Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История создания нищий тургенев. Урок литературы: "И.С

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

2 вариант

Стихотворение в прозе – это литературная форма, прозаический смысл раскрытия речи сочетается с краткостью, без поддержания ритмической связи как в поэзии. Данный вид произведений достаточно сложный для написания, но И. С. Тургенев овладел им в совершенстве и написал целый сборник таких стихов.

Стихотворение «Нищий» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник стихотворений в прозе написанном в 1877 – 1882 годах. Данный вид произведений считается финальным аккордом в творческой деятельности писателя. В данном сборнике вновь раскрываются старые темы, переосмысленные автором на склоне лет. Опытному читателю может показаться, что данные стихотворения являются небольшими версиями его предыдущих произведений, хотя сам автор говорил о том, что это лишь зарисовки на будущее. Цикл был выполнен незадолго до смерти писателя, именно поэтому в нём раскрываются такие темы как смерть, одиночество, скоротечность жизни.

В стихотворении «Нищий» рассказывается о внезапной встрече со стариком, который был беден. Описание нищего старика очень точное: обглодан беднотой, с опухшими воспалёнными глазами, красные грязные опухшие руки. Писатель специально акцентирует взор читателя на портрете бедного, его небрежном, грязном одеянии и плохом виде, чтобы сделать его максимально приближенным к реальности. К сожалению, большинство могут встретить таких несчастных людей на улице. Немногие решатся с ними заговорить, а тем более пожать руку, как это сделал писатель.

Нищий безмолвно просил о помощи протянутой рукой. Автор пошарив по карманам ничего не нашел и ему стало стыдно, обидно что он не может помочь этому человеку и просто пожимает руку. На что бедный поднимает на него свои глаза и в ответ также крепко жмет руку писателю.

Данное действие говорит о том, что все люди равны независимо от материального, духовного или иного богатства. Автор подталкивает к выводу, что человек может быть нищим как материально, так и духовно. Главный герой является нищим материально, но не духовно, так как оценивает жест писателя и благодарит за такое подаяние, что автор не пренебрёг им и не побрезговал пожать ему руку.

Также, автор очень интересно называет в начале стихотворения старика «нищим существом», а затем, не найдя ничего в карманах, называет его «брат». По моему мнению, это сделано для того, чтобы читатели поняли, что не стоит брезговать и задирать нос, ведь в любой момент они тоже могут оказаться нищими, как и этот бедный старичок.

Анализ стихотворения Нищий по плану

«Нищий».

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись -- и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат,-- прошамкал он,-- и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Урок милосердия. «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.

Цели:

Знакомство с понятием «литературный цикл»; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий», особенностей поэтики произведения; демонстрация связи между различными видами искусства;

Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;

Формирование навыков работы в паре и группе;

Развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения - идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.

Оборудование : тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.

«Добрый мой читатель,

не пробегай этих

стихотворений сподряд…

Но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое;

и которое - нибудь из них,

может быть, заронит тебе

что-нибудь в душу».

(Из предисловия

И.С. Тургенева к первому

Изданию)

Человек, словно в зеркале мира, многолик:

он ничтожен и он же безмерно велик.

О. Хайям

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие класса.

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? - спросите вы. Я думаю, что в завершении нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос. А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи - стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.

  1. Чтение учителем стихотворения в прозе «Нищий» (музыкальное сопровождение). Выявление первоначальных впечатлений .

Какая картина возникла в вашем воображении?

Сравните свои впечатления с картиной русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» (слайд 2 ). В чем разница между взглядом художника и сюжетом, описанным Тургеневым? (У Тургенева нищий получает подаяние, пусть и в виде рукопожатия, но получает, герой его не гонит. ) Уместно ли создание картины по мотивам стихотворения в прозе «Нищий»?

  1. Сообщение темы и постановка целей урока, формирование мотивационной установки .

Вы, наверное, уже поняли, что для ответа на поставленный в начале урока вопрос нам необходимо будет внимательно рассмотреть прозвучавшее только что произведение. Проанализировать его с точки зрения жанра, художественного оформления, лексико-семантической составляющей. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе» и эпиграфы, которые я подобрала к нашей встрече. (слайды 3-4) Мы вернемся к ним процессе нашего разговора.

Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце - доброе, милость, сердечность)

МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)

НИЩИЙ - -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка. (слайд 5)

Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)

Слово учителя .

«… А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Попробуйте про себя услышать собственное чтение этой фразы… Почему столь необычным - лиричным, взволнованным, особенно проникновенным будет ваше чтение?

Что же создал Тургенев - обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала - стихотворение в прозе.

А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия - стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?

Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? (Стихотворение - лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.

Проза - нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление. )

Прочитайте, пожалуйста, еще раз произведение и попробуйте найти в «Нищем» черты прозаического и лирического текстов.

- (Работа по вариантам: 1 вариант - черты прозы, 2 вариант - черты лирики).

Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.

1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.

Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.

4. Жанровое своеобразие.

«Стихотворения в прозе» принято назвать циклом. Цикл - это не простая подборка или совокупность сходных по теме произведений. В цикле непременно ставится и решается какая-то проблема. Тематический круг цикла Тургенева складывается из немногих тем: жизнь и смерть в их различных проявлениях. Жизнь предстает в разнородных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение. Назначение и высший смысл жизни - неустанная борьба со смертью, с забвением, с небытием. Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами. Речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.

Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.

Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?

Дополнительная информация.

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр - стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Я вспоминаю притчу современного писателя Тимура Зульфикарова. Молодой спросил у старого человека: « В чем мудрость жизни? » Старик ответил: « Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком - плакал! »

Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? (Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее - он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях )

5. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение - это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы - смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение .

Заштрихуйте ключевые слова - смыслы. (Тексты у всех учащихся)

С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука )

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность ).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим - 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

2) Слово учителя

Лирический герой - единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях - прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.

Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

Синтаксическое погружение .

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.

Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?

С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.

Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.

Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)

3) Слово учителя

В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.

Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?

Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.

Ситуативное погружение.

А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

Какое настроение - мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное - вызывает это стихотворение? В каком цвете вы бы изобразили свои ощущения после прочтения? Поменялось ли ваше восприятие в течение урока? (Цветовая палитра создается учителем на доске на основе ответов обучающихся.)

Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

- Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем вы видите величие человека, героя Тургенева?

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

7. Домашнее задание.

Разбившись на группы (2-4 человека) подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.

Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :

  1. 1 вариант . На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева»
  2. 2 вариант . Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
  3. 3 вариант . Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Литература

  1. Аркин И.И.Уроки литературы в 7 классе: Практ. методика: Книга для учителя/ И.И. Аркин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.

Школьный тур

5 - 6 класс . Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

5 - 6 класс

Максимальный балл за работу - 39 баллов

Задание 1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений. (По 1 баллу за. соотнесение жанрового определения с названием произведения; максимальное количество баллов за задание 7 баллов )

1. Джек Лондон «Любовь к жизни»

А. роман

2. А. Дюма «Три мушкетёра»

Б. сказка

3. М. Лермонтов «Парус»

В. басня

4. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Г. баллада

5. И. Крылов «Тришкин кафтан»

Д. рассказ

6. В. Жуковский «Светлана»

Е. стихотворение

7. Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Ж. повесть

Задание 2. Из какой сказки эти предметы. 1 балл )

А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.

Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла.

Задание 3. Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь. 3,5 балла )

А) Из числа челяди барыни самым замечательным лицом был дворник, мужчина гигантского роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть, когда он либо пахал, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать косой…славный он был мужик. Постоянное его безмолвие придавало торжественную важность его работе.

Б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее

Задание 4. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»: (Максимальное количество баллов за задание 1 балл) а) Отечественная война 1812 года, б) Великая Отечественная война, в) Первая мировая война.

Задание 5. Определите, героями каких художественных произведений являются эти персонажи. (По 2 балла за героя, название произведения и автора; максимальное количество баллов за задание 8 баллов)

Солоха, Митраша, Тыбурций, Джон Сильвер.

Задание 6. В квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии.

(Максимальное количество баллов за задание 3,5 б.)

Задание 7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина: (1 балл за правильный ответ )
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Задание 8: Средства выразительности. (По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла ) .

Ответ запишите в виде А -_____________, Б - _____________, В - ________________

А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Б. Какой троп использован в отрывке из былины, в котором изображается сила богатырского коня:

Первый скок нашли за три версты ,

Другой скок нашли за двенадцать вёрст ,

Третий скок не могли найти .

В. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения П.П.Ершова «Конёк – горбунок».

Кабылица та была

Вся, как зимний лес , бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая…»

Задание 9: Назовите фамилии иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок. (По 1 б. за каждую фамилию)

Задание 10:

Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос – 3-4 предложения).

И.С. Тургенев.

«Нищий».

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Ключи (5-6 класс)

Задание 1.

Джек Лондон «Любовь к жизни» - рассказ

А. Дюма «Три мушкетёра» - роман

М. Лермонтов «Парус» - стихотворение

В. Г. Короленко «В дурном обществе» - повесть

И. Крылов «Тришкин кафтан» - басня

В. Жуковский «Светлана» - баллада

Г. Х. Андерсен «Русалочка» - сказка

1. Д 5. В

2. А 6. Г

3. Е 7. Б (7б)

4. Ж

Задание 2:

(По 0,5 балла за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл )

А) «Приключения Буратино»

Б) «Царевна Лягушка»

Задание 3:

(По 0,5 балла за героя, название произведения и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла )

А) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев

Б) Федя, Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев .

Задание 4: а (1балл)

Задание 5:

Солоха – «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь, Митраша – «Кладовая солнца» Пришвин М. М., Тыбурций - В. Г. Короленко «В дурном обществе», Джон Сильвер – Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ». (8б)

Задание 6:

Астафьев, Бажов, Баратынский, Жуковский, Носов, Пушкин, Чехов.

Задание 7 : ямб (1балл)

Задание 8 :

(По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла)

А) эпитеты

Б) гипербола

В) сравнение

Задание 9:

И.Билибин, В.Васнецов

Задание 10: Интерпретация художественного произведения.

(максимальное количество баллов-10 баллов)

При оценке творческой работы учитывается:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, ˗ совестливость. Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, ˗ «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.



Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. … О, как безобразно обглодала бедность это несчастное сущест во!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собой.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста.

1. Концептуальное пространство:

а) предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).

Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста – стихотворение в прозе. « Стихотворения в прозе» создавались в 1877-1882гг., в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. “Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.

б) анализ семантики заглавия до и после прочтения текста:

Семантика слова «нищий» - это (по Ожегову):

1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1

Имеется и другое толкование: Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2

После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» - крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

в) выявление ключевых слов

Так как темой стихотворения является воспевание гуманного отношения к человеку, то ключевыми словами будут: «рукопожатье», «подаяние», «брат», «трепетные руки».

Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».

восстановил право нищего называться человеком.

Но в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу - определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.

Получается, по отношению друг к другу оба героя совершают подаяние.

Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.

г) характеристика экспрессивных и образных средств.

Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» - «мычал» - «вздрагивал» - «прошамкал».

Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах, просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « - «ничего».

Здесь же мы можем наблюдать состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».

Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.

Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий. Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.

д) выявление словесных рядов, соответствующих основным проблемам и главным оппозициям текста.

Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.

Получается такой образный ряд:

Воспаленные, слезливые глаза


Посинелые, синие губы

Нечистые раны

Шершавые лохмотья

Дряхлый старик

Несчастное существо

Красная, опухшая, грязная, трепетная рука

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат - во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.

И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)

Таблица №1

Лексическое значение

Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто - нибудь близкий.

1) Очень бедный, неимущий.

2) Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Устаревшая и книжная.

Обглодала.

Обгрызла.

Разговорная

Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь.

Разговорная.

Говорить невнятно, пришёптывать.

Разговорная

Подаяние.

То же, что милостыня.

Устаревшая

Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные звуки.

Разговорная.

Издавать стоны.

Устаревшая.

Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость

Нейтральная

Лохмотья

Клочья, лоскутья, тряпьё

Нейтральная

Трепетная

Дрожащий, колеблющийся

Устаревшая

Потерянный

Расстроенный, растерянный

Разговорная

Смущенный

Полный смущения, выражающий смущение

Нейтральная

Просьба быть снисходительным, не осуждать, не обижаться

Устаревшая

Начать смотреть пристально, не сводя глаз

Разговорная

Сдавить, сжать

Нейтральная


Использование разной лексики указывает на то, что лирический герой близок по духу нищему.

Обратим внимание на то, как «работают» в стихотворении части речи.

Таблица 2.

Существительные

Прилагательные

Глаголы и его формы

Местоимения

лохмотья

бедность

существо

карманах

кошелька

подаяния

подаяния

слезливые

посинелые

шершавые

нечистые

несчастное

трепетную

Проходил

остановил

обглодала

протягивал

колыхалась

вздрагивала

усмехнулись

прошамкал

потерянный

смущённый

воспалённые

похолодевшие


В этой миниатюре больше всего существительных, это говорит о статичности стихотворения. Автору важно запечатлеть жизненную картину.

Употребление большого количества личных местоимений придаёт этому произведению оттенок искренности, взволнованности, лирический герой потрясён увиденным.

Глаголы и причастия, использованные в данном стихотворении, передают не быстрые, динамичные действия, а такие, которые могут происходить на одном месте: «протягивал руку», «стал шарить в карманах», «нищий ждал», «уставил глаза», «стиснул пальцы» и т.д. Слова этой части речи служат здесь в основном средством характеристики героев: «он стонал, он мычал о помощи», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «потерянный, смущённый», «прошамкал» и др.

Прилагательные, которых в стихотворении не очень много (12), выразительно характеризуют нищего: «дряхлый старик», «грязную руку», «синие губы», «слезливые глаза» и т.д.

е) анализ интертекстуальных связей.

Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека. И.С. Тургенев в стихотворении продолжает тему библейской притчи: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

2. Денотативное пространство:

а) анализ событийной структуры текста (основные и сопутствующие ситуации).

Событийная структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:

1. Портрет нищего старика.

2. Крик о помощи.

3. Растерянность лирического героя

4. Подаяние от брата

Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно 2-3 предложения и может быть разбито на еще более мелкие ситуации. Однако все они объединены одной событийной макроструктурой – каким должно быть отношение к человеку. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых строках: «Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик»). Далее тема переходит в другие микроситуации.

б) особенности художественного пространства.

Художественное пространство данного текста не ограничено и практически не определено. Хотя присутствует лексика, с пространственным значением, называющая конкретные реалии, указывающая на положение в пространстве: «Я проходил по улице». В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим улицу, по которой движется лирический герой. Однако все эти реалии не столько конкретные места, сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Это может быть любой город, даже любая страна. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Неизвестно, куда шел лирический герой, что там, впереди.

Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Задачи:

  • выявить идею стихотворения;

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Предварительная работа учащихся:

  1. Создание двух групповых информационных мини-проектов по темам «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворение в прозе ».
  2. Создание группового творческого проекта – фильма «Нищие» (при необходимой для этого подготовленности учащихся).
  3. Индивидуальные задания:
    - сообщение об истории ритуала рукопожатия;
    - сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.
    - индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий»».
    - индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции стихотворения».
    - творческое задание «Монолог нищего».
  4. Домашнее задание для всех учащихся класса:
    - прочитать стихотворение «Нищий»;
    - выполнить письменно задание № 4- 5 (с.71) в рабочей тетради по литературе для 7 класса.
    - выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.

1. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу ещё одного тургеневского творения – стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Вспомнить особенности жанра стихотворение в прозе, углубить представление о нём; понять основную мысль, проблему, поднятую в произведении; рассмотреть средства, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.

Учитель: Иными словами – постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока.

(Слайд 1.) Итак, тема урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».

(Слайд 2.) Наши задачи:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;
  • проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.

2. Защита мини-проекта «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».

Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».

Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

(Слайд 4) Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

(Слайд 6) Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

3. Защита мини-проекта «Особенности жанра «стихотворение в прозе».

Учитель: Предоставим слово группе литературоведов, которые занимались исследованием особенностей этого жанра.

Учащиеся: (Слайд 8) В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

(Слайд 10) Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Учитель: Что новое вы узнали о жанре?

4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?

Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12) : «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Учащийся : (Слайд 13) Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Учитель: Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Учитель : Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

Учащиеся: Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.

Учитель: Приходилось ли вам встречаться с нищими?

Давайте сообща создадим портрет такого человека?

Учащиеся: Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек.

Учитель: Каково отношение к ним в обществе?

Учащиеся: Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.

Учитель: (Слайд 15 ) А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

(Прочтение стихотворения учителем.)

Учитель: Какие чувства вы испытали при прочтении произведения?

Учащиеся: Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь…

Учитель: Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь, читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их создатель.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их.

Учащиеся:

  • произведение имеет небольшой объём;
  • оно разделено на мелкие абзацы;
  • присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;
  • произведение отличается эмоциональностью.

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Учащиеся: Первое предложение – встречу героев.

Учитель: Какие художественные детали помогают представить лирического героя?

Учащиеся: Их три: платок, часы, кошелёк.

Учитель: Дорисуйте его портрет.

Учащиеся: Строгий костюм, шляпа, пальто, белое кашне…Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин.

Учитель: А каким увидел герой нищего? Выстроим образный ряд.

Учащиеся : Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Автор использует приём повтора художественной детали.

  • руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».
  • одежда: «шершавые лохмотья»
  • состояние здоровья: «нечистые раны».

Учитель: Согласитесь, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали.

Какую часть речи более активно использует автор, создавая портрет нищего?

Учащиеся: Прилагательные.

Учитель: В прямом или в переносном значении?

Учащиеся: Большинство прилагательных употреблено в прямом значении.

Учитель: Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления тропов?

Учащиеся: Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность. Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В портрете нищего появится, пожалуй, только один эпитет, выражающий восприятие лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука».

Учитель: Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?

Ученик (индивидуальное исследовательское задание - морфологический анализ текста): В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину.

Особенный оттенок искренности придают стихотворению личные и притяжательные местоимения «я», «меня», «моего».

Таким образом, можно сделать вывод, что И.С.Тургенев мастерски использовал выразительные средства морфологии.

Учитель: Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?

Учащиеся: Тургенев использовалзвукопись. Аллитерация на Ш, Х, С, Ч, Щ передаёт шорох лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь.

Учитель: Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика?

Учащиеся: Потрясение, неловкость, смятение, ужас…

Учащиеся: Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

Учитель: В чём вы видите особенность этого предложения?

Учащиеся: Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Учитель: Как ещё выражается потрясение, смущение героя?

Учащиеся: Автор использует большое количество многоточий. Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему.

Учитель: Какой фрагмент можно назвать кульминационным в стихотворении?

Учащиеся: Рукопожатие героев.

(Зачитывание фрагмента.)

Учащийся (индивидуальное задание): (Слайд 16)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

Учащийся (индивидуальное задание: работа с толковыми словарями): (Слайд 17) Проанализировав различные источники, я пришёл к выводу, что слово брат применяется в следующих лексических значениях.

  1. Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.
  2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)
  3. Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
  4. Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

Учитель: В каком значении использовано это слово в речи обоих героев?

Учащиеся: В 3 и 4 значениях.

Учитель: Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.

Учащийся (индивидуальное исследовательское задание – анализ композиции эпизода.) (Слайд 18) На мой взгляд, композицией этого фрагмента Тургенев подчёркивает изначальное равенство людей, которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.

Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать милостыню, просит у нищего прощения: «Не взыщи, брат…». И тот отвечает благодарностью: «…и на том спасибо». В нём нет озлобленности против человека, который не смог дать ему деньги, еду, что-то материальное. Он смог разглядеть в лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.

Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды звучит обращение «брат».

В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя, протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём равного себе.

Наконец, каждый получает своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

Учитель: Вот такая симметричная таблица у нас получилась. Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что перед Богом все люди равны, каждый из нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное – на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться встать на его место.

Ученик (индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего»).

4. Обобщение изученного.

Учитель: Чтобы подытожить, что же «заронило» вам в душу это стихотворение, мы напишем синквейн, но перед этим сложным творческим заданием посмотрим фильм «Нищие» - работу третьей проектной группы.

Создание и зачитывание синквейнов.

Учитель: В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

На выбор:

  1. письменно ответить на вопрос №1 (с.260) учебника;
  2. сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

(Слайд 19)

Использованная литература:

  1. Боровицкая В.Н. Эпилог. – М.: МГП «Страстной бульвар», 1992.- 288с.
  2. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 222с.
  3. Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.- С.425.
  4. Тургенев в воспоминаниях современников. – М.: Правда, 1988.- С.413-431.
  5. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 1 / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 254с. – (Конспекты уроков для учителя литературы).


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней