Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пещерные храмы индии. Самые удивительные храмы индии

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Почитают традиции, очень трепетно относятся к сохранению древних артефактов, поэтому храмы, построенные много веков назад, дошли до наших дней во всем своем величии, не утратив богатства и великолепия. Для того, чтобы увидеть изумительные храмы Древней Индии, в страну ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Какие же святилища непременно стоит посетить, оказавшись на территории самого большого государства Южной Азии?

Храм Шивы

В индуизме присутствует огромное множество богов, самым почитаемым из которых считается Шива. Шива олицетворяет вселенское сознание, а также мужское начало. Многие храмы Индии посвящены этому божеству. Самым известным культовым сооружением, посвященным Шиве является храм, расположенный в одном из древнейших индийских поселений, носящем название Байджанатх.

Величественное сооружение было выстроено в начале XIII века на средства купцов Ахука и Маньюка. Святилище украшено огромным количеством статуэток, изображающих Шиву и других богов. Внутри здания можно увидеть скульптуру Шивы, управляющего колесницей рядом со своей супругой, богиней Парвати.

Особую уникальность ему придает то, что на его территории расположено самое большое в мире скульптурное изображение Шивы, высота которого достигает 37 метров. Главный бог индуизма изображен сидящим в традиционной позе лотоса. Монументальная статуя окрашена в золотой цвет и словно купается в солнечном сиянии.

Святилище открыто для туристов и паломников. Особенно много паломников здесь собирается во время религиозных праздников, главным из которых является торжество, носящее название «Танец Шивы». В это время индуисты приезжают в Байджанатх, чтобы провести время в молитвах и медитации, а также полить молоком священные лингамы, то есть изображения половых органов Шивы и Парвати, которые также украшают этот величественный храм.

Золотой храм

Золотой храм, который жители Индии называют «Каши Вишванатх», располагается неподалеку от берега Ганга в городе Варанаси. Золотой храм - одно из 12 священных мест, где индуисты могут воздать почести богу Шиве.

Любой индуист, намеренный навсегда покинуть сансару или круг вечного перерождения, должен хотя бы раз в жизни совершить особый обряд: посетить Золотой храм и совершить омовение в Ганге. Поэтому святилище пользуется огромной популярностью. Правда, попасть внутрь могут только люди, которые исповедуют индуизм: для остальных дорога в это сакральное место закрыта.

Интересно, что на отделку куполов храма ушла почти тонна чистого золота. Правда, разглядеть это великолепие можно только с верхних этажей соседних построек.

Храм любви

Величественный комплекс Каджурахо или «Храм любви» можно назвать одним из самых необычных и своеобразных культовых сооружений Индии. Расположено это пристанище богов в заброшенном городе, который был поглощен джунглями много веков назад. Именно этому факту Каджурахо обязан своей сохранностью.

Неизвестно, когда именно был воздвигнут комплекс, однако историки полагают, что он появился примерно десять веков назад в период правления династии Раджпутов. Когда страна была завоевана мусульманами, многие храмы Индии были разрушены, однако Каджухаро чудом сохранился. Правда, до нас дошли всего 22 сооружения из некогда существовавших 85-ти. Не исключено, что храм не был разрушен потому, что местные жители покинули город, опасаясь вторжения афганских племен, и постройки были сокрыты от посторонних глаз густыми зарослями тропической растительности.

Найдены строения были лишь в 1838 году инженером из Британии Д.С. Бартом. В настоящий момент восстановление храма продолжается и неподалеку от него ведутся раскопки.

Каджухаро поистине поражает воображение. Стены храмового комплекса украшают многочисленные барельефы, выполненные с филигранной точностью: прорисовка деталей изумляет до глубины души. Несколько тысяч барельефов изображают батальные, мифологические и эротические сцены, причем последние удивляют своей откровенностью и чувственностью.

Согласно легенде, храм был воздвигнут для того, чтобы воспеть силу человеческой любви и страсти, а также женскую красоту. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил потребовалось древним мастерам для того, чтобы создать этот таинственный, необычный и уникальный в своем роде комплекс. Он словно воплощает в себе всю полноту человеческого бытия во всей его красоте и страстности.

Храм Браджешвари Деви

Величественный белоснежный храм Браджешвари Деви пользуется у индуистов особой популярностью. Может быть, это связано с тем, что появление святилища окутано тайной красивой легенды. Когда супруга Шивы совершила самоубийство, бросившись в пламя, Шива вытащил ее тело из огня и, лишившись от горя разума, начал свой разрушительный танец. Вишну, опасаясь, что обезумевший Шива уничтожит мир, разрубил тело его жены на полсотни частей и разбросал их по всей Индии. Левая грудь богини и превратилась в храм Браджешвари Деви.

Браджешвари Деви получил известность благодаря своему тонкому, изысканному убранству. К сожалению, Браджешвари Деви не дошел до наших дней в первозданном виде: он не раз разрушался как человеческими руками, так и силами природы.

Храм Лотоса

Не только древние, но и созданные сравнительно недавно храмы Индии прекрасны и достойны восхищения. К последним относится великолепный Храм Лотоса, строительство которого было закончено в 1986 году. Пожалуй, его можно назвать одним из самых величественных и символичных храмов в Индии. Он представляет собой монументальное сооружение, сделанное в виде гигантского распускающегося цветка лотоса, окруженного девятью бассейнами с бирюзовой водой.

Он был построен на пожертвования людей, которые верят в единство всех мировых религий. Действительно, внешний вид храма и его убранство располагают к философским размышлениям: неяркий свет, покой и полная тишина заставляют отрешиться от земной суеты и задуматься о вечном. Кстати, о тишине в храме заботятся особо тщательно: здесь запрещены громкие разговоры и фотосъемка. Может быть, именно этот храм стоит посетить, оказавшись в Индии: идея единства всех мировых религиозных течений и необходимости жить в гармонии со всем сущим в наше нелегкое время актуальна, как никогда ранее…

) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.

Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.

Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.

Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.

По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.

Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.

Храмы Каджурахо поражают воображение:

  1. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
  2. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
  3. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.

О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.

Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.

От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.

Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.

Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.

Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂

Или же, как говорит Ошо Раджниш:

Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны. Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации. В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

1. Большая ступа в Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик. В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды. Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

2. Храмовый комплекс Аджанты

Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями. Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты. Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

3. Пещерный храм Эллоры

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра). Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стенки гигантской чаши. Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

4. Храм Кхаджурахо

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева. Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью. Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами. В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

5. Храм Лингараджа

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы. Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров. Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

6. Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста. Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания. Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

7. Храм Венкатешвары

Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну. Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии. Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней. Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.

Храмы Индии славятся своей необычной архитектурой, культурой посещения и разнообразием. Мы расскажем о 10 самых посещаемых и необычных храмах этой страны.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

В Индии очень сложно найти нерелигиозного человека. Почти 80% жителей этой страны исповедуют индуизм, 13% — ислам. Буддизм, сикхизм, джайнизм и х ристианство разделили между собой остальную часть населения. Сейчас во всей стране насчитывается около 1 000 000 храмов, и лучшие из них находятся в реестре ЮНЕСКО. Многие храмы до сих пор вовсе не изучены, а многие даже еще не открыты туристами.

Мы постараемся рассказать вам о 10 самых необыкновенных храмах Индии, но кто знает, возможно, оказавшись в этой стране, вы увидите что-то более удивительное. Итак, знакомьтесь.

Этот храм посвящен Шиве — верховному божеству в и ндуизме. Он олицетворяет мужское начало Вселенной и высшее космическое сознание. Гора Кайласа, как считают индуисты, являлась прибежищем для Шивы в Гималаях. Кайласанатха входит в комплекс пещерных храмов и является самым большим из них.

Пещерные храмы в Индии начали строить еще до нашей эры. Тысячи индийцев высекали на протяжении полутора веков стены Кайласанатхи из огромной монолитной скалы. В отличие от остальных храмов комплекса, Кайласанатха состоит из двух залов: подземного и надземного. Его площадь больше афинского Парфенона в два раза. Изначально храм был полностью выбелен белой штукатуркой, и это выделяло его среди окружающих скал, но со временем побелка опала, и храм остался в таком виде, в каком мы видим его сейчас.

monks-n-monkeys.com

Еще один храм, посвященный богу Шиве, находится на севере Индии. Он был построен в начале XIII века и представляет собой олицетворение космоса. Поэтому в его орнаменте мы находим обилие птиц, цветов лотоса, деревьев и животных.

На территории храма расположена самая большая в мире скульптура Шивы, сидящего в позе лотоса, высотой в 37 метров. В храме остался алтарь с каменным лингамом, возведенный около пяти тысяч лет назад первыми шиваистами. Исследователи считают, что именно в этом месте и зародилась традиция поклонения лингаму. Каждый паломник, посетивший этот храм, должен ударить в колокол, чтобы оповестить Шиву о своем приходе, а затем исполнить ритуал курения наркотического вещества растительного происхождения в небольших кельях, расположенных вокруг алтаря. Постоянными жителям кельи являются змеи Кундалини, символизирующие женское начало в противовес лингаму — мужскому. Считается, что исполнение такого ритуала приближает паломника к просветлению.



Zaikason.ru

Этот храм славится своим происхождением. Когда Парвати — жена Шивы — покончила с собой, Вишну разрубил ее тело на маленькие кусочки. Он сделал это из страха, что разъяренный от горя супруг разрушит мир. Так вот, левая грудь Парвати упала как раз на то место, где сейчас находится храм. Браджешвари Деви пользуется особой популярностью у паломников благодаря этой легенде и тонкому убранству. Храм много раз восстанавливался после разрушений и набегов, поэтому сейчас он выглядит отлично от того, каким он был изначально.

new-treveler.ru

Огромный цветок лотоса расположился в столице Индии. 27 мраморных лепестков окружено водными бассейнами. Это храм бахаистов, проповедующих учения Бахауллы, выступавшего за синергию всех религий и единство Бога во всем мире. Здание открыто для всех желающих его посетить, однако в нем запрещены любые разговоры.,видео и фотосъемки. Это, относительно других, довольно молодой храм, он был построен в конце 20 века. В храме нет никаких изображений, скульптур, кафедр и алтарей — только чистое пространство, в котором можно побыть наедине с собой и Богом. Так что туда могут приходить абсолютно все, кто ищет гармонии. И надо отметить, что со времени основания храма с 1986 года храм посетило больше человек, чем за все время побывало на Эйфелевой башне. Сейчас в среднем в праздничные дни храм Лотоса посещает около 150 тысяч человек.

еленасимоненко.рф

Храм расположен в священном Варанаси — городе мертвых. Каждый день сюда приезжают тысячи паломников, чтобы посетить храм и искупаться в реке Ганг. Считается, что исполнив эти два действия, можно достичь мокши — конца пути перерождений, выхода из колеса сансары. Этот храм, как и большинство других в Индии, посвящен Шиве. По легенде, он олицетворяет один из его двенадцати аспектов. Шива сотворил бесконечный джойтирлингам, или бесконечный поток света и энергии.

Это и есть высшая неделимая реальность, изначальная и бесконечная, которая сходится именно в этом месте. Не индуистам в храм попасть невозможно, даже не каждому верующему удается попасть в храм. Многие довольствуются тем, что просто побывали рядом с ним. Каши Вишванатх представляет собой храмовый комплекс из нескольких святилищ. В центре святилища, самого главного темпла, находится тот самый Шива лингам, который еще и защищает Варанаси от всех бед.

yandex.ru

Кандарья-Махадева

Необычный храмовый комплекс расположен в штате Мадхья-Прадеш. Кандарья-Махадева был воздвигнут в XI веке и заброшен почти на семь веков, пока его не обнаружили европейские колонизаторы. Однако воскрешать архитектурное сооружение особо не торопились, так как все стены храма полностью оформлены скульптурами, которые изображают эротические сцены. Именно поэтому Кандарья-Махадева еще называют «Храмом любви». Сейчас восстановленный храмовый комплекс посещают не только индийцы, но и туристы со всего мира, абсолютно не стесняясь его необычного оформления.

tourboss.ru

Этот храм находится в верховьях Гималаев. Чтобы добраться до него, необходимо преодолеть пешком или верхом на лошади дорогу в горы длиной 14 километров. Двери храма открыты всего полгода, начиная с последней недели апреля, заканчивая первой неделей мая. В остальное время подняться в горы к храму практически невозможно. Считается, что после посещения этого храма душа полностью очищается от всех грехов.

merkulov.yoga

Это один из древнейших храмовых комплексов Индии. Главное его сооружение XII века расположено на шестиметровой дюне. Здесь хранится деревянная статуя божества Джагатанхи. Весь комплекс окружен стеной, а вход на его территорию доступен только индийцам, исповедующим индуизм. Европейцам попасть туда просто невозможно, так как одна из легенд гласит, что однажды придет белокожий человек и похитит статую божества, что приведет к ужасным бедам.

Это место славится своей храмовой кухней. На ней ежедневно готовят пятьдесят шесть блюд, которые подносят сначала божеству для его благословения, а потом угощают паломников. Получить такую пищу (прасад) значит обрести любовь к Богу. Кухня бесперебойно работает с утра до вечера, а трудятся на ней около двух тысяч человек. Туристам можно только за всем этим наблюдать со стороны — по соседству от храма расположена библиотека с открытой крышей, откуда разглядеть можно практически все, что происходит за стенами храма.

jagannath.nic.in

Храм Шри Карни Мата

На севере Индии в штате Раджастхан расположен храм крыс. Он посвящен богине Дурге, которая всю свою жизнь в человеческом облике помогала бедным и несчастным людям. Однажды ей не удалось спасти одного из своих сыновей, утонувшего в озере, и она взмолилась к богу смерти, Яме, чтобы тот воскресил сына. Но Яма отказал ей в просьбе и оставил сына Карни Маты в своем царстве. Богиня разгневалась и нарекла всех своих родственников после смерти переродиться в крыс, а не попадать в царство мертвых. Умерев в теле крысы, они должны будут переродиться снова в человеческом облике. Таким образом, царство мертвых со временем полностью опустеет.

Так появился храм Карни Мата — прибежище всех ее последователей. Сегодня в нем обитает около 20 тысяч крыс. Храм построен с множеством тоннелей, чтобы крысы могли свободно там передвигаться. Если священная крыса прикоснулась к вам, случайно пробежала по ногам или поела из ваших рук — это самый благословенный жест, о котором мечтает каждый паломник, посещающий храм.

hellotraveler.ru

Этот храм является самым главным для сикхов. Храм расположен в центре священного озера. Считается, что здесь бывал и медитировал сам Будда Гаутама. Спустя 2000 лет здесь обосновался гуру Нанак, основатель сикхизма. Здание храма позолочено, а от его дверей до берега озера идет мраморная дорога — символ пути души после смерти. Паломники перед входом в храм должны совершить обряд омовения в воде Амрит-Сараса — озере божественного нектара. Так как сикхи выступают за равенство всех религий, золотой храм может посетить любой желающий. Перед входом нужно обязательно вымыть ноги и надеть головной убор.

pikabu.ru



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней