Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры", Индия. Храмовые пещеры индии

Адрес: Индия, с 30 км. от г. Аурангабад, д. Эллора
Создание: с VI по IX век нашей эры
Количество пещер: 34 шт.
Координаты: 20°01"21.5"N 75°10"45.1"E

Загадочная и, даже можно сказать, мистическая Индия с ее огромным количеством уникальных памятников истории и архитектуры, интереснейшей культурой и многочисленными религиозными культами еще в древние времена привлекала к себе внимание путешественников и торговцев.

Любой ученый, который попытается выделить наиболее интересные и значимые достопримечательности этой густонаселенной страны, столкнется с довольно трудной задачей: слишком многообразно и даже многолико это древнейшее государство нашей планеты. Одно из самых интересных мест («одно из», а не самое) Индии - это, конечно же, пещеры Эллоры. Они находятся в штате Махараштра, и наряду с такими памятниками, как египетские пирамиды , святилища майя и Стоунхендж до сих пор являются предметом споров среди ученых. Даже в наше время практически невозможно объяснить, как были построены в древние века такие огромные комплексы.

Эта загадка, а также потрясающие скульптуры, храмы, таинственная атмосфера, пронизывающая все это немного мрачноватое и даже пугающее место, сделали пещеры Эллоры своеобразной «визитной карточкой» Индии . Стоит только представить себе, что в темных пещерах расположено 34 храма, относящихся к трем религиозным культам, как сразу же возникает вопрос: каким образом древние мастера, не имея под рукой ультрасовременных инструментов, могли создать такое великолепное и огромное чудо. Стоит отметить, что чудес в пещерах Эллоры довольно много, просто принято считать, что все 17 индуистских, 12 буддистских и 5 джанайских храмов являются одним комплексом. В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО описаны именно пещеры Эллоры, а не каждый отдельный храм.

Кстати, на вершине гор Кайласа есть еще один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесен к комплексу пещер Эллоры. Так вот по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведет на небо, и именно в нем обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами: повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве, становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако они остаются лишь теориями, которые еще только предстоит объяснить нашим потомкам. В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры.

Пещеры Эллоры: строительство и история

В начале этого раздела следует еще раз сделать акцент, что никаких подтвержденных версий о том, как именно были построены пещеры Эллоры, пока не выдвинуто учеными. Есть лишь теории и совсем немного фактов, говорящих о том, в какое время были вырезаны в скале 34 храма. По некоторым древним манускриптам и медным табличкам можно утверждать, что легендарные индийские пещеры Эллоры начали украшать и строить в них храмы примерно в середине VI века нашей эры . Все работы были завершены только в IХ веке.

Большинство ученых, изучающих историю и культуру Индии, настаивают на том, что храмы в этом месте были построены неслучайно: именно здесь в древние времена проходил самый крупный торговый путь. Какое отношение имеют религиозные культы к торговле? Ответ на этот вопрос может показаться слишком простым и даже банальным: «Самое прямое!». Дело все в том, что Индия в древние века вела бесперебойную торговлю: ее товары необычайно высоко ценились в других странах. Многие купцы и махараджи были необычайно богатыми людьми. Они и жертвовали определенную часть своих доходов на строительство религиозных храмов и возведение скульптур в пещерах Эллоры. Далеко отправлять золото, которым оплачивалась работа древних искусных мастеров, не приходилось. Храмы строились прямо у торгового пути, в месте, где и заключалось большинство сделок.

Если внимательно изучить историю Индии, можно понять, почему в пещерах Эллоры преобладают индуистские храмы. С середины VI века нашей эры на большей части территории страны буддизм стал вытесняться индуизмом. Раскопки археологов и изучение возраста храмов в комплексе пещер Эллоры лишь в очередной раз доказывают, что первыми были вырезаны буддистские храмы, а уже потом индуистские. В VIII веке был построен огромный храм Кайласанатха, а уже к концу Х века были вырезаны пять джайнских храмов. По большому счету, пещеры Эллоры - это своеобразный учебник по истории, рассказывающий при помощи храмов и скульптур о религиозных культах, которые возникали в Индии в тот или иной промежуток времени.

Все пещеры Эллоры для удобства ученых, гидов и туристов пронумерованы в порядке их возведения . Чуть ниже в материале будут описаны самые интересные храмы и самые интересные скульптуры одной из главной достопримечательности Индии. Естественно, удобнее всего их будет описывать по номерам, однако в первую очередь, все же, следует остановиться на монолитном (!) храме Кайласанатха, расположенном на вершине гор Кайласа. Дело все в том, что это самый большой и самый интересный храм, поэтому о нем и будет в первую очередь идти речь. Правда, как уже говорилось выше, вырезан в базальтовой скале он был уже в VIII веке, после появления в пещерах Эллоры буддистских храмов.

Храм Кайласанатха: «вершина мира»

Самый высокий пещерный храм Кайласанатха был создан мастерами по указанию индийского раджи, входящего в легендарный род Раштракутов. Современные архитекторы утверждают, что это святилище было построено по выверенному до мельчайших деталей плану. Историки, изучавшие древние документы, сохранившиеся до наших дней, говорят: «Храм Кайласанатха имел важнейшее значение: он являлся вратами в небо и представлял собой промежуточное звено между человеком и высшими силами». Его начали вырезать в скале сверху вниз, постепенно придавая ему форму с боков. Такой метод в строительстве уникален и нигде больше не применялся. На вершине рабочие прорыли в камне глубочайшую траншею, которая позволяла бы резчикам со всех сторон создавать проходы в огромные залы. Параллельно с этим сверху мастера вырезали крышу «вершины мира». Из этого можно сделать вывод, что изначально был вырыт своеобразный колодец, а уже потом в нем и велись все работы.

Если посмотреть на архитектурные элементы храма Кайласанатха, можно даже предположить, что его стиль напоминает Дравидский. Правда, лишь напоминает… Огромное святилище, высота которого составляет 30 метров, ширина 33 метра, а длина 61 метр, уникально в своем роде. Уникален и его план, и метод строительства. В самом начале материала говорилось о том, что пока не удается объяснить, благодаря каким технологиям удалось вырезать в скале Кайласанатху. Расчеты современных специалистов проливают свет на то, с какими трудностями пришлось столкнуться древним рабочим в VIII веке. Чтобы полностью завершить строительство храма, который посвящался Шиве, пришлось выдолбить и убрать от объекта более 400 000 тонн (!) скальной породы. Даже невозможно представить, сколько людей было занято в строительстве «вершины мира».

Кайласанатха, согласно плану архитектора, был разделен на три части. Кроме этих трех частей можно насчитать еще огромное количество дополнительных помещений, каждое из которых посвящено определенному божеству. В храме можно увидеть скульптуру самого Шивы, многорукого демона по имени Раван, который согласно культу являлся повелителем всех темных сил. Если внимательно осмотреть все святилище, на что, к слову, может уйти несколько часов, то можно даже без помощи гида сделать вывод: храм строили долго и на совесть. Ни одной гладкой поверхности: все стены в Кайласанатхе покрыты узорами, которые при ближайшем рассмотрении кажутся трехмерными. Чего только стоят фигуры священных львов и слонов, выполненных скульпторами с соблюдением мельчайших деталей.

Индийский храм Кайласанатха, даже если смотреть на его фасад, завораживает и вводит путешественника, которого привели в Индию, в состояние немого ступора. Особенно волшебное зрелище он представляет собой на закате. Как только солнце опускается к горизонту и от вырезанных фигурок появляется множество теней, кажется, что они вот-вот оживут и начнут возносить молитвы к Шиве. Этот визуальный эффект не случаен: скорее всего его тщательно продумал и воплотил в жизнь неизвестный архитектор. То, что это был один человек, уже доказано благодаря медной табличке, найденной в древнем тайнике. Но вот его имя пока надежно скрывает пелена времени. Описать словами все декоративные элементы храма в одном материале не получится: более того, даже практически невозможно собрать на одной странице фото Кайласанатха, которые бы дали полное представление обо всем великолепии этого шиваитского святилища.

Буддистские храмы в пещерах Эллоры

Буддистские пещеры обозначены во многих путеводителях под номерами 1-12. Каждый номер пещер - это, как говорилось выше, своего рода храм. Однако если внимательно изучить все их по порядку то напрашивается вывод, что это не отдельные святилища, а храмовый комплекс. К примеру, пещеры Эллоры под номером 1 и 5 - это самые обычные кельи для монахов, где они отдыхали после тяжелого дня, проведенного за работой, молитвами и медитацией. Буддистскую пещеру под номером 2, в которой можно и сейчас увидеть скульптуры хранителя земных сокровищ и покровительницы детей, скорее всего, монахи использовали для длительных медитаций. Если попытаться выделить одну из самых интересных пещер, в которых поклонялись Будде, то это будет, пожалуй, пещера под номером 6. Именно в ней лучше всего сохранились до наших дней фигуры Будды и его учеников, Тары и богини Махамаюри, которая в буддизме покровительствует обучению.

Особый интерес вызывает и пещера под номером 11. До 1876-го года никто не знал о том, что у нее существует еще и третий ярус, который по неизвестной причине был искусно замаскирован строителями или же буддистскими монахами. То, что «одиннадцатая» пещера подвергалась реконструкции, уже никто не сомневается. После того, как ее покинули буддисты, пещеру попытались переделать в индуистский храм. Однако статуи Будды по непонятным причинам так и остались на своих местах, только на задней стене были выполнены изображения божеств Ганеши и Дурги. Именно эти два представителя высших сил относятся к индуистской религии.

Пещеры Эллоры: индуистские храмы

Индуистских пещер в храмовом комплексе Эллоры насчитывается больше всего: 17. Они имеют номера с 13 по 29. Они удивительным образом похожи на буддистские пещеры, среди них есть кельи для монахов, залы для медитации, общения с богом Шивой и трапезные. Главное отличие в том, что среди многочисленных скульптур не встретишь Будды: чаще всего в индуистских пещерах Эллоры встречаются изображения Шивы и других божеств, относящихся к этому культу. Описать все пещеры, построенные до конца VIII века, каждая из которых по-своему уникальна, просто не представляется возможным. Главное, что будет интересно узнать туристу, который собирается посетить самый огромный и самый интересный храмовый комплекс на нашей планете, так это то, что в число индуистских храмов входит легендарная «крыша мира» Кайласанатха. Она, так же как и все пещеры Эллоры, имеет свой номер - 16 . Большинство туристов, приехавших в это загадочное и таинственное место, сразу направляются к «шестнадцатому номеру».

«Крыша мира» в Индии была более-менее подробно описана в середине материала. Однако в этом подразделе, хотелось бы добавить, что согласно уверениям местных гидов, которые непонятно откуда черпают информацию, строительство пещеры № 16 продлилось полтора века, а участие в ее вырезке приняли более 7 000 человек. Это утверждение нельзя принимать всерьез, дело все в том, что 7 000 человек (три поколения) просто не смогли бы успеть за полтора века вырезать и вынести 400 000 тонн горной породы: и это не считая огромного количества узоров и скульптур, которыми славится на весь мир Кайласанатха.

Джайнские пещеры Эллоры

Пять пещер под номерами с 30 по 34-й, в которых короткий промежуток времени процветал джайнский культ, меркнут перед величием индуистских и буддистских храмов. Интерес у туриста может вызвать лишь пещера под номером 32. В ней можно составить представление о Гоматешваре, джайнском религиозном культе, и о том, какое значение уделялось в нем медитации. В ней сохранилась полностью обнаженная скульптура божества, пребывающего в состоянии глубокой медитации. Настолько глубокой, что время не властно над ним: свешенные ноги опутаны лианами, а под самой скульптурой видны изображения скорпионов, змей и даже животных.

Все остальные пещеры, относящиеся к джайнскому культу, так и остались незаконченными. Правда, стоит отметить, что служители этой религии попытались в свое время создать нечто подобное Кайласанатхе. Миниатюрная копия шиваитского храма, которую так и не успели полностью завершить, находится в пещере под номером 30. Если подсчитать количество джайнских пещер Эллоры и осмотреть их внутренний интерьер, можно с уверенностью сказать, что Гоматешваре, Паршванатхе и Джине Махавире в Индии поклонялись совсем недолго.

Пещеры Эллоры: небольшая памятка туристу

Перед посещением пещер Эллоры следует помнить, что все они занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и постоянно находятся под охраной. Все, что разрешается на территории пещерного храмового комплекса, так это экскурсии, во время которых можно сделать потрясающие фото пещер Эллоры . Брать на память «камушки» из этого мистического места строго запрещено: практически везде туристов сопровождают охранники, которых, к слову, довольно трудно отличить от местных туристов или гидов. Они обнаруживают себя лишь тогда, когда незадачливый путешественник попытается нарушить правила пребывания на территории пещер Эллоры.

Комплекс пещер, который состоит и 34 храмов и огромного количества скульптур, открыт с восхода солнца и до его заката. Никаких временных ограничений не существует. Как только первые лучи солнца осветят достопримечательность, которая практически наравне «Золотым храмом » и храмом в Бодхгайе считается самым посещаемым туристами местом в Индии, вход на ее территорию разрешен. После заката солнца, по действующим правилам, в пещерах Эллоры имеют право находиться только их смотрители.

Стоимость экскурсии составляет всего 250 рупий, что совсем немного, если учесть сколько тратится правительством Индии на сохранение самого крупного пещерного храмового комплекса в мире. «Как добраться до пещер Эллоры?», - такой вопрос может задать турист, который только в Индии узнал об этом удивительном месте. Проще всего доехать до храмового комплекса из города под названием Аурангабад, находящимся в 40 километрах от пещер. Кстати, в этом городе есть аэропорт, поэтому даже если путешественник прибыл в Дели, он за короткий промежуток времени сможет преодолеть расстояние между столицей Индии и Аурангабадом.

Расположенные в индийском штате Махараштра, великолепные пещеры Эллора - это 34 структуры, высеченные в вертикальных склонах скал Шаранандри. Официальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, пещеры Эллора включают в себя 12 буддистских, 17 индуистских и 5 джайнских монастырей, построенных в период между 6 и 10 столетиями

Они сохранились до наших времен, как завещание той религиозной гармонии и мира, который царил в тот период индийской истории. Пещеры Эллора - наиболее посещаемый исторический памятник в стране и одна из популярнейших у туристов достопримечательностей Индии . Предлагаю Вам полюбоваться невероятными фотографиями этих мест, а так же узнать подробнее о каждой группе храмов и монастырей





Буддистские монастыри Эллора

Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с Индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм





Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений






Джайнские пещеры Эллоры

Пещеры Джайна - самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфалльтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов страны, сделать это вам помогут сохранившиеся архитектурные , наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма, индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с городом Аурангабад – древней столицей империи Моголов. Задолго до прихода монгольских завоевателей этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Деккана, а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора – истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Деккан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии.

Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу и зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до нашей эры, тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 километрах от города Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхор и вырубался со 2 века до нашей эры по середину 7 века нашей эры. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы, а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлась основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 году во время охоты на тигра. С противоположного берега реки Вагхор он увидел арку входа в пещеру №10.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески, а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатья», или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихара», или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерам наглядно видно, как происходила постройка комплекса. С противоположного берега реки Вагхор открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан. Отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет неполным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Несмотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Пещерный храмовый комплекс Эллора, находящийся в 30 километрах от Аурангабада, вырубался в период с 5 по 11 век и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские (1-12), 17 пещер – индуистские (13-29) и 5 пещер джайнистские (30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в 34 пещерах храмового комплекса Эллора это, безусловно, скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 века нашей эры. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так, например, некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» — монастыри, где могло проживать до нескольких сотен монахов. Безусловно, такой размах потрясает, особенно если учесть, что даты строительства относятся к 5-7 векам нашей эры.

Но истинной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа), или пещера №16. Этот 30-метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течение восьмого века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом ни одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз, как на современном 3-Д принтере.

Безусловно, ничего подобного в Индии просто не существует. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами в Камбодже, на Яве и храмовым комплексом в Бирме, вот только построен он был практически на тысячелетие раньше.

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженную вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами, фотографии с трудом могут передать его величие и красоту.

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне, рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида. Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи или Гоа.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора, безусловно, одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии. Поездку в Аурангабад легко совершить за три дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа.

Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры",Индия

Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер (и многочисленные замки) причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию . Пещеры Эллоры - это комплекс- немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.

Эта загадка, а также потрясающие скульптуры, храмы, таинственная атмосфера, пронизывающая все это немного мрачноватое и даже пугающее место, сделали пещеры Эллоры своеобразной «визитной карточкой» Индии. Стоит только представить себе, что в темных пещерах расположено 34 храма, относящихся к трем религиозным культам, как сразу же возникает вопрос: каким образом древние мастера, не имея под рукой ультрасовременных инструментов, могли создать такое великолепное и огромное чудо. Стоит отметить, что чудес в пещерах Эллоры довольно много, просто принято считать, чтовсе 17 индуистских, 12 буддистских и 5 джанайских храмов являются одним комплексом. В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО описаны именно пещеры Эллоры, а не каждый отдельный храм.

Кстати, на вершине гор Кайласа есть один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесен к комплексу пещер Эллоры. Так вот по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведет на небо, и именно в нем обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами: повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве, становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако они остаются лишь теориями, которые еще только предстоит объяснить нашим потомкам. В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры.

Храмовый комплекс создали в период с V по VIII в. по повелению правителей из династии Раштракутов. Храмы строились вблизи от Эллоры, тогдашней столицы, в той части скал, где издавна находились места паломничества, чтимые буддистами, джайнами и индуистами, а в начале VII в. располагался небольшой пещерный храм Шивы, Создание комплекса обычно приписывают Кришна-радже I (757-772 гг.) на том основании, что в одной из пещер обнаружили соответствующую надпись и медную пластинку, гласящую, что именно он велел создать на горе «храм чудесного облика». В действительности же работы велись по меньшей мере ещё при трех поколениях Раштракутов, раджах Дхруве, Говинде III и Амогхаварше, находившихся у власти с 780 по 880 г.

Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений.

Святилища Эллоры неизменно вызывают восхищение тем, как виртуозно индийские мастера обращались с камнем. Как пещерная, так и скальная архитектура этого комплекса непосредственным образом связана с природой: она словно рождается из глубин земли, гармонируя со всем окружающим.

Традиции пещерного зодчества, распространявшиеся в Индии со II в. до н. э., насчитывали к этому времени несколько веков развития. Оно совпало с расцветом буддизма, при котором пещерный храм стал обычен (к началу Средневековья их высекли уже несколько тысяч). В Эллоре, как и Аджанте, - одни из самых знаменитых храмов, но если Аджанта прославилась прежде всего своей замечательной живописью, то Эллора - не менее замечательной скульптурой. Ее храмы - настоящая сокровищница индийской пластики, в прекрасных образцах которой запечатлены вечные индийские мифы. Одиночные изображения и многофигурные композиции богов и мифических персонажей даже и теперь, покалеченные временем и варварской рукой, не утратили былой выразительности и гармоничности. Кажется, будто они наполняют волшебной жизнью опустевшие залы. Во многом это происходит благодаря излюбленному в индийском зодчестве приему игры света и тени, когда свет через оконные проемы попадает в пещерные храмы рассеянным и преломленным.

Большинство ученых, изучающих историю и культуру Индии, настаивают на том, что храмы в этом месте были построены неслучайно: именно здесь в древние времена проходил самый крупный торговый путь. Какое отношение имеют религиозные культы к торговле?

Ответ на этот вопрос может показаться слишком простым и даже банальным: «Самое прямое!». Дело все в том, что Индия в древние века вела бесперебойную торговлю: ее товары необычайно высоко ценились в других странах. Многие купцы и махараджи были необычайно богатыми людьми. Они и жертвовали определенную часть своих доходов на строительство религиозных храмов и возведение скульптур в пещерах Эллоры. Далеко отправлять золото, которым оплачивалась работа древних искусных мастеров, не приходилось. Храмы строились прямо у торгового пути, в месте, где и заключалось большинство сделок.

Святилища буддизма, индуизма и джайнизма столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.

Если внимательно изучить историю Индии, можно понять, почему в пещерах Эллоры преобладают индуистские храмы. С середины VI века нашей эры на большей части территории страны буддизм стал вытесняться индуизмом. Раскопки археологов и изучение возраста храмов в комплексе пещер Эллоры лишь в очередной раз доказывают, что первыми были вырезаны буддистские храмы, а уже потом индуистские. В VIII веке был построен огромный храм Кайласанатха, а уже к концу Х века были вырезаны пять джайнских храмов. По большому счету, пещеры Эллоры - это своеобразный учебник по истории, рассказывающий при помощи храмов и скульптур о религиозных культах, которые возникали в Индии в тот или иной промежуток времени.
Все пещеры Эллоры для удобства ученых, гидов и туристов пронумерованы в порядке их возведения. Естественно, удобнее всего их будет описывать по номерам, однако в первую очередь, все же, следует остановиться на монолитном (!) храме Кайласанатха, расположенном на вершине гор Кайласа. Дело все в том, что это самый большой и самый интересный храм, поэтому о нем и будет в первую очередь идти речь.

Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
Пещеры в Эллоре - это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур.

Скальный храм Кайласанатха (Кайлаш)

Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий — буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон — священной, «сердцем мира».

В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой.


Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.

Фотография скульптуры в южном конце веранды храма Индра Сабха Эллоры.Интерьер этой двухэтажного пещеры- колонный зал Мандапа с нишами на трех сторонах и святилище в середине задней стенки, показывает резные фигуры джайнской богини Aмбика с ребенком на коленях и льва. Колонны вырезаны со сложными лиственными мотивами гирлянд.


Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами.

Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.


Пещеры Джайна — самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов

Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

Храм Кайласанатха: «вершина мира »

Самый высокий пещерный храм Кайласанатха был создан мастерами по указанию индийского раджи, входящего в легендарный род Раштракутов. Современные архитекторы утверждают, что это святилище было построено по выверенному до мельчайших деталей плану. Историки, изучавшие древние документы, сохранившиеся до наших дней, говорят: «Храм Кайласанатха имел важнейшее значение: он являлся вратами в небо и представлял собой промежуточное звено между человеком и высшими силами».

На вершине рабочие прорыли в камне глубочайшую траншею, которая позволяла бы резчикам со всех сторон создавать проходы в огромные залы. Параллельно с этим сверху мастера вырезали крышу «вершины мира». Из этого можно сделать вывод, что изначально был вырыт своеобразный колодец, а уже потом в нем и велись все работы.

Если посмотреть на архитектурные элементы храма Кайласанатха, можно даже предположить, что его стиль напоминает Дравидский. Правда, лишь напоминает… Огромное святилище уникально в своем роде. Уникален и его план, и метод строительства.

Созданный в VIII в., этот совершенный по формам храм весьма своеобразен по технике строительства. В пологом склоне горы строители вырубили траншею в виде буквы П, окружившую монолитную глыбу, а затем изваяли из нее храм, как гигантскую статую. Длина выемки составила 87 м, ширина - 46,9 м. Наружные размеры собственно храма - 61x33,2 м, ширина всего комплекса вместе с боковыми пещерами превышает 90 м, а максимальная высота храма - 29 м. Он почти равен Парфенону по площади и в 1,5 раза выше его. Здание высекали сверху вниз одновременно со скульптурным декором сложных и изысканных форм, так что храм как бы стоит на дне огромного котлована. Создатели Кайласанатхи следовали древним строительным трактатам, в которых пропорции и соотношения частей здания по высоте вычислены до мельчайших значений.

В самом начале материала говорилось о том, что пока не удается объяснить, благодаря каким технологиям удалось вырезать в скале Кайласанатху. Расчеты современных специалистов проливают свет на то, с какими трудностями пришлось столкнуться древним рабочим в VIII веке. Чтобы полностью завершить строительство храма, который посвящался Шиве, пришлось выдолбить и убрать от объекта более 400 000 тонн (!) скальной породы. Даже невозможно представить, сколько людей было занято в строительстве «вершины мира».

Кайласанатха, согласно плану архитектора, был разделен на три части. Кроме этих трех частей можно насчитать еще огромное количество дополнительных помещений, каждое из которых посвящено определенному божеству. В храме можно увидеть скульптуру самого Шивы, многорукого демона по имени Раван, который согласно культу являлся повелителем всех темных сил.

Если внимательно осмотреть все святилище, на что, к слову, может уйти несколько часов, то можно даже без помощи гида сделать вывод: храм строили долго и на совесть. Ни одной гладкой поверхности: все стены в Кайласанатхе покрыты узорами, которые при ближайшем рассмотрении кажутся трехмерными. Чего только стоят фигуры священных львов и слонов, выполненных скульпторами с соблюдением мельчайших деталей.

Храм состоит из маленького павильона для священного быка Нанди - «транспортного средства» Шивы, куда попадают от ворот по высокому цоколю, и собственно храмовой части, где по одной оси расположены зал для молящихся - мандапам и главное святилище - гарбха-гриха). В полумраке зала заметны сохранившиеся рельефы и росписи разных времён, а также изображение танцующего Шивы на потолке. Увидеть храм снаружи, можно лишь обойдя его по часовой стрелке по двору, опоясанному пещерами.

Индийский храм Кайласанатха, даже если смотреть на его фасад, завораживает и вводит путешественника, которого пути-дороги привели в Индию, в состояние немого ступора. Особенно волшебное зрелище он представляет собой на закате. Как только солнце опускается к горизонту и от вырезанных фигурок появляется множество теней, кажется, что они вот-вот оживут и начнут возносить молитвы к Шиве.

Этот визуальный эффект не случаен: скорее всего его тщательно продумал и воплотил в жизнь неизвестный архитектор. То, что это был один человек, уже доказано благодаря медной табличке, найденной в древнем тайнике. Но вот его имя пока надежно скрывает пелена времени. Описать словами все декоративные элементы храма в одном материале не получится: более того, даже практически невозможно собрать на одной странице фото Кайласанатха, которые бы дали полное представление обо всем великолепии этого шиваитского святилища.


Лингам - — знак, метка, признак— в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы в храме

Грандиозный храм Кайласанатха, неповторимый по выразительности и сказочный по богатству оформления, хранил главный символ бога - сваямбху-лингам, фаллический знак Шивы, демонстрирующий его животворную энергию. На плоской крыше храма Кайласанатха высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков и фигурами львов. Символика лотоса сложна и многообразна; здесь он, скорее всего, передает древний космогонический образ творящего лона. Львы же, по-видимому, отсылают к сложному образу Шива-Шакти или андрогинному Шиве-Ардханари как репрезентации Абсолюта через женско-мужскую пару противоположностей.

Но истинным шедевром мирового значения считается храм Кайласанатха (Владыка Кайласа), высеченный из монолитной скалы и символизирующий священную гору Кайлас, гималайскую обитель Шивы, еще одного важнейшего индуистского бога. Изображения Шивы, танцующего и своими танцами приводящего в движение всю Вселенную, французский скульптор Огюст Роден назвал «самым замечательным в мире изображением ритмического движения».

Буддистские пещеры обозначены во многих путеводителях под номерами 1-12. Каждый номер пещер - это, как говорилось выше, своего рода храм. Однако если внимательно изучить все их по порядку то напрашивается вывод, что это не отдельные святилища, а храмовый комплекс. К примеру, пещеры Эллоры под номером 1 и 5 - это самые обычные кельи для монахов, где они отдыхали после тяжелого дня, проведенного за работой, молитвами и медитацией. Буддистскую пещеру под номером 2, в которой можно и сейчас увидеть скульптуры хранителя земных сокровищ и покровительницы детей, скорее всего, монахи использовали для длительных медитаций. Если попытаться выделить одну из самых интересных пещер, в которых поклонялись Будде, то это будет, пожалуй, пещера под номером 6. Именно в ней лучше всего сохранились до наших дней фигуры Будды и его учеников, Тары и богини Махамаюри, которая в буддизме покровительствует обучению.

2.Пещера

Люди поклонялись в пещере 10 статуе Будды-3.3м. высоты в преподавательской позе (виякхана мудра).

11.Пещеры.Особый интерес вызывает и пещера под номером 11. До 1876-го года никто не знал о том, что у нее существует еще и третий ярус, который по неизвестной причине был искусно замаскирован строителями или же буддистскими монахами. То, что «одиннадцатая» пещера подвергалась реконструкции, уже никто не сомневается. После того, как ее покинули буддисты, пещеру попытались переделать в индуистский храм. Однако статуи Будды по непонятным причинам так и остались на своих местах, только на задней стене были выполнены изображения божеств Ганеши и Дурги. Именно эти два представителя высших сил относятся к индуистской религии.

Одно из самых крупных и интересных в архитектурном отношении сооружений Эллоры - буддийский храм Тин-Тхал со строгим, величественным фасадом, красота которого особенно чарующа со стороны внутреннего дворика. Строение имеет три этажа, что в пещерной архитектуре встречается весьма редко. Площадь каждого этажа примерно 800 кв. м. На первом расположены многоколонный зал с центральным святилищем и небольшие святилища по бокам. На втором также есть святилище, в нише, и, кроме того, великолепная галерея с рельефными изображениями, которые языком пластики повествуют о жизни Будды и его учении. Третий этаж предназначался для проживания монахов, и потому три его стороны заняты маленькими кельями

Святилища Эллоры появились в то время, когда пещерное зодчество, достигнув вершины развития, клонилось к закату, что было вызвано распадом крупных империй и перемещением буддизма за пределы Индии. К этому моменту храмы уже мало напоминали свои древние буддийские прообразы, в основе которых лежали идеи отрешенности и созерцательности, характерные для жизни отшельников. Новые принципы и каноны, связанные прежде всего с индуизмом, сближали богов и людей, и потому храмы, воплощавшие древний мифический образ мировой горы, становились центром, где сходились надземные, земные и подземные сферы. Они заставляют задуматься о глубоком внимании к проблемам человеческой жизни в индийских религиях.

Еще обширнее индуистский храм Дасаватар, посвященный десяти аватарам (нисхождениям на землю) Вишну, одного из главных индуистских божеств. Площадь второго этажа здесь достигает 928 кв. м. Подобное увеличение размеров пещерных храмов являлось новшеством для того времени: площадь самого крупного пещерного храма древности в Карли (I в. до н. э.) едва превышает 500 кв. м.

Индуистских пещер в храмовом комплексе Эллоры насчитывается больше всего: 17. Они имеют номера с 13 по 29. Они удивительным образом похожи на буддистские пещеры, среди них есть кельи для монахов, залы для медитации, общения с богом Шивой и трапезные. Главное отличие в том, что среди многочисленных скульптур не встретишь Будды: чаще всего в индуистских пещерах Эллоры встречаются изображения Шивы и других божеств, относящихся к этому культу.

Описать все пещеры, построенные до конца VIII века, каждая из которых по-своему уникальна, просто не представляется возможным. Главное, что будет интересно узнать туристу, который собирается посетить самый огромный и самый интересный храмовый комплекс на нашей планете, так это то, что в число индуистских храмов входит легендарная «крыша мира» Кайласанатха. Она, так же как и все пещеры Эллоры, имеет свой номер - 16. Большинство туристов, приехавших в это загадочное и таинственное место, сразу направляются к «шестнадцатому номеру».

«Крыша мира» в Индии была более-менее подробно описана в середине материала. Однако в этом подразделе, хотелось бы добавить, что согласно уверениям местных гидов, которые непонятно откуда черпают информацию, строительство пещеры № 16 продлилось полтора века, а участие в ее вырезке приняли более 7 000 человек. Это утверждение нельзя принимать всерьез, дело все в том, что 7 000 человек (три поколения) просто не смогли бы успеть за полтора века вырезать и вынести 400 000 тонн горной породы: и это не считая огромного количества узоров и скульптур, которыми славится на весь мир Кайласанатха.

16.Пещера.Основной храм Эллоры см.выше

29.Пещера.Дхумар Лена.Индуистский храм.

Пять пещер под номерами с 30 по 34-й, в которых короткий промежуток времени процветал джайнский культ, меркнут перед величием индуистских и буддистских храмов. Интерес у туриста может вызвать лишь пещера под номером 32. В ней можно составить представление о Гоматешваре, джайнском религиозном культе, и о том, какое значение уделялось в нем медитации. В ней сохранилась полностью обнаженная скульптура божества, пребывающего в состоянии глубокой медитации. Настолько глубокой, что время не властно над ним: свешенные ноги опутаны лианами, а под самой скульптурой видны изображения скорпионов, змей и даже животных.

Все остальные пещеры, относящиеся к джайнскому культу, так и остались незаконченными. Правда, стоит отметить, что служители этой религии попытались в свое время создать нечто подобное Кайласанатхе. Миниатюрная копия шиваитского храма, которую так и не успели полностью завершить, находится в пещере под номером 30. Если подсчитать количество джайнских пещер Эллоры и осмотреть их внутренний интерьер, можно с уверенностью сказать, что Гоматешваре, Паршванатхе и Джине Махавире в Индии поклонялись совсем недолго.

32.Пещера Джайна.

В джайнском храме Индра Сабха, пожалуй, более всего впечатляют мощные столбы, поддерживающие потолочные перекрытия. Высокие, квадратные в сечении, они словно покоятся на пьедесталах, покрытых изящным рисунком, так что кажется, будто из вазы с растениями вырастает ствол, который завершается округлой капителью. Стены этого двухэтажного храма украшают скульптуры тиртханкаров (санскр. «создавших переправу») - вероучителей и проповедников джайнизма; он богато украшен резьбой и лепниной.


Перед посещением пещер Эллоры следует помнить, что все они занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и постоянно находятся под охраной. Все, что разрешается на территории пещерного храмового комплекса, так это экскурсии, во время которых можно сделать потрясающие фото пещер Эллоры. Брать на память «камушки» из этого мистического места строго запрещено: практически везде туристов сопровождают охранники, которых, к слову, довольно трудно отличить от местных туристов или гидов. Они обнаруживают себя лишь тогда, когда незадачливый путешественник попытается нарушить правила пребывания на территории пещер Эллоры.

Комплекс пещер, который состоит из храмов и огромного количества скульптур, открыт с восхода солнца и до его заката. Никаких временных ограничений не существует. Как только первые лучи солнца осветят достопримечательность, которая практически наравне «Золотым храмом» и храмом в Бодхгайе считается самым посещаемым туристами местом в Индии, вход на ее территорию разрешен. После заката солнца, по действующим правилам, в пещерах Эллоры имеют право находиться только их смотрители

Стоимость экскурсии составляет всего 250 рупий, что совсем немного, если учесть сколько тратится правительством Индии на сохранение самого крупного пещерного храмового комплекса в мире. «Как добраться до пещер Эллоры?», - такой вопрос может задать турист, который только в Индии узнал об этом удивительном месте. Проще всего доехать до храмового комплекса из города под названием Аурангабад, находящимся в 40 километрах от пещер. Кстати, в этом городе есть аэропорт, поэтому даже если путешественник прибыл в Дели, он за короткий промежуток времени сможет преодолеть расстояние между столицей Индии и Аурангабадом.

После Хампи, этот пункт в штате Махараштра, меня очень волновал. Мне так понравилась атмосфера Хампи и ощущение, что ты попадаешь на много много лет назад; я подумала, что в более древнем памятнике Индии эти впечатления будут даже сильнее. Но это было не так. Эллора и Аджанта - великолепные пещерные храмовые комплексы, но атмосфера чего-то особенного здесь кажется давно потеряна. На фотографиях это выглядит конечно впечатляюще и я с удовольствием покажу и расскажу про эти места подробнее, но сначала мне нужно немножко поплакаться в жилетку:)


Отравление индийской едой
Утром в Насике я села на поезд Тапован Экспресс, который шёл до города Аурунгабад. Этот город - станция для всех путешественников, которые приехали полюбоваться древними пещерами Эллоры и Аджанты. Пробираясь через тесный проход вагона и суетящуюся толпу индийцев, я искала своё место и молилась, чтобы мне не досталось место рядом с мужчиной. Но видимо мои слова до боженьки не успели добраться и моё место оказалось как раз посередине между женщиной и мужчиной. Я намекнула мужчине, что не плохо бы ему поменяться местами с женщиной напротив, но мой намёк весело проигнорировали.

Поезд тронулся и спустя время моё самочувствие резко ухудшилось. Сначала я подумала, что меня наверно укачивает, но тошнота и слабость становились сильнее и я начинала перебирать в голове, что же я такое съела утром или накануне вечером. Подозрение упало на симпатичные конфетки, которые я покупала в Насике во вроде-бы-как-приличном магазине. Многое из того, что я покупаю и съедаю я фиксирую, поэтому у меня даже есть фотография виновников моего отравления. Хотя я всё ещё сомневаюсь, что это были конфетки.

Никогда не знаешь, что скрывается под покровом грязи или чистых скатертей в Индии - иногда в совершенно неряшливом на вид прилавке можно купить вкусный чай и самосу и замечательно себя чувствовать, а в приличном ресторане можно так отравиться, что потом еле себя собрать по частям.

Поезд делал долгие перерывы на остановках, в которых мне хотелось выбежать из вагона до ближайшего туалета. Место рядом сидящего мужчины заняли два ребёнка, которые играли в странную игру: мальчик позволял себе бить и выдёргивать волосы у девочки, а она смиренно всё это принимала и кажется даже получала от этого удовольствие. Мне вдруг стало тошно не только от съеденного накануне, но и от всей Индии.

Добравшись до Аурунгабада, я без поисков дешёвого жилья заселилась в хороший чистый отель за 1000 рупий, взяла бутылку воды на ресепшене и пошла болеть в номер. К этому времени у меня сел голос, поднялась температура, тошнило, болела голова и была такая слабость, что я еле могла поднять руку. Было похоже, что я ещё и простыла. Весь день и вечер пришлось пролежать в кровати, осмысливая происходящее. Мне хотелось сбежать из этой страны куда подальше: от неоднозначных взглядов индийцев, сомнительной еды со специями, незнакомых запахов, громкой музыки и гудков машин. Тогда я решила, что больше не напишу ни слова про своё путешествие пока не пройдёт этот период или не буду писать вообще.

Утром я собрала себя по частям и после горячего душа поспешила на автобусную остановку, чтобы добраться до Аджанты. Эти пещеры находятся в 3х часах езды от города. В туристическом бюро предлагали индивидуальные туры за 2000-2500 рупий, но я уже раскошелилась на жильё и не могла позволить себе ещё и дорогостоящую экскурсию. Аурунгабад шумел и гудел как пчелиный улей; бесконечный рой рикш проносился по главной дороге и каждый считал своим долгом предложить мне поездку. Но по моему лицу было видно, что я категорически против даже говорить «хеллоу». В автобусе не было ни одного иностранца и я была этому рада - в таком состоянии я бы недолго смогла поддерживать разговор.

Аджанта
Через 3 часа автобус высадил меня возле поворота на Аджанту. Я окинула взглядом пейзаж - ничего примечательного, обычные холмы Махараштры. По указателям и громким названиям, таким как «Shopping Plaza» было понятно, что место уже давно стало туристическим. «Shopping Plaza» это всего лишь обычный сувенирный рынок за парковкой, где можно было купить что-нибудь поесть. Я купила три мандаринки и с удовольствием слопала, но мой организм был ещё пока против и в ближайшем туалете эти мандаринки пришлось оставить. За рынком - автобусная станция до самих пещер. Уже здесь было видно как много собралось желающих посмотреть на местную достопримечательность.

Постояв немного в очереди, я купила входной билет для иностранца за 250 рупий и побранилась про себя, что для индийца это символические 10. В этом состоянии любая мелочь раздражала меня: Индия выглядела недружелюбной и даже местами отталкивающей. Я была подавлена даже тем, что мне ещё много месяцев предстоит путешествовать здесь и даже обдумывала план своего бегства куда-нибудь в Непал, а ещё лучше домой на родину. Казалось, это отравление заразило мои мысли и радостное ощущение свободы куда-то испарилось.

Я взяла билет и окинула взглядом карту предстоящего маршрута. Идти казалось не так много, но после первых 10ти ступенек путь перестал выглядеть лёгким. Впервые в жизни я почувствовала, что значит быть немощной старушкой и с завистью посмотрела на людей преклонного возраста, которые заказывали себе носильщиков за 1000 рупий. Я же себе не могла такое позволить не только из-за денег, но и из-за гордости: вот ещё, я вся такая спортивная и выносливая буду сидеть сложа ножки на носилках! В итоге через каждые десять ступенек я останавливалась и переводила дух.

Пещеры Аджанты не произвели на меня сильного впечатления в тот момент, конечно тому виной было моё внутреннее состояние и толпы туристов. Но я не могла не восхититься работой древних мастеров: на протяжении столетий буддийские монахи наносили на стены красивые узоры и изображения, повествующие о жизни Будды и его последователей. Сейчас, рассматривая фотографии, просто поражаюсь, как можно было выдолбить в скале столь величественные сооружения используя лишь примитивные орудия!

Многие росписи сохранились до наших дней и тщательно оберегаются: в пещерах поддерживается климат, а фотографировать можно только без вспышек. Запах пещер меня отталкивал и я к сожалению не могла там долго находиться и рассматривать эти шедевры.

В этих пещерах жили буддийские монахи, которые выбрали это место из-за удалённости от всех крупных населённый пунктов, а также потому, что здесь проходил торговый путь и они могли таким образом поддерживать путешественников.

На осмотр пещер мне хватило два часа и, отдохнув под баньяновым деревом, я поспешила в отель. Дорога в отель заняла по ощущениям больше времени. Переполненный автобус, усталость и слабость сыграли свою роль. К тому же я была ещё зверски голодной, при этом не испытывая аппетита. В ресторане при отеле я заставила себя проглотить простой рис и свежие овощи. Обратно не запросились - хороший знак.

Эллора
Второй день я посвятила пещерам Эллоры, до которых был всего лишь час езды. Моё самочувствие было далеко от идеального: я всё ещё не могла позволить себе есть мандарины, а от запахов индийской еды подташнивало и мне даже не верилось, что я могла её не так давно аппетитно наворачивать. Чтобы добраться до Эллоры, я воспользовалась местным автобусом, но это не единственный вариант. По городу и окрестностям рассекают чёрные джипы, как у нас маршрутки, где можно почти за такую же цену быстро и почти без остановок добраться из пункта в пункт.

Пещеры Эллоры впечатлили меня больше, особенно огромный величественный храм Кайласа, в чьих лабиринтах можно было запросто потеряться. Храм Кайласа полностью вырублен из скалы и украшен множеством скульптур - настоящее рукотворное чудо!

Эллора более популярна среди туристов, так как эти пещеры находятся всего лишь в часе езды от Аурунгабада. На момент моего посещения здесь были толпы индийских школьников, который не давали покоя вопросами «What is your name?» и «Where are you from?» Честно слово, я заколебалась отвечать на вопросы и разрешать фотографироваться.

От такого количества людей быстро устаёшь, особенно в моём состоянии.

Но в пещерах Эллоры много мест где можно спрятаться и погулять в одиночестве.

Два дня мне хватило, чтобы побывать в древних пещерах и попробовать уловить дух древней Индии, но больше здесь делать особо нечего, поэтому я быстренько сложила все свои вещички и села на ночной автобус до штата Гуджарат. Тем более меня там ждала в гости Майсура - каучсёрфер из Ахмедабада.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней