарный театр России не приезжал в Симферополь. Мы привезли им три спектакля [художественного руководителя театра Евгения] Марчелли, выдающегося режиссёра. Они увидели то, что увидели вы здесь — «Дом Бернанды Альбы», «Екатерину Ивановну», «Двух бедных румын, говорящих по-польски».

Тайга.инфо: От чего зависит, какой спектакль в каком городе будет показан?

— Есть понятие: театральный город — не театральный. Когда выступаешь в театральном городе, в котором искушённый зритель, который может сравнивать и, в хорошем смысле, избалован, то, конечно, требовательность иная. Если бы мы смогли привезти вам «Без названия», мы бы привезли, просто полтора месяца декорации должны идти в Израиль. То, что мы привезли в Иркутск, мы не можем привезти сюда, и наоборот. Мы поставили в гастрольную афишу «Дом Бернанды Альбы» и «Орфея и Эвридику» последними, рискуя: фура с декорациями должна была прийти из середины Европы в Новосибирск. Есть какие-то объективные вещи логистики. А есть причины технические — не поместится, и всё. Наши «Таланты и поклонники» по параметрам сцены не встают сюда. Много есть факторов. Например, нельзя провозить облегчённый материал. Мы понимаем, что Новосибирск — театральный город со своими традициями, и хотим привезти лучшее.

Тайга.инфо: Вы руководите театром, так что со знанием дела можете сказать, должен ли он что-нибудь обществу сегодня? И как это понимание долга менялось со временем?

— Я слово «должен» бы не употреблял. Что значит «должен»? Обществу нужен театр, а театр ответственен перед обществом. И тут должно быть чувство меры. Можно сколько угодно говорить о свободе, что, дескать, вы нам даёте деньги, а мы за это будем творить, как хотим. Это одна крайность. А вторая: мы вам даём деньги, и вы будете делать только то, что мы вам говорим. Одну крайность, предположим, представляет некоторая газета. Вторую крайность представляет какой-нибудь радикальный журналист. Это крайности провоцируют друг друга.

Цензура недопустима, но есть ответственность художника. Никто не запрещает, но есть флажки, за которые ты не переходишь

Цензура недопустима, но есть ответственность художника. Для меня высшая форма ответственности художника — это, простите за пафос, история, произошедшая между Пушкиным и Николаем I. Николай пригласил к себе поэта, понимая его масштаб. Был час беседы, стенограммы нет, но Пушкин уверяет, что вышел оттуда другим человеком. Николай ему сказал: делай всё, что хочешь, пиши всё, что хочешь, твоим цензором буду только я. То есть Бог. Ты понимаешь, что никто тебе не запрещает, но у тебя есть флажки, за которые ты не переходишь. Призыв к бунту, вытаскивание самого низменного, проповедование зла — такие глобальные вещи. Вы же не можете прийти на спектакль и выйти оттуда разрушенным. Это не значит, что искусство не должно обжигать, но вы не должны разувериться в базовых вещах — уважении детей к родителям, понимании, что добро лучше зла, что гуманизм лучше, чем человеконенавистничество. Вот в этом и есть ответственность художника.

Тайга.инфо: Но обе крайности декларируют обычно одно и то же, то есть примерно то, о чём вы сейчас говорили. Вопрос же в интерпретации. В Новосибирске к добру, гуманизму, уважению к родителям иной раз призывают откровенные мракобесы, например, добиваясь отмены концерта Мэрилина Мэнсона.

— Оппонировать больным людям нельзя. «Больным» — в смысле заряженным тем, что их мнение правильное, а за остальное нужно расстрелять. Когда есть такие шоры, как оппонировать каким-нибудь религиозным фанатикам? Ну как? Вы сейчас пришли ко мне на встречу, у вас голые плечи, непокрытое лицо, вас можно побить камнями? Вы мне сколько угодно можете объяснять, что в вашей системе ценностей этого быть не может. А я вот так воспитан, я не должен видеть ваши глаза, например. И всё, тут не может быть дискуссии. А эти вещи должны быть отделены от художественного процесса. Просто их сейчас боятся, заигрывают с ними. Мало ли, кто и что говорит, это же не значит, что это должно быть фактором государственной политики.

Тайга.инфо: Ну, государство уверенно говорит, что оно действует в правовом поле, что нужно получить правовую оценку мероприятия, чтобы отменить или запретить.

— Тогда подавайте в суд, докажите в суде, что произведение призывает к насильственному свержению строя, к пропаганде расовой или национальной вражды. Вот если докажете, то на основании постановления суда запрет будет в правовом поле. Но по жизни это не так бывает. По жизни мы просто запретим, и всё.

Мы — общество очень нетерпимое, и государство в этой ситуации пытается обрести себя. Раньше оно жило по принципу «пусть распускаются все цветы». Сейчас оно говорит: «Пусть распускаются все цветы, но мы будем поддерживать только те, которые считаем нужными, а другие мы не будем поддерживать». А наша российская традиция значит, что «мы их будем топтать». А на какие ещё деньги театр может существовать в нынешней ситуации? При отсутствии закона о спонсорстве, меценатстве? Как ещё могут существовать «Красный факел» и театр Волкова, продавая билеты по 300-500 рублей, выводя на сцену по 30-40 артистов?

Оставьте мне одного Стаса Садальского, пошлую пьесу и какого-нибудь артиста из «Универа» — с этими спектаклями я буду ездить по гастролям, быстренько собирать выручку и уезжать. Вот это будет экономически целесообразно. И роль буду учить в самолете по дороге в Иркутск. Пять часов летим — пять часов репетируем. Давайте, и такой театр можно сделать. Минимизировать расходы.

Тайга.инфо: Вы сказали, что цензура недопустима, но по закону с 1 июля со сцены, например, не должен звучать мат, который есть в ряде ваших спектаклей.

— Смотрите, пока мы живём без цензуры. Это не значит, что нет каких-то советов и намёков — иногда один звонок действенней любого официального запрета. Мы живем в понятийном обществе и по понятиям, и этого никто не отрицает. Я сейчас не говорю, хорошо это или плохо, но это абсолютный факт.

Тайга.инфо: Но чисто технически теперь спектакли будут сдаваться комиссиям местных минкультов или как?

— Я в это не верю. Всё может быть, конечно, но не думаю, что цензура будет формализована в том виде, в каком она была, когда на сдачу приходила комиссия, а в ней рабочий, ткачиха и представитель райкома комсомола. Мы сейчас не понимаем, что такое запретить спектакль, но у государственного руководителя всегда есть возможность позвонить директору театра, который у него на контракте, и сказать: «Друг мой, давай-ка ты это больше играть не будешь». И всё, никакой цензуры не нужно, особенно в регионе.

У общества есть стереотип, каким должен быть театр. Огромное количество людей могут сказать: «Такого на сцене Большого быть не может»

Тайга.инфо: На волковцев, наверное, давит ещё коллективное зрительское представление о том, каким должен быть первый русский театр? Вы, судя даже по репертуарной афише, с этим представлением, кажется, пытаетесь бороться.

— До создания театра [Петра] Фоменко у общества не было стереотипа, каким должен быть «театр Фоменко». Зато у общества есть стереотип, каким должен быть Большой театр. Огромное количество людей имеет право сказать: «Такого на сцене Большого быть не может». То есть они — знают, а режиссер, балетмейстер, директор, художник — не знают. Волковскому театру 264 года, и он именно из этой серии. Есть сложившееся мнение о неких традициях, о том, что может, а чего не может позволить себе первый русский... Стереотипы! Надо с ними не революционно, а эволюционно работать. Нельзя говорить, что всё, что до меня было, — это полный ужас.

Тайга.инфо: Вы ведь озвучиваете нормальную логику нормального руководителя, почему она нуждается в артикуляции?

— Ну, хотя бы потому, что есть люди, которые считают, что жизнь начинается с них. Когда человек приезжает из большого города в маленький, возможны две крайности. Первая — это такой комплекс конкистадора. Я тут к вам, туземцам-каннибалам, пришёл и всем своим видом показываю, что вы нелюди. Ничего не знаете, ни как строить дело, ни как строить театр, ни как играть, ни как продавать билеты, ни как оформлять фойе. У вас просто «пошехонье» полное! Вторая крайность — это комплекс народника. «Мне так стыдно перед бедными пасторальными пейзанами, что я езжу на Порше Кайен. Боже мой, только бы эту первозданность и аутентичность не спугнуть!» Первое чаще бывает, второе реже. Я это видел среди наших знакомых, и это неудачный опыт. И для меня неприемлем. Мы выстраиваем в коллективе и городе уважительные партнерские и творческие отношения.

Тайга.инфо: Многие театры живут без главного режиссёра или художественного руководителя, только с директором и разными штатными или приглашёнными режиссёрами. У вас есть и худрук, и директор. Такое двуначалие и есть идеальный вариант управления театром?

— На мой взгляд, у репертуарного театра должен быть художественный руководитель. В каком формальном статусе — не важно. Формально можно назначить кого угодно, главное, чтобы он был неформальным лидером. Его художественный вкус должны признавать даже его оппоненты, непререкаемо. А что написано — не важно. Это как с актёрами: заслуженный, народный — какая разница, ходят-то на хорошего артиста. В театре могут быть какие-то удачи, но если мы говорим про выстраивание политики вдолгую, сроком хотя бы на пять лет, то не мог быть Ленком без [Марка] Захарова, «Таганка» без [Юрия] Любимова. Я говорю это не в оппонирование своим коллегам, которые считают, что может быть директорский театр. И театр Волкова мог бы существовать без худрука, и спектакли бы выпускались, и на гастроли бы ездили, только это был бы другой театр.

В театре должен быть художественный руководитель. Правда, это совершенно штучный товар, как и директор. Я считаю, это идеальная модель, хоть и трудная. Всегда есть объективные противоречия между экономической целесообразностью, логикой и творчеством. И надо их всё время решать — должны быть опыт у людей, такт, взаимопонимание и ежедневный компромисс. Вы в море купались, медузу представляете? Вы выходите из воды и идёте по камням с большой медузой в руках, и она у вас всё время выскакивает из рук, а вы её пытаетесь донести — вот я себе такой образ представляю.

Беседовала Маргарита Логинова

Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова (Волковский театр) в Ярославле - первый в России театр, который в 2010 году отметил своё 260-летие.

История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля 1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина - это была «Эсфирь» Жана Расина в переводе Фёдора Волкова. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на берегу Волги 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев», были изготовлены костюмы, декорации; сложился постоянный репертуар. Слух о молодых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы Петровны, которая в январе 1752 года вызвала их в Петербург специальным указом. С тех пор основатель театра в Ярославль больше не возвращался.Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, в те времена в России существовало немало театральных трупп, прежде всего иностранных, «баловались театром» школяры, нередки были разовые постановки театральных действ «по случаю». Тем не менее, ярославский театр Фёдора Волкова считается первым. Именно он впервые отвечал всем характеристикам, заложенным в определении - Русский Публичный Профессиональный Театр. Русский - потому что здесь русские актёры играли пьесы на русском языке. Публичный - потому что он был общедоступным, в отличие от театров дворцовых, домашних или школьных; ранжир публики в зале зависел именно от цены на билет, а не от социального статуса. Профессиональный - потому что актёры получали зарплату за свой труд, актёрство стало их профессией. Наконец, Театр - потому что это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения - с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» - зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод).

Театр в XVIII-XIX веках

Через некоторое время после отъезда Волкова в столицу театр в Ярославле перестал существовать - видимо, по финансовым причинам. Затем театры в Ярославле возникали по частной инициативе: театр в своём доме держали губернаторы - Алексей Петрович Мельгунов, Голицын; содержали театры в специально построенных зданиях князь Урусов и губернский архитектор Пётр Яковлевич Паньков. Сменялись владельцы, директора и антрепренёры, и лишь в 1882 году театр стал городским.

Отдельно стоит сказать о зданиях ярославского театра. Здание урусовского театра находилось в районе Ильинской площади; как оно выглядело, неизвестно - к концу 1810-х годов строение пришло в негодность и фотографий его не существует. Здание, построенное для собственного театра архитектором Паньковым, датируется 1819 годом; его внешний вид также неизвестен (сохранились его проектные эскизы в духе классицизма, но в какой степени они были воплощены в жизнь - неизвестно). Именно Паньков впервые разместил театр на Власьевской площади, в дальнейшем превратившейся в театральную площадь и получившей имя Фёдора Волкова. Это здание в 1840-х годах было перестроено (существует фотография, предположительно отображающая этот этап). В 1880-х годах (когда театр перешёл в городское владение) была произведена ещё одна реконструкция, и лишь это последнее строение достоверно запечатлено на фотографиях как Ярославский городской театр


К концу XIX века ярославский театр был знаменит на всю Россию как один из лучших. На этой сцене начинали свой путь Любовь Никулина-Косицкая, Пелагея Стрепетова, Иван Москвин, Леонид Собинов. К этому времени ярославский театр был признан преемником театра Фёдора Волкова, поэтому торжества по поводу 150-летия российского театра в 1900 году прошли именно здесь (тогда как 100-летие отмечалось в 1856 году в Петербурге; именно тогда Михаил Щепкин произнес знаменитую фразу «…Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!», обратив внимание на «первородство» Ярославля).

Театр в XX веке

В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект нового здания театра; конкурс выиграл архитектор Николай Спирин (проект под девизом «Танцующие в круге» в подражание павильону Жилярди в Кузьминках). Здание было построено в 1911 году - в нём Волковский театр находится и по сей день. В том же году театру было присвоено имя Ф. Г. Волкова. В октябре 1918 года театр был муниципализирован


В советское время Волковский театр также снискал славу одного из лучших в провинции. Временем расцвета его можно считать 1960-е-1970-е годы, когда художественным руководителем театра был выдающийся режиссёр, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Ефимович Шишигин. К этому времени в театре сформировалась сильнейшая труппа: народные артисты СССР и РСФСР Александра Чудинова, Клара Незванова, Лидия Макарова, Сергей Ромоданов, Григорий Белов, Валерий Нельский - легендарные имена театральной сцены.

В 2000 году в театре прошли торжества по случаю 250-летия русского театра. Волковский театр, единственный из драмтеатров, получил статус федерального.

Театр в разное время именовался по разному. Даже энциклопедические источники не дают однозначной картины. 49 том Большой советской энциклопедии второго издания даёт наименование статьи Ярославский драматический театр имени Ф. Г. Волкова, но в скобках даётся уточнение Ярославский ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени Ф. Г. Волкова. Театральная энциклопедия даёт название статьи Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова и тут же уточнение (Ярославский академический ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени Ф. Г. Волкова) 30-й том Большой советской энциклопедии третьего издания даёт название статьи Ярославский театр и далее выделение петитом имени Ф. Г. Волкова, драматический. В энциклопедии «Русский драматический театр» название статьи Российский театр драмы им. Ф. Г. Волкова.

Современное состояние театра

Сейчас Волковский - один из самых известных и крупных театров российской провинции: более 200 сотрудников (в том числе 55 чел. - труппа), две сцены - Основная (зрительный зал на 931 место) и Камерная (зрительный зал на 120 мест); в действующем репертуаре 29 наименований. В последнее время в связи со сменой руководства (с сентября 2008 года директором театра стал Борис Мездрич, с июня 2009 года главным режиссёром - Сергей Пускепалис, оба уволились по собственному желанию 14 февраля 2011 года) театр взял курс на смену имиджа: на старейшей сцене России теперь будет властвовать современная драматургия и молодая режиссура. Помимо ставшего привычным Волковского театрального фестиваля (ежегодно в октябре-ноябре; с 2009 года девиз фестиваля - «Русская драматургия на языках мира»), с 2009 года здесь проходит молодёжный театральный фестиваль «Будущее театральной России» (апрель), где свои работы представляют молодые актёры и режиссёры, только-только со студенческой скамьи.

Театр продолжает располагаться в здании, построенном для него в 1911 году - на площади, получившей имя Фёдора Волкова и по соседству с памятником основателю русского театра (установлен в 1973 году). Здание в настоящее время находится в процессе реконструкции. Некогда на месте здания располагалось русло закопанной речки Нетечи, что отрицательно влияет на его состояние.

Фёдор Григо́рьевич Во́лков

Фёдор Григо́рьевич Во́лков (1729-1763) - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра. Родился Фёдор 9 февраля (20 февраля по новому стилю) 1729 года в Костроме.Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль.


В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, - по словам Новикова, - к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры.


В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.

Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Специальным указом 1752 года она вызвала Волкова в Петербург: « …Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизвалили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…»

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада. На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый «Торжествующая Минерва», в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

Волковском театре уже есть две «Золотые Маски». Одну, в номинации «За честь и достоинство», получила народная артистка России Наталия Терентьева. Вторую - актриса Анастасия Светлова за роль Екатерины Ивановны в одноименном спектакле, это был Специальный приз Жюри с формулировкой «За предельность и полноту сценического существования».


Спектакли театра трижды выходили в шорт-лист премии. Первым стала грандиозная постановка Игоря Селина «Горе от ума», номинированная в 2010 году четырежды (лучший драматический спектакль большой формы, лучшая работа режиссера - Игорь Селин, лучшая работа художника - Александр Орлов, лучшая мужская роль - Алексей Кузьмин (Чацкий)). Затем - «Екатерина Ивановна» Евгения Марчелли, также четыре номинации (лучший драматический спектакль большой формы, лучшая работа режиссера - Евгений Марчелли, лучшая женская роль - Анастасия Светлова (Екатерина Ивановна), лучшая мужская роль - Владимир Майзингер (Стибелев)).


Спектакль «Без названия» вышел в сезоне 2011-2012 гг., на роль Михаила Платонова был приглашен Виталий Кищенко - один из любимых актеров Евгения Марчелли, с которым они работали в Советске и Омске. Спектакль получил отличные рекомендации критиков и был отобран экспертами «Золотой Маски» в шорт-лист премии, получив три номинации: лучший драматический спектакль большой формы, лучшая работа режиссера - Евгений Марчелли, лучшая мужская роль - Виталий Кищенко.


Евгений Марчелли неоднократно номинировался на «Золотую Маску», в 2006 году возглавляемый им тогда Омский драмтеатр получил специальную «маску» с формулировкой «За развитие творческих поисков». Для Виталия Кищенко это третья номинация на премию, но лауреатом он стал впервые.

Спектакли

На основной сцене:

· Антон Чехов. БЕЗ НАЗВАНИЯ. Человеческие сцены


История, сочиненная режиссером Евгением Марчелли, отдаленно напоминает сюжет всем известного фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Но если кинорежиссер использовал только отдельные сюжетные мотивы ранней пьесы А.П. Чехова «Безотцовщина», то Марчелли решился поставить пьесу целиком и развернул перед зрителями галерею колоритных типажей, отцов и детей, мужчин и женщин.

· Елена Скороходова. БУЛЬВАР УДАЧИ. Лирическая комедия в 2-х действиях.


История первая. К скромному программисту Толику Башмачкину приезжает очаровательная Мадлен из Парижа: она рассказывает о внезапно свалившемся на Толика громадном наследстве и о своем намерении выйти за него замуж.


Как меняется человек, внезапно ставший мультимиллионером? Готов ли раскаяться отпетый вор, укравший бесценное ожерелье у самых добрых и симпатичных людей? В каждой истории - преображение души героев, придающее сказочную тональность этой доброй рождественской истории.

· Федерико Гарсиа Лорка. ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

Взаимоотношения полов – дорога, которой Евгений Марчелли идет уже много лет. В «Доме Бернарды Альбы» мужчины вовсе нет, но он незримо присутствует в желаниях, фантазиях, он – та невидимая ось, вокруг которой вертится планета женщин. «Бернарда Альба», как и многие другие спектакли Марчелли, придуман на художественных контрастах.

Одни сцены разворачиваются в режиме реального времени: ровно столько, сколько уйдет на то, чтобы, подоткнув юбки и расплескивая воду из алюминиевых ведер, отдраить пол. Другие сцены, напротив, лишены реализма – это мир фантазий, мифов, неосознанных желаний

Александр Володин. С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ. Семейные истории в 2-х частях

Спектакль-участник V Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» имени А. Володина (Санкт-Петербург) - Спектакль-участник X Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург)


Почему мы расстаемся с любимыми людьми? Иногда мы и сами не знаем…В этом спектакле зрители перестают быть созерцателями, становясь – соучастниками. Володинские ситуации и диалоги - живы, узнаваемы, и потому особенно смешны, и грустны, и трогательны… Зрительный зал, расположенный на сцене, напоминает то ли цирк, то ли Колизей, где актеры и зрители экстремально близки. На расстоянии вытянутой руки – любовь, боль, надежда, отчаяние, разлука, встреча… Без фальши и лицедейства.

КАМЕРНАЯ СЦЕНА

· Катя Рубина БАБАНЯ


· Наталья Ворожбит. ВИЙ

Оригинальная версия хорошо знакомого сюжета повести Н.В. Гоголя, действие которой происходит в наши дни, частично в украинской деревне, частично в соцсетях. В малороссийскую глушь приезжают Лукас и Дамиан, студенты-философы из Франции - по приглашению Оксаны, подруги по Facebook. Случайно выйдя не на той остановке, парни попадают в украинскую ночь, которая далеко не так тиха, как кажется.

Их ждет назойливое гостеприимство местных сельчан: самогон, рассказы о вурдалаках и съеденных детях, секс в погребе, полёты во сне и наяву и мертвая невеста.

В пьесе украинки Натальи Ворожбит смешиваются комедийный хоррор и документальная драма, а гоголевская фантастика проходит проверку современными реалиями, которые оказываются пострашнее бабушкиных сказок

Руководство

Марчелли Евгений Жозефович

Художественный руководитель театра

Заслуженный деятель искусств России

Родился 19 мая 1957 года в городе Фрунзе. Сын итальянского иммигранта. Учился на актера в Ярославском театральном училище. Работал актером в Брянском театре юного зрителя. В 1986 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина в Москве, режиссерский факультет. Дипломный спектакль поставил в городе Советске (Калининградская область). С 1991 года – главный режиссер театра города Советска. Сезон 1998 – 1999 г.г. работал главным режиссером в драмтеатре Калининграда, после чего опять вернулся в Советск. С 2003 по 2008 год - главный режиссёр Омского академического театра драмы, затем до 2010 года - главный режиссер Калининградского драматического театра.Поставил около 60-ти спектаклей. Е. Марчелли - неоднократный номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска»: Лучший спектакль драмы малой формы и Лучшая работа режиссера в драме в 2005 году со спектаклем «Три сестры» А.П. Чехова, «Тильзит-театр», г. Советск; Лучший спектакль драмы большой формы и Лучшая работа режиссера в драме в 2004 году со спектаклем «Дачники» А.Пешкова, Омский академический театр драмы. В 2006 году на фестивале «Золотая маска» были показаны его спектакли «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли».

По итогам фестиваля «Золотая Маска» Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол была присуждена Омскому академическому театру драмы (главный режиссер – Евгений Марчелли) – «за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004-2005 гг.» Работы Е. Марчелли - всегда события на многих престижных российских и зарубежных фестивалях. По итогам 2005 года проектом «Грани.Ру» - ежедневная Интернет-газета» Евгений Марчелли признан лучшим режиссером российской провинции.

В 2010 году приглашен в Театр драмы имени Волкова. Первая работа в театре - в качестве приглашенного постановщика: Марчелли поставил спектакль «Екатерина Ивановна», номинированный на Национальную театральную Премию «Золотая Маска»-2011 и ставший лауреатом: исполнительница роли Екатерины Ивановны Анастасия Светлова получила специальный приз Жюри Фестиваля «Золотая Маска».С начала 261-го театрального сезона Евгений Марчелли - в штате театра как режиссер-постановщик. С января 2011 года он начал репетиции спектакля «Зойкина квартира».

В 2011 году назначен художественным руководителем театра.В 2011-2012 годах поставил спектакли «Без названия», «Двое бедных румын, говорящих по-польски», «Дом Бернарды Альбы», «Цианистый калий… С молоком или без?». В ноябре 2012 года спектакль «Без названия» номинирован на три премии «Золотая Маска»(в номинациях Лучший спектакль большой формы в драме, Лучший режиссер, Лучшая мужская роль - Виталий Кищенко). В апреле 2013 года состоялась ццеремония награждения: спектакль объявлен победителем в номинациях «Лучший спектакль в драме, большая форма» и «Лучшая мужская роль».В 2011 году избран одним из членов Совета Гильдии режиссеров при СТД, наряду с Юрием Бутусовым, Сергеем Женовачом, Евгением Каменьковичем.


Итин Юрий Константинович

Директор

Заслуженный работник культуры России, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор. В 1986 закончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС), театроведческий факультет. 1987-1990 - помощник директора Государственного театра дружбы народов.

1990-1991 – ведущий эксперт коллегии по делам искусств Министерства культуры СССР. Стажировка в театре «Гатри», г. Миннеаполис, США. 1992–2009 – проректор Российской Академии Театрального Искусства – ГИТИС. 2009–2011 – заместитель генерального директора Киностудии им. М.Горького, руководитель спецпроектов Государственного театра киноактера. С апреля 2011– директор Театра им. Фёдора Волкова.

Стаж научно-педагогической работы - 17 лет.

Лекционные курсы: «Финансы и кредит», «Введение в экономическую теорию», «Планирование и организация работы театрального коллектива», «Экономика непроизводственной сферы», «Экономика в области культуры».

Имеет 16 публикаций, из них 8 учебно-методических и 8 научных работ, используемых в педагогической практике.

Актеры

· Асанкина Наталья Евгеньевна

С 1995 года – актриса Ярославского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова.

С 2008 года ведет курс «Сценическая речь» в Ярославском государственном театральном институте.

Награждения

Диплом за исполнение роли Марьяны в спектакле «Кавказский роман» по произведениям Л. Толстого. V Российский театральный фестиваль «Голоса истории». Вологда, 1999.

Зубков Андрей Владимирович

Родился 20.11.1969


Окончил Ярославское театральное училище (ВУЗ) в 1992 году (руководитель курса С.Ф. Куценко)С 1992 года артист Ярославского академического орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г. Волкова (далее Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова)

· Крылова Галина Геннадьевна

Окончила Ярославское театральное училище в 1977 году (руководитель курса В.С. Нельский), Ярославский государственный театральный институт в 1985 году (руководитель курса Г.Б. Дроздов)С 1977 года артистка Ярославского академического орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г. Волкова (далее Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова)В 1999 году присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».С 2003 года ведет курс «Мастерство актера» в Ярославском государственном театральном институте.С 1989 года член СТД РФ.

· Мундум Евгений Константинович.


Родился 13. 06. 1962 г.Окончил Государственный институт театрального искусства им. Луначарского в 1988 году.1987 – 1988 гг. артист Театра юного зрителя (Рига)1989 г. артист Театра-студии-88 п/р Паламишева (Москва)1990 г. артист Музыкального театра

С 1990 года артист Ярославского академического орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г. Волкова (далее Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова).В 2008 году присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». С 1992 года член СТД РФ

Полный список актеров

1. Асанкина Наталья Евгеньевна

2. Асташин Вадим Михайлович

3. Варанкин Илья Сергеевич

4. Веселова Ирина Геннадьевна

5. Ветошкина Любовь Филипповна

6. Даушев Виталий Айдарович

7. Долгова Евгения Владимировна

8. Ефанова Галина Михайловна

9. Знакомцева Юлия Вадимовна

10. Зубков Андрей Владимирович

11. Иванов Семeн Владимирович

12. Иванова Татьяна Борисовна

13. Исаева Татьяна Ивановна

14. Искратов Кирилл Сергеевич

15. Карпов Сергей Анатольевич

16. Киммельман Владимир Игоревич

17. Кириллов Валерий Юрьевич

18. Кондратьева Наталья Борисовна

19. Краснопёров Николай Олегович

20. Круглов Юрий Александрович

21. Крылова Галина Геннадьевна

22. Кудымов Николай Геннадьевич

23. Кузьмин Алексей Евгеньевич

24. Курышев Виктор Николаевич

25. Кучеренко Наталья Николаевна

26. Лавров Николай Алексеевич

28. Малькова Татьяна Вячеславовна

29. Мацюк Наталья Николаевна

30. Мирошникова Виктория Сергеевна

31. Мундум Евгений Константинович

32. Наумкина Ирина Валерьевна

33. Новиков Олег Валентинович

34. Павлов Олег Григорьевич

35. Пешков Анатолий Филиппович

36. Подзин Максим Евгеньевич

37. Позднякова Татьяна Константиновна

38. Полумогина Мария Олеговна

39. Пошехонова Людмила Николаевна

40. Родина Евгения Александровна

41. Светлова Анастасия Андреевна

42. Сидорова Ирина Сергеевна

43. Смирнов Валерий Павлович

44. Смышляева Елена Михайловна

45. Соколов Валерий Константинович

46. Солопов Владимир Алексеевич

47. Спиридонова Светлана Владимировна

48. Старк Ольга Михайловна

49. Терентьева Наталия Ивановна

50. Тимченко Марина Борисовна

51. Ткачёва Анна Борисовна

52. Фомина Ольга Генадьевна

53. Халюзов Руслан Олегович

54. Цепов Сергей Вячеславович

55. Чельцова Ирина Фёдоровна

56. Чилин-Гири Александра Ричардовна

57. Шевчук Елена Александровна

58. Шибанков Владимир Михайлович

59. Шрайбер Николай Яковлевич

60. Яковлев Сергей Вячеславович

Планы зала.


Реконструкция и ремонт

2013 год

Начало 264-го сезона Театр им. Ф.Волкова встретил обновленным после очередного этапа капитального ремонта с элементами реконструкции и реставрации. Что наиболее значимо, театр переживает столь сложный период, оставаясь в рабочем состоянии, не покидая здание на годы, как это происходит зачастую при реконструкциях.

Фасад. Полностью отреставрирована историческая часть фасада. Целиком обновлен штукатурный слой. Первозданный вид обрели горельефы и скульптуры на фасаде здания, прежде имевшие вид потемневший и полуразрушенный. На исторической и колосниковой частях фасада установлены более 160 светильников, которые создают подсветку в вечернее время. Это демонстрирует парадный облик здания, занимающего центральное положение в городском ландшафте.

Кровля, гидроизоляция. Полностью заменена кровля театра (старому покрытию насчитывалось около пяти десятков лет). А для защиты от вод подземной речки, на которой стоит здание, сделана гидроизоляция фундамента. Это предотвратит быстрое разрушение фасада, что наблюдалось после предыдущих ремонтов.

Интерьеры. Кардинальные изменения произошли в зрительском фойе первого этажа. Здесь появилась лепнина, новые светильники, декоративные двери в кассовый зал. В фойе второго этажа выполнена потолочная роспись. Таким его задумывал еще архитектор Спирин при строительстве здания, но тогда из-за начавшейся Первой мировой его планы воплотить не удалось. Также на втором этаже обновлены паркет и люстры.


Преобразились лестницы, гардеробы, туалет. Изменился и зрительский буфет: после ремонта и установки нового звукового оборудования он станет еще одной арт-площадкой, на которой могут быть реализованы разнообразные проекты.

В театре заменено около 90 старых окон и дверных проемов, отремонтирован ряд рабочих помещений. В зале проведена капитальная уборка, включая химчистку одежды сцены и чистку огромного вензеля «ФВ» над сценическим порталом.

История реконструкции здания

В ХХ веке театр, построенный по проекту Н.А. Спирина, несколько раз ремонтировался: первый раз - в 1927 году, затем в 1932 и 1953 годах. Изменения были незначительные - интерьеры перекрасили в голубой, палевый, серый, белый тона, перестроена правительственная ложа, заменены двери, укреплены оконные рамы. Тем не менее, каждый раз после ремонта что-то терялось в облике театра. К примеру, исчез привычный цвет интерьеров, пропали люстры и светильники из зала, изменились рельефы в главном фойе, обшивка кресел и некоторые другие детали.

В 1965 году была осуществлена первая большая реконструкция Волковского театра, точнее – его перестройка. К существующему зданию присоединили большой объем, практически вдвое увеличив размер театра. По замыслу главного режиссера театра Ф.Е Шишигина и руководителя архитектурной реконструкции театра – художника А.М. Левитана - в фойе 2-го этажа были выполнены скульптурные барельефы. В сюжете этих барельефов - своеобразное театральное «житие» первого русского актера Федора Волкова: важнейшие эпизоды спектакля «Федор Волков», поставленного народным артистом СССР Ф.Е. Шишигиным на Волковской сцене в 1963 году. Перестройка 1965 года была сделана весьма удачно – облик памятника архитектуры не пострадал.

В связи с подготовкой к празднованию 250-летия со дня основания первого русского театра, в 1997 году был объявлен конкурс на реконструкцию здания. Победителем в этом конкурсе стал проект фирмы «Дизайнпространство». Опираясь на архивные документы, специалисты фирмы пришли к мнению, что в старой части театра возможны только ремонтно-реставрационные работы. Анализ чертежей архитектора Н.А. Спирина показал, что некоторые спроектированные им фрагменты в процессе строительства театра не нашли воплощения, например, отсутствовала декоративная лепнина, обрамляющая окна второго этажа боковых фасадов. Зондажи, сделанные реставраторами в интерьере и на фасадах, помогли выявить их первоначальный цвет: нижний этаж был выкрашен охрой с добавлением розового оттенка, а верхний – светлой охрой.

Наибольшие споры среди реставраторов вызвало предложение о замене трехфигурной скульптуры на главном фасаде. Она, хотя и выполнена по рисунку Н.А. Спирина, но имеет вторичный характер и заимствована у выдающегося архитектора русского классицизма ХIХ века Доменико Жилярди. Подобной скульптурой Жилярди оформил Музыкальный павильон Конного двора в подмосковной усадьбе графа С.М. Голицина в Кузьминках в 1820-1823 годах. Кроме того, подобную группу Жилярди выполнил в эти же годы для дома князя С.С. Гагарина. По этой причине ярославские архитекторы пришли к заключению, что реставрация скульптуры не имеет смысла, оказалось проще заме

Материал подготовила Зубкова Юлия

Директор Ярославского государственного академического театра имени Волкова, бывший генеральный директор автономной некоммерческой организации «7 студия», (задержан как подозреваемый в рамках расследования уголовного дела о хищении бюджетных средств в московской организации «7 студия».

«Биография»

Заслуженный работник культуры России, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор

В 1986 закончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС), театроведческий факультет. 1987–1990 - помощник директора Государственного театра дружбы народов.

1990–1991 - ведущий эксперт коллегии по делам искусств Министерства культуры СССР.

«Связи / Партнеры»

«Новости»

Фигуранту дела «Седьмой студии» Итину вызвали скорую в суд

Бывшему генеральному директору «Седьмой студии» Юрию Итину, обвиняемому в хищении бюджетных средств, вызвали скорую помощь в Басманный суд Москвы. Об этом РБК сообщила пресс-секретарь суда Юнона Царева.

Фигуранту дела «Седьмой студии» Итину продлили домашний арест

Мосгорсуд удовлетворил ходатайство следствия о продлении домашнего ареста продюсеру Юрию Итину, проходящему по делу «Седьмой студии». Об этом сообщает ТАСС.

Директор Большого театра поручился за экс-главу студии Серебренникова

Директор Большого театра Владимир Урин направил в Басманный суд личное поручительство за бывшего директора некоммерческой организации «Седьмая студия» Юрия Итина

кс-директора «Седьмой студии» поместили под домашний арест

Суд отправил под домашний арест подозреваемого в мошенничестве бывшего директора «Седьмой студии» Юрия Итина

Пресненский суд Москвы отправил под домашний арест бывшего генерального директора «Седьмой студии» Юрия Итина. Об этом сообщает корреспондент РБК.

Согласно решению судьи, Итин будет находиться под домашним арестом до 19 июля. Ему запрещается общаться с журналистами и другими лицами на тему расследования этого дела, за исключением адвокатов, а также пользоваться интернетом.

Директор Волковского театра Юрий Итин задержан по делу о хищении бюджетных средств

Вчера в Москве следователями Следственного комитета РФ был задержан директор Ярославского государственного академического театра имени Волкова Юрий Итин. Юрий Константинович задержан как подозреваемый в рамках расследования уголовного дела, не связанного с деятельностью на посту директора Волковского театра. Речь идет о хищении бюджетных средств в московской организации «7 студия».

Бывший гендиректор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин задержан по делу о хищениях

Бывший генеральный директор автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева задержаны по делу о хищениях бюджетных средств. Об этом ТАСС рассказала представитель Главного следственного управления СКР по Москве Юлия Иванова. По ее словам, возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Бывший директор «Седьмой студии» отправлен под домашний арест

Пресненский суд Москвы отправил под домашний арест бывшего директора «Седьмой студии», Юрия Итина – фигуранта уголовного дела о хищении бюджетных средств, в рамках которого 23 мая в Москве прошли обыски в «Гоголь-центре» и в квартире его основателя, режиссера Кирилла Серебренникова.

Экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер организации Нина Масляева задержаны

Экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер организации Нина Масляева задержаны по делу о хищении бюджетных средств. Об этом сообщила представитель московского управления следственного комитета Юлия Иванова. По ее словам, уголовное дело возбуждено по статье «Мошенничество в особо крупном размере».

Экс-гендиректор «Седьмой студии» Итин отправлен под домашний арест

Пресненский суд столицы отправил под домашний арест экс-гендиректора «Седьмой студии» до 19 июля по делу о хищении бюджетных средств. Представитель гособвинения в ходе судебного заседания просил арестовать Юрия Итина. В свою очередь, сам подозреваемый сообщил о готовности сотрудничать со следствием.

Задержанная по делу «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова согласилась признать вину

Второй задержанный по делу - бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин - заявил в суде: «Я признаю свою халатность». Следователь сообщил, что вину в хищении Итин не признает.

Фигурантов дела о мошенничестве, в рамках которого были обыски в «Гоголь-центре», подозревают в хищении 1 млн 300 т.р.

Фигурантов дела о мошенничестве, в рамках которого были обыски в «Гоголь-центре», подозревают в хищении не 200 миллионов, а 1-го миллиона 300 тысяч рублей. Именно такая сумма указана в материалах дела, - сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Пресненского суда Москвы. Были задержаны Юрий Итин и Нина Масляева – это бывший гендиректор и бывший главный бухгалтер «Седьмой студии», основанной режиссером Кириллом Серебренниковым. Адвокат Павел Тепухин сказал, что Масляева готова признать вину и пойти на сделку со следствием. В то же время Юрий Итин настаивает на своей невиновности.

Ассоциация театральных критиков увидела в обысках в «Гоголь-центре» политический подтекст

В организации выcказали поддержку фигурантам уголовного дела о хищении выделенных «Седьмой студии» 200 млн рублей — художественному руководителю «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову, директору Российского академического молодежного театра Софье Апфельбаум и экс-главе «Седьмой студии» Юрию Итину.

Сокуров рассказал, как режиссер Серебренников себя чувствует после обысков и допроса

По версии следствия, лицами из числа руководства «Седьмой студии» с 2011-го по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 млн рублей, выделенные постановлением правительства РФ на развитие и популяризацию искусства.

По подозрению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) задержаны экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, который в настоящее время возглавляет театр имени Федора Волкова в Ярославле, а также бывший главный бухгалтер Нина Масляева, которая уже «сотрудничает со следствием».

В мэрии Москвы призвали не нагнетать ситуацию вокруг обысков в «Гоголь-центре»

Гендиректор Большого театра Владимир Урин уже написал письмо президенту РФ Владимиру Путину из-за обысков у художественного руководителя «Гоголь-центра». «Я считаю, что как это было сделано в отношении режиссера, это неправильно. Он художник, человек, не отвечающий, с моей точки зрения, и как я знаю, не отвечающий за финансовую составляющую», - пишет Урин.

Ранее стало известно, что бывший генеральный директор и экс-главный бухгалтер организации «Седьмая студия», созданной худруком «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым, Юрий Итин и Нина Масляева задержаны по делу о хищении.

Театральная элита написала Путину письмо в защиту ростовского режиссера Кирилла Серебренникова

На защиту Кирилла Серебрянникова встали даже знаменитые московские актеры. Коллеги по театру собрали подписи в поддержку режиссера, а актер Евгений Миронов нашел повод передать документ президенту Владимиру Путину после вручения высоких наград в Кремле. Петицию поддержали такие мэтры как Олег Табаков, Марк Захаров, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш и многие другие.

Тем временем в следственном комитете Москвы сообщили, что по делу о хищениях бюджетных соедств уже задержаны двое подозреваемых — бывший генеральный директор «Седьмой студии» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева. Их подозревают в том, что с 2011 по 2014 год они присваивали себе бюджетные деньги. Общая сумма похищенных средств составила 200 миллионов рублей. Бывшим сотрудникам «Седьмой студии» вменяется статья «Мошенничество в особо крупном размере».

Второй день продолжается под знаком «Гоголь Центра» и «КС». После вчерашнего шока: внезапный обыск у Кирилла Серебренникова, заточение актёров в театре и лишение их мобильной связи, выброс в информполе многомиллионных сумм, якобы похищенных, допрос КС и отпущение домой, наконец, задержание двух фигурантов — журналисты приходят в себя. Задают вопросы, иногда получают ответы.

Кирилл Серебренников.

Вопрос человеческий — как можно так обращаться с людьми? Даже в чём-то подозреваемых. Держать людей (в основном молодых) в замкнутом пространстве одного театра, изъяв у них мобильные телефоны. А если кого-то из них в это время ищет мама, которой плохо? Ей нужны лекарства, а сын/дочь не отвечают, как в воду канул. Представляете, состояние матери, бабушки, отца, жены? А я, мать и не робкого десятка, очень даже хорошо представляю. Речь что, идёт о задержании группы террористов? Что такого могут актёры, всего-навсего исполнители, знать о жизни администрации своего театра, или параллельной творческой жизни худрука настолько, что можно всерьез опасаться утечки какой-то важной информации.

Вопрос честный — в этой истории Кирилла Серебренникова сейчас самое громкое, и даже те, кто прежде его не слышал, равно как о «Гоголь Центре», теперь в курсе — бьют, обижают, а за что — не имеет значения. Суть экономических претензий и подозрений никого не волнует. Волнует политика, режим, у которого главная жертва — Кирилл Серебренников. Даже скучно от такого шаблонного мышления, где главным шаблонной фигурой становится сам талантливый художник. Ему это как в портфолио — политический капитал? И все?

Но названы два имени, связанные с ним по этому делу — Юрий Итин и Нина Масляева. О них никто не говорит, как будто их и не существует. Не кричат как о жертвах, несправедливо повязанных. Как будто само собой разумеющийся факт: вот именно они и ответят за те 216 миллионов рублей, которые «повешены» на «Седьмую студию» и её главный проект пятилетней давности — «Платформу».

Итак, кто эти люди, о которых сегодня, кроме Следственного комитета и журналистов не вспоминают? Юрий Итин, бывший директор «Седьмой студии», на сегодняшний день является директором первого российского театра — имени Волкова в Ярославле. Выпускник ГИТИСа, в своё время был заместителем ректора театрального института, и вот уже семь лет трудится в Ярославле. Звоню художественному руководителю Волковского театра Евгению Марчели. Тот в шоке, поскольку о задержании своего директора узнал, находясь на гастролях в Омске.

— Мы семь лет работаем с Юрием Константиновичем. У меня ничего кроме хороших рекомендаций: грамотнейший специалист, ни одной запятой не пропустит. За семь лет он театр, который стоял в центре города в ужасном виде, а из стен его деревья росли, капитально отремонтировал здание по фасаду, произвел капитальный ремонт, поменял сцену. И всё это сделал, не останавливая работу театра.

Юрий Итин действительно один из лучших российских директоров, достаточно зайти в театр, чтобы это понять: чистота, порядок, а главное — производственно обеспечен творческий процесс: на трех сценах одна за одной выпускаются премьеры. Репутация театра в глазах областного начальства выросла.

Теперь Нина Масляева, бывший бухгалтер «Седьмой студии». Характеристику её получаю в театре «У Никитских ворот», где с конца 2015-го года она работает главным бухгалтером.

— Замечательный работник, у нас нет никаких претензий к ней, — говорит худрук Марк Розовский. — Мы, конечно, вздрогнули, услышав по телевизору о задержании Нины. Мы не знали, что она работала с Кириллом Серебренниковым в «Седьмой студии». Знаете, стоящего главного бухгалтера в бюджетное учреждение, особенно в театр, найти сложно. Мы довольны её работой.

Теперь вопрос: встанет театральное сообщество на защиту этих людей? Или они будут стрелочниками?

Ещё один, который волнует всех — театральных и нетеатральных. Если были какие-то нарушения (а это надо ещё доказать), почему надо было доводить дело до внезапных обысков, слива «преступной» информации «о преступном сговоре» в информагентства, которая только всех запутывает, потому что слишком много мутного? Иначе два дня страна захвачена театральным детективом, как о наркокартеле, сеть которого ветвится по России.

И главный вопрос — будут ли обнародованы результаты проверки работы «Седьмой студии» на Винзаводе? Которые поставят точки над «i»: действительно были нарушения или, наоборот, всё чисто? Бесхозяйственность это или нормальная человеческая слабость? Пока этого не произойдет, ясности не наступит, а подозрения и слухи будут множиться, формироваться устойчивые мифы — о политических жертвах, невинных творцах, борьбе кремлевских башен. Впрочем, как показывает жизнь, надеяться на доступ к информации такого рода не приходится.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней