Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему "изображение русского дворянства в романе дубровский ". Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский Пушкин А

Слайд 2

Проблемный вопрос.

Слайд 3

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Слайд 4

ПЛАН

«Благородные» черты характера. «…Увеселения русского барина!» Неравенство слуг и господ. Защита чести Крестьяне и дворовые.

Слайд 5

Главные черты «благородных» дворян в лице Троекурова и «хорошие» качества Дубровского.

Жестокость. Ненависть Лесть Бесчестность Грубость Своенравие Справедливость Гордость Независимость Деликатность

Слайд 6

Увеселения Барщины

«…Стравливание медвежат с кошками и щенятами.») «В телегу впрягали пару медведей… сжали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божью…» «Проголодавшегося медведя запрут в комнате, привязав его веревкою… приведут новичка… втолкнут его к медведю…несчастную жертву оставят наедине с косматым пустынником…» «… Любили охоту, хотя это было одно убийство.» Кровожадность и жестокость «Господ» проявляется в их ужасных развлечениях.

Слайд 7

Неравенство личности в романе.

«… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.» (О Троекурове.) «... Дубровский проучил своих пленников прутьями коими запаслись они же в его же роще, а лошадей отдал в работу приписав к барскому скоту. (О Дубровском – старшем) Дворяне обходились с крестьянами, как с вещами, но некоторые находили такое положение нормальным и кичились богатством господ и их влиянием в обществе.

Слайд 8

ЗАЩИТА ЧЕСТИ

Издевательства над людьми не редко приводили к тому, что человек сам пытался защитить себя, защитить свою честь. «…Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил…» «…Я не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения.» (А.Г.Дубровский) «…Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока вы не вышлете мне псаря Парамошку…Я не шут, а старинный дворянин!» (А.Г.Дубровский)

Слайд 9

Малые люди в романе.

Крестьяне и дворовые, хоть и ниже по положению в обществе, но и они формируют отношения между своими хозяевами, и они же страдают из-за них. «… Кирила Петрович засмеялся, при дерзком замечании своего холопа» «… Дубровский проучил крестьян прутьями.»

На страницах «Дубровского» мы знако-
мимся со многими людьми дворянского со-
словия. Одни из них обрисованы полно и все-
сторонне (Троекуров, Дубровские), другие -
фрагментарно (князь Верейский), о третьих
и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна
и другие гости Троекурова). Надо сказать,
что помещики отличались друг от друга как
количеством имеющихся у них крестьян, так
и отношением к ним.
Сюжет повести разворачивается вокруг
конфликта между двумя помещиками - Ки-
рилой Петровичем Троекуровым и Андреем
Гавриловичем Дубровским, но невольно во-
влеченными в него оказываются и другие дво-
ряне. Все, по сути, разделились на два лаге-
ря. В одном - Андрей Гаврилович Дубров-
ский и его сын Владимир, другой значительно
многочисленнее - Троекуров и все остальные
помещики, завсегдатаи его дома.
Что до Кирилы Петровича Троекурова,
«старинного русского барина», то уже первые
страницы произведения дают нам понять, ка-
кой это был властный, корыстный человек,
деспот, богатство и древнее происхождение
которого «давали ему большой вес в губерни-
ях, где находилось его имение. Соседи рады
были угождать малейшим его прихотям; гу-
бернские чиновники трепетали при его име-
ни; Кирила Петрович принимал знаки подо-
бострастия как надлежащую дань… В домаш-
нем быту Кирила Петрович выказывал все
пороки человека необразованного. Избалован-
ный всем, что только окружало его, он привык
давать полную волю всем порывам пылкого
своего нрава и всем затеям довольно ограни-
ченного ума». Детей у Троекурова было двое:
Маша - семнадцатилетняя дочь, и сын -
«черноглазый мальчик, шалун лет девяти».
Саша был также сыном и мамзель Мими, вос-
питательницы Маши, которую «Кирила Пет-
рович, казалось, любил… более прочих». Дочь
свою Кирила Петрович любил, «но обходился
с нею со свойственным ему своенравием, то
стараясь угождать малейшим ее прихотям, то
пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра-
щением. Уверенный в ее привязанности, ни-
когда не мог он добиться ее доверенности».
Кирила Петрович только тем и занимал-
ся, что разъезжал по своим пространным
владениям, устраивал шумные пиры с про-
казами. Охота занимала едва ли не основ-
ное место в жизни Троекурова. По этой
причине и псарня у него была на зависть
всем, там «более пятисот гончих и борзых
жили в довольстве и тепле, прославляя ще-
дрость Кирилы Петровича на своем собачь-
ем языке».
Именно псарня и послужила причиной
раздора между Троекуровым и ближайшим
соседом его Андреем Гавриловичем Дубров-
ским, которого одного Кирила Петрович ува-
жал, «несмотря на смиренное его состояние»,
и к которому мог запросто заехать в гости.
Уважительное отношение Троекурова к Ду-
бровскому возникло еще в молодости; «Не-
когда были они товарищами по службе, и
Троекуров знал по опыту нетерпеливость и
решительность его характера». Андрея Гав-
риловича оскорбило замечание одного из
псарей соседа относительно его якобы недю-
жего состояния и унизительного быта. При-
чем Дубровского не так оскорбило само заме-
чание, сколько то, что Троекуров при этом
«громко засмеялся» и не принял никаких
мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи-
на обиженный Дубровский ушел, и приказ
Троекурова вернуться оставил без внимания.
Простить такого даже Дубровскому Кирила
Петрович не мог и в наказание решил отсу-
дить у друга имение, что и сделал.
Этот поступок показывает духовную ис-
порченность Троекурова, для которого нет
ничего святого, который и дружбу готов про-
дать. Правда, автор подчеркивает, что в не-
которые моменты совесть помещика просы-
пается, он начинает жалеть Дубровского и
готов его простить, но чувство ложной гордо-
сти и своего превосходства не позволяют ему
попросить извинения.
Близок к Троекурову и князь Верей-
ский. И хоть он не так полно обрисован
в повести, но одно то, что князь с удоволь-
ствием посещает дом Кирилы Петровича,
что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до-
бивается все же ее руки, ставит его в один
ряд с Троекуровым.
Сатирическими красками в романе обри-
сованы гости Троекурова - мелкие помещи-
ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно-
го хозяина, не смели сказать ему и слова
против. Однако у себя в имении они едва ли
были робкими…
Троекуров, князь Верейский и им подоб-
ные - далекая от реформаторских идей,
прочно стоящая на ногах часть поместного
дворянства, яростно защищающая крепост-
ничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей
Гаврилович Дубровский - помещик либе-
ральный. Праздность и разврат - не его об-
раз жизни. Имея семьдесят человек кресть-
ян, Дубровский относится к ним иначе, чем
самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча-
ют ему уважением и любовью, поэтому и го-
товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу
к Троекурову. Отмена крепостного права-
наверняка не напугала бы Андрея Гаврило-
вича, и он вряд ли стал препятствовать ей.
Ни в первые годы жизни в поместье, ни по-
том Андрей Гаврилович не соглашался вос-
пользоваться дарами, которые предлагал
ему Троекуров. Более того, в отличие от
других помещиков, Дубровский никогда не
боялся высказать в присутствии надменного
соседа свои мысли. Это говорит о гордости
этого человека, причем гордости настоящей,
не троекуровской.
Образ молодого Дубровского дан в разви-
тии: вначале честолюбивый и беспечный мот,
потом - защитник угнетенных, благородный
мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни-
ка, делает предводителем крестьян.
Но тут же дает понять, что Владимир - не
во всем их единомышленник, что он сотруд-
ничает с крестьянами и ради личных интере-
сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж
за князя, Дубровский покидает своих това-
рищей, заявляя им; «Вы все мошенники».
Владимир Дубровский не против дворянства
как класса вообще, он только против жес-
токостей,- чинимых дворянами, такими, как
Троекуров.
Однако в ту пору и это было прогрессив-
ным шагом на пути к освобождению кресть-
ян, потому и главного героя повести мы вос-
принимаем как передового дворянина, воз-
можно предшественника декабристов.

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие – менее подробно (князь Верейский), о третьих – вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала

Свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего – себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.
Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался – слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство – не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура – значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать – нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличи – тельные черты этих дворян – необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина – Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково… “, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “… псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского – образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Дворянское общество в повести «Дубровский» представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих — вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).

Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кириллы Петровича Троекурова, то «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское». Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что «Кирил, а Петрович выказывал все пороки человека необразованного». А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал «полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего — себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой «…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура — значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…», имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

июня 19 2015

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих - вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Получая огромные доходы от эксплуатации подвла стных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего - себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения.

В псарне этой “…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение.

А не подчиниться воле деспота и самодура - значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» . Литературные сочинения!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней