Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общие принципы игры на электрогитаре. Пять ошибок начинающего гитариста


Урок №3.
Урок №4.
Урок №5.
Урок №6.
Урок №7.
Урок №8.
Урок №9.
Урок №10.
Урок №11.
Урок №12.
Урок №13.
Урок №14.
Урок №15.
Урок №16.
Урок №17.
Урок №18.
Урок №19.
Урок №20.
Урок №21.
Урок №22.
Урок №23.
Урок №24.
Урок №25.
Урок №26.
Урок №27.

Полезные статьи:

Самоучитель игры на гитаре основан на личном профессиональном опыте и представляет собой два раздела: «Полезные статьи» и «Уроки игры на гитаре». Уроки игры на гитаре для начинающих гитаристов представлены статьями с постепенной градацией от простого материала к более сложному. Именно для желающих в большей или меньшей степени овладеть инструментом за определённый срок при минимальном знании теории музыки предназначается этот самоучитель. Теория даётся только тогда, когда появляется определённый опыт владения инструментом на уровне аккомпанемента при условии желания постичь секреты мастерства гитарной техники и сольных исполнений. Первые три урока являются вводными и несут в себе информацию об истории гитары, её строении и как правильно настраивать гитару. Четвёртый урок представлен в виде аккордов для гитары для начинающих и двух песен группы «Кино» основанных на четырёх простых аккордах. Как играть бой на гитаре Вы узнаете из пятого урока, в котором говорится о сильных и слабых долях как основе боя на гитаре, а так же приводятся примеры не сложных вариантов гитарного боя. Нельзя не отметить, что дальнейшее обучение на гитаре без знания нот на грифе инструмента является малоэффективным и потому таблица с расположением нот на гитаре представлена в полном виде в статье урока №6. Только после этого урока переборы на гитаре для начинающих в седьмом уроке просты и понятны для исполнения, так же в уроке №7 представлена постановка правой руки. Три следующих урока представляют собой красивые короткие пьесы, которые можно выучить без знания теории музыки пользуясь только сокращённой таблицей нот на грифе гитары. В каждом из этих уроков для наглядности представлены сокращённые таблицы расположения нот на грифе. В основе уроков лежат уже знакомые переборы на гитаре урока №7, где они показаны на открытых струнах инструмента.

В разделе «Полезные статьи» самоучителя на гитаре много нужной информации по вопросам, не вошедшим в раздел «Уроки игры на гитаре». Широко представлены статьи о том, как правильно выбрать акустическую гитару с подробным описанием всего процесса выбора. Уделено отдельное внимание такому вопросу как выбор струн для начинающих, и так же на какой гитаре остановить свой выбор новичку. Представленная таблица аккордов для шестиструнной гитары даёт наиболее полное представление об аккордах, исполняемых на первых ладах грифа гитары, что удобно как для начинающих гитаристов, так и для имеющих определённый опыт владения инструментом. В этом разделе самоучителя так же сделан акцент на то, как правильно заниматься на гитаре. В какие часы лучше усваивается новый материал и сколько времени надо уделять инструменту, чтобы добиться максимального успеха в овладении гитарой. Самоучитель представлен так же статьёй «Как читать аккорды для гитары» где подробно рассказывается о всевозможных вариантах написаний и схематических изображений аккордов с последующей ссылкой на статью «Как читать табулатуры для гитары», которая, которая является дополнением к предыдущему материалу и дающая более полное представление о возможных написаниях аккордов.

Если у Вас ещё нет гитары, а есть только желание обзавестись инструментом, имейте в виду - Вам предстоит сделать нелёгкий, но, возможно, самый главный и ответственный выбор. Несмотря на обилие самых разнообразных инструментов в современных магазинах, нельзя полагаться только на Ваши финансовые возможности или на отзывчивость продавца. Лучше, если Вы можете воспользоваться советом грамотного педагога, заранее "пощупать" разные инструменты, вообще - имеете представление об инструменте, с которым Вам предстоит дружить долгие годы (возможно, всю жизнь!) Итак, выбор Вашей будущей гитары начинается с подробного внешнего осмотра. Вы должны заранее убедиться, что гитара прибыла к месту продажи без приключений и у неё нет следующих проблем: сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появится царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн. Теперь можно переходить к прослушиванию инструмента. Стоит поиграть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.

Электрогитара или полуакустика?

С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем ("заводятся"), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар - инструментов с воздушными полостями внутри деки - ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Самая важная часть любой гитары - гриф. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с Вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно Вам будет играть на данном инструменте. Любители жесткой быстрой музыки по достоинству оценят широкие и тонкие грифы. Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами. Также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары материал накладки грифа, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Если гриф прошел Ваши тесты -пора попробовать его в игре. Не стоит сразу подключать гитару к усилителю - послушайте, как звучит дерево. Поиграйте на всех ладах - от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковыеточки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если обнаружатся проблемы, совершенно не обязательно, что они связаны именно с грифом - вполне возможно, что струны опущены слишком низко, и необходимо поднять струнодержатель на деке (машинку). Если высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к корпусу (деке) гитары.

Звучание деки.

Дека (или корпус) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины дают больший сустейн { sustain - англ., длительность звучания нот). Лёгкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Фурнитура.

Стоит обратить внимание на следующие моменты. Все части фурнитуры должны быть лишены грязи, ржавчины и коррозии. Все части машинки не должны выглядеть игранными и потертыми. Механизмы колков должны крутиться ровно, без малейших усилий.

Струны.

На электрогитаре обычно используются металлические (стальные) струны. Это связано с использованием медиатора, с характером исполняемой музыки и т. д. Желательно, чтобы уже на стадии выбора инструмента комплект струн был готов к следующей продолжительной работе, т. е. струны должны быть в хорошем состоянии, весь аккорд настроен.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ :

Настало время включить в гитару шнур и послушать, как она звучит через усилитель. Первым делом нужно послушать, как звучит инструмент на каждом звукоснимателе в отдельности, и правильно ли работают ручки громкости и тона. Наиболее распространёнными являются гитары с двумя звукоснимателями. Один их них расположен около машинки - он имеет яркое звучание и на нём обычно играют ритм-партии. Другой устанавливается ближе к грифу - на нём обычно играют соло-партии с более мягким и поющим звуком. Также обязательно проверьте работу переключателя (тумблера) и гнезда, в которое включается шнур, о процессе проверки воткните шнур из гитары прямо в усилитель (комбо), не включая в цепь источники эффектов. Прослушайте каждый звукосниматель по отдельности и в комбинации с другими.

Усилитель.

Наиболее популярным является так называемый "комбик" (комбоусили-тель) - устройство, совмещающее в одном корпусе и динамик, и устройства звуковых эффектов. Эффекты, в свою очередь, делятся на 2 основные группы. Первая имитирует звуковое "эхо" - как бы естественный резонанс большой аудитории - это ревербератор, дилэй, хорус. Вторая группа создаёт специфический "роковый" гитарный звук, (" goodguitartone "), который связан с "правильными" нелинейными, частотными и другими искажениями сигнала электрогитары. Это фуз ( fuzz ), овердрайв ( overdriver ), сустэйн ( sustain ), дис-торшн ( distortion ), гранок ( grunge ).

Шнуры.

Это - та самая мелочь, от которой зависит очень многое. Старайтесь, чтобы шнуры, разъёмы и пр. были всегда у Вас в полном порядке, т. е. по возможности лучшего качества и в режиме неусыпной заботы - по возможности (и необходимости) не надо их топтать, проверять на сырость и влагу, давать запутываться в петли и т. д.

устройство гитары

Во всех гитарах - акустических, полуакустических, электрических с цельным корпусом - основные элементы одни и те же. Сейчас мы обращаем Ваше внимание на те, которые нужны Вам в первую очередь. Колки служат для натяжения струн или их ослабления до нужной высоты. На грифе располагаются пальцы при игре мелодий и аккордов. Сменные стержни вибрато на электрогитаре создают быстрые вибрации (осциллации) высоты на всех шести струнах. Адаптеры на электрогитаре воспринимают вибрацию струны и передают её на усилитель, где регуляторы тембра и громкости вместе с регуляторами усилителя воспроизводят нужные звуки. Лады, сторого говоря -это горизонтальные металлические порожки, расположенные поперёк грифа под струнами. Однако для практических целей удобней понимать под ладами пространство между порожками. Именно так это обычЦо изображают на схемах аккордов. Указатели (отметки) позиции пальцев на грифах акустических гитар обычно проставлены на третьем, пятом, седьмом и двенадцатом ладах. На электрогитарах, у которых гриф более длинный, есть дополнительные отметки позиции пальцев. Например, если схема аккорда начинается с десятого лада, Вы можете быстро найти его на гитаре, потому что это следующий лад за отметкой на девятом. Большинство современных гитар со стальными струнами снабжены также предохранительными пластинками, потому что их корпуса часто повреждаются медиаторами. Стальные струны могут быть разной толщины - начинающим по умолчанию обычно рекомендуется средняя.



НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

Высоту звучания струны определяет её вибрация в промежутке от верх него порожка до мостика. Также имеет значение и степень натяжения струны. Вращая колок, можно регулировать натяжение струны - натянуть её сильнее или ослабить. На следующей схеме показаны ноты, соответствующие на стройке шести струн. (В нотации ноты показаны на октаву выше их реально го звучания).

В международной (англоязычной) традиции нота Си обозначается как В. В разных изданиях Вы можете встретить также обозначение ноты Си как Н.

Настроить гитару можно разными способами. Можно воспользоваться клавишами фортепиано, можно - камертоном-дудкой для гитары, выдувая определённые ноты, обозначенные на дудке. Распространённый способ: на строить по камертону Ми самую нижнюю (шестую) струну. Далее - при жмите пятый лад на шестой струне. Вы услышите звук, на котором должна звучать открытая пятая струна. Аналогично: пятая струна на пятом ладу равняется открытой четвёртой; пятая струна на четвёртом ладу равняется открытой третьей; четвёртый лад на третьей струне даст высоту второй струны, а пятый лад на второй струне - высоту первой.

как держать гитару

Основные способы держать гитару делятся на следующие - в положении сидя и, соответственно - в положении стоя. Сидя: 1) ноги не перекрещены, гитара опирается на правую руку; 2) положить правую ногу на левую. Эту позу часто называют "небрежной" или "расслабленной". 3) Классическая - требует использования небольшой гитарной скамеечки под левую ногу высотой 12-15 см. В таком случае гитара опирается на левую ногу. Позы стоя (основные для исполнения на электрогитаре на сцене) -£ с лентой для поддержки гитары или без неё. По желанию можно использовать скамейку или низкий стул для опоры гитары на правую ногу. Желательно сразу стараться достичь независимого положения левой руки - чтобы Вы имели возможность снимать левую руку с гитары, не меняя при этом положения инструмента.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


В начальной позиции большой и указательный пальцы левой руки парал лельны друг другу. Если посмотреть на них сбоку, их положение напоминает форму буквы U . Остальные пальцы слегка согнуты:

Указательный палец должен быть расположен примерно под прямым углом к струнам, а середина большого пальца - посредине шейки грифа. Теперь прижмите указательный палец к первому ладу поверх всех струн, а большой - к шейке грифа. Большим пальцем правой руки защипывайте каждую струну движением сверху вниз и добейтесь чистого тона на каждой струне. Далее переходите ко второму ладу, потом к третьему и дальше по грифу, настолько высоко, как у Вас получится. Когда Вы таким образом используете указательный палец на всех струнах лада, у Вас получается так называемое барре. При игре обычных мелодий и аккордов кончики пальцев прижимают струны перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы левой руки следует ставить на лады ближе к правому порожку. Прижимать струны надо достаточно плотно, чтобы не было дребезжания, но при этом нельзя пере напрягать руку. Пальцы, не прижимающие струны, находятся на минимальном удалении от грифа. Обозначение пальцев (аппликатура) для левой руки: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец.

игра правой рукой

Сначала мы скажем несколько слов о классической постановке правой руки. От её положения зависит качество звука и развитие техники игры на гитаре. При правильной постановке руки предплечье свободно опирается на верхнюю часть корпуса гитары. Кисть руки расслаблена и свободно "пови сает" над струнами. Кончики пальцев касаются струн: указательный - треть ей; средний - второй; безымянный - первой. При этом пальцы и струны образуют прямой угол. Выпрямленный большой палец слегка выдвинут вперёд и устанавливается на шестой струне. При этом кисть руки немного отклонится вправо. Обозначение пальцев (аппликатура) для правой руки: большой палец или + ; указательный -1 или. ; средний - т или.. ; безымянный - а или...; мизинец - ch или е. Основные способы игры правой рукой: удар по всем струнам ("бой"), бас-аккорд (щипок), перебор, игра большим и указательным пальцем без смены струн и со сменой струн.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРА

Для электрогитары особенно важное значение имеет использование ме диатора и, соответственно, медиаторная техника.

Медиаторы бывают разных форм и размеров, сделаны из разных матери алов, могут быть толще или тоньше, соответственно разной гибкости. Ваш выбор зависит от типа музыки, от толщины используемых Вами струн, и, самое главное - нравится ли вам играть именно этим медиатором.

Держите медиатор между большим и указательным пальцами правой руки без напряжения, но всё же так, чтобы он не выпадал во время игры. При этом по струнам должен.ударять самый заострённый конец, причём так же пер пендикулярно, как и при игре большим пальцем. Методика развития техники игры медиатором основана на развитии техники игры переменным штрихом (чередующиеся удары вверх и вниз).

Сначала отрабатывается игра по одной струне, затем - повторяющиеся удары вверх, далее переменный штрих на смежных струнах и, наконец, техника игры с использованием скачков через струны. Приводим характер ные образцы ритмических моделей:

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Диапазон звучания гитары охватывает более 3-х октав. Все ноты пишутся в скрипичном ключе (ключе Соль). Мы показываем Вам весь рабочий диапа зон подряд - белыми нотами выделены диатонические (чистые) тоны, чёр ными - хроматические. Соседние хроматические звуки равны друг другу по звучанию (фа диез=соль бемоль). Обычно при движении вверх используются диезы, при движении вниз - бемоли.

Традиционная музыка организуется при помощи ладов (мажор и минор) и тональностей. Тональностью называется высотное положение лада. "Цент ральными" тональностями - без знаков - являются До мажор и Ля минор. Вверх от них располагаются диезные тональности, вниз - бемольные:


Теперь то же самое, но в другом порядке. Звукоряд октавы состоит из 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В латинской нотации они обозначаются соответственно как С, D , E , F , G , A , В. Ноты с диезами - До-диез. Ре-диез... обозначаются классически с приставкой - is - Cis , Dis ..., в популярных жан рах; соответственно ноты с бемолями - с приставкой - es - Des , Es и т. д. Ещё раз напоминаем, что нота Си = В . Мажорные тональности в классической теории обо значаются с приставкой - dur - C - dur , G - dur ; в популярной музыке они обо значаются просто прописными буквами – C , G ... Минорные - в классичес кой теории с приставкой - moll - A - moll , E - moll , в популярной - большими буквами + буква m - Am , Em . Кратчайшее расстояние между звуками (ла дами) равняется полутону, между двумя белыми нотами - двум полутонам, или одному тону. Строение мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон. Стандартная аппликатура мажорной гаммы:

Строение минорной гаммы (натуральной): тон-полутон-тон-тон-полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается 7-я ступень, в мелодическом - при движении вверх повышаются 6-я и 7-я ступени, при обратном движе нии эти ступени "натурализуются", т. е. играются с отменой повышения.

Мы привели типовые аппликатуры, т. е. большинство гамм в разных то нальностях играется именно такими пальцами. Гаммы играть нужно всем - именно на них лучше всего достигается правильная постановка пальцев, а также фрагменты гамм будут встречаться Вам в любых мелодических по строениях в дальнейшем.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА СТРУНАХ И ЛАДАХ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

Нота с точкой увеличивает длительность наполовину.


Звуки по длительности соотносятся друг к другу в соотношении 2:1 - одна целая равна двум половинкам, четырём четвертям, восьми восьмым и т. д. У каждой ноты есть ей соответствующая по длительности пауза:

Для более тонких градаций, а также для продолжения длительности за пре делами такта ноты залиговываются друг с другом. Это касается нот на одной высоте. (Лига, соединяющая разные ноты, означает связное исполнение и называется фразировочной).

ТАКТ И ТАКТОВЫЙ РАЗМЕР :;

Музыкальное произведение делится ритмически на отрезки, называемые тактами. Такты отделяются друг от другажертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби - это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя - длительность одной доли. Также тактовый размер указывается каждый раз при его изменении. Первая доля такта является опорной (акцентированной) -сильной долей.

Сыграйте эту тему, пользуясь аппликатурой гаммы Ля-минор. Вы можете исполнить эту мелодию как пальцами, так и используя медиатор. Также сыграйте тему на октаву выше - у Вас получится полноценная пьеса. Вни мательно проанализируйте интервальный состав мелодии - Вы должны , найти здесь следующие интервалы: приму, малую и большую секунду, малую и большую терцию, кварту, малую и большую сексту, октаву.

аккорды. цифровка

Аккордом называется сочетание 3-х или более звуков, построенных по терциям. Трёхзвучные аккорды называются трезвучиями, четырёхзвучные - септаккордами, далее соответственно будут нонаккорды (5), терцдецимак-корды (6) и т. д., но - в нашей практике мы ограничимся трезвучиями и септаккордами. Мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой - С, D ..., минорные - с буквой m - Cm , Dm ; септаккорды - С7 или С m 7. Увеличенные аккорды обозначаются как + или aug ( augmented ). Уменьшенные - ° или dim ( diminished ). Есть ещё аккорды с заменёнными тонами, например, квартой вместо терции, такие аккорды обозначаются как sus (сустейн) - смешанный. И ещё бывают аккорды с добавленными тонами, их обозначают как add ( ad ditional ). Для аккомпанирующей гитары разработаны специальные сетки с обозначениями:

таблицы аккордов

В ообще в эстрадной и, в частности, джазовой музыке используется очень большое количество аккордов, включая септаккорды, нонаккорды, ещё более сложные с альтерированием всех возможных слышимых ступеней, с пропу щенными и добавленными ступенями и т. д. Мы, для экономии времени и пространства, в данном пособии указываем только те, которые реально ис пользуются в популярной музыке. Заметим дополнительно, что Вы можете в любом аккорде брать не все указанные звуки (т. е. пропускать) - главное, чтобы в аккорде были слышны его лад, структура (трезвучие или септима), альтерированные тоны. И ещё - в данных таблицах мы используем формат " EasyGuitar ", т. е. первые, самые простые позиции аккордов; более слож ные Вы можете найти в специальном издании или подобрать сами.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ АККОМПАНЕМЕНТА

Не существует одного-единственного способа аккомпанемента, во всяком случае, в популярной музыке. Если Вы сами подбираете аккомпанемент, Вам лучше попробовать разные способы, чтобы Вы в итоге выбрали тот, который покажется Вам наиболее подходящим. Конечно, большую роль имеет темп и характер звучания мелодии. Для начала рекомендуем поиграть мелодии уме ренного движения. Самые подходящие темы для подобных упражнений - народные песни. Мы даём одну из них, причём отдельные фрагменты мы предлагаем саккомпанировать разными способами. Внимание: мы созна тельно не пишем аккомпанирующую партию нотами, а лишь даём общее движение - пожалуйста, поэкспериментируйте и найти нужные звуки сами!

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ СОКРАЩЕНИЯ

В музыке (в популярной особенно) часто используются способы сокраще ния нотного письма - для удобства чтения, экономии места и более ясного представления формы. Самые употребительные из них -реприза: фрагмент повторяется целиком без изменений или с вариацией окончания (варианты обозначаются вольтами - их число равно количеству разных вариантов). Два популярных символа - сэньо - знак возвращения и фонарь - знак перехода вперёд. Популярное музыкантское выражение - "с сэньо на сэньо, с фонаря на фонарь" подчёркивает, что это парные знаки. Если вы в нотах увидели одно сэньо или фонарь, ищите к нему пару и лучше сделайте это сразу, чтобы не заблудиться потом.

ИГРАЕМ КЛАССИКУ

Редкий начинающий музыкант в процессе обучения обходится без испол нения классических произведений, и это далеко не случайно - если мелодию из популярных жанров можно сыграть не строго (скажем так), то классичес кая тема требует обязательности, выполнения заданных условий, т, е. - что написано, то и должно быть воплощено, иначе музыка прозвучит фальшиво. Обычно мерилом классического жанра считаются произведения И. С. Баха. Мы пока так далеко забегать пока не будем, а предложим Вам два произведе ния из так называемой "золотой" коллекции. Эти темы звучат вполне конт растно, но на гитаре (при качественном исполнении) они сохраняют как ори гинальное звучание, так и подчёркивают достоинства Вашего инструмента.



ИМПРОВИЗАЦИЯ. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОПЕВАНИЯ

Значительная часть джазовых импровизаций построена на наработанных мелодических формулах, которые пальцы выполняют автоматически, опира ясь на механическую память. Мы предлагаем Вам ещё раз воспользоваться аппликатурой мажорных и минорных гамм, на которых построены опевания мажорных и минорных мелодических отрезков.

ГАРМОНИЯ. ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА.

Для джазовых гармоний, начиная с периода свинга, характерно напря жённое ("подталкивающее") движение. Квинтовые соотношения аккордов, проявляющиеся в обороте II - V -1, приобретают хроматическое напряже ние, разумеется, в "блюзовую" сторону. Это достигается заменой традиционных квинтовых моделей их тритоновыми аналогами:


ШАГАЮЩИЙ БАС

Шагающий бас в последнее время приобрёл популярность как самостоя тельный приём в соло ив аккомпанементе. По своей структуре этот способ игры представляет собой комбинацию акомпанемента солирующей гитары и партии бас-гитары. При игре басовые звуки извлекаются большим паль цем, остальные - по аппликатуре левой руки. При игре медиатором используются только басовые звуки, аккордовые берутся пальцами. Предлагаем Вам освоить два основных вида аппликатуры:


Эта тема очень полезна для развития правой руки. В американской лите ратуре такой ритм называется "Тамб Бас" или ровный бас. Эта пьеса осно вана на технике 3-пальцевого штриха. Играйте сначала эту пьесу медленно, затем увеличивайте темп до Умеренно.

Практикуясь, вы приобретаете опыт. Если вы начали заниматься игрой на гитаре, вам нужно будет освоить навыки и привычки, которых вы будете придерживаться на протяжении всего времени, пока будете играть на гитаре. Если вы начинаете с правильных привычек и практических занятий, вы будете на правильном пути, играя в разных стилях, во всевозможных песнях и аккордах. Если нет, то вы можете остановиться в прогрессе достаточно быстро, поэтому улучшить навыки станет гораздо сложнее. Вы должны изучить правильные привычки и эффективные практики. Практикуясь, вы можете узнать удобные, сбалансированные основы в сочетании с увлекательными упражнениями, а также разработать эффективные методы, которых будете придерживаться на протяжении всего рутинного процесса игровой практики. См. Шаг 1 для получения дополнительной информации.

Шаги

Часть 1

Удобство

    Найдите удобный стул, на котором вы сможете комфортно держать гитару и играть на ней должным образом. Табуреты, скамейки или другие твердые стулья идеально для этого подойдут. То есть вам подойдет все, на чем вы сможете сидеть с прямой спиной и с хорошей осанкой. Существуют мягкие стулья, сделанные специально для игры на гитаре, и купить их можно в гитарных магазинах, но обычные кухонные стулья тоже подойдут.

    • Старайтесь не использовать стул, у которого есть ручки, потому что у вас останется очень мало места для того, чтобы пристроить гитару. Это может заставить вас неудобно держать гитару, что приведет к укоренению вредных привычек. Не сидите на диване, кресле-мешке или на чем-то, во что вы можете проваливаться. Для надлежащих основных принципов положение является очень важным элементом.
  1. Держите гитару правильно. Если вы правша, держите гитару так, чтобы ваша правая рука падала примерно на полпути между звуковым отверстием и мостом, и левой рукой поддерживайте гриф гитары.

    • Держите гитару плотно прилегающей к телу, так, чтобы самая тонкая струна была снизу, а толстая сверху. Держите заднюю часть гитары так, чтобы она касалась живота и груди и облокачивалась на опорную ногу со стороны руки, которой вы будете перебирать струны. Гриф должен быть направлен вверх приблизительно под углом 45 градусов.
    • Держите гриф большим и указательным пальцами левой руки. Вы должны быть в состоянии плавно перемещать левую руку вверх и вниз по грифу гитары без необходимости держать ее вверх, позволяя гитаре удобно опираться на ногу и правый локоть. Если у вас возникла потребность поддержать гитару левой рукой, значит, вы держите ее неправильно.
  2. Держите правильно медиатор. Положение медиатора может быть источником разочарования для начинающих гитаристов. Чтобы убедиться, что вы строите правильные навыки и комфортно чувствуете себя со своим инструментом, вы должны тренироваться правильно держать медиатор.

    • Чтобы держать медиатор правильно, поверните руку (доминирующую или которой вы пишите) ладонью параллельно животу. Сверните все пальцы в сторону ладони и возьмите медиатор верхними частями указательного и большого пальцев.
    • Должно быть не более двух сантиметров плоскости, торчащих из вашей руки. Если вы будете держать медиатор за кончик, это приведет к большому количеству срывов и вредных привычек.

    Часть 2

    Основные принципы
    1. Практикуйте играть аккорды. Вы должны тренироваться играть правильно и чисто, без холостых ударов по струнам. Аккорды должны выполняться равномерным звуком, без громких или тихих скачков. Практикуйте переходить от аккорда к аккорду гладко и плавно, насколько это возможно.

      • Начните с формирования первого положения аккордов. Первое положение аккордов играется между первым и третьим ладом, как правило, включая много открытых струн. Вы можете на нескольких основных аккордах первой позиции играть большинство поп, кантри и рок композиций.
      • Общие аккорды первой позиции для начинающих включают: G аккорд, D аккорд, Am аккорд, С аккорд, E аккорд, А аккорд и F аккорд.
    2. Практикуйте играть аккорды баррэ. Это мощные квинт-аккорды, которые выполняются одним и тем же положением пальцев на разных ладах гитары. Можно сформировать G аккорд в первом положении или путем образования баррэ в третьем ладу. Это довольно трудно для новичка, потому что такие аккорды требуют широкой аппликатуры, но прекрасно подходят для рок и панк композиций.

      Практикуйте попадать в такт. Одна из наиболее часто упускаемых из виду и важных вещей, чтобы стать хорошим гитаристом - играть вовремя. Это здорово, если вы можете играть соло из "Black Dog" с бешеной скоростью, но вы можете играть ее медленно и с чувством? Практика аккордов заставляет вас играть ноты, которые вы видите, а не ноты, которые вы можете играть. Разработка чувства ритма в вашей игре сделает из вас лучшего гитариста.

      Играйте гаммы. Если вы берете уроки, вас, вероятно, обеспечат нотами для гамм, в то время как если вы учитесь по книгам, вам нужно будет найти гаммы и практиковать их самостоятельно. Книги Мела Бэя и другие ресурсы для обучения игре на гитаре были доступны на протяжении десятилетий, в то время как сейчас доступны ноты и упражнения онлайн.

      • Пентатоника является общим ключом для рок-гитаристов. Она состоит из пяти нот в каждом аккорде и ее часто называют "блюзовой гаммой", являющейся основой для многих типов музыки. Практикуйте ее в каждом ключе.
      • Изучение различных гамм и способов игры являются отличным вариантом улучшения игры, что позволяет маневрировать гитарой, но это не самое веселое занятие. Возьмите гамму и попытайтесь превратить ее в соло на гитаре. Чтобы гамма игралась веселее, попытайтесь варьировать, играя в разных темпах, как только вы усвоите базовые знания.
    3. Изучите некоторые песни, чтобы практика приносила больше удовольствия. Выберите несколько песен, которые вы хотели бы изучить, и начинайте подбирать различные отрезки с помощью нот, табулатур или подбирать на слух. Попробуйте изучить песни полностью, а не только один аккорд или последовательность аккордов. Практикуйте играть вместе различные части песни, чтобы уметь играть от начала до конца, таким образом, вы будете учиться комбинаторности и выносливости. Это сложнее, чем кажется.

      • Для новичков лучшими и самыми простыми для изучения будут народные и кантри композиции. Попробуйте играть аккорды песни "Folsom Prison Blues" Джонни Кэша, которая довольно веселая и легкая. Также можно попробовать "Tom Dooley", "Long Black Veil" или даже "Mary Had a Little Lamb". Возьмите простую детскую песенку, чтобы учиться. Вполне вероятно, она не будет включать более чем три аккорда: G, C, и D мажор.
      • Для среднего уровня гитариста подойдут песни, которые используют необычные аккорды или необычный ритм, чтобы изучить более сложные стили. Попробуйте учить песни, которые находятся вне вашего диапазона прослушивания, чтобы заставить себя изучать неизведанные области. Если вы любите классику, попробуйте выучить "Lithium" Nirvana, потому что это удивительно сложный аккорд и мелодичная структура. Рок-гитаристы, чтобы познакомиться с новым стилем, могут попытаться выучить "К Элизе" Бетховена. Все гитаристы должны научиться играть "Stairway to Heaven", этим вы сможете сказать, что состоялись в качестве гитариста.
      • Для продвинутых гитаристов лучше выбирать композиционно сложный материал, который даст вам узнать новые технологии в нужном музыкальном жанре. Игроки металла должны освоить сложные гармонии Opeth, игроки кантри должны изучить запатентованный стиль Mэрла Тревиса, а рок-гитаристы могут потратить всю жизнь, рассекая психоделические изыскания Джерри Гарсиа.
    4. Сделайте удовольствие основным принципом обучения. Заключите сделку с самим собой: выучите новую песню или рифф, какой захотите, или практикуйте что-нибудь из самоучителя. Хорошо будет поговорить со своим учителем, если он у вас есть, о песнях, которые вы хотели бы изучить, так, чтобы вы не тратили все свое время на освоение песен Nirvana, а то, что вам предлагает преподаватель не вызывает у вас никакого интереса. Большинство преподавателей будут рады учить вас тому, что вы хотите.

      Используйте свои уши и глаза. Многие величайшие гитаристы учились играть на слух, по несколько раз слушая одну и ту же песню, самостоятельно медленно подбирая различные отрывки. Научиться играть на слух является не менее эффективным и важным средством обучения игре на гитаре. Слушайте ваши любимые мелодии, пока вы не сможете подобрать приемы и методы, которые используют гитаристы.

    Часть 3

    Разработка регулярных занятий

      Практикуйтесь, по крайней мере, 20-40 минут в день. Чтобы выработать выносливость и сохранить мышечную память, нужно построить свое время так, чтобы практиковаться в районе 30 минут в день.

      • Поскольку вы становитесь более опытным и кожа на пальцах становится более грубой, давая возможность играть более комфортно, вы должны найти золотую середину для практики. 30 минут вполне достаточно, чтобы прогрессировать и работать над значительным количеством материала, но не настолько много, чтобы это вас утомило.
    1. Практикуйтесь, по крайней мере, 5 раз в неделю. Огрубение пальцев рук и ловкость являются важной частью игры на гитаре. Это очень важно для последовательной практики несколько раз в неделю. В противном случае вы будете каждый раз возвращаться назад, когда будете брать в руки инструмент.

      • Попробуйте выделить определенное время для практики на каждый день. Это может быть сразу после того, как вы приходите с работы или школы или сразу после обеда. Пусть это будет привычка, которой вы каждый день отводите определенное время, и пусть это занимает 30 - 40 минут.
      • Если вы редко практикуетесь, это будет приводить к боли в кончиках пальцев снова и снова. Намного проще будет играть на гитаре, если вы тренируетесь часто. Это будет происходить и из-за отсутствия боли в кончиках пальцев, и потому что вы будете привыкать играть, читать ноты и табулатуры.
    2. Начинайте сессию с регулярной разминки. Каждый раз, когда вы берете в руки гитару, садитесь правильно на стул, держите гитару и медиатор правильно и делайте несколько упражнений, по крайней мере, по 3-5 минут, чтобы пальцы разогрелись. Выбор даже четырех нот на каждом из первых четырех ладов каждой струны, от низкой Е до высокой Е, является общим упражнением для разогрева пальцев.

      • Общая разминка обычно включает выбор определенного шаблона игры вверх и вниз по грифу гитары. Это не обязательно должен быть самый мелодичный рисунок, но ваши пальцы должны выполнять его легко. Вы можете разработать такую разминку самостоятельно или выучить то, что вам нравится из самоучителя по игре на гитаре.
      • Все повторяющееся может быть приемлемо для разминки. Бегайте по струнам вверх и вниз, играя гаммы, или играйте что-нибудь из своего любимого Клэптона. Что бы вы ни играли, играйте это вверх и вниз по несколько раз, пока ваши пальцы не почувствуют себя свободно и комфортно. Тогда вы готовы к практике.
    3. Уравновесьте изучение навыков и каких-нибудь увлекательных упражнений. На каждой тренировке важно соблюдать равный баланс вещей, которые вы хотите сделать, и вещей, которые вы должны сделать. Хотите практиковать соло "Smells Like Teen Spirit"? Давайте, но заставьте себя в первую очередь пройтись по гаммам. Акцент на что-то интересное делайте на вторую часть тренировки, чтобы дать себе возможность ожидать что-то с нетерпением.

    4. Всегда продолжайте двигаться вперед и бросайте себе вызов. Это всегда даст вам возможность прогрессировать в игре, и ваше умение начнет подниматься на другой уровень. В самом деле, многие гитаристы даже после пяти лет игры на гитаре играют не лучше, чем после первых пяти месяцев по причине отсутствия прогресса. Для эффективной практики вам нужно охватывать больше трюков, когда вы учите новую песню, осваивать новый стиль или усложнять навыки, которые вы уже получили, чтобы избежать однообразия.

      • Научились играть соло из "Black Dog" Led Zeppelin? Запишите песню в новой обработке или попытайтесь воспроизвести ее в обратном направлении. Играйте все соло, никогда не играя основной тон. Добавьте немного трюков, чтобы заставить себя импровизировать и совершенствоваться.
    5. Практикуйтесь и учитесь у других гитаристов, потому что очень трудно учиться играть на инструменте полностью по своему усмотрению. Не обязательно платить за частные уроки, но в то же время нет никакой замены игре с другими людьми, потому что только так можно научиться чему-то из первых рук. Это отличный способ попрактиковаться. Советы

      • Не разочаровывайтесь, если делаете ошибки. Помните, что все делают ошибки; даже величайшие гитаристы делают ошибки, и не факт, что этих ошибок не будет, если вы будете следовать приведенным выше шагам.
      • Если вы хотите иметь возможность играть реальные песни на гитаре, вы можете искать их в Интернете по названиям, а затем попробуйте найти их же в табулатуре. Если вы не знаете, как играть аккорды, попробуйте найти, как их играть в Интернете.
      • Как только вы наберетесь опыта, вы должны будете попытаться изучить табулатуры. Это будет большим подспорьем, потому что как только вы узнаете, как их читать, вы сможете прочитать самые известные песни, так как в книгах большинство из них написано с использованием табулатуры.
      • Если вы играете песни параллельно их реальному звучанию, это может доставить вам настоящее удовольствие от практики игры на гитаре. Игра параллельно песни, которая вам нравится, будет иметь эмоционально положительное влияние на вашу практику.
      • Не срезайте углы. Научитесь играть как можно ближе к оригиналу, насколько это возможно. Ищите в YouTube уроки и акустические версии оригинала. Если вы не можете назвать песню, прежде чем начать ее петь (по крайней мере, хорошо написанную песню), это не правильно.
      • При необходимости, вы можете использовать пуфик для ног, который стоит порядка 20 - 40$. Нога будет находиться выше, в более удобном положении, чем если она просто будет свисать со стула, на котором вы сидите. Если вы достаточно высокий, вы можете чувствовать себя более комфортно и без пуфика для ног, потому что если вы решите им воспользоваться, а вы и так очень высокий, ваша нога будет находиться перед лицом; очень неудобное положение.
      • Если вы не хотите тратить деньги на пуфик для ног, можно использовать небольшую коробку или очень маленький стульчик, на который можно поставить ногу.

      Предупреждения

      • Не делайте громкость на метрономе или на гитарном усилителе слишком сильной, иначе вы рискуете повредить слух.
      • Делайте частые перерывы в игре на гитаре, чтобы не перенапрягать руку, пальцы и глаза.

По какой то причине другие сайты просто игнорируют эту тему, но она является не менее важной, чем техника игры, приемы и т.д. Я постараюсь наиболее доступно объяснить принцип настройки.
Существуют различные варианты настройки. Я лично использую два-три. Наиболее простой и целесообразный - настройка первой струны, самой тонкой, а затем всех остальных. Гитару лучше всего строить под камертон, который имеет обычно звук "ля" первой октавы, - в этом случае первую струну зажимают на пятом ладу. Настроив указанную струну, все остальные затем следует зажимать также на пятом ладу, подстраивая под открытую соседнюю, более тонкую струну. Исключением будет третья струна, которую нужно прижать на 4-м ладу. Данное правило стоит запомнить сразу.
Но может возникнуть вопрос:" А если нет камертона?" Конечно, имеются альтернативные способы извлечь "ля". Способ первый: что такое "ля"? Это 440 колебаний в секунду. Следовательно, обладая навыками программирования, можно написать программу, ну, предположим, в Basic"е. Либо настроив некий прибор на данную частоту. Сложно? Возможна настройка по пианино. Тогда первую струну лучше строить под звук "ми" первой октавы(струна не прижата,открыта). Нет пианино? Ну, тогда советую воспользоваться телефоном. Просто поднимите трубку и стройте (как по камертону) первую на пятом, а дальше по изученной схеме. Но также следует помнить, что звук в телефоне примерно 400 колебаний в секунду, следовательно, струну нужно чуть "перетянуть". Но мне кажется, что лучше купить камертон, он не такой уж и дорогой.
Остальные способы хороши для более точной настройки. Вот два из них.
Свойства гитары Вы изучите потом, так что поверить придется на слово. Настроив по первому способу, проверьте себя:
Третья струна на девятом ладу звучит как первая открытая,
4-я на девятом - как вторая открытая,
5-я на десятом - как третья открытая,
6-я на десятом - как четвертая открытая.
Восможно проверить флажолетами:
первая на седьмом = вторая на пятом,
третья на седьмом = четвертая на пятом,
четвертая на седьмом = пятая на пятом,
пятая на седьмом = шестая на пятом.
Не стоит расстраиваться, если сразу настроить не получается, со временем все доведется до автоматизма.

Длительность нот

Самая длинная нота - целая, которая дробится на более короткие длительности. Изучите по приведенной таблице соотношение длительностей.

Звукоряд гитары.

В приведенной таблице в кружочках обозначены струны, на которых следует играть данные ноты (находятся слева). Вверху (над грифом гитары) номера ладов. И соответственно на пересечении столбцов (струна-лад) вы найдете искомую ноту.
Выглядит страшно, но не стоит пугаться! Просто играйте. Сначала совсем простое, затем по нарастающей. И Вы сами не заметите, как выучите эту таблицу.

Знаки альтерации.

Полутон.Тон

Полутон - ближайшее, наименьшее по высоте расстояние между звуками. На грифе гитары полутоны определяются металлическими пластинками(ладами): любой лад дает полутон вверх (движение пальца по струне к низу) или вниз (на лад вверх). Т.е. если мы дернем первую струну, а затем прижмем ее на первом ладу, то повысим звук на полутон.
Тон - это расстояние в два лада.
Повысить или понизить звук на полутон или тон можно, применив специальные знаки альтерации.

Знаки альтерации

- диез (знак повышения ноты на полутон)
- бемоль (знак понижения ноты на полутон)
- бекар (знак, предписывающий возвращение к основному звуку)

Основные виды динамики.

ppp - пиано-пианиссимо(черезвычайно тихо);
pp - пианиссимо(очень тихо);
p - пиано(тихо);
mf - меццо-форте(средне);
f - форте(громко);
ff - фортиссимо(очень громко);
fff - форте-фортиссимо(черезвычайно громко);
< - крещендо(постепенное нарастание силы звучания);
> - диминуэндо(постепенное ослабление силы звучания).

Ноты/табы-что это?

Теперь стоит разобраться, что такое эти самые табы? Наиболее точно можно сказать, что табы - это упрощенная запись нотного материала. Давайте посмотрим, в чем же эта простота.
Первое, перед нами уже не нотный стан, а обозначение шести струн. Следовательно, нот мы тоже не увидим. Давайте взглянем все на тот же отрывок песни группы "Metallica"

Перед нами шесть линий, которые символизируют шесть струн гитары(самая верхняя линия соответствует самой тонкой струне, а нижняя соответственно - самой толстой).
Дальше мы видим цифры. Они обозначают номера ладов, на которых(в зависимости от номера линии, т.е. струны) нужно зажимать ту или иную струну.
Если цыфры расположены строго друг под другом, то данный фрагмент играют аккордом, т.е. все эти струны должны звучать одновременно. В противном случае - перебором.
Под каждой цифрой мы видим, перекочевавшие из нотной записи, длительность звучания струны. Более подробно об остальных обозначениях читайте в рубрике

Игра пальцами.

Необходимо для начала установить локтевой сгиб правой руки на ребре обечейке и "сбросить" кисть над голосником (отверстием в корпусе).В этом месте кузова гитары звуки получаются мягкими, густыми и не очень громкими. Над розеткой(в нижней ее части) звуки громкие, у подставки - очень громкие, с резковатым звучанием. Перемещение кисти имеет очень большое значение, поскольку позволит достигнуть большей выразительности при исполнении музыкальных произведений.

Скольжение (Slide)

Скольжение (глиссандо) - искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой (иногда и правой) руки. "Скольжение" достигается за счет плавного скольжения пальцев по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах.

Hammer и Pull(легатто)

Эта техника часто используется в блюз-роковой музыке. Ниже указаны основные приемы этой техники:
  • указательный палец берет ноту как обычно, а другой палец резко бьет эту же струну на одном из ладов, расположенных выше(этот прием - hammer);
  • сначала звучит вторая нота из предыдущего способа, затем другой палец снимается и звучит нота, взятая указательным пальцем;
  • повтор 1-го или 2-го способа на двух нотах дает продолжительное легатное звучание(трель) и обозначается Tr .

Бенды

Бенд (Bend) (подтяжка) - один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становиться выше.
Различают:

  • полутоновый бенд(обозначается 1/2) - струна должна звучать на полтона(на один лад)выше.
  • тоновый бенд(обозначается 1 или "Full") - струна звучит на тон (на 2 лада)выше.
  • полуторотоновой бенд(обозн.1 1/2) - струна звучит на полтора(на 3 лада)выше.
  • микробенд(обозн.1/4) - труна слегка подтягивается, звук чуть повышает свое звучание(приблизительно 1/4 тона).
При исполнении бендов очень важно "не промахнуться" и подтянуть именно на столько на сколько нужно, а не ниже и не выше - потому как иначе это не красиво слушается. При бенде приходится полагаться на собственный слух и по этому стоит проверять себя. Возьмите струну, зажатую на седьмом ладу, затем сделайте "Full" бенд, затем зажмите ту же струну на 2 лада выше, т.е. на 9 ладу. Теперь сравните звучание на 9 ладу со звучанием Вашего бенда. Поначалу стоит делать эту проверку, пока Вы не почувствуете, что бенды "звучат". Бенды также можно делать на аккордах, то есть на нескольких струнах одновременно - обычно на двух, (например, первую струну зажать на 11 ладу и вторую на 10 ладу - после чего ударить медиатором и одновременно обе ноты подтянуть). Одной из разновидностей аккордного бенда является прием когда из всех прижатых струн подтягивается только одна. К такого рода бендам относятся унисонные бенды. Зажимается первая струна на 8 ладу, а вторая на 11 ладу. Потом по этим струнам ударяется медиатор, первая струна стоит на месте, а вторая подтягивается на один тон, пока не начинает звучать как вторая на 13 ладу, то есть в унисон с первой на 8 ладу. Чаще всего бенды выполняются безымянным пальцем, при этом указательный и средний тоже принимают участие в бенде, зажимая также струну на предыдущих безымянному пальцу ладах. Таким образом, струна тянется совместными усилиями трех пальцев. Легче всего струны тянутся где-то в середине грифа, то есть в районе 12 ладов.

Вибрато

Любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато - это дрожание пальца на струне, изменяющее звук. Эта осцилляция едва заметна, особенно если сравнивать ее с бендом, где струна заметно двигается поперек грифа (вдоль лада).
Существуют два популярных способа вибрато. Первый получается при движении самого пальца и часто его называют трелью. Во втором случае вибрацию дает движение кисти. Индивидуальный стиль музыканта выражается его вибрато.
Би Би Кинг говорит, что он потратил много времени на то, чтобы его вибрато стало его фирменным приемом. Вибрато оттачивается обычно после того, как музыкант освоит основные технические приемы, и сможет сосредоточиться на более тонких деталях. Джони Винтер говорит:"Я могу сказать, нравится ли мне чей-то стиль, лишь после того, как послушаю его вибрато в течение 10 секунд". 2006-07-25 01:42:48,

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней