Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внесценических персонажей в горе от ума. Сценические и внесценические персонажи комедии А

Комедия “Горе от ума” - одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии - борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни - “века нынешнего” и “века минувшего”.
Грибоедов - новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, - говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.
Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы. Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к “веку минувшему”, либо к “веку нынешнему”, тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.
Используя реплики, упоминания, автор вводит в комедию один за другим внесценические персонажи, насыщая картину все более яркими красками.
Так, мы узнаем и о “Несторе негодяев знатных”, который своих преданных слуг выменял на “борзые три собаки”, и о помещике-театрале, не согласившем “должников к отсрочке”, и в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двух арапчонков на ярмарке достал”, и тот, у кого “на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи”.
Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который “на золоте едал” и ездил “вечно цугом”, “при государыне служил Екатерине”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и “при дворе приветливое слышит слово”, а главное - “в чины выводит и пенсии дает”. Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его- Кузьма Петрович, “с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат” - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: “При трех министрах был начальник отделенья”, - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, “пустейший человек из самых бестолковых”. Это и отец Молчалина, который завещал сыну “угождать всем людям без изъятья”, это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за “покровительством”. Также это “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ”.
Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь”). Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию “со страхом и слезами”, но здесь нашли, что “ласкам нет конца”. Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, “подбитый ветерком”, - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.
Ко второй группе внесценических персонажей “века минувшего” относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.Григорий, и “любитель” итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- “ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист”. Вот те, которые решают “важнейшие” вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: “Шумим, братец, шумим”.
Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители “века нынешнего”. Это профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”: “Где, укажите нам...”, “Пускай теперь один из нас...”. Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.
Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.

Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.

Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь. Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ. И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.

Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить...”) и Максим Петрович:

Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.

Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.

Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, - притом чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”. Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются. Это “судьи” московского общества.

Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: “Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей”, а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.

В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.

“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.. Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: “Ученье - вот чума, ученость - вот причина”. Далее - племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор”. А также среди внесценических персонажей “века нынешнего” - вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы...”

Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.

В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение “картины нравов” Москвы 10-20-х годов XIX века более полным.

Сен 16 2015

«Горе от ума» - удивительное. В первой четверти XIX века вошло оно в русскую литературу, в культурную и общественную жизнь страны и с тех пор не только не устарело, но привлекает все больше внимания литературоведов и историков. Кроме того, мы нередко начинаем цитировать «Горе от ума», еще не прочитав его. С детства мы относимся к героям , как к своим знакомым. Особенно интересно то, что мы одинаково живо представляем себе и тех героев, которых можем увидеть на сцене, и тех, кто лишь упоминается в комедии, порой - одной фразой. Княгиня Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна, французик из Бордо, князь Федор - все они известны читателям как персонажи «Горя от ума». Однако на сцене они не появляются.

В комедии можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях. Богатство «Горя от ума» внесценическими персонажами объясняется в первую очередь тем, что Грибоедов создавал свою комедию в тот период, когда на русской сцене господствовал классицизм. Как отмечал В. Г. Белинский, Грибоедов во многом сумел переступить жесткие законы этого художественного метода. В то же время полностью отрешиться от устоявшихся и официально признанных норм классицизма было тогда практически невозможно. Грибоедов строго следовал в своей комедии правилу единства времени и места, входящему в число законов классицизма.

Наверняка это усложняло работу над произведением, в котором важно не только настоящее, но и прошлое героев. В «Горе от ума» дана широкая картина жизни московского общества, хотя не имел возможности показать читателю и зрителю ни Чацкого и Софьи, ни поездки «на поклон» к влиятельным лицам, ни службу Чацкого и Горича, ни собрание в Английском клубе. Принцип единства места мешал Грибоедову вынести действие за рамки дома Фамусовых, то есть показать многие картины жизни московского дворянства. Они оживают в благодаря страстному красноречию Чацкого, а также в словах других героев. Большинство внесценических персонажей лишь упоминается, но говорится о них при этом очень много.

Восклицание Фамусова в конце пьесы: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна, - сразу же ставит эту женщину на один уровень с такими известными и уважаемыми дамами, как Татьяна Юрьевна. Их характеристику можно найти в нескольких репликах Молчалина. Во-первых: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв… Итак, Татьяна Юрьевна и ей подобные - дамы высшего света не только Москвы, но и Петербурга.

Татьяна Юрьевна - сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. Эта деталь характеристики тесно связана с сюжетной функцией внесценических персонажей - светских дам в «Горе от ума». Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна распространяют информацию, выходящую за рамки единства времени и места. Татьяна Юрьевна через Молчалина передает зрителю весть о неудачной государственной деятельности Чацкого, а княгиня Марья Алексевна разнесет по Москве сплетни о Софье уже после происшедшего на сцене. Светские дамы из числа внесценических персонажей комедии осуществляют своеобразную связь между местом и временем действия и тем, что было, будет или происходит за пределами дома Фамусовых. Во-вторых, Молчалин советует Чацкому: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам… …частенько там Мы покровительство находим, где не метим.

Еще одна деталь характеристики и новая смысловая функция, относящаяся ко многим внесцени-ческим персонажам комедии. Татьяна Юрьевна - влиятельное лицо, на поклон к которому принято ездить в поисках покровительства. Это уже характеристика не одной женщины, а всего московского дворянского общества. Не таланты, не ум, а связи и высокое покровительство решают человеческую копирование запрещено 2005 судьбу. Такая смысловая функция - раскрытие принципов, нравов, отношений светского общества - присуща большинству внесценических персонажей «Горя от ума». Слова Молчалина о Татьяне Юрьевне, о покровительстве вступают в противоречие со взглядами Чацкого еще до того, как разгорается конфликт между героем и обществом.

Чацкий с его словами: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким И прекрасным, - оказывается враждебным не только немногим представителям общества, что присутствуют на сцене, но и Татьяне Юрьевне, и множеству других внесценических персонажей. Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою. Среди них выделяются три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными, но наиболее важные.

Это те, кого ставят в пример в фаму-совской Москве: Кузьма Петрович («…богат и на богатой был женат…»), Максим Петрович и Фома Фомич.

Для Чацкого комична выдвижения по службе Максима Петровича, а произведения Фомы Фомича - пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом. Благодаря тому, что в комедию введены такие внесценические персонажи, мы начинаем понимать, каковы мерила ценностей в том мире, который возмущает Чацкого.

Противоречие между героем и обществом становится закономерным. Все эти впечатления постепенно накапливаются у читателя и зрителя. Еще не начался бал у Фамусовых, а мы уже находимся в напряженном ожидании взрыва, который произойдет после объявления Чацкого сумасшедшим. Одна из сюжетных функций внесценических персонажей - усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа - глубоко возмутить главного , заставить его выступить с горячей речью, перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. С этого момента положение главного героя становится трагическим. Смысловая функция «французика из Бордо» полемическая.

Его взгляд на Россию со стороны вызывает у Чацкого мысли о необходимости истребить «нечистый… дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Этот вопрос обращен к залу, к читателю.

Особое место в комедии занимают Репетилов и целый ряд связанных с ним внесценических персонажей. Барон фон Клоц в министры метил, А я- К нему в зятья… - рассказывает Репетилов. Можно ли больше сказать о себе одной фразой?

Карьеризм, двуличие Ре-петилова несомненны. Внесценические персонажи барон фон Клоц, его жена и дочь помогают нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого. Вместе с Репетиловым перед нами возникает его общество, не менее опасное для Чацкого, чем фаму-совское: …во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный!

нас со смеху морит!.. Другой - Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он ? о! диво!.. Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!!..

В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто… Этот «секретнейший союз», эти ничтожные люди извращают идеи, которые дороги Чацкому. Грибоедов метко и резко выступает против глупости. Бессмысленное повторение чужих слов, шумиха убивают идею. Этого не может понять глупец Репе-тилов и пока лишь смутно чувствует Чацкий.

Понять это должны мы - читатели и зрители комедии. В «Горе от ума» множество тайных и явных врагов Чацкого, как среди действующих лиц, так и среди внесценических персонажей. Те же, кого можно условно отнести к «лагерю Чацкого», не входят в число присутствующих на сцене. Если бы хоть один из них был действующим лицом комедии, не создалась бы ситуация, которую И. А. Гончаров связал с пословицей «Один в поле не воин».

Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в ~первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого - иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной. Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха, и ослабевают позиции Фамусовых. Очень интересно упоминание о матери Чацкого.

По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз, - говорит Фамусов. Конечно, это злая выдумка, но за ней стоит женщины, которая не раз поступала, как ненормальная, с точки зрения света. В обществе Фамусова никогда не посмеют сказать такого о Марье Алексевне или Татьяне Юрьевне. Видимо, необычная матери повлияла на формирование «странного» человека Чацкого.

Комедия «Горе от ума» не замкнута в том временном и пространственном круге, где происходит действие. Через внесценических персонажей она связана с прошлым и будущим, с разными людьми и событиями, она не имеет начала, конца, рамок, как и настоящая жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Тема 10. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Повторяя эту тему, необходимо сказать выпускникам, что есть темы, в формулировках которых использованы термины, поэтому в первую очередь вполне возможно дать им необходимое толкование. Итак, внесценические персонажи - это персонажи, не участвующие в действии, их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. При этом одному такому персонажу может быть посвящён отдельный маленький “сюжет” (Максим Петрович), о другом будет говориться особо значительно (Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексевна), третий просто упомянут (буфетчик Петруша). Важно при этом подчеркнуть, что “истолкование” термина лучше всего провести на конкретном литературном материале, тем самым исподволь “войти в тему”. Далее сочинение может строиться по следующему плану:

1. В пьесе много внесценических персонажей, они введены с тем, чтобы “раздвинуть” рамки комедии, создать “и картину нравов, и галерею живых типов” (И.Гончаров).

2. Внесценические персонажи делятся на группы:

  • внесценические персонажи, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы “фамусовского общества” (Максим Петрович, Фома Фомич, безымянные персонажи из монологов Чацкого);
  • внесценические персонажи, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы (здесь упоминаем Татьяну Юрьевну, княгиню Марью Алексевну, анализируем монологи Фамусова “Петрушка, вечно ты с обновкой”, диалог Чацкого с Молчалиным, монолог Чацкого “В той комнате незначащая встреча”);
  • внесценические персонажи, близкие Чацкому и “показывающие” неслучайность, типичность такого характера и поведения (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской князь Фёдор);
  • внесценические персонажи, “снижающие” образ Чацкого, позволяющие не отождествлять автора и его героя, заставляющие вспомнить о неоднозначном отношении Грибоедова к декабристам (“Я сказал им, что они дураки”). Здесь, безусловно, следует проанализировать монолог Репетилова.

3. Основные функции внесценических персонажей: создать фон, образ эпохи и тем самым расширить художественное пространство и время комедии (дом Фамусова - Москва - Россия; “век минувший” - “век нынешний”); дать дополнительную характеристику тех главных героев, которые о них рассказывают (не будем забывать, что «Горе от ума» - это и комедия характеров); провести параллели с теми героями, которые действуют на сцене (падает Чацкий - падает Максим Петрович, страстно обличает Чацкий - “шумят” герои монолога Репетилова). Введение многочисленных внесценических персонажей - новаторство Грибоедова-драматурга, который, “расширяя сцену, населяя её народом действующих лиц… расширил и границы самого искусства” (П.Вяземский). На этом можно закончить, а можно… и по-другому.

4. В заключение приводим цитату из статьи известного критика Юрия Айхенвальда, который вступил в своеобразный спор с Гончаровым: “…Она [комедия] - не только общественная сатира и картина нравов. Ведь нравы меняются… «Горе от ума» потому простёрло свою художественную силу далеко за исторические пределы своей эпохи, оно и теперь сохранило свежесть и красоту, что даёт не только бытовую, временную страницу, но и… хранит своеобразное отражение вечных типов литературы”. Комментарием-ответом на вопрос, кого из внесценических персонажей можно отнести к вечным типам, заканчиваем работу.

А.С. Грибоедов принадлежал к тому поколению молодых русских дворян, для которых важнейшими в жизни стали вопросы общественно-политические. Оппозиционные настроения, дух свободолюбия, желание перемен в государстве привели многих людей из этого поколения в тайные политические общества, а затем – к восстанию…

В комедии конфликт Чацкого и общества вырастает постепенно из его личного любовного конфликта (поэтому можно говорить, что конфликт двойственный: и личный и общественный). Сам Грибоедов оценивал двойственность конфликта своей комедии следующим образом: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… И этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим" (письмо Грибоедова к П.А. Катенину, 1825 г.).

Чацкому противостоит не только Фамусов – это и Молчалин, и полковник Скалозуб, и отчасти Софья, и множество гостей в доме Фамусова. Чацкий же отстаивает свою позицию в одиночку. Грибоедов вводит в пьесу большое число эпизодических лиц и внесценических персонажей. Они оттеняют и дополняют черты главных героев. Вместе взятые, они создают полную и яркую картину московского дворянского общества.

По большей части, такие персонажи появляются в пьесе на балу у Фамусова. Лишь полковника Скалозуб и горничную Софьи Лизу мы встречаем раньше. Они, вероятно, больше всех других повлияли на ход событий. Скалозуб, например, являет собой тип военного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного. Его появление осложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза – служанка, без нее невозможно представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. И вместе с тем она иронична, остроумна, дает точные характеристики разным героям. С помощью ее образа Грибоедов подчеркивает противостояние дворянства и крепостных:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Вообще, второстепенные персонажи выполняют три основные функции: показывают уровень понятий о жизни в обществе, современном Грибоедову; подчеркивают духовное одиночество Чацкого; выполняют важную сюжетную роль – распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Итак, бал у Фамусова. Первыми из гостей приезжает чета Горичей. Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович – типичная московская семья, в которой мужчина со временем становится "мужем-мальчиком", "мужем-слугой". Грибоедов проводит тонкую параллель между ним и Молчалиным: Горич говорит Чацкому, что сейчас заучивает на флейте "Амольный" дуэт; Молчалин и Софья в начале пьесы за сценой играют дуэтом на фортепьяно и на флейте. Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же "муж-слуга".

Также на бал приезжает семейство Тугоуховских. Образ княгини помогает понять характер Фамусова – они приверженцы браков по расчету; княгиня на балу сразу же обращает внимание на холостого Чацкого, но, узнав, что он небогат, теряет к нему интерес.

Со схожими целями прибывают графини Хрюмины. Графиня-внучка никак не может найти себе достойного жениха и поэтому постоянно озлоблена. К тому же, в ее лице Грибоедов высмеивает пристрастие ко всему иностранному.

Чуть ли не самым порочным из гостей является Антон Антонович Загорецкий – "отъявленный мошенник, плут" даже по определению гостей. Чтобы завоевать расположение нужных ему людей, он готов на любые нечестные меры, готов услужить. Он – образ будущего Молчалина.

Очень ярко нарисован образ барыни Хлестовой – в своем роде, небезызвестная Салтычиха. Проводится стойкая параллель между ней и "Нестором негодяев знатных" из монолога Чацкого – то же пренебрежение и жестокость по отношению к крепостным.

У некоторых гостей Фамусова даже нет имен – это господин N и господин D, активно участвовавшие в распространении слуха о сумасшествии Чацкого. С их помощью Грибоедов показывает, что дворянское общество совсем не брезгует таким низким занятием, как передача сплетен.

Последним на бал является Репетилов – образ яркий и необходимый в комедии. Он его "секретнейшим союзом" и "тайными собраниями по четвергам" выступает как никчемный болтун, для которого передовые идеи не более чем модное увлечение.

Многочисленны в комедии также и внесценические персонажи – те, которых мы не видим непосредственно в комедии, но о которых кто-либо из героев упоминает при определенной ситуации. Внесценических персонажей можно разделить на условные группы, в зависимости от того, кто и с какой целью о них упоминает.

Во-первых, это те, кого Чацкий упоминает в качестве примера безнравственной жизни в монологе "А судьи кто?..". Во-вторых, Фамусов и его гости приводят примеры эталонов похвальной жизни, с точки зрения московского общества, они являются образцами для подражания и главными судьями – Кузьма Петрович, Максим Петрович, влиятельные московские дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, и, наконец, Марья Алексевна, мнения которой так боится Фамусов в своем финальном монологе.

Далее стоит выделить персонажей, которых упоминает Репетилов, – круг его приятелей, которые, по его мнению, авторитетны в некоем "секретнейшем союзе", но читатель понимает, что реальной пользы обществу они принести не могут. Один из них "примечателен" тем, что "сквозь зубы говорит", другой – тем, что поет, а Ипполит Маркелыч Удушьев – "гений", поскольку написал в журнале "отрывок, взгляд в ничто". Эти люди опошляют и принижают идеи нового поколения и этим подчеркивают одиночество Чацкого не только среди более старших дворян, но и среди его ровесников.

И только два внесценических персонажа – двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской – могут быть названы людьми, которых можно считать потенциальными единомышленниками Чацкого. Мы не знаем их образ мыслей, но уже одно то, что в фамусовском обществе о них упоминают как о странных людях, говорит об их принадлежности к поколению Чацкого и самого Грибоедова. Так, например, говорит Скалозуб о своем двоюродном брате:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

А княгиня Тугоуховская о своем племяннике отзывается:

Нет, в Петербурге институт

Педагогический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Получается, что внесценические персонажи, также как и второстепенные, позволяют автору не только полнее и многограннее раскрыть характеры основных героев. Помимо этого, они как бы дополняют ряды либо общества Фамусова, либо сторонников мировоззрения Чацкого, представляют одну из противоборствующих сторон; с их помощью конфликт из локального, происходящего в одном доме, становится общественным, действие "переносится" даже в Петербург (там учился племянник княгини Тугоуховской). То есть Грибоедов хотел показать, что конфликт, родившийся в доме Фамусова, не единичен и не случаен; такова ситуация по всей России – грядет новое поколение, жаждущее нового мира.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней