Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Библейский герой сила в волосах. PR в библейской мифологии

"Солнечный" - Самсон в молодости. У родителей Самсона долго не было детей. Наконец Яхве прислал ангела, объявившего, что у них родится сын, который прославит Израиль. И ангел взял с них обещание, что ребенок станет назореем. [Это слово можно перевести как “посвященный Богу”. Назореи давали на определенный срок или на всю жизнь клятву не стричь волос, не пить вина и не прикасаться к мертвецу.]

Когда долгожданный мальчик родился, его назвали Самсоном [“солнечный”] . С малых лет он отличался необычайной силой и смелостью. Как-то раз Самсон, одинокий и безоружный, шел среди виноградников. Вдруг на дорогу, страшно рыча, выбежал молодой лев. Самсон тоже пришел в ярость, бросился на могучего зверя и голыми руками разодрал его пополам.

Самсон со львом. Средневековая
книжная миниатюра

Самсон и филистимляне. В то время евреи были под властью филистимлян. Яхве решил избрать Самсона своим орудием для освобождения Израиля. Самсон, который сначала дружил с филистимлянами, вскоре рассорился с ними и принялся жестоко расправляться с бывшими друзьями. Филистимляне решили его убить, но Самсон прятался в горах и не давался им в руки. Тогда они потребовали, чтобы израильтяне сами поймали его, иначе им всем придется худо. И поневоле три тысячи израильтян отправились к горному убежищу Самсона. Богатырь сам вышел к ним навстречу и, взяв с них обещание не убивать его, дал себя связать.

Пленного Самсона вывели из ущелья и привели к врагам. Те встретили его криками радости, но оказалось, что радовались они рано: богатырь напряг мускулы, и крепкие веревки, которыми он был связан, лопнули, как гнилые нитки. Самсон схватил валявшуюся рядом ослиную челюсть и обрушился на филистимлян, убив ею целую тысячу человек. Остальные в панике бежали. С торжеством возвращался Самсон в родной дом, распевая во все горло: “Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек”.

За этот подвиг обрадованные израильтяне избрали Самсона судьей, и он двадцать лет правил своим народом. Одно его имя внушало ужас врагам; Самсон ходил в их города как к себе домой, и делал то, что ему нравилось.

Как-то раз он заночевал в городе. Жители решили, что подвернулся удобный случай покончить с ненавистным врагом. Они устроили засаду недалеко от городских ворот и ждали там всю ночь, говоря: “До света утреннего подождем и убьем его”.

А Самсон проснулся в полночь, тихо прошел к городским воротам, выломал их из стены вместе с косяками, взвалил на плечи и отнес на вершину соседней горы. Утром филистимлянам оставалось только дивиться силе и хитрости героя.

Самсон и Далила. И все же Самсон был погублен, и погубила его женщина. На свою беду, он влюбился в прекрасную филистимлянку по имени Далила и часто ходил к ней в гости. Об этом узнали правители филистимлян и пообещали Далиле богатую награду, если она узнает, в чем секрет необычайной силы Самсона. Та согласилась и, притворившись влюбленной в богатыря, стала выпытывать у него: “Скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?”

Самсон почуял неладное и сказал: “Если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду, как и прочие люди”. Филистимляне принесли Далиле семь сырых тетив от луков, она связала спящего Самсона и стала его будить: “Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон проснулся и без всяких усилий разорвал свои путы.

Далила обиделась: “Вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?” Самсон решил позабавиться и ответил: “Если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди”.

Далила заготовила новые веревки. Когда Самсон вновь пришел к ней, Далила дождалась, пока он уснет, и крепко связала его (а филистимляне в это время прятались поблизости). Затем она прикинулась испуганной и закричала: “Самсон! Филистимляне идут на тебя!” Вскочивший Самсон сорвал со своих рук веревки, будто нитки.

Далила надулась: “Все ты обманываешь меня и говорил мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя?” Самсон с самым серьезным видом сказал, что, если вплести его длинные волосы в ткань и прибить ее к ткацкому станку, то пропадет вся его сила.

Едва он успел уснуть, Далила поспешила вплести его волосы в ткань, крепко-накрепко прибила ее к ткацкому станку и разбудила Самсона: “Филистимляне идут на тебя, Самсон”. Тот проснулся и выдернул тяжелую колоду ткацкого станка, к которой были прибиты его волосы.

"Идите теперь, он открыл мне все сердце свое". Тогда Далила решила не отставать, пока он не скажет ей правды: “Как же ты говоришь: “Люблю тебя”, а сердце твое не со мною? Вот, ты трижды обманул меня и не сказал мне, в чем великая сила твоя”.

Выпытав тайну Самсона, Далила дала знать филистимским правителям: “Идите теперь, он открыл мне все сердце свое”. Филистимляне пришли и принесли серебро, чтобы заплатить изменнице. Только они успели спрятаться, как в доме Далилы появился Самсон. После того, как простодушный богатырь уснул, не подозревая ничего, Далила позвала слугу и велела ему остричь Самсона. Когда все было готово, она разбудила своего гостя все теми же словами: “Филистимляне идут на тебя, Самсон!” Самсон спросонок не понял, что с ним случилось, и бросился на филистимлян, но с ужасом почувствовал, что в нем нет больше прежней силы. Филистимляне легко одолели его, заковали в медные цепи, выкололи глаза и бросили в подземелье, где он должен был молоть зерно на мельнице.

Последний подвиг Самсона. Через некоторое время филистимляне решили торжественно отпраздновать победу над ненавистным израильским богатырем. Несколько тысяч человек, знатные люди, правители собрались в храме своего бога Дагона и начали пировать. В разгар веселья кто-то предложил привести из подземелья Самсона, чтобы он забавлял их.

И вот среди шумящих, торжествующих врагов появился слепой богатырь. Никто и не заметил, что у него вновь отросли волосы — источник его великой силы. Самсон сказал мальчику, который его вел, чтобы тот поставил его около двух столбов, поддерживающих крышу храма.

Тем временем на крышу взобралось около трех тысяч филистимлян, которым не хватило места в храме,— посмотреть на пленника и насладиться его унижением.

Ощупав столбы, Самсон взмолился к Богу, чтобы тот помог ему отомстить врагам, уперся руками в оба столба и, воскликнув: “Умри, душа моя, с филистимлянами!”, обрушил их на себя. С грохотом рухнула крыша храма, похоронив под собой и Самсона, и филистимлян. Собственной смертью он погубил больше врагов, чем за всю жизнь.

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги Герои мифов автора

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсо́н (ивр. Шимшо́н ) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

С амсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян», Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
"Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку:

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы , безусловно, главный символ мифа. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона. Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
"Самсон"

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга "Самсон, раздирающий пасть льва" - самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на 21 метр. Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана "Самсон" - аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого - 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора - М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году "Самсон", уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Библия издавна известна не только как Великая Книга всех времён и народов, но и как кладезь множества различных сюжетов и притч, полных жизненной философии. Одной из таких история есть библейское сказание о Самсоне и Далиле – интересное, захватывающее и поучительное. Подробнее о том, кем были Самсон и Далила, далее в статье.

Краткое содержание легенды о Самсоне и Далиле

Библейский сюжет о Самсоне и Далиле изначально подразумевает знание истории. В те далёкие времена Филистимляне не были нацией в полном понимании. Но умели мыслить стратегически. Таким образом, нечестным и хитрым путём они полностью поработили все колена Израилевы, которые к тому времени были ещё недостаточно организованы.

Легенда об этих двух людях описана в Книге Судей. Рождение Самсона от бесплодной женщины предвестил Ангел. Его отцом был Мана из рода Данова. И послан он был на землю Богом, дабы “спасать” Израиль от Филистимлян у одним условием: остерегаться всего, что исходит от виноградной лозы и не есть нечистого. Только тогда его сила в противостоянии Филистимлянам будет огромной.

Мальчика назвали Самсоном. Став взрослым, он увидел женщину из дочерей Филистимских и захотел взять её в жёны.

Родители предупреждали его о плохом исходе этих отношений, но первое юношеское чувство было намного сильнее мудрых слов отца и матери. С ними он пошёл в Фимнафу, где жила любимая женщина и по дороге победил напавшего льва голыми руками. Так впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, помогавшая ему не раз в трудных жизненных ситуациях.

Ещё спустя несколько дней он снова пошёл к избраннице, и на той же дороге увидел, что в трупе побеждённого им льва завёлся рой пчёл. Достал оттуда мёд, ел и угощал всех.

Вскоре молодые сыграли свадьбу, где Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала её представителям своего народа. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние.

Самсон очень любил Далилу. И узнав об этом, Филистимляне решили подкупить женщину, дабы та выведала секрет огромной физической силы мужа, за что пообещали ей большое количество серебра. И Самсон раскрыл Далиле тайну своей силы своей, которая крылась в его волосах.

После этого женщина остригла волосы мужу, который мирно спал, и отдала его своим соратникам, а те, в свою очередь:

  • заковали его в медные цепи;
  • ослепили;
  • заточили в доме узников для дальнейшего принесения в жертву богу Дагону.

Но не учли, что волосы на голове Самсона начали понемногу отрастать. Он набрался силы, сдвинул с мест несущие столбы – и обрушил дом, убив при этом больше филистимян, чем за 20 лет судейства. Сам он также был погребён под обломками и позже похоронен рядом с отцом.

Толкование легенды

Многие ошибочно считают, что легенда о Самсоне и Далиле – это история предательства. Данный мотив, конечно, достаточно часто повторяется в Библии, но здесь не он является основным.

Притча о Самсоне и Далиле учит контролировать свои эмоции. Ведь на самом деле Самсона погубило чувство ярости и мести.

Самсон погиб, потому что позволил своим эмоциям “взять верх”, управлять собой. А человек не имеет права причинять вред по причине бесконтрольности своего гнева. Правосудие должно всегда оставаться в руках Господа.

Самсон противостоял Филистимлянам много лет. Он уничтожил многих и многое. И злость отвлекала его от Божьего плана. Миссия, возложенная Всевышним, превратилась в его личную битву, неприкрытую, яростную, всепоглощающую. Она изменила его душу и направление всей жизни.

А описанная в Библии физическая слепота Самсона – это символическое описание слепоты духовной. Ведь до конца не ясно, в какой момент жизни он перестал идти по пути Божьему и избрал путь собственной мести, используя силу, данную им Господом для благих дел.

Самсон и Далила – не просто сюжет из Библии, это история вечного поиска себя, вечной борьбы между добром и злом, вечным выбором между словом Всевышнего и внутренними терзаниями. Гармония. Всемогущая, великая и глубокая. Познать её, как подарок Господа, не всем под силу, но тот, кто приблизиться к ней, получит наивысшую благодать – себя в Боге и Бога в себе.

Пусть хранит Вас Господь!

Рождение Самсона было предвещено Ангелом. Родился он от бесплодной женщины. Отцом его был Маной из рода Данова. По словам Ангела, младенец будет “назореем Божиим” и будет “спасать Израиля от руки Филистимлян” (Кн. Судей Израилевых, глава 13 ). Вскоре Ангел явился и Маною и сказал, что младенец, когда вырастет, должен остерегаться всего, что производит виноградная лоза и не есть нечистого, тогда он сможет противостоять Филистимлянам.

Когда мальчик родился, его назвали Самсоном (Шимшоном). Повзрослев, Самсон увидел женщину из дочерей Филистимских, которые в ту пору владычествовали над Израилем, и стал просить отца взять эту женщину ему в жены.

Пошел Самсон с отцом и матерью в Фимнафу, где жила женщина. Вскоре они увидели, что навстречу им идет молодой лев. Самсон победил льва голыми руками. Здесь впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, которой он впоследствии часто пользовался. Самсон встретился со своей избранницей, и она стала нравиться ему еще больше.

Несколько дней спустя Самсон снова пошел к избраннице той же дорогой и увидел, что в трупе льва завелся рой пчел. Самсон достал из трупа мед и ел сам, и угостил родителей.

Вскоре сыграли свадьбу, на которой Самсон загадал присутствующим филистимлянам загадку:

из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. ( Кн. Судей Израилевых, глава 14 )

Как Вы уже, наверное, догадались, загадка эта была обо льве и меде. Филистимляне не могли разгадать загадку и подослали к Самсону жену, узнать разгадку. Семь дней она плакала и просила Самсона разгадать загадку, пока тот, наконец, не сдался. Жена Самсона сказала отгадку сынам народа своего.

Самсон разгневался и наказал смертью 30 филистимлян. Так началось противостояние Самсона и Филистимлян, которое подробно описано в 15 главе Книги Судей . Самсон был судьёй Израиля во дни Филистимлян на протяжении двадцати лет.

Важно понимать, что означает «судья Израиля ». Эпоха судей – это смутное время после смерти Иисуса Навина, характеризующееся межплеменной враждой. Судьи – авторитетные фигуры среди израильтян, активные представители народного самосознания, которые сопротивлялись ассимиляции израильтян местными племенами. Судьи командовали народным ополчением, а также исполняли правовые функции. Власть судей была основана либо на высоком авторитете, либо на силе.

Вернемся к легенде о Самсоне и Далиле. Далила жила в долине Сорек. Самсон полюбил ее. Филистимляне, узнав о чувствах Самсона, решили подкупить Далилу, чтобы та выведала секрет огромной физической силы Самсона. Современные ученые подсчитали, что за предательство Далила получила 5,500 шекелей серебра (62700 граммов).

Самсон раскрыл Далиле тайну силы своей, а была она в волосах Самсона.

…если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. (Книга Судей Израилевых, глава 16)

Далила состригла волосы спящему Самсону и передала его в руки Филистимлян, которые сковали его медными цепями, ослепили и отвели в Газу в дом узников. Вскоре здесь собралось много Филистимлян, чтобы принести Самсона в жертву своему богу Дагону. Тем временем, волосы на голове Самсона начали отрастать, и он сдвинул с места два несущих столба, на которых держался весь дом, и обрушил дом на Филистимлян, убив, тем самым, больше Филистимлян, чем за 20 лет своего судейства. Самсон также был погребен под обломками. Похоронили его рядом с отцом.

Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?

Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.

Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.

Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.

Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.

Почему Далила предала Самсона?

Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.

Далила также была мотивирована местью, как и Самсон. Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.

Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.

История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней