Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Густав Малер: биография и семья. Густав малер интересные факты и краткая биография Чешский город где учился играть малер

Густав Малер – великий композитор, оперный режиссёр и дирижёр – жил и творил на рубеже XIX – XX столетий.
«Писать музыку – значит, строить новый мир…» – так характеризовал своё творчество сам Малер. В его произведениях проявились черты романтизма и экспрессионизма, характерные для эпохи социальных противоречий.

Густав Малер (Gustav Mahler) – великий композитор, оперный режиссёр и дирижёр – жил и творил на рубеже XIX – XX столетий.

«Писать музыку – значит, строить новый мир…» – так характеризовал своё творчество сам Малер. В его произведениях проявились черты романтизма и экспрессионизма, характерные для эпохи социальных противоречий. Музыка Малера часто выражала личное состояние композитора, его самые сокровенные мысли. В своём творчестве он всегда стремился поднимать масштабные философские проблемы. Велико было и его дирижёрское дарование. Пётр Ильич Чайковский, который слушал оркестр под руководством Малера в Гамбургской опере, называл его гениальным дирижёром.

Композитор родился 7.07.1860 года в небогатой еврейской семье. Семейство Малеров жило в Чехии – в местечке Калиште . Отец Густава – Бернгард Малер – в жизни сменил несколько профессий. В молодости он был возницей, позже самостоятельно выучился и служил гувернёром. В последние годы он скопил немного денег и стал хозяином маленькой пивной.

В семье было много детей, однако шесть братьев и сестёр Густава умерли в детском возрасте. Одна сестра скончалась позже, будучи уже взрослой; старший брат Отто – застрелился. Другой брат, Алоис, сошёл с ума. Эти трагические обстоятельства в дальнейшем наложили отпечаток на личность композитора и на характер его творчества. «Внутренние демоны» всегда терзали Малера, жизнь его никогда не была спокойной.

Густав рос замкнутым и сосредоточенным ребёнком. Музыку он полюбил рано, но назвать его вундеркиндом, как многих великих композиторов прошлого, было сложно. Его успехи можно было отнести, скорее, к невероятному упорству и прилежанию, нежели к природным способностям.

С шести лет он играл на фортепиано. Когда Густаву исполнилось пятнадцать, его отправили в Вену. По рекомендации профессора Эпштейн а юноша поступил в консерваторию. В годы учёбы Малер раскрылся как талантливый исполнитель-пианист. Занимался он также и симфоническим дирижированием. А вот его первую симфонию, которую Малер писал для студенческого конкурса, постигла неудача – дирижёр оркестра отказался исполнять её, оскорбив автора.

Во время обучения в консерватории Малер посещал университет – ходил на лекции по истории, психологии, философии и истории музыки. Малер закончил консерваторию в 1878 году; через год он окончил и университет.

В студенческие годы Густаву приходилось подрабатывать – родители не могли содержать его. Юноша давал уроки фортепиано, ездил на гастроли с оркестром в роли капельмейстера. В период 1878-84гг. он написал первые серьёзные произведения: эскизы опер, оркестровую и камерную музыку. В 1885 году был создан его первый шедевр - вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья».

Осенью 1885 года Малер принял решение уехать из Вены, чтобы найти постоянную работу дирижёра в одном из театров. Он работал в Праге в течение года. Там ему довелось дирижировать операми Глюка, Моцарта, Вагнера. Поставленные им спектакли вызывали всеобщее восхищение, особенно удачной работой был «Дон Жуан».

С 1886 года Малер работал в Лейпциге – в должности второго дирижера городского театра. Отношения с главным режиссёром и оперной труппой не сложились, и при первом же подходящем предложении в марте 1888 г. Густав уехал из Лейпцига в Будапешт. В то время им уже была написана Первая симфония. Она открывала будущий цикл из десяти симфоний, воплотивших важнейшие черты мировоззрения и философии Малера.

В Будапеште молодого дирижёра назначили на должность директора Королевского оперного театра. За несколько месяцев театр под его руководством поставил несколько успешных спектаклей. Однако в 1889 году умер отец Малера, и Густаву пришлось покинуть Будапешт.

В 1891 году он стал первым дирижером Гамбургского Городского театра . Работы в театре было много, к тому же Малер часто конфликтовал с интендантом – Б. Поллини. Всё же гамбургский период ознаменовался созданием Второй и Третьей симфоний. В этом театре Малер проработал до 1897 года. В Гамбурге Густав познакомился со своей первой любовью – Анной Мильденбург . Они стали встречаться, были даже помолвлены, но не поженились. Малер решил, что ради семейного счастья он не может поступиться искусством, и расстался с Анной.

В конце 1895 г. в Берлине состоялась долгожданная премьера Второй симфонии. Малеру предложили возглавить Придворную оперу Вены, однако вступлению в эту должность мешало его еврейское происхождение. Малеру пришлось принять католичество – после этого он был назначен капельмейстером придворного театра. Десять лет работы Густава Малера в Венской опере стали эпохой небывалого расцвета театра.

Жена – Альме Шиндлер

В 1901 году композитор построил виллу в Каринтии. Каждое лето он проводил там и в уединении сочинял музыку. А в 1902 году композитор всё же решил жениться. Избранницей стала дочь художника Эмиля Якоба Шиндлера – Альме Шиндлер . Вскоре родилась первая дочь Малера – Мария . Вторую дочку, которая родилась в 1904 г., назвали Анной .

Альма Шиндлер была одарённой женщиной, она училась музыке и даже пробовала писать самостоятельные произведения. Однако деспотичный и капризный муж запретил ей это занятие, сказав, что композитор в семье должен быть лишь один.

Женитьба благотворно сказалась на жизни и творчестве композитора. Он стал много и успешно работать. В Каринтии он написал новые произведения: Пятую, Шестую, Седьмую симфонии. Малер также создал цикл для вокала с оркестром «Песни об умерших детях» – и это произведение было пророческим. В 1907 г. его любимая дочь Мария умерла от дифтерита.

У Малера в том году врачи установили тяжёлый сердечный недуг. Тогда он решил уйти из венского театра и переехать в Америку. Ему предложили место дирижера в знаменитой «Метрополитен-опера».

В декабре 1907 года Малер покинул Вену. В Америке ему предлагали возглавить театр, но он отказался от места, оставшись на должности дирижёра Филармонического оркестра Нью-Йорка . Композитор решил посвятить последние годы своей жизни творчеству. Зимой Малер жил в Нью-Йорке, на лето уезжал в Германию – там он писал музыку. В 1909 году композитор завершил трагическую вокальную симфонию «Песнь о земле», на стихи китайских средневековых поэтов. Вскоре он закончил свою Девятую симфонию, начал работу над Десятой, но завершил только первую часть произведения. (Первая часть после была окончательно завершена композитором Э. Кшенеком; остальные четыре части по наброскам Малера были дописаны англичанином, музыковедом – Д. Куком.)

Напряжённая работа истощила силы Малера. В 1910 году в Мюнхене состоялась премьера Восьмой симфонии, но она принесла ему только разочарования. Произведение имело успех, но общественного резонанса не вызвало. Приближалась война – в Европе в это время были совершенно другие настроения.

Зимой 1911 года Густав Малер заболел тяжёлой ангиной. Не получив квалифицированной помощи у нью-йоркских врачей, он решил лечиться в Париже. Французские врачи не смогли вылечить композитора – ангина дала осложнение на сердце, и он стал медленно угасать. Перед смертью Малер попросил увезти его в Вену – там он и умер 18 мая 1911 г. Проводить великого композитора пришли тысячи людей.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Густав Малер (7 июля 1860 г. - 18 мая 1911 г.), австрийский композитор и дирижёр, один из крупнейших композиторов-симфонистов и дирижёров конца XIX - начала XX веков.

Великий австрийский композитор Густав Малер говорил, что для него «писать симфонию - значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир». «Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь ещё страдает другое существо?».

При таких этических идеалах «построения мира» в музыке достижение гармоничного целого становится сложнейшей, едва разрешимой проблемой. Малер, по существу, завершает традицию философского классико-романтического симфонизма (Л. Бетховен - Ф. Шуберт - И. Брамс - П. Чайковский - А. Брукнер), стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия, определить место человека в мире. Малер остро чувствовал понимание человеческой индивидуальности как высшей степени мироздания, которое переживало глубокий кризис. Любая его симфония - это попытка обретения гармонии, напряжённый и каждый раз неповторимый процесс поиска истины.

Густав Малер родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву – островок немецкой культуры в Южной Моравии (ныне Чехия).

Ребёнком Малер проявил незаурядную музыкальную одарённость и учился у местных преподавателей. Затем отец отвёз его в Вену. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался фортепиано в классе Ю. Эпштейна, гармонией у Р. Фукса и у Ф. Кренна по композиции. Также он познакомился с работавшим тогда в университете композитором Антоном Брукнером.

Малер-музыкант раскрылся в консерватории прежде всего как исполнитель-пианист. Как композитор он не нашёл признания в этот период.

Широта интересов Малера в эти годы проявилась и в его стремлении к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по философии, истории, психологии и истории музыки. Его интерес распространялся также и на биологию. Глубокие знания по философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на его творчестве.

Первое значительное сочинение Малера, кантата «Жалобная песнь», не получило консерваторской Бетховенской премии, после чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижёрской деятельности - сначала в маленьком опереточном театре под Линцем (май-июнь 1880), затем в Любляне (Словения, 1881 - 1882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 1883 - 1885). В возрасте 25 лет Малер был приглашён дирижёром в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и исполнил Девятую симфонию Бетховена. Однако в результате конфликта с главным дирижёром А. Зайдлем Малер был вынужден уехать из Вены и с 1886 по 1888 служил помощником главного дирижёра А. Никиша в Лейпцигской опере. Безответная любовь, пережитая музыкантом в это время, вызвала к жизни два крупных произведения - вокально-симфонический цикл «Песни странствующего подмастерья» (1883) и Первую симфонию (1888).

Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К.М. Вебера «Три Пинто», Малер исполнил ее в течение 1888 ещё несколько раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, однако, не разрешили личных проблем дирижёра. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провёл венгерские премьеры «Золота Рейна» и «Валькирии» Вагнера, поставил одну из первых веристских опер - «Сельскую честь» Масканьи. Его интерпретация «Дон Жуана» Моцарта вызвала восторженный отклик И. Брамса.

В 1891 году Малеру пришлось покинуть Будапешт, так как новый директор Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижёром. К этому времени Малер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии «Волшебный рог мальчика» составили одноименный вокальный цикл.

Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижёра (1891 - 1897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общаться с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Ганс фон Бюлов, который накануне своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургскими абонементными концертами. В гамбургский период Малер закончил оркестровую редакцию «Волшебного рога мальчика», Вторую и Третью симфонии.

В Гамбурге Малер пережил увлечение Анной фон Мильденбург - певицей (драматическое сопрано) из Вены; тогда же завязалась его многолетняя дружба со скрипачкой Натали Бауэр-Лехнер: они проводили месяцы летнего отдыха вместе, и Натали вела дневник, один из самых достоверных источников сведений о жизни и образе мыслей Малера.

В 1897 году он принял католицизм, одной из причин обращения стало желание получить место директора и дирижёра Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провёл на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижёр отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актёров виртуозам бельканто.

Художественный фанатизм Малера, его упрямый характер, пренебрежение некоторыми исполнительскими традициями, стремление проводить осмысленную репертуарную политику, а также необычные темпы, которые он выбирал, и жёсткие замечания, которые он делал во время репетиций, создали ему немало врагов в Вене - городе, где музыка рассматривалась как объект скорее наслаждения, чем жертвенного служения. В 1903 году Малер пригласил в театр нового сотрудника - венского художника А. Роллера; вместе они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приёмы, сложившиеся на рубеже веков в европейском театральном искусстве.

Крупнейшими достижениями на этом пути стали «Тристан и Изольда» (1903), «Фиделио» (1904), «Золото Рейна» и «Дон Жуан» (1905), а также цикл лучших опер Моцарта , подготовленный в 1906 к 150-летию со дня рождения композитора.

В 1901 Малер женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. Альма Малер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, даже пыталась сочинять, вообще ощущала себя творческой натурой и вовсе не стремилась прилежно исполнять обязанности хозяйки дома, матери и супруги, как того хотел Малер. Однако благодаря Альме расширился круг общения композитора: в частности, он близко сошёлся с драматургом Г. Гауптманом и композиторами А. Цемлинским и А. Шенбергом. В своём маленьком «композиторском домике», спрятанном в лесу на берегу озера Вертерзее, Малер закончил Четвертую симфонию и создал ещё четыре симфонии, а также второй вокальный цикл на стихи из «Волшебного рога мальчика» (Семь песен последних лет) и трагический вокальный цикл на стихи Рюккерта «Песни об умерших детях».

К 1902 году композиторская деятельность Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Р. Штрауса, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а также малеровские песни в программы ежегодного фестиваля возглавлявшегося им Всегерманского музыкального союза. Малера стали часто приглашать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, полагавшей, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.

Очень тяжёлым выдался для Малера 1907 год. Он ушёл из Венской оперы, заявив, что его деятельность здесь не умеют ценить по достоинству; его младшая дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьёзной болезнью сердца. Малер занял место главного дирижёра нью-йоркской «Метрополитен-опера», но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижёрской деятельностью. В 1908 в «Метрополитен-опера» появился новый менеджер - итальянский импресарио Дж. Гатти-Касацца, который привёз своего дирижёра - знаменитого А. Тосканини. Малер принял приглашение на должность главного дирижёра Нью- Йоркского филармоническою оркестра, который в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 - в гастрольных поездках), в программах стали появляться не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и славянских авторов.

В сезоне 1910 - 1911 Нью-Йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, который плохо себя чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 года уехал в Европу. Он задержался в Париже, чтобы пройти курс лечения, затем вернулся в Вену. Умер Малер в Вене 18 мая 1911 года.

За полгода до кончины Малер пережил величайший триумф на своём тернистом пути композитора: в Мюнхене состоялась премьера его грандиозной Восьмой симфонии, которая требует для исполнения около тысячи участников - оркестрантов, певцов-солистов и хористов.

При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Его симфонии именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Высокую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытается скрыть свою творческую несостоятельность. Его сочинения порой отталкивали и шокировали слушателей напряжённостью внутренних парадоксов и антиномий, типа «трагедия - фарс», «пафос - ирония», «ностальгия - пародия», «утончённость - вульгарность», «примитив - изощрённость», «пламенный мистицизм - цинизм».

Немецкий философ и музыкальный критик Адорно первым сумел показать, что разного рода сломы, искажения, отклонения у Малера никогда не бывают произвольными, даже если они не подчиняются обычным законам музыкальной логики. Адорно также первым отметил самобытность общего «тона» музыки Малера, который делает ее непохожей ни на какую другую и сразу узнаваемой. Он обратил внимание на «романоподобный» характер развития в симфониях Малера, драматургия и размеры которых определяются чаще ходом музыкальных событий, нежели предустановленной схемой.

Замечено, что гармония Малера сама по себе менее хроматична, менее «современна», чем, например, у Р. Штрауса. Квартовые последовательности на грани атональности, которые открывают Камерную симфонию Шенберга, имеют аналог в малеровской Седьмой симфонии, однако подобные явления для Малера - исключение, а не правило. Его сочинения насыщены полифонией, все более усложняющейся в поздних опусах, и созвучия, образующиеся в результате сочетания полифонических линий, могут казаться часто случайными, не подчиняющимися законам гармонии.

Оркестровое письмо Малера вызывало особенно яростные споры. Он ввёл в симфонический оркестр новые инструменты, такие как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Фактура его музыки очень изменчива, и массивное тутти всего оркестра может внезапно сменяться одиноким голосом солирующего инструмента.

По словам Малера, «процесс сочинения напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возводятся каждый раз новые постройки. Но сами эти кубики лежат в сознании с детства, ибо только оно есть время собирания и накопления».

Последние годы жизни Малер провёл в Нью-Йорке. Работая в прославленном оперном театре, где выступали в основном великолепные зарубежные гастролёры, он и здесь не встретил со стороны театральной администрации, музыкальной критики и самих актёров настоящего понимания и поддержки своих высочайших требований к оперному спектаклю.

Годы пребывания в США ознаменовались созданием двух последних симфоний - «Песни о земле» и Девятой. Безвременная смерть Малера потрясла весь мир. В Вену пришли соболезнования от крупнейших деятелей культуры многих стран.

Дух современности сказался на подлинно великой, яркой индивидуальности Малера. Он объял в себе многообразнейшие черты своего времени.

Хотя в течение 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижёры, как Б. Вальтер, О. Клемперер и Д. Митропулос, настоящее открытие Малера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Л. Бернстайном, Дж. Шолти, Р. Кубеликом и Б. Хайтинком. К 1970-м годам сочинения Малера прочно вошли в репертуар и стали исполняться во всем мире.

Густав Малер. МАЛЕР (Mahler) Густав (1860 1911), австрийский композитор, дирижер. В 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США. Гастролировал (в 1890 1900 х гг. в России). Черты позднего романтизма, экспрессионизма в творчестве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Mahler) (1860 1911), австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. С 1880 дирижёр различных оперных театров Австро Венгрии, в 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США, дирижёр театра «Метрополитен опера», с 1909 также… … Энциклопедический словарь

- (Mahler, Gustav) ГУСТАВ МАЛЕР. (1860 1911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в… … Энциклопедия Кольера

Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия 18 мая 1911, Вена) австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Содержание … Википедия

Малер (Mahler) Густав (7.7.1860, Калишт, Чехия, ‒ 18.5.1911, Вена), австрийский композитор и дирижёр. Детство провёл в Йиглаве, в 1875‒78 учился в Венской консерватории. С 1880 работал дирижёром в небольших театрах Австро Венгрии, в 1885‒86 в… … Большая советская энциклопедия

- (7 VII 1860, Калиште, Чехия 18 V 1911, Вена) Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени. Т. Манн Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него писать симфонию значит всеми… … Музыкальный словарь

- (Mahler) богемский композитор; род. в 1860 г. Главные его произведения: Märchenspiel Rübezahl , Lieder eines fahrenden Gesellen , 5 симфоний, Das klagende Lied (соло, хор и орк.), Humoresken для орк., романсы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Малер (Mahler), Густав композитор (1860 1911). Талантливый дирижер (дирижировал и в Петербурге), Малер интересен как композитор, главным образом, широтой замысла и грандиозной архитектоникой своих симфонических произведений, страдающих, однако,… … Биографический словарь

Малер, Густав У этого термина существуют и другие значения, см. Малер (значения). Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште … Википедия

- (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия 18 мая 1911, Вена) австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Содержание … Википедия

Книги

  • Симфония No. 7 , Малер Густав. Репринтное нотное издание Mahler, Gustav "Symphony No. 7" . Жанры: Symphonies; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano 4 hands (arr); Scores featuring the piano; Scores…
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания , Густав Малер. Составление, вступительная статья и примечания И. Барсовой. Перевод с немецкого С. Ошерова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1964 года (издательство`Музыка`).…

Густав Малер (Mahler) (1860-1911) - австрийский композитор, дирижер, оперный режиссер . С 1880 года был дирижером различных оперных театров Австро-Венгрии, в том числе в 1897-1907-х годах - Венской придворной оперы; с 1907 - в США. С 1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в том числе для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904).

Малер Густав

Начало карьеры дирижера и композитора

Густав Малер родился 7 июля 1860 года, в Калиште, в Богемии, в Австро-Венгрии, ныне Чехия. Мальчик начал учиться игре на фортепиано и теории в Иглау (ныне Йиглава, Чехия), куда его семья переехала вскоре после его рождения. В 1875-1878-х годах он занимался в консерватории венского Общества друзей музыки, где среди его педагогов были Ю. Эпштейн (фортепиано), Р. Фукс (гармония), Ф. Кренн (композиция). В 1878-1880-х годах посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над кантатой «Жалобная песнь»; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влияниями опер Карла Мария фон Вебера и Рихарда Вагнера, уже стал нести на себе печать малеровской индивидуальности.

В 1880-1883-х годах Малер работал оперным дирижером в Бад-Халле, Любляне и Оломоуце, а в 1883-1885-х гг. - вторым дирижером оперного театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма Малера нашла свое отражение в его первом шедевре - вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья» (на собственные слова композитора). Музыкальный материал этих песен несколько лет спустя вошел в Первую симфонию.

Если то, что композитор намеревается сказать, он способен сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке.

Малер Густав

В оперных театрах Европы

В начале 1885 году Густав Малер был назначен вторым дирижером Городского театра в Лейпциге. Через несколько месяцев он ушел из кассельского театра и до вступления в новую должность (июль 1886) работал в пражском Немецком театре, где дирижировал операми Кристоф Виллибальда Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Вильгельма Рихарда Вагнера. В Лейпциге репертуар Малера поначалу ограничивался менее серьезными позициями, однако в январе 1887 он, заменив заболевшего венгерского дирижера Артура Никиша, принял на себя руководство исполнением вагнеровского «Кольца нибелунга». Вскоре Густав завершил неоконченную комическую оперу Вебера «Три Пинто». Ее премьера в 1888, восторженно встреченная публикой и критикой, сделала молодого композитора знаменитым. Тогда же у Малера завязался роман с женой внука К. М. Вебера. Не без влияния семьи Вебер Малер открыл для себя сборник немецкой народной поэзии «Волшебный рог мальчика», составленный и изданный в начале 19 века Людвигом Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано и служивший источником вдохновения едва ли не для всех австро-немецких романтиков. Почти все вокальные произведения Малера, созданные до начала 1900-х годов, были написаны на стихи из этого сборника.

В мае 1888 года Г. Малер из-за разногласий с коллегами покинул лейпцигский театр. По аналогичной причине он вскоре был отстранен от работы в Праге, куда его пригласили ставить «Три Пинто» и популярную в то время оперу Петера фон Корнелиуса «Багдадский цирюльник». Вскоре, однако, дирижер получил назначение на более почетную должность музыкального директора будапештской Королевской оперы. Под руководством Малера будапештский театр вступил в полосу художественных и финансовых успехов. Тем не менее ситуация зависимости от административного директора (интенданта) становилась для Малера невыносимой, и в 1891 году он в очередной раз сменил место работы, став первым дирижером Городского театра в Гамбурге. Гамбургский период жизни Малера продлился до 1897. Несмотря на большую нагрузку и частые конфликты с интендантом театра Б. Поллини, Малер находил время и силы для сочинения музыки; во время летних каникул в Зальцкаммергуте он завершил Вторую и Третью симфонии.

Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть все.

Малер Густав

1895 год, начало которого было омрачено самоубийством младшего брата Малера, завершился успешной премьерой Второй симфонии в Берлине. Имя Малера - теперь уже стало не только как дирижера, но и композитора, - приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось его еврейское происхождение. Весной 1897 Малер принял католичество и несколько месяцев спустя был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не менее самого блестящего театра Австро-Венгрии.

Венская опера. Майернигге

Десятилетие работы Густава Малера в Вене стало эпохой расцвета Придворной оперы. За это время он дирижировал 63 различными операми (чаще других - «Свадьбой Фигаро» Моцарта). Особенно плодотворными оказались 1903 по 1907 годы, когда в постановках опер под руководством Малера участвовал выдающийся художник-сценограф А. Роллер. В 1901 Малер построил себе виллу в Майернигге в Каринтии и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился на Альме Шиндлер (1879-1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных отношениях побудила Малера даже обратиться за консультацией к врачу-психиатру и психологу Зигмунду Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с Пятой по Восьмую и вокальный цикл «Песни об умерших детях» на слова немецкого поэта-романтика Фридрих Рюккерта в 1904 г. Этим произведением Малер словно предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь умерла от скарлатины. Тогда же у Малера была диагностирована тяжелая болезнь сердца (впоследствии именно она стала причиной его смерти).

Традиция - это лень

Малер Густав

Последние годы жизни

В Вене Малер был окружен молодыми композиторами «радикального» направления - такими, как А. фон Цемлински, Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон фон Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что касается стремления Малера сделать собственную музыку достоянием широкой публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной элиты. Антисемитская пресса вела против Малера яростную кампанию, которая в конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 году он был назначен дирижером нью-йоркской Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем «Тристан и Изольда»), а в 1909 - Нью-Йоркского Филармонического оркестра. В Нью-Йорке Г. Малер провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 Малер завершил вокальную симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал ее «Песнь о земле». Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную Девятую симфонию и начал работать над Десятой, но успел завершить только ее первую часть.

Если полагаете, что аудитория заскучала, то продолжайте медленнее, а не быстрее.

Малер Густав

Вклад Малера в оперное искусство

Самые значительные достижения Густава Малера-дирижера были связаны с оперным театром; между тем творческие интересы Малера-композитора ограничивались жанрами симфонии, песни и вокального цикла. Уже в ранней «Жалобной песни» обнаруживаются такие характерные приемы зрелого малеровского стиля, как сочетание оркестров на сцене и за сценой, сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народно-песенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической «фабулы» произведения. Этот последний прием использован и в цикле «Песни странствующего подмастерья», тональный план которого отражает эволюцию душевного состояния героя от горестных размышлений, через умиротворенное единение с природой, к отчаянию и трагической отрешенности. Для большинства симфоний Малера характерен «открытый» тональный план, когда произведение завершается не в той тональности, в которой оно начиналось; тем самым подчеркивается преобладание повествовательного начала над конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы.

Под влиянием «Волшебного рога мальчика»

В 1890-е годы Малер находился под сильным влиянием «Волшебного рога мальчика». Трогательные, иногда иронично-наивные стихи этого сборника вдохновили его на ряд песен для голоса или двух голосов с оркестром. Вокальные части на тексты из «Волшебного рога» фигурируют во Второй, Третьей и Четвертой симфониях, проясняя концепцию каждой симфонии и красноречиво «досказывая» то, что композитор не считал возможным выразить средствами чисто инструментальной музыки. В первых четырех симфониях Малера важную роль играет элемент юмора, пародии, гротеска; многие их темы наделены нарочито инфантильным обликом. Если Первая и Четвертая симфонии построены по традиционной четырехчастной схеме, то Вторая симфония пятичастна (между скерцо и хоровым финалом в ней помещена песня «Изначальный свет» из «Волшебного рога»), а Третья шестичастна, причем первая часть по объему равна всем остальным, вместе взятым. Стилистическая и жанровая пестрота первых частей симфоний «снимается» в финалах, наделенных значительным философским смыслом (музыковед Пауль Беккер, имея в виду эту особенность симфонических циклов Малера, назвал их «симфониями финала» - в противоположность симфониям венских классиков, где центр тяжести обычно приходится на первую часть). Финал Первой симфонии (известной также под неофициальным названием «Титан») - большое романтическое сонатное аллегро; финал Второй - торжественный духовный гимн; финал Третьей - возвышенное адажио с «божественными длиннотами»; финал Четвертой - идиллическая песня о райской жизни на слова из «Волшебного рога».

Малеровские симфонии

Пятая, Шестая и Седьмая симфонии чисто инструментальны. В пятичастной Пятой симфонии подчеркнуто героическое начало; она открывается траурным маршем и завершается торжественным апофеозом. Предпоследняя часть этой симфонии (Adagietto), играющая роль лирического интермеццо перед финалом, часто исполняется как отдельная концертная пьеса. Четырехчастная Шестая симфония глубоко трагична; кульминация ее финала выразительно рисует гибель подразумеваемого «героя». В пятичастной Седьмой симфонии наиболее интересны три средние части, образный строй которых ассоциируется с ночью и тьмой; насыщенная конфликтами первая часть симфонии несколько тяжеловесна, а оптимизм непомерно растянутого финала оборачивается помпезностью и напыщенностью.

Самая монументальная из всех симфоний Малера - Восьмая, предназначенная для большого ансамбля солистов, трех хоров и огромного оркестра. Ее первая часть, католический духовный гимн Veni Creator Spiritus («Приди, Дух животворящий»), служит развернутым вступлением ко второй, главной части, где использован текст последней сцены «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете. В этой части объединены жанровые признаки кантаты, оратории, вокального цикла, хоровой симфонии в духе Ф. Листа и инструментальной симфонии. После Восьмой симфонии, обращенной к большим массам слушателей, Малер создал одно из своих самых интимных произведений - «Песнь о земле». В ней также сочетаются признаки разных жанров - вокального цикла (в шести частях «Песни о земле» солируют попеременно тенор и контральто или баритон) и «симфонии финала». Проявившаяся в «Песни о земле» тенденция к разреженному оркестровому письму с частыми соло деревянных духовых обусловлена интересом позднего Малера к Иоганну Себастьяну Баху. В последней части цикла, «Прощание», господствует настроение покорности и смирения; оно же определяет пафос медленного финала четырехчастной Девятой симфонии. По распространенному мнению, последняя, наряду с Шестой, является самой многозначной и содержательной из всех оркестровых драм Малера.

Малер и мировая музыка

Творчество Малера - связующее звено между романтизмом и экспрессионизмом. Внушительные масштабы его симфоний, грандиозный размах их кульминаций, характерный венский жанровый облик многих малеровских тем - все это давало основание считать Малера наследником Антона Брукнера. С другой стороны, пристрастие Малера к экзальтированно-изломанным мелодическим линиям, тонально неопределенным последованиям альтерированных гармоний, наложениям разнородных слоев фактуры, чрезвычайно густому контрапункту, напряженным тембрам инструментов, играющих в крайне высоких регистрах, существенно повлияло на Арнольда Шенберга и Альбана Берга. Различные аспекты творчества Малера были восприняты и другими крупными композиторами 20 века, в том числе Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, Эдвардом Бенджамином Бриттеном, Альфредом Гарриевичем Шнитке.

При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер - крупнейший симфонист ХХ века, земляки узнали спустя полвека после его смерти.

Личная жизнь

Любовь приносила композитору вдохновение, но не счастье в личной жизни. В 1902-м Малер повел под венец младшую на 19 лет Альму Шиндлер, которой сделал предложение после четвертого свидания. Жена родила Густаву двоих детей - девочек Марию и Анну.


Википедия

Поначалу жизнь супругов напоминала идиллию, но на пятом году вместе с проблемами в Венской опере пришла беда и в дом. Заболела дифтерией и скончалась младшая девочка, 4-летняя Мария. Вскоре врачи диагностировали неизлечимую сердечную болезнь у самого мэтра. Горе подтолкнуло Малера на написание вокального цикла «Песни об умерших детях».

Семейная жизнь разладилась. Альма - одаренная художница и музыкант - вспомнила о своих нереализованных талантах: ранее женщина лишь наблюдала за карьерой поглощенного творчеством супруга. Вскоре у нее случился роман с известным архитектором, о чем узнал Малер. Но пара не рассталась, а прожила вместе до самой смерти композитора.

Смерть

В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.


Могила Густава Малера на Гринцингском кладбище / Michael Kranewitter, Википедия

Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.

О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм. На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с , чем американская звезда безмерно гордится.

Музыкальные произведения

  • 1880 - «Жалобная песнь»
  • 1885-1886 - «Песни странствующего подмастерья
  • 1892 -1901 - «Волшебный рог мальчика
  • 1901-1902 - «Песни на стихи Рюккерта
  • 1901-1904 - «Песни об умерших детях
  • 1884-1888 - Симфония №1
  • 1888-1894 - Симфония №2
  • 1895-1896 - Симфония №3
  • 1899-1901 - Симфония №4
  • 1901-1902 - Симфония №5
  • 1903-1904 - Симфония №6
  • 1904-1905 - Симфония №7
  • 1906 - Симфония №8
  • 1909 - Симфония №9
  • 1908-1909 - «Песнь о земле»


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней