Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Разработка урока по предмету сольфеджио; Ритмическая группа четыре шестнадцатых. Сольфеджио

Краснодарский край, Красноармейский район

«РАБОТА НАД РИТМОМ

НА УРКАХ СОЛЬФЕДЖИО В

МЛАДШИХ КЛАССАХ»

Методическая работа преподавателя

Теоретического отделения

Просоловой Валентины Викторовны

«… Ритм – это жизнь … без ритма мелодии не существует, она представляет собой бессодержательные звуки».

Н.А. Римский – Корсаков

Значение ритма в музыке огромно. Усвоению его должно уделяться особое внимание на всех этапах обучения в детской музыкальной школе, как в классах музыкального инструмента, так и на уроках сольфеджио.

Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, физическое ощущение движения появляется уже в младенческом возрасте, не осознавая этого дети, невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребенка агуканьем, играем с ним в «ладушки», под ритмичное покачивание ребенок засыпает в колыбели. В дальнейшем – раскачивание детских качелей, равномерное нажатие педалей велосипеда – все это помогает ребенку ощущать пульс четкого, разбитого на ритмические доли, времени.

Еще в донотном периоде обучения ребенок должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Большую помощь при этом могут оказать удачно подобранные к исполняемой мелодии и совпадающие с ее ритмом стишки. Представление о сильных и слабых долях дети легко получают от произношения соответствующих слов: Са – ша, ба – ра – бан…

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности ритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Ритмическое воспитание охватывает развитие чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта. В течении занятий учащиеся постепенно охватывают все новые в ритмическом отношении музыкальные материалы. Например, движение чередующимися четвертными, восьмыми, половинными нотами, такты различных размеров, закаты, пунктирный ритм, синкопированный ритмический рисунок и т.п. Тем самым расширяются понятия, связанные с ритмической структурой музыкального произведения. Этой работе должно быть отведено значительное время в учебном плане. На ритмичность исполнения следует обращать с самого начала большое внимание, не допускается в этом отношении никаких упущений. Ученик должен играть, петь, хлопать в ритмическом отношении, точно уметь «считать». Приступая к изучению новой пьесы, упражнения по сольфеджио, необходимо уделить особое внимание работе над трудными в ритмическом отношении местами.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1.) ощущение равномерности движения в разных темпах;

2.) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей

3.) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.

Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков, используем знание «Хлопок в такт». Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Репертуар: детские песни, инструментальная музыка, стихи Агнии Барто. Затем можно предложить детям похлопать или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Подобные занятия прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.

В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, дирижирование и т.д.

«Встанем в круг»

А) Учитель произносит текст ритмично, дети повторяют:

Встанем в круг, поскорей будем весе лить ся

Песни петь танце вать весело кру жить ся

Б) Учитель произнесет текст беззвучно, с четкой артикуляцией, дети повторяют. Произнесение сопровождается легкими хлопками в ладоши.

В) Использовать ритмический оркестр:

Г) Аккомпанемент и пение песни.

Д) Петь песню с движением, с приставными шагами сначала вправо, затем влево.

При желании все формы работы можно совмещать.

Хорошим методом является использование различных примеров ритмического «эха». Например, похлопайте ритм или сыграйте мелодию, воспроизведите ритмический рисунок.

Попросите повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Развивает ритмическую память игра «Отгадай песенку». Нужно воспроизвести ритм знакомой песенки и попросить детей отгадать ее.

В репертуар могут входить любые детские песенки: «Два кота», «Петушок», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей» и другие.

Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул можно использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной, показывая детям, как можно ритмизовать имена. Например:

О - ля, О - лень - ка, Та - ня, Та - неч - ка.

Можно попросить ученика придумать слова к простейшим ритмическим рисункам:

Тра – ва, са - мо - лет, сол - ныш - ко, ма - ши - на.

Метризация двух – и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации и акцентуации.

Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песен:

ма - лень – кой ё - лоч - ке хо - лод - но зи - мой

По - бе - жа - ли, По - бе - жа - ли, шаг, шаг, стой!

Жук, жук, по – жуж - жи, где ты пря – чешь - ся, ска - жи.

Такая работа дает возможность отработать различные ритмические формулы, соблюдая педагогический принцип от простого к сложному. Причем работа начинается с того момента, когда ученик еще не знаком с нотным станом.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:

Половинная нота - та - а

Четвертная нота - та

Восьмые ноты - ти – ти

Шестнадцатые ноты - ти – ки – та - ки

Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу:

Ти та ти та – ти – ти тай - ти

Введению этой системы поможет песенка «Часы», изображающая ход больших и маленьких часов, в речевом ритмизированном двухголосии. Для этого детей нужно разделить на две группы.

Перечисленные формы работы можно дополнить следующим:

1) чтение ритмической строчки ритмослогами;

2) исполнение ритмического рисунка, глядя в нотный текст, синхронно с использованием педагога;

3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;

4) ритмическая партитура;

5) ритмический канон;

6) свободная ритмическая импровизация;

7) игра в детском ударном оркестре.

Приходить признать, что в традиционном курсе сольфеджио все еще недооценивается роль и значение воспитания чувства ритма у музыкантов маленьких и больших. И на своих уроках мы должны не только помочь учащимся освоить различные ритмические формулы, но и способствовать налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

Кроме того, конечная цель заключается в возможности воспроизвести ритмическую линию разной степени сложности в любом темпе. Выстраивать ритмически свободный диалог с партнерами, находить смысловые варианты исполнения.

И хотелось бы закончить свою работу словами Н.А. Римского – Корсакова: «… Ритм – это жизнь… без ритма мелодии не существует, а представляет собой бессодержательные звуки».

Закрепление ритмических групп

Открытый урок по сольфеджио, 1 класс


Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Задачи:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
План урока:

2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».

Я купила кошке
К празднику сапожки.

5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.


8. Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:
Выпал снег на поля,
Побелела вся земля.

Ход урока:

1. Распевка: пение гаммы, опевание, Т5/3, Т6, Т6/4.
Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии:
Пение гаммы с аккомпанементом.
Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
Пение гаммы, опевания, Т5/3, Т6, Т6/4, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре.
2. Ритмические загадки.
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.
Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.
Например:


Дети предлагают свои варианты.
Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
А теперь споем получившуюся песенку.
4. Работа с ритмической тетрадью.
Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4.
Молодцы, спокойно садимся.
5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
Дети: четверти, восьмые, половинная.
Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настроечку на звуках мелодии и начнем петь.
Молодцы.
Работа с №44 на примере предыдущего.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
Дети: Ритма, тактовых черточек.
Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
(Прохлопывают).
Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
Если да, то где?
Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки.
(Учитель пишет на доске).
Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
(Записывают до конца).
Что у кого получилось? Говорите, что мне писать.
(Учитель записывает до конца на доске).
Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием.
7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
Группа делится на две команды.
Первая команда стучит:


Вторая:


Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.

В статье показаны формы работы над развитием чувства метроритма в классе сольфеджио, даны методические подсказки для работы с учениками в изучении метроритма. Данная статья может оказать практическую помощь для педагогов-теоретиков.

Ритм в жизни и искусстве - одно из замечательных явлений. Ритм является одним из основополагающих начал в природе, в человеческом организме и, конечно же, в искусстве. Ритм принадлежит не только музыке, но и другим видам искусства, с которыми музыка неразрывно связана (поэзия, танец). Музыка, как временное искусство, имеет ту или иную форму ритмической организации. Музыки вне ритма не существует. Ритм скрепляет воедино последовательность звуков, интервалов, аккордов, создает из них осмысленные мотивы, фразы, темы. Ритм является основой, «cкелетом» музыкального произведения. «Какое счастье обладать чувством ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии», - говорил К.С. Станиславский.

Формирование чувства ритма у учащихся - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики, и в то же время, одна из самых сложных.В чём же суть этих трудностей? В звуке длительность - компонент более слабый, нежели высота звука. Высота звука может быть чётко зафиксирована, а продолжительность звука поддаётся относительной фиксации. Часто ученики на уроках сольфеджио слышат, осознают и определяют звуковысотность услышанной мелодии, но затрудняются зафиксировать и воспроизвести точный ритмический рисунок. Поэтому, развитие чувства ритма метроритма необходимо с первых шагов музыкального обучения детей. Чувство музыкального ритма развиваемо. Ритм всегда отражает эмоциональное содержание музыки, его образную сущность. И чем точнее, ярче будет показано учеником художественное содержание музыки, тем больше создается предпосылок для воспитания и развития музыкального ритмического чувства. Чувство ритма - динамично, моторно в своей основе. Ритм - категория двигательная и эмоциональная. Ритмические переживания всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями". Без телесных ощущений ритма не может быть воспитан ритм музыкальный" (Жак-Далькроз). Развитие ритма, наряду с другими методами, связанными с определением на слух, происходит через слухо-зрительно-динамический стереотип (Ю. Козырев), благодаря которому звук, услышанный или увиденный реализуется в виде звучащих жестов (хлопков, притопов и т.д.). Чем больше ученики накапливают слуховых впечатлений, тем активнее идёт музыкально-ритмическое воспитание.

Периоду первоначального воспитания чувства метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученики будут испытывать постоянные трудности в точности воспроизведения ритмического рисунка в сольфеджировании музыкальных номеров, записей различных видов диктантов, в исполнении музыки на каком-либо инструменте.

Какие же приёмы и навыки мы применяем на уроках сольфеджио для развития метроритма? С самых первых уроков начинаем работу над метроритмом, используя игры. Для начала просто слушаем окружающие звуки (биение сердца, тиканье часиков, гудок автомобиля...). Выясняем, что многие звуки в нашей жизни имеют равномерную повторяемость, стук, пульс. Воспроизводим с детьми равномерную последовательность одинаковых по протяженности звуков (для нас уже длительностей). Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации ровных долей уже с первых шагов развивает чувство метра, а следовательно и темпа. Детям предлагается подвигаться под музыку и ощутить движения, характерные для того или иного услышанного музыкального фрагмента. Сильные и слабые доли изучаем на примерах слов, состоящих из 2, 3, 4 слогов. Слова придумываем с детьми на разные темы: слова - имена, сладкие слова, слова-зверушки, слова-ягоды (сли-ва, ма-ли-на, го-лу-би-ка)... Сразу учимся тактировать сильные и слабые доли (в двухдольном пульсе на сильную долю опускаем ладонь на стол, а на слабую долю запястье остается на столе, опускаем только пальчики. В трехдольном пульсе пальцы подчёркивают две слабые доли).

Освоение длительностей начинаем с четвертной и восьмой длительностей и сразу даем понятие ритмослогов ТА и ТИ-ТИ. Сначала слова, затем фразы, далее две строчки, наконец, четыре строчки переводим в ритмослоги, работу выполняем как устно, так и письменно. Разучиваем детские песенки, тактируем, хлопаем ритм со словами, с ритмослогами, записываем ритмический рисунок.

На начальном этапе, после знакомства с длительностями и ритмослогами полезно проговаривать, хлопать, пропевать, проигрывать разученные попевки, песенки, номера для сольфеджирования с произношением ритмослогов. Произношение и пение вслух ритма при помощи ритмослогов даёт ученикам чёткое осмысление усваемого ритмического рисунка, запоминание ритмоформул, правильное исполнение услышанного или увиденного музыкального материала. Для закрепления пройденных длительностей применяем на урока разные виды заданий: ритмические игры, например, «Змейка» (Первый участник придумывает два такта своего ритмического рисунка, следующий повторяет второй такт и добавляет свой такт и т. д.), карточки (выкладываем ритм предложенного стишка, песенки), уравновешиваем корзиночки (мы закрепляем корзиночки на магнитной доске, в одной находятся карточки с длительностями, во вторую вкладываем карточки с другими ритмическими группировками, но так, чтобы количество длительностей было такое же, что и в первой корзиночке), прослушать мелодию и правильно расставить такты в перепутанном ритме. Решаем ритмические примеры:

На уроках исполняем ритмические каноны, ритмические партитуры на 2, 3 голоса с применением своих придуманных шумовых инструментов. Можно разыгрывать сценки, небольшие театральные действа с использованием ударных, шумовых инструментов, с применением инструментального сопровождения, фонограммы, ритмодекламации. Прекрасное упражнение на закрепление ритмических моделей (из методики Т.А. Боровик). Каждой длительности, ритмической формуле соответствует определённый жест, который показывается ученикам под музыку, ученики хлопают предложенный ритм с проговариванием ритмослогов. Это задание не только организует учеников, концентрирует их внимание, развивает память, но и даёт большие просторы для творчества, для выплеска детской фантазии, активизируется двигательная функция, развивается эмоциональная интонационная и ритмическая отзывчивость учеников на музыкальное сопровождение.

Особое внимание уделяем записи ритмического диктанта . После того как ученики освоили запись слов, выражений, стихотворных строк пишем ритмический диктант в форме предложений, затем в форме периода. При прослушивании мелодии, её анализе, записи у детей активно работает память, логическое, структурное мышление, навык записи. Запись мелодических диктантов мы также предваряем анализом и записью (над тактами) ритмического рисунка. Практически все ученики справляются с этой формой работы и выполняют её быстро и правильно. Можно пробовать записывать ритм услышанной мелодии из музыкального фрагмента в фактуре. Соответственно надо тщательно подбирать музыкальный материал в гомофонно-гармоническом складе фактуры.

Ученики должны уметь разбираться в ритмических группировках - определить размер, расставить тактовые черты.

Творческие задания также дают большой толчок к развитию чувства метроритма. Это может быть сочинение своего собственного ритма, сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок, сочинение мелодии на стихотворный текст, сочинение ритмических партитур, запись ритма на предложенное четверостишие в разных размерах, сочинение ритма в жанровом сегменте (полька, вальс, марш, мазурка...). с использованием характерных ритмоформул. Умение свободно оперировать закреплёнными ритмическими шаблонами даёт ученикам посыл к дальнейшему музыкальному творчеству - сочинению и импровизации.

Освоение пройденного ритма идёт и в такой форме работы на уроке сольфеджио, как игра на фортепиано . Освоение элементарных функциональных оборотов, гармонических схем, секвенций, ступеневых рядов, модуляций, игра аккомпанемента по буквенным символам, подбор музыкального сопровождения подразумевает использование разных ритмов, освоенных учениками в процессе обучения.

На уроках сольфеджио педагогу надо показать схемы тактирования и дирижёрские жесты и добиваться четкости их исполнения. Ученики должны чувствовать и чётко слышать ударные доли. Чёткий показ метра, тактовой пульсации организует, сосредотачивает на слушании музыки, развивает чувство ритма.

Педагог на протяжении всего курса обучения сольфеджио должен последовательно, в доступной, понятной форме объяснять теоретический материал о метроритме, подтверждать музыкальными примерами, использовать творческий подход не только к подаче нового учебного материала, но и закреплению тем. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) даёт большие возможности для усвоения учебного материала, в том числе и ритма. Демонстрационный материал (таблицы, понятия), слайд-иллюстрации, видео-проекты, которые можно почерпнуть из интернет-ресурсов или создать самостоятельно, не только дадут образную, запоминающую подачу учебного материала, но и установят больший контакт между преподавателем и обучающимися, за определённое количество времени донесут больший объём словесной, зрительной и слуховой информации.

Основные задачи педагога, ведущего один из основных предметов теоретического цикла, сформировать у своих учеников, помимо теоретических и практических умений и навыков, чутко слушать, чувствовать, понимать музыку разных эпох, жанров, культур, способствовать развитию личностных качеств и развить культуру творческой деятельности.

Список методической и учебной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., Музыка, 1986.
  2. Боровик Т.А. Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4−6 лет, 2008.
  3. Козырев Ю. Программа по сольфеджио для импровизатора. М., 1994.
  4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., Музыка, 1961.
  5. Холопова В. Музыкальный ритм. М., Музыка, 1980.
  6. Афонина Н. Ритм, метр, темп. С-П., 2001.
  7. Серковская Учебное пособие для 1 класса. Белгород, 1996.

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Ритмическая группа

Разработка открытого урока

по сольфеджио для 2 класса

Гиль Екатерина Сергеевна

Преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин

г. Шемонаиха

2015-2016 учебный год

Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Разработка открытого урока

Гиль Екатерина Сергеевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Предмет: сольфеджио

Уровень обучения учащихся: 2 класс

Методическое обоснование темы: Музыка – вид искусства не только звукового, но и временного. Организация музыки во времени обязана одной из важнейших ее сторон – ритму. При слушании музыки у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей – одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения. Поэтому, развитие чувства метра и ритма должно идти неотрывно от работы над интонацией и слухом.

Сольфеджио – комплексная дисциплина. При правильном и систематическом подходе в обучении формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Ритм здесь играет одну из главных ролей – развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.

Тема для открытого урока в рамках районного конкурса «Педагогический дебют» - «Ритмическая группа » выбрана мной не случайно. Это один из ключевых этапов освоения учащимися ритмической организации музыки. Во втором классе дети уже обладают навыками соотношения простейших длительностей. Знакомство с шестнадцатыми завершает этот этап. Кроме того, тема соответствует календарно-тематическим планам, составленным согласно государственной программе Республики Казахстан курса сольфеджио для ДМШ и ДШИ.

Так как на уроке происходит знакомство с новой темой и первичное закрепление полученных знаний, возможны некоторые ошибки со стороны учащихся в выполнении предусмотренных заданий. Это объясняется естественным рабочим процессом. Но еще раз нужно подчеркнуть, что только комплексное развитие знаний, умений и навыков способствует формированию целостной музыкальной личности.

Цель урока:

Задачи:

    Объяснить новую тему путем обращения к ЗУН учащихся и сравнением с жизненными персонажами.

    Выработать навыки воспроизведения нового ритма через двигательные, вокально-интонационные и слуховые упражнения.

    Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в паре, в группе.

    Закрепить теоретические знания учащихся.

    Развитие образного и творческого мышления.

Вид урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: коллективная.

Дидактические материалы: Слайд-презентация, А. Варламова, Л. Семченко Учебник сольфеджио 1 класс; Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем» Учебник сольфеджио 2 класс; Л. Жуманова «Ритмические упражнения» Учебное пособие по сольфеджио; Е. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках», аудиозапись, карточки с ритмослогами, карточки с ритмическими группами.

Оборудование : парты, доска, шумовые инструменты, ноутбук, проектор, фортепиано.

Технологии: Личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: Познавательный, практический, аудиовизуальный, словесный, наглядный, метапредметный.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, интеллектуально-познавательные.

Принципы обучения:

    связи теории с практикой;

    последовательности, систематичности;

    доступности при необходимой степени трудности;

    наглядности, разнообразия методов;

    активности обучаемых;

    прочного усвоения ЗУН в сочетании с опытом творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

План-конспект урока

План урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

    Распевание, вокально-интонационные упражнения.

    Объяснение новой темы.

    Физическая минутка.

    Ритмические упражнения. Ритмослоги.

    Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

    Чтение с листа.

    Ритмический диктант.

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка уч-ся по журналу, подготовка принадлежностей.

    Вступительное слово учителя.

Преподаватель: Здравствуйте дорогие девочки, сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать, потому что нас с вами уже ждут новые знания и самые разные задания. А покажет результат нашей работы на уроке вот это замечательное солнышко. Но, только посмотрите, оно совсем невеселое и на солнце не похоже. Зимой оно растеряло все свои лучи. А скоро весна и ему без лучей никак нельзя! А что мы можем сделать, чтобы помочь солнцу? А вот что! Если вы все вместе, дружно будете справляться с заданиями, то солнышко за каждое из них будет получать сразу по четыре луча, ведь вас четверо. И, если в конце урока у солнца появится много новых, ярких лучей, то оно засияет и станет веселым. А мы сможем уверенно гордиться своей работой. Ну что, поможем солнцу?

Дети: отвечают.

Но нужно сначала как следует подготовиться к выполнению заданий и, конечно, первым делом, распеться. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.

    Распевка.

    Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

    Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.

    Объяснение новой темы.

Преподаватель:А вот появились и первые улыбки. Наше солнце, кажется, тоже хочет улыбнуться, поэтому мы приклеим к нему первые лучи.

Я вижу, настроение у всех хорошее, а, значит, самое время узнать что-то новое и прибавить к тому, что вы уже знаете. Сегодня, девочки, я хочу познакомить вас с новым ритмом. Он записан на доске и называется «Ритмическая группа четыре шестнадцатых». Что это за ноты и почему именно четыре, давайте попробуем выяснить.

Чтобы исполнить любую мелодию, нужно не только знать, как звучит нота, но и как долго она длится. Если все ноты будут звучать одинаково, музыка станет скучной. Поэтому очень важен ритм. Ритм – это когда короткие и длинные звуки чередуются друг с другом. Сначала одни, затем другие. Записывается ритм длительностями, их вы уже знаете. Кто мне назовет, какие бывают длительности?

Дети: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Преподаватель: Правильно. У нас в классе на этот случай всегда висит подсказка, на которой они нарисованы.

Чтобы показать, что они отличаются друг от друга, музыканты придумали по-разному их записывать. Давайте вспомним как. Самая долгая нота какая?

Дети: целая.

Преподаватель: Действительно. Целая нота живет дольше всех. Представьте, что это прабабушка в семье длительностей. (Схема на экране) Она самая большая и совсем седая, поэтому мы ее не закрашиваем. Как мы считаем целую ноту?

Дети: Раз и, два и, три и, четыре и.

Преподаватель: Ей тяжело ходить, шаги медленные, поэтому и звучит она редко. Дочки прабабушки – бабушки, это ее половинки. Они так и называются половинные. Эти ноты похожи на целую, они тоже белые, но ходят быстрее. Считаются на раз и, два и. Или привычным нам ритмослогом Та-а. У бабушек есть свои дети – мамы и папы. Это четвертные ноты, потому что их четыре. Им нужно работать, поэтому звучат они часто и ходят быстрее: раз и, два и (с хлопками) или Та-та. Их маленькие детки восьмые – девочки с хвостиками. Они веселые, бегают туда-обратно. Их мы считаем на каждый слог: раз-и-два-и или Ти-ти-ти-ти.

Со всеми этими длительностями мы уже подружились. А сегодня попробуем поймать самых быстрых и шустрых деток, которые называются шестнадцатыми. Потому что у целой ноты их шестнадцать правнучек. Они очень смешные, с двумя хвостиками и любят баловаться и быстро бегать. Для удобства будем называть их на слоги: Ти-ли-ти-ли. Попробуем прохлопать шестнадцатые с проговариванием слогов?

Упражнение.

Эти ноты любят танцевать и петь веселые песни, поэтому и музыка с ними становится быстрой и интересной. Давайте послушаем пьесы с этими длительностями.

Исполнение учителем на фортепиано:

1. Латышский танец.

2. Песня «Жучка и кот» (из учебника Сольфеджио 1 класс А.А. Варламовой и Л.В. Семченко, с. 87).

Преподаватель: Веселая музыка?

Преподаватель: Теперь вы знаете, что шестнадцатые ноты нужно исполнять быстро. А почему, все же, на доске написаны вместе четыре шестнадцатых, а не две, не три, не пять? Потому что ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. Какие вы уже знаете размеры?

Дети: 2/4, 3/4, 4/4.

Преподаватель: Хорошо. Размеры говорят нам, из скольких частей состоят такты. Например: (схема на экране) в размере 2/4 две четвертные ноты, две части или доли, как разрезать на части или доли яблоко. А вы уже знаете, что четвертную ноту можно поделить на две восьмые или четыре шестнадцатые, но частей должно быть две. Поэтому мы соединяем хвостики у восьмых и шестнадцатых. Вот почему четыре шестнадцатых ноты мы пишем вместе, потому, что это одна доля такта. Не запутались?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Все это время вы очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. А солнце немного заскучало. Давайте добавим ему еще четыре луча и отправимся дальше.

А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку. Так как мы сегодня изучаем быстрые ноты, то и разминку мы будем делать с ускорением.

    Физическая минутка

А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.

По коленкам постучали, головою покачали.

По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.

Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.

    Ритмические упражнения, ритмослоги.

Преподаватель: Что-то долго мы говорили про ноты. А ноты не любят, когда про них говорят. Ноты должны звучать. Мы ведь с вами настоящие музыканты, поэтому сейчас мы будем исполнять музыку. И для начала, закрепим ритм, с которым только что познакомились. Перед вами, девочки, карточки с разными ритмическими рисунками. Какие ритмы вы здесь уже успели увидеть?

Дети: восьмые, четвертные, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая.

Преподаватель: Сначала хлопаем первую строчку, все вместе, затем по очереди (вторую строчку аналогично).

Выполнение упражнения.

    Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

Преподаватель: Прекрасно. Вот, что я думаю: с ритмом вы справились отлично и теперь даже можете организовать свой ритмический квартет. Знакомо вам это слово – квартет?

Дети: кварта обозначает цифру четыре.

Преподаватель: И вас в группе тоже четверо. В учебнике как раз есть пьеса, где нужен ритмический ансамбль.

Раздать шумовые инструменты и исполнить Эстонский танец (учебник «Мы играем, сочиняем и поем» Сольфеджио 2 класс, А. Перцовская, Ж. Металлиди, с.50).

    Чтение с листа.

Преподаватель: Молодцы. Лучи так и тянутся к солнцу. Ритм успешно освоили, самое время научиться петь шестнадцатые ноты. В самом начале урока мы пели распевку, а знаете ли вы, что в этой распевке используются шестнадцатые ноты. Вот послушайте: исполнить, проанализировать на ритмослоги.

А теперь, давайте послушаем, как в пении легко и подвижно звучат эти длительности.

Прослушивание музыкального фрагмента. П.И. Чайковский. Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин». Слова на экране.

Преподаватель: понравилось? Какой характер был у этой песни?

Дети: веселый, задорный и т.д.

Преподаватель: Инструментальным ансамблем вы уже были, а теперь превратимся в хор и попробуем спеть небольшой фрагмент этой песни. Давайте посмотрим на мелодию и проанализируем ее.

Анализ мелодии: тональность, размер, длительности.

Проговорить хором ноты, отметить повторы. Исполнить сначала нотами, а затем со словами под аккомпанемент преподавателя.

Преподаватель: Какой хороший получился хор, за него к солнцу можно еще четыре луча добавить.

    Ритмический диктант.

Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание – это ритмический диктант. Если мы с ним справимся, наше солнце, наконец, засияет.

Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот, включая ритмическую группу . Задача за 8 проигрываний (возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.

    Домашнее задание.

Преподаватель: Сейчас вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм с использованием шестнадцатых нот. Нужно будет его записать в тетрадь и на следующем уроке прохлопать.

А пока вы записываете домашнее задание в дневник, я наклею лучи, которые вы заработали, пока писали диктант.

    Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы не только узнали о новом ритме, но и научились его исполнять и слышать. А что вам понравилось на уроке или может быть не понравилось? Что запомнилось?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Посмотрите сколько лучей у нашего солнца. Вы сегодня очень хорошо поработали, и оно теперь не имеет права грустить. А с приходом весны станет только ярче.

Ну, а я хочу сказать, что у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждая отдельно, но и все вместе, дружно, командой. Как ансамбль, как хор, как объединенный ритм . Спасибо за работу.

Учебное пособие

СОЛЬФЕДЖИО

Для I - II классов ДМШ

Наталья Давидовна Баева Татьяна Александровна Зебряк

Редактор В.М. Григоренко Художник А.П. Янушкевич

Лицензия на издательскую деятельность Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ИД №04268 от 15.03.2001

Подписано в печать 01.03.13. Формат 60 x 90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 10,0. Усл.печ.л. 10,0. Тираж 5000. Заказ 125 ООО "Издательство Кифара", 123100, Москва, а/я 4.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев-Посад т./факс 721-26-45

Баева Н.Д., 2013 г. Зебряк Т.А., 2013 г. "Издательство Кифара", 2014 г.

ISMN 979-0-706363-00-4

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата, последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.

В начале пособия помещен вводный раздел, рассчитанный на предварительное воспитание вокально-интонационных и метрических навыков. Построен настоящий раздел на коротких попевках в диапазоне октавы. Интонационная структура попевок близка народному складу, что подготавливает учащихся к восприятию в дальнейшем ладовых особенностей народной музыки.

Авторы обращают особое внимание на развитие метроритма в "Сольфеджио". Прямые линии в схеме тактирования на завершаются точками, обозначающими фиксацию каждой доли такта. Ощущение граней долей, навык тяготения в сильное время такта (особенно в 1-ую долю) и необходимая для музыкального развития учащихся координация движений вырабатываются путем совпадения начала каждой доли в пении с фиксацией в тактировании.

Обязательный прием певческого развития метра— пульсация дана восьмыми в разделе второго класса (пульс четверти должен систематически развиваться на занятиях с №1).

Весь материал "Сольфеджио" рассчитан на исполнение без сопровождения. По сложившейся традиции русских сольфеджистов значительное внимание в пособии уделено тональности До мажор, в которой для выработки у учащихся нетемперированного строя необходимо с первых номеров начать развитие навыков высокой певческой позиции.

Ощущение поступенного движения в тональности До мажор закрепляется при изучении разных ритмов в разделах "Паузы", "Затакт" и "Восьмые".

Проработку скачков в мелодическом движении следует начать с развития у учащихся ощущения устойчивых звуков лада — прежде всего I и V ступеней, как наиболее легко интонируемых, а затем более трудной III ступени в сочетании с I и V ступенями. Одновременно с работой над интонированием отдельных устойчивых ступеней необходимо петь трезвучие целиком как настройку в тональности До мажор.

После усвоения устойчивых звуков даются разделы, связанные с интонированием неустойчивых звуков: опевание ступеней мажорного трезвучия, вводные звуки.

Полутон и целый тон изучаются на основе мажорной диатоники. К осознанному интонированию полутонов (как к 1/4 и к 1/8 тона) возможно приступить в разделе строения гаммы До мажор, данному по тетрахордам со схемой внутреннего чередования тонов и полутонов.

Следующий раздел знакомит учащихся с новой тональностью — Ре мажор, наиболее удобной для пения в тесситурном отношении.

Пройденные тональности закрепляются на ином метрическом материале (размер ).

Тональности Соль мажор и Фа мажор прорабатываются в таком же порядке, как и До мажор. Перед изучением новой тональности выписываются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные звуки. Кроме того, помещен ряд упражнений, в которых усваиваются все трудности, встречающиеся в мелодиях данного раздела.

В раздел ля минор включено последовательное прохождение двух видов минора — натурального и гармонического. Учитывая тесситурные возможности голосов детей в возрасте 8-9 лет, авторы почти не используют в ля миноре звук ми второй октавы, так как он труден для интонирования.

Первый звук гаммы ля минор — ля малой октавы — тоже труден для детей указанного возраста, поэтому авторы рекомендуют начинать петь первый тетрахорд гаммы ля минор с ля первой октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой октавы:

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Далее прорабатываются новые ритмические фигуры: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Сначала даны примеры с шестнадцатыми на слабой доле, потом — на сильной. Как показывает опыт работы, подобная последовательность способствует успешному освоению ритма.

Следующий раздел посвящен интервалам. Они расположены в таком порядке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава. Их изучение связывается с ранее пройденными темами: поступенным движением и скачками от звуков тонического трезвучия.

В частности:

Секунда мыслится как поступенное движение;

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Кварта — как скачок с V ступени на Vlll (l ) ступень;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

Октава — как скачок с I ступени на Vlll (l ) ступень или с V ступени на V ступень.

В конце второго класса помещен раздел "Каноны" как подготовка к развитию многоголосия.

Особенность данного пособия — предоставление полной свободы в выборе порядка пользования номеров. Сольфеджио для начальных классов детских музыкальных школ следует использовать как во время занятий в школе, так и при самостоятельной работе дома. Выученные детьми мелодии (по выбору педагога) рекомендуется записывать по памяти. Такая форма музыкального диктанта целесообразна особенно на первых этапах музыкального обучения.

Наталья Давидовна Баева, Татьяна Александровна Зебряк

СОДЕРЖАНИЕ :

Первый класс

§ 1.

§ 2.

1. половинные

2. Пауза четвертная, половинная и на целый такт Затакт

4. Пауза восьмая

§ 3.

§ 4.

§ 5.

§ 6.

§ 7.

Второй класс

§ 8.

§ 9.

§ 10.

§ 11.

§ 12.

§ 13.

§ 14.

§ 15.

§ 16.

§ 17.

§ 18.

§ 19.

§ 20.

§ 21.

Вопросы по сольфеджио за первый класс:

Первый проверочный класс

1.Сольфеджио - занятие, способствующее развитию - музыкального слуха и навыкам пения по нотам.

2.Нотный стан - пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты

3.Нота - знак для записи высоты и длительности звука

4.Длительности НОТ: - целая, -половинная, - четверть, - восьмая

5.Ключ - знак, определяющий место звука на нотоносце

6. - знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца

7.Тактовая черта - вертикальная черта, разделяющая такты

8. - расстояние от одной тактовой черты -до другой

10.Фраза - деление мелодии на части

11.Метр - чередование сильных и слабых долей

12. - количество долей в такте.

13.Двухдольный размер (2/4) - сильная доля, чередуется с одной слабой долей

14.Трехдольный размер (3/4) - сильная доля чередуется с двумя слабыми долями

15.Четырехдольный размер (4/4) - сильная доля чередуется стремя слабыми долями

16.Реприза - знак повторения

17. - знак молчания

18. — не полный такт

19.Гамма - звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.

20.Ступень - порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами

21.Тоника - первая ступень лада

22.Трезвучие - аккорд из трех звуков

23.Тоническое трезвучие - аккорд из 3-х устойчивых звуков

24.Аккорд - созвучие из трех и более звуков

25.Устойчивые ступени: I, III, V

26.Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

27.Разрешение - переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI

28.Группировка - распределение длительностей в такте

30.Форте - громко,

31.Пиано -тихо

32.Мецо форте - не очень громко

33.Мецо пиано - не очень тихо

34.Пианиссимо - очень тихо

35.Фортиссимо - очень громко

:

Линии

Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням
диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .

Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).

Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см.
Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.

Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.

Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.

Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Ключ «соль»

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.

Music-Cclef.svg Ключ «до»

Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.

Music-Fclef.svg Ключ «фа»

Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.

Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ

Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Ноты

Музыкальные знаки

Паузы

ДлительностьMusic-quadwholenote.svgЛонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16

Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8

Целая Или семибревис. Длительность: R × 4
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R
Восьмая Длительность: R / 2
Шестнадцатая Длительность: R / 4
Тридцать вторая Длительность: R / 8

Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16

Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32
Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64

Сгруппированные ноты

Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у не группированных нот.

Точка

Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д

Оркестровая пауза, тацет (много тактовая пауза)

Обозначает длинную много тактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.

Триоль

Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Остановки ↓

Люфтпауза (люфт-пауза)

Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.

Цезура

Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бекар (знак отказа)

Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Бемоль

Понижает высоту ноты на один полутон.

Дубль-бемоль (дважды бемоль)

Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

Диез

Повышает высоту ноты на один полутон.

Дубль-диез (двойной диез)

Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Знаки применяются в микротоновой музыке :

Полтора бемоля или полутора бемоль

Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четверть тоновый бемоль).

Четверть тоновый диез или полу диез

Повышает высоту ноты на четверть тона.

Полтора диеза или полутора диез

Повышает высоту ноты на три четверти тона

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Диезные тональности

В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Произвольный размер

Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).

Четыре четверти

Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.

Alla breve (Алла бреве)

Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2

Темп метронома

Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот

Лига связующая

Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.

Лига фразировочная

Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.

Легато

Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.

Глиссандо

Плавный переход от одной ноты к другой.

Лигатура

Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.

Аккорд, или созвучие

Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интервалом.

Арпеджио (Арпеджиато)

Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Piano pianissimo [Пиано пианиссимо] или Pianississimo [Пианиссиссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо.
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо.

Mezzo-forte [Меццо-форте]

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Forte [Фо́рте] ➳ Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко.

Forte fortissimo [Форте фортиссимо] или Fortississimo [Фортиссиссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

Sforzando [Сфорцандо]

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)

Crescendo или cresc. [Крещендо]

Постепенное увеличение силы звука.

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декрещендо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Стаккато

Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Стаккатиссимо

Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.

Акцент

Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней