Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое рецензия и как ее писать. Как писать рецензию Что такое рецензия краткое определение

Рецензия содержит в себе анализ работы, лаконичный и критический. Рецензии пишут руководители подразделений, они обязательно оформляются в процессе проверки дипломной работы студента. Сейчас уметь правильно написать рецензию должны и ученики средней школы, поскольку такая работа повсеместно практикуется. Рецензирование книг, которые изучаются в рамках уроков литературы, внеклассного чтения, развивает способность обобщать, анализировать, выделять главное, давать собственную обоснованную оценку и выражать личное мнение. Чтобы написать хорошую рецензию в традициях жанра, в краткой и логичной форме осветить все ключевые моменты рассматриваемого текста, необходимо помнить ряд полезных советов и работать по заданному алгоритму.


Как написать грамотную рецензию? Нюансы и полезные рекомендации
В школе вам могут предложить написать рецензию на фильм, музыкальную композицию или книгу. Чаще всего принято рассматривать произведения классической литературы, изучаемые в школе. Это помогает лучше вникнуть в тему, идею, увидеть связь образов, черты персонажей. Иногда даётся свободное задание: создать рецензию на любое произведение, по желанию ученика.
  1. В первую очередь обратите внимание на тему вашей рецензии. Если вы самостоятельно выбираете текст для рецензирования, желательно остановиться на том, что вам действительно интересно и хорошо знакомо. Лучший вариант – рассмотреть небольшое произведение, например, повесть или рассказ. Именно такой текст вы сможете исследовать максимально подробно, но не превышая заданный объём, лаконично и последовательно. В процессе рецензирования крупных текстов бывает достаточно сложно правильно выстроить композицию рецензии, сделать анализ логичным и полным, поэтому с такой работы начинать труднее. Потом, когда вы овладеете навыком рецензирования, вам будет полезно попробовать написать рецензию и на произведение большого объёма. Когда вам дан конкретный текст, который необходимо рецензировать, тщательно изучите его, прочитайте внимательно, ничего не упуская.
  2. Помните, что рецензия – это не пересказ текста. Вы можете цитировать произведение, кратко освещать сюжетные линии, события, образы героев, но всё это нужно только для подтверждения ваших выводов, аргументации оценок. Вам надо выразить личное мнение, аргументировать свою позицию, приводя конкретные примеры из текста.
  3. Перед написанием рецензии прочтите анализируемый текст. Выделите в нём главное, обратите внимание на развитие сюжета, систему персонажей, их связь, стиль автора, авторскую позицию, выражение основной идеи. Все наблюдения записывайте в черновик по пунктам, тезисно.
  4. При анализе художественного произведения необходимо отдельно выписать средства выразительности, отметить их роль в тексте, смысловую нагрузку, характер использования, значение для раскрытия идеи.
  5. Рецензент должен выделить основные достоинства и недостатки текста. Следует сначала детально рассмотреть все положительные черты произведения, отметить особенности стиля, значение текста для литературы в целом. Определите, к какому литературному направлению принадлежит произведение, напишите о его вкладе в него, обозначьте место произведения в творчестве автора, его значение для понимания авторской позиции в целом, его мировоззрения и мировосприятия.
  6. В процессе написания рецензии на классическое произведение вам также придётся сказать и о недочётах. Постарайтесь найти какие-то неувязки, недостаточно выписанный образ героя, стилевое несоответствие, возможно, неясно или не очень логично выстроена сюжетная линия, обрисована сцена.
  7. Говоря о недостатках, помните, что рецензия должна быть корректной. Все формулировки в хорошем анализе академичны, деликатны. Их стоит предварять следующими словами: «по моему мнению», «на наш взгляд», «вызывает сомнение».
  8. Важно правильно выделить основной тезис и главные преимущества произведения. Не стоит перечислять абсолютно все положительные качества текста, превращать рецензию в исследовательскую работу, анализ. Задача рецензента – обозначить ключевые моменты.
  9. Обязательно напишите об актуальности произведения. Если связать его с современностью не удаётся, можно ограничиться выводами о роли в творчестве автора, литературном направлении.
  10. Каждое положение вашей рецензии должно быть чётко аргументировано. Приводите примеры, факты, цитаты, устанавливайте связи и выстраивайте логические цепочки.
  11. В рецензии вы вполне можете воспользоваться приёмом сравнения, проводя параллель с другим произведением. Разумеется, для этого необходимо иметь определённый кругозор, приводить уместное сравнение, которое действительно поможет взглянуть на текст по-новому, более объективно оценить его. Анализ должен выглядеть естественно. Однако если вы сможете грамотно применить данный приём, это станет дополнительным плюсом вашей работы. Сейчас практикуются такие сравнения:
    • текст сравнивается с другим произведением этого же автора;
    • проводится параллель между двумя произведениями разных авторов, работающих в одном жанре или в одно время;
    • сравниваются произведения, написанные на одну тему;
    • отсылка делается к произведению с похожей идеей;
    • произведение литературы сравнивают с произведениями музыкальными, экранизациями, театральными постановками.
    Сравнение не стоит проводить на протяжении всей рецензии, но удачная параллель обязательно обогатит ваш анализ, вы сумеете сделать оригинальные, неожиданные выводы, аргументировать личную точку зрения.

  12. Чтобы правильно написать рецензию, стоит придерживаться заданного стиля. Анализ даётся в строгом публицистическом стиле, сдержанном и лаконичном. Избегайте слишком сложных, перегруженных синтаксических конструкций, пассажей, эмоциональных высказываний и резких оценок. Конечно, сейчас можно увидеть достаточно много рецензий, написанных в свободной форме, но ваша задача – создать классический традиционный текст, в котором объективность содержания подчёркивается строгим выражением, формой.
  13. Не используйте готовые рецензии при написании своей. Вам они не только не помогут, но и наверняка помешают выразить личное мнение, дать обоснованную оценку. В процессе создания рецензии вы научитесь анализировать текст, выделять в нём главное, делать обобщения, находить преимущества и недостатки.
  14. К рецензии на художественное произведение, статью и т.п. желательно придумать оригинальный заголовок, который должен привлечь внимание читателя. В нём обычно отражают основную мысль текста, освещаемую проблему. Его можно оформить не только традиционно, но и в виде риторического вопроса, предложения с недосказанностью, опущенным главным членом.
  15. Помните о требуемом объёме. Обычно рецензия занимает не больше 1-2 листов. Это сжатый анализ, обозначающий актуальность, достоинства, недостатки, дающий общую оценку с необходимой аргументацией.
  16. Рецензия на дипломные работы, научные статьи пишется по традиционной схеме:
    • указывается название работы, ФИО автора;
    • обозначается тема работы, источник практики;
    • говорится об актуальности, научной новизне;
    • формулируется основной тезис работы;
    • даётся её краткое содержание, освещается принцип построения, композиция, деление на главы, параграфы;
    • выделяются достоинства и недочёты;
    • даётся общая оценка работы;
    • делаются итоговые выводы с мнением рецензента об оценке, которую заслуживает данная работа.
  17. Постарайтесь сделать вашу рецензию максимально содержательной, объективной, лаконичной и аргументированной. Чётко обозначьте ваше мнение и докажите его обоснованность.
Пишем рецензию правильно. Алгоритм
Как написать рецензию?Важно хорошо знать анализируемое произведение, ориентироваться в тонкостях рецензирования, помнить советы и действовать в соответствии с алгоритмом.
  1. Тщательно изучите текст, внимательно прочтите его.
  2. Выделите ключевые моменты.
  3. Обратите внимание на стиль, авторскую позицию.
  4. Проанализируйте построение сюжета, композиции, систему персонажей.
  5. Выделите основные достоинства и недочёты.
  6. Определите актуальность, значение произведения в литературе, науке, творчестве автора, конкретном направлении.
  7. Сделайте выводы.
  8. Постоянно аргументируйте, обосновывайте свои оценки.
  9. Тщательно проверьте черновой вариант: он должен быть лаконичным, логичным. Исправьте все ошибки, уберите лишнее, чтобы текст стал более содержательным.
  10. Грамотно оформите чистовой вариант, указав название рецензируемой работы, её автора.
Оцените, насколько объективна ваша рецензия, при необходимости внесите изменения. Пишите текст старательно, вникайте в особенности анализируемой работы, помните рекомендации.

Инструкция

Обычно рецензию пишут руководители предприятий, начальники структурных подразделений и другие заинтересованные лица, на материалах которых вы готовили свою научную работу. Они являются рецензентами (не путайте их отзыв с отзывом вашего научного руководителя).

Учтите, что структура рецензии должна содержать фамилию автора и тему дипломной работы, степень актуальности описанной темы для конкретной сферы деятельности, уровень научного изложения теоретических положений, глубину анализа практических материалов, аргументированyость сделанных выводов, практическую значимость выдвинутых в рекомендаций, умение использовать профессиональную терминологию, общие достоинства и недостатки работы. И в завершение оценку работы рецензентом, его данные (ФИО и должность). В конце рецензию заверьте подписью рецензента и печатью организации.

Воспользуйтесь стандартной структурой рецензии на дипломную работу. Объем рецензии обычно занимает 1-2 страницы стандарта А4.
Образец рецензии (пункты содержания):

- «Рецензия»;

На тему: Маркетинговые исследования;

На примере (название предприятия);

- «Тема данной дипломной работы в настоящее время очень актуальна, ввиду большой важности эффективных маркетинговых исследований для дальнейшего развития предприятия в условиях рыночной »;

- «В дипломной работе продемонстрирован глубокий комплексный подход к анализу маркетинговых исследований нашей компании. Автор глубоко изучил теоретические основы маркетинга, уделив приоритетное внимание маркетинговым исследованиям и раскрыв механизм их формирования. Изучив первичные материалы, предоставленные предприятием, автор сумел обобщить их, проанализировав результаты финансово-экономической деятельности с эффективностью работы маркетингового отела предприятия. Предметом специального изучения была структура товарного портфеля компании»;

- «Предложения по усовершенствованию маркетинговых исследований заслуживают внимания и будут учтены руководством для дальнейшего развития предприятия. Частично предложенные меры уже были апробированы в маркетинговом отделе и показали свою практическую значимость»;

- «Работа выполнена профессиональным языком, грамотно и логично. Автор продемонстрировал владение методами экономического и маркетингового анализа, сделал необходимые математические расчеты. Работа содержит приложения и хорошо иллюстрирована»;

- «Недостаток работы - отсутствие ссылок на практику маркетинговых исследований других отечественных компаний-дистрибьюторов»;

Рецензент (фамилия и должность рецензента). Подпись.

Печать организации.

Хотите узнать, что такое рецензия? Лучше всего об этом расскажет эта статья, автор которой - известный ученый А.А.Тертычный. Многие поколения журналистов обучаются жанрам журналистики по его книгам. В этой статье - подробное описание жанра рецензии, того, что это такое, как писать подобные тексты. Опираясь на полученные знания, Вы можете попробовать написать рецензию на фильм, книгу, игру.

Слово "рецензия ” латинского происхождения и в переводе означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении ху­дожественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его - выразить отно­шение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецен­зии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что пред­метом рецензии выступают не непосредственные факты действи­тельности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зари­совки, репортажи и т. п., а информационные явления - книги, бро­шюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей иди искусствоведческим иссле­дованием (вспомним "Что такое обломовщина?” Н. Добролюбова, "Базаров” Д. Писарева).

Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культур­ной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невоз­можно в силу ограниченности возможностей СМИ. Поэтому рецензи­руются как правило наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и "скандальные” произведения, то есть задевшие чем-}

Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней