Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развитие мировой литературы конца ХХ–XXI вв. Основные тенденции развития мировой литературы ии половины хих столетие Общая характеристика основных литературных направлений 20 века

Если можешь, иди вперёд века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века.
Валерий Брюсов

Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков — важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, пыталась найти ответы на волнующие современников вопросы. В качестве ориентиров были выбраны «вечные ценности», отстаиваемые великими классиками. В то же время русская литература рубежа веков отразила процесс смены эпох и утверждения новых реалий. В 1905 году Лев Толстой писал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». В чём же выразилось это другое мировоззрение? Новым по сравнению с прошедшим веком было мироощущение человека. Традиционные для ХIХ века категории жалости, сострадания, самоотречения критиче-ски переосмысливались русскими философами и писателями, главными словами эпохи рубежа веков были исчерпанность, пограничность, перелом . Осознание кризисности времени отразилось и в художественных произведениях, которые были далеко не однородными. Но объединяло русских писателей рубежа веков отрицание серой обыденности, скучного бездеятельного существования. Общим, по словам известного литературного критика Семёна Венгерова, было «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Усложнение общей картины мира начала ХХ века, её калейдоскопичность и фрагментарность, шаткость таких фундаментальных понятий, как судьба и человеческая жизнь, в литературе приводят к изменениям в жанровой системе. Традиционный для русской литературы ХIХ века роман вытесняется более подвижными жанрами — рассказом и очерком, в которых писатели сосредоточиваются на отдельных событиях человеческой жизни.

Как вам известно, в русской литературе второй половины ХIХ века главенствующую роль играл реализм. Это литературное направление остаётся популярным и на рубеже ХIХ - ХХ веков. Яркими представителями реализма конца ХIХ — начала ХХ веков были Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн . Напомним, что в этот период продолжают творить и такие признанные авторы, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов . Так, в 1899 году Толстой заканчивает свой роман «Воскресение» , а в 1904 году Чехов пишет пьесу «Вишнёвый сад» .

Таким образом, новые качества русской литературы рубежа веков возникали в тесном контакте с традицией.

Не менее значительные изменения произошли и в поэзии. Классический реализм поэтов второй половины ХIХ века сменяется новаторской, загадочной, мистической лирикой Серебряного века, с самыми значительными представителями которой вам ещё предстоит познакомиться.

Одной из особенностей русской литературы этого периода было и одновременное сосуществование нескольких литературных направлений и течений. В прошлом оказался и приоритет одной эстетической системы и плавный переход от одного направления к другому, когда, например, классицизм уступал место сентиментализму, а ему на смену приходил романтизм. В русской литературе рубежа ХIХ-ХХ веков одновременно сосуществовали реализм и нереалистические направления и течения. Причём внутри они также не были однородными. В этот период наблюдается небывалый всплеск и стремительное развитие различных литературных объединений, группировок, школ, мастерских. «Литература разручеилась», — заметил один из ведущих критиков начала века Пётр Пильский.

Важной тенденцией для русской литературы рубежа веков было и усиление контактов с мировой литературой. Это стало возможным, прежде всего, благодаря всемирному признанию таких писателей, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский, популяризации русской культуры за границей (например русские сезоны Сергея Дягилева). Но самому широкому культурному взаимообмену способствовала переводческая деятельность русских писателей, таких как Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв и др. Материал с сайта

Стремительное развитие театрального искусства, бурное развитие киноиндустрии, открытие многочисленных художе-ственных выставок, галерей привело к увеличению зрительской и читательской аудитории и способствовало усилению влияния искусства на духовную жизнь страны. В этом влиянии разные виды искусства, в том числе и литература, нередко взаимопроникали друг в друга, т. е. происходил своеобразный синтез искусств. Так, музыкальностью обладали стихи Александра Блока, живописность была присуща поэзии Николая Гумилёва и прозе Ивана Бунина. Для многих представителей этого периода характерен также и творческий универсализм. Например, Михаил Кузмин сочетал в своём творчестве поэзию и композиторскую деятельность, поэты Давид Бурлюк и Владимир Маяковский занимались изобразительным искусством. Межвидовая диффузия происходила и в жанровых разновидностях. Композитор Александр Скрябин называл свои симфонии «поэмами », а поэт Андрей Белый , наоборот, свои стихи считал «симфониями ».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отечественная литература, музыка начала 20 века-основные тенденции развития в русле событий эпохи
  • «литература разручеилась».
  • как рубеж веков отразился на литературе?
  • основные направления развития русской литературы
  • ведущие направления в литературе рубежа веков

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Литература первой половины XX века……………………………….………4

2. Модернизм, как направление в литературе……………………………..……7

3. Техника «Потока сознания»………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………...…………………..15

Список использованной литературы…………………….……………………..16


Введение

Основным направлением литературы ХХ века является модернизм, охватывающий не только сферу литературы, но и искусства, и культуры прошедшего столетия. В рамках модернизма формируются такие литературные школы, как сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм, оказывающие значительное влияние на романистику, драму, поэзию.

Новаторская реформа романического жанра находит свое выражение в становлении литературы «потока сознания», которая меняет само понятие жанра, категории времени и пространства в романе, взаимодействие героя и автора, стиль повествования.

Д. Джойс, В. Вулф и М. Пруст являются творцами и теоретиками этой литературы, но повествовательная стратегия «потока сознания» оказывает влияние на весь литературный процесс в целом.

Философская проза в начале ХХ века приобретает черты «романа культуры», такие романы соединяют в своих жанровых модификациях эссеистику, историю становления личности, исповедь, публицистику. Т. Манн определит этот вид прозы как «интеллектуальный роман».

Эстетизация художественного сознания в модернистском и интеллектуальном романе говорит о формировании «элитарной литературы», где целью писателя становится проблема духовного поиска, «сверхзадачи», невозможность решения которой приводит к отказу от назойливой, прямолинейной дидактики романа ХIХ века.

Актуальную, историко-социальную тематику сохраняет литература «потерянного поколения» и психологическая проза. Эта литература ставит задачу исследования современного общества и современного героя.

В целом литературный процесс первой половины ХХ века характеризуется разнообразием и широтой новаторских явлений, ярких имен, представляет собой богатый материал для изучения.


1. Литература первой половины XX века.

Наступивший XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики, в полной мере был реализован уходящим веком: он открывается англо-бурской войной, затем погружается в две мировые войны, угрозу атомной энтропии, огромное количество военных локальных конфликтов.

Вера в то, что расцвет естественных наук, новые открытия непременно изменят жизнь людей к лучшему, разрушается исторической практикой. Хронология ХХ века обнажила горькую истину: на пути усовершенствования технологий теряется гуманистическое наполнение человеческого существования. Эта идея становится уже тавтологичной в конце ХХ столетия. Но предчувствие неверно избранной дороги появилось у философов, художников еще раньше, тогда, когда завершался XIX и начинался новый век. Ф.Ницше писал о том, что цивилизация - это тонкий слой позолоты на звериной сущности человека, а О.Шпенглер в работе "Причинность и судьба. Закат Европы" (1923) говорил о фатальной и неизбежной гибели европейской культуры.

Первая мировая война, разрушив достаточно устойчивые социальные и государственные отношения XIX века, поставила человека перед неумолимой настоятельностью пересмотра прежних ценностей, поисками собственного места в изменившейся реальности, пониманием того, что внешний мир враждебен и агрессивен. Результатом переосмысления феномена современной жизни стало то, что большинство европейских писателей, особенно пришедшее в литературу после первой мировой войны молодое поколение, скептически воспринимали главенство социальной практики над духовным микрокосмом человека.

Утратив иллюзии в оценке выпестовавшего их мира и отшатнувшись от сытого мещанства, интеллигенция воспринимала кризисное состояние общества как крах европейской цивилизации вообще. Это породило пессимизм и недоверие молодых авторов (О.Хаксли, Д.Лоуренс, А.Барбюс, Э.Хемингуэй). Та же потеря устойчивых ориентиров поколебала оптимистическое восприятие писателей старшего поколения (Г.Уэллс, Д.Голсуорси, А.Франс).

Первая мировая война, которую прошло молодое поколение писателей, стала для них тяжелейшим испытанием и прозрением в лживости лжепатриотических лозунгов, что еще более усилило необходимость поисков новых авторитетов и нравственных ценностей и привело многих из них к бегству в мир интимных переживаний. Это был своеобразный путь спасения от воздействия внешних реалий. В то же время, писатели, познавшие страх и боль, ужас близкой насильственной смерти, не могли оставаться прежними эстетами, взирающими свысока на отталкивающие стороны жизни.

Погибшие и вернувшиеся авторы (Р.Олдингтон, А.Барбюс, Э.Хемингуэй, З.Сассун, Ф.С.Фицджеральд) были отнесены критикой к так называемому "потерянному поколению". Хотя термин не соответствует значительному следу, который оставили эти художники в национальных литературах, тем не менее, литературоведы продолжают акцентировать их обостренное понимание человека на войне и после войны. Можно сказать, что писатели "потерянного поклонения" были первыми авторами, которые привлекли внимание читателей к тому феномену, получившему во второй половине ХХ века название "военный синдром".

Мощнейшей эстетической системой, формирующейся в первой половине столетия, стал модернизм, который анализировал частную жизнь человека, самоценность его индивидуальной судьбы в процессе "моментов бытия" (В.Вулф, М.Пруст, Т.С.Элиот, Д.Джойс, Ф.Кафка). С точки зрения модернистов внешняя реальность враждебна личности, она продуцирует трагизм ее существования. Писатели полагали, что исследование духовного начала является своего рода возвращением к первоистокам и обретением истинного "я", потому что человек вначале осознает себя в качестве субъекта и затем создает субъектно-объектные отношения с миром. Психологический роман М.Пруста, ориентированный на анализ разных состояний личности в различные этапы жизни, оказал несомненное влияние на развитие прозы ХХ столетия. Эксперимент Д.Джойса в области романа, его попытка создать современную одиссею породила массу дискуссий и подражаний.

В поэзии первой половины ХХ века происходили те же процессы, что и в прозе. Так же как и для прозы, для поэзии характерно критическое отношение к техногенной цивилизации и ее результатам. Поэтические эксперименты Т.Тзара, А.Бретона, Г.Лорки, П.Элюара, Т.С.Элиота способствовали преображению стихотворного языка. Изменения касались и художественной формы, которая стала более изощренной (очевидно проявился синтез разных родов искусства) и сущностной стороны, когда поэты стремились проникнуть в подсознание. Поэзия больше, чем прежде, тяготеет к субъективизму, символу, зашифрованности, активно используется свободная форма стиха (верлибр).

Реалистическое направление в литературе расширяло границы традиционного опыта художественного исследования мира, заложенного в XIX веке. Б.Брехт подверг сомнению тезис о "жизнеподобии", то есть подражательности реалистического искусства как непременном и непреложном его свойстве. Бальзаковский и толстовский опыт был важен с точки зрения сохранения традиции, понимания интертекстуальных связей. Но писатель считал, что любое эстетическое явление, пусть даже вершинное, не может быть искусственно "законсервировано", в противном случае оно превращается в догму, мешающую органичному развитию литературы. Следует особо подчеркнуть, что реализм достаточно свободно использовал принципы нереалистической эстетики. Реалистическое искусство ХХ столетия столь отличается от классических вариантов предшествующего века, что чаще всего необходимо исследование творчества каждого отдельного писателя.

Проблемы гуманистического развития человека и общества, поиски истины, которая, по выражению британского автора второй половины столетия У. Голдинга, "всегда одна", волновали в равной мере и модернистов, и немодернистов. ХХ век был так сложен и противоречив, столь неодномерен, что писатели модернистской и немодернистской направленности, понимая глобальность происходивших в мире процессов и решая зачастую одни и те же задачи, делали при этом прямо противоположные выводы. Аналитическое дробление явлений, предпринятое модернистами в поисках скрытых смыслов, сочетается в общем потоке литературы первой половины века с исканиями реалистов, стремящихся синтезировать усилия по осмыслению общих принципов художественного отражения мира, чтобы остановить распад ценностей и уничтожение традиции, чтобы не прерывать связь времен.

2. Модернизм, как направление в литературе.

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Модерни́зм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Если подходить к описанию модернизма серьезно и вдумчиво, то станет понятно, что авторы, относимые к модернизму, на самом деле ставили перед собой совершенно разные цели и задачи, писали в разных манерах, по-разному видели человека, и зачастую объединяло их то, что они просто жили и писали в одно и то же время. Например, к модернизму относят Джозефа Конрада и Дэвида Герберга Лоренса, Вирджинию Вульф и Томаса Стернза Элиота, Гийома Аполлинера и Марселя Пруста, Джеймса Джойса и Поля Элюара, футуристов и дадаистов, сюрреалистов и символистов, не задумываясь о том, есть ли между ними что-то общее, кроме эпохи, в которую они жили. Наиболее честные сами с собой и с читателям литературоведы признают факт расплывчатости самого термина «модернизм».

238.15kb.

  • Задачи урока: Обучающая: в ходе урока: а охарактеризовать международное и внутреннее , 132.77kb.
  • , 93.36kb.
  • Россия на рубеже XIX – XX веков Основные цели урока , 67.69kb.
  • Лекция №1 Основные тенденции развития автоматизированного электропривода , 205.82kb.
  • Общие вопросы экономики сга рыночная экономика, принципы ее функционирования и основные , 32.65kb.
  • Основные тенденции развития литератур на рубеже 19-20 веков.

    Рубеж веков – это 1890-ые – 1918.

    Именно в этот период большинство из литератур зап и юж славян в основном преодолевают отставание от западноевр литер-р, наверстывают упущенное. Лишь польская лит-ра, прошедшая еще до утраты Польшей независимости (18 век разделы Польши – 1772, 1793, 1795) основные эволюционные стадии, по-прежнему развивалась синхронно с зап-евр литературами.

    Во второй половине 19 в. завершается (хоть и в разное время) национальное возрождение литератур, и в новый век они входят со своей поэзией, прозой, драматургией, развитой системой жанров и институтами литературной жизни (журналы издательства и тд).

    Несмотря на периодическое ослабление иноземного гнета, проблема национального суверенитета и на рубеже веков остается актуальной. Так, пол лит развивается на землях, входящих в состав Австро-Венгрии, Германии и России. Чехия, Словакия, Словения, Сербская Воеводина, Хорватия –все еще в составе Австро-Венгрии. (1877-1878 Русско-Трецкие войны и поражение Османской Империи, Сан-Стефанский мирный договор => окончательное освобождение Сербии и Болгарии, 1882 Сербское княжество => в Сербское королевство.

    Начало 20 века богато драматическими и судьбоносными для славян событиями. К ним можно отнести ПРР 1905-1907 гг в России, которая способствовала усилению борьбы за нац и соц права во многих славян странах, а также росту популярности социалистических идей.

    Большие последствия имели и Балканские войны 1912-13 гг (в 1912 году между Балканским союзом (Болгария, Сербия, Черногория, Греция) и Турцией), а в 1913 году между союзниками – Болгария против Греции и Сербии. Болгария потерпела поражение и потеряла часть своих территорий. Македония была разделена между Болгарией Сербией и Грецией).

    На рубеже веков все земли зап и юж славян затрагивают процессы интенсивного развития капиталистич отношений, городов, промышленности. Появляется буржуазия, разорются мелкие собственники – крестьяне, ремесленники. Сословные, классовые противоречия обостряются.

    Примечательная особенность нового периода - невиданная прежде дифференцированность литературного процесса, в котором разные течения начали сочетаться друг с другом очень активно. Внутрилитературные причины этого: стремление творческой мысли охватить новые горизонты и глубины мира. Внелитературные: стремление литератур отреагировать на сложность мира и нового общества какими-то новыми средствами, а также с испоьзованием зарубежного опыта. Появляется огромное колич-во переводов и очень сильно возрастает интерес к зап-евр литературе, а также к рус литре (Толстой, Тургенев, Достоевский плюс романтики Пушкин, Лермонтов, плюс Гоголь).

    Сложность и запутанность общественных отношений, сквозь которые проступал раскол национальных социумов на богатых и бедных, растущая власть денег, власть капитала вызывают чувство разочарованности в настоящем, ностальгию по прошлому. Одни готовы действовать во имя серьезных перемен, другие переживают чуства безысходности, растерянности и отчаяния. Творческой реакцией на противоречия эпохи были с одной стороны критика и углубленный анализ бытия, стремление пробиться к суровой правде жизни, с другой- стремление уйти в себя, в изолированный внутренний мир или далекие от повседневности сферы, погрузиться в поиски чистой красоты, высших смыслов и тайн бытия. И если в первом случае возникали условия для развития реализма, то во втором – для декаданса, символизма, чистого искусства. Модернизм короче.

    Усиление критико-аналитического начала способствует освобождению реализма от романтических примесей, более глубокому проникновению в суть явлений и психологию личности. «Фольклоризированный» реализм, прораставший из сентиментально-романтической прозы периода нац возрождения, уступает место «суровому», «жестокому реализму» (так говорят например о творчестве чеш Бенешовой, словац Тимравы). Тяга к неприкрашенной правде жизни стимулирует сближение ряда авторов с натурализмом. Натурализм не сложился в большинстве слав литератур в особое направление, проникая в виде тенденций в творчество отдельных писателей (чех Карел Чапек-Ход «Кашпар Лен – мститель», Мрштик, пол Владислав Реймонт «Мужики», серб Станкович и др – это если спросят). Однако например в Польше и Чехии есть тенденция выделять натурализм в особое течение.

    Все более глубокое и масштабное освоение действительности способствует развитию эпических жанров, прежде всего романа, нередко выраставшего из рассказа или цикла рассказов. Возникают историч и семейные хроники, эпопеи, дилогии и трилогии.

    Меняется и сам рассказ, где объектом изображения стновятся будни жизни, большое внимание уделяется бытовым подробностям, происходит снижение лексики и стиля (словац Янко Есенский, Йозеф Грегор-Тайовский). Наряду с рассказами, романами, повестями на соц-быт темы о жизни давно сформировавшихся сословий, о судьбах патриархальных родов и «дворян гнезд» в условиях формирования капиталистич отношений появляются произведения, где авторы обращаются к фабрично-заводской среде, к образам пролетариев или опустившихся на дно жизни людей. Одной из главных становится тема драматич конфликтов личности с обществом, созвучная другим зап-евр литературам.

    По-прежнему остается актуальной и ист тематика. К героическим и трагическим страницам нац и мировой истории с целью оттенить настоящее или восстановить с помощью историч документов и фактов правду обращаются поэты, писатели и драматурги (пол Болеслав Прус «Фараон», Стефан Жеромский, чеш Ирасек – целый ряд романов из истории Чехии, болг Иван Вазов «Под игом» и др).

    Деидеализация бытия, стремление выставить в комичном свете его реалии => развитие сатиры (чеш Махар, Ярослав Гашек, пол Запольская, словац Янко Есенский «Демократы»). Объекты сатиры – система гос власти, деспотизм правящей верхушки, полицейско-бюрократич произвол, ерноподданические чувства покорных сограждан, новый тип хитрого и изворотивого хищника-дельца.

    Как уже было сказано, наряду с литературой реалистического характера, устремленной к соц-быт пластам жизни, возникали течения и тенденции декаданса, символизма, импрес-ма, неоромантизма.

    Опираясь на философию Шопенгауэра, Бергсона, Ницше, развивавших представление о специфике худ познания, о роли в нем интуиции, иррац начал, а также утверждавших ценность инивидуума, эти течения расковывали фантазию и мысль художника. Воспаряя над бытом, они призывали думать о вечном, заглядывать «по ту сторону» бытия и тд. Обтекая пласты будничной жизни, они устремлялись к филос проблемам и сферам, создавая в совокупности с реализмом немыслимую прежде амплитуду колебаний тем, мотивов, образов.

    Если проза рубежа веков тяготела в основном к реализму и натурализму, то поэзия – к декадансу и символизму (особенно ярко – пол Станислав Пшибышевский). Также появились идеи элитарности творчества, культа красоты, хотя они не получили большой поддержки (заложил их Пшибышевский в своем творчестве). Можно сказать, что в слав лит-рах формировался в целом «мягкий» вариант символизма, где имел место не только отстраненно-филос, но и социальный угол зрения на человека (чеш А. Сова, словац Иван Краско, болг Пейо Яворов, Петко Славейков). Развитию символизма сопутствует освоение техники импрессионизма с его вниманием к оттенкам и нюансам в состоянии природы и чел души, расцвет любовной и пейзажной лирики (чеш А. Сова, словац И. Краско, пол Казимеж Тетмайер, болг Пейо Яворов и др).

    Рубеж веков характеризуется и заметным присутствием в литературах региона романтизма, сознательным обращением к романтич традициям, особенно выразительно в творчестве пол поэтов и драматургов - Казимежа Тетмайера, Б. Лесьмяна, С. Выспяньского.

    В начале 20 века как реакция на символистско-декадентское искусство возникает неоклассицизм, стремившийся к ясности языка, объективности образов, к использованию тем и персонажей античной мифологии (пол Л. Стафф, чеш Теер, укр неокласскики).

    Многие течения и направления рубежа веков в слав лит-рах вошли в историю как «модерн(а)». Этот термин употреблялся или самими писателями, или в последующие годы критиками. Польский модерн - термин условный вообще, он относится к писателям «Молодой Польши». Славян модерна – оч пестрая картина, но есть и общие тенденции- поиски новых филос-эстетических ориентиров, переосмысление функций литературы, ее взаимоотношениями с обществом. Принцип индивидуализма, стремление писателя всегда быть самим собой, право на выражение собственного «я», право на духовную свободу. Индивидуализм помогал славян литературам совершить рывок вперед: от национального самоутверждения к самоутверждению личности.

    Помимо писателей-реалистов, сохранявших чистоту стиля (чеш Алоиз Ирасек, пол Генрих Сенкевич), появляется целая плеяда художников, в поэтику которых вмешивается импрессионизм, символизм, натурализм (чеш Мрштик, Карел Чапек-Ход, пол Болеслав Прус, Стефан Жеромский, серб Кочич и Станкович). С другой стороны, реалистич тенденции просматриваются в творчестве символистов и декадентов (А.Сова, К. Главачек – чеш).

    Происходит не только развитие, но и взаимодействие поэзии и прозы, лирики и эпики. Яркие тому примеры – субъектвизация и лиризация эпических жанров: введение внутрен монолога, совмещение позиций рассказчика и героя, отражение реальности сквозь призму субъективного восприятия. (Здесь можно рассказать о Коцюбинском, у него лиризация прозы в чистом виде, но подробнее я ниже напишу). Используется более свободная композиция, нередко произведение строится по принципу тока сознания, монтирования картин и фрагментов. (эти тенденции просматриваются у: чеш Шрамек, пол С. Жеромский, словац Тимрава, Есенский, словенец Иван Цанкар, серб Ранкович). Возникают произведения переходные между поэзией и прозой – стихотворения в прозе, стихи свободных размеров, происходит синтез жанров, часто тяжело дать жанровую классификацию произведениям.

    Итог: рубеж веков в лит-рах зап и юж славян – это не только время формирования новых течений и тенденций, которые обогатили облик славянских литератур, но и период формирования новых качеств и возможностей старых течений. Литература рубежа веков, устремляясь вперед, не стремится сжечь все мосты и вызвать волну нигилизма по отношению к пердшественникам, как это попытаются сделать авангардные течения потом. Активно приобщаясь к мировым культурным традициям, они сохраняют и свои национальные традиции (остаются верными гражданской тематике; несмотря на распространение верлибра, сонета, стихов в прозе – сохраняются песни, баллады, молитвы. И т.д.). Новые течения и направления сыграли огр роль в совершенствовании эстетич функций славян литератур, в расширении их горизонтов и поисках новых глубин.

    ^ СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Начало 20 в - 2ая волна реализма.

    Йозеф-Грегор Тайовский , Тимрава, Янко Есенкский.

    Тайовский. В период рубежа веков он пишет прозу автобиографического хар-ра. (р-з «Моя мать»), рассказы. Прозаические сборники «Рассказы» 1900, «Печальные ноты» 1907. А вообще он больше будет писать в межвоенный период, там у него произведения с общественно-значимой проблематикой.

    ^ Янко Есенский . Лирика, басни, поэмы, новеллы, сатирич роман «Демократы» Тематика: любовь, нравы общества, антивоенная, разоблачение порядков гос-ва, чеш-словац отношения. Реализм с чертами неоромантизма, импрессионизма, символизма.

    ^ Словацкая модерна. Ее специфика: корни в нац литературе, национ традиции (традиции романтизма, фольклор), использование достижений франц лит-ры (Бодлер, Маларме), чешской модерны, румынского поэта Эминеску. Спец-ка в объеме – он небольшой, написано мало.

    Иван Галл поэзия. Уходит в мечты, во сне может открыться истина. Музыкальность стиха. ^ Владимир Рой «Росой и терниями», «Когда исчезают туманы»

    Самый яркий – Иван Краско . 1909 сб «Ночь и одиночество» (грусть, одиночество, скорбные раздумья о своей судьбе, ощущение своей убогости и незначительности. Пейзажная живопись: немой месяц, тополя, серое небо, черная ночь, холодный дождь – цветовая гамма серая, черная, бледная в общем).

    1912 сб «Стихи»+ было прозаическое тв-во. Проза Краско – «Милостыня», «Свадьба». Ощущается сближение с импрес-тами. Психологические этюды («Свадьба»). Предпочитает увядающую, грустную природу. Импрессионизм: впечатления, мазки.

    В прозе модерна отход от резко выраженной социальности, повышенная субъективность, эмоциональность, психологизм, важная роль деталей, зрительных впечатлений, изысканный литературный язык язык. В поэзии подчеркнутая субъективность, внимание к тонким оттенкам душ состояния, фиксация трудноуловимых впечатлений, образная насыщенность стиха, недосказанность переживаний.

    ^ ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    В принципе, основные имена уже названы во вступит статье. Повторюсь:

    Реализм у Реймонта и Жеромского.

    Модерн – «Молодая Польша» (поэты) – Тетмайер, Ян Каспрович, Зенон Пшесвицкий. Эстетические принципы изложены у Пшибишевского.

    СЕРБСКАЯ

    Реалисты- Милован Глишич, Сима Матавуль

    Модернисты – Пандурович и Петкович-Дис – поэты-декаденты.

    ^ ЧЕШСКАЯ МОДЕРНА – главнее имена – Врхлицкий и Зейер.

    СЛОВЕН важное имя Иван Цанкар - модернист

    Рубеж веков.

    • Поворот к Европе
    • Реализм, но новые течения – с запада –
    • натурализм (Золя) – интерес к естеству (Чапек-Ход, Реймонт), бг – Райчев (Лиина, Страх, Грях, Незнайният) – но это позже
    • Импрессионизм – КОЦЮБИНСКИЙ (Интермеццо)
    • Быстрее реагирует на все поэзия – поэтому модернизм:
    • Символизм – вечные проблемы, внимание к форме стиха, мелодика, символ, попытка перейти от частного к общему
    Плс – ТЕТМАЙЕР (впечатлительность, спос-сть подхватывать идеи; сначала банален, дух позитивизм)

    Бг

    Реализм на закате (кроме тв-ва Елин Пелина)

    В поэзии реализма уже нет

    • модернизм, пролетарская литеретура
    • в Бг очень развиты марксистские кружки Тодор Благоев из Петербурга, складывается соц-демократическая партия
    Самое яркое – можернизм: партия молодых – борьба за европеизацию, ж.»Мисл» - Пенчо сын Славейков

    «группа 4х»:

    Д-р Кръстьо Кръстев

    Поэт Петко Яворов

    Проза Петко Тодоров

    Задавали тон в стране

    3 этапа модернизма:

    индивидуализм (Пенчо Славейков до 10 года)

    Символизм (Пейо Яворов «бессонница» 12г, Димчо Дебелянов)

    Авангардизм (после войны) многие погибли, устали не дойдя до вершины

    Словац

    Реал (2 волна)

    Задачи социального плана, интерес к простому человеку.

    ТАЙОВСКИ (расск)
    ТИМРАВА
    ЕСЕНСКИ (стихи, рассказы)

    Модернизм

    В основом, поэзия

    КРАСКО (симв + импрессионизм)

    • Импрессионизм – впечатления, мазки
    Плс – ТЕТМАЙЕР

    Уркр – КОЦЮБИНСКИЙ

    • Неоромантизм – романтизм с обновленной поэтикой
    ЛЕСЯ УКРАИНКА (Лесная песня)

    Чешские земли под властью Австрии. Формирование чешской политической системы. Партии: национ, соц-демокр, потом +аграрная, «реалисты». Объединены идеей национального освобождения, развиваются массовые обществ движения с яростным нац.уклоном (например, «сокол»).

    1. 1895 – Чешская модерна.
    модернистические методы (натурализм, символизм, экспрессионизм и т.п.) используются для решения реалистич. проблем.

    ^ Йозеф Вацлав Сладек – реалист, он побывал в Америке, когда вернулся, писал воспоминания. 1889 – «Сельские песни», кон.80х – «Чешские сонеты». Идеализация патриархальности, неприятие современной цивилизации, но и стремление к Европе.

    1895 – Манифест чешской модерны (Махар, Шальда) в журнале «Горизонты». Махар впервые высказывает мнение о том, что Неруда – лучший поэт, а Галек??? – так себе, поэт Ян Врхлицкий – на противоположной позиции, называет молодых поэтов «модерной», они приняли это название.

    Роль личности в искусстве, самоанализ, критика чешского общества, осуждение буржуазии, защита трудящихся, быстро распалась.

    1. Католическая модерна.
    альманах «Под единым знаменем». С. Боушка, Кс. Дворжак

    Изменить тональность и пафос религиозного искусства: вместо поучающей и карающей церкви – поющая и созидающая, духовно живая. Философское осмысление христианства.

    ^ Отокар Бржезина – считается символистом, символ, метафора, аллитерация.,Мотив загадки, неразрешимости, противоречий.

    Карл Достал–Лютинов. О доме, о себе, об окрестностях. Внимание к нравственному миру, человек не замыкается в себе.

    ^ Франя Шрамек – импрессионист. Он начинал как анархист. Проза: романы-воспитание («Серебряный ветер». Роман «Тело» – история юной девушки Мани. Жизненные и психологические впечатления. Антивоенный.

    1. Декаданс.
    Культ аристократизма как преграды заурядности. Журнал «Современное обозрение». Ориентация на Францию. Гордый герой, отрицающий мир.

    ^ Иржи Карасек из Львович 1871-1951. Коллекционер, скромный чиновник, но писал произведение в готическом духе. Мотивы душевной усталости, неоправданных надежд, нелюбви к обыденности, предчувствия и ожидания смерти.

    Рабочая поэзия /гражданские мотивы.

    Петр Безруч «Силезские песни» - декларативная, тенденциозная поэзия.

    Поэзия – разнообразная (влияние модных концепций – натурализм, символизм, экспрессионизм).

    Проза – более консервативна:

    1. Деревенская тематика (Антал Сташек , Тереза Новакова ).
    2. Тема города, тех прогресса (Вильям Мрштик – тяга к натурализму, иногда романтизм и символизм, Игнат Герман ).

    Карел Матей Чапек-Ход 1860 – 1927.

    Беллетрист, элементы различных эстетических концепций: реализм +внимание к инстинктам, свойственное натурализму.

    1908 – «Кашпар Лен – мститель» .

    1916 – роман «Турбина». Богатая добропорядочная буржуазная семья, глава семьи разоряется.

    Новеллы: элементы натурализма и импрессионизма (внимание к цвету и звуку).

    Франя Шрамек.

    1910 – «Серебрянный ветер» (1 из наиболее импрес романов).

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. урок литературы в 11 классе

    2 слайд

    Описание слайда:

    «Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японскую война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы Литература XX века

    3 слайд

    Описание слайда:

    «Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века

    4 слайд

    Описание слайда:

    Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

    5 слайд

    Описание слайда:

    Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

    6 слайд

    Описание слайда:

    Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

    7 слайд

    Описание слайда:

    «Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

    8 слайд

    Описание слайда:

    Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

    9 слайд

    Описание слайда:

    Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Критический реализм (XIX век -начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

    12 слайд

    Описание слайда:

    Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

    13 слайд

    Описание слайда:

    Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется - я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, - То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

    14 слайд

    Описание слайда:

    Модернизм (от франц. moderne - современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

    18 слайд

    Описание слайда:

    Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешики, смешики. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

    В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

    Реализм в начале 20 века

    Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

    Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

    Символизм в начале 20 века

    Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

    Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

    Акмеизм в начале 20 века

    Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

    Футуризм в начале 20 века

    Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

    Вывод

    Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

    Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
    Фаршированные макароны «ракушки
    Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней