Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В помощь школьнику. Урок развития речи с элементами лингвистического анализа (на примере анализа отрывка из романа «Обломов») О чем говорят эпиграфы

Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

Урок литературы в 10 классе(учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс»)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 Лавренко Е.К.

Тема урока

Анализ эпизода из романа «Обломов»

«Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:

1.Обучающая : на примере эпизода II части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирование языковой, литературной, языковой компетенций.

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная : реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. ( или технологию педагогики сотрудничества)

4.Воспитательная: через анализ текста главы понять и осознать такие понятия, как «Русская почва», «воспитание», «формирование личности» (через технологии диалогического взаимодействия; через создание положительной мотивации к обучению. Нравственное формирование личности посредством языка художественного произведения. Развитие познавательных способностей учащихся.

5.Обучающая: выработка навыка владения культурой ведения диалога.

Методы:

1.Частично – поисковый (анализ художественной детали )

2. Активация мыслительной деятельности учащихся через систему вопросов (исследовательский)

Оборудование: 1.текст романа (IIч. 1 глава) ; «Обломов»

2.фрагмент к/ф « Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (режиссер Н. Михалков)

3.Аудиозапись народных песен;

4.Часы (большие стенные)

5.цитаты И. А. Гончарова

Ход урока:

I Приветствие

II Оргмомент

III Вступительное слово учителя (фонограмма плача из нар. песен)

Когда я стала думать о произведении для открытого урока, о его теме, я почти ни минуты не колебалась в том, что это будет самая русская книга, на мой взгляд, книга которая мне во многом объясняет Россию – прошлую, настоящую и будущую – роман И. А. Гончарова « Обломов »

Почему?

Мне кажется, потому что она обо мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времени, наконец.

А время у каждого своё. И в каждом возрасте оно идёт по-своему. (завожу часы) Эти 40 минут сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого-то сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно, это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства: вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры всё дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

А задумывались ли вы над тем, как бывает трудно, а подчас мучительно тяжело родителям «отрывать» от себя ребенка, провожая его в это неясное и трудное будущее?

И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной, отчий дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим, такие своим – близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод , за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа.

Давайте же попробуем понять это «нечто большее».

IV Беседа

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда А.Штольца - единственного настоящего друга Обломова; человек, с которым Илья Ильич был с самого детства

Чему же посвящена 1 глава 2 части?

(детство Андрея и его отъезд из родительского дома)

Гончаров неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к детству и юности Андрея. Как называется такой прием? (вы можете воспользоваться ссылками в словаре литературоведческих терминов для нашего урока, который лежит у вас на парте)

(приём ретроспекции)

С какой целью? Так ли уж это важно?

1. Ярче показать Обломова;

2.Возможно, реализовать попытку изобразить «человека будущего»

3.Поиск некой нормы, гармоничного человека.

- Назовите художественный приём, который использует для этого Гончаров?

(антитеза)

- Обратимся к тексту. Назовите действующих лиц этой главы?

(отец, мать, Андрей (мал. мальчик и юноша), дворовые)

- Какой тип речи преобладает в этой главе?

(повествование)

- Почему? Предположите?

(у нас есть возможность рассказать о Штольце, то есть «пересказать» его)

Обломов же дан чаще в диалогах или внутренних монологах

Какой же вывод? В чем разница в подаче этих образов? Какова её цель?

(Обломова нельзя «пересказать», он «живой» несмотря на лень и апатию; Штольц же при всей энергии и динамичности - статичен ) (парадоксально!)

- Прочитаем I абзац. Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину?)

Обратим внимание, что и мы зачастую говорим о Штольце как о немце, забывая, что он также наполовину русский.

А вот как нам объясняет это сам писатель (цитата на доске: «Меня упрекают, почему я сделал деятелем, работником Штольца – немца. Я шёл именно от своей задачи, очень ясно противопоставляя застой не застою. Застой- примета русской жизни»)

Прочтём абзац: «Бывало и то, что отец сидит в послеобеденный час…» до «Мать поплачет…» Отчего?

Мы лишь единожды видим всю семью вместе. Далее же о взаимоотношениях между отцом-сыном и матерью-сыном автор всегда говорит отдельно.

Почему?

(Он как бы последовательно подчеркивает «разность» воспитания, полученного Андреем, различия во внутреннем мире ребенка. Словно по часовой стрелке (только вперед!) – идет отец, и, как пишет Гончаров, (стр.5) : «Он только не умел бы начертать другой дороги своему сыну.

И может быть, против часовой стрелки отца – наощупь, интуитивно, сердцем – идёт мать. (показываю часы)

В чем же это проявляется? (см. текст)

1. Род занятий, учение: о: география, биология, Гердер, Виланд

М: священная история, басни Крылова

2. Деятельность: о: разбирал счета крестьян, ездит на фабрику, в поля, в 14-15 лет поездки по отцовским поручениям в город

М: игра на фортепьяно, чтение литературы

3. Идеалы и мечты по отношению к сыну: о: трудовая жизнь (жалованье за репетиторство);

М: «а в сыне ей мерещился идеал барина»

4. Внешний облик : о: «Перчатки и клеёнчатый плащ.»

М: «она бросалась стричь Андрюшу»

Какой же приём помогает нам лучше увидеть эту «разность» ?

(антитеза)

Внутренние противоречия в образе Штольца.

Какова её цель ?

(попытка найти некую «норму»: Перед нами не «добрый бурш» , но и не «барин» - что и так нелегко давалось Гончарову, а некая особенная личность: в нём есть и «сила души», и «крепость тела».Это кипучая натура.

Каким же вы увидели юного Андрея Штольца?

(умеющим постоять за себя, смелым, настырным, самостоятельным; тем, который надеется только на себя)

Это хорошо?

Какой же вывод мы можем сделать?

(жизненные условия, разность воспитания, полученного в детстве, научили его полагаться на собственные силы; сформировали характер, чуждый ограниченности)

Что такое «русская почва» в вашем понимании? Не та ли это русская половина?

Так назревает конфликт эпизода. Давайте разберёмся в чём он?

Итак, старший Штольц отправляет сына в Петербург (просмотр к/ф)!

Что вы думаете об этом?

Обратимся к тексту

Как вы расцениваете совет отца?

Ответ Андрея?

«Нельзя ли по всем…»

Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?

(Предложения неполные, с использованием междометий. Реплики героев краткие и точные; отрывистые – словно ни отец, ни Андрей не дают воли своим чувствам)

Ждали ли вы чего-нибудь другого?

(вряд ли – и отец, и сын явно скупы на эмоции)

Это подтверждает и Гончаров: посмотрите на глаголы движения.

Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слёз, а теперь они появляются?

(тихо музыка)

(Это та самая русская почва, на которой вырос Андрей- это хлебосольство; это общее горе и общие радости, это лад крестьянской жизни- то, что видел Андрей с самого детства, что впитал через заботу матери; то, что останется с ним теперь навсегда – ибо все мы родом из детства

Вычитайте реплики дворовых. Это самая настоящая народная речь, это плачи, причитания: «батюшка, светик, красавец мой, сиротка, нет у тебя родимой матушки»

(Так немецкий рационализм, практичность, энергия, сдержанность сталкиваются с русской душой, русским сердцем, чувством родины и домашнего крова, со временем, наконец…)

(И отсутствие материнской ласки, которая раньше заполняла пустоты ограниченных, сухих отношений с отцом – не отсюда ли излишняя «глагольность» у Гончарова?)

Но гулко хлопает дверь и без того пустого дома в Верхлёве, и надо скакать в Петербург, «ибо время тратить нечего» - часы заведены, и начался стремительный бег времени жизни Андрея Штольца, в котором уже не будет ни одной секунды чтобы повернуть коня, и обнять близких тебе людей, и заплакать…(часы идут) – Пауза.

Как вы думаете, удалось ли режиссеру и актерам передать замысел автора?

Что же даёт нам этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?

(Образ Штольца дан и как антитеза «обломовщине», и как воплощение мечты о пробуждении России)

Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии, а не в состоянии покоя и сна человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели.

Только есть ли она у Штольца?

(Нет)

Хоть он и «не ведает разлада между умом и сердцем» , но его образ – явно утопическая картина для эпохи 50 – 60 гг. 19 века.

(к цитате Гончарова на доске)

  1. « Штольца я описал бледно, так как этот тип только зарождается…»

Надежда писателя на создание образа гармонического человека в современной ему эпохе не оправдались:

  1. «… между действительностью и идеалом лежит бездна, через которую ещё не найден мост, да и едва ли построится когда…»

(из дневника писателя)

(часы идут)

Время идёт всегда вперёд и никогда назад…

И я очень надеюсь, что «личное» Андрея Штольца стало теперь и нашим «личным» - ведь все мы родом из детства…

(фонограмма народного плача)

Библиография

  1. И.А.Гончаров «Обломов», «Художественная литература» 1990г.
  2. И.А.Битюгова «Роман И.А.Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского» 1976г.
  3. Д.С.Мережковский. И.А.Гончаров. «Критический этюд» 1890г., т. VIII
  4. А.В.Дружинин «Обломов.» Роман И.А.Гончарова в кн. «Библиотека учителя», «Художественная литература» 1990г.
  5. Журнал «Литература в школе» №2 1998г.

Анализ эпизода в эпическом произведении – очень непростая для многих учеников и учителей тема сочинения. В чем трудности в работе над темой подобного рода? Прежде всего, в необходимости осмысления того, какое место в структуре произведения занимает эпизод, в умении самостоятельно анализировать текст, учитывая как его содержание, так и форму, в ходе анализа раскрыть общие особенности творческой манеры и миропонимания автора и еще в целом ряде, может быть, менее значительных, но не менее трудных проблем (Н.И. Павлова). Попробуем учесть их, анализируя два небольших взаимосвязанных фрагмента эпического произведения.

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе «Обломов» он говорил о том, что «любовь с силой Архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет ее поэзией (В.А. Недзвецкий). Значимость темы любви для автора романа, ее привлекательность для юного читателя определили выбор эпизодов для анализа: объяснение Обломова с Ольгой Ильинской в 6 главе 2 части и объяснение Обломова с Агафьей Пшеницыной в 1 главе 4 части романа «Обломов». Именно в этих эпизодах раскрываются особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленных, понимание любви писателем. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа.

Итак, объяснение Ольги и Ильи Ильича…

Приступая к анализу этого эпизода, важно выяснить, что предшествовало ему в отношениях героев, дать сжатую их характеристику. И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и это постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная. Штольц, уезжая, поручил ей Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролет. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он заметно переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни. Ольга, конечно, чувствует, что главная и, может быть, единственная причина такой перемены в том, что Обломов влюблен в нее.

И это действительно так. Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Но автор знает о том, что все это – лишь мгновенный порыв, а потому заканчивает фразу иронически: «Он в эту минуту уехал бы даже за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать».

Ольга поет «Casta diva», и «все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог». Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу: «Он …смотрел на нее как будто не глазами, а мыслью, всей своей волей, как магнетизер, но смотрел невольно, не имея силы не смотреть. “Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! – думал он, глядя на нее почти испуганными глазами. – Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть!”». Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами, устанавливается понятное только им двоим душевное общение, воспетое в творчестве В.А. Жуковского, других русских поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из нее , - думал он, - из нее что-то переходит в меня . У сердца, вот здесь, начинает будто кипеть и биться… <…> Боже мой, какое счастье смотреть на нее! Даже дышать тяжело». «Не смотрите же на меня так странно, - сказала она, - мне тоже неловко… И вы, верно, хотите добыть что-нибудь из моей души…». (Здесь и далее курсив мой. – Н.Е .). Любовь Ольги и Обломова – огонь, который горит в их душах, сближает их: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом , в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением ». Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признается в любви: «Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть.

Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина».

Герои по-разному понимают любовь. Обломов – весь чувство. В каждом шаге и поступке он предельно искренен, во всем светит его «нестыдливое сердце». Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живет разум. Однако после нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить свое признание, либо взять назад неосторожное слово, – но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Гончаров – великий мастер-психолог – самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы 2 части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идет, - слышит она. “Идет кто-то…” – подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

Ольга Сергеевна! – сказал он, трясясь, как осиновый лист.

Илья Ильич! – отвечала она робко, и оба остановились.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, - говорила она».

В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живет сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом. А потому и речь героя полна восторженных или огорченных восклицаний, утвердительных реплик, наполненных чувством, раздумьем: «Ужо... нет, завтра... как сберусь». «Поверьте мне, это было невольно... я не мог удержаться...». В репликах и небольших по объему внутренних монологах Обломова часты многоточия, скрывающие переполнявшие его душу чувства, но в то же время и нерешительность, неопределенность, новизну и неясность для него самого переживаемых ощущений. Перед Ольгой он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от нее в следующую минуту: ласкового слова, от которого сердце радостно бьется, или колкости, невольно рождающей восклицание «про себя»: «О, злая!»

При описании Ольги Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую ремарку, фиксирующую и характеризующую ее жест, взгляд, интонацию, речь. Ольга – вся движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики, обращенные к Обломову. Она либо спрашивает его о чем-то, либо побуждает к действию: «Что он (Штольц. – Н.Е. ) пишет?»; «Что ж вы?»; «Когда?»; «Понюхайте, как хорошо пахнет!»; «А вы любите, чтоб в комнатах чисто было?». В речи героини проявляется стремительность ее натуры, внутренний огонь пятнами горит на ее щеках. Ольге приходится намеренно сдерживать движения души.

Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой ее являются слова Обломова о том, что его признание в любви было нечаянным, «только от музыки». Ольгу это извинение глубоко огорчает, она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют, на щеках пропадают два розовых пятна, она «сильно рванула мимоходом ветку с дерева... тотчас же бросила... на дорожку», «у ней в горле стояли слезы», она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлен тем, какое действие на нее имели его слова. Теперь для него важнее не извинение за нечаянное признание, а прощение за то, что огорчил ее своим извинением, тем более, что в нем была неправда. Удерживая Ольгу, он искренен и не стыдится открыть свое сердце: «…Ради бога, не уходите так, а то у меня на душе останется такой камень…».

Почувствовав за этими словами героя его любящую душу, Ольга начинает настойчиво добиваться от него нового признания. Она «добывает» его своими неотступными вопросами: «Отчего?»; «Что в нем?»; «Ну?»; «Отчего же плакать?»; «Что?». Она нетерпеливо ждет, медленно, «будто с трудом» всходя по ступеням лестницы. И Обломов вновь говорит ей о любви. На энергичное требование Ольги герой отвечает неопределенно, медлительно: «И сам не знаю... <...> Стыд у меня прошел теперь: мне не стыдно от моего слова... Мне кажется, в нем...» «…То же... волнение... то же... чув... простите, простите - ей богу, не могу сладить с собой...». Эти его слова являются кульминацией сцены. Развязка ее – призыв героини: «…Только вперед…». В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперед» быть более осторожным в своих речах. И все же, думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв к Обломову, выражена жизненная философия героини, ее постоянное стремительное движение вперед, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: она «мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперед!».

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Обломовым, Ольга активна, она берет на себя роль мужчины. Любовный сюжет в романе имеет мифологический подтекст: Ольга думала об Обломове как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». Действительно, на какой-то период ей удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шепотом, «говорила и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб все говорило и пело беспрестанно в нем самом». А когда он окажется на Выборгской стороне, Ольга тайком встретится с ним в Летнем саду, на Неве, приедет к нему на квартиру. Обломов и сам понимал, что только рядом с Ольгой он живет. Не будет ее, он – «мертвый человек». Об этом он предупреждает героиню еще тогда, когда она и не помышляет о разлуке. Но чувство Ольги разумно и самолюбиво. Любовь к Обломову постепенно превратится для нее в обременительную заботу о нем. Она поймет, что он опускается, и чувство самосохранения подскажет ей выход: она расстанется с Обломовым. В сцене их последнего объяснения Ольга упрекнет героя: «Камень ожил бы от того, что я сделала…». Полюбив Штольца, она будет стыдиться героя своего первого «романа», назовет его словом Тарантьева и Сонечки – «мешок». Роль Пигмалиона оказалась не под силу героине.

Любовные отношения Ольги и Обломова развертываются на природном фоне, сердца героев открыты навстречу природе. Момент наивысшего духовного взлета, расцвета чувств - встреча и объяснение героев - сомкнут с наиболее поэтическим моментом в жизни природы - с весной и началом лета, порой цветения деревьев и трав. Свидания происходят в прекрасном, благоухающем парке. В объяснении героев участвует сама природа, которая помогает раскрыться их душам. Впоследствии любовь Ольги и Обломова из душевного общения перерастет в страсть. Героиня испытает порывы страсти во время грозы, в разгар лета. Но вот Обломов сделал предложение, и оно принято. Теперь для героя любовь превращается в тяжкий долг. Он сравнивает ее с «оспой», которую Штольц «привил» им с Ольгой. В душе героини тоже растет чувство неудовлетворенности ее отношениями с Обломовым: «…Она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете». Происходит это тогда, когда «лето подвигалось, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры». Расстанутся Обломов и Ольга, когда замерзнет Нева и земля покроется снегом. Вернувшись на Выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег: «Снег, снег, снег! <…> Все засыпал!». В сценах любовных свиданий Ольги и Обломова присутствуют повторяющиеся образы: ветка сирени, огонь как символы жизни. Им будут противостоять и другие образы: холод, тьма, снег – символы смерти.

Один из символических образов, проходящих через весь роман, - это образ огня. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнем (Т.А. Агапкина). В народных представлениях Илья Пророк, бог-громовержец или громовик – «могучий, седой старец», который разъезжает на огненной колеснице «из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы…» (С.В. Максимов). Имя Ольга означает «святая», «факел» (Жития Святых); «стихия ее была свет», - пишет о ней Гончаров. Фамилия ее происходит от имени Илья, имени бога-громовержца. Планета, которой принадлежит Ольга, - Луна, источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил (А.Н. Афанасьев). Образ огня, присутствующий в сцене объяснения, – это огонь любви. Он горит в душах героев и определяет их внешнее и внутреннее преображение. «В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление огня любовному пожару» (А.Л. Топорков). Любовь Обломова и Ольги – это горение сердец: жизнь «жжет», «кипение у сердца». «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем…».

Палящие лучи огня любви для Обломова и желанны, и губительны. Огонь соотносится с поэтическим образом «сердечного пыла», можно сгореть в «огне страстей» (Г. Бидерман). Уже при первых встречах с Ольгой Илья Ильич жалуется: «Мне отчего-то больно, неловко, жжет меня». Но в то же время и просит: «Ах, если б этот же огонь жег меня, какой теперь жжет – и завтра и всегда! А то нет тебя – я гасну, падаю!». Ольга для него – желанный источник этого огня: «Мне все противно, все скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю. Ты огонь и сила этой машины…». Но под палящими лучами страсти выгорело сердце Обломова: он устал от неестественной для себя роли и просит у Ольги отдыха: «…Весь организм мой потрясен: он немеет, требует хоть временного успокоения…». За разрывом с Ольгой последовала болезнь героя, горячка.

Огненные стрелы Ильи, бога-громовика, достигли цели: Ольга тоже полюбила Илью Ильича. В сцене любовного объяснения с Обломовым, когда она чувствует себя любимой, на ее щеках горят два розовых пятна. Когда же Обломов говорит о том, что его признание в любви было неправдой, оно «только от музыки», «она изменилась в лице: пропали два розовые пятнышка и глаза потускли». Герой повторяет свое признание, и на щеках героини вновь появляются два розовые пятна как след того огня-страсти, который горит и в ее душе. Влияние чувства любви к Обломову плодотворно для героини. Как под лучами горячего солнца созревает каждый плод, так и Ольга, по наблюдению Штольца, «созрела», «развилась». Но и Ольга, как и Обломов, испытала губительность огня-страсти, он опалил и героиню, как опалил героя. Штольц едва узнал Ольгу в Париже: «Черты ее, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности».

Гончаров использует в сцене объяснения героев символику цветов . Обломов предлагает Ольге ландыш. В книге Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» об этом цветке говорится как о символе душевных излияний, любви и счастья. Ольга же «сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.

Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему». Ветка сирени появится в романе не однажды и после этой сцены. Ольга с большой любовью будет вышивать сирень в знак памяти о первом свидании. Расстанутся герои, когда лето сменит зима, «сирени отошли, пропали». Н.Ф. Золотницкий пишет об этом цветке: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». Избирая сирень как эмблему, символ любви, герои и не подозревают об этом. Обломов, который говорит: «…Ни резеды, ни роз не люблю», - и не предполагает, что он отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения, и вместе с Ольгой предпочитает им сирень, которая в самом начале их отношений пророчит разлуку (И.В. Грачева).

Сцена объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны в романе подготовлена рассказом о том, как складываются отношения этих героев, какие чувства они испытывают друг к другу.

В чем проявляется любовь Обломова к Агафье Матвеевне? Чувство героя к вдове Пшеницыной Гончаров не хочет называть любовью, говорит о нем с неизменным юмором. Чувство это ни в чем не похоже на то, что герой испытывал по отношению к Ольге. То – романтическое, духовное чувство, – будило сознание, самолюбивые желания и тревоги, стремление на подвиги, мучительные терзания о том, что «уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает». Но та любовь была подобна «оспе», «кори», «горячке», едва не погубившей героя. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней». После пережитой горячки «Илья Ильич долго был мрачен, по целым часам повергался в болезненную задумчивость…<…> хозяйка … заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие». Обломов постепенно приобретает неподвижность, каменеет. Даже во время любовного объяснения с Агафьей Матвеевной «глаза его не блистали».

Чувство к вдове Пшеницыной несет герою желанный, сладостный покой. Это доказывают слова, передающие его переживания и действия: «охотно оставался»; «останавливал глаза»; «потихоньку ногой отворял дверь»; «шутил с хозяйкой»; «все это делалось покойно»; «не волновался тревогой»; ему «хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей»; «его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет». Гончаров характеризует лишь внешние проявления чувств: душа, ум, сердце Обломова с утратой любви к Ольге замолчали.

Любит ли Агафья Матвеевна Обломова? В ее жизни до встречи с ним не происходило ничего подобного. Она видела, что он во всем противоположен ее покойному мужу – коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; манеры его покойны и красивы; разговор умен и прекрасен; белье он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини, «он барин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат... <...> И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой...».

Гончаров иронически сравнивает зарождение любви в душе героини с «осадкой дна морского», «с осыпанием гор», с простудой или неизлечимой лихорадкой. Чувства Агафьи Матвеевны автор передает с мягким юмором, как бы не веря самому себе, позволяет себе лишь догадываться о них. О чувстве своем героиня «никогда не спрашивала себя». Оно не имеет для нее имени. На нее как будто «нашло»; «она стала сама не своя»; она «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Внешний облик Агафьи Матвеевны, ее поведение зависят теперь от отношения к ней Обломова. После разрыва с Ольгой он болен, мрачен, едва говорит с ней, – она худеет, становится «точно каменная», в хозяйстве заметны изъяны; Обломов оживает, у него появляется «добрая улыбка», он стал «смотреть на нее по-прежнему ласково, заглядывать к ней в дверь и шутить - она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело…». При этом она «не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит, но она... никогда не сознавала и не понимала этого...».

Любовь Агафьи Матвеевны проявлялась, подобно любви русской крестьянки, в преданности до гроба. Она добровольно надела на себя «хомут» забот об Илье Ильиче и везла этот тяжелый воз с радостью. Смыслом ее жизни, всего ее хозяйства стали его покой и удобство. Любовь героини проявляется в действии: «сделает замечание», если подгорит жаркое или переварится уха; не спит, «ворочается с боку на бок, крестится, вздыхает», если Ильи Ильича долго нет вечером; «вскочит с постели, отворит форточку», «накинет юбку», «бежит в кухню, расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота», если он приедет поздно; «в три прыжка является в кухню», чтобы проследить, хорошо ли сварен для Ильи Ильича кофе.

Бескорыстная преданность Агафьи Матвеевны выражается в том, что во время болезни героя она, забывая о себе и своих детях, ухаживала за ним, просиживая ночи у его постели, а утром бежала в церковь, чтобы помолиться за его здоровье. Она «бросалась на колени и долго лежала, припав головой к полу…». Тайно от всего дома Агафья Матвеевна заложила и продала последнее, что имела, - жемчуг, меха, одежду, - только бы накормить Илью Ильича, когда братец обобрал их обоих. После удара, который случился с Обломовым, стараниями Агафьи Матвеевны герой был выхожен и возвращен к жизни.

Сцену объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны в конце 1 главы 4 части романа Гончаров во всем противопоставляет сцене объяснения Обломова с Ольгой. Любовные признания Ольги и Обломова случились весной, в цветущем парке. Объяснение Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны происходит на кухне, время года здесь уже не имеет значения: жизнь на Выборгской стороне, как и в Обломовке, течет одинаково ровно и зимой, и летом - это жизнь в циклическом времени. Календарное время теперь заменено бытовым. В руках у героини не ветка сирени, а ступка с пестиком. Герои с одинаковым чувством говорят о корице, халате, любви и поцелуе, о перспективах будущей жизни.

Первое объяснение заканчивалось энергичным призывом Ольги, второе - призывом Обломова: «Добрая Агафья Матвеевна! <…> Знаете, что: поедемте-ка в деревню жить: там-то хозяйство! Чего, чего нет: грибов, ягод, варенья, птичий, скотный двор…». Обломов зовет героиню в Обломовку, в свой идеальный мир. В ответ Агафья Матвеевна говорит: «Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо». В этих словах выразилась ее жизненная философия. Она не знает иной жизни, кроме жизни в круге, в циклическом времени, во вращении вокруг собственного очага, потому и призыв ее во всем противоположен призыву Ольги. И герой согласен с героиней: «Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей». Агафья Матвеевна, как и Обломов, героиня идиллии, в которой обязательна, органична «прикрепленность, приращенность жизни и ее событий к месту». «Единство места жизни поколений ослабляет и смягчает временные границы между индивидуальными жизнями и между различными фазами одной и той же жизни», «сближает и сливает колыбель и могилу, детство и старость» (М.В. Отрадин).

Если в отношениях с Ольгой «мужскую» роль руководительницы взяла на себя героиня, то в отношениях с Агафьей Матвеевной как активная, действующая сторона выступает Обломов. Он чувствует свое превосходство над героиней, поведение Агафьи Матвеевны для него предсказуемо и понятно. В сцене объяснения он уверен в себе, его реплики кратки и энергичны: «А если я вам помешаю?»; «А если я поцелую вас?»; «Ну, поцелуйте же меня!». В речи героя отсутствуют те частые многоточия, которые автор использовал в сцене объяснения с Ольгой, и за которыми было скрыто невысказанное, противоречивое чувство.

В отличие от Ольги, которая вся – чувство и порыв, Агафья Матвеевна отвечает герою молчаливым приятием всех его слов и поступков. Она всегда ровна и одинаково спокойна. Единственная форма выражения чувства у нее – усмешка: даже когда его дыхание обжигает ей щеку, она лишь усмехается. Казалось бы, герою никогда не оживить «каменную Галатею» - Агафью Матвеевну. Но это не так. Хоть Обломов и не видел себя в роли Пигмалиона, но любовь к нему станет причиной внутреннего преображения героини. После смерти Ильи Ильича «она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее…».

Чувства Ольги и Обломова чисты, духовны, Ольга для Обломова высока и неприкосновенна, образ ее соотнесен в его мечте (см. 4 главу 2 части романа) с образом идеальной женщины, жены. Агафья же Матвеевна - тоже из мечты героя. Это та самая «краснощекая прислужница» «с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами». Обломов сам приходит на кухню, затевает ласковый и шутливый разговор, берет Агафью Матвеевну за локти, не давая ей толочь корицу, наклоняется и целует ее в щеку. Героиня лишь позволяет оказывать ей эти знаки внимания, при этом «чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки («Смотрите, просыплю корицу; вам же нечего будет в пирожное положить»,-заметила она»), а сама счастлива...». Вся эта сцена представляет собой классическую картину ухаживания барина, «барской любви». Не случайна поэтому ирония автора в адрес героев: «он подвигается к ней, как к теплому огню, и однажды подвинулся очень близко, почти до пожара, по крайней мере до вспышки»; она отвечает на его заигрывание, «глядя в ступку как в пропасть и немилосердно стуча пестиком», а поцелуй принимает, «не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут».

Во второй сцене объяснения, как и в первой, присутствует образ огня: Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее…». Однако в данном случае речь идет не об огне страсти, огне любви, а об огне домашнего очага, средоточии дома, семьи. По народным представлениям, Бог-громовержец «послал с неба молнию, возжег ею на земле огонь и устроил первый очаг». «В пламени очага чтили небесный огонь Перуна», - замечает А.Н. Афанасьев. В своей работе «Религиозно-языческое значение избы славянина» он пишет: «Очаг домашний был самое священное место, от него религиозный характер перешел на все жилище». Очаг – это начало, объединяющее людей в семью, в сообщество, связанное родственными узами. Воспитанный у родного очага в Обломовке, «среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых», Обломов был глубоко «проникнут семейным началом» и всегда тосковал по нему. В его мечтах живет образ очага, вокруг которого строилась бы вся его жизнь, жизнь его друзей, родных. Поклонение огню домашнего очага в доме Обломовых Гончаров сравнивает с поклонением огню Весты. Другого огня обломовцы не знали и не хотели знать.

Жизнь Обломова на Гороховой улице как бы не предполагала очага. Обед здесь не варился на огне, а подавался готовым. На Выборгской стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая является для героя «добрым» «Божьим даром» (Жития Святых), горит огонь очага, огонь Весты, а сама она исполняет при нем роль весталки, хранительницы очага, его хозяйки. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно.

Как известно, «римляне чтили неиссякающий огонь богини Весты, охраняемый девами-весталками». «Веста изображалась или подле пылающего очага, или с горящим светильником в руке» (Афанасьев). В образе богини Весты римляне особенно подчеркивали ее светоносную чистоту. Именно за опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет ее: «Сама опрятность!» Героиня даже по-своему целомудренна, хотя и имеет детей: она не испытывает порывов страсти, подобно Ольге, даже когда Обломов целует ее.

Сходство Агафьи Матвеевны с Вестой подтверждает и еще одно обстоятельство: в Риме и Тибуре (Тиволи) в честь этой богини были построены круглые храмы (С.И. Радциг). В доме Агафьи Матвеевны жизнь движется изо дня в день по кругу, и героиня счастлива такой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела Агафья Матвеевна, даже предметы в этом доме круглые: в кухне – пузатые и миниатюрные чайники, чашки, банки, судки, в столовой – круглый стол, в кладовой – головы сахару, кадки, корчаги, корзины…

Как истинная весталка, Агафья Матвеевна верна дому, очагу, до конца исполняя свой долг на земле. И после смерти Обломова она остается в доме, при очаге. Теперь как хранительница очага она особенно остро ощущает свою связь с умершим мужем. Именно поэтому ею почитается его могила. «Почитание предков связано с огнем», – пишет Афанасьев. Непосредственное отношение к огню имеют и другие действия героини и образы, ее окружающие: она, например, разводит и продает кур, а петух является символом огня.

Бог-громовержец Илья Пророк осмыслен славянами и как божество, творящее урожаи (А.Н. Афанасьев), воспет как «покровитель урожая и плодородия, сеятель, жнец и податель благ… С Ильина дня начинали жатву или заканчивали уборку… . «Петр - с колоском, Илья – с пирогом», - говорит народ» (Т А. Агапкина). А потому важным в контексте произведения оказывается тот факт, что героиня печет пироги, ватрушки, хлеб. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Этим автор прямо указывает на зависимость Агафьи Матвеевны от Ильи. Служение огню и служение Обломову для нее сливаются в одно. Илья Ильич – ее Бог, это то солнце, которое засветилось в ее жизни. Для Агафьи Матвеевны Обломов «сияет, блещет». Сама она «сияет» в лучах солнца-Обломова, она почитает героя, как крестьяне почитали Бога.

Во второй сцене любовного объяснения есть еще один символический образ – это образ халата. Для героя халат становится судьбой: Обломов надел его двенадцать лет назад, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире и лег на диван. Он восторгается собственным халатом, видит в нем «тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». Кутаясь в халат, Обломов надеется укрыться от всех жизненных проблем. Халат исчезает из жизни Обломова, когда он влюбляется в Ольгу (Тарантьев увез халат с остальными вещами на Выборгскую сторону). С Ольгой в жизнь Обломова врывается свет. И у читателя появляется надежда, что халат больше не понадобится герою. Но как только герой начинает «прирастать» к Выборгской стороне, Агафья Матвеевна напомнит ему о халате, она вымоет и вычинит его. Халат станет обязательным и неизменным атрибутом семейных отношений Обломова и Агафьи Матвеевны: «Что это у вас на халате опять пятно?» - заботливо восклицает она в сцене любовного объяснения. – «Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою…». Героиня, может быть, потому говорит о халате с такой любовью и заботой, что он является для нее своеобразной гарантией того, что Обломов принадлежит ей и только ей: Ольга оставила свои претензии на него: облаченный в халат, он ей не нужен.

Образ халата в финале романа приобретает зловещий оттенок. Его набрасывает на плечи Обломова Захар в тот момент, когда герой возвращается домой после разрыва с Ольгой, в 12 главе 3 части романа. В этой главе халат оказывается в ряду образов, символизирующих смерть: это холод, снег. В последней части романа он ассоциируется с саваном. Устрашает уже поместительность халата. Он как бы предлагает хозяину: «Расти в ширину, полней, я прикрою, приму тебя любого. На моей родине, на востоке, полнота - признак достатка, благополучия, покоя. Ведь именно к этому стремишься ты с детства. Я никогда и ни в чем не создам тебе неудобства». Ширина халата, возможность завернуться в него дважды делают его похожим на погребальные, смертные пелены, в которые заворачивали покойника. Халат теперь прямо угрожает герою: «Чем больше ты будешь вживаться в меня, поддаваться лени и апатии, тем ближе ты к смерти».

Заключая, хотелось бы сказать, что анализ эпизодов в романе «Обломов» позволяет приобщить учащихся к миру произведения, уяснить представления о любовных переживаниях и характере героев, об авторском понимании любви. Анализируя небольшой фрагмент текста, учитель сможет наглядно показать мастерство писателя-психолога, особенности его поэтического мышления, глубину подтекста романа.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т.2.

2. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина // Народ - художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986.

3. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

4. Грачева И.В. «Каждый цвет – уже намек» // Литература в школе. 1997. №3.

5. Жития Святых. М., 1999.

6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.

7. Имени тайная власть. М., 1998.

8. Максимов С.В. Литературные путешествия. М., 1986.

9. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

10. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. № 1.

11. Отрадин М. «Сон Обломова» как художественное целое. Некоторые предварительные замечания // Русская литература. 1992. № 1.

12. Павлова Н.И. Анализ эпизода // Литература в школе. 2003. № 7.

13. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. Изд. МГУ, 1965.

14. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 2003.

1.Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы.

2.. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо.

3 .Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.

4. Во «Сне Обломова» дан ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов - не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека - его величие и его постыдную слабость.

7. Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. у

8. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон - только этим и ограничивается тамошняя жизнь. 9. Почему так часто сгорают?

11. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям: точно выполнялись обряды крещения и погребения, каждый обломовец следовал формуле "рождение - брак - смерть", и даже в природе "по указанию календаря" сменялись времена года. Все было размеренно: и повседневная жизнь, и дожди с грозами случались в известное время. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

12. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова - радостное чудо, подальше - сказочная жуть.

13. Реальная Обломовка - это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

14. Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем.

18. Обломов хотел жить в свое удовольствие, наполнить свое существование мечтами и размышлениями.

21. Для чего Гончаров ввел в свой роман сон Обломова? «Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней