Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ритмичный танец ирландца. Ирландский танец

Ирландский танец - целая группа традиционных танцевальных форм, возникших в Ирландии, - подразделяется на бытовые (общественные, социальные) танцы и концертные танцы (театральные танцы или постановочные танцы, как принято называть в Великобритании). Общественные или бытовые ирландские танцы – кейли и сет-танцы. Постановочные танцы традиционно называют сольными танцами.

История ирландского танца

Самые ранние свидетельства об ирландских танцах относятся к временам постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый из народов приносил с собой свои предпочитаемые виды танца и музыки. Очень мало свидетельств о развитии ирландского танца в самой древней истории, но существуют доказательства того, что друиды практиковали «круговые» танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу, признаки которых явственны и сейчас.

Когда кельты заполнили ирландские земли, прибыв из Центральной Европы, они, конечно, имели свои формы народного танца. После введения христианства монахи иллюстрировали языческими кельтскими символами освященные рукописи, а крестьяне предпочитали сохранять языческий дух в музыке и танцах. Англо-нормандские завоевания в двенадцатом веке соответственно повлияли на обычаи и культуру Ирландии. Музыка Кэрол, популярная среди норманнов, представляла собой следующую форму: солист исполнял песню в окружении танцоров, вторивших ему той же песней. В шестнадцатом веке письменные источники удостоверяют три основных ирландских танца:

Ирландский «Hey» (танцовщицы кружатся вокруг партнеров)

Rinnce Fada (длинный танец)

Trenchmore (старинный крестьянский танец)

В одном из писем английского представителя в Ирландии сэра Генри Сиднея к Елизавете I в 1569 году есть упоминания о девушках, исполнявших ирландскую джигу в Голуэй. Он писал, что они очень красивые, великолепно одетые и первоклассно танцуют/ В середине шестнадцатого века танцоров приглашали в большие залы недавно построенных замков. Некоторые танцы были адаптированы английскими колонизаторами для исполнения в королевских залах Елизаветы, как, например «Trenchmore» и «Hey». Когда роялисты подплыли на корабле к берегам в Ирландию, их встречали девушки, исполнявшие народный ирландский танец, а короля Георга III - в 1780 году в Кинсейл (графство Корк) встречали три пары. Они стояли в ряд и держали белый платок. Как только зазвучала музыка, они выдвинулись и образовали отдельные пары. Сначала пары танцевали с платком в медленном темпе, потом темп увеличивался и танец становился все больше энергичным.

Ирландские танцы сопровождались музыкой, исполняемой на волынке и арфе. В домашних хозяйствах англо-ирландской аристократии, хозяева часто объединялись со служащими для исполнения некоторых танцев. Танцевали даже утром после пробуждения или во время похоронных шествий, следуя по кругу под грустные звуки волынки. В восемнадцатом веке в Ирландии появляются учителя танцев. Главным образом, это были вояжирующие люди, они переходили из деревни в деревню и учили местных жителей основным танцевальным па. Учителя были колоритными персонажами, одетые в цветистую одежду, часто имели помощников. Многие ученики не могли из-за неграмотности определить где левая или правая нога. Для этого учитель танцев привязывал к одной ноге солому, к другой ноге сено и учил так: «поднимите ногу с сеном» или «поднимите ногу с соломой». Преимущественно у каждого учителя определялся свой район, и он не посягал на чужие «танцевальные» владения. Уровень исполнения наиболее одаренных учеников был очень высокий, а танцоры-солисты оказывались в огромном почете. Часто двери снимали с петель, укладывали на землю, а танцор исполнял на них танец. На ярмарках устраивались открытые конкурсы танцев, на которых соревнования продолжались до того момента, пока один из танцоров не падал от усталости. Несколько вариантов тех танцев все ещё исполняют в разных районах Ирландии. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно сохраняется и сегодня на весь мир известны ирландские джига, рил, хорнпайп, сеты, польки, степ танцы. Соло-танцы и степ-танцы появились в конце восемнадцатого века.

Костюмы для ирландских танцев

Костюмы танцоров сегодня - лишь только напоминание о старинных танцевальных костюмах. Мужчины в прошлом обычно носили высоко застегнутый жилет, галстук, бриджи, чулки и башмаки. Дамы надевали цветные домотканые юбки по щиколотку и черные лифы.
Каждая школа в сегодняшние дни отличается своими оригинальными костюмами. Большинство платьев украшено вышивкой в кельтском стиле, копиями знаменитой броши Тара, закалывающей переброшенную через плечо на спину накидку.
Одежда мужчин менее декорирована, но у неё богатая история. Часто это однотонного цвета килт, жакет со сложно драпированным плащом на плече. Обувь – и для мужчин и женщин – тяжелые жесткие ботинки с набойками для хорнпайпа, джиги, для рила – мягкая «балетная» обувь.

Ирландские танцы сегодня

В наши дни Ирландский Танец – культурный символ страны и понятно, что в Ирландии много танцевальных организаций, поощряющих занятия танцем. Взрослые и дети участвуют в в отдельных конкурсах под названием «феш» (feis, когда-то так назывались сельские танцевальные вечеринки) за ценные призы. Есть соло выступления и групповые выступления-соревнования, в которых танцоры определены по возрастным группам, от шести лет до семнадцати лет, и группы старшей категории. Во всех четырех провинциях Ирландии устраиваются отборочные соревнования, победители затем участвуют в все ирландском чемпионате. Чемпионат Мира по ирландским танцам проходит в Дублине на Пасху, и в нем за звание чемпиона мира соревнуются между собой представители из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Кейли

История ирландского «кейли» начинается со сборов соседей для приятного проведения времени, с музыкой, танцами и дружескими беседами. Танцевальные вечера обычно проводились летними воскресными вечерами, когда молодые люди собирались на перекрестках дорог. Музыку исполнял скрипач, сидящий на трехногом стуле с перевернутой шляпой для сбора денежных пожертвований. Скрипач обычно начинало с музыки для рила, но должен был повторить несколько раз мелодию, прежде чем молодые люди начинали танцевать, Но через некоторое время площадка заполнялась, и тогда уже танцором было не остановиться.

В Ирландии и сегодня существует много возможностей, чтобы наслаждаться ирландскими танцами. Неофициальные танцевальные вечера, сессии «кейли», когда новичкам показаны первые шаги, проходят в крупных городах в летний сезон, в которых с одинаковым довольствием принимают участие и старшее поколение и молодежь. Благодаря профессиональному танцевальному шоу Riverdance, потрясающему Майклу Райану Флэтли и его ошеломляющим шоу «Властелин Танца» (Lord of the Dance) и «Языки Пламени» (Dance Feet of Flames) сегодня ирландский танец не просто знают во всем мире. В танцевальные школы продолжают приходить ученики, чтобы в будущем добиться такого же признания, как Джин Батлер, Колин Данн или Майкл Флэтли.

ВВЕДЕНИЕ

Танец зародился вместе с первыми людьми и неотступно следовал за человечеством, помогая преодолевать страхи, выражать свои мысли и делиться этими мыслями с окружающими.

Первые танцы носили, прежде всего, ритуальный, и, говоря современным языком, терапевтический характер. А так как в зависимости от условий обитания того или иного народа изменялся характер опасностей, стиль жизни, то и танцы разных групп значительно отличались друг от друга.

С развитием национальных особенностей того или иного народа, с формированием характера и темперамента формировались и народные танцы. Именно благодаря различиям между представителями различных этнических групп, особенностям той или иной нации мы можем наслаждаться такими разными народными танцами.

Народный танец - это история народа, его самобытность, олицетворение его души.
Танцы народов мира - это своеобразное путешествие не только по планете, но и во времени. Но в то же время - это бесконечный источник вдохновения для хореографов и балетмейстеров, и для самих танцоров. Ведь в каждом национальном танце мы можем найти элементы, которые позволяют обогатить танцевальную композицию.

Народные танцы легли в основу бальных танцев, в основу современных танцев и даже в основу некоторых боевых искусств.
Национальный танец каждой страны по-своему прекрасен, но некоторые народные танцы заняли особенное место. Это относится к латиноамериканским танцам зажигательные ритмы которых присутствуют практически во всех современных клубных танцах или ирландские танцы, которые собирают огромные залы, а знаменитый Майкл Флэтли является одним из самых высокооплачиваемых танцоров мира. Так в чём же феноменальная популярность шоу Lord Of The Dance, Rhythm of the Dance, Riverdance? Ответить на этот вопрос можно вернувшись на несколько веков назад и оказавшись в древней Ирландии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История ирландских танцев

Первые упоминания об ирландских танцах относятся к XI веку. Речь идёт о традиционных танцевальных гуляниях, которые называются feis (феш). Но лишь в XVI веке появляется подробное описание ирландского танца.

Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. На ирландские танцы серьёзное влияние оказали французские и шотландские танцы. И быть может танцевальная культура Ирландии повторила печальную судьбу многих национальных танцев и со временем они стали бы лишь призраком ушедшего времени. Но английская метрополия помогла сохранить самобытный ирландский танец.

Колонизаторы столь упорно боролись с проявлением всего «народного» и в середине XVII века Англий был введён «Карательные законы», которые запрещали обучать ирландцев чему бы то ни было, в том числе – танцам. К тому же католическая церковь признала ирландские танцы демоническими и наложила на них строжайший запрет. По сути ирландские танцы одни из немногих, на которые был наложен официальный запрет. В своё время осуждали вальс, кубинскую мамбу, аргентинское танго, но официально эти танцы не были запрещены. Хотя запреты добавили им популярности. Что же говорить об ирландских танцах, которые сразу же обрели особую притягательность. Более ста пятидесяти лет!!! ирландские танцы были вожделенным запретным плодом, им обучались тайно, а знания передавали бродячие мастера. Согласитесь, что вполне логично, что в такой атмосфере популярность танцев росла с каждым днём. Ведь часто то, что запрещают становится особенно привлекательным.

В конце XVIII века начали появляться первые школы танца. Мастера, преподававшие ирландские танцы привносили в танец собственные элементы (прыжки, подскоки, повороты) и каждая школа обладала собственным стилем.
В конце XIX века начался процесс, получивший название Гэльское возрождение. Суть его сводилась к возрождению традиционной ирландской культуры и танцы были одним из важнейших направлений этого процесса. Для возрождения ирландской танцевальной культуры Гэльской лигой в начале XX века была создана Комиссия по ирландским танцам, которая занималась формализацией и описанием ирландских танцев. В результате танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни, например, сетовые танцы были проигнорированы. За основу же Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная школа.

Виды и разновидности ирландских танцев
Как говорилось выше комиссия по ирландским танцам строго следит за тем, чтобы танец был как можно ближе к своим историческим корням. Соответственно все виды ирландских танцев исполняются под традиционные ирландские танцевальные мелодии. Это - рилы, джиги и хорнпайпы.

Ирландские сольные танцы (Irish Stepdance)
Отличительной чертой ирландских сольных танцев являются быстрые и чёткие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Неподвижные руки обусловлены, по одной из версий, гонениями церкви, утверждавшей, что движение рук танцоров - это часть сатанинского обряда. Есть более прозаическая версия, по которой у танцоров раньше было слишком мало места для выступлений (импровизированная сцена создавалась из обычной двери). Ирландские сольные танцы развивались ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и жёстко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам. Именно на этой технике основывается зрелищность шоу Riverdance.

Ирландские кейли (céilí)
Это как парные, так и групповые танцы, основанные на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями.

Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами. Танцы в сете обычно имеют сложное строение танца с вступлением, завершением, «боди» - телом танца которое повторяется несколько раз, и фигурами, которые танцуются между боди и не повторяются.

Сет-танцы (Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.

Шан-нос (sean-nós) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги, сохранившийся в регионе Коннемара.

Постановочные фигурные танцы (Choreographed Figure Dances)
Эти танцы основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли. Но это, прежде всего, зрелищный вид танцев. Здесь участвует много танцоров. Так как это прежде всего, шоу, то при постановке номеров допускают различные отступления от стандартов для повышения зрелищности. Большинство известных ирландских танцевальных шоу - это постановочные фигурные танцы.

Каждая разновидность танца исполняется под традиционную мелодию, которая имеет свой размер. Основные виды - это джига, рил, хронпайп.

Джига - это старинная мелодия кельтского происхождения. В зависимости от музыкального размера мелодии, в которой исполняется танец, выделяют лайт (дабл)-джигу, слип-джигу, сингл-джигу и требл-джигу. Обычный музыкальный размер этих видов джиги составляет 6/8.

Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый размер 9/8 и исключительно в мягкой обуви. Именно слип джига взята за основу шоу Riverdance.

Сингл джига в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8.
Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жёсткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жёсткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8.

The Heavy Jig - единственная из них, которая танцуется исключительно в жёсткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Рил возник во второй половине XVIII века в Шотландии. Обычный музыкальный размер рила 4/4. Рил танцуют в мягкой обуви (изи-рил) и в жёсткой (трэбл-рил). Мужской "мягкий" рил исполняется в специальных ботинках с каблуком, но без набоек на носке. Часто является частью шоу, но редко исполняется на традиционных соревнаваниях.
Хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4 в жёсткой обуви.

Одежда и обувь для ирландских танцев
Обувь для ирландского танца делится на два вида:
мягкая (англ. soft shoes)
жёсткая (англ. hard shoes).

Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется чёрная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений.

Мужская мягкая обувь - кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из-за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.
Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто - разноцветное, украшается кельтскими узорами. Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Ирландские танцы: восхождение
Ирландские танцы так бы и остались популярными лишь в национальном масштабе. Но1994 год изменил всё. Именно в апреле этого года на музыкальном шоу Евровидение, которое проходило в Ирландии мир увидел танцевальное шоу Riverdance, в котором участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Шоу настолько потрясло зрителей, что в скором времени появилось ещё несколько проектов. Среди них особенно выделятся шоу:

Lord of the Dance
Lord of the Dance («Повелитель Танца», также «Властелин Танца», «Король Танца») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли в 1996 году. Автором саундтрека является Ронан Хардиман.
Сюжетное шоу, базирующееся на кельтской фолк-музыке и ирландских народных танцах, завоевало широкую популярность. Труппа неоднократно совершала туры по Европе и США.

Feet of Flames
Feet of Flames («Языки пламени») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли. Автором музыки является Ронан Хардиман. Шоу Feet Of Flames является переработанной, более современной версией Lord of the Dance. Хотя сюжет шоу остался тем же, хореография танцев изменилась, музыкальные композиции были переаранжированы, изменились костюмы и состав участников.

Celtic Tiger
Celtic Tiger (англ."Кельтский тигр") - шоу ирландского танца, поставленное Майклом Флэтли, который также исполняет одну из главных ролей. Celtic Tiger совмещает в себе ирландские танцы с балетом, фламенко, хип-хопом и сальсой. Музыка к шоу написана Ронаном Хардиманом.

Dancing on Dangerous Groun d
Dancing on Dangerous Ground - шоу ирландского танца, созданное Джин Батлер и Колином Данном. Оно было презентовано в Лондоне в Theatre Royal Drury Lane (англ.) в 1999. Американская премьера шоу состоялась в Нью-Йорке в Radio City Music Hall в 2000.

Riverdance
Танцевальное шоу Riverdance впервые было представлено на конкурсе Евровидение 1994. В этом выступлении участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли и кельтский хор Anúna; музыка была написана композитором Биллом Уиланом. Флэтли сам был хореографом своей партии, Джин Батлер поставила танцы и для себя, и для всей остальной труппы. Riverdance the Show. Riverdance был спродюсирован и срежиссирован семейной парой, Джоном МакКолганом и Мойей Доэрти. Riverdance до сих пор выступает по всему миру, хотя и в сокращённом формате и на меньших концертных площадках.

Звёзды ирландского танца
Джин Ба́тлер - профессиональная ирландская танцовщица. Родилась 14 марта в Минеоле, штат Нью-Йорк. Окончила Бирмингемский университет, получив диплом с отличием по специальности Театр и Драма. Получила Irish Post Award за «выдающиеся достижения в ирландских танцах» в апреле 1999. Мать начала учить Джин ирландским танцам, когда ей было 4 года. Был приглашён известный преподаватель Donny Golden. Джин также училась классическому балету и американскому степу, но основной упор делался на ирландский степ. Благодаря своему таланту, Джин выигрывала региональные и национальные турниры, занимала хорошие места на мировых соревнованиях. Джин выступала вместе с группами Green Fields of America и Cherish the Ladies; когда ей было 17, она дебютировала с Карнеги-холле на концерте The Chieftains. В 1994 по приглашению продюсера Мойи Дохерти, Джин приняла участие в семиминутном перерыве на конкурсе Евровидение в номере, названном Riverdance.

Майкл Флэтли
Майкл Райан Флэтли (англ. Michael Ryan Flatley) - американо-ирландский танцор, хореограф, музыкант и продюсер, известный постановкой танцевальных шоу Lord of the Dance и Feet of Flames. Дважды становился рекордсменом Книги Гиннеса как самый быстрый танцор чечетки в мире (в 1989 году 28 ударов в секунду, в 1998 году 35 ударов в секунду). Майкл родился 16 июля 1958 года в Детройте и вырос в Чикаго, США. Танцевать начал с одиннадцати лет, в семнадцать лет выиграл Ирландский национальный конкурс танца. Параллельно некоторое время успешно занимался боксом. В 1975 выиграл чикагский чемпионат «Золотые Перчатки». Занимался также игрой на ирландской поперечной флейте. Записал сольный альбом. С 1980 года был участником ирландской фолк-группы, где играл на флейте. В 1978-79х как танцор гастролировал с группой Green Fields of America. В 1994 году Флэтли стал одним из главных исполнителей и хореографов танцевального шоу Riverdance. В качестве независимого хореографа Флэтли основал компанию «Unicorn Entertainments Ltd» и в 1996 поставил собственное шоу Lord of the Dance.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, ирландские танцы – живой пример того, что народный танец может быть сверх популярным как у самого народа, так и за пределами одной страны. Причём не обязательно радикально менять стилистику в угоду современным тенденциям. Ирландский танец, исполняемый под традиционную музыку не меняется в течении столетий и вместе с тем живёт водном ритме со своим народом. Живой и динамичный, яркий и образный ирландский танец покоряет сердца не только зрителей, но и профессиональных танцоров. И доказательством тому служат крупные соревнования и чемпионаты, которые породят по всему миру и самым младшим их участникам меньше 8 лет.

Традиционные ирландские танцы - это постоянный источник вдохновения для танцоров, хореографов, балетмейстеров, педагогов. И, что особенно интересно, что хореография ирландского танца проста и неимоверно сложна одновременно, а картинка танца завораживает и удерживает внимание зрителя на протяжении двух часов.

Первые сведения об ирландских танцах датируются в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных вечеринках ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш »), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев . В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев . Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore - это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.

Ирландские танцы

В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских вечеринках долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.

Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причём давать у себя приют учителю танцев считалось большим почётом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвёртой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым «модным» танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов , которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами»-элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» - ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.

Ирландские танцы

В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри , Корк и Лимерик . Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.

В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и «брал пирог». Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера). Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов , которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определённая последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев , которые развились из элементов степ-танцы и французских кадрилей.

Виды танцев

Джига (jig)

Упоминается ещё в материалах по древней истории Ирландии (две джиги - «The Kerry Dance» и «The Kesh Jig»). Существует несколько вариаций джиги: одиночная (или мягкая), двойная (англ. double jig ), тройная (англ. treble jig ) и скользящая джига (англ. slip jig ). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги - 9/8 (раз-два-три четыре-пять-шесть семь-восемь-девять). Одиночная или одинарная джига - танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная или требл джига - танец в жестких ботинках с набойками (англ. hard shoe ). Скользящую или слип-джигу танцуют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов, махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.

Рил (reel)

Возник примерно в годах в Шотландии , и ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила - «Kelsey’s Wee Reel» и «Miss MacLeod’s Reel»). Музыкальный размер рила 4/4. Рил по характеру «бегущий» танец. Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины - в специальных мягких ботинках с каблуками (англ. reel shoes ).

Хорнпайп (hornpipe)

Появился около года, из английских миниатюр (два хорнпайпа - «Ricketts" Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк . Музыкальный размер хорнпайпа 4/4, напоминающий медленный рил с акцентом на первый и третий удары (раз-и-э два-и-э три-и-э четыре-и-э).

Ирландские танцы в России и СНГ

  • Москва
  • Санкт-Петербург
    • Школа ирландского танца «Green Ribbon» (Петергоф)
  • Минск
  • Харьков

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ирландский танец" в других словарях:

    Ирландские сольные танцы (англ. irish step dance) это вид показательных танцев, зародившийся в Ирландии и развившийся из традиционных ирландских танцев. Ирландский сольный танец развивается в большинстве стран, имеющих крупную ирландскую диаспору … Википедия

    Ирландские сольные танцы (англ. irish step dance) это вид показательных танцев, зародившийся в Ирландии и развившийся из традиционных ирландских танцев. Ирландский сольный танец развивается в большинстве стран, имеющих крупную ирландскую диаспору … Википедия

    Ирландский балет - ИРЛÁНДСКИЙ БАЛÉТ (Irish Ballet Company), первая проф. нац. труппа в Ирландии. Создание этого коллектива явилось началом развития проф. балетного иск ва Ирландии. Труппа осн. в 1974 (получает дотацию от Совета иск в Ирландской Республики). Первое… … Балет. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чечётка. Чечётка разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название степ (от англ. step dance, от step «шаг»; в… … Википедия

Ирландские танцы одни из наиболее экспрессивных, и красивых танцев всего мира. Этот внешне эмоциональный танец завораживает присутствующих зрителей своей красочностью. Для того чтобы понять природу танца, его первобытную энергии, страсть, и харизму. Необходимо сделать небольшой экскурс в историю древнего мира, именно там ирландские народные танцы получили свое начало.

История галлов переселенцев

Основателями, или вернее сказать первыми жителями территорий, на которых впоследствии образовалось ирландское государство, были галлы, которые приплыли сюда на своих кораблях. Если взять ареол расселения галльских племен, то он по истине огромен. Существую, исторические данные того, что галлы жили в Сибири, и несли военную службу у египетских фараонов, были известны персам, и воевали против греков.

Поэтому не странно, что первыми колонизаторами будущей Ирландии стали дикие племена галлов. Однако столь воинственные настроенные соседи, не давали покоя империям, ввиду преобладания в культуре воинского элемента, как высшей цели жизни мужчины. По причине раздробленности племен, и того, что галлы не смогли создать единый конгломерат племен, они были практически все уничтожены, более большими империями или государствами. Зв галлами началась повальная охота, этим племенам приходилось скрываться в глубоких лесах, и оттуда совершать свои набеги.

Как формировались ирландские танцы?

Эпоха этого тяжелого периода в истории галлов наложила свой отпечаток на формирование Ирландской культуры, которая стала прямой наследницей галльских обычаев. Поэтому не странно, что первоначально танец ирландцев скорее похож на некий ритуал подготовки воинов к битве, чем на веселие.

Воины готовились к битве при помощи танца, пытаясь заглушить в себе страх перед возможной смертью. Поэтому такая энергия, настраивающая, и поднимающая в человеке ураган эмоций сопутствует ирландским танцам. После того, как христианство пришло в Ирландию священнослужители не могли отметить, что культура ирландцев намного более воинственная, чем у других племен, входящих в состав Английского царства. Поэтому запрет на танцы Церковью логичен, так как католическая Церковь усматривала в них дух язычества, с которым постоянно боролась.

Совокупность всех этих факторов делает ирландские народные танцы уникальными. Неподвижность верхней части тела танцующего, подталкивает зрителя к концентрации всего своего внимания исключительно на ногах танцоров. Как не странно, и необычно танцор выражает все свои чувства, и эмоции с помощью движения ног. Данное зрелище поражает всякого, кто становится свидетелем этой «мистерии». Танец завораживает зрителя своей ритмичностью, и динамикой. По причине того, что именно все внимание уделяется движения ног, в танце используется специальная обувь, которая укомплектована особыми набойками, чтобы сделать звуки, которые сопутствую танцу еще более выразительными. Этот танец переносит зрителя в эпоху, когда по дорогам победоносно шествовали римские легионеры, а галлам приходилось прятаться в лесах.

Национальный костюм для ирландских танцев

В данном отношении Ирландцы не особо консервативны, и это оправданно, по той причине, что архаичность здесь не уместна, танец должен быть живым, энергичным, красивым, а не унылым и скучным.

На рынке существует огромное количество костюмов, которые используются в танцах.

Ирландские костюмы для танцев довольно специфические, юбки у девушек всегда короткие, и широкие расписанные этническими британскими узорами.

Также для ирландского танца нужна специфическая обувь, девушки используют харды или софты, причем первые более популярны, из-за соотношения цены и качества.

Мужская одежда для танца состоит из узких брюк, жилетки, и рубашки с широкими рукавами. Конечно, в одежде должен быть элемент зеленого цвета, который является национальным цветом Ирландии.

В ирландском танце огромное значение придаете ногам танцора, по причине, что в национальном танце этой страны, полностью отсутствуют движения рук.

Конечно, все необходимое можно приобрести в любом магазине, однако только подлинные ирландские вещи смогут создать ощущение присутствия в Ирландии. Однако только подлинная ирландская танцевальная одежда сможет придать танцу неповторимость. Поэтому не стоит покупать не проверенный товар, сомнительного качества. Не стоит лишать себя праздника, и хорошего настроения, заказывайте настоящую ирландскую одежду прямо сейчас. И пусть купленные товары, принесут не только праздничное настроение, но и забываемые впечатления, и переживания, которые запомнятся, как самые лучшие моменты жизни.

Описание

Ирландские танцы — это группа, которая принадлежит к традиционным, формирование которых происходило в Ирландии в 18-20-х веках, они обрели большую популярность по всему земному шару, благодаря шоу Riverdance, а также другим танцевальным шоу, которые последовали за ним.

Ирландские танцы подразделяются на следующие виды:

Танцы исполняются только ирландские традиционные мелодии: джиги, рилы, хорнпайпы.

  • Сольные - Irish Stepdance - отличительной чертой у них служит четкое движение ногами, корпус и руки остаются неподвижными. Они созданы благодаря ирландским мастера в 18-20 веках и жестко стандартизируются Комиссией по ирландским танцам. Стандартизация пришла в начале 20-го века в результате деятельности Гэльской лиги, это позволило создавать школы мастеров, которые способны исполнять сложную технику. Именно на сольном направлении основана зрелищность Riverdance, а также шоу, подобных ему;
  • Кейли - céilí - групповые или парные, база которых основана на стандартных шагах сольного направления. Стандартизация кейли также имеется;
  • Постановочные фигурные - Choreographed Figure Dances - базу составляют сольное исполнение и фигуры кейли, но ориентация идет на выступление сразу нескольких исполнителей, которое находится в рамках постановочного шоу. Допускаются отклонения от стандартов для того, чтобы увеличить зрелищность. Riverdance появилось на свет благодаря именно этому направлению;
  • Сет-танцы - Set Dancing - социальные парные, базу составляют простые шаги французских кадрилей;
  • Шан-нос - sean-nós - этот стиль особый, его не затронула деятельность Гэльской лиги и мастеров. Этот вид сохранился в регионе Коннемара, Ирландия.

Разновидности, в зависимости от ритма и мелодии:

  • Джига - jig - эта мелодия имеет старинное кельтское происхождение, джига зависит от скорости мелодии: слип-джига, лайт(дабл)-джига, сингл-джига, требл-джига. Размер музыки - 6/8, только слип-джига имеет ритм 9/8, исполняется только в мягкой обуви.
  • Рил - reel - возникновение его приходится примерно на вторую половину 18-го века, Шотландия. Размер музыки 4/4, если танец исполняется только в мягкой обуви, то он называется лайт-рил, если в жесткой - трэбл-рил. В специальных ботинках обычно исполняют «мягкий» мужской рил, ботинки имеют каблук, но на носке ботинка нет набойки.
  • Хорнпайп - hornpipe - исследователи предполагают, что он пришел из Англии, во времена царствования Елизаветы, где исполнялся как сценическое действо. На территории Ирландии танец исполняется иначе, под размер 4/4 и 2/4, требуется жесткая обувь.

История возникновения

Первое упоминание датируется 9-м веком, упоминается о первых гуляниях крестьян, которых называли феш, но описание, именно ирландских, появилось в 16-ом веке, оно было очень неясным. Трудно сказать из упоминаний, какие из них можно было отнести к ирландским, а какие к тем, что возникли под влиянием шотландских и французских. Но одно было едино для всех - приставные шаги и быстрый темп.

Когда Ирландия была колонией, культура постоянно преследовалась, в «карательных законах» запрещалось обучение ирландцев танцам и музыке. 150 лет ирландцы тайно учились с помощью бродячих мастеров, исполнялись на сельских гулянках, руководство которыми, принадлежало тоже мастерам.

В конце 18 века мастера стали создавать свои первые школы, самые известные находились в провинции Мюнстер, в графствах Лимерик, Корк, Керри. Знаменитые школы существовали и в других городах. Мастера придумывали свои движения (подскоки, прыжки, повороты). Школы отличались набором используемых движений.

Начало 20-го века ознаменовалось «гельским возрождением», Гельская лига, которая потом стала отдельной организацией - Комиссией по ирландским танцам. Именно она начала исследование традиционных танцев и их стандартизацию, чтобы потом популяризировать их среди населения. Намеренно исключались те, которые несли в себе иностранные корни, например, сетовые. Основой стала «мюнстерская» традиция, она в техническом плане была наиболее выраженной. В результате стандартизированными стали сольные танцы и групповые кейли.

С тех времен по всему миру существует система, которой придерживаются школы, обучающие ирландским танцам. Существуют соревнования, которые постоянно дают рост будущим мастерам.

Сольные, которые исполняются при помощи других техник, называются «шан-нос», что означает «старый путь». Они имеют два направления: танцы региона Коннемара и те, что сохранились среди эмигрантов на территории Северной Америки.

Видео, фото с выступлениями известных коллективов смотрите на сайте.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней