Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыка. Музыкальное искусство в эпоху просвещения Бытовая вокальная лирика

Урок мировой художественной культуры.

Музыкальная культура России эпохи Просвещения .

Материалы к уроку:

Литература.

1. История русской музыки. Т.1.

2. Детская энциклопедия. Т 12.

3. Энциклопедический словарь юного музыканта.

Слайды.

1. Е. Лансере. "Корабли времён Петра I ."

2. Добужинский. "Пётр I в Голландии."

3. Хлебовский. "Ассамблея при Петре I "

Фрагменты музыкальных произведений.

1. Хор " Буря море раздымает".

2.Канты и виваты.

Ход урока.

1 . Экспозиция.

На фоне хора " буря море раздымает" проецируются картины " Корабли времён Петра I " и " Пётр I в Голландии ".

2 . Постановка проблемы .

Особый путь развития русской музыки. Какие музыкальные жанры развивались в эпоху Петра. Чем отличалась русская опера от европейской.

Учитель: Реформы Петра I , направленные на развитие и укрепление государства, способствовали расцвету русской светской культуры. В это время появляются новые формы музицирования и новые музыкальные жанры. По указу Петра создаются духовые оркестры. В каждой воинской части был свой духовой оркестр, формировавшийся из солдатских детей. эти оркестры играют на торжественных парадах и праздниках. особой популярностью пользуются роговые оркестры, состоящие из охотничьих рогов разной величины. Эти рога издавали только один звук, одну ноту и для самого простого музыкального

произведения их требовалось не менее 50 штук. Роговые крепостные оркестры исполняли даже произведения Гайдна и Моцарта. Современники, слышавшие игру этих оркестров, восхищались необычной красотой их звучания.

В этот период дальнейшее развитие получает и давняя русская традиция хорового пения. В рукописных музыкальных альбомах XVIII века можно найти записи песен для трёх голосов, так называемых кантов. Канты были самого разного содержания: лирические, пасторальные, серенады исполнялись в домах любителей музыки на домашних вечерах.

Звучат канты "Мире лукавый", " Ах, свет мой горький"

Были канты хвалебные, их часто исполняли во время праздников, воспевая героические подвиги царя, военные победы. Были канты застольные, шутли вые.

Звучит кант " Два каплуна - хоробруна"

Вначале канты исполнялись без музыкального сопровождения, затем под аккомпанемент гитары или клавесина.

Кроме кантов исполнялись и так называемые виваты - специально сочинённые в честь военных побед канты

Звучит виват " Радуйся русской земле"

Но кроме торжественной музыки нужна была и другая музыка - для развлечений и танцев. На ассамблеях играли новые европейские танцы: менуэты, контрдансы. В кругу русского дворянства менуэт стал " королём танца". как впоследствии - вальс.

Проецируется картина Хлебовского " Ассамблея при Петре I "на фоне "Менуэта" Боккерини .

В последние годы царствования Петра зарождается концертная жизнь. В домах вельмож появляются домашние оркестры- капеллы, способные исполнять серьёзную музыку европейских композиторов. И в это же время наивысшего расцвета достигает партесный стиль хорового пения(до 12 голосов).

Звучит фрагмент " Воскресенского канона"

Поэт Державин назвал 1730 -1740 годы - " веком песен". В это время кант переходит постепенно в романс, (" российскую песню", как его вначале называли), исполняемый одним голосом.

Звучит романс Дубянского " Стонет сизый голубок"

В XVIII веке начинают собирать и обрабатывать русские народные песни, на основе которых и развивается вся русская музыка этого века. Особенно многим обязана песне русская опера.

В русской музыке XVIII века опера стала особенно значительным жанром, а самой популярной была опера комическая. Либретто для опер писали такие

известные драматурги как Сумароков, Княжнин, Крылов. Героями их становятся типичные русские персонажи: хвастливый барин - помещик, пронырливый купец, хитрый слуга, наивная, простодушная девушка. В ранних русских операх всегда присутствовали черты сатиры, обличения и морализаторства. Нравственные достоинства простых людей противопоставлялись порокам дворян. в русскую оперу с самых первых её дней проникает протест против крепостнического произвола, социального неравенства. До нашего времени дощли всего 5 опер:

" Анюта"- либретто Попова, композитор неизвестен, партитура не сохранилась.

" Розана и Любим" - - либретто Николаева, композитор Керцелли.

" Мельник - колдун, обманщик и сват" - либретто Аблесимова, музыка Соколовского - первый типичный образец русской народно- бытовой комической оперы.

" Несчастье от кареты или Санкт-Петербургский гостиный двор" - либретто Матинского, музыка Пашкевича.

" Ямщики на подставе" музыка Фомина. XIX веке.

Эти первые оперы представляли собой чередование разговорных диалогов и песенных номеров, но музыка ещё не играла в них главной роли.

В силу особых исторических обстоятельств художественная культура России в век Просвещения не выдвинула композиторов общемирового значения, но она дала ряд интересных ярких дарований, которые подготовили расцвет и всемирное признание русской музыки в XI Х веке.

Учитель подводит учащихся к решению проблемы урока и ответам на вопросы, поставленные в начале урока.

МКОУ Синявская СОШ

Музыкальная культура эпохи Просвещения

Урок-лекция

Провели учащиеся 10-го класса

Учитель Н

2013 год.

Цель урока: раскрыть специфику музыкальной культуры эпохи Просвещения.

Задачи урока: охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы; рассказать о творчестве композиторов «Венской классической школы»; формировать умение адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

План урока:

1.Рождение комической оперы.

2. «Венская классическая школа».

Й. Гайдин.

Ход урока

1.Рождение комической оперы.

Во всемирную историю 18 век вошёл как «век разума и просвещения». Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, приводит к стремительному развитию естественных наук, литературы и искусства.

Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в музыке 18 века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музыцирования, возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных групп, развитие музыкального образования и становление концертной деятельности, появление национальной композиторской школы подготовили создание и расцвет классической музыки в 19 веке. Главное место среди музыкальных жанров являлась опера. Комическая опера сложилась в странах с развитой оперной культурой в качестве альтернативы придворной опере-сериа. Ее Родиной считается Италия, где этот жанр носил название опера-буфф (итал. opera buffa – комическая опера). Ее источниками стали комедийные оперы римской школы 17 в. и комедия дель арте. Поначалу это были забавные интермедии, вставлявшиеся для эмоциональной разрядки между актами оперы-сериа. Первой оперой-буффа стала «Служанка-госпожа Дж. Б. Перголези», написанная композитором как интермедии к своей же опере-сериа Гордый пленник (1733). В дальнейшем оперы-буффа стали исполняться самостоятельно. Их отличали небольшие масштабы, малое количество действующих лиц, арии буффонного типа, скороговорка в вокальных партиях, усиление и развитие ансамблей (в противовес опере-сериа, где основой были солирующие партии, а ансамбли и хоры почти не использовались). В музыкальной драматургии базой служили песенные и танцевальные народные жанры. Позже в оперу-буффа проникли лирические и сентиментальные черты, сдвигавшие ее от грубоватой комедии дель арте к прихотливой проблематике и сюжетным принципам К. Гоцци. Развитие оперы-буффа связано с именами композиторов Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза.

Во Франции жанр развивался под названием opéra comique (фр. – комическая опера). Возник как сатирическая пародия на «большую оперу». В отличие от итальянской линии развития, во Франции жанр изначально формировался авторами-драматургами, что обусловило сочетание музыкальных номеров с разговорными диалогами. Так, автором первой французской opéra comique считается (Деревенский колдун, 1752). Музыкальная драматургия opéra comique развивалась в творчестве композиторов Э. Дуни, Ф. Филидора. В предреволюционную эпоху opéra comique приобрела романтическую направленность, насыщенность серьезными чувствами и актуальным содержанием (композиторы П. Монсиньи, А. Гретри).

2.Великие композиторы

Ученик 1 . ГАЙДН Йозеф (1732-1809) - австрийский композитор, основоположник классической симфонии и квартета, представитель венской композиторской школы . В детские годы служил певчим в хоре собора Св. Стефана в Вене. Искусством композиции овладел самостоятельно. Более 30 лет служил у венгерского князя Эстерхази руководителем музыкальной капеллы. Последние годы жил в Вене; в 90-х гг. совершил две поездки в Лондон. Гайдн оставил огромное творческое наследие - свыше 100 симфоний, более 30 опер, оратории (среди них - “Сотворение мира”, “Времена года”, “Семь слов Христа на кресте”), 14 месс (в т. ч. “Нельсон-месса”, “Месса Терезия”, “Harmoniemesse”), 83 струнных квартета, 52 сонаты для фортепьяно, множество инструментальных пьес и песен. Вершина его творчества - двенадцать так называемых “Лондонских симфоний” (написанных в основном в Англии); среди других симфоний широчайшей популярностью пользуются “Прощальная” (№ 45), а также “Траурная” (№ 44), “Мария Терезия” (№ 48), “Страсть” (№ 49), “Охота” (№ 73), 6 парижских симфоний (№ 82-87), “Оксфордская” (№ 92).Его произведения отмечены богатством содержания, в них воспеваются светлые стороны жизни, непосредственная радость бытия . Однако им присущи также и взволнованная патетика, и глубокий драматизм, и открытое добродушие, и лукавый юмор. Музыка Гайдна подлинно народна, проникнута оптимизмом, полна изящества и обаяния. Неистощимая мелодичность, стройность формы, простота и ясность образов делают ее понятной и доступной широчайшим кругам слушателей. Гайдновская реформа в области симфонии, а также роль композитора в формировании состава симфонического оркестра имели огромное историческое значение, утвердив за Гайдном почетный титул “отца симфонии”. “Гайдн - необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена”, - писал П. И. Чайковский.


Ученик 2. Во́льфганг Амаде́й Мо́царт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, теперь этот город находится на территории Австрии. Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец - скрипач и композитор Леопольд Моцарт . С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В годах он служил концертмейстером, в - органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 годами совершил три поездки в Италию; в 1770 году был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой "Митридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767, Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан), "Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2-х кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера "Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше . После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 года Моцарт - камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра - весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе - "Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта - "Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

Ученик 3. Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, предположительно это 16 декабря . Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн. Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и симфонии. В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине. После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели , квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.

3.Учитель предлагает школьникам следующую задачу:

Задание 1

Это один из редчайших примеров в истории мировой культуры, когда новый музыкальный жанр был создан не композитором, а… философом. Естественно, он не владел в полной мере композиторским мастерством, однако сумел сделать оперный спектакль не элитарным, а демократическим, понятным и доступным широкой публике. Назовите имя этого философа и созданное им музыкальное произведение.

Ответ : в 1752 г. создал первую французскую комическую оперу под названием «Деревенский колдун».

Задание 2

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и её виднейшие мастера – Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Кристоф Виллибальд Глюк. Один из них создал более 100 симфоний и был назван «отцом симфонии». Среди его симфонических работ наиболее известны: «Сотворение мира», «Времена года», «Траурная», «Прощальная». Назовите имя этого композитора. Расскажите о творчестве этого мастера и о своём восприятии его произведений.

Ответ: Йозеф Гайдн.

Моцарт ушел, не оставив надгробий. Пальцы послушны. И клавиши быстры.

Так исчезают из жизни цветы. А небосвод навсегда голубой.

Без лицемерно-пустых славословий - Выпало счастье маэстро, артисту

Лёгкий и солнечный луч с высоты. Жить возле неба и рядом с землёй.

Призрак удачи и сумрак сомнений, Моцарт – и вспомнится локон летящий.

И череда бесконечных разлук Моцарт – и музыки лёгкий разбег.

На вдохновенье не бросили тени, Неподражаемый, неуходящий,

В. Боровицкая

Домашнее задание:

Опережающее задание: учащиеся уже готовили репортаж о памятниках античного Рима. Теперь им предлагается вновь побыть в роли журналистов и подготовить репортажи о памятниках культуры эпохи Просвещения из Москвы и Санкт-Петербурга.

Музыкальный классицизм и основные этапы его развития

Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII вв. Название «классицизм» происходит от обращения к классической древности как высшей норме эстетического совершенства. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии порядка и гармонии в природе и внутреннем мире человека. Эстетика классицизма содержит сумму обязательных строгих правил, которым должно отвечать художественное произведение. Важнейшие из них – требование равновесия красоты и истины, логической ясности, стройности и законченности композиции, строгих пропорций, чёткого разграничения жанров.

В развитии классицизма отмечают 2 этапа:

Классицизм XVII века, развивавшийся отчасти в борьбе с искусством барокко, отчасти во взаимодействии с ним.

Просветительский классицизм XVIII века.

Классицизм XVII века – во многом антитеза барокко. Наиболее законченное выражение получает во Франции. Это была эпоха расцвета абсолютной монархии, оказавшей высочайшее покровительство придворному искусству и требовавшей от него пышности и великолепия. Вершиной французского классицизма в области театрального искусства стали трагедии Корнеля и Расина, а также комедии Мольера, на чьё творчество опирался Люлли. Его «лирические трагедии» несут на себе печать воздействия классицизма (строгая логичность построения, героика, выдержанный характер), хотя им присущи и черты барокко – пышность его опер, обилие танцев, шествий, хоров.

Классицизм XVIII века совпал с эпохой Просвещения. Просвещение – широкое движение в философии, литературе, искусстве, охватившее все европейские страны. Название «Просвещение» объясняется тем, что философы этой эпохи (Вольтер, Дидро, Руссо) стремились просвещать своих сограждан, пытались решать вопросы устройства человеческого общества, природы человека, его прав. Просветители исходили из представления о всемогуществе человеческого разума. Вера в человека, в его разум определяет светлый, оптимистичный настрой, присущий воззрениям деятелей Просвещения.

В центре музыкально-эстетических споров – опера. Французские энциклопедисты считали её жанром, в котором должно быть восстановлен синтез искусств, существовавший в античном театре. Эта мысль легла в основу оперной реформы К.В. Глюка.

Великим завоеванием просветительского классицизма является создание жанра симфонии (сонатно-симфонического цикла) и сонатной формы, что связывается с творчеством композиторов мангеймской школы. Мангеймская школа, сложилась в г. Мангейме (Германия) в середине XVIII века на основе придворной капеллы, в которой работали главным образом чешские музыканты (крупнейший представитель – чех Ян Стамиц). В творчестве композиторов мангеймской школы утвердились 4-хчастная структура симфонии и классический состав оркестра.

Мангеймская школа стала предшественницей венской классической школы – музыкальное направление, обозначающее творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена. В творчестве венских классиков окончательно сформировались сонатно-симфонический цикл, который стал классическим, а также жанры камерного ансамбля и концерта.

Среди инструментальных жанров особой популярностью пользовались различные виды бытовой развлекательной музыки – серенады, дивертисменты, звучавшие на открытом воздухе в вечернее время. Дивертисмент (франц. развлечение) – инструментальные многочастные произведения для камерного ансамбля или оркестра, соединяющие в себе черты сонаты и сюиты и близкие серенаде, ноктюрну.

К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) – немец по происхождению (родился в г. Эрасбахе (Бавария, Германия)), тем не менее, является одним из выдающихся представителей венской классической школы.

Реформаторская деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и осуществлялась в русле эстетики классицизма. Всего Глюк написал около 40 опер – итальянских и французских, buffa и seria, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе видное место в истории музыки.

Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к партитуре оперы «Альцеста». Они сводятся к следующему:

Музыка должна выражать поэтический текст оперы, она не может существовать сама по себе, вне драматического действия. Таким образом, Глюк существенно повышает роль литературно-драматической основы оперы, подчиняя музыку драме.

Опера должна оказывать нравственное воздействие на человека, отсюда – обращение к античным сюжетам с их высоким пафосом и благородством («Орфей и Эвридика», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде»). Г. Берлиоз назвал Глюка «Эсхилом музыки».

Опера должна соответствовать «трём великим принципам прекрасного во всех видах искусства» - «простоте, правде и естественности». Необходимо избавить оперу от излишней виртуозности и вокальной орнаментики (присущей итальянской опере), запутанных сюжетов.

Не должно быть резкого контраста между арией и речитативом. Глюк заменяет речитатив secco аккомпанированным, в результате чего он приближается к арии (в традиционной опере-seria речитативы служили лишь связкой между концертными номерами).

Глюк по-новому трактует и арии: он вносит черты импровизационной свободы, развитие музыкального материала связывает с изменением психологического состояния героя. Арии, речитативы и хоры объединяются в большие драматические сцены.

Увертюра должна предвосхищать содержание оперы, вводить слушателей в её атмосферу.

Балет не должен быть вставным номером, не связанным с действием оперы. Его введение должно обуславливаться ходом драматического действия.

Большая часть этих принципов воплотилась в опере «Орфей и Эвридика» (премьера в 1762). Эта опера знаменует начало нового этапа не только в творчестве Глюка, но и в истории всей европейской оперы. За «Орфеем» последовала другая его новаторская опера – «Альцеста» (1767).

В Париже Глюк написал другие реформаторские оперы: «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779). Постановка каждой из них превращалась в грандиозное событие в жизни Парижа, вызывая бурную полемику между «глюкистами» и «пиччинистами» - сторонниками традиционной итальянской оперы, которую олицетворял неаполитанский композитор Николо Пиччини (1728 - 1800). Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде».

Таким образом, Глюк превратил оперу в искусство высоких просветительских идеалов, насытил его глубоким нравственным содержанием, раскрыл на сцене подлинные человеческие чувства. Оперная реформа Глюка оказала плодотворное влияние как на его современников, так и на последующие поколения композиторов (особенно на венских классиков).

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный университет

Кафедра новой и новейшей истории

Реферат на тему

Музыка Франции эпохи Просвещения

Выполнила: студентка III курса

1 группы ИПФ

Ефимова Марина

Введение

Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

В XVIII веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Монтескье (1689 - 1755) и Вольтер (1694 - 1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Вольтер же придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713 - 1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751-1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Просвещение сильно повлияло на искусство и культуру всей Европы, и, в частности, на музыку Франции как центра Просвещения.

Целью настоящего реферата является общий обзор музыки Франции того времени.

XVII и начало XVIII столетия - один из значительных и блестящих периодов в истории французской музыки. Целая полоса развития музыкального искусства, связанная со «старым режимом», уходила в прошлое; век последних Людовиков, век классицизма и рококо был на исходе. Начиналась эпоха Просвещения. Стили, с одной стороны, размежевывались; с другой - наслаивались, сливались между собою, образуя странные гибриды, трудно поддающиеся анализу. Интонационный облик и образный строй французской музыки были изменчивы и разнолики. Но ведущая тенденция, пролегавшая в направлении надвигавшейся революции, обозначилась с неумолимой ясностью 1 .

В конце XVII – начале XVIII в. двор и стал главным заказчиком на написание исполнение музыки (появляется монополия), и как следствие, главной функцией французской музыки эпохи Просвещения являлось обслуживание нужд французского двора – танцы и различные спектакли.

Французская опера в некотором смысле была детищем классицизма. Её рождение было важным событием в истории национальной культуры страны, которая до второй половины XVII века почти не знала другого оперного искусства, кроме привозного итальянского. Однако почва французской художественной культуры не явилась для нее вовсе чуждой и бесплодной. Опера базировалась на национальных жанрово-исторических предпосылках и вполне органично усвоила их приобретения 2 .

Отцом французской оперы можно по праву считать Жана Батиста Люлли (1632 - 1687) композитора, скрипача, танцора, дирижёра и педагога итальянского происхождения; советника и секретаря короля, королевского дома и Короны Франции; сюр-интенданта музыки Его Величества.

3 марта 1671 г. в Париже состоялась премьера первой французской оперы «Помона», написанной Пьером Перреном и Робером Камбером. Это даже была не опера, а, скорее, пастораль, но она имела фантастический успех у зрителей, выдержав в Академии оперы, на которую у Перрена был 15-летняя привилегия короля, 146 представлений. Несмотря на это, Перрен разорился, и был посажен в тюрьму. Люлли, приближенный короля, очень тонко почувствовал настроения публики и, что важнее, короля. Он бросает Мольера, в 1672 г. выкупает у Перрена привилегию и, получив у короля ряд специальных патентов, получает полную власть над французской оперной сценой.

Первой «трагедией, положенной на музыку» стала трагедия «Кадм и Гермиона», написанная на стихи Филиппа Кино. Сюжет был выбран королём. Премьера оперы состоялась 27 апреля 1673] г. в Пале-Рояль, после смерти Мольера отданной Люлли. Главной особенностью его опер стала особая выразительность мелодий: сочиняя их, Люлли ходит смотреть игру великих трагических актеров. Он записывает в нотах их драматическую декламацию и затем воспроизводит её в своих сочинениях. Он сам подбирает себе музыкантов и актеров, сам воспитывает их. Он сам репетирует свои оперы и сам дирижирует ими со скрипкой в руках. Всего он сочинил и поставил в театре 13 «трагедий в музыке»: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изис» (1677), «Психея» (1678, оперная версия комедии-балета 1671 г.), «Беллерофон» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1687). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) после смерти Люлли была закончена Паскалем Коласом 3 .

Первая треть XVIII в. была очень трудной для оперного искусства. Их можно назвать порой безвременья, эстетического разброда, своеобразной децентрализации оперы – как в смысле управления оперным театром, так и в художественном плане. Крупные творческие индивидуальности практически не проявляются 4 . Среди многих композиторов выступавших в оперном театре наиболее значителен Андре Кампра (1660 – 1744). После Люлли это был единственный композитор, который смог хотя бы до некоторой степени его заменить. Только появление Рамо несколько отодвинуло произведения Кампра на второй план. Огромным успехом пользовались пастиччо Кампра, (т. е. оперы, составленные из отрывков опер разных композиторов, имевших наибольший успех) - «Fragments de Lulli», «Telemaque ou les fragments des modernes». Из оригинальных произведений Кампра выделяется «La sйrйnade vйnйtienne ou le jaloux trompй». Для сцены Кампра написал 28 произведений; сочинял также кантаты, мотеты. 5

Во время Людовика XV на французскую оперу воздействовали совершенно различные и даже противоположно направленные силы: инерция героики, созданной классицизмом XVII века; влияния изысканно-нарядного, ювелирно-тонкого и, часто, идиллического рококо; новый, гражданственный и полемически-дидактичный классицизм Вольтера-драматурга и его школы; наконец, эстетические идеи энциклопедистов (Даламбера, Дидро и других). В столичном театре утвердился так называемый «версальский стиль», сохранивший сюжетику и схему классицизма, но растворивший их в блестящем, нарядом дивертисменте и отличавшийся особо утонченной роскошью постановки: декораций, реквизита, костюмов и архитектурной отделки зрительного зала. Важным фактором становления «версальского стиля» со свойственной ему гегемонией балета, стало формирование и совершенствование в первой половине XVIII века новой французской школы хореографического искусства – школы, которая выросла в чрезвычайно влиятельную культурно-художественную силу и оказывала интенсивное воздействие на оперный театр 6 .

Еще один французский композитор, который заметно повлиял на музыку Франции эпохи Просвещения, – Жан Филипп Рамо. Тип оперы у Рамо – французский, а не итальянский: музыкальное развитие не прерывается, переход от законченных вокальных номеров к речитативам сглажен. В операх Рамо вокальная виртуозность не занимает главного места; в них много оркестровых интерлюдий, и вообще оркестровой партии все время уделяется большое внимание; существенное значение имеют также хоры и протяженные балетные сцены. По сравнению с более поздней классической оперной моделью у Рамо меньше вокала и примерно столько же оркестра и хора. Мелодика Рамо все время следует за текстом, передавая его смысл более точно, нежели итальянская ария; хотя он был превосходным мелодистом, вокальная линия в его операх в принципе ближе к речитативу, чем к кантилене. Основным выразительным средством становится не мелодия, а насыщенное и экспрессивное употребление гармонии, – в этом заключается самобытность оперного стиля Рамо. Композитор использовал в своих партитурах возможности современного ему оркестра парижской «Опера»: струнные, деревянные духовые, валторны и ударные, причем особое внимание он уделял деревянным духовым, тембры которых создают своеобразие оркестрового колорита в операх Рамо. Хоровое письмо варьируется в зависимости от сценических ситуаций, хоры всегда драматичны и часто носят танцевальный характер. Для его бесконечных танцев и балетных сцен типично сочетание пластической красоты с эмоциональной выразительностью; именно хореографические фрагменты опер Рамо сразу покоряют слушателя. Образный мир этого композитора весьма богат, и любое из эмоциональных состояний, данных в либретто, находит отражение в музыке. Так, страстное томление запечатлено, например, в клавирных пьесах Робкая (La timide) и Беседа муз (L"Entretien des Muses), а также во многих пасторальных сценах из его опер и опер-балетов 7 .

Большинство сочинений композитора написано в старинных, ныне не существующих формах, но это никак не влияет на высокую оценку его наследия. Рамо можно поставить рядом с Г.Пёрселлом, а что касается современников, то он уступает только Баху и Генделю. 8

Наследие Рамо состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики; четырех томов клавирных пьес (один из них – Концертные пьесы, – для клавира и флейты с виолой да гамба); нескольких мотетов и сольных кантат; 29 сценических сочинений – опер, опер-балетов и пасторалей.

Рамо объяснил современное ему употребление аккордов с помощью стройной системы, исходящей из физической природы звука, и в этом отношении пошел дальше известного акустика Ж. Совера. Правда, теория Рамо, освещая суть консонанса, оставляет необъясненным диссонанс, который не образуется из элементов обертонового ряда, а также возможность сведения всех темперированных звуков в одну октаву.

Сегодня большее значение имеют не теоретические изыскания Рамо, а его музыка. Композитор работал в одно время с И. С. Бахом, Г. Ф. Генделем, Д. Скарлатти и пережил их всех, однако творчество Рамо отличается от музыки его великих современников. В наши дни наибольшей известностью пользуются его клавирные пьесы, однако основным полем деятельности композитора была опера. Он получил возможность работать в сценических жанрах уже в возрасте 50 лет и за 12 лет создал главные свои шедевры – лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737) и «Дардан» (две редакции – 1739 и 1744); оперы-балеты «Галантная Индия» (1735) и «Празднества Гебы» (1739); лирическую комедию «Платея» (1745). Рамо сочинял оперы до 80-летнего возраста, и в каждой из них есть фрагменты, подтверждающие его славу великого музыкального драматурга 9 .

Идеи энциклопедистов сыграли также существенную роль в подготовке реформы К. В. Глюка, которая привела к созданию нового оперного стиля, воплотившего эстетические идеалы третьего сословия накануне Великой французской революции. Постановка в Париже опер Глюка «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779) обострила борьбу направлений. Приверженцы старой французской оперы, а также сторонники итальянской оперы, выступившие против Глюка, противопоставили ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба «глюкистов» и «пиччиннистов» (победителем вышел Глюк) отразила глубокие идеологические сдвиги, происходившие во Франции во 2-й половине XVIII в.

В операх Люлли и Рамо сложился особый тип увертюры, позднее названный французским. Это большая и красочная по звучанию оркестровая пьеса, состоящая из трёх частей. Крайние части - медленные, торжественные, с обилием коротких пассажей и других изысканных украшений главной темы. Для середины пьесы выбирался, как правило, быстрый темп (было очевидно, что авторы блестяще владеют всеми приёмами полифонии). Такая увертюра была уже не проходным номером, под который шумно усаживались опоздавшие, а серьёзным произведением, вводившим слушателя в действие и раскрывавшим богатые возможности звучания оркестра. Из опер французская увертюра вскоре перешла в камерную музыку и позднее часто использовалась в произведениях немецких композиторов Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. В области инструментальной музыки во Франции основные достижения связаны с клавиром. Клавирная музыка представлена двумя жанрами. Один из них – пьесы миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку. Французские клавесинисты создали особую мелодику, полную изысканных украшений - мелизмов (от греч. «мелос» - «песнь», «мелодия»), представляющих собой «кружево» коротких звуков, которые могут даже сложиться в крошечную мелодию. Существовало множество разновидностей мелизмов; они обозначались в нотном тексте специальными знаками. Поскольку звук у клавесина не тянется, мелизмы часто необходимы для того, чтобы создать непрерывно звучащую мелодию или фразу. Другой жанр французской клавирной музыки - сюита (от фр. suite – «ряд», «последовательность»). Такое произведение состояло из нескольких частей - танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом. Для каждой сюиты были обязательны четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту можно назвать международным жанром, так как она включала в себя танцы разных национальных культур. Аллеманда (от фр. allemande – «немецкая»), например, немецкого происхождения, куранта (от фр. courante – «бегущая») - итальянского, родина сарабанды (исп. zarabanda) - Испания, жиги (англ., jig) - Англия. Каждый из танцев имел свой характер, размер, ритм, темп. Постепенно помимо данных танцев в сюиту стали включать и другие номера - менуэт, гавот и др. Зрелое воплощение жанр сюиты нашёл в творчестве Генделя и Баха 10 .

Великая Французская Революция также очень сильно повлияла на музыку. В эти годы получает широкое распространение комическая опера (хотя первые комические оперы появляются еще в конце XVII в. 11) – в основном одноактные спектакли, основанные на народной музыке. Этот жанр был очень популярен в народе – мотивы и слова куплетов легко запоминались. Комическая опера получила свое распространение и в XIX в. Но все же самым популярным жанром была, несомненно, песня. Новая социальная функция музыки, рожденная революционной обстановкой, вызвала к жизни массовые жанры, в том числе марши и песни («Песня 14 июля» Госсека), композиции для нескольких хоров и оркестров (Лесюэр, Мегюль). Создавались патриотические песни. За годы революции (1789 – 1794) появляется более 1500 новых песен. Музыка была частично заимствована из комических опер, народных песен XVI – XVII вв. Особенно любимы были 4 песни: «Саэра» (1789), «Походная песня» (1794), «Карманьола» (1792) – название, вероятно, происходит от имени итальянского города Карманьола, где большую часть населения составляла рабочая беднота, «Марсельеза» революционный гимн; ныне национальный гимн; сочиненный и положенный на музыку Руже де Лилем в Страсбурге после объявления войны в апреле 1792. Под воздействием революционной идеологии возникают новые жанры – агитационные спектакли с использованием больших хоровых масс («Республиканская избранница, или Праздник Разума» Гретри, 1794; «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре» Госсека.1793), а также «опера спасения», окрашенная романтикой революционной борьбы против тирании («Лодоиска», 1791, и «Водовоз», 1800, Керубини; «Пещера» Лесюэра, 1793) 12 . Революционные преобразования коснулись и системы музыкального образования. Были упразднены церковные школы (метризы), в1793 в Париже на основе слившихся музыкальной школы Национальной гвардии и Королевской школы пения и декламации создан Национальный музыкальный институт (с 1795 – консерватория музыки и декламации). Париж стал важнейшим центром музыкального образования.

Заключение

Французская музыка эпохи Просвещения развивалась соответственно самой эпохе. Так, французская комическая опера из ярмарочной комедии с музыкой стала сложившимся музыкально-театральным жанром самостоятельного значения, представленным крупными художественными деятелями разных индивидуальностей, множеством жанровых разновидностей, большим количеством интересных, влиятельных произведений.

Музыка, как и раньше, развивалась одновременно в нескольких направлениях – официальная и народная. Абсолютизм был одновременно катализатором и ингибитором развития официальной – то есть оперной, балетной, в общем, театральной – музыки, с одной стороны существовал государственный заказ на написание и исполнение музыки, с другой – государственные монополии, почти не дающие развиваться новым композиторам и направлениям.

Народная же музыка получила свое широкое распространение благодаря Великой Французской Революции в гимнах, маршах, и песнях, авторство большинства из которых сейчас практически невозможно сейчас установить, но которые от этого не потеряли своей культурной ценности.

Список использованной литературы


  1. К. К. Розеншильд Музыка во Франции XVII - начала XVIII века, – М.: «Музыка», 1979

  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1890-1907).

  3. Большая Советская Энциклопедия

Интернет-ресурсы:

35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор

Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

2. Изобразительное искусство и появление письменности в первобытную эпоху. Развитие мышления, накопление знаний В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:1) графика (рисунки, силуэты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные

Из книги История культуры автора Дорохова М А

34. Искусство в эпоху Просвещения Сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и

Из книги Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки автора Арнонкур Николаус

Понимание музыки и музыкальное образование Многое свидетельствует о том, что человечество движется к общему упадку культуры, который влечет за собой и упадок музыки, поскольку она является важной составляющей нашей духовной жизни и как таковая может выражать только

Из книги Китайское искусство чаепития автора Лин Ван

«Канон чая» Лу Юя и искусство чаепития в эпоху Тан «Канон чая» состоит из десяти глав. Первая глава посвящена происхождению чая, его природе и свойствам, а также тому, какие почва и климат наиболее всего подходят для выращивания чайных плантаций. Во второй и третьей главах

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

Глава 3 НА ВЕРШИНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПИРАМИДЫ. ГОСУДАРСТВО В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В хронотопе расширяющейся Европы параметры человеческой жизни впервые по-настоящему изменились. Расширение кругозора людей - первый объективный факт, который смогла уловить философия Просвещения.

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальное искусство Процесс самоидентификации музыкальной критики как оценочной мысли о музыке в первую очередь наталкивается на сакраментальный вопрос: зачем она нужна искусству? Что их связывает? Пребывает ли музыкальная критика в роли

Из книги Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1827» и трактовка его смысла в музыке А. С. Даргомыжского автора Ганзбург Григорий

Музыкальное творчество Первая группа – музыкальное творчество – включает в себя всю художественную продукцию, создаваемую в процессе функционирования музыки. Музыкальное творчество в своих разных ипостасях – стержень музыкального процесса, основная ценность в

Из книги Метаморфозы в пространстве культуры автора Свирида Инесса Ильинична

4.2. Музыкальное восприятие Музыкальное восприятие – творческий акт. Таковым его сделал длительный опыт музыкально-художественной деятельности человека, постепенно формировавший слушателя как самостоятельную фигуру. В историческом процессе эволюции музыкальной

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Музыкальное содержание и адекватное восприятие В ситуации художественного восприятия, а значит и музыкально-критической деятельности, участвуют две стороны: личность воспринимающего и художественное явление, в нашем случае – музыкальное произведение, музыкальное

Из книги автора

5.2. Музыкальное произведение (сочинение музыки) как объект рецензирования Для музыкально-критических подходов музыкальное произведение и музыка в сегодняшнем понимании – синонимы: первое является единичным проявлением второго. Оценка отдельного сочинения как бы

Из книги автора

5.3. Музыкальное исполнительство как объект рецензирования Музицирование – исполнение музыки – наиболее привлекательное, понятное и доступное проявление музыкального искусства. Круг «творцов» в этом виде творчества максимально широк. Он включает в себя

Из книги автора

Музыкальное толкование последней строки Даргомыжский выделяет 8-ю строку стихотворения специфическим способом: он гармонизует мелодию (такт 15) редкоупотребимым аккордом особого строения (альтерированная субдоминанта), семантические возможности которого

Из книги автора

Глава 2 История и искусство в культуре польского просвещения История и культура. – В поисках духа истории. Историческая живопись. Дидактика и документ. Политическая и национальная идея Зыгмунт Фогель. Замок в Тенчине«Геродот, как и Ливий, и Орозий, и даже как историки



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней