Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Петрушевская страна читать. Проблема жизненной безысходности в рассказе Л

«Такие разные мамы»

(по рассказам Людмилы Петрушевской «Страна»

и Ирины Полянской «Мама»)
Цели:

1)познакомиться с рассказами Людмилы Петрушевской «Страна» и Ирины Полянской «Мама»;

2)развивать навыки анализа прозаического произведения;

3)воспитывать активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.
Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач.

Как вы думаете, почему тема урока «Такие разные мамы»?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно.
Цели нашего сегодняшнего урока познакомиться с рассказами современных писательниц Л.Петрушевской и И.Полянской, проанализировать их, воспитывать в себе активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.

Какие ассоциации вызывает слово страна ?

Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности.
– Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину.
– Территория, занимающая много места.
Обратимся к произведению Людмилы Петрушевской с таким же названием . О чем может быть рассказ с таким названием?

Выразительное чтение рассказа «Страна»

Л.С.Петрушевская Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Ваши ассоциации со словом мама


  • Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь.

  • Человек, который дарит жизнь новым людям.

  • Это самое главное слово на Земле.

  • Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.

  • Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.

  • Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.
Какой обобщённый смысл вкладывает Ирина Полянская в это слово?

Выразительное чтение рассказа «Мама»

Ирина Полянская. Мама

Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из нее только что выпала рука моей дочери, которую унесли. Я держала мамину жесткую руку, точно через нее крепила единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука моей мамы была их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в землю родные, поэтому я как клещами сомкнула пальцы на ее запястье и не давала себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна, я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать ее жизнь в руке. Темнота вибрировала под моими веками, и по ней пробегали сиреневые искры, и я снова раскрывала глаза, цепко держа жизнь моей дочери на привязи.

Еще вчера вечером она просто чувствовала недомогание, хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя соску, ночью нас забрала "скорая", но некому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на капельницу и долго не могли попасть иглой в вену. Она вдруг перестала кричать, как кричала до этого, жалобно, надрывно, беспомощно, и стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами. Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно, точно заиграла неожиданная музыка. И вот тогда, когда ей наконец попали в вену, она стала молча, тихо, неотрывно смотреть на меня невыносимым взглядом, и душа моя никак не могла разорваться от муки, потому что случившееся все еще казалось недействительным. Мне хотелось выколоть себе глаза, чтобы ничего не видеть.

Через полчаса ее унесли в реанимацию, а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала к ней и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в бога, ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим жестом простерла руку и грозно вскричала: "Нет, нет! Бог не допустит! не смей об этом и думать!" И тут-то я вцепилась в ее руку. Мы сели на широкую скамью перед дверьми реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.

– Сколько поколений здесь показано? Какое дополнительное значение получает это слово в рассказе?

(Мама – это связь времён, связь между поколениями, связь с давно ушедшими предками).

Учитель. Ребята, каковы темы, прочитанных рассказов? Можно ли сказать, что темы произведений совпадают? (В обоих рассказах речь идёт о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.)

Учитель. Давайте найдём и зачитаем, как описываются образы матерей в рассказах? (В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…»; далее читаем: «Она сама со следами былой красоты на лице…» - это портрет, внешняя характеристика.)

Учитель. Найдите примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки. («Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство.»)

Давайте обратимся к следующему фрагменту.

Как Вы оцениваете поведение женщины в этом отрывке?

Почему она звонит туда, где она уже не своя?

А как относятся к ней окружающие?

-А женщина все-таки ждет, надеется, что все изменится. Она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой».
Учитель. Что рисует вам воображение, когда вычитаете: «…а потом всё опростилось, всё пошло само собой»? (Женщина опускается всё ниже. Раньше было стыдно пить при дочери, а теперь нет. Совесть её постепенно засыпает.)

Учитель. А на самом ли деле девочке всё равно? (Может всё равно сейчас, когда она мала.

Учитель. А когда подрастёт и начнёт понимать неправильность поведения своей мамы, как она будет на это реагировать?

(Ответы детей: 1) девочка начнёт стесняться матери;

2) кто-то думает, что по русской пословице «яблоко от яблони недалеко падает»; 3) кто-то предполагает, что вместе со стыдом за свою мать придёт и желание изменить жизнь близкого человека.)

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло с ней за этот короткий период? (внешние изменения сменяются внутренними. Ничего не нужно)

Что особенно пугает? (увлечение перешло в привычку, окружающим нет дела)

К чему может привести такой образ жизни? (женский алкоголизм)

Как вы думаете, почему рассказ назван «Страна» ответы учащихся

Насколько актуальна эта проблема в современном мире?

-Это проблема нашего современного общества.
Учитель. В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обратите внимание на предложения «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.»

Учитель. Дана ли внешняя характеристика этой женщины? (Нет, внешняя характеристика не дана.)

Учитель. Что помогает нам мысленно «построить» её внешний и внутренний облик? (Помогают её поступки и речь: она счастлива своим материнством, она чувствует свою ответственность за ребёнка, а потому мы представляем её красивым внешне человеком. В рассказе «Мама» появляется ещё одна мать – мать героини. От чьего лица ведётся повествование; то есть в этом произведении представлена так называемая женская линия трёх поколений.)

Учитель. Только ли беспокойство матери мы чувствуем в рассказе «Мама»? (Нет, мы чувствуем ещё беспокойство бабушки и всей линии родственников и предков этой семьи («Я держала мамину жёсткую руку, точно через неё крепила единство со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти»). Мы видим, как тяжело ждать двум женщинам решения врачей, как друг в друге находят они утешение и понимание.)

Учитель. Какой смысл вы вкладываете в определение «плохая мать» и «хорошая мать»? В каком рассказе не звучит словосочетание «духовная связь» и почему? (…мать хорошая – это не только та, которая беспокоится о физическом состоянии своего ребёнка: как он одет, во что обут, болен или здоров, а та, для которой важно и духовное единение со своим ребёнком. В рассказе «Страна» автор обращает внимание на абсолютно «безголосое», «безречевое» общение матери и дочери.)

Учитель. Докажите это строками из текста. («Дочь обычно тихо играла на полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад». В произведении И.Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают друг за друга – они ответственны за судьбы друг друга, понимают значимость собственных поступков, знают, что ребёнок только тогда счастлив, когда чувствует не физическую заботу, но и духовную, в совместной игре, разговоре, чтении, прогулках.)

Учитель. Докажите эти слова строками из рассказа. («Я держала мамину… руку, точно её рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из неё только что выпала рука моей дочери, которую унесли».)
Учитель. В чём, по-вашему, суть настоящего материнства? (Настоящее материнство – это не только физиология, хотя, к сожалению, для некоторых женщин это так (вот откуда такое количество брошенных или несчастных детей); это ещё и духовная ответственность за своего ребёнка, огромная любовь, самопожертвование, совместный рост матери и её дитя. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо большее – продолжение своей жизни и развитие жизни своего ребёнка)

Учитель. Как вы можете объяснить, что в обоих рассказах героини безымянны? (Так подчёркивается типичность ситуации: таких семей (и счастливых, и несчастных) – огромное количество.)

Учитель. Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему? Докажите. (В конце рассказов ясно слышится авторская позиция. Л.Петрушевская в последнем предложении пишет: «… никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».Эти слова помогают понять, что их счастливая жизнь – во сне, а явь – это однообразие и пустота.

И.Полянская вкладывает в уста старшей героини восклицание: «Нет, нет! Бог не допустит! Не смей об этом и думать!» В этой стойкости, вере и надежде на исцеление внучки счастье семьи.)

III . Аналитическая работа: с равнительная характеристика рассказов.

Попробуем ответить на предложенные вопросы (раздаточные карточки):


"Мама"

"Страна"

Какова тема рассказа?

Семья

Семья

Как устроен мир? Что им правит?

Любовь, справедливость, единство поколений

Бессмысленность и жестокость

Каково место человека в этом мире?

В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой.

Одиночество

Какова роль автора по отношению к читателю?

Автор-наставник

Автор самоустраняется

IV. Итог урока.

Учитель. Перечислите, какой должна быть настоящая мать?

(Ответы детей)

(Запись на экране.

Настоящая мать должна:


  • Думать о своём ребёнке;

  • Заботиться не на словах, а на деле;

  • Многое прощать;

  • Общаться со своим ребёнком всегда, даже если он этого не хочет;

  • Хвалить за достоинства, прощать недостатки;

  • Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей;

  • Спрашивать вечером о том, как прошёл день;

  • Уметь радоваться, веселиться;

  • Не говорить одно, а делать другое;

  • Воспитывать собственным примером;

  • Не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех;

  • Не говорить, что «зря я тебя родила».)
Учитель. Что мы не назвали из перечисленного? Зачитайте.

V. Работа с афоризмами

(стадия рефлексии)

Какой из предложенных афоризмов раскрывает смысл, главную мысль рассказов?

1. Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды (Сенека, римский писатель, философ).

2. Равнодушие есть наивысшая жестокость (Митчелл Уилсон, американский писатель).

3. Мечта могущественнее реальности (Анатоль Франс, французский писатель).

4. Истинный друг познается в несчастье (Эзоп, древнегреческий баснописец).

5. Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана (Иван Вазов, болгарский писатель).
Учитель. Как вы считаете, нужно говорить о таких острых темах? Сделали вы для себя какие-нибудь выводы? Достигли мы поставленных целей?

А напоследок мне хочется, чтоб вы обратили внимание на мудрые слова.

От великого до смешного –
Один шаг.
От великого до низкого –
Одна ступень.
От счастья до бедствия –
Один скачок.
От человека до скота –
Один грех.
От зла до добра –
Одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.

От времени до вечности – одна жизнь. Помните об этом! Творите добро и будьте счастливы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан


Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской «Страна»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Волкова Марианна Романовна

Нижнекамск 2010

Волкова Марианна

Романовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных

предметов»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Урок литературы в 11 классе по произведению Л. Петрушевской «Страна» с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология позволяет подготавливать учащихся к написанию задания С в тестах ЕГЭ. Тема: Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской « Страна». Цель : Продолжить знакомство учащихся с современным автором – Л.С.Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Повторить сведения о выразительных средствах художественной речи. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, поговорить о необходимости гуманного отношения к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Обучение написания сочинения- миниатюры, воспитание позитивных личностных качеств. ЗУН: Анализ текста, осмысление авторской позиции и выражение собственной позиции.
Оформление доски: Название произведения автора, таблица, ключевые слова: Живет тихая женщина со своим ребенком Со следами былой красоты на лице, Дочь вялая, белая, крупная девочка; Несколько раз в году выбираются в гости; Блондин ходил у нее в мужьях; Прошлая жизнь и прошлые знакомые; Никто на свете не знает, как они живут вдвоем; Они экономят, Гасят свет Чтобы вернуться в ту страну.
Ход урока. 1. Вызов – дотекстовый этап. а) слово об авторе и ее произведениях.

Выступление учащихся : Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.

Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Л. Петрушевская живет и работает в Москве.

Целеполагание: написать сочинение – миниатюру по темам: «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Какое бы Вы дали ему название?

б) работа со словами – ключами: выписать в тетрадь и попробовать нарисовать сюжет по ним.

2. Текстовый этап - осмысления: чтение текста/ рассказа учителем. Работа по тексту.

Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

мать

Раздать текст учащимся, дописать характеристику .

Что у Вас получилось?

Из сочинений учащихся:

«Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки. Потеряла прошлое, потеряла счастье. Замкнулась в нынешнем мире повседневности, только тихо существуя в своей однокомнатной квартире. «Всё не ладится в этой квартире...» – пишет Алсу Рахматуллина.

«Несмотря на все невзгоды, женщина пытается вернуть своё прошлое. Особенно ждёт ту пару дней в году, чтобы выбраться в гости и ощутить себя среди людей, оживиться, пожить хотя бы некоторый момент прежней жизнью. Действительно, в гостях у старых знакомых к женщине возвращается ее прошлая жизнь, хоть к ней уже не относятся так же, как относились раньше, когда «блондин ходил у нее в мужьях».

Во мне этот самый «яркий блондин» с женскими чертами внешности вызывает отталкивающее чувство. А его новая избранница «жёсткого склада», как я считаю, является полной противоположностью его прежней жене. Но мне кажется, что мать всё-таки ждёт возвращения отца её дочери, каждый раз ожидая «пока решится там у них, на том конце телефонного провода». И снова в безысходности «бежит в гастроном за очередной бутылкой». (из сочинения Зиятдиновой Айгуль)

«Подобные события, полные безнравственности, могли бы произойти с кем угодно и где угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека, «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды». У каждого есть своя «страна», в которую он может окунуться «в минуты душевной невзгоды». У матери с дочерью же этой единственной страной является сон, который, к сожалению, когда-то прервётся «чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».- цитата Даминовой Ирины.

Учитель:

-Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

-Как характеризуется героиня?

- Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

-Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Напишите первую фразу к своему сочинению по теме.

Какие три аргумента Вы можете привести? Запишите.

(В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения.)

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру в 200 слов «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Использованная литература:

1. Кякшто Н.Н. Петрушевская // Русские писатели: Библиограф. словарь: В 2 ч. – Ч. 2. – М., 1998. – с. 184–187.

2. Строфы века / Сост. Е.А.Евтушенко. – М. – Минск: Полифакт, 1997. 3. Журнал: « Семья и школа» 2003 г. №2 4. Журнал: «Русская словесность» 2002 г.№7 5. Журнал: «Вопросы литературы» 2000 г. №2

Интернет- ресурсы:

Транскрипт

1 Проблема жизненной безысходности в рассказе Л. Петрушевской «Страна» (урок в технологии развития критического мышления, чтение с остановками). учитель русского языка и литературы I КК Сабинина Надежда Юрьевна

2 Цели: Продолжить знакомство с современным автором - Л.С. Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, воспитывать гуманное отношение к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо. 1. Оборудование: тексты рассказа Л.С. Петрушевской, технологическая карта урока, мультимедийная презентация, выставка книг Л.С. Петрушевской Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне Д.Быков Не приведи, Господь, чужой беды не слышать. Не дай-то, Бог, услышав, не помочь. Р. Левнизон 1. Поставьте цели к уроку. развивающие интеллект личность учебные навыки Познакомиться с творчеством современной писательницы Посмотреть, какие проблемы решает автор, насколько то, о чем пишет писатель мне полезно знать как человеку Продолжить отработку навыка работы с текстом, поиск в нем наиболее исчерпывающей информации

3 Условие: текст незнаком, читаем его не целиком частями. Выводы делаем после прочтения фрагмента. Думаем, говорим, спорим!!! 1. В чем, по-вашему, смысл названия «Страна» у Петрушевской? - Какие ассоциации возникают при слове «страна»? Здесь не дорожат человечески ми ресурсами Страна детства Страна Это место, где много людей, а еще проблем!!! Родина, место, где ты живешь 2. Во время выступления учащегося записывай основные положения, характеризующие творчество Л. Петрушевской (продолжи фразу). Правда жизни сложна и трагична. Человеческие отношения искажены, особенно в семье Главное чувство отчаяние, неистребимого одиночества Герои почти всегда анонимны, безлики, безличны Конфликт, как правило, неразрешим Один из главных мотивов мотив беспомощности Мир ее героев это мир опустившихся людей - Что можно добавить в схему «Страна по Петрушевской»? - О чем будет рассказ с таким названием у Петрушевской? Один среди многих в чем причины тупика, жизненной безысходности? Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне

4 3. Осмысление прочитанного. Фрагмент 1 Текст Вопрос Первое прочтение Что могу Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой. - Так как же живет женщина? - Что значит этот фрагмент и это выражение? - Как относятся к ее проблемам другие? Одиноко, со своими проблемами, со своим ребенком, никому не нужная; бедно: «вещички»; пьет от безнадежности куда-то торопится (куда?) это только ли стремление к аккуратности? добавить? своим отгородились одним словом, открестились ненужная невидимая микроскопичность «вещички» - все мелкое человек песчинка. Ребенка вообще не видят Вывод: все это изо дня в день проблемы и их неразрешенность. Фрагмент 2 Она сама со следами былой красоты на лице брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с яркокрасными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом иле лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем ни бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад. - А как складывалась жизнь женщины с такой внешностью раньше? Какова внешность девочки? - Чья это оценка? - Как мать относится к дочери? - Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер? - Что узнали об отце? - Чем мать и дочь похожи, что их объединяет. - Почему герои живут именно так? - О каких ярких событиях мечтают? Сделайте предположение. Видимо, пользовалась успехом, была яркой, изящной, хрупкой, утонченной. крупная не по моде, не такая, никакая «даже и на отца не похожая», блеклость, унылость и это цветы жизни?! Звучит чей-то голос невидимый диалог, возможно, слова самой матери: разочарование по поводу дочери. Отец неприятный тип, черты чисто женские, отталкивающие Сон забвение. Каждый день это вереница однотипных событий. Героини стремятся побыстрее его прожить, чтобы скорее погрузиться в сон, в мечту о другой жизни.

5 Фрагмент 3 Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у нее в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего. - Оправдались ли ваши прогнозы? - Чего на самом деле ждет женщина? - Что значит такое ее поведение в гостях? - Действительно ли к ней возвращается прошлая жизнь? - Относятся ли к ней по-прежнему? - А чем новая жена отличается от героини? - На чьей стороне автор? Побывать в гостях это попытка вернуться в прошлое. У нее нет настоящего, она тоскует по прошлому. О будущем не мечтает. Кокетничает, разглядывает других, показывает себя, ищет кого-то взглядом все на публику фальшь! Общество ее отвергло (пьянство, бросил блондин) «была своя, пока блондин ходил в мужьях». Другая в ней сила, напор, наглость никому не уступать, как в схватке. Нет движения => не она была раньше интересна людям. Схлынуло осталась грязь, дно, пустота Жизнь схватка: наша героиня слабая. Она проиграла. - Почему же она проиграла? Неудачница? Фрагмент 4 И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет когото с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой. - Так почему же женщина позволяет другим принимать решения за нее? - Чем настораживает такая очередность дел? - Почему все заканчивается так? У нее есть права на мужа, на прежнюю жизнь, но она не умеет их отстаивать Тянет, мямлит не принимает никаких решений, инициатива не в ее руках Такая очередность стала привычной: для героини это обыденность. Все равно отчего пьет: то ли от горя, то ли от радости. В одном ряду бутылка и ребенок предмет интереса

6 Фрагмент 5 Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно: она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино, - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего. - Действительно ли девочке все равно, пьет мать или нет? Чье это утверждение? - Как же живется девочке? - Кто или что виной тому, что они живут так? - Каким, по-вашему, будет продолжение рассказа? Ваш прогноз. Это оправдание матери, девочка здесь безголосая, подобна кукле. Тихо не подходящее детству слово. Девочке, возможно, не все равно. Дети обладают возможностью слышать все, занимаясь при этом своими делами. Девочка живет не просто бедно, живет в другом мире, мире кукол, старых игрушек Мать пьет, отец бросил, друзья отгородились. И опять голос матери под видом самопожертвования: «Мне ничего не надо, лишь бы ей было хорошо» Но она, как взрослая, уходит от проблемы в свой мир, в свою страну иллюзий, спасения. Дочь сдалась, как мать. «Не надо ничего»: материальное перешло в духовное. Фрагмент 6 И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться. - С какой интонацией следует прочитать этот фрагмент? Почему? - Чем вас удивляет эпитет к слову сны? - Так о какой стране идет речь? Экономят гасят свет ложатся спать в девять часов день укоротился => удлинилась ночь божественные яркие, чарующие, приятные, светлые, райские касаются и пропасть нищета темнота бездействие ночь // день: ночь нужнее мотив смерти и жизни на том свете мир мечты, забвения, иллюзий выдуманный беспроблемный мир - Удачно ли мы в

7 начале работы истолковали название рассказа? - Кому могли бы принадлежать последние слова рассказа: автору, героиням? Это желание героев там лучше уснуть и не проснуться, не выходить из состояния сна. - В чем же причина проблем, кто виноват в тупиковости, безысходности ситуации? 5. Рефлексия. Работа с афоризмами: - Как предложенный вам афоризм помогает сделать вывод о прочитанном? С чем вы согласны, с чем нет? Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды. (Санека, римский писатель, философ) Равнодушие есть наивысшая жестокость. (Митчелл Уилсон, американский писатель) Мечта могущественнее реальности. (А. Франс, французский писатель) Истинный друг познается в несчастье. (Эзоп, древнегреческий баснописец) Домашнее задание: 1. Перечитайте записи, сделанные на уроке, внесите поправки и добавления, заполнив четвертую колонку своими размышлениями. 2. Напишите сочинение - миниатюру на тему «Что я хотел (а) бы изменить в стране, где живут герои рассказа». (Вспомните, каково значение слова «страна» в контексте рассказа Л.Петрушевской).


СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Где и с кем живет героиня рассказа? Героиня рассказа живет со своим ребёнком в однокомнатной квартире.

Тема урока: Одиночество: счастье или беда в жизни людей? Цели: -прочтение и осмысление рассказа Л.Петрушевской «Страна»; - развитие нравственной чуткости и способности к сопереживанию; - развитие навыка

СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) СЛОВАРЬ Пьющий (от глаг. пить) drinker Пьяный - drunk Видимый (от глаг. видеть) visible Однокомнатная квартира one-room apartment Вещички (разг.) = вещи

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Материалы к уроку по рассказу Т.Толстой «Пламень небесный» Автор: Литвин С. Групповое задание. Рассказ «Пламень небесный» делим на 4 части для последующего группового анализа. 1-я часть от начала до слов

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Предмет: литературное чтение. Тема: Н.Н. Носов «Федина задача». Класс 3 ФИО Булдакова Тамара Александровна ОУ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 70

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 9» городского округа Тольятти План-конспект открытого урока литературы по теме: Рассказ А.П.Чехова «Размазня» Класс: 7 Дата проведения урока:

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Людмила Петрушевская СТРАНА Современная русская литература Урок внеклассного чтения Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на

Сочинение на тему любимая книга никогда не изменит Книга в моей жизни Сочинение как я провел зимние каникулы Сочинение моя будущая Сочинение на тему великая отечественная война Мой любимый писатель никогда

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень». План-конспект урока по теме: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

С т р а н и ц а 1 Неопределённые и отрицательные местоимения. С т р а н и ц а 2 Валентин Берестов ИСКАЛОЧКА Если где-то нет кого-то, Значит кто-то где-то есть. Только где же этот кто-то, И куда он мог

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874 дошкольное отделение «Аистёнок» Выступление на педагогическом совете «Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия

Как учить русский язык без стресса, легко и просто. Советы. Здравствуйте! Меня зовут Люба. Зачем я решила записать это видео? Я преподаю русский язык по скайпу, и не только, и я сама изучала несколько

Исаева Юлия Владимировна 10 класс 14 декабря 2018 года «Но боже, какая малость порой нужна человеку для счастья» Тип урока: урок внеклассного чтения. Вид урока: урок-размышление. Виды работы на уроке:

Ка максимы и афоризмы Однобокая 203 правда Жизнь Ахат Мушинский Короткий мостик из небытия в небытие называем мы жизнью. Нет ничего короче человеческой жизни. Нет ничего в нашей жизни, что нельзя было

Открытый урок по литературе в 6 классе «Б» Тема: «Сравнительная характеристика. Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказу Цель

ГЛАВА 7 ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: КРУТИЗНА И ОТСТОЙ Когда я училась в средних классах, мы всей семьей съездили в Африку. Эта поездка перетряхнула меня и сделала другим человеком. Я увидела детей моих ровесников,

Организованно образовательная деятельность в подготовительной группе 7 компенсирующей направленности. Тема: «Нет ничего дороже жизни» Цель: Познакомить детей с правом на жизнь, развивать интерес к театрально

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема: Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо» Цели урока: помочь детям осознать через сказку Д. Джекобса «Рыба и кольцо», что не стоит вмешиваться в судьбу чужих людей; развивать логическое мышление, устную выразительную

Нравственные проблемы в рассказе КГ Паустовского «Телеграмма» Урок литературы в 8 классе Технология развития критического мышления через чтение и письмо Учитель русского языка и литературы, I КК Сабинина

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Когда нужно использовать «отдыхать», а когда «отдохнуть»? Мы будем отдыхать, но не отдохнём. Мы отдыхали, но не отдохнули. отдыхать о процессе или о том, что повторяется отдохнуть о результате. Я хорошо

Тебе интересно? Не очень интересно. Вам было трудно делать домашнее задание? Я читаю роман, (какой роман?) написанный одним французским писателем. (дополнительная информация) (который написал один французский

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

ВСЕГДА ЛИ ПРАВЫ ВЗРОСЛЫЕ? (Конспект классного часа в 4 6 классах) Адаптировано Ходотовой Ю.А., учителем начальных классов из материалов Интернет https://yandex. ru/metod-kopilkau Цель: формировать у учащихся

Просыпаться проснуться Я проснулся в 7 часов и подумал, что можно поспать ещё 5 минут. Но я спал долго и проспал. засыпать заснуть (= уснуть) Он лёг спать, но не мог уснуть. Когда вы встали? В 11 часов.

Комментарии 1 Детдом детский дом; учреждение для детей, у которых нет родителей, и для детей, которым требуется помощь и защита государства. 2 Крым полуостров на юге России, в Чёрном море. (3) Не"сколько

Часть первая. Детство (1) Весна" зака"нчивается. Ка"ждый день иду"т дожди". В де"тстве я выходи"ла из до"ма, надева"ла гало"ши и до"лго смотре"ла на ту"чи. Ту"чи похо"жи на шерсть бара"на. Вот и сейча"с

Книги лидера ПВО ключ к пониманию политического и экономического устройства России и мира Значительное число россиян сторонятся политики сложно, непонятно, запутанно. Поэтому не удивительно, что их пассивностью

Художник Анна Власова Сказочные повести ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЁЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА Глава 1 ДЕТСКИЙ ДОКТОР Детского Доктора разбудило яркое солнце и ребячий смех. Детский Доктор мог целыми днями слушать этот смех.

ЭКЗАМЕН ПО РАЗГОВОРУ I, II I СЕМЕСТР Монологи: 1. О себе 2. Моя семья 3. Моя подруга (мой друг) 4. Мой обычный день и выходные 5. Мои интересы и мое свободное время 6. Моя группа 7. Моя учеба и мои планы

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

Мастер-класс: «Прием формирования смыслового чтения» Мастер-класс разработала учитель начальных классов МБОУ «СОШ 88» Раимова Лариса Анатольевна Цель: представление методического приема «Зацепка», направленного

Я не сдамся. Каждый раз, когда вы считаете, что я сделаю одно, я сделаю что-нибудь другое. К недоброжелателям я давно привыкла. Попробуйте. Синди Лаупер, поп-певица 158 Дизайнер Майк Монтейро говорит,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Она сняла квартиру около метро «Приморская». В квартире две комнаты. зубной врач Я была у зубного врача, сейчас я не могу говорить. Я ходила к зубному врачу. Зубной врач чуть-чуть говорил по-английски.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Невозможно поспорить с тем, что этот праздник праздник вечности. Из поколения в поколе Праздник День матери постепенно входит в российские

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений

Алидес под таким псевдонимом в книжном издательстве «Эпоха» вышла в свет новая книга детской писательницы, преподавателя Дагестанского государственного университета, доктора педагогических наук Наиры Алиевой.

Урок с использованием технологии РКМ. Стратегия «Чтение с остановками». Учитель: Ишутинова В.Н. Класс: 2 «Б». На уроках литературного чтения я часто использую прием «чтение с остановками». Данная стратегия

Вернись домой Урок14 Цель: Показать детям любовь Бога Отца и прощение кающегося грешника. Читать: Луки 15:11-24 История: блудный сын Принести: приз победителю Золотой стих: «Приходящего ко Мне не изгоню

Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия «Гармония»

Урок по рассказу Л. Петрушевской «Страна»

Тема:

Одиночество: счастье или беда в жизни людей.

Цель урока :

Создание условий для работы над понятием «Одиночество» при работе с художественным текстом

Задачи урока :

Развивать умение работать над понятием;

Воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия у учащихся;

Тип урока : работа с художественным текстом

Технология : развитие критического мышления через чтение и письмо

Приемы : чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование «тонких» и «толстых» вопросов, эссе

Все не ладится в этой квартире,

В этом городе, в этой стране,

В этом блёклом, развинченном мире,

И печальней всего, что во мне.

Д. Быков

Не приведи, Господь,

Чужой беды не слышать.

Не дай – то, Бог, услышав, не помочь.

Рина Левинзон

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

2.тоскующий, разочаровавшийся

3. забыт, печалится, замкнулся

4. он ушел ото всех

5. чувство

Вопрос:- Определите первое слово синквейна? (Одиночество)

Сегодня мы поговорим об одиночестве.

Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?

Запишите в тетради, как вы понимаете слово ОДИНОЧЕСТВО, и подумайте, что

может, на ваш взгляд, служить причиной этого явления

Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об

одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать,

А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы

творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они

счастливы)

Значит одиночество может дарить и счастливые минуты жизни, и самые горькие.

Оно может быть и ловушкой, попав в которую, сложно найти выход, а может быть

панацеей от всех бед.

Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое

одиночество)

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л, Петрушевской «Страна».

Как вы думаете, о чем может быть это произведение? (Фиксирует на

доске ответы учащихся)

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дала

такое название рассказу.

Стадия осмысления

Читают текст, используя прием технологии КМЧЧП,- чтение с остановками.

Фрагмент 1.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице- брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец её яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад

Вопросы: - Как живет эта женщина?

Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой

внешностью?

Какова внешность дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть её

характер?

Что мы узнаем об отцы? Какое чувство вызывает у вас описание его

внешности?

Как вы считаете, как относятся к женщине окружающие? Есть ли у неё друзья?

Почему они живут именно так?

А как, на ваш взгляд, жила раньше эта женщина?

Как вы считаете, о чем мечтают мать и дочь?

Как вы думаете, любит ли девочка ходить в садик? Где ей лучше: дома или

в садике?

Задание: - Составьте кластер – описание матери и дочери

Читают фрагмент №2

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была своя, пока блондин ходил у неё в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждёт. Ждет, пока решится там у них, на том конце провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой .

Что нового узнаём мы о женщине и её дочери?

Так чего же ждет женщина? Какое место в её жизни занимают эти посещения?

Опишите новую жену блондина? Расскажите, как живется ему теперь? Счастлив ли

он? Изменилось ли у вас отношение к нему? Почему?

Как ведет себя женщина в гостях? Как к ней относятся окружающие? Являются ли

они её друзьями?

Зачем она ходит в гости?

Задание: Дополните кластер характеристики героев (желтые ячейки)

Читают фрагмент №3

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все прошло само собой, потому что, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоём и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило на обед, будет уходить на вино,- девочка сыта в детском саду, а её самой не надо ничего.

Как вы считаете, девочке на самом деле все равно, что делает мать?

Кто виноват в том, что мать и дочь так живут?

Можно ли что-то изменить ещё?

Будет ли мать что-то менять? Дочь?

Задание: Доделайте кластер (синие ячейки)

Читают фрагмент №4

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в 9 часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Какие сны снятся девочке и матери?

Почему они не хотят просыпаться?

С чем ассоциируется слово сон в этом тексте?

Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же событием, почему?

Как, по вашему мнению, сложится жизнь этих людей дальше?

О какой же стране шла речь в заглавии?

Считаете ли вы удачным название рассказа7 Почему?

Задание: дополните кластер (розовые ячейки)

Стадия рефлексии

Сделайте вывод о жизни матери и дочери. (Они очень одинокие и несчастные люди, они мечтают о другой жизни, но не могут выбраться из своего одиночества, потому что у них нет друзей. Они создали страну, в которой счастливы, и уже не хотят из неё возвращаться. А это самое страшное. У них потерян смысл жизни.)

Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.)

А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы.)

О каком понимании одиночества идет речь в данном рассказе? (Об одиночестве забытых всеми людей)

Можем ли мы что-то сделать, чтобы таких людей было как можно меньше? (Быть внимательными к людям, понимать их проблемы и видеть пути выхода из них)

В чем главная проблема героев этого рассказа? (У них не было друзей, к ним все были равнодушны. А равнодушие окружающих может привести к гибели всего человечества, ведь даже животные заботятся друг о друге)

Задание6 Составьте синквейн - свое понимание слова одиночество

Домашнее задание :

Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

«Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.» (Сенека, римский

писатель)

«Равнодушие есть наивысшая жестокость» (М. Уилсон, американский писатель)

«Мечта могущественнее реальности» (А. Франс)

« Истинный друг познается в несчастье» (Эзоп,)

Используемая литература : Стихи Дмитрия Быкова и Левинзон Рины. Сборник «Строфы века.» Составитель Е.А. Евтушенко. Минск 1997

Дискуссионные формы работы в библиотеке. Методические рекомендации. Москва 2005



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней