Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие духовые инструменты входят в народный оркестр. Изготовление музыкального инструмента жалейка Мастера по изготовлению жалеек

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.


На зелёной на полянке пастушок
Из бересты смастерил себе рожок,
И играет от зари и до зари,
Даже ночью подпевают соловьи.

Льётся песенка о том, как у реки
Сели девушки плести себе венки.
А одна так несказанно хороша,
Что зашлась у пастушка его душа.

И ни спать теперь, ни есть не может он,
И лишь песни льётся грустный перезвон.
Думы в голове, и только всё о ней,
Никого на свете нет ему милей.

Тёмно-синие у девушки глаза,
С ярким бантом ее русая коса,
Ты услышь-услышь, красавица, рожок,
Для тебя играет песню пастушок.


Жалейка - так называется народный духовой музыкальный инструмент, относящийся к группе язычковых. Это традиционный пастуший инструмент. Жалейка использовалась в основном жителями Смоленской, Воронежской, Курской, Псковской, Тверской, Новгородской, а также Московской, Рязанской и Тульской областей. По своей конструкции жалейка подразделяется на одинарные и двойные (парные). По разному называют этот инструмент в регионах России; одинарная - ,рожок"(Курская обл.); ,ладуша"(Горьковская обл.); ,пищик"(Белгородская обл.); ,сиповка"(Пензенская обл.); двойная - ,двойчатки"(Владимирская обл.); ,жаланки"(Рязанская обл.); ,трости"(Пензенская обл.)

Двухсоставная жалейка

Принцип извлечения звука для всех жалеек одинаков: это вибрация язычка пищика.
Слово,Жалейка" не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. Происхождение слова,жалейка" не установлено. Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостный. Играют на жалейке наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов

Изготовление жалейки из тростника

Во-первых, нам нужен материал, то есть камыш. Не путайте его с рогозом, он нам абсолютно не нужен!

Под словом «камыш» подразумевают многие растения, в том числе и рогоз, и тростник, и так называемые «нюньки». Нам же необходим тростник обыкновенный — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту, с соцветиями-метелками. Он имеет полый коленчатый стебель. Растет тростник по заболоченным берегам озер и рек, на болотах.

Итак, берем рюкзак, ножик, одеваем непромокаемую обувь и идем за тростником (за сухим (!) тростником). Приготовьтесь к тому, что ваши очумелые ручки могут превратиться в офигевшие ножки, так как придется долго ходить. Оказавшись в зарослях этого растения, необходимо, как завещал Козьма Прутков, зрить в корень, так как именно внизу, у почвы, находятся самые толстые коленца. Нас интересуют коленца диаметром от 7 мм и длиною от 15 см. Если вы задумали сделать жалейку, вам понадобится еще и береста с поваленной березы (с неё легче снимать кору, да и вообще надо беречь природу!). Теперь, когда вы собрали много подходящего материала и отогрели свои озябшие конечности, приступаем к его обработке и изготовлению дудки. Нам необходимы следующие инструменты — острый нож, круглый или полукруглый надфиль (если есть, если нет — не беда), длинная палочка (можно взять стержень от ручки и т.п.) и спичка.

Во-первых, необходимо очистить тростник от листьев. Затем мы разделяем коленца строго в месте сочленения!

Так как нас съедает нетерпение, делаем самый простой вариант. Берем подходящее коленце (диаметр 7 мм, длина 15 см).

Отпиливаем в месте отлома (можно лобзиком).

Берем надфиль или заточенную спичку и протыкаем мембрану.

Внутри стебель тростника покрыт тонкой пленочкой, которую надо удалить. Для этого мы берем длинную палочку и возвратно-поступательными движениями чистим его внутри, а затем продуваем стволик. С помощью острого ножа с того края, где мембрана, снимаем тонкий слой.

Тут вы первый раз поймёте, зачем вам целая сумка тростника. На очищенном месте будет прорезаться язычок. Чем он толще, тем большее усилие придется приложить, дабы заставить его вибрировать. Чем тоньше, тем больше вероятность залипания. От длины, толщины и ширины язычка зависит высота звука. Язычок — главная деталь дудки! Язычок делаем примерно 2,5 см в длину, и 4 мм в ширину. Вот так.

Теперь можно попробовать извлечь первые звуки. Не получается? Возможно, вы неверно расположили дудку во рту. Трубка должна довольно глубоко заходить в рот, для того, чтобы дать возможность язычку (не вашему, а дудки) колебаться. Своим же языком вы должны закрыть отверстие в мембране. Пробуем еще раз. Если получилось — то вы молодец! Если же дудка не звучит и даже не проходит воздух, значит залип язычок. Берем льняную нитку и подсовываем под него вот так.

После такой процедуры звук точно появится. Теперь как сделать игровые отверстия. Берем нож и вырезаем по следующей схеме: 1-е в 3 см от края, 2-е в 3 см от первого, 3-е в 1,5 см от второго, 4-е в 3 см от третьего. Диаметр отверстий примерно 5 мм. Четырех отверстий хватит с головой. На наш век вряд ли был больший строй, чем тон-тон-полутон-тон. Теперь вы можете играть и радоваться! Для тех, кто хочет еще немного заморочиться, осталась береста. Мы режем её на полоски, промазываем края клеем (каким позволит ваша совесть) и скручиваем рожок. Делаем заготовку дудочки с язычком, но без дырочек, и прилаживаем к ней рожок, но пока не на клей. Получается жалейка!

Если вы собираетесь строить жалейку под определенную тональность, то у вас неограниченные возможности целая сумка тростника! Высота звука инструмента будет зависеть в данном случае от:

  • длины инструмента с рогом
  • язычка
  • силы, с которой вы дуете

Про язычок мы уже писали выше. Длина: чем длиннее инструмент, тем ниже звук и наоборот. Настройку проводят с одетым рожком. Если звук низит, подрежьте тростник, если выше — домотайте бересту на рожок. Поймав нужную ноту (а сделать это очень трудно, т.к. язычок размокает и начинает низить, а иногда и залипать), начинаем прорезать отверстия. Делаются они по той же схеме, что и в простой дудке. Прорезаем первое и подстраиваем. Если низит — подрезаем ближе к язычку, если высит — к рожку. Настроив первое игровое отверстие, таким же образом делаем все остальные. Отверстия можно пропиливать полукруглым надфилем, а еще лучше прожигать. Добиться точной настройки довольно тяжело, поэтому придется «додувать» дыханием. Чем сильнее вы дуете, тем быстрее колеблется язычок, т.е. выше звук, но возрастает степень залипания. Но вы можете не ломать голову, а говорить окружающим, что у вас на жалейке нетемперированный строй, что вполне исторично! Правда если вы намерены играть в паре с гуслями, их придется подстраивать под вас.

Существование такого вида инструмента доказано этнографически, а бытование его в IX—XI вв. представляется весьма вероятным, т.к. простота изготовления безрогового варианта позволяет сделать дудочку даже ребенку.

Музыкальный инструмент: Жалейка

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

Фото :

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Конструкция


Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

Разновидности


Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.


История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Видео: слушать жалейку


ЖАЛЕЙКА русский народный духовой музыкальный инструмент в виде дудки (распространен также на Украине, в Белоруссии, в Литве). Жалейка представляет собой деревянную или камышовую трубочку с отверстиями сбоку (для регулирования высоты звука) и надетым на нижнею ее часть раструбом (из коровьего рога, или бересты), который исполняет роль резонатора.
О жалейке очень много сказано в интернете и в специальной литературе, поэтому моя задача состоит в том, чтобы рассказать о моем опыте работы изготовления этого уникального инструмента.

Некоторые вопросы мне помогал решать мой первый наставник
Изготовитель многих музыкальных инструментов, автор ряда инструментальных композиций и учебно-методического издания «Жалейка. Начальный курс игры. Практическое пособие для руководителей детских фольклорных коллективов» Уфа: «Узорица», 1999.
Я делал много замеров, длину и диаметр самой трубки, звуковых отверстий, пробовал разные материалы. Но хочу сказать, что каждый, кто захочет изготовлять жалейку, должен найти свои материалы и размеры. Они не будут сильно отличатся от стандартов, но все-таки они будут свои.
Сделать жалейку высокого класса, которая могла бы звучать с инструментами академическими, очень сложно. Она должна иметь очень хороший ответ звучания и строй на всех звуковых отверстиях. И к тому же иметь отличный дизайн. Некоторые думают, что это очень просто, выточил трубочку, проделал звуковые отверстия, с одной стороны пищик с другой раструб и все. Но это не так, каждое изготовление нового инструмента требует разного подхода. Есть, конечно, какие - то стандартные размеры даже шаблоны, где показаны все замеры инструмента (много разных чертежей жалейки есть и в интернете). Но эти размеры и шаблоны каждый мастер должен найти сам. В изготовлении жалейки не должно быть мелочей (смотреть фото 1).

Фото 1. Мастер Николай Старостин.

Ну, начну с того, что трубочку можно делать из разных материалов. Это эбонит, дерево твердой породы, трубки из алюминия и пластмассы и так далее. Лучший вариант, на мой взгляд, это красное дерево, яблоня или клен. Многие говорят, что порода дерева не влияет на звук, но чуть-чуть что-то все-таки есть, вот это чуть-чуть мы и должны соблюдать. И потом порода дерева влияет на дизайн. Например, красное дерево очень хорошо обрабатывается и полируется. Да и вообще очень красиво смотрится.
Раструб лучше всего делать из коровьего рога, он прочный и красивый в обработке. Хотя можно использовать бересту, дерево и металл.

Для а правильней сказать мундштука можно использовать также разные материалы. Это и дерево, разная пластмасса, трубочка из металла, эбонит. Я бы все-таки рекомендовал эбонит. Он хорошо обрабатывается на станке и довольно - таки прочный материал. При настройке пищика (пищик - это мундштук, трость (язычок), кембрик все вместе) с ним легко работать.
Для трости лучше использовать материалы, которые меньше подвергаются воздействию влаги. Я много пробовал и разные пластмассы, гусиное перо, трость от кларнета и гобоя многие из них при игре просто залипают, или жалейка пускает гуся. Лучшим, по моему мнению, является текстолит, он имеет желтый цвет, хорошо обрабатывается напильником и не намокает.
Кембрик - это пустотелый кусочек изоляции провода (в основном поливинилхлорид), используемый электриками и рыбаками. Длина и диаметр зависит от конкретного способа применения. Он нужен для того чтобы закрепить трость на пищике.
Колпачок можно делать также из разных материалов, дерева, металлической трубочки, пластмассы. Я пробовал все, но остановился на спортивном пластмассовом обруче. Отрезается определенный размер и доводится до нужного состояния.
И так, на мой взгляд, можно сделать вывод, что лучше всего использовать для изготовления жалейки красное дерево, яблоню или клен, коровий рог, эбонит, текстолит, кембрик и отрезки от спортивного пластмассового обруча.
А дальше я хочу перейти к более подробному описанию изготовления инструмента, соблюдая последовательность работы.

Изготовление жалейки нужно начинать с обработки коровьего рога.
. Коровий рог с виду выглядит неприглядно, особенно если он в сыром необработанном виде. Желательно поскоблить и почистить от волос (смотреть фото 2).

Фото 2. Коровьи рога.

Затем нужно взять большую кастрюлю, налить в нее воды, положить туда рога и кипятить 1,5-2 часа. Эту процедуру желательно делать на улице или в отдельной мастерской, но не дома. Во время кипения распространяется нехороший запах.
. После того как прокипятили, рог становится мягкий и нужно выбить все внутренности из него. Это делается постукиванием рога о твердый предмет и если нужно немного поковырять его внутри.

Сразу хочу сказать, что рог нужно брать в рукавицах, он горячий!

Затем нужно подрезать рог с двух сторон. Со стороны раструба и со стороны, где рог соединяется с трубочкой. Делать это нужно ножовкой по металлу и аккуратно, чтобы не отпилить лишний кусок.
. Предварительно с внутренней стороны обработать шарошкой.
. Пока рог мягкий, нужно центровым сверлом или другим острым инструментом, сделать ямочку ровно по центру в том месте жалейки, где она будет соединяться с трубочкой.
. Затем сверлится отверстие ø 12. Как сверлить это дело каждого в отдельности. Можно электродрелью, коловоротом или вручную, закрепив как то рог (просто даже ногами) и зажав сверло специальным приспособлением. Это возможно пока он мягкий.
Я работаю на токарном станке, сверло зажимается в барабан, и включаю станок на самой медленной скорости. Рог держится двумя руками, и медленно подставляем к сверлу в том месте, где была проделана ямочка. Эта работа не безопасна и требует опыта, для начинающих я бы рекомендовал первые два способа. Во всех случаях нужно, чтобы рог был мягкий (сразу после варки) и работать в рукавицах. При сверлении рога сверло направить немного с наклоном вверх к раструбу. В этом случае основное отверстие выходит ровно по центру раструба (смотреть фото 3).

Фото 3. Рога с отверстием по центру.

Если при сверлении рог треснул, то эту часть нужно отпилить ножовкой по металлу. Затем выточить на токарном станке заготовку в виде гриба под внутренний диаметр отрезанного рога и просверлить в ней отверстие для трубки жалейки. Для заготовки можно использовать эбонит или любое дерево, желательно твердой породы. После того как деталь готова, она должна быть с отверстием для трубки, ее вставляют в рог и склеивают. Можно использовать эпоксидную смолу. После высыхания рог обрабатывается по технологии указанной в данной статье (смотреть фото ниже).

Дальше, приступаем к обработке рога из нутра. Сначала шарошкой на станке или дрелью со специальной наждачной насадкой круглого диаметра, очень ровно обрабатываем всю внутреннюю поверхность рога. Затем скребками (сломанная на две, три части не большая дисковая фреза, остро заточенная на наждаке с одного конца) и шкуркой убираем все царапины и неровности (смотреть ниже фото скребков).

Затем снаружи снимаем лишний слой на наждаке только аккуратно. Для этого нужно из фанеры выпилить небольшой круг и наклеить на него крупную шкурку такого же диаметра. Просверлить ровно посередине отверстие под наждак, и все закрепить гайкой.
. После этого нужно, чтобы рог высох.

Основная обработка рога, где доводим его до идеального состояния, дается по пунктам

Скребком.
. Шкуркой мелкой
. Отдельные места скребком.
. Шкуркой очень мелкой.
. Алмазный порошок можно пыльную пемзу (на тряпочку капаем каплю масла, можно машинного, и макаем в любой из двух перечисленных порошков затем трем рог).
. Протирать шерстяной тряпкой.
. Просмотр через увеличительное стекло всех царапин.
. Скребок, шкурка, алмазный порошок (можно использовать полировальную пасту ГОИ на основе окиси хрома), тряпка шерстяная, увеличительное стекло.
. И так повторять до тех пор, пока рог станет идеально гладким, отполированным и без единой царапины (смотреть фото ниже).

Рог не надо покрывать лаком. Во первых лак быстро сотрется, во вторых рог это кость, которую можно довести до идеальной полировки. Вид будет лучше, чем покрыть лаком.
. Учитывая то, что длина самого рога влияет на высоту тона, он до настройки инструмента не доводится до идеального состояния, придать блеск нужно уже после точной настройки инструмента.
. Рог не делать слишком большим, стенки должны быть не толстыми, но и не слишком тонкими примерно (1,5 мм), желательно чтобы рог при постановке пальцев на жалейке не перевешивал своей тяжестью.

Кольцо

Берем не большой длины латунную трубочку ø 16 мм и вставляем ее в токарный станок.


(смотреть фото 4).

Фото 4. Латунная трубочка.

Нарезаем при помощи отрезного резца колечки шириной (3-5 мм), если нужно очищаем их из нутра (смотреть фото 5).

Фото 5. Кольцо.

Колечко надеваем на конусную деревянную палочку и обрабатываем на резиновом круге. Я обычно использую деревянную ручку от кисти для покраски стен или пола (смотреть фото ниже)

Затем кольцо полируется пастой Гои, для этого нужно иметь вращающийся из войлока круг. На этом круге кольцо, которое одевается на конусную палочку (можно деревянную ручку от кисточки), полируется до идеального блеска, затем прямо на палочке протираем его тряпкой.

Учтите, что кольцо после полировки очень горячее и трогать его сразу голыми руками нельзя!

Кольца готовят заранее и их складывают в коробочку.

Трубочка

Изготовление трубочки приведу на примере жалейки соль. Заготовка как я уже говорил, берется из твердой породы дерева (яблони, клена, ясеня, любого красного дерева и других пород), учитывая длину трубки (50x50x160 мм). Но я беру по длине всегда чуть больше, где-то 165-170 мм. Ребра фугую рубанком, стараюсь придать более круглый вид (смотреть фото 6).

Фото 6. Заготовка.

Сверлю по центру сначала центровым сверлом, затем коротким, длинным ø 8 мм (смотреть фото 7, 8).

Фото 7. Центровое сверло. Фото 8. Сверло ø 8.

В левый патрон станка закрепляется конус, а в правую бабку вращающийся конус и между ними уже просверленная заготовка. На станке обрабатываем трубочку до идеального состояния ø 16 мм сначала резцом, а затем шкуркой разного диаметра. Диаметр трубочки зависит от внешнего диаметра кольца!
Делаем заточки под внутренний диаметр кольца и рога размер должен быть на (1/10-2/10) больше основного размера кольца и рога (смотреть фото 9). Трубочка в рог должна входить очень туго, потом она будет входить более свободно. Некоторое время трубочку, рог и колпачок нужно хранить отдельно. Это связано с тем, что материал как бы усыхает.

Фото 9. Трубочки с кольцами.

Надевается кольцо и рог не до конца (туго). Вначале не надо подгонять все в точности.
В первых кольцо и рог придется снимать при полировке, а во вторых со временем трубочка уменьшится в диаметре в местах подгонки под кольцо и рог.

Мундштук (пищик)

Эта деталь, которой надо уделить самое большее внимание! От того как будет звучать пищик, так будет и работать жалейка.
Берется заготовка из эбонита L= 60 мм ø = 12-15 мм, вставляем в станок и обрабатываем до нужного размера. Сверлом на 5 мм сверлим отверстие по центру не до конца. Напильником делаем не большую плоскость длиной 25 мм и с наклоном L ≈2,3 в сторону от рога, а надфилем канавка для язычка. Все размеры в мм (смотреть фото 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

Трость (язычок)

Изготовляется мною из текстолита, хотя можно, и найти другой материал. Ножницами нарезаются заготовки и напильником доводятся до нужного размера учитывая то, что с одного конца трость тоньше, а с другой чуть толще, как у кларнета (смотреть фото 17, 18, 19, 20).

Кембрик

Как было сказано выше, это пустотелый кусочек изоляции провода (в основном поливинилхлорид), используемый электриками и рыбаками. Длина и диаметр зависит от конкретного способа применения. Их нужно два, один для того чтобы закрепить трость на мундштуке (пищике) другой, чтобы регулировать высоту звука (смотрите фото 21, 22, 23, 24).

Готовый пищик (смотреть фото 23), пищик с трубочкой (смотреть фото 24).

Колпачок

Его можно делать из различных материалов. Из садового шланга, спортивного обруча просто из металлической трубки или дерева. Я рекомендую из спортивного пластмассового обруча. Нарезаются кусочки обруча длиной 50-60 мм. Слегка их распрямить и обработать в станке. Самое главное чтобы колпачок плотно входил в трубочку жалейки и был чисто обработан (смотреть фото 25, 26, 27, 28).

При изготовлении колпачка из дерева диаметр его должен быть меньше диаметра трубки. Входить в трубку колпачок должен очень плотно. Через некоторое время прогреть на горячей плите (можно на утюге), так, чтобы не испортить и края не обгорели. После этого колпачок входит в трубочку более свободно. Если этого не делать, то через некоторое время колпачок начинает хлябать и шататься. Подгонять все колпачки под трубочку нужно без пищика, так как с пищиком диаметр трубочки чуть-чуть расширяется.
Деревянный колпачок и трубка пропитываются льняным или подсолнечным маслом. В ванночку наливают масло и кладут туда трубочки и колпачки на сутки, затем сушат дней семь. Мелкой шкуркой убирают ворс и внутри протирают лаком, спиртовой политурой. Затем после просушки снова убирают ворс. Можно протереть также тряпочкой пропитанной маслом. Это делается для того, чтобы жалейка не подвергалась воздействию влаги (смотреть фото ниже).

Настройка жалейки

Настройка жалейки, как и любого музыкального инструмента, имеет очень большое значение. Она требует огромного опыта мастера, знание акустики, музыкального слуха. Для настройки требуется ряд слесарных инструментов. Надфилей, сверл, разверток и конечно желательно иметь генератор частоты звука. Настройку рекомендую осуществлять в таком порядке.
. Проверить работу пищика без трубочки. С какой бы силой вы не дули он должен работать. Язычок не должен кваксить и залипать.
. Вместе с трубкой настроить точно рог (соль или другую ноту). Чем рог меньше, тем звук выше.
. Вдоль трубочки ровно чертим карандашом полоску. Затем отмечаем точки звуковых отверстий (смотреть фото 29). Замеры делаются от основания жалейки без рога и пищика.

Затем просверлить тонким сверлом (2 мм) замеренные отверстия. Пищик, после того как мы его поставим, уже должен работать на всех звуковых отверстиях.
. Дальше идет предварительная настройка, начинать с нижнего звука.
. Меньше отверстие для пальцев - звук ниже. Больше отверстие для пальцев - звук выше.
. Точная настройка производится методом слушания биений частоты звука жалейки и генератора или другого музыкального инструмента. Когда биения исчезают, звук настроен чисто. Если вы потеряли момент, в какую сторону уменьшается частота биений между звуком жалейки, и генератора (то есть не поймете игровые отверстия увеличивать или уменьшать) то чуть - чуть передвигаем кембрик этим увеличиваем длину трости:
1) если частота биений увеличивается, то игровые отверстия для пальцев делать больше, но сначала трость настроить на основной чистый тон жалейки;
2) если частота биений уменьшается, то игровые отверстия для пальцев делать меньше (но как это сделать?), можно вставить пробочки в отверстия (разумеется, на клею) и заново просверлить и настраивать. Или это отверстие, при помощи передвижения трости, настроить чисто по генератору. Но тогда основной тон не будет строить, можно вырезать из того же эбонита тонкое колечко под внутренний диаметр это понизит основной тон (конечно затем настроить его точно). Но могут не строить и другие отверстия, поэтому все нужно проверить и подстроить. Чтобы этого не случилось, настройку инструмента нужно делать не спеша и думать головой. Если делаешь для себя, то можно экспериментировать, но у меня было много заказов для музыкальных школ, училищ, музыкальных академий и если так случалось, то я просто выкидывал заготовку.
. После настройки очередного звука, обязательно проверять все остальные.
. Нужно дать жалейке отлежаться после того как она была настроена (хотя бы дня два, три можно больше) это нужно для того, чтобы она высохла при этом она чуть изменит строй.
. Затем снова проверить строй и подстроить некоторые звуки.
. Звуковые отверстия увеличиваем с помощью сверл, надфилей, разверток и в конце шарошками, чтобы они были идеально чистыми и ровными.

Точные размеры не даю у каждой жалейки они всегда чуть разные (даже у жалеек одной тональности) . Каждый мастер должен найти свои, придерживаясь тех, которые даны в работе это касается всех параметров инструмента.
. Если звуковые отверстия получались значительно большего размера. То я на станке вытачивал круглые пробочки из твердой породы древесины или можно, например использовать эбонит. И очень плотно вставлял их на клей, только не глубоко, в эти же отверстия. После просушки, заготовки обрабатывал напильником и просверливал новые дырочки для звуковых отверстий.

Несколько слов о хроматической жалейке

Настраивается хроматизм в 1, 2, 4, 5 отверстии. В жалейке любой тональности от центра звуковых отверстий с лева и справа от черточки, высверливаются по одной дырочке. Диаметр 2 мм. Нужно учитывать также направление этих маленьких отверстий и направление углублений для пальцев (смотреть фото 30).

Фото 30. Рог находится с правой стороны жалейки.

Каждая маленькая дырочка настраивается отдельно по полутонам. Еще советую проверять каждое звуковое отверстие по интервалам квинты и кварты. Например, в жалейке СОЛЬ при настройке основного тона, проверить, как звучит интервал квинта (соль - ре) и кварта (соль - до).
И еще перед настройкой инструмента нужно полукруглым напильником проделать не большие углубления для пальцев. Это видно на фото 30. Если сделать потом, то это повлияет на строй жалейки!

Предлагаю свои чертежи основных рабочих жалеек


Внутренний ø 7, внешний ø 16
Трубка L = 150, Пищик L = 40 мм


Внутренний ø 8, внешний ø 16
Трубка L = 180 - 190, Пищик L = 45 мм



Трубка L = 190 - 200, Пищик L = 45 мм


Первое отверстие делается с боку для правой руки мизинца на 35 миллиметров от основания жалейки.
Второе по центру для среднего пальца на 80 мм от основания жалейки.

Внутренний ø 8, внешний ø 16
Трубка L = 260, Пищик L = 50 мм


Первое отверстие делается с боку для правой руки мизинца на 55 мм от основания жалейки
Второе по центру для среднего пальца на 8 мм от основания жалейки.

Трубка L = 300, Пищик L = 55 мм


1, 3, 5 отверстие находятся с правой стороны жалейки, а 2, 4, 6 с левой стороны.

Внутренний ø 7, внешний ø 16
Трубка L = 11,5, Пищик L = 40 мм

Полировка

Осуществляется, как и у других музыкальных инструментов по определенной технологии. Об этом много написано учебной литературы и есть информация в интернете. Несколько слов как это делаю я.
. Если жалейка из красного дерева, то лучше сначала покрыть ее подсолнечным маслом и просушить на ярком солнце. Проделать это надо несколько раз.
. Затем покрывается политурой - сушится.
. Натирается пемзой - сушится.
. Так повторять можно несколько раз.
. Обязательно жалейка протирается из нутра политурой при помощи длинной тонкой палочки с тампоном.
. Жалейка из твердых пород дерева (клен, яблоня, бук) полируется в таком порядке (очень коротко).
. Лак НЦ - сушить (чем дольше, тем лучше).
. Обработать мелкой шкуркой.
. Политура - сушить (проделать это раза, два, три).
. Обработать мелкой, как пыль пемзой при помощи тампона смоченного слегка в политуре - сушить.
. С пемзой раза - два - сушить.
. Политура на тампон капельку масла и полировать - сушить.
. Повторить много раз, затем протереть сухой шерстяной тряпкой.

Политура делается из медицинского спирта и шеллака, можно добавить и другие смолы, но это на ваше усмотрение. Полировку вести тампонами, которые нужно изготовить самому из простиранной белой тряпочки (сделать квадратик) и добавить шерстяные нитки тоже белые.
Вместо ниток можно вату.
До полировки жалейку нужно тщательно отшлифовать!
Процесс полировки считается сложным и ответственным, поэтому рекомендую сначала изучить соответствующую учебную литературу или информацию в интернете.

Дополнительный материал (20.02.2017)

1) Еще раз скажу и могу много раз повторить, что для хорошей работы жалейки главным моментом в изготовлении музыкального инструмента является настройка пищика.
Сначала нужно его настроить отдельно от самой жалейки.
Частота звучания должна соответствовать приблизительно тональности жалейки.
Звук не должен быть гулким, крикливым, тугим (трудно воспроизводимым). С какой силой вы бы не дули, пищик должен звучать и легко работать. Но надо учитывать, что жалейка не может звучать очень громко и очень тихо. При сильном вдувании трость (язычок) просто прилипает, а при слабом она не колеблется.
Звук пищика должен напоминать звучание свистульки, сделанной из стручка акации. Все мы помним, когда в детстве срывали стручок от акации, обламывали его пополам, убирали семена и получался свисток.
Дальше настройка пищика и самой жалейки ведется уже в собранном виде. На игровой трубке, по разметке для каждой тональности жалейки, просверливаем отверстия Ǿ 2 -2,5 мм.
И когда пищик вставим в трубочку с одного конца, а с другого рог, то он сразу должен работать по всем звуковым отверстиям легко и без заикания. Особенно когда они все открыты. Дуть надо с одинаковой силой по всем отверстиям и очень часто на верхних звуках пищик жалейки перестает работать. Он как бы затыкается (извините за такую терминологию) в этом случае надо мелкой шкуркой потереть со стороны мундштука и трости. Но подстроить потом жалейку на основной тон.

Смотреть фото

После этого приступаем к настройке самой жалейки, какими инструментами это делать я уже писал. Только хочу добавить, что для настройки можно использовать самодельный генератор звука настроенный по темперации.
Или тюнер KORG CA40WD (хроматический).

2) Хочу предложить один способ сверления звуковых отверстий, применяемый мною в последнее время. Я сверлю их не под прямым углом, а делаю наклон в сторону рога 110-120°. Что это дает? Воздух, который проходит через пищик и движется по трубке легче и плавней переходит в звуковые отверстия жалейки. Ну как бы улучшая ответ звучания жалейки.

Смотреть фото

Фото на разных этапах изготовления


Звучание жалейки.

ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты … Современная энциклопедия

Русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты … Большой Энциклопедический словарь

ЖАЛЕЙКА, жалейки, жен. (обл.). Русский крестьянский музыкальный инструмент, состоящий из коровьего рога со вставленными в него двумя камышевыми дудками и с несколькими отверстиями; дудка из тростника, из выдолбленного тонкого деревца. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ЖАЛЕЙКА, и, жен. Народный духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная трубка с раструбом из коровьего рога или бересты. Играть на жалейке. | прил. жалейковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЖАЛЕЙКА - духовой музыкальный инструмент у восточных славян деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Этнографический словарь

Жалейка - ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

жалейка - жалейка, духовой музыкальный инструмент у восточных славян — деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Как и самый близкий ее родственник, пастуший… … Музыкальный словарь

И; мн. род. леек, дат. лейкам; ж. Русский народный духовой музыкальный инструмент в виде дудки (распространён также на Украине, в Белоруссии, в Литве). ● Жалейка представляет собой деревянную или камышовую трубку с отверстиями сбоку (для… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Народные инструменты. Аудиоэнциклопедия (CD) , . Весёлый музыкальный спектакль в лёгкой и доступной форме познакомит ребёнка с русскими народными инструментами и с их звучанием. Расскажет об истории появления этих инструментов, о том, какой…
  • Велькино детство , Алексей Олейников. В 2007 году сборник рассказов "Велькино детство" стал лауреатом национальной детской литературной премии "Заветная мечта" . Книга рассказывает о приключениях мальчика Вельки в южной…
  • Гусли, саратовская гармошка, жалейка, окарина и балалайка делятся своими секретами , Ольга Пикколо. Маленькие слушатели знакомятся со множеством музыкальных русских народных инструментов, входящих в три дружные семейки оркестра: с духовыми, струнно-щипковыми и ударными инструментами:…

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, считающийся наряду с шалюмо и венгерским тарогато предвестником современного кларнета. Этот неприхотливый и несложный в изготовлении инструмент имеет множество разновидностей. Играют на жалейке наигрыши самой различной жанровой природы в одиночку, дуэтом, а также в ансамбле с другими инструментами и пением. Своё название данный музыкальный инструмент получил благодаря своему «жалостливому, порой... плачущему» звуку. В некоторых областях за жалейкой закрепилось ещё два названия – рожок и пищик. Такие названия определили, скорее всего, конструкция и материал, из которых мастера изготовляли этот инструмент.

Часто жалейка делается из деревянной дудки с несколькими отверстиями, в которую с одной стороны вставляется гусиное перо-пищик, а другая сторона просовывается в бычий рог (отсюда название – «рожок»). Пищик также может быть сделан не только из гусиного пера, но и из тростника, ореха, лещины. Некоторые мастера приспособились делать пищик из дерева, так как тростниковый быстро размокает, нарушает настройку и вообще не звучит. Сама дудка может быть сделана из ивы, бузины, клёна, тростника (иногда даже из жести). Пять отверстий для пальцев на дудочке называются «голоса», они пронумерованы снизу вверх. Во время игры никогда не бывают открытыми все дырочки. Если поочерёдно закрывать, то образуется строй гаммы: до, ре, ми, фа, соль и т.д. Длина, размер и диаметр рога, в который вставляется второй конец дудочки, влияет на высоту, силу и тембр звука. Рог обычно берётся бычий, так как у коровы он ребристый. Его шлифуют, долго варят, сверлят дырку, а затем приспосабливают к дудочке, иногда приклеивают, иногда нет.

В сёлах Алексеевского и Красногвардейского районов Белгородской области особенно была распространена двойная жалейка, или пищик. От простой жалейки пищик отличается тем, что в нём две дудочки, которые вставляют опять же в бычий рог, хорошо вычищенный, так, чтобы стенки стали тонкими и светились.

Раструб рога должен быть загнут побольше. Это влияет на силу звука. Из рассказов народных инструменталистов Белгородчины Е.М. Сапрыкина (1905 г. рождения, с. Афанасьевка Алексеевского района) и М.В. Сычева (1910 г. рождения, с. Стрелецкое Красногвардейского района) можно сделать вывод, что изготовление инструмента – дело тонкое и щепетильное. Оно требует от создателя не только точного следования технологии, но и любви к музыке вообще. Способ изготовления пищика таков: на стволах очищенного камыша нарезаются язычки; обе дудочки скрепляются вместе и объединяются одним раструбом из бычьего рога. Стволы инструментов имеют названия по количеству имеющихся там отверстий, то есть «тройник», «шестерник».

Настраивается инструмент так, чтобы один пищик продолжал звукоряд другого. Вообще, стандартного звукоряда у пищиков нет. Строй инструмента зависит от местных традиций, репертуара и от индивидуальных особенностей исполнителя. Большую часть репертуара жалеечников составляют плясовые наигрыши.

Из материалов фольклорных экспедиций в Алексеевский и Красногвардейский районы Белгородской области стало известно, что в конце прошлого века мастеров игры на уникальном распространённом здесь ранее традиционном музыкальном инструменте – двойной жалейке оставалось мало. Наиболее известными в среде фольклористов-исследователей было двое из них. Это Воронков Федор Григорьевич (1914 г.р.), проживавший в селе Казацкое Красногвардейского района. Названия его наигрышей сохранились ещё с 19 века: «Общая», «Степная», «Дай выйду», «Петракова», «Рассыпчатая». А также известен руководитель фольклорного ансамбля «Усёрд» села Нижняя Покровка Красногвардейского района Виктор Иванович Нечаев (1965 г.р.). Он играет на жалейке и владеет традицией её изготовления. Он же рассказал о конструкции современной жалейки.

Однако не только народные музыканты играют и делают жалейки. Этим с увлечением начали заниматься и профессиональные музыканты. Вот рассказ В.И. Нечаева о конструкции и особенностях современной жалейки:

В наше время нередко используются металлические или эбонитовые трубки, в корпусе которых может быть от трёх до семи отверстий для изменения высоты звука. Жалейка с семью отверстиями в трубке имеет полный диатонический звукоряд в пределах октавы. Настраивается она, как правило, на мажорный лад с пониженной VII ступенью, что характерно для русской народной музыкальной традиции. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что важно в ансамблевой и оркестровой игре. Точных стандартов народные духовые инструменты не имеют, поэтому каждый из них обладает определёнными индивидуальными качествами (конструкцией, строем, диапазоном, тембром).

Самой важной конструктивной частью жалейки является мундштук с тростью. Чтобы инструмент имел вполне определённый строй, мундштук с язычком (тростью) должен сам по себе без резонатора издавать основной тон этого строя – например: «ре» в ре-мажоре. На старинных жалейках язычок (пищик) мастера подрезали прямо на основной трубке или на отдельной небольшой трубочке, которая вставлялась в канал основной трубки. При этом свободный конец трубки пищика исполнителю приходилось закрывать языком.

В наше время конструкция мундштука несколько усовершенствована. Свободный конец его делается глухим, вдоль мундштука к его глухому концу делается прямоугольный узкий срез, который открывает внутреннюю полость. Над срезом устанавливается язычок (пищик), который крепится у основания среза кольцом из полихлорвиниловой трубки. Такое крепление не только даёт возможность надёжно закрепить язычок на мундштук, но и, что очень важно, изменять строй инструмента, в пределах кварты, путём передвижения кольца в ту или иную сторону. Сверху на основную трубку жалейки надевается ещё небольшая трубка-колпачок, которая предохраняет язычок от случайных повреждений, и в то же время благодаря ей расширяются технические возможности исполнения. Величина и расположение отверстий на основной трубке инструмента не имеет точных размеров. В народной практике расстояние между отверстиями примерно равняется толщине пальца (т.е. около 25 мм). Величина отверстий (их диаметр) определяется при настройке инструмента опытным путём. Чем отверстие больше – тем звук выше. Кроме этого, на величину отверстий и расстояние между ними влияет и диаметр канала ствола основной трубки.

Звукоизвлечение на жалейке требует определённых усилий. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься её строй (в пределах ¼-½ тона), и наоборот. Кроме того, на этом инструменте возможно исполнение и промежуточных хроматических звуков путём неполного закрывания отверстий. В принципе возможно изготовление инструментов в любом строе. Диапазон жалейки обычно охватывает октаву, но может быть и шире ещё на кварту. Помимо этого, опытный исполнитель может расширить диапазон путём нажатия верхними зубами на основание язычка и тем самым извлекать ещё 2-3 дополнительных звука звукоряда. Профессор Московской консерватории А.В. Руднева отмечает, что в курских сёлах жалейку с маленьким раструбом из коровьего рога называют «рожок», а жалейку с большим бычьим рогом и более низкого строя называют «гудило».

Жалейка имеет октавный диатонический звукоряд в строе «ля-», «ми-», «фа-», соль-мажор. Используются и жалейки других тональностей. Понижение строя вниз одновременно увеличивает размеры жалейки и, вместе с этим, расстояние между пальцевыми отверстиями (мензуру), и наоборот, что создаёт дополнительные трудности при игре.

В нотах жалейка записывается в скрипичном ключе, в первой октаве. Жалейка – примитивный инструмент. Бесконечное её усовершенствование привело бы, в конце концов, к созданию кларнета, и тогда потерялось бы главное её удивительное своеобразие.

Жалейка состоит из трубки с шестью отверстиями сверху и одним (для большого пальца левой руки) внизу, коровьего рога, специально обработанного, пищика с тростью и мундштука, Все эти пять элементов «работают» в единстве, поэтому бездумная замена одного компонента другим, пусть даже с виду такого же – вряд ли принесёт желаемый результат.

Жалейку держат обеими руками перед собой на уровне груди, почти горизонтально. Безымянный, средний и указательный пальцы правой руки покрывают три ближних к рогу отверстия. Большой палец правой руки поддерживает трубку внизу. Необходимо строго следить за тем, чтобы большой палец левой руки прикрывал седьмое, нижнее отверстие. В противном случае разрывается столб воздуха внутри трубки, и жалейка издает один неуправляемый звук. Очень важно выработать ощущение необходимой силы вдувания воздуха. При извлечении более высоких звуков требуется большее дыхание и наоборот. При звукоизвлечении металлический мундштук с жалейки не снимается. Привыкать к жалейке лучше всего с извлечения средних, а не крайних нот. В этом случае приходит правильное ощущение силы вдувания воздуха. На жалейке игра на «piano» невозможна. Излишняя сила звучания недопустима. Контролируя на слух, необходимо определить для себя этот предел. В случае явного завышения силы вдувания воздуха жалейка «залипнет». Следует помнить, что две верхние ноты не имеют точной настройки и, отчасти, зависят от умения исполнителя. Каждому звуку соответствует определённое количество открытых и закрытых отверстий. Каждая нота имеет свою аппликатуру. Никакая «самодеятельность» в этом случае недопустима. Если у исполнителя есть опыт игры на свирели, блок-флейте и др., то знакомство с жалейкой не составит ему большего труда. Преобладающим приёмом игры на жалейке является «легато», при котором различные по высоте звуки исполняются на одном дыхании, с помощью чёткой и плавной аппликатуры. Хорошо звучит и «стаккато». При этом язык, касаясь мундштука, отсекает подачу воздуха после каждой ноты.

При освоении жалейки можно столкнуться с такой проблемой: конденсат и слюна естественно сопутствуют игре на этом инструменте и мешают звукоизвлечению. У трубачей и других музыкантов эта проблема решена наличием специального клапана, при помощи которого убираются излишки влаги. На жалейке нет такого приспособления, поэтому после продолжительной игры необходимо осторожно снять алюминиевый мундштук и подсушить эбонитовый пищик и трость кусочком газетной бумаги. Делать это необходимо в том случае, если обилие влаги явно мешает игре. Без этой необходимости нет нужды лишний раз тревожить трость. При этом надо зорко следить за тем, чтобы под тростью не остались крошки мокрой бумаги. Иначе нарушится строй жалейки.

Подача звука производится приёмом, который можно условно назвать «сухой плевок». При продолжительной практике способ подсушивания будет использоваться всё реже и реже и, со временем, в этом исчезнет необходимость. Мундштук, пищик и трость необходимо содержать в особой чистоте. Помимо чисто гигиенических требований необходимо знать, что крошка табака, например, или кусочек нитки и т.п. попавшие в трость, могут свести «на нет» всю работу. Поэтому хорошо бы при переездах заворачивать каждую жалейку в отдельный полиэтиленовый мешочек. Сложенные вместе они прекрасно амортизируют при перевозке в балалаечном футляре вместе с балалайкой.

Настройка жалейки – это очень тонкий процесс. Трость прикрепляется двумя-тремя пластмассовыми колечками, причём два кольца удерживают трость, а третье служит для настройки. Сдвигание настроечного кольца на доли миллиметра от рога повышает строй и наоборот.

Замену трости следует проводить только в случае поломки, хотя при нормальной эксплуатации она может служить годами. Смена трости это довольно капризный процесс. Невозможно изготовить две совершенно одинаковые трости, поэтому новая трость будет отличаться от старой и её необходимо будет «подгонять». Приступать к этой операции надо в хорошем настроении, учитывая, что за одну минуту успеха не добиться. Укрепив новую трость кольцами кембрика, необходимо её тщательно настроить. Хороший результат даёт также перемещение трости вдоль прорези эбонитового пищика. В этом случае кольца не сдвигаются, перемещается только трость.

Если звук получается «хлипким» и на «верхах» трость залипает, необходимо освободить трость от колец и аккуратно подрезать острым ножом её рабочий конец на долю миллиметра. Этим утолщается вибрирующая часть трости и уплотняется звук. В том случае, если звук получается явно грубым, необходимо снять трость, плотно прижать её к кусочку стекла (зеркальце, например) и поскоблить рабочую часть её бритвенным лезвием, сведя её «на нет». Тем самым вибрирующая часть трости утончается. Хорошие рекомендации по изготовлению пластмассовой трости для жалейки могут дать кларнетисты.

Когда появилась жалейка? Откуда взялось слово «жалейка»?

Почему жалейка считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «жалейка» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «жалейка».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней