Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Техника создания картины из пластилина своими руками – мастер-класс с фото и советами. Пластилиновая живопись: сделано руками Живопись из пластилина на картоне

Елена Фомина
Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района “Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный”

Фомина Елена Зеноновна,

Заместитель директора по дошкольному образованию

Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников , способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастером, но и пластилином .

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись . В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски» , как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка . Это один из самых молодых видов живописи , который стали использовать художники совсем недавно.

Пластилиновая живопись – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении . А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста .

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т. С. Комарова, Б. Б. Косминская, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.) .

Пластилину , как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.

Сделан он был из солей извести, алифатических кислот и нефтяного желе, смешанного с мелом. Состав менялся, но до сих пор это изобретение популярно. Сейчас пластилин делают из глины , воска, животного сала , озокерита - минерала, похожего на пчелиный воск, церезина, вазелина, т. е. веществ, которые не дают глине высыхать. Обязательный компонент – цветной пигмент, что делает возможным использовать его в новом качестве.

Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Для создания пластилиновой картины необходимо : набор пластилина , картон с контурным рисунком, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материал.

Выпускаются следующие виды пластилина ; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства : мягкость, пластичность , клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Пластилин – материал для лепки, последнее время его используют в рисовании. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, необходимых моделей, произведений малых форм, живописных работ .

Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание , возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация , которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина . Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев , развивается его мелкая моторика , совершенствуются его мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи , мышления и подготовку руки к письму. К тому же работа с пластилином влияет на нервную систему в целом. Пластилин – замечательный материал для лепки и для рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста .

Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт : это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука - мозг» .

Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности . Она доступна детям старшего дошкольного возраста . Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества , тем больше радости приносит он детям.

В процессе работы с пластилином необходимо :

Воспитывать бережное отношение к материалу.

Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства.

Совершенствовать умение достигать выразительность образа не только через большое сходство в форме, но и передачей характерных поз.

Формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи , используя горельеф, барельеф, налепы.

Развивать речевые навыки а процессе обсуждения изобразительных средств при создании работы , активизировать художественный словарь детей .

В результате дети способны воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделять цветовую гамму, видеть общее и выделять части предмета, его индивидуальные, характерные признаки, изображать предметы близкого, среднего и дальнего плана . Дети овладевают навыками работы с пластилином , стекой, учатся смешивать небольшие пластилиновые кусочки путем скатывания их в шарик, который размазывают пальцами на картоне, стараясь делать пластилиновый фон более тонким и ровным. Учатся использовать стеку для заглаживания фона и удаления лишнего пластилина .

Существуют некоторые техники и приемы рисования пластилином :

1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина , выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками» . Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка

4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками , как в масляной живописи .

5 способ. Рисовать пластилином можно , используя элементы «конус» : от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар» : создание образов лиственных деревьев и кустов : шар приклады-ваем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин ; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем – вправо; - выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах) : начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура; «валик» : кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета.

Приемы рисования пластилином :

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прощипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

В процессе работы с пластилином пришли к выводу , что можно использовать множество различных материалов. На гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин . И поэтому для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древплиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин . Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки , баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.

При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина . Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах : жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества .

Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными «нитями» . Толстенькие «колбаски» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно) .

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии : от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Пластилин – это материал , который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре .

На занятиях дети узнают, что существует два способа создания образа : контурный и силуэтный.

Контурный - выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.

Силуэтный - сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой .

Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.

1. Подготовить скатерть, разноцветный пластилин , основу будущей картины (картон 15Ѕ15 см или побольше, простой карандаш, ластик. Еще нам, конечно, понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка . Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Если не получается придумать - можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.

2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда ребенку будет легче ровно крепить шарики на основу.

3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. По нашему опыту начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета , отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и за-крепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.

4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.

Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» , поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает детей : их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином , узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается, получать новые оттенки, смешивая разные цвета.

Кроме того, эти занятия чрезвычайно полезны для развития мелкой моторики рук , а следовательно, для умственного развития , развития речи и подготовки пальцев к письму.

Пластилин – материал объемный , а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов . Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина .

Ребенку надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм ребенок формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски . Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Дети должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином , то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.

Для получения тонких линий и нитей ребенку можно дать поэкспериментировать с пластилином . Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином . Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детальки используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т. п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных , кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит ребенок, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия , творчество , художественный вкус.

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности ребенку будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин , не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом. Работа с пластилином трудоемкая , требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Хорошо, если в работе будут использовать и природный материал : веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии , но и поможет ему научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, высушенному и неказистому листику.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а так же развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Занятие пластилиновой живописью – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образовательно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости.

В процессе работы с детьми решаются задачи развития :

Детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи ;

Сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения , обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе;

Художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ ;

Способностей использования средств выразительности , понимания особенности живописного колорита ;

Устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка- дошкольника , его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным.

Пластилинография для начальной школы Зимний пейзаж по мотивам произведений Ю.Ю. Клевера

Мастер-класс Зимний пейзаж из пластилина для младших школьников поэтапно

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 6 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание зимнего пейзажа в технике пластилиновая живопись.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Юлия Юльевича Клевера;
-учить детей создавать живописные панно из пластилина в технике пластилиновая живопись;
-развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания, используемых цветов и оттенков в работе художника;
-совершенствовать навыки работы с пластилином;
-воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.
Живопись пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объёмного изображения, то есть скульптуры. Пластилин-благодатнейший материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина-от тонких полотен, почти не отличимых от живописи, до выпуклых барельефов.

Здравствуйте, уважаемые гости. Нет в России человека, да и за её границами, который бы не знал произведений Шишкина, Репина, Левитана. Клевер - менее известен. А ведь иметь его картины в дореволюционной России считалась хорошим тоном, репродукции его пейзажей множились, он был любимцем царской семьи и всей России. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) - российский художник. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).


После революции мастер был незаслуженно забыт его творчество не особо было востребовано. Его картины - аполитичны, его упрекали вообще в некоторой шаблонности, стандартности.. Но - это ведь пейзажи. Что хотим? Но есть в них что-то, что мне вот лично греет душу и вызывает восхищение. Можно написать пейзаж с натуры, но не затронуть абсолютно ничем. Юлий Юльевич Клевер выработал свой особый и неповторимый стиль письма. Оригинальность стиля Клевера состоит в использовании неожиданных эффектов освещения.
Автор потратил большое количество времени и сил, изучая гамму закатов и вечернее освещение предметов и неба. По словам автора, такие картины он мог писать при любых обстоятельствах и в какой угодно обстановке.
Работы мастера высоко оценивались его современниками - созерцание приглушенной красоты Прибалтики дарит умиление и тихую радость. Его работы покупали многочисленные журналы и газеты, выпускались тиражи открыток для коллекционеров.
К 1880 году популярность авторского почерка среди любителей живописи достигла такой величины, что, не справляясь с заказами, он начал привлекать к работе своих учеников, открывая многочисленные «клеверные мастерские».
"Зимний пейзаж." Клевер Ю.Ю


Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился 19 (31) января 1850 года в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии). Его родители не имели к искусству никакого отношения, его отец, немец по происхождению, носивший фамилию фон Клевер, был магистром химии.Тем не менее, маленький Юлий с детства стал проявлять наклонности к рисованию, а его родителям скоро стало совершенно ясно, что у мальчика большой художественный талант. К увлечению сына рисованием они отнеслись серьезно, и на семейном совете решили отдать Юлия учиться к опытному художнику. Им оказался профессиональный педагог и живописец Карл Кюгельхен, немец по национальности.
В течение целого года, окончив ежедневные занятия в гимназии, юноша шел на урок своего учителя рисования. В 1867 году молодой художник заканчивает свою первую картину – копию полотна знаменитого в то время немецкого художника-пейзажиста Освальда Ахенбаха. Учитель Карл Кюгельхен остался доволен этой работой своего ученика. Когда же курс гимназии был окончен, перед юношей стал вопрос, где и как продолжать свое обучение. Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем. После чего он продолжил учиться в Петербургской Академии художеств сначала в архитектурном классе, по настоянию родителей, а затем в пейзажном у С.М. Воробьева и М.К. Клодта.
"Последние солнечные лучи."Клевер Ю.Ю


Профессор С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал скучно, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ю.Ю. Клеверу хотелось писать другие картины, но его учителя так и не оценили смелые замыслы молодого художника. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы казались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры". Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Он поставил перед собой цель не окончить Академию, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Ю.Ю. Клевер знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.
Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: в 1870 году Клевера исключили из Академии. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
"Заброшенное кладбище зимой."Клевер Ю.Ю


Художник довольно рано получил признание зрителей. В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села".
"Перед грозою."Клевер Ю.Ю


И снова добился успеха – картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств.
"Закат."Клевер Ю.Ю


В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк". В 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле".
"Запущенный парк."Клевер Ю.Ю


И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
"Берёзовая роща."Клевер Ю.Ю


В 1878 году Юлий Клевер стал академиком. Впоследствии художник не раз копировал свое произведение «Старый парк в Мариенбурге», за которое он был удостоин этого звания. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
"Старый парк."Клевер Ю.Ю


В поисках новых сюжетов Ю.Ю. Клевер в 1879 году со своим приятелем В.В. Самойловым уехал на остров Нарген (в Финском заливе), виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили целое лето. Самойлов рисовал в свой альбом, а Клевер один за другим делал этюды. Художник буквально купался в лучах собственной славы, практически все его картины приносили ему славу и успех.
По мнению искусствоведов, 30-летний возраст стал рубежом для художника. Вершиной взлета и началом падения оказался 1880 год, когда Юлий Юльевич за картину «Лесная глушь» получил звание и кафедру профессора Академии художеств. Академия предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую – ту самую квартиру и мастерскую, которую ранее в течение 60 лет занимали знаменитые педагоги живописи – М.Н. и С.М. Воробьевы. К тому времени художник уже был не один, в свою квартиру Юлий Клевер переехал вместе с молодой женой.
«Лесная чаща.»Клевер Ю.Ю


В Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. На острове Нарген художник написал несколько знаковых для его творчества работ. Произведение «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений.
«Деревня на острове Нарген.»Клевер Ю.Ю


Картину «Остров Нарген» купил великий князь Александр Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Картину «Лес зимой» приобрёл для своей коллекции император Александр III.
«Зима.Сосновый бор.»Клевер Ю.Ю


После возвращения в Петербург Юлий Клевер устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой «фирменный клеверовский» почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали.
В последние годы Клевер жил в Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. Его дети - дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар – унаследовали талант отца, однако им не удалось превзойти отцовское мастерство.
"Зимний пейзаж с избами у реки."Клевер Ю.Ю


Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день. При этом, деньгам он счета не знал: известен случай, когда художник зафрахтовал пароход, чтобы вместе с артистами Александринского театра встретить рассвет в открытом море. Эта идея разорила художника, что, впрочем, не отразилось на его отношении к жизни.


Юлий Клевер - один из немногих художников, творчество которого на протяжении долгого времени остается одинаково востребованным. Этот факт, несмотря на критику самого художника, свидетельствует о правильности выбранного им когда-то творческого пути.
"Зимний пейзаж с лесной речкой."Клевер Ю.Ю


В последние годы у Клевера редки были картины, целиком написанные им: обычно работала группа менее талантливых художников (Розен, Оболенский и др.). Они подготавливали картину, Клевер же поправлял и подписывал... Подлинный Клевер - большая редкость». По мнению искусствоведов, это свидетельство объясняет обилие «клеверков» не только в антикварных магазинах и галереях, но и во многих частных собраниях и в провинциальных музеях.
"В парке Гатчинского дворца."Клевер Ю.Ю


Живопись Ю.Ю. Клевера была очень популярна как при его жизни, так и впоследствии. Он всегда считался мастером, востребованным художественным рынком и публикой. Он оставил большое художественное наследие, а его произведения находятся в самых крупных галереях и музеях России – в Третьяковской галерее их пять (две приобретено лично Павлом Третьяковым), в Русском музее – девять. Тем не менее, само имя художника Юлия Юльевича Клевера в СССР старались не вспоминать в течение нескольких десятилетий. Так как до революции Клевер считался салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, он сам и его творчество были признаны ненужными и вредными для "строителей коммунистического общества". И все же, Ю.Ю. Клевер не был окончательно забыт: его картины и сейчас пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, волнуют миллионы поклонников живописи.
"Зимний пейзаж с соснами."Клевер Ю.Ю


Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
"Зимний закат."Клевер Ю.Ю


Особое место занимала тема зимней природы в творчестве Юлия Юльевича, он часто обращался к зимнему пейзажу, находя в нём красоту и неповторимую прелесть. Он передавал свои особые чувства через краски, свет и тень. Его картины несут необычайное очарование, сказочность и таинственность, его белоснежная зима играет радугой красок и приводит в восторг. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
"Зимний пейзаж с избушкой."Клевер Ю.Ю


Материалы и инструменты;
-чёрный катрон
-пластилин
-стека
-доска для лепки
-рамка

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с фона картины. Голубым пластилином будем изображать небо. Кончиком стеки набираем немного пластилина, затем размазываем пластилин на картоне, рисуем стекой.


Пластилин наносится очень тоненьким слоем, как при работе гуашью. Голубой цвет наносим местами, оставляя промежутки чёрного фона. Пластилин наносится на картон, а затем размазывается стекой. Фон выполняем примерно на треть листа.


Теперь берём более тёмный оттенок голубого пластилина. Этим цветом рисуем между светло голубым и чёрным, и опускаем фон неба в этом цвете до середины листа.



Берём синий пластилин, и этим цветом также добавляем пластилиновые мазки среди ранее нанесённых.


И заканчиваем фон неба фиолетовым цветом. Создаём в нижней части картины два полукруглых холма.


Затем нам понадобится белый цвет, будем рисовать белоснежные сугробы. Также на стеку набираем маленькие кусочки белого пластилина и размазываем их в области пригорков.


Затем будем работать пальчиками. Отщипываем маленькие кусочки белого пластилина, разогреваем их, разминаем пальчиками. Пластилин в маленьких порциях очень быстро нагревается и потом прекрасно поддаётся размазыванию. Белым пластилином мы выделим более конкретно силуэты заснеженной земли.
После нам понадобится самый светлый оттенок голубого, для ёлочки. Отрываем небольшие кусочки пластилина и формируем из них силуэт ёлки.



Кусочки голубого пластилина слегка размазываем по картону и соединяем между собой. На небо помещаем луну, белый шарик расплющиваем на поверхности работы.


Теперь снова работаем стекой. Белым пластилином рисуем блики, снег на ветках ели, и сияние вокруг луны.


Теперь добавляем снежных сугробов. Просвечивающий чёрный цвет картона сыграет роль света и тени. И дополнительную тень от дерева сделаем с помощью стеки, уберём с работы излишки пластилина.


Ну вот, работа готова, при желание можно поместить в рамочку.


Второй вариант работы немного сложнее, но принцип работы тот же. Сначала берём белый цвет, набираем немного пластилина на стеку и намечаем контуры будущего пейзажа реки.

Қарағанды қаласының білім бөлімі

121»Айналайын» бөбек- бақшасы ҚМҚК

Отдел образования города Караганды

КГКП №121 я\с «Айналайын»

Выполнила воспитатель II категории

Давыдова Е.Н.

Консультация для педагогов

Тема: «Пластилиновая живопись»

Г.Караганда

2015г

Пластилиновая живопись

    Введение

    История создания пластилина

    Виды пластилина

    Виды пластилиновой живописи

    Литература

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в значительной мере решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной деятельности. Название говорит само за себя – это создание картин посредством пластилина.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер, фармацевт из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку, средство для очистки обоев от пятен. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины.

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую. Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Пластилин- от греческого слова, в переводе –лепной. Ранее пластилин изготавливался из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид, каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших , произведений малых форм.

В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для здоровья. Лепить из такого материала очень легко. Шарики интенсивно массажируют пальцы, цвета очень легко смешиваются. Шариковый пластилин – отличное средство для развития моторики.

Отскакивающий пластилин. Этот материал отличает наибольшая мягкость и пластичность. Самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он становится похожим на резину и легко пружинит и отскакивает от любых поверхностей. С поделками из такого пластилина можно потом играть, как с мячиком или "прыгуном".

- «Жвачка для рук» ( от англ. HandGum ) – этот пластилин можно назвать наиболее высокотехнологичным и современным материалом, он способен принимать любую форму. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. Он не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен и гипоаллергенен.

«Классический пластилин»- Предназначен для лепки и моделирования в детском творчестве. Пластилин не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные цвета, которые легко смешиваются друг с другом. Упакован в картонную коробку. Стек в комплекте. Срок годности не ограничен.

«Восковой пластилин» - не пахнет, приятен на ощупь, очень пластичный, недорогой, рекомендован педагогами, большое разнообразие цветов, мягкий, не липнет к рукам, безопасный для детей. Недостаток при хранении в открытой коробке высыхает

«Плавающий пластилин»- Плавающий пластилин от - это неповторимое качество. Все цвета могут быть легко смешаны друг с другом. Легко размягчается в руках, но не липнет к ним. Легко смывается водой и не тонет в воде. Соответствует европейским стандартам и абсолютно безопасен для детей, не содержит вредных примесей и красителей.

«Флуоресцентный пластилин восковой»- используется для лепки фигурок и мелких декоративных предметов. Очень мягкий, яркий, пластичный, не липнет и не пачкает руки, обладает уникальными свойствами - светится в темноте. 8 цветов. Стек для моделирования в комплекте. Упаковка - картонная коробка. Срок годности не ограничен.

«Скульптурный пластилин»- используется для более серьёзных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и модельных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

«Съедобный пластилин»- Это необычный пластилин, он создан на основе съедобных продуктов, абсолютно безопасен для малышей и не прилипает к рукам! Пластилин делается на основе натуральных съедобных продуктов, поэтому даже если ребенок проглотит его, ничего страшного не случиться. Состав: мука, вода и другие пищевые ингредиенты. Пластилин затвердевает на воздухе, что позволяет делать любимые фигурки, а если игрушка надоела - можно убрать в банку, залить водой и снова получится обычный пластилин.

Преимущества пластилина для детского творчества-

Пластичность. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить поделку любой сложности, от примитивной колбаски, до сложной многофигурной композиции.

Возможность корректировки. Не получившуюся часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальное изделие. Это очень важно именно для детского творчества, когда ещё не окрепшая детская психика порой не выдерживает длительной кропотливой работы.

Безопасность . Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для творчества. Для лепки не нужны ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно испачкаться, получить занозу, удариться или обжечься.

Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук. Развитие рук ребёнка и развитие речи тесно взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и правильное, точное артикулирование звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию фантазии, развивает пространственное мышление, вырабатывает упорство и кропотливость и вообщем можно ещё долго продолжать этот список.

Для пластилиновой живописи лучше всего использовать скульптурный пластилин, классический, восковой. Пластилиновая живопись- рисование картины пластилином. Выполняется в технике барельеф, горельеф, пластилинография.

Барельеф- разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Если более - рельеф называется (высокий рельеф).распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи : первые барельефы, горельефы - глубоко высеченные или тёсаные . Барельефы также часто помещаются на памятников, на , , , .

Для работы с детьми по пластилиновой живописи лучше всего подходит техника пластилинографии.

Пластилинография- картина выполненная на твердой поверхности пластилином. Пластилнография- два смысловых корня «графика»- рисунок, «пластилин»- материал, которым работают.

Этот вид деятельности предполагает изображение полуобъемных объектов, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится совмещение видов изодеятельности, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения.

Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилиновой живописи с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, математикой и т. д.) .

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения, обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Образовательные:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилиновой живописи проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Занятия лучше проводить в вечернее время, индивидуально или коллективно.

Техника выполнения работ

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой т ак называемый стиль, или почерк .

Пластилин можно накладывать большими сочными мазками, что передае т желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию под вижности, мерцания, изображение получается слегка рельефным, что выглядит очень привлекательно.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно». Перед началом работы основу- картон обязательно нужно загрунтовать, в условиях детского сада лучше всего подходит способ ламинирования скотчем, т.к. на гладкую поверхность основы пластилин ложится очень легко, детские пальчики не испытывают болезненного трения о поверхность картона или другой основы.

За основу работы можно взять стекло, но для младших дошкольников такая основа может быть опасна.

Перед ламинированием основы, на картон нужно нанести рисунок, изображение, которое будет закрашено пластилином. Старшие

дошкольники могут выполнять работу по замыслу без предварительного рисунка.

Работу можно выполнять скульптурным пластилином или цветным. Если работы выполняется пластилином одного цвета (скульптурным), то поделку лучше выполнять в технике барельеф. Сначала на основу наносится рисунок, далее пластилином закладывается фон рисунка, затем выполняется сам рисунок. Рисунок должен выделяться своей рельефностью над фоном. Готовую работу можно оставить одного цвета, можно раскрасить красками. Для этого картину нужно покрыть обзежиривающей смесью, очень хорошо подходит зубная паста (не токсична, безопасна для детей). После того, как нанесенный слой смеси высохнет работу можно раскрасить любыми красками по желанию.

Для выполнения картины цветным пластилином можно использовать следующие приемы: смачивать пальцы в воде, тогда поделка приобретает гладкость, эффект керамики, нагревая пластилин в пластмассовом шприце (шприц для крема), пластилин приобретает полужидкое состояние, выдавливая шприцем размягченный пластилин, можно получить изящные линии, рельефы.

Выполняя поделку можно использовать не только руки, но разнообразные стеки.

После окончания работы, обязательно нужно вымыть руки с мылом, смазать руки детским кремом.

Во время работы обязательно нужно следить за освещением в помещении, за осанкой детей, длительностью занятия, делать подвижные физминутки.

Длительность занятия должна соответствовать возрастным требованиям.

Пластилиновая живопись имеет огромный прос тор для фантазии маленьких художников, обеспечивает своевременное, всесторо ннее развитие личности ребенка уже с раннего возраста с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты .

Литература:

И.А.Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги «Карапуз»

Т.Давыдова «Лепим из пластилина и соленого теста» Стрекоза пресс» 2004г

Г.Н.Давыдова «Пластилинография 2»

О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева

«Пластилиновая картина» «Мозаика- синтез» 2011г

Е.В.Чернова «Пластилиновые картины» «Феникс» 2006г

Т.Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» «Сфера» 2010г

«Уроки лепки с магом Пластилинкиным»

компьютерная программа серия «Развивашки»

25858

Пластилинография (или пластилиновая живопись) - это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.

Занятия можно начинать с двух - трёх лет , обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии "Открытка с пингвиненком". Для детей старше 5 лет, с мамой 3+.



Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии - развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Скачать шаблоны для лепки

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть - семь лет - переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести - семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов - пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам - барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» - изготовление рамок, альбомов и т. п.

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы - сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям - это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества - доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом - мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки - специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы - жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Видео - урок по лепке

Лепим новогоднего пингвина http://artplastilin.ru/intro/

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить - длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику - размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов - палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма - множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов - объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная) . Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности - стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная . В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная . В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная . Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная . В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная . В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида - барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

Живопись - это один из самых сложных видов искусства. А человек - это существо, которое всегда старается облегчить себе жизнь. И так как люди любят искусство, да и творить хочет каждый второй, была придумана пластилиновая живопись.Выполнить работу в такой технике сможет даже ребенок. Тут главное - терпение. Ведь в отличие от масляной картины, пластилиновая не может не получиться. Сегодня мы хотим предложить несколько идей для творчества и вдохновить на создание шедевра.

Немного о пластилиновой живописи

Этот вид искусства появился сравнительно недавно, в конце прошлого века. До этого художники из пластилина лепили объемные фигуры. Часто этот материал использовали, да и используют в настоящее время, скульпторы, чтобы быстро сделать какую-либо форму.

Технику пластилиновой живописи изначально осваивали только дети. Художники считали это баловством. А вот воспитатели в детском саду с удовольствием размазывали с детьми пластилин по картонке. Этот процесс развивает мелкую моторику, воображение и помогает окрепнуть мышцам рук. Но со временем пластилиновая живопись вышла за рамки детского сада, и сегодня у нее много поклонников среди взрослых людей. Правда, профессиональные художники до сих пор считают этот вид искусства слишком примитивным. Но на самом деле, он не примитивный, а декоративный. И точно имеет право на существование.

Виды такой живописи

Как и в любом искусстве, с его развитием появляется много различных техник, в которых можно творить. Какие же виды пластилиновой живописи существуют?

  • лепка мазками;
  • рельефная лепка;
  • работа по шаблону;
  • лепка из жгутов;
  • контурное создание работ;
  • лепка горошком.

Каждая из разновидностей такой живописи требует своего материала. Виды пластилина бывают разными. Есть мягкий материал, который хорошо размазывается по поверхности. А есть твердый пластилин, который хорошо держит форму.

Материалы, которые необходимы для работы

Чтобы создать картину в технике пластилиновой живописи, нужно приобрести все необходимое. А что же потребуется для работы? Различные виды пластилина. А какие они бывают? Пластилин бывает:

  • обычный;
  • парафиновый;
  • восковой;
  • шариковый;
  • флуоресцентный;
  • скульптурный;
  • застывающий.

Помимо пластилина, понадобятся стеки. Это такие пластиковые ножики. Обычно их вкладывают в большие наборы пластилина. Но если вы решили заняться делом серьезно, то приобретите качественные деревянные стеки.

Основой для любой работы должна быть или картонка, или кусок ДВП. Второй вариант предпочтительнее.

Еще могут пригодиться различные салфетки и тряпочки.

Новогодний пейзаж

Уходя на зимние каникулы, дети, а часто и взрослые, не знают чем себя занять. Попробовать себя в качестве пластилинового живописца может каждый. Результат своего творчества будет вдохновлять в течение всего года. Как же создать картину в технике пластилиновой живописи? Новый год станет отличным сюжетом для изображения. Сначала нужно карандашом на картонке нарисовать эскиз. Это может быть домик, мост, речка и заснеженные деревья. Эту картину будем создавать в двух техниках: лепки мазками и лепки горошком. Первым делом рисуем фон. Берем пластилин голубого цвета, разминаем его в руках, отрываем небольшой кусочек и намазываем его на картонку. Втирать материал нужно сильно, чтобы сцепка получилась качественной. Для того чтобы уменьшить расход пластилина, фоновый слой нужно делать тонким. Голубые мазки следует чередовать с белыми и темно-синими. Это будет река. Дальше рисуем закат. Он будет фиолетово-розовый. Второй этап работы - это вылепливание второго плана. Это будет домик, мост и елки. Дом создаем следующим образом. Скатываем из пластилина маленькие разноцветные шарики и заполняем ими контур. Финальное действие - это прорисовка деревьев, стоящих на переднем плане. Ствол изготавливаем привычным способом размазывания пластилина, а ветки делаем из жгутов.

Стилизованное дерево

Эту работу мы будем изготавливать очень необычным способом. Для создания картины понадобится шприц. Снимаем с него иголку, погружаем в цилиндр пластилин и вставляем поршень. Первый шприц заполняем темно-зеленым материалом, а второй - светлым. Теперь подогреваем в кастрюле воду и кладем туда шприцы. Когда пластилин немного поплавился, можно начинать работу. Достаем шприцы и выдавливаем на картонку колбаски. Чередуем темный и светлый пластилин. Колбаски наклеиваем полукругами, как бы создавая эффект холмистой местности. Когда трава готова, промываем шприцы и заполняем их синими оттенками пластилина. Подогреваем материал и начинаем рисовать небо. Делаем его прямыми полосками, чередуя несколько оттенков. Там, где будет солнце, нужно оставить свободное пространство. По аналогичной методике создаем небесное светило, дерево и стилизованные яблоки. Пластилиновая живопись - интересное занятие, а метод работы со шприцем является одним из самых простых, но при этом очень эффектным.

Верба

Одно из интересных досуговых занятий - это пластилиновая живопись. Мастер-класс по изготовлению букета вербы читайте ниже. Для создания такой картины понадобится цветной картон и пластилин синего, голубого, коричневого и белого цветов. Подготавливаем материал. Начинать нужно с разминания голубого и синего пластилина. Когда материал станет мягким, следует скатать из него колбаски. Теперь нужно разделить лист картона визуально на три части. Низ листа будет занимать вазочка. Намечаем ее середину и начинаем в этом месте закручивать колбаски в улитку. Следует чередовать голубой и синий цвета.

Когда большой круг будет готов, сверху и снизу обрамляем его прямыми колбасками. Теперь приступаем к изготовлению веток вербы. Для этого нужно накатать колбаски из коричневого пластилина. Выкладываем ветки в произвольном порядке. Желательно, чтобы их получилось нечетное количество. Собираем почки вербы. Для этого следует скатать маленькие коричневые и белые колбаски. Соединяем их друг с другом. Теперь почки нужно приклеить к веткам - и картина будет готова.

Гжель

Пластилиновая живопись может быть выполнена по мотивам народного промысла. Например, гжели. Создадим из жгутов изображение птицы. На картоне нужно нарисовать контур курицы. Рисунок можно скопировать с образца, приведенного выше, или же придумать свою картинку. Дополнять птицу будет цветочный орнамент, расположенный сверху и снизу. Для изготовления данной работы понадобится шприц. Наполняем его пластилином, разогреваем в кастрюле и приступаем к творчеству. Тонкими жгутами выкладываем хвост и контур птицы, а также орнамент. Дополнить изображение нужно толстыми полосками голубого и синего цвета. Вручную катаем колбаски и немного приплющиваем их пальцами. Создаем орнамент внутри птицы. Стеком или ногтем на толстые колбаски следует нанести узор в виде надрезов. Из раскатанного пласта пластилина вырезаем контур головы. Осталось разместить мелкие детали. Скатываем шарики из синего пластилина и размещаем их в соответствии с рисунком. В качестве цветовых акцентов следует расставить белые точки. Их нужно сделать из шариков и приклеить в центр синих кружков.

Парусник

Работы в технике пластилиновой живописи выглядят красиво и оригинально. Перед началом работы нужно создать эскиз. Берем тонированный картон и рисуем контур парусника и волн. Для создания изображения нам потребуется разогретый в шприцах пластилин. Когда материал немного подтает, приступаем к работе. Тонкими жгутами выкладываем силуэт лодки. Красиво будет смотреться растяжка от коричневого к белому. Когда корпус готов, нужно сделать паруса. Их тоже рисуем жгутами, выдавленными из шприца. А вот флаги придется сделать вручную. Осталось дополнить картину волнами. Делаем барашков из пластилина. Подбирать материал нужно тщательно, чтобы цвета красиво сочетались друг с другом. Если в вашем наборе нет подходящего оттенка, его следует сделать самостоятельно, смешав синий пластилин с белым. В качестве дополнения можно над парусником приклеить чаек. Обрамить работу следует с помощью пластилина. Нужно скатать две колбаски и скрутить их в жгут. Если в жгуте произошел разрыв, лучше его переделать. Дополнить такую работу можно ракушками и металлической фурнитурой в виде якоря.

Девочка в лодке

Создать такую картину под силу только опытному мастеру. Пластилиновая живопись из шприца требует сноровки. Перед тем, как непосредственно приступить к работе, следует нарисовать эскиз. Затем необходимо разогреть пластилин в шприцах. Причем делать это придется партиями. Как альтернативный вариант, можно оставлять неиспользованные шприцы с пластилином лежать в теплой воде, чтобы материал не застывал. Первым делом следует изготовить лодку. Она делается из оттенков коричневого и желтого пластилина. Справа будет тень, а слева - свет. Это нужно учитывать, заполняя контур лодки жгутами.

Когда плавательное средство готово, переходим к изготовлению девочки. Мазками создаем ей лицо и руку, а затем жгутами выкладываются волосы и платье. И опять нужно помнить про свет и тень. Справа волосы будут темнее, а слева светлее. Платье стоит делать послойно, и начинать изготавливать его следует с конца, то есть с подола. Ярус за ярусом накладываем жгуты, создавая эффект объемных рюшиков. Переходим к финальной части - "рисуем" море. Волны будут выглядеть как закрученные улитки. Их тоже нужно изготавливать послойно, чтобы создавался эффект заднего и переднего плана. Некоторые круги можно подчеркнуть белыми полосками - это будут блики. Из жгутов делаем рамку, а сверху можно изобразить волну, чтобы показать бесконечность водной стихии.

Жирафы

Сотворить животных из пластилина - легкая задача. Причем делать фигурки на плоскости даже проще, чем лепить их в объеме. Как же "нарисовать" картину с двумя жирафами? Первым делом нужно мазками мягкого пластилина сделать фон. Затем вылепить фигурки животных. Создаются они следующим образом. Для изготовления большого жирафа раскатываем пласт пластилина. Из него вырезаем два овала, один небольшой, а другой удлиненный, и прямоугольник с мягкими краями. Все это в нужной последовательности приклеиваем на фон. Из толстых колбасок следует создать ноги, хвост и рожки. Уши должны иметь форму капель. Теперь нужно декорировать животное.

Из фиолетового пластилина изготавливаем копыта и шарики на рожки. Из желтых кругов делаем пятна и кисточку хвоста, а из черных шариков - глаза и нос. По аналогии создаем маленького жирафа. Теперь переходим к изготовлению деревьев. Прямоугольники коричневого цвета с мягкими краями станут стволами. Их можно декорировать жгутами в тон. Из зеленого пластилина катаем шарики и расплющиваем их. Таким образом создаем листву. На деревья можно посадить разнообразных птиц.

Социальная работа

Детям можно прививать бережное отношение к братьям нашим меньшим разными способами. Один из них - это лепить животных из пластилина. Желательно, чтобы в работе поднималась какая-то социальная проблема, например, дружба человека и собаки. Приступить к изготовлению этой картины из пластилина нужно со втирания материала в фон. Затем необходимо изготовить задний план - это могут быть окна и кирпичи, которые выглядывают из-под облупившейся штукатурки. На переднем плане мазками изображаем девочку с зонтом и собаку. Осталось дополнить композицию каплями дождя и символической надписью.

Зимняя картинка

Пластилиновая живопись для детей - это не только способ скоротать время. Благодаря такому творчеству развивается мелкая моторика, а также воображение и терпение. Создать картинку на зимнюю тематику можно не только на картонке, но и на одноразовой бумажной тарелке. Закрываем это изделие синим и белым пластилином, который втираем в картон мазками. Теперь из прямоугольников выстраиваем избушку. Дополняем ее окошком. Изготавливаем крышу. На переднем плане следует зелеными мазками "нарисовать" разлапистую елку, а из жгутиков сложить ветки рябины. Дополнить композицию нужно снегирем, месяцем и хлопьями снега.

Собака

Создать любое животное будет легко, если распечатать его контур на принтере. Объектом нашего творения станет собака. Пластилиновая живопись может быть не только реалистичной, но и декоративной. Поэтому будем делать животное разноцветным. Греем кусок пластилина в руке. Мазками этого цвета украшаем различные части собаки. Потом берем другой оттенок и проделываем то же самое. Работа будет закончена, когда на собаке «живого места не останется», то есть она вся будет состоять из мазков пластилина.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней