Любимая героиня из произведений островского. Две героини в произведениях А.Н.Островского (Сочинение на свободную тему)
Две трагических судьбы, две сломленных души... Две молодых жизни, которые судьба оборвала в самом начале пути... Две героини одного автора - русского драматурга Александра Николаевича Островского - Лариса из «Бесприданницы» и Катерина из «Грозы».
В обеих пьесах основная тема, в сущности, одна - людские нравы. Страшные понятия, которые с легкостью калечат не только души, но и жизни человеческие. Общая их идея - влияние на природу, на истинную сущность человека тех духовных элементов, которыми живут тёмные, отсталые личности и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни...
Чем-то похожи и героини, хотя, по сути, характеры их совершенно различны. Катерина религиозна, но, в общем-то, её религиозность не ритуальна, не обрядова, она эмоциональна и с этической подоплекой. Катерина покорна - Лариса противоречива и своевольна. В любви своей к Борису Катерина принимает предательство с его стороны почти безропотно. Лариса же Паратовым оскорблена, она пытается как-то бороться за свое счастье. Катерина в итоге добровольно расстается с жизнью (это её единственный протест за все действие пьесы), Ларису же убивает Карандышев (и читателю остается лишь догадываться о том, что и она сама впоследствии могла бы свести счеты с жизнью). Катерина ощущает себя частью природы, она едина с ней. Ларисе это несвойственно...
И всё же судьбы обеих героинь говорят нам об одном и том же. Столкновение различных мировосприятий - вот тот вопрос, который исследует Островский. В случае с Катериной это столкновение чувства и супружеского долга (это - внешняя, событийная основа, на деле конфликт глубже). Здесь не только внешние обстоятельства - огромную роль играет и само поведение героини, ведь Катерина могла бы и удержаться от связи с Борисом. Получается, что в какой-то степени она сама себя толкает к гибели. Иное дело - Лариса. Её трагедия - в обстоятельствах, от девушки не зависящих. И в какой-то степени в начале пьесы Катерина - хозяйка ситуации, а Лариса - лишь игрушка в руках судьбы.
На деле же всё выходит иначе. Катерина пытается как-то противостоять событиям, но лишь в начале. А затем она полностью подчиняется более сильному характеру - Кабанихе. Катерина убеждена, что совершила страшный грех. Она чувствует себя виновной, но людская жестокость её удивляет. Философская, бытийная сторона кульминации «Грозы» в том, что окружение Катерины только говорит о боге и богобоязни, она же сама относится к религии прочувствованно. Этот конфликт - противостояние характера среде - характерен для многих пьес Островского.
В пьесе «Бесприданница» ситуация усложнена: введено активное мужское начало (Паратов), которого нет в «Грозе». Лариса одновременно пытается и добиться счастья, и побороть своё влечение к Паратову, но в итоге она осознает себя лишь дорогой и красивой вещью... Возможно, Лариса - натура более сильная и цельная, чем Катерина.
Вероятно, женские образы потому так часто стоят в центре пьес Островского, что он видит в женщине более чистое, более хрупкое создание. Драматург наделил своих героинь тяжёлой судьбой, но читателя и зрителя, это очищает, подталкивая к размышлениям над собой.
Драма «Бесприданница» - одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек - Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы. Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым. Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку... ни с того ни с сего и скажет что не надо... То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорят о ней. Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке... она или погибнет, или опошлится». Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду - все продам», - признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством - любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства - Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров. Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем». Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев. «Так жить холодно!» - скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».Драма “Бесприданница” – одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса “Бесприданница”. В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек – Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы.
Лариса
Единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением “невесты без приданого” и своим домом: “Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?” Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым.
Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но “хитрости нет, не в матушку. ни с того ни с сего и скажет что не надо. То есть правду”. Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. “В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет”, – говорят о ней.
Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что “в нищенской обстановке. она или погибнет, или опошлится”.Лариса влюбилась в “блистательного барина” Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. “У меня ничего заветного нет. Найду выгоду – все продам”, – признается он. Продает и “Ласточку”, и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством – любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь “повенчаться”, “отомстить” Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства – Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров.
Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: “Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем”.
Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев.
“Так жить холодно!” – скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: “Я вас всех люблю”.
- Творчество А. Н. Островского продолжало традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Он создал национальную драматургию, открыв новых героев и новые конфликты, отражавшие коллизии современной российской действительности. Островский обогатил жанровую палитру русского театра....
- Известно, что акцентации стиля и смысла всегда несут значительный драматический заряд, особенно если пьеса на злободневную тему задумана автором не только для постановки, но и для прочтения. Этому же ряду...
- Драматургия – особый род искусства. Она существует “на слиянии” литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии. История современной русской литературы начинает свой...
- Свое место в системе образов занимает и Варвара. Казалось бы, Катерину естественнее всего сопоставлять именно с ней. Они живут в одном доме, судя по всему, не очень отличаются друг от...
- А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы...
- Островский известен в литературе как “первооткрыватель” такого сословия, как купечество. Именно он первым обозначил этот тип в качестве серьезного литературного объекта, доказал, что данный герой также интересен и заслуживает не...
- Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев....
- Драма Островского “Гроза” написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы – разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая...
- А. Н. Островский – драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен...
- Карандышев Юлий Капитоныч – “молодой человек, небогатый чиновник”. К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для К. – не столько любимая девушка, сколько красивая...
- Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот...
- “Бесприданница” – лучшая психологическая драма А. Н.Островского. Центральная тема произведения – тема “горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте”. Происходящее в пьесе связано с современностью –...
- А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”,...
- Творческая история романа Н. А. Островского “Как закалялась сталь” была ясна и проста, казалось бы, по канве событий; но она стала уникальной по значительности этих событий. Будучи тяжелобольным, Н. Островский...
- Перед постановкой пьесы автор несколько раз читал ее в московских литературных и артистических кругах. И, как пишет сам Островский, “все единогласно признали “Бесприданницу” лучшим из всех” его “произведений”. Ее первая...
- Два емких художественных символа скрепляют смысл “Грозы”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованной любви душу...Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального – мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального...
- Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, – это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины...
А. Н. Островский — драматург, не только продолжив-ший в своем творчестве традиции Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, но и основавший «русский национальный театр Островского».
В своих пьесах Островский раскрывал наиболее острые проблемы современной ему действительности, обнажал человеческие пороки. Одним из самых яр-ких его творений является драма «Гроза», которую И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительней-шее, великолепнейшее произведение русского, могу-чего, вполне овладевшего собой таланта».
Действие пьесы происходит в провинции, в одном из городов на берегу Волги, Калинове. Главный кон-фликт произведения основан на любви Катерины и Бориса Григорьевича.
Катерина — жена Тихона Кабанова, молодая кра-сивая женщина. Это натура сильная, свободная. У нее чистая и светлая душа. Раньше жизнь Катерины про-текала по-другому, да и сама она была другой. «Какая я была резвая!» — говорит героиня о себе. До замуже-ства Катерина жила «точно птичка на воле». Ее окру-жали любовь, забота, внимание. Все изменилось, ко-гда молодой женой Катерина вошла в дом Кабановых, где заправляет суровая Кабаниха, а безвольный ее сын, Тихон, во всем ей подчиняется. В мире, который теперь окружает Катерину, она никому не понятна. Даже Варвара, непохожая на остальных и подружив-шаяся с героиней, замечает: «Ты какая-то мудре-ная...». Характер Катерины сложен для понимания обитателей «темного царства».
Душа Катерины полна поэзии. Вспоминая девиче-ство, она с упоением рассказывает об умывании клю-чевой водой, восхищается красотой цветов, народным пением и рассказами. Героиня наделена страстной, пылкой душой. Очень красноречиво говорит об этом упомянутый ею эпизод из ее детства, когда, обижен-ная, она убежала из дому, села в лодку и оттолкнула ее от берега. «...Я зародилась... горячая!» — утвержда-ет героиня.
Катерина мечтательна. «Лезет мне в голову мечта какая-то»,— говорит она. Выйдя за Тихона, Катерина оказывается вынужденной жить с человеком, которо-го она не любит и никогда не любила, чуждым и абсо-лютно далеким ей. Ее окружает давящая атмосфера несвободы, унижения человеческой личности, само-дурства. Дикость и темнота видны во всем, что делает ее свекровь, Кабаниха. Мир Катерины, гармония, ца-рившая в ее душе, начинают разрушаться. Положе-ние Катерины в доме Кабановых трагично.
Единственным просветом в ее жизни у Кабановых стала внезапно вспыхнувшая любовь к племяннику Дикого, Борису. Катерина — натура, которая умеет любить страстно, всей душой. Такие, как она, любят только один раз и только всем сердцем. Будучи чело-веком высоко нравственным и религиозным, она ис-пытывает глубокие муки совести от осознания совер-шенного ею греха. Катерина страдает глубоко. «Обма-нывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»,— говорит она. Ей легче перенести смерть, чем продол-жать терпеть эту нравственную пытку. Героиня не мо-жет лгать, притворяться. Варварина наука не идет ей впрок. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! ...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Не в силах скрывать свои чувства, Катерина признается во всем мужу и, не выдержав презрения и насмешек, а по большей части мук, терзающих ее изнутри, погибает.
Критик Е. Холодов писал: «Нет, не гроза, не проро-чества сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину к признанию. Для ее че-стной и цельной натуры невыносимо то ложное поло-жение, в котором она оказалась».
Если бы свекровь и муж простили Катерину, если бы Борис согласился взять ее с собой, едва ли она ста-ла бы счастливее. Положение ее в той среде было тра-гически безысходным.
Драматург показал, что в современном ему общест-ве такие одаренные и чистые натуры, как Катерина, обречены на гибель. Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».