Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Камерно-вокальное творчество мусоргского. Могучая кучка русских композиторов: Мусоргский М п мусоргский краткая характеристика творчества

Модест Петрович Мусоргский называл себя борцом за «правую мысль в искусстве». С его именем связаны выдающиеся страницы в истории русского оперного искусства. Родился он в селе Карево Псковской губернии. Его отец был небогатым помещиком и хотел, чтобы сын избрал военную карьеру. С 1849 года будущий композитор обучался в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских прапорщиков в Петербурге, попутно продолжая начатые еще в детстве занятия на фортепиано.

По окончании школы в 1856 году Мусоргский сблизился с А.С.Даргомыжским, а год спустя -- с М.А. Балакиревым, который и распознал его композиторский талант. Под влиянием Балакирева в 1858 году он вышел в отставку, чтобы посвятить себя музыке. Но в то время композиторское творчество не давало никаких средств для существования, и юноша был вынужден устроиться на службу чиновником.

В эти годы Мусоргский еще ближе сходится со Стасовым, Кюи. Так образовалось ядро «Могучей кучки», к которому впоследствии примкнули Бородин и Римский-Корсаков.

В1866 году композитор начал работать над большой оперой «Саламбо» по роману Г.Флобера, но вскоре потерял к ней интерес и не завершил ее. Одновременно в камерно-вокальном жанре возникла серия «народных картинок» (определение автора), в которых зазвучала тема протеста против бесправия и нищеты крестьянства. Это «Калистрат», «Колыбельная Еремушки» и др. Появляется ряд сатирических произведений, и среди них «Семинарист», «Классик», «Раек», уникальный вокальный цикл «Детская». Тогда же композитор создал симфоническую картину «Иванова ночь на Лысой горе» на сюжет народных преданий (1867) и бытовую оперу «Женитьба» по Гоголю, которая, как и «Саламбо», осталась незавершенной.

Вершиной этого периода творчества композитора явилась музыкальная драма «Борис Годунов» (1868--1872). Однако дирекция императорских театров не приняла оперу, и ее премьера, уже во второй редакции, состоялась на сцене Мариинского театра в 1874 году. Публика встретила ее с восторгом. И в наше время «Борис Годунов» является одной из популярнейших опер во всем мире.

Еще до премьеры «Бориса Годунова» Мусоргский начал работать над новым произведением -- оперой «Хованщина». Ее главным героем стал народ, и сам композитор назвал ее «народной музыкальной драмой». Мусоргский решил не следовать неукоснительно историческим фактам, а художественно обобщить их, чтобы лучше передать дух одного из самых напряженных этапов русской истории -- начала царствования Петра I. Но работе над оперой мешало отсутствие денег, к тому же композитор был расстроен неясной судьбой «Бориса Годунова». Тем не менее он ни на один день не прекращал напряженной работы.

В 1870-х гг. Мусоргский создает несколько замечательных произведений: балладу «Забытый» на сюжет одноименной картины В.Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки», написанный под впечатлением посмертной выставки архитектора-художника В.Гартмана.

В его музыке мы словно видим сказочного Гнома, летящую в ступе Бабу-Ягу, средневекового певца-трубадура. В заключительной пьесе -- «Богатырские ворота» воспеты русские богатыри. «Картинки с выставки» считаются одним из лучших произведений мировой программной музыки.

Самым светлым событием последних лет жизни Мусоргского стала концертная поездка по Украине и югу России вместе с певицей Д.М. Леоновой. Мусоргский выступал на ее концертах как аккомпаниатор. Во время поездки он собирал украинские песни для задуманной им комической оперы «Сорочинская ярмарка».

Однако Мусоргский не успел закончить все, что задумал. В 1881 году он тяжело заболел и 16 марта 1881 года скончался в Петербурге. Оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» остались неоконченными. «Хованщину» закончил Н.А. Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» -- друзья Мусоргского Ц.А. Кюи и А.К. Лядов. Уже в наше время новый вариант оркестровки опер Мусоргского был сделан Д.Д. Шостаковичем.

Модест Петрович Мусоргский – один из самобытных русских художников, чей авторитет в музыкальном мире за истёкшие 100 лет ничуть не уменьшился, а возрос во всех странах мира. Он принадлежит к числу тех великих художников, которые, отразив исключительно ярко жизнь своей эпохи, сумели в то же время заглянуть далеко в будущее. Новаторство Мусоргского было такого типа, когда смелое утверждение нового в искусстве протекало при резком отрицании всего традиционного, рутинного.

Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. Большинство крупных писателей и общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского. Его искусство обнаружило, как по сравнению с ним были скованы его современники (редакция его опер Римским-Корсаковым). И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны – прижизненная непонятость, с другой – колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации.

В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном – оперные и вокальные сочинения, немного – фортепианная музыка. 7 опер (не все закончены), около 100 произведений вокального жанра, также вокальные циклы; для фортепиано – несколько пьес и сюита «Картинки с выставки»; симфоническая оркестровая пьеса «Ночь на Лысой горе».

Сущность оперной реформы. Реформаторски работает над следующими проблемами: народности, реализма, историчности искусства.

Основной реальной базой оперной драматургии являлась история, действительно творимая народом. Во всей мировой литературе «Борис Годунов» остаётся непревзойдённым уникальным произведением, в котором история – не фон, а творимая народом действительность.

Мусоргский был глубоко убеждён, что художник неразрывно связан с жизнью народа. Именно народ для Мусоргского – основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории.

Мусоргский как никто другой углубил и расширил объём понятия музыкального содержания. Призывал к преодолению личной лирики – к наблюдению и изображению реального. Таким образом, источником своеобразия является сама жизнь, именно в ней композитор находит богатство разнообразных типов и характеров.

На фоне этого выступает ещё одна черта композитора – правдивость. «Жизнь, где бы она ни сказалась; правда, как бы ни была солона» (Мусоргский). Правдивость выступает в двух качествах:

Психологизм, показ внутреннего мира человека. Он был первым русским композитором, обратившим внимание на человеческую психику. В то время в литературе данного уровня был лишь один Достоевский. Мусоргский был не только величайшим реалистом, историком, повествователем о жизни народа, но и ярким психологом-портретистом.

Правдивость внешняя (живописность, показ внешних качеств).

В качестве сюжетов для опер выбирает народные драмы: «Борис Годунов», «Хованщина», задумывал «Пугачёвщину». «Прошедшее в настоящем – вот моя задача». Содержание обеих опер ярко показало удивительный дар Мусоргского как историка-провидца. Характерно то, что композитор выбирает те поворотные моменты истории, когда государство находится на грани краха. Говорил, что «моя задача показать и «мудрость», и «дикость» народа. Выступал, прежде всего, как трагик.

Из общего количества героев выбирает тех, кто более трагичен, безысходен. Часто – это люди-бунтари. Все созданные им исторические типы очень правдоподобны, достоверны.

Стиль, музыкальный язык

1) Мелодия. Мусоргский впервые свободно смешивает интонационные обороты, как художник смешивает краски на палитре. Именно мелодическая изобретательность – главный носитель и корень новаторства Мусоргского. Он – типично вокальный композитор, музыкант, мыслящий в музыке вокально. Суть вокальности Мусоргского – в самом ощущении музыкального искусства не через инструмент, а через голос, через дыхание.

Мусоргский стремился к мелодии осмысленной, творимой говором человека. «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех её тончайших изгибах, т.е. звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, а значит – высокохудожественной» (Мусоргский).

Все его мелодии обязательно театральны. Мелос Мусоргского говорит языком персонажа, как бы помогая ему жестикулировать, двигаться.

Его мелосу присущ синкретизм. В нём можно выделить черты различных музыкальных элементов: крестьянской песни; городского романса; bel canto (в ранней опере «Саламбо», в некоторых романсах). Также характерна опора на жанровость (марш, вальс, колыбельная, гопак).

2) Гармония. Музыкальный материал его героев очень индивидуален. У каждого своя звуковая и психологическая тональность. Мусоргского не удовлетворяли средства классического мажоро-минора – выстраивает свою ладогармоническую основу. В поздних романсах практически приходит к 12-тоновой системе. Применял народные лады, увеличенный и уменьшённый лад. Хорошо знал систему церковных ладов – осьмогласие (применял в романсах 60-х гг.). В построении тональных планов произведений влияла не функциональная логика, а жизненная ситуация (типично fis-G, f-fis).

3) Метроритм. Отличается свободой. Характерны переменные размеры, смешанные метры. Всё рождается из речи, народного говора.

4) Методы развития, форма. В русской музыкальной культуре 60-х гг. действовали предвзятые формы. У Мусоргского же музыка – живая материя, которая не может строиться схематически. Она должна быть организована так, как организовывает жизнь природа: день-ночь, день-ночь… Важным руководящим аспектом становится повтор и контрасты. В народной музыке – принцип вариационности с бесконечным разнообразием. Отсюда – рондальные формы. Встречаются формы волнового характера – приливы и отливы.

5) Оперный оркестр. В жанровых народных сценах оркестр театрально-подвижен и пластичен. На втором плане стоит задача отражения в оркестре динамики душевной жизни героев (элементы светотени, эмоциональный реализм). Основная черта оркестра Мусоргского – предельный аскетизм средств и отказ от всякой внешней звуко-тембровой пышности. В «Борисе Годунове» оркестр опоясывает вокальное содержание (т.е. нет самодовлеющего симфонического содержания).

Таким образом, то, что сделал Мусоргский было революционно. По своей сути он подчинил музыку задачам реалистической выразительности. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты. Он приблизил музыку к жизни, раздвинул границы музыкального искусства.

| | | | | | | | | | | | | | | |

Мусоргский - гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов » и «Хованщина ». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие - Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», - так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения - оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти ».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали - мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием - психологией, философией, литературой, - пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо » около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат » на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна » на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист », также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение - «Иванова ночь на Лысой горе ». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба » на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского . Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Л. Михеева

Основные даты жизни и творчества:

1839. - 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских - помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

1846. - Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

1848. - Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

1849. - VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. - Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

1851. - Исполнение Мусоргским "Рондо" А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

1852. - VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. - Издание фортепианнной пьесы - польки "Подпрапорщик" ("Porte-enseigne Polka").

1856. - 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. - 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. - X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. - Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

1857. - Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. - Начало занятий композицией под руководством Балакирева.

1858. - 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

1859. - 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. - VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

1860. - 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

1861. - I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). - 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

1863. - VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. - XII. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Флобера. - 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

1863-65. - Жизнь в "коммуне" с группой молодых друзей (под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского).

1864. - 22 V. Создание песни "Калистрат" на слова Н. А. Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

1866. - Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

1867. - 6 III. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. - 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

1868. - Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. - 23 IX. Показ "Женитьбы" в доме Кюи. - Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. - 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

1870. - 7 V. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Е. Маковского. - Запрещение цензурой песни "Семинарист".

1871. - 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов".

1871-72. - Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией "Бориса Годунова".

1872. - 8 II. Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. - 5 II. Исполнение финала 1-го д. "Бориса Годунова" в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. - II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. - 3 IV. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - VI. Начало работы над "Хованщиной".

1873. - 5 II. Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М.

1874. - 27 I. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - 7-19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. - VII. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

1875. - 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. - 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

1876. - 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

1877. - 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. - Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

1878. - 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - 10 XII. Возобновление "Бориса Годунова" (с большими купюрами) в Мариинском театре.

1879. - 16 I. Исполнение сцены в келье из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). - 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). - 27 XI. Исполнение отрывков из "Хованщины" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

1880. - I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. - 8 IV. Исполнение отрывков из "Хованщины" и "Песни о блохе" в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. - 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. - 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании "Хованщины" (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

1881. - II. Резкое ухудшение здоровья. - 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского - 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. - 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Идеи и мысли М. П. Мусоргского (1839-1881), гениального композитора-самоучки, во многом опередили своё время и проложили дорогу музыкальному искусству XX века. В данной статье мы постараемся наиболее полно охарактеризовать список произведений Мусоргского. Всё написанное композитором, который считал себя последователем А. С. Даргомыжского, но пошел дальше, отличается глубоким проникновением в психологию не только отдельно взятого человека, но и масс народа. Как и всех членов «Могучей кучки», Модеста Петровича вдохновляло национальное направление в его деятельности.

Вокальная музыка

Список произведений Мусоргского произведений этого жанра охватывает три вида настроений:

  • Лирические в ранних сочинениях и переходящие в более поздних в лирико-трагические. Вершиной становится созданный в 1874 году цикл «Без солнца».
  • «Народные картинки». Это сценки и зарисовки из жизни крестьян («Колыбельная Ерёмушке», «Светик Савишна», «Калистрат», «Сиротка»). Их кульминацией станут «Трепак» и «Забытый» (цикл «Пляски смерти»).
  • Социальная сатира. К ним следует отнести романсы «Козел», «Семинарист», «Классик», созданные в течение 1860-х годов последующего десятилетия. Вершиной становится сюита «Раёк», в которой воплотилась галерея сатир.

В списке отдельно стоят созданный на его собственные слова в 1872 году вокальный цикл «Детская» и «Песни и пляски смерти», в которых всё наполнено трагическими настроениями.

В балладе «Забытый», созданной по впечатлению от картины В. В. Верещагина, впоследствии уничтоженной художником, композитор и автор текста противопоставили образ лежащего на поле брани солдата и ласковую мелодию колыбельной, которую крестьянка поёт сыну, обещая встречу с отцом. Но её ребёнок никогда его не увидит.

«Блоху» из Гёте с блеском и всегда на бис исполнял Федор Шаляпин.

Средства музыкальной выразительности

М. Мусоргский обновил весь музыкальный язык, взяв за основу речитатив и крестьянские песни. Его гармонии совершенно необычны. Они соответствуют новым чувствам. Их диктует развитие переживания и настроения.

Оперы

Нельзя не включить в список произведений Мусоргского его оперное творчество. За 42 года жизни он успел написать всего лишь три оперы, но какие! «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». В них он смело соединяет трагические и комические черты, что напоминает о произведениях Шекспира. Образ народа выступает основополагающим началом. При этом каждому персонажу придаются личные черты. Более всего композитора волнует родная страна во время смуты и потрясений.

В «Борисе Годунове» страна стоит на пороге Смуты. В ней отражаются отношения царя и народа как единой личности, которая одушевлена одной идеей. Народную драму «Хованщина» композитор написал по собственному либретто. В ней композитора интересовал стрелецкий бунт и церковный раскол. Но он не успел её оркестровать и скончался. Закончил оркестровку Н. А. Римский-Корсаков. Роль Досифея в Мариинском театре исполнял Ф. Шаляпин. В ней нет привычных главных героев. Общество не противостоит личности. Власть оказывается в руках то одного, то другого персонажа. В ней воссозданы эпизоды борьбы старого реакционного мира против петровских реформ.

«Картинки с выставки»

Творчество для фортепиано представлено у композитора одним циклом, созданным в 1874 году. «Картинки с выставки» являются уникальным произведением. Это сюита из десяти разнохарактерных пьес. Будучи виртуозом-пианистом, М. Мусоргский воспользовался всеми выразительными возможностями инструмента. Эти музыкальные произведения Мусоргского настолько ярки и виртуозны, что поражают своей «оркестровостью» звучания. Шесть пьес под общим названием «Прогулка» написаны в тональности си бемоль мажор. Остальные - в си минор. Кстати, их часто перекладывали для оркестра. М. Равелю это удалось лучше всех. Вокальные мотивы композитора с их речитативностью, песенностью и декламационностью органично вошли в это произведение М. Мусоргского.

Симфоническое творчество

Ряд музыкальных произведений Модест Мусоргский создаёт в этой области. Самым важным является «Иванова ночь на Лысой горе». Продолжая тему Г. Берлиоза, композитор изобразил шабаш ведьм.

Он первый показал России злые фантастические картины. Главным для него была максимальная выразительность при минимуме используемых средств. Современники не поняли новизны, а приняли её за неумелость автора.

В завершение надо назвать самые известные произведения Мусоргского. В принципе мы их почти все перечислили. Это две большие оперы на историческую тему: «Бориса Годунова» и «Хованщину» ставят на лучших мировых сценах. К ним же относятся вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», а также «Картинки с выставки».

Гениальный автор был похоронен в Санкт-Петербурге на Советская власть, делая перепланировку, уничтожила его могилу, залила это место асфальтом и сделала автобусной остановкой. Так у нас относятся к признанным мировым гениям.

3.5.1. Общая характеристика творчества

  1. Хубов, Г. М.П. Мусоргский / Г. Хубов. – М., 1969.
  2. Фрид, Э. М.П. Мусоргский / Э. Фрид. – Л., 1987.
  3. Шлифштейн, С. Мусоргский: Художник. Время. Судьба / С. Шлифштейн. – М., 1975.
  4. Орлова, А. Труды и дни М.П. Мусоргского / А. Орлова. – М., 1963.
  5. Стасов, В. М.П. Мусоргский: Биографический очерк / В. Стасов // Статьи о музыке. В. 1‑5 / В. Стасов. – М., 1974 – 1980. – В. 3. – М., 1977.
  6. Стасов, В. Избранные статьи о Мусоргском / В. Стасов. – М., 1952.
  7. М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников / сост. Е. Гордеева. – М., 1989.
  8. Мусоргский, М.П. Литературное наследие / М.П. Мусоргский. – М., 1971.
  9. Мусоргский и музыка ХХ в. / сост. Г. Головинский. – М., 1990.
  10. Головинский, Г. Мусоргский и фольклор / Г. Головинский. – М., 1990.
  11. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни / Н.А. Римский-Корсаков. – М., 1980.
  12. Добровенский, Р. «Рыцарь бедный» / Р. Добровенский. – Рига, 1986.
  13. Рахманова, М. Мусоргский и его время / М. Рахманова // Советская музыка. – 1980. – № 9-10.

Модест Петрович Мусоргский – один из самобытных русских художников, чей авторитет в музыкальном мире за истёкшие 100 лет ничуть не уменьшился, а возрос во всех странах мира. Он принадлежит к числу тех великих художников, которые, отразив исключительно ярко жизнь своей эпохи, сумели в то же время заглянуть далеко в будущее. Новаторство Мусоргского было такого типа, когда смелое утверждение нового в искусстве протекало при резком отрицании всего традиционного, рутинного.

Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. Большинство крупных писателей и общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского. Его искусство обнаружило, как по сравнению с ним были скованы его современники (редакция его опер Римским-Корсаковым). И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны – прижизненная непонятость, с другой – колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации.

В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном – оперные и вокальные сочинения, немного – фортепианная музыка. 7 опер (не все закончены), около 100 произведений вокального жанра , также вокальные циклы; для фортепиан о – несколько пьес и сюита «Картинки с выставки»; симфоническая оркестровая пьеса «Ночь на Лысой горе».

Сущность оперной реформы. Реформаторски работает над следующими проблемами: народности, реализма, историчности искусства.

  • Основной реальной базой оперной драматургии являлась история , действительно творимая народом. Во всей мировой литературе «Борис Годунов» остаётся непревзойдённым уникальным произведением, в котором история – не фон, а творимая народом действительность.
  • Мусоргский был глубоко убеждён, что художник неразрывно связан с жизнью народа. Именно народ для Мусоргского – основной объект искусства. В народе он видит основную движущую силу истории.
  • Мусоргский как никто другой углубил и расширил объём понятия музыкального содержания . Призывал к преодолению личной лирики – к наблюдению и изображению реального . Таким образом, источником своеобразия является сама жизнь, именно в ней композитор находит богатство разнообразных типов и характеров.
  • На фоне этого выступает ещё одна черта композитора – правдивость . «Жизнь, где бы она ни сказалась; правда, как бы ни была солона» (Мусоргский). Правдивость выступает в двух качествах:
  1. Психологизм , показ внутреннего мира человека. Он был первым русским композитором, обратившим внимание на человеческую психику. В то время в литературе данного уровня был лишь один Достоевский. Мусоргский был не только величайшим реалистом, историком, повествователем о жизни народа, но и ярким психологом-портретистом.
  2. Правдивость внешняя (живописность, показ внешних качеств).
  • В качестве сюжетов для опер выбирает народные драмы : «Борис Годунов», «Хованщина», задумывал «Пугачёвщину». «Прошедшее в настоящем – вот моя задача». Содержание обеих опер ярко показало удивительный дар Мусоргского как историка-провидца. Характерно то, что композитор выбирает те поворотные моменты истории, когда государство находится на грани краха. Говорил, что «моя задача показать и «мудрость», и «дикость» народа. Выступал, прежде всего, как трагик.
  • Из общего количества героев выбирает тех, кто более трагичен, безысходен . Часто – это люди-бунтари. Все созданные им исторические типы очень правдоподобны, достоверны.

Стиль, музыкальный язык

1) Мелодия .

  • Мусоргский впервые свободно смешивает интонационные обороты, как художник смешивает краски на палитре. Именно мелодическая изобретательность – главный носитель и корень новаторства Мусоргского. Он – типично вокальный композитор, музыкант, мыслящий в музыке вокально. Суть вокальности Мусоргского – в самом ощущении музыкального искусства не через инструмент, а через голос, через дыхание.
  • Мусоргский стремился к мелодии осмысленной, творимой говором человека . «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех её тончайших изгибах, т.е. звуки человеческой речи , как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, а значит – высокохудожественной» (Мусоргский).
  • Все его мелодии обязательно театральны . Мелос Мусоргского говорит языком персонажа, как бы помогая ему жестикулировать, двигаться.
  • Его мелосу присущ синкретизм . В нём можно выделить черты различных музыкальных элементов: крестьянской песни; городского романса; bel canto (в ранней опере «Саламбо», в некоторых романсах). Также характерна опора на жанровость (марш, вальс, колыбельная, гопак).

2) Гармония . Музыкальный материал его героев очень индивидуален. У каждого своя звуковая и психологическая тональность. Мусоргского не удовлетворяли средства классического мажоро-минора – выстраивает свою ладогармоническую основу. В поздних романсах практически приходит к 12-тоновой системе. Применял народные лады, увеличенный и уменьшённый лад. Хорошо знал систему церковных ладов – осьмогласие (применял в романсах 60-х гг.). В построении тональных планов произведений влияла не функциональная логика, а жизненная ситуация (типично fis-G, f-fis).

3) Метроритм . Отличается свободой. Характерны переменные размеры, смешанные метры. Всё рождается из речи, народного говора.

4) Методы развития, форма . В русской музыкальной культуре 60-х гг. действовали предвзятые формы. У Мусоргского же музыка – живая материя, которая не может строиться схематически. Она должна быть организована так, как организовывает жизнь природа: день-ночь, день-ночь… Важным руководящим аспектом становится повтор и контрасты . В народной музыке – принцип вариационности с бесконечным разнообразием. Отсюда – рондальные формы. Встречаются формы волнового характера – приливы и отливы.

5) Оперный оркестр . В жанровых народных сценах оркестр театрально-подвижен и пластичен. На втором плане стоит задача отражения в оркестре динамики душевной жизни героев (элементы светотени, эмоциональный реализм). Основная черта оркестра Мусоргского – предельный аскетизм средств и отказ от всякой внешней звуко-тембровой пышности. В «Борисе Годунове» оркестр опоясывает вокальное содержание (т.е. нет самодовлеющего симфонического содержания).

Таким образом, то, что сделал Мусоргский было революционно. По своей сути он подчинил музыку задачам реалистической выразительности. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты. Он приблизил музыку к жизни, раздвинул границы музыкального искусства.

Контрольные вопросы:

  1. Каково значение творчества Мусоргского?
  2. Перечислите наследие композитора.
  3. Раскройте основные положения оперной реформы Мусоргского.
  4. Охарактеризуйте новаторство Мусоргского в области музыкального языка.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Оценки творчества Мусоргского современниками (Стасов, Римский-Корсаков).
  2. Эстетические воззрения Мусоргского (в письмах).


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней