Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография шуберта. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь Боязнь завтрашнего дня

и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Шуберт родился в семье школьного учителя, в раннем детстве проявил исключительные музыкальные способности. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам, пел в Придворной капелле под руководством А. Сальери , который начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчество совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» – ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной».

Тем не менее, Шуберт – представитель совершенно нового поколения художников.

Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплотило ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Весь период творческой зрелости Шуберта проходит во времена подавления властью всех революционных и национально–освободительных движений, пресечения любых проявлений свободомыслия. Что, конечно, же не могло отразиться на творчестве композитора и определило характер его искусства.

В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, душевную чистоту, ценности своего душевного мира.

Так родилось художественное течение, получившее название «романтизм». Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее неповторимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями.

Творчество Шуберта – рассвет музыкального романтизма. Его герой – это герой нового времени: не общественный деятель, не оратор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Основной темой его творчества стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений – оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни-романса .

Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» Полное собрание сочинений песенной серии составляет более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Все творчество Шуберта насыщено песенностью - он же живет в Вене, где на каждом углу поют немецкие, итальянские, украинские, хорватские, чешские, еврейские, венгерские, цыганские песни. Музыка в Австрии того времени была абсолютно бытовым, живым и естественным явлением. Играли и пели все - даже в самых бедных крестьянских домах.

И песни Шуберта быстро расходились по Австрии в рукописных вариантах - до последней горной деревушки. Сам Шуберт их не распространял - ноты с текстами переписывались, дарились друг другу жителями Австрии.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствованные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категориями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Но и это далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредственных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свободное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь» , созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

Два песенных цикла, написанные композитором в последние годы жизни («Прекрасная мельничиха» в 1823, «Зимний путь» – в 1827), составляют одну из кульминаций его творчества. Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает – «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи». Общими являются :

  • тема одиночества
  • связанный с этой темой мотив странствия
  • много общего в характере героев – робость, застенчивость, легкая душевная ранимость.
  • монологический характер цикла.

После смерти Шуберта среди его рукописей были найдены замечательные песни, созданные в последние полтора годы жизни композитора. Издатели произвольно объединили их в один сборник, названный «Лебединой песней». Сюда вошли 7 песен на слова Л. Рельштаба, 6 песен на слова Г. Гейне и «Голубиная почта» на текст И.Г. Зейдля (самая последняя из сочиненных Шубертом песен).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберт уже к 18 годам – в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единое целое. Шубертовская драматургия – следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням – и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и развития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным – разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне;
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла – первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым – миниатюрного с масштабным, песенного с симфоническим – дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла – лирико-романтический.

Созданный Шубертом романтический симфонизм определился в основном в двух последних симфониях – 8-й, h-moll–ной, получившей название «Неоконченной», и 9-й, C-dur–ной. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воплотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822 г), «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра – лирико-психологического .

Одна из главных особенностей h-moll–ной симфонии касается ее цикла , состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содержал большой фрагмент 3 части – скерцо. Отсутствие тонального равновесия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2х-частная. С другой стороны – у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т.ч. 4х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недосказанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.

Идейная концепция симфонии отразила трагический разлад передового человека XIX века со всей окружающей действительностью.

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фортепианное творчество Шуберта явилось первым значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки. Оно отличается большим жанровым разнообразием, включает как классические жанры – фортепианные сонаты (22, некоторые неокончены) и вариации (5), так и романтические - фортепианные миниатюры (8 экспромтов, 6 муз. моментов) и крупные одночастные композиции (самая известная из них – фантазия «Скиталец»), а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.

Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизировано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс – «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит. В шубертовском вальсе отразилась связь композитора с венским бытом, вместе с тем он неизмеримо возвышается над развлекательной музыкой, наполняясь лирическим содержанием (подобная поэтизация жанра предвосхищает вальсы Шумана и Шопена).

Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов (250) практически невозможно выделить какие-то определенные типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). Вальс заметно повлиял на облик произведений Шуберта; порой он появляется там под видом менуэта или скерцо (как, например, в трио из 9 симфонии).

В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно легко попадали в печать. Они издавались сериями, 12,15,17 пьес в каждой. Это очень небольшие пьески в простой 2х-частной форме. Очень известен – вальс h-moll .

Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши . Подавляющее большинство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки. Целеустремленности движения в крайних частях репризной 3х-частной формы здесь противопоставляется песенное трио.

Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знаменитые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).

Экспромты Шуберта

Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы формы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом.

Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.

«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.

Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни.

В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.

Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая , с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом .

Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:

  • сближение главной и побочной тем. Они построены не на контрасте, а на взаимодополнении друг друга.
  • иное соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;
  • в сонатных разработках господствует прием варьирования. Основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. Характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов;
  • сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;
  • оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.
  • финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;

Ярким примером шубертовской сонаты является соната A-dur ор.120. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823). Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

До конца 19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона ). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» - в 1865.

Шуберт прожил жизнь своего лирического героя - «Маленького Человека». И каждая шубертовская фраза, каждая нота говорят о величии этого Человека. Маленький Человек творит самые большие дела в этой жизни. Незаметно, изо дня в день Маленький Человек творит вечность, в чем бы она не выражалась.


Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучаябиографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.

Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном , а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.

Болезнь и смерть

1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важноереализовать свой удивительный дар.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Еще долгое время после кончины музыканта никто не мог собрать воедино все его рукописи. Некоторые из них были утеряны навсегда.
  • Одним из интересных фактов является то, что большая часть его сочинений начала издаваться только в конце XX века. По количеству созданных произведений Шуберт нередко сравнивается с

В художественном мире рок-поэзии как составляющей «культуры большого города, мегаполиса» урбанистическое начало оказывало значительное влияние на формирование общей поэтической картины мира, на характер лиризма и пути постижения личности и ее места в социуме. Творчество ряда рок-поэтов (Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, А.Башлачев) уже изучалось в указанном направлении, и в частности в аспекте «петербургского текста» . Песенная поэзия Виктора Цоя остается пока на начальной стадии научного осмысления: намечено исследование отдельных граней «неоромантизма» в его произведениях, ключевых образов-мифологем, а также элементов автобиографической мифологии, вписывающих наследие Цоя в общий контекст художественной жизни и рок-движения 1980-х гг.
Одним из перспективных путей изучения созданной Цоем поэтической картины мира может стать рассмотрение многоликого образа города, вобравшего в себя дух бунтующего и на глазах меняющего свои очертания исторического времени и вместе с тем бытийные универсалии душевной и вселенской жизни.
Городские мотивы в стихах-песнях Цоя стали сферой воплощения интимных переживаний лирического «я» и постепенно открывали путь к созданию собирательного образа молодого современника и даже целого поколения. В стихотворениях «Просто хочешь ты знать», «Жизнь в стеклах», «Спокойная ночь», «Я объявляю свой дом» тонкая психологическая нюансировка деталей городского пространства передает неизбывное притяжение героя к лабиринтам его «темных улиц» и в то же время опасность ускользания подлинности личностной экзистенции: «Я растворяюсь в стеклах витрин. / Жизнь в стеклах витрин» . Выступая средоточием скрытых тревог «последнего героя», город прорисовывается у Цоя в оригинальных ассоциативных сцеплениях, выступает как пространство повышенной чувствительности, в котором обыденное, материальное пронизано присутствием метафизического плана, где «крыши дрожат под тяжестью дней» и «город стреляет в ночь дробью огней» (с.217).
В мозаике примет городского мира, в оглушенности его подчас агрессивными голосами («там кто-то спор ведет крутой» – с.21) все более отчетливо высвечивается напряженная саморефлексия цоевского героя – «человека духовного пути, человека преодоления препятствий, волевой личности» . Болезненно ощущая размытость жизненных ориентиров, давление обезличивающих вызовов города, мира и деструктивных сторон собственного «я», он пытается нащупать возможности собственной самоидентификации. В песенной дилогии «Бездельник» на фоне пространства суетливых улиц, круговорота суточного времени предстает «рефлексирующий герой, обнажающий философию своего безделья»: сквозь отчаянное видение себя «человеком без цели», затерянным «в толпе… как иголка в сене» (с.22), через мучительное распознание в себе пародийного двойника «с лицом нахала» он прорывается к обретению подлинности душевной жизни: «Все говорят, что надо кем-то становиться. / А я хотел бы остаться собой» (с.23).
В стихотворении «Я объявляю свой дом» по мере раскрытия семантики непрочности макро- и микроуровней городского и вселенского бытия – от квартиры, дома до улиц, города и природного космоса – обнажаются не только уязвимость внутренней жизни героя, этого «подросшего ребенка, воспитанного жизнью за шкафом» (с.110), но и акт его волевого противления тотальному обессмысливанию мироздания, попытка самозащиты в орбите домашнего пространства: «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» (с.110).
«Личная эсхатология» цоевского героя, сопряженная с мучительным чувствованием «больного мира», с тем, что «потеря себя в «безвременье» оборачивается подсознательным стремлением рок-героя к саморазрушению, растворению в мире вещей» , усиливает экзистенциальное начало в восприятии стержневых антиномий городского бытия. В стихотворениях «Город», «Прогулка романтика», «Печаль» раскрывается антиномия любви к городу как личностно освоенному пространству, предстающему в интерьере природных циклов («Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна»), – и ужаса одиночества, передающегося в сквозном для Цоя образе мертвенного, искусственного света фонарей («Горят фонари, и причудливы тени» – с.30), в ощущении бесприютности зимнего мира, требующего от личности максимальной концентрации внутренней, самосберегающей энергии: «И теперь я занят только охраной тепла». Это пронизанное тревожной обеспокоенностью героя прозрение бытийной причастности рукотворной урбанистической цивилизации ритмам холодного, чреватого катастрофами ночного мироздания, манящего, однако, своей «далью», особенно глубоко претворилось в образном мире стихотворения «Печаль»:
На холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом – ночь.
А над ночью – луна.
И сегодня луна каплей крови красна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль… (с.370)

В романтическом противостоянии героя механистическому городскому пространству замкнутости, обессмысленному круговому движению, которое угадывается в деталях бытовой повседневности («Я проснулся в метро… / Это кольцо, / И обратного поезда нет» – с.31), тупикам «страшных подворотен» на первый план выдвигается стремление утвердить путь творческого постижения действительности – и в свободной «прогулке романтика», и в самообретении через уход на просторы дальнего края, как это осуществляется в песне «Камчатка»: «Я нашел здесь руду. / Я нашел здесь любовь» (с.34).
При том что подчас романтический пафос осложняется у Цоя авторской самоиронией, это не отменяет серьезности осознанного движения лирического героя к обретению устойчивых духовно-нравственных координат индивидуальной картины мира. Этот путь получил наиболее яркое и законченное воплощение в философской балладе «Группа крови». Образный ряд строится здесь на взаимопроникновении городского, природного и космического планов. В оригинальной художественной манере одушевления городских улиц, которые «ждут отпечатков наших ног», в образах живой «травы», «звездной пыли на сапогах» и «высокой в небе звезды», в звучании диалогически обращенного к близкой душе лирического слова, на фоне динамичной картины мира, втянутого в непрестанный «бой», – выстраивается целостная аксиологическая перспектива пути, основанная на нелицеприятном знании о цене жизненных обретений и поражений, на прозрении вселенского смысла в требующих постоянного нравственного выбора земных перепутьях:
Мне есть чем платить, но я не хочу победы
X любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой.
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.

Группа крови на рукаве –
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою… (с.219)

В призме урбанистических зарисовок в стихах-песнях Цоя вырисовывается и собирательный психологический портрет молодых современников, что «родились в тесных квартирах / Новых районов» (с.206). Выражением креативного духа, протестной энергии молодежной песенно-поэтической контркультуры и общего «пассионарного подъема восьмидесятых» , насущной «потребности исторической эпохи в романтическом герое» становятся в поэзии Цоя, воплотившейся во взрывной, ударной энергии авторской исполнительской манеры, лейтмотивы преодоления замкнутости городского пространства, ограничивающих жизненный кругозор «тесных квартир». Проницательное распознание кризисных сторон в мироощущении поколения «детей минут» передается через иносказательные образы «дождя… внутри», «друзей», что «превратились в машины» («Подросток», «Дети минут»), и контрастно сочетается с картинами «пылающего города», «пульсирующего» вселенского пространства, которое воплощает настойчивый порыв лирического «я» и его современников «видеть дальше, чем окна напротив», мучительное, подчас окрашенное в апокалипсические тона предощущение «перемен»:
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним.
На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза… (с.202)

В стихотворениях «Хочу быть с тобой», «Троллейбус» через философски насыщенное изображение городского пространства выражается внутреннее самоощущение лирического героя и окружающей его социальной среды. В первом из них на основе жанровых элементов путевого очерка («мы не видели солнца уже несколько дней…») запечатлевается участь «родившегося на стыке созвездий» героя и его поколения. Это движение сопрягается с попыткой личностного противостояния космосу неустойчивости, антидома, где «нет дверей», агрессивному натиску природных стихий: «Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождем» (с.89). Песня же «Троллейбус», вступающая в невольные, остро полемичные смысловые связи с «Полночным троллейбусом» Б.Окуджавы, становится развернутой метафорой бытия личности в сфере всеобщей отчужденности («Я незнаком с соседом, хоть мы вместе уж год»), в духовной зависимости от изобилующей абсурдистскими лозунгами эпохи: «В кабине нет шофера, но троллейбус идет. / И мотор заржавел, но мы едем вперед» (с.102). Всеобщему дезориентированному «незнанию пути», блужданию в обезличенном городе противостоит в образном мире произведения взыскание лирическим «я» потаенного личностного родства («Все люди – братья, мы – седьмая вода»), причастности далекой вселенской гармонии: «Мы сидим не дыша, смотрим туда, / Где на долю секунды показалась звезда» (с.102). Этой психологической парадоксальности в картине мира соответствует антиномичность как принцип развития лирической эмоции, направленной на превозмогание «механистической логики существования мегаполиса» и шире – обессмыслившегося мироздания: «тонем, хотя…», «хочет уйти, но…», «мы молчим, но…».
Городские мотивы входят у Цоя и в контекст обобщающего видения вселенского бытия, его ключевых антиномий.
Традиционная еще для романтического сознания антитеза природного и рукотворного миров («Дерево») осложняется в поэзии Цоя постижением глубинного взаимопроникновения «асфальтового» пространства и природной стихии, обусловленного принципиальной деавтоматизацией привычного восприятия городских реалий: «Здесь трудно сказать, что такое асфальт. / Здесь трудно сказать, что такое машина. / Здесь нужно руками кидать воду вверх» (с.5). В стихотворениях «Следи за собой», «Пой свои песни», «Дождь для нас», «Солнечные дни» развивается сквозной параллелизм в видении микрокосма города, дома, квартиры и макрокосма небесного мироздания. Нередкая отчужденность героя от «пустой квартиры», безысходной тоски дождя, от власти самозамкнутого, неуютного мира, где «не видно стены», «не видно луны», актуализирует стремление пережить личностную, физическую причастность «одной из бесчисленных звезд»: «Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде. / И вот она бьется в руке, как сердце в груди» (с.13). Пересечение городской и вселенской сфер основано нередко и на пронзительном ощущении лирическим «я» бытийной хрупкости городов, легко оборачивающихся своими «руинами», неустойчивости личностных связей («Завтра скажут: «Прощай навсегда»»), что перерастает в трагедийную панораму всечеловеческого и космического бытия:
Завтра где-то, кто знает где, –
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры… (с.11)

Приметы городского мира ассоциируются у Цоя с «опорными космогоническими мотивами» художественного мира поэта-певца. В стихотворениях «Война», «Звезда по имени Солнце», «Странная сказка» экспрессивный метафорический ряд, запечатлевший «дрогнувшие стены» мироздания, «город в дорожной петле», дождь, «стучащий пулеметом», «стену из кирпичей облаков», создает основу гротескного образа потрясенного, больного города-мира, ликами которого становятся «портреты погибших на этом пути». Сквозная для Цоя мифологема длящейся уже две тысячи лет «войны… между землей и небом» (с.220), гальванизированная чувством отъединенности земной реальности от стихии «солнечных дней», приоткрывает глубины онтологического трагизма в мироощущении лирического «я» и его современников, существующих в остроконфликтной плоскости бытия и противопоставляющих ей свою напряженную нравственную рефлексию, усилие по «охране тепла», сопротивлению и вселенской энтропии, и мертвенному, зачастую агрессивному электрическому свечению городов.
Итак, сквозной в песенно-поэтическом творчестве В.Цоя образ города раскрывается в триединстве изображения личности, социума и Вселенной. В системе урбанистических мотивов, в оригинальном наложении далеких образных планов здесь прорисованы ментальные черты лирического «я» и значительного слоя городской молодежи 80-х гг., во взаимопроникновении мистического и конкретно-социального планов создается собирательный образ эпохи назревающих переломов и осуществляется выход к прозрению бытийной дисгармонии всечеловеческого существования в «разрывах» между гегемонией технократической цивилизации мегаполиса и подчас иррациональной деструктивностью космических природных стихий.

© Все права защищены

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-moll g-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

Франц Петер Шуберт был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Родился Шуберт 31.01.1797 г., в семье Франца Теодора Шуберта – школьного учителя и самодеятельного виолончелиста. Мальчик с раннего возраста полюбил музыку и легко овладевал музыкальными инструментами. Юный Шуберт прекрасно пел – у него в детстве был отличный голос – поэтому в 1808 году его приняли в Императорскую капеллу. Общее образование он получал в школе-пансионе Конвикт. В школьном оркестре Шуберт был второй скрипкой, а вот латынь и математика давались ему нелегко.

Из хоровой капеллы Шуберта отчислили в подростковом возрасте. В 1810 году Шуберт начал писать музыку. В течение 3-х лет он сочинил несколько пьес для фортепиано, симфонию и даже оперу. Юным дарованием заинтересовался сам знаменитый Сальери . (Он занимался с Шубертом композицией в период 1812-17 гг.)

С 1813 года Шуберт преподавал в школе. В том году он сочинил свой первый известный шедевр – песню Gretchen am Spinnrade («Гретхен за прялкой») на стихи Гёте.

В 1815–16 гг. Шуберт написал множество произведений: более полутора сотен песен, несколько инструментальных квартетов и симфоний, четыре оперетты, две мессы. В 1816 году была написана его знаменитая Пятая симфония «си бемоль мажор», песни «Лесной царь» и «Скиталец».

Композитору выпала удача познакомиться с именитым певцом-баритоном М. Фоглем . Фогль стал исполнять песни Шуберта, и они скоро завоевали популярность во всех венских салонах.

Летом 1818 года Шуберт оставил службу в школе и уехал в резиденцию известного ценителя искусств, мецената – графа Иоганна Эстергази . Там он занимался преподаванием и продолжал писать музыку. В этот период была создана Шестая симфония. Вернувшись в Вену, композитор получил выгодный заказ на оперетту «Братья-близнецы». Премьера музыкального спектакля состоялась в 1820 году – она была успешной.

Следующие два года были трудными для композитора в финансовом плане. Добиваться благосклонности меценатов он не умел и не хотел. В 1822 году он закончил работу над оперой «Альфонсо и Эстрелла», но она так и не была поставлена.

В течение 1823 года композитора преследовали тяжёлые болезни. Невзирая на физическую слабость, он написал ещё две оперы. Эти произведения тоже не увидели сцены. Композитор не падал духом и продолжал творить. Музыка к пьесе Розамунда и песенный цикл под названием «Прекрасная мельничиха» были отлично приняты слушателями. Шуберт вновь уехал преподавать в семью Эстергази и там, в загородной княжеской резиденции, немного поправил своё здоровье.

В 1825 году композитор много гастролировал вместе с Фоглем по Австрии. В это время был написан вокальный цикл на слова Скотта, в который вошла знаменитая ода «Ave Maria».

Песни и вокальные циклы Шуберта были известны и популярны в Австрии – как среди благородной публики, так и среди простого народа. Во многих частных домах тогда проводились вечера, посвящённые исключительно творениям композитора – «Шубертиады». В 1827 году композитором был создан знаменитый цикл «Зимний путь».

Здоровье композитора, между тем, становилось всё хуже. В 1828 году он почувствовал признаки очередной тяжёлой болезни. Вместо того, чтобы обратить внимание на состояние здоровья, Шуберт лихорадочно продолжал работать. В это время увидели свет главные шедевры композитора: знаменитая «Симфония до мажор», квинтет «до мажор» для струнных инструментов, три фортепианные сонаты и вокальный цикл с символическим названием «Лебединая песнь». (Этот цикл был издан и исполнен после смерти композитора).

Не все издатели соглашались публиковать сочинения Шуберта, случалось, ему платили неоправданно мало. Он не сдавался и работал до последних дней.

Шуберт скончался 19.11.1828 года. Причиной смерти стал тиф – ослабленный тяжёлой работой организм композитора не смог справиться с болезнью. Похоронили его рядом с Бетховеном, но впоследствии прах был перенесён на центральное кладбище Вены.

Композитор прожил всего 31 год, но его вклад в музыкальное наследие XIX века огромен. Он много творил в песенно-романсовом жанре; им было написано около 650 песен. В то время переживала расцвет немецкая поэзия – она и стала источником его вдохновения. Шуберт брал поэтические тексты и с помощью музыки придавал им собственный контекст, новый смысл. Для его песен было характерно непосредственное воздействие на слушателей – они становились не наблюдателями, а участниками сюжета музыкальной композиции.

Не только в песенном, но и оркестровом жанре Шуберт успел сделать многое. Его симфонии вводят слушателей в новый, самобытный музыкальный мир, далекий от классического стиля XIX века. Все его оркестровые произведения отличаются яркостью эмоций, огромной силой воздействия.

Гармоничный внутренний мир Шуберта отражён в его камерных произведениях. Композитор часто писал пьесы для исполнения в четыре руки, предназначенные для «домашнего» использования. Его трио, квартеты, квинтеты покоряют откровенностью и эмоциональной открытостью. Таков был Шуберт – ему нечего было скрывать от своего слушателя.

Фортепианные сонаты Шуберта по своему эмоциональному накалу и мастерству уступают только бетховенским. В них традиционные песенные и танцевальные формы сочетаются с классическими музыкальными приёмами.

Все произведения Шуберта пронизаны очарованием его любимого города – старой Вены. При жизни ему не всегда приходилось легко, и Вена не всегда ценила его талант по достоинству. После его смерти осталось множество неизданных рукописей. Музыканты и критики, друзья, родственники композитора приложили немало усилий, чтобы разыскать, воплотить и опубликовать значительное количество его произведений. Популяризация этой замечательной музыки продолжалась в течение столетия. Она привела к мировому признанию музыкального гения – Франца Петера Шуберта.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней