Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Архитектура и скульптура мезоамерикиинкская культура южной америки. Презентация на тему: Художественная культура Мезоамерики

Географический регион на американском континенте, в пределах которого в доколумбовы времена процветала глубоко своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика» (букв, «срединная Америка»). В этом регионе зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и классическая культура майя.

Первое определение Мезоамерики как культурного региона принадлежит антропологу Паулю Киргоффу (1943).. Раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория населения которых включает в себя значительную часть Мексики, всю Гватемалу и Гондурас. Первая в Мезоамерике цивилизация была создана оль- меками около 1200 г. до н. э. Точнее, радиоуглеродный анализ показал, что «городище» Сан-Лоренсо зародилось около 1300 г. до н. э., а своего расцвета достигло после 1200 г. до н. э., когда там появились ольмеки.

На равнинах, тяготеющих к побережью Мексиканского залива, этот древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Храмы в этих центрах ольмеки строили в виде ступенчатых пирамид, но есть и конусообразные храмы как примеры подражания горам вулканического происхождения. Отвоевывая у джунглей каждую пядь земли, борясь с дикой растительностью, оль- меки научились мелиорации. Помимо выращивания сельскохозяйственных культур земледельцы выполняли также сезонные работы: помогали строить религиозный центр и транспортировали камень, шедший на сооружение памятников. Правители-жрецы, надзиравшие за этими работами, жили в центрах вместе с семьями, слугами и небольшим числом ремесленников.

Ольмеки были великолепными мастерами, умевшими изготавливать самые разнообразные и глубоко оригинальные по стилю изделия - от миниатюрных подвесок из нефрита до огромных 20-тонных базальтовых изваяний. Ольмеки поражали своим скульптурным искусством, и за это их называли «народом ваятелей». Множество различных скульптурок и скульптур украшали храмы и особенно алтари: «Статуэтки стоящих и сидящих людей, каких-то уродцев, лягушек, улиток, украшения в виде цветов, бусы серьги - все из зеленого и голубого нефрита, превосходно обработанного. Много изображений ягуара, культом которого ольмеки были просто одержимы» . У ольмеков получила развитие живопись, о чем свидетельствуют великолепные фрески, найденные в местности Хуштлауаки и Оштотитлан. На них были представлены различные сюжеты, а роспись поражала разнообразием красок.

Ольмекская цивилизация была теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя в центр излишки своей продукции и выполняя различные работы. Взамен получали гарантию того, что ритуалы, совершаемые жрецами в центрах, помогут обеспечить им личную безопасность. Ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и сложную иконографию, в центре которой было несколько богов. Можно выделить в развитии мифологии две сложившиеся системы.

Одна мифологическая система выделяет в качестве верховного и всеобъемлющего божества «богиню с косами», которая олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть.

Новой ступенью этой мифологической системы является этап, когда у богини появляется «толстый сын», который стал восприниматься как посредник между людьми и богиней, олицетворять кукурузу и солнце. Третий этап данной мифологической системы совпадает с появлением бога в качестве пожилого бородатого мужчины - прообраза будущего старого бога, олицетворяющего огонь, землетрясения. Он становится отцом «толстого бога». Главным культом у ольмеков является культ бога-ягуара, защитника кукурузных полей. Ягуар обожествлялся потому, что распугивал животных, поедающих выращенные ольмеками культуры, и поэтому стал покровителем полей и земледельцев.

Вместе с возникновением условно второй мифологической системы у ольмеков всеобъемлющее могущество приобретает бог - повелитель подземных недр с обликом ягуара, а богиня с косами становится его возлюбленной. От их союза появляются два сына - близнецы, полулюди, полуягуары. Дуальность, диалектичность, которая 4 была свойственна матери-созидательнице, переходит на сыновей, один из которых олицетворяет дождь, другой - кукурузу.

У ольмеков большое значение имел миф о-зернах кукурузы, изначально спрятанных в горе. С большим трудом их нашел и достал бог Кетцалькоатль и передал людям. В другом изложении мифа Кетцалъ- коатль выносит из недр земли младенца (олицетворение кукурузы), чтобы передать его людям.

Наиболее известный атрибут ольмекской цивилизации - гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотес. Они свидетельствуют о том, что ольмеки были искусными мастерами. Базальт, из которого сделаны эти головы, добывался в горах Туштлы, удаленных почти на сотню миль от тех мест, где они были обнаружены археологами. Перемещение многотонных базальтовых блоков на такое расстояние требовало не только огромных физических усилий, но и соответствующей организации этих усилий. Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это изображения голов врагов, так как в Древней Америке действительно сохраняли и увековечивали в камне головы врагов. Ацтеки сохраняли отрезанные головы врагов, принесенных в жертву. Есть версия, что это головы юношей, которые отдавались в жертву богам. И именно лучший из играющих в мяч юношей определялся для жертвы жрецами. В скульптуре он являлся олицетворением бога маиса и обеспечивал урожай на 52 года. Игра в мяч у ольмеков носила религиозно-церемониальный характер, игре предшествовал сложный ритуал.

Ольмеки верили, что акт самопожертвования, самоубийства обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. Предполагают, что самые красивые девушки поселения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие играющие в мяч юноши.

В ольмекское время зародилось представление о четырех сторонах Вселенной, символом которой был крест, вписанный в прямоугольник. Известно сказание о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением.маиса в пятую эпоху она погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считается бог, преподносящий людям маис, на плечах и на коленях которого лежат головы четырех других богов - покровителей предшествующих четырех эпох.

За 15 столетий до открытий Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь, который был необычайно сложным по структуре и толкованию, состоял из нескольких самостоятельно вращающихся «колес», которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени. Период с 800 до 400 г. до н. э. считается среднеархаическим временем Мезоамерики, и культура ольмеков имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами, записанными в системе длинного счета, стояли в городах. Богатые ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Центр Ла-Вента выделяется в целую культуру, которая так и называется - культура Ла-Венты.

Около 300 г. до н. э. в географической области, примыкающей к ольмекским равнинам, на территории, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза (Британский Гондурас) и Гондураса, начала складываться великая цивилизация. Здесь народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, выразительные руины которых хорошо сохранились, несмотря на разрушительное действие времени и природной стихии. В результате раскопок в этих центрах археологи получили большой материал, свидетельствующий о выдающихся художественных и интеллектуальных достижениях древних майя. Майя добились крупных успехов в сфере письменности, в астрономии, в изготовлении керамики и работе по камню, а также в экономической, социальной и религиозной организации. Они воздвигали в своих ритуальных центрах скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. Иероглифический текст обычно относился к правителю-жрецу, чье изображение также присутствовало на памятнике.

Учитывая тот факт, что индейцы майя создали точный солнечный календарь, настоящую иероглифическую письменность и необычайно высокое по уровню искусство (архитектура, скульптура, живопись), их часто называют «интеллектуалами» Нового Света. Несомненно, народ майя обладал определенными духовными ценностями, о чем свидстельствует богатство их культурных достижений, но об этой величайшей цивилизации древности до сих пор нам известно очень мало. Мы почти не знаем имен правителей, военачальников и жрецов майя, не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах и алтарях. Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели местных городов в конце 1-го тысячелетия н. э.

Культурные традиции майа исследовать сложно, поскольку завоеватели-испанцы с ревностным фанатизмом искореняли культуру и традиции майя. Повсюду уничтожались все следы языческой религии, но несмотря на все усилия испанцев истребить их, глубоко укоренившиеся древние верования устойчиво жили среди индейцев. Они все еще поклонялись богам солнца, дождя и плодородия (именно к ним майя тайно взывали в период сева на своих полях), поклонялись верховному богу Ицамне и могущественному Кукулькану, в чьих храмах они молили об отмщении за свою горькую участь.

В истории майя есть такой факт: в городе Тутуль Шиу была собрана, большая библиотека, состоявшая из книг, написанных индейскими жрецами до прихода испанцев. Обнаружив этот ценнейший архив, францисканский монах Диего де Ланда совершил акт бессмысленной жестокости, который лишил исследователей одного из важнейших источников информации, дошедших до XVI в., приказав снести книги на городскую площадь и публично сжечь их. Сохранилось всего лишь три таких кодекса майя. Ценная коллекция рукописей, посвященных истории Северного Юкатана, содержится в книгах «Чилам Балам», названных так в честь группы Жрецов, славившихся своими пророчествами и способностью проникать в мир сверхестественного.

В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения, поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатого змея: перья - символ неба, змей - символ земли.

Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках в зависимости от деяний человека и степени его приверженности религиозным идеалам. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешники же отправляются в Митналь - преисподнюю, населенное демонами царство вечного холода и голода. Самоубийство, особенно через повешение, считалось у майя высшим актом самопожертвования. Оно обеспечивало все блага бессмертия. Как и в ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки поселения, которые приносились в жертву богам, заслуживали вечную безмятежную счастливую жизнь, как самые лучшие юноши - победители игры в мяч - заслуживали такой же почести: принесенные в жертву, они обеспечивали благополучие живых на 60 лет.

Участие масс в духовной жизни общества обеспечивалось коллективными обрядами по умиротворению богов, которые влияли на плодородие, урожайность и дождь. Майя стали считать человеческую жизнь наивысшим даром богам. Женщины и дети приносились в жертву так же часто, как и мужчины.

К древним обычаям и традициям майя относятся ритуалы, связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак.

Особым родом занятия, о котором нельзя не упомянуть, у майя считалась игра в мяч. За 1,5-2 тыс. лет до того, как в Англии игра в футбол стала популярной, куда более изощренный, высокотехничный вариант был у индейцев майя. Вдоль длинных сторон игрового поля у них располагались трибуны для зрителей. Каждая сторона выставляла от 2 до 30 игроков. Мячом служил тяжелый каучуковый шар. Ворота (две богато орнаментированные плиты) вертикально подвешивали на каменных столбах. В плитах были круглые отверстия, в которые следовало забить мяч, обладая снайперской меткостью. Время от времени устраивались состязания между командами военнопленных: проигравших приносили в жертву грозным богам майя. Игра в мяч у майя носила религиозно-церемониальный характер, и подготовка к каждому матчу сопровождалась сложным ритуалом. Считалось, что те или иные божества вступают в поединок между собой, и от того, кто именно победит, зависело многое в жизни городов-государств майя.

Гибель цивилизации майя относится к IX в. Этот исторический факт для ученых до сих пор является загадкой. Огромная цветущая империя вдруг погибла, словно в результате акта сознательного самоуничтожения. Прекратились научные изыскания, исчезла сложная религия - основа развития культуры майя. Даже счет времени, от которого зависели поступки и события, утратил свое значение. Города остались нетронутыми - без следов разрушений или перестроек, как будто их обитатели собирались вскоре вернуться.

Ни одно из объяснений, основанных на гипотетических рассуждениях, не подтверждается археологическими находками.

  • Кинжалов Р. Конец священного круга. Л., С. 219.

Мексика заставила меня задуматься над тем, сколь относительны наши познания о человеческой цивилизации. Мне казалось, что, изучив искусство Востока, таких стран, как Китай, Япония, можно преодолеть присущий большинству людей европоцентризм.

Но вот, увидев памятники доколумбовой Америки, убеждаешься, это какая-то качественно иная ветвь культуры, отличающаяся и от Запада, и от Востока, обладающая собственными традициями и законами. Это совершенно новый для нас мир образов, иные критерии, иные способы выражения красоты.Второй сюрприз - неожиданное сходство древних памятников народов майя и ацтеков в Мексике, инков в Перу с архитектурой Тибета, в частности с дворцом Потала в Лхасе. Как тут не вспомнить гипотезу о том, что Америка была заселена выходцами из Тибета, которые прошли по перешейку, некогда соединявшему берега Берингова пролива! К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая о-ва Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.

Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария- в Мезоамерике и Андах - испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки К моменту ее «открытия», в 1492 г, там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций Она подразделяется на два района северный - Мезоамерика и южный - Андская область (Боливия - Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейских завоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населения названных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколений археологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была история доколумбовой Америки.

Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30- 20 тыс. лет назад) - времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску-и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов - центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбову эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычайно много для выявления общеисторических закономерностей.

Требует некоторых разъяснений и сам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в исторических работах как советских, так и зарубежных авторов. Не раз справедливо указывалось, что этот термин неверен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали с востока римляне, викинги и др, а с запада-полинезийцы, китайцы, японцы и т. д Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двух культур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальные политические, экономические и интеллектуальные последствия.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относились выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и т. д. В Андской области обработка цветных металлов, золота и серебра производилась еще во II тыс. до н. э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы (кроме железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (I тыс. н. э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и культовых предметов.

Быстрый прогресс археологических исследований в важнейших центрах Срединной Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, историков, антропологов и др. позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древней цивилизации в Новом Свете, выявить ее характерные черты и особенности.

Речь пойдет, конечно, только о наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области.

Особая культурно-географическая область:

- Мезоамерика (или Месоамерика) - представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз (бывш. Брит. Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. На протяжении свыше полутора тысяч лет, которые отделяют появление цивилизации от испанского завоевания, границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения.

В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на два периода:

-ранний, или классический (рубеж н. э.- IX в. н. э.).

-поздний, или постклассический (X - XVI вв. н. э.).

Самые ранние следы человека, найденные в Мексике, датируются X-XIIтысячелетием до нашей эры. Считается, что древние люди пришли сюда из Сибири, через перешеек на месте Берингова пролива и дальше, через Аляску попали на континент. Только в Центральной Америке они перешли к оседлому образу жизни и основали первые поселения.Археологи открыли древнейший город - Ла Вента, построенный около 3000 лет назад. До сих пор остается неясным, каким образом сюда доставлялись огромные каменные глыбы весом около 50 тонн из отдаленных каменоломен. Уже в священном городе Ла Венте появились два типа архитектурных сооружений, которые стали преобладающими в архитектуре Центральной Америки на протяжении последующих веков: ступенчатая пирамида и открытая площадка для ритуальной игры в каучуковый мяч.

В I тыс. н. э. в зону высоких культур Мезоамерики не входила Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по р. Лерма и совпадала с северными пределами культуры Теотихуакана. Южные рубежи Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя, проходившей по р. Улуа в Западном Гондурасе и р. Лемпа в Западном Сальвадоре. В постклассическое время западные (государство тарасков) и часть северных (Сакатекас, Касас-Грандес) областей Мексики также входят в пределы Мезоамерики, значительно расширив тем самым общую ее территорию.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема: «Художественная культура Мезоамерики»

Цель урока: познакомить учащихся с художественной культурой Мезоамерики Что называют Мезоамерикой?Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки!

Карта доколумбовой Америки
Художественная культура классического периода.
Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II-I тысячелетиях до н.э. исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40т. До сих пор точно не известно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают своей монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.
ppt_y
ppt_y
ppt_y В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.
ppt_y
Борец (Рестлер) 600-400 гг. до н.э. 63х40 см Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур МезоамерикиХотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч

ppt_y Монумент 19 из Ла ВентыИзображён человек внутри изогнутой змеичеловек одет в одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеиЭтот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш

ppt_y Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя 1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 смНос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсемВместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей

ppt_y К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката –неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке. В этом городе, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.
ppt_y
Наиболее грандиозное архитектурное сооружение –пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно сужающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Скорее всего пирамида служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.
Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик и перьев, символизирующий особо почитаемое божество. В середине IX в. Город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в затем и ацтеков, создавших свою цивилизацию.
ppt_y
ppt_y Вопросы:Какие скульптурные произведения ольмеков имеют мировую известность?Назовите отличительные черты пирамид ольмеков.Назовите самую известную пирамиду ольмеков.? Художественная культура ацтеков
ppt_y Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в 16 веке насчитывалось более 40 тысяч.
Особенно поражал свои великолепием столица ацтеков- Теночтитлан. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанные каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале 16 века город был покорен и разрушен испанскими завоевателями- конкистадорами.
Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно,что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.
Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия- матери верховного бога войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей, человеческих черепов, перьев и т.д. все это нагромождение симметрично и уравновешенно.
Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова « воина-орла», в котором мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи.

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и точностью моделировки.

Вопросы:1.Расскажите об особенностях скульптура ацтеков.2. Чем примечательны погребальные маски ацтеков?? Художественная культура майя
Особых успехов достигла цивилизация майя. Задолго до покорения завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство. Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура.
Из памятников художественной культуры до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колонны, лестницы, триумфальные арки и стелы.
Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке. 25 зданий, разбросанные по холмистой равнине. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей, три храма- Солнца, Креста и Лиственного креста.
Дворец в Паленке стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.
ppt_y Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.
ppt_y
Не менее своеобразны так называемые стадионы- сооружения для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг к другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающем на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшем информацию о его рождении, правлении, военных успехах. Художественная культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

Вопросы:Назовите вершину зодчества майя.Расскажите о культовой игре в мяч.Было ли изобразительное искусство майя подчинено канонам или же оно было полностью свободно для творчества?? Художественная культура инков
ppt_y Оной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков- индейского народа, жившего с 11 в. на территории современного Перу. В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего времени сохранилось множество пирамид. Некоторые пирамиды имели в плане не квадратную, а круглую форму.
Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода- главный храм Солнца. Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. В главной стене находился единственный вход, ведущий от площади прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога солнца виде огромного диска, украшенного драгоценными камнями.
Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 на 100 м, а сам сад и все его обитатели- люди, птицы, ящерицы, насекомые- были выполнены в натуральную величину из чистого золота и серебра.
Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на вратах Солнца в Тиауанако. Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовались причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а так же эпизоды из повседневной жизни.

Вопросы для домашнего задания. Шедевры искусства ацтековМировое значение художественной культуры майяХудожественные достижения народов доколумбовой Америки.Древнейшие города Мезоамерики.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y

Урок № 5

МХК-10

Искусство

Мезоамерики

Д.З.: Гл.5, творческая мастерская зад.1 стр.63; подготовка к п/ о уроку по Гл. 1-5

Ред.: А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об искусстве народов Мезоамерики;
  • развивать навыки художественного анализа;
  • воспитывать уважение и интерес к искусству Мезоамерики.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • доколумбова Америка;
  • майя;
  • инки;
  • ацтеки;
  • рельефы;
  • ольмеки;
  • Теотиуакан;
  • Теночтитлан;
  • погребальные маски,

подвопросы

  • Искусство классического периода *. Важнейшие культурные достижения ольмеков (ступенчатые пирамиды, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства). Архитектура Теотиуакана.
  • Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико): дворцы ацтекских правителей и храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер, искусство создания погребальных масок. Ювелирное искусство.
  • Искусство майя. Достижения архитектуры (многообразие форм, их символический смысл). Характерные черты изобразительного искусства.
  • Искусство инков*. Архитектурные сооружения инков (техника возведения храмов, декоративное убранство)

Универсальные учебные действия

  • анализировать причины художественного взлета эпохи, ее влияние на дальнейшее развитие мировой культуры;
  • проводить сравнительный анализ произведений архитектуры Мезоамерики и Древнего Египта;
  • выполнять эскизы одежды и предметов декоративно-прикладного искусства в традициях древнеамериканской культуры;
  • определять зависимость между реалиями различных видов искусства и мифологическими представлениями;
  • выявлять метафорический смысл языка разных видов искусства;
  • создавать модель древнеамериканской пирамиды с учетом ее особенностей в одной из художественных техник

Проверка знаний

  • Каковы особенности древнеегипетской скульптуры ? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов ?
  • Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников ? Какова главные сюжеты рельефов и фресковых росписей ?
  • Какую роль в жизни египетского общества играла музыка ? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты.

Тесты по культуре Египта

  • Как называлась гробница усыпальница египетских фараонов и знати со времен Древнего царства: А) мастаба; Б) пирамида; В) зиккурат.
  • У пирамиды какого фараона стоит гигантская скульптура сфинкса: А) Рамзеса II ; Б) Хефрена; В) Микерина.
  • Как звали фараона-строителя первой пирамиды в истории Египта: А) Джосер; Б) Хеопс; В) Рамзес II ;
  • Как звали фараона-строителя самой высокой египетской пирамиды: А) Джосер; Б) Хеопс; В) Микерин.
  • Назовите царицу Египта, строительницу грандиозной скальной гробницы: А)Хатшепсут; Б) Нефертити; В) Нефертари.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Искусство классического периода.
  • Искусство ацтеков.
  • Искусство майя.
  • Искусство инков.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют сохранившиеся шедевры культуры Доколумбовой Америки?


  • Первые люди переселились в Америку примерно 12-14 тысяч лет тому назад. Они жили, ничего не зная о других цивилизациях.
  • Древнейшие жители Америки были людьми монголоидной расы. Их отличали красновато-бронзовый цвет кожи, нос с высокой переносицей, прямые черные волосы. Коренное население Америки называют индейцами, так как открывший Америку Колумб ошибочно принял ее за Индию. Древнейшие жители Америки жили в пещерах, охотились на диких зверей. Позже они научились обрабатывать землю.
  • В Центральной Америке земледелие превратилось в основное занятие. Здесь жаркий климат. Индейцы научились орошать свои поля, строить каналы и другие оросительные сооружения. В Центральной Америке выращивали растения, которых не было на Древнем Востоке и в Европе (кукурузу, картофель, помидоры). Из зерен кукурузы делали муку. Картофель был сытной пищей. Его клубни можно было долго хранить.
  • Индейцы разводили буйволов, коз, овец. Они одомашнили удивительную птицу индейку.

  • К тому моменту когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), большинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако некоторые индейские народы уже несколько тысячелетий вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Очагов древней цивилизации было два . Первый находился в Центральной Америке, на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. Второй располагался в Южной Америке на плоскогорье Анд - это земли современных Перу, Боливии, Колумбии, Эквадора и Чили.

  • Около 1200 - 600 гг. до н.э. - ольмекская культура в Мексике.
  • Около 250 г. до н.э. - 950 г. до н.э. Классический период культуры майя в Гватемале, Мексике и на западе Гондураса, отмеченный созданием иероглифической письменности и календарем, состоящим из 365 дней.
  • Середина X века. Тольтекское господство над всей центральной Мексикой.
  • XII век - основание легендарной империи инков .
  • Около 1325 г. - на месте современного Мехико ацтеками основан город Тиночтитлан .
  • XIV век - расцвет искусства чиму (север Перу), которые создали потрясающие произведения из золота и серебра.
  • XV век - частичное восстановление искусства майя. Апогей экспансии ацтек ов в Мексике и инков в Перу.
  • 1492 г. - открытие Америки Христофором Колумбом .

Искусство

ацтеков

ТЕНОЧТИТЛАН

  • После гибели Теотиуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки ( астеки ).
  • Ацтеки пришли в долину Мехико с севера и в XIV веке основали свою столицу Тенотчитлан . В 1427 в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население долины Мехико и всей центральной Мексики.
  • В 1519-21 ацтеки были завоёваны испанцами.

Статуя Коатликуэ.

12 век.


Столица «империи» - Теночтитлан - («плодовое дерево, растущее из камня») со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек.


  • Ацтеки подчинили себе почти всю Центральную Америку. Они называли себя "мексика". Отсюда пошло название современной страны.
  • Ацтеки были мужественными воинами. Идя в бой, они надевали шкуру леопарда. Шлемы в виде орлиной головы защищали их головы.
  • Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его остригали, оставляя лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил ее до тех пор, пока не приводил первого пленного. После этого он считался настоящим воином.
  • Ацтеки научились выращивать сады и огороды на воде. Из тростника они делали огромные плоты. На них укладывали ил со дна озера или реки, его утрамбовывали и высаживали на него растения. Плоты находились недалеко от берега. Корни деревьев и растений прорастали и служили своеобразными якорями, которые удерживали плот на месте. Такие плавучие сады и огороды давали очень хорошие урожаи.

Серьги.

Солнечный камень из Теночтитлана.


Искусство майя

  • В джунглях Центральной Америки и сегодня стоят хорошо сохранившиеся города индейцев майя. Майя, как и ольмеки, сооружали ступенчатые пирамиды. В городе майя обычно было несколько пирамид, построенных из известняка. Пирамиды облицовывали обработанными каменными плитами и иногда красили в красный цвет. Красный цвет (цвет крови) у майя считался священным.
  • Вокруг городской площади сооружались здания дворцового типа или огромные помосты вроде спортивных трибун. На площади устраивались игры с мячом. Мяч был из каучука - резиновой смолы каучукового дерева, которое росло только в Америке. Эти игры имели религиозное значение, возможно, проигравших жрецы приносили в жертву.

Для ольмекской цивилизации характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита. Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб.

Голова. 1000-800 гг, до н.э. Мексика.

Археологический парк Ла-Вента.


Вид на пирамиду Солнца. Высота 64,5 м. Периметр основания - около 900 м.

  • Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории , состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней.

Считается, что строительство пирамиды велось около 30 лет 20000 рабочими.



Искусство майя

  • Майя , словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города.
  • За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , использовали в математике понятие нуля , уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.

Полуостров Юкатан. империя Майя.


Ювелирное украшение .

ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН.

Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).


Стадион 8 век. Копане.

Город Майя

Главными богами майя были Кукулькан и Кецалькоатль. Кукулькан считался богом ветра и дождя, покровителем царей, а Кецалькоатль - Пернатый Змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью, бог, создавший мир и людей.


  • Лучшей жертвой богам майя признавали человеческую кровь. Индейцы майя прокалывали себе руки, лицо, делали надрезы на теле, чтобы окропить кровью жертвенник. Богам приносились и человеческие жертвы. Чаще всего это были пленники. Но особо важным считалось принесение в жертву прекрасного юноши или девушки. Грудь жертвы разрезалась острым ножом из обсидиана (вулканического стекла). Жрец извлекал из нее трепещущее сердце, вознося его на алтарь .

  • Майя были превосходными резчиками по камню. Они сооружали великолепные статуи, украшали храмы и дома каменными узорами. На стенах высекались повеления правителей, записывались важные события истории.
  • Майя не знали металлов. Они пользовались только каменными орудиями. У них не было колеса, повозок и лошадей.
  • Письменность майя была иероглифической. Иероглифы высекали на камнях, рисовали на коре фигового дерева или на специально выделанных шкурах животных. Написанные листы собирались в книгу. Письменность майя была расшифрована российским ученым-этнографом Ю. В. Кнорозовым. Это позволило узнать много интересного о жизни народа майя.
  • Майя обладали обширными математическими знаниями. Они, как и индийцы, изобрели нуль. Жрецы майя постоянно вели астрономические наблюдения. Солнечный календарь майя был очень точным.

Комплекс Паленке

Пирамида

Храм надписей



Искусство инков

  • Высокоразвитой была и цивилизация инков, центр которой находился на территории современного государства Перу в Южной Америке. Инки строили великолепные города и дороги, проложенные через высокие горы Анды . В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Огромный золотой диск в виде солнца особо почитался инками.
  • Инки изобрели оригинальную систему письма . Они вели учет и составляли послания с помощью цветных шнурков и узелков - кипу . Каждый шнурок или узелок обозначал определенный предмет или понятие.

Инки (правильнее инка ) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа , обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).

Верховный инка.



Керамика

инков.

Рельеф на Вратах

Солнца в Тиауанако.



Уицилопочтли или Вицлипуцли («колибри юга» или «колибри левой стороны») - бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки.

План храма – горизонтальная модель мира, соотнесенная с ритуалом жертвоприношения: квадрат, разделенный на 4 части диагоналями, в точке пересечения которых находится сакральный центр-кактус с орлом, пожирающим змею.


  • Искусство Древней Америки – этнографическое. Специфические формы и направленность не могли оказать серьезного влияния на европейскую культуру.
  • Однако орнаментальность изобразительного искусства индейцев в сочетании с прихотливыми формами испанского зодчества обеспечила неповторимость колоритной мексиканской культуры, возникшей в результате колонизации Центральной и Южной Америки испанцами в конце XVI века.
  • В начале ХХ века она послужила импульсом к зарождению яркого и самобытного явления – мурализм а – монументальная живопись на стенах общественных зданий.
  • В 1920-1930 годы данная культура стала одной из главных составляющих стиля Ар Деко (декоративное оформление зданий и интерьеров в США и Европе).

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная куль­тура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., вре­мени открытия Христофором Колумбом Американского мате­рика).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезо- америка, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупней­шим достоянием мировой культуры, представляла собой удиви­тельное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня все­му миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соеди­нены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода*

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II-I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тя-


желыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушни­ками.

Юноша. 1000-800 гг. до н. э.

Археологический парк Ла-Вента, Мексика

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката - неизвестно, но ей на смену пришли новые цивили­зации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. - VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современ­ного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветны­ми росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоцен­ными камнями и перламутром.

Пирамида Солнца. Середина VII в. Мексика

Наиболее грандиозное архитектурное сооруже­ние - пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероят­ности, в древности она была еще выше). В отли­чие от других пирамидальных сооружений, имевших ступен­чатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре боль­шие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святи­лищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подно­жия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренны­ми плитами.

Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнеч­ными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивитель­ное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали посте­пенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке запад­ного фасада. Время перехода от полной затененности к осве­щенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать со­вершенными знаниями в области математики, астрономии и гео­дезии.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались не­сколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, рас­писанных белой краской. На голове каждой змеи находился вен­чик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков. а в XI в. новых завоевателей - ацтеков, создавших свою циви­лизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков бы­ло поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рас­сказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущест­венную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось бо­лее 40 тысяч.

Теночтитлан - столица ацтеков. Реконструкция. II тыс. до н. э.

Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Ме­хико - ныне столица Мексики (по имени главного бога войны - Мехитли). Центр города находился на острове посреди живо­писного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, пе­ререзанных каналами. В случае опасности поднимали перекину­тые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в на­чале XVI в. город был покорен и разрушен испанскими завоевате­лями - конкистадорами.

Статуя Коатликуэ. Реконструкция XII в.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вер­шине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Погребальная маска ацтеков

Особого расцвета достигла ацтекская скульп­тура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего пло­дородия - матери верховного божества вой­ны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни го­ловы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап ор­лов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравнове­шенно.

Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова «воина-орла», в которой мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведе­ния мелкой пластики-, грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи, приготовившегося к прыжку кузнечика, курительные трубки, украшенные сидящей фигурой бога огня. Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Бубенец в виде «воина-орла. Золото. Ацтеки.

Эрмитаж. Санкт-Петербург

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX-X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непроходимых джунглях Центральной Америки. К достижениям архитектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведения, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой загадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII-VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилизации, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны...

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанные по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырех дво­ров и сообщаются между собой узкими коридорами и лестни­цами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся еще три храма - Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692). Вот как описывал свою первую встречу с городом француз­ский путешественник М. Пессель: «Руины Паленке, возника­ющие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, за­гадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удиви­тельным образом продолжающей жить в этих грандиозных по­стройках - свидетелях былого могущества и славы».

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окружен­ные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономи­ческой обсерватории жрецов майя.

Дворцовый комплекс в Паленке. VII в. Мексика

Храм Надписей и храм Красной царицы (справа) в Паленке. Мексика

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лесница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер - прародину многих мексиканских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие символы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы - сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене, расположенным с внешней стороны.

Площадка для. игры, в мяч. VIII в. Долина Оахака, Мексика

Болельщика располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам,

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого совершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

Правитель на троне. Терракота. Майя.

VI-IX вв. Национальный музей антропологии, Мехико

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, лишенный чувств и особенностей характера. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Покоренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение... Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшим информацию о его рождении, правлении, военных победах и других успехах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

5.4. Художественная культура инков*

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков - индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Аргентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о возникновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка - Сын Солнца, а сами инки считали себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо­того диска с человеческим лицом являлось предметом официального культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном месте основать город и страну. Долго они искали это место, и вот однажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков - Куско, руины которой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Храм Солнца. XV в. Перу

Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода - главный храм Солнца - «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имев­шей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в свя­тилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако

Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры дости­гали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели - люди, птицы, ящерицы, насекомые - были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Керамика инков

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом со­оружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизо­ды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней