Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Солдат вов в произведениях советских писателей. ВОВ в русской литературе XX века: Произведения

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война…

А. Твардовский «Жестокая память»

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Думается, можно говорить в применении к литературе о Великой Отечественной войне о значительном обогащении понятия героика повседневности.

В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многие писатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова, Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова, Суркова. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни, произведения живописи находили горячий отклик в сердцах читателей, вдохновляли на героические подвиги, вселяли уверенность в победе.

В сюжетосложении рассказов и повестей вначале обозначилось тяготение к простой событийности. Произведение большей частью было ограничено кругом событий, связанных с деятельностью одного полка, батальона, дивизии, защитой ими позиций, выходом из окружения. События исключительные и обычные в своей исключительности становились основой сюжета. В них в первую очередь обнаружилось движение самой истории. Не случайно в прозу 40-х годов входят новые сюжетные построения. Она отличается тем, что в ней нет традиционного для русской литературы контраста характеров как основы сюжета. Когда критерием человечности становилась степень причастности к совершавшейся на глазах истории, конфликты характеров меркли перед войной.

В. Быков «Сотников»

«Прежде всего, меня интересовали два нравственных момента, – писал Быков, – которые упрощено можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» (В. Быков. Как создавалась повесть «Сотников». – «Литературное обозрение, 1973, №7, с. 101). Сотников, который умирает на виселице, навсегда останется в памяти людей, тогда как Рыбак умрет для своих товарищей. Четкий, характерный вывод без недомолвок – характерная черта Быковской прозы.

Война изображается как каждодневный упорный труд с полной отдачей всех сил. В повести К. Симонова «Дни и ночи» (1943 – 1944 гг.) о герое сказано, что он ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду». Человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. В этом его главный военный подвиг. В повести не раз упоминается, что Сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». Исходя из того, что на войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного. Симонов создает характер сдержанного, несколько сурового, молчаливого человека, ставшего популярным в послевоенной литературе. Война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… Хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… Люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания».

В. Некрасов заложил традицию достоверного изображения будничного течения войны в повести «В окопах Сталинграда» (1946 г.) – («окопная правда»). В целом повествовательная форма тяготеет к жанру романа-дневника. Жанровая разновидность повлияла и на формирование глубоко выстраданного, философско-лирического, а не только внешне-изобразительного отражения событий войны. Рассказ о буднях и кровопролитных боях в осажденном Сталинграде ведется от лица лейтенанта Керженцева.

На первом плане – сиюминутные заботы рядового участника войны. Автор очерчивает «локальную историю» с преобладанием отдельных эпизодов, представленных крупным планом. Героизм В. Некрасов трактует довольно неожиданно для военных лет. С одной стороны, его персонажи не стремятся во что бы то ни стало совершать подвиги, но с другой выполнение боевых задач требует от них преодоления границ личных возможностей, в итоге они обретают истинную духовную высоту. Например, получив приказ о взятии сопки, Керженцев ясно понимает утопичность этого распоряжения: у него нет оружия, людей, но не подчиниться нельзя. Перед атакой взор героя обращен к звездному небу. Высокий символ Вифлеемская звезда, становится напоминанием ему о вечности. Знание небесной географии возвышает его над временем. Звезда обозначила суровую необходимость стояния насмерть: «Прямо передо мной звезда большая, яркая, немигающая, как глаз кошачий. Привела и стала. Вот здесь и никуда».

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) продолжает тему Великой Отечественной войны. Перед нами столкновение человека с историей. Рассказывая о своей жизни, Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. Потом наступила новая война, которая отняла у него все. У него опять никого нет. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. Таковым оказался сирота Ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». Появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».

Трудно представить, насколько мощное влияние на воспитание не одного поколения оказал роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков. В «Молодой гвардии» (1943, 1945, 1951 гг.) А.А. Фадеева есть все, что волнует подростка во все времена: атмосфера тайны, конспирации, возвышенная любовь, мужество, благородство, смертельная опасность и геройская гибель. Сдержанный Сережка и горделивая Валя Борц, капризная Любка и молчаливый Сергей Левашов, застенчивый Олег и вдумчивая, строгая Нина Иванцова… «Молодая гвардия» роман о подвиге юных, об их мужественной смерти и бессмертии.

В. Панова «Спутники» (1946 г.).

Герои этой повести сталкиваются с войной лицом к лицу во время первого рейса санитарного поезда к линии фронта. Именно здесь свершается проверка душевной прочности человека, его самоотверженности и преданности делу. Драматические испытания, выпавшие на долю героев повести, одновременно способствовали выявлению и утверждению главного, подлинного в человеке. Каждый из них должен что-то преодолеть в себе, от чего-то отказаться: доктор Белов подавить громадное горе (он потерял жену и дочь во время бомбежек Ленинграда), Лена Огородникова пережить крушение любви, Юлия Дмитриевна преодолеть утрату надежды создать семью. Но эти потери и самоотказ не сломили их. Стремление же Супругова сохранить свой мирок оборачивается печальным итогом: утратой личности, иллюзорностью существования.

К. Симонов «Живые и мертвые»

От главы к главе разворачивается в «Живых и мертвых» широкая панорама первого периода Отечественной войны. Все персонажи романа (а их около ста двадцати) сливаются в монументальный коллективный образ - образ народа. Сама действительность: потери огромных территорий, колоссальные людские утраты, страшные муки окружений и плена, унижения подозрительностью и многое, что увидели и через что прошли герои романа, заставляет их задаться вопросами: отчего же произошла эта трагедия? Кто виноват? Хроника Симонова стала историей сознания народа. Этот роман убеждает, что, слившись воедино в чувстве собственной исторической ответственности, народ способен одолеть врага и спасти от гибели свое отечество.

Э. Казакевич «Звезда»

«Звезда» посвящена разведчикам, которые ближе других к смерти, «вечно у нее на виду». Разведчик обладает свободой, немыслимой в пехотном строю, его жизнь или смерть зависят прямо от его инициативы, самостоятельности, ответственности. В то же время он должен как бы отрешиться от самого себя, быть готовым «в любое мгновение исчезнуть, раствориться в безмолвии лесов, в неровностях почвы, в мерцающих тенях сумерек»... Автор замечает, что «при безжизненном свете немецких ракет» разведчиков словно «видит весь мир». Позывные разведгруппы и дивизии Звезда и Земля получают условно-поэтическое, символическое значение. Разговор Звезды с Землей начинает восприниматься как «таинственный межпланетный разговор», при котором люди чувствуют себя «словно затерянными в мировом пространстве». На той же поэтической волне возникает образ игры («древней игры, в которой существующих лиц только двое: человек и смерть»), хотя и за ним стоит определенный смысл на крайней ступени смертельного риска слишком многое принадлежит воле случая и ничего нельзя предугадать.

В обзор вошли литературные произведения о Великой войне более чем известные, будем рады, если кому-то захочется взять их в руки и перелистать знакомые страницы…

Библиотекарь КНХ М.В. Кривощекова

Ситдикова Адиля

Информационно- реферативная работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция школьников

им. Фатиха Карима

Секция: Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

Информационно-реферативная работа на тему:

«Отражение Великой Отечественной войны

в творчестве русских писателей и поэтов».

Выполнила :

Ситдикова Адиля Римовна

учащаяся 10 класса

МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»

Научный руководитель :

Нуртдинова Эльвира Робертовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»

Тукаевского муниципального района РТ

Казань – 2015

Введение………………………………………………………………….………….3

Основная часть………………………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………….……10

Список использованной литературы……………………………………….……..11

Введение

Актуальность темы Великой Отечественной войны в русской литературе диктуется наличием целого ряда проблем, назревших в современном обществе молодого поколения.

Выступает необходимость в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, которая требует нового прочтения творческого наследия писателей военных лет, переориентирования ее в соответствии с современной социокультурной реальностью.

В общественном сознании имеется множество догматических и устаревших выводов, которые мешают адекватному обучению молодого поколения.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.

Также, выделяется необходимость расширения исследовательского кругозора за счет включения в него новых малоизученных произведений авторов, написанных на военную тематику.

Итак, актуальность настоящей информационно-реферативной работы заключается в том, что современное общество, которое претерпевает в настоящий момент глобальные социокультурные, политические, экономические изменения, нуждается в защите от разрушения и искажения исторически-ценностного хранилища нации. Русская литература в этом смысле неоспоримо выступает как хранительница памяти поколений и служит серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодого поколения.

Цель настоящей работы – на основе теоретических источников описать проблему изображения Великой Отечественной войны в русской литературе.

Цель работы предполагает решение следующих задач :

  • определить проблему исследования, обосновать ее значимость и актуальность;
  • изучить несколько теоретических источников по теме;
  • обобщить опыт работы исследователей и сформулировать свои выводы.

Настоящая работа опирается на положения теоретических источников следующих авторов: Агеносова В.В., Журавлёва В.П., Линьков Л.И., Смирнов В.П., Исаев А.И., Мухин Ю.В.

Степень изученности. Настоящая тема работы освещается в работах таких авторов, как Горбунов В.В., Гуревич Э.С., Девин И.М., Есин А.Б., Иванова Л.В., Кирюшкин Б.Е., Малькина М.И., Петров М.Т. и другие. Несмотря на обилие теоретических работ, данная тема нуждается в дальнейших разработках и расширению круга вопросов.

Личный вклад в решение освещенных проблем автор данной работы видит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем при преподавании уроков в школе, при планировании классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне и написании научных работ по данной теме.

Отражение Великой Отечественной войны в творчестве русских писателей и поэтов.

Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие поколения.

Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной литературе, породившей огромное количество литературных произведений, но большая часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы. Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию со всеми ее причинно-следственными связями.

После того, как страну окатила волна известия о нападении Германии на СССР, загремели страстные и величественные выступления литературных деятелей, журналистов, корреспондентов с призывом подняться на защиту своей Великой Родины. На площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года впервые исполнилась песня А.В. Александрова на стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, ставшая впоследствии чуть ли не гимном войны – «Священная война» (5).

Русская литература в период Великой Отечественной войны была многожанровой и многопроблемной. В начале периода преобладали «оперативные», то есть, малые жанры (6).

Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны. На фронте стихотворения пользовались популярностью: их читали, заучивали, превращали в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.

Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина, Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения (7).

Стихи военных лет, как «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А.Фатьянова, «В землянке» А. Суркова, «В лесу прифронтовом», «Огонек» М. Исаковского и многие другие, превратились в часть духовной жизни Родины. Стихи эти являются исключительно лирическими, тема войны присутствует в них опосредованно, на первый же план выдвигается психологическая природа человеческих переживаний и чувств.

Большую популярность на войне обрели стихотворения К.Симонова. Он написал знаменитые «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Дороги», «Открытое письмо» и другие. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было переписано многими солдатами сотни тысяч раз. В нем звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие до самого сердца.

Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского стала вершиной поэтического творчества военного времени. Герой - «обыкновенный парень» - горячо полюбился народу: не унывающий, смелый и отважный, не робеющий перед начальством. Бойцы использовали некоторые строфы из поэмы как поговорки. Каждая новая глава поэмы тут же издавалась в газетах, выпускалась как отдельная брошюра. И, действительно, язык поэмы меткий, точный, в каждой строчке звучит удаль и свобода. Таким необыкновенным доступным солдатским языком написано это художественное произведение.

Говоря о языке художественных произведений на тему войны, то важно отметить, что литература тех лет требовала себе четкости и искренности, отметая фальшь, размытость фактов и халтуру. Произведения писателей и поэтов имели различные уровни художественного мастерства, но всех их объединяет тема нравственного величия советского человека над солдатом фашистской армии, обуславливая право на борьбу с врагами.

Важную роль в русской литературе в военные годы сыграли прозаические произведения. Проза опиралась на героические традиции советской литературы. В золотой фонд вступили такие произведения, как «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Русский характер» А.Толстого, «Непокоренные» Б.Горбатова и многие другие (2).

В первое послевоенное десятилетие тема Великой Отечественной войны продолжила свое развитие с новой силой. В эти годы М. Шолохов продолжал работать над романом «Они сражались за Родину». К. Федин писал роман «Костер». Произведения первых послевоенных десятилетий отличались ярко выраженным желанием показать всеобъемлющие события войны. Отсюда их принято называть «панорамными» романами («Буря» О. Лациса, «Белая берёза» М. Бубённова, «Незабываемые дни» Лынькова и многие другие) (7).

Отмечается, что многим «панорамным» романам присуща некоторая «романтизация» войны, события имеют лакированный характер, очень слабо проявляется психологизм, прямолинейно противопоставлены отрицательные и положительные герои. Но, несмотря на это, данные произведения внесли неоспоримый вклад в развитие прозы военных лет.

Следующим этапом развития темы Великой Отечественной войны является вступление в русскую литературу на рубеже 50-х – 60-х годов писателей так называемой «второй волны» или писателей-фронтовиков. Здесь можно выделить следующие имена: Ю. Бондарев, Е. Носов, Г. Бакланов, А. Ананьев, В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев, В. Астафьев, Ю. Гончаров, А. Адамович и другие. Все они были не просто очевидцами военных лет, но и непосредственными участниками военных действий, повидавшие и лично испытавшие ужасы реальности военных лет.

Писатели фронтовики продолжили традиции русской советской литературы, а именно традиции Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова (3).

Круг видения проблем войны в произведениях писателей-фронтовиков ограничивался в основном пределами роты, взвода, батальона. Описывалась окопная жизнь солдат, судьбы батальонов, роты и при этом показывалась предельная приближенность к человеку на войне. События в произведениях сосредотачивались на отдельном боевом эпизоде. Таким образом, угол зрения писателей-фронтовиков смыкается с «солдатским» взглядом на войну.

Такая узкая полоса, прочерченная через всю войну проходит через многие ранние художественные произведения писателей-прозаиков среднего поколения: «Последние залпы», «Батальоны просят огня»Ю. Бондарева, «Третья ракета», «Журавлиный крик» В. Быкова, Пядь земли», «Южнее главного удара», «Мёртвые сраму не имут» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой», «Крик» К. Воробьёва другие (4).

У писателей-фронтовиков в своем арсенале имелось неоспоримое преимущество, а именно, непосредственный опыт участия в войне, ее переднего края, окопную жизнь. Эти знания послужили им мощным инструментом, для передачи чрезвычайно ярких и реалистичных картин войны, позволили высветить мельчайшие подробности военного быта, сильно и точно показать ужасные и напряженные минуты боя. Это все то, что они, писатели-фронтовики пережили сами и видели своими глазами. Это и есть обнаженная правда войны, изображенная на основе глубокого личного потрясения. Произведения писателей-фронтовиков поражают своей откровенностью (7).

Но художников интересовали не сражения и не голая правда войны. Русская литература 50-60-х годов имела характерную тенденцию изображения судьбы человека в ее связи с историей, а также внутреннего мировоззрения человека и его связанности с народом. Данное направление можно охарактеризовать как гуманистическое осмысление войны в произведениях русской литературы (2).

Произведения 50-60-х годов, написанные на тему Великой Отечественной войны отличаются также весьма существенной чертой. В отличии от предшествующих произведений, в них более сильно звучат трагические ноты в изображении войны. Книги писателей-фронтовиков отражают жестокий и беспощадный драматизм. Не случайно в теории литературы данные произведения получили термин «оптимистические трагедии». Произведения очень удалены от спокойной и размеренной иллюстрации, героями этих произведений выступали офицеры и солдаты одного взвода, батальона, роты. Сюжет отражает суровую и героическую правду военных лет.

Тема войны у писателей-фронтовиков раскрывается не столько через призму героических подвигов и выдающихся поступков, а сколько через труд, неизбежный и необходимый, независимый от желания его выполнять, вынужденный и утомительный. И в зависимости от того, насколько приложены усилия каждого к этому труду, настолько и будет приближение победы. Вот в таком ежедневном труде видели героизм и отвагу русского человека писатели-фронтовики.

Писатели «второй волны» в основном использовали в своем творчестве малые жанры: рассказ и повесть. Роман был вытеснен на второй план. Это позволяло им более точно и сильно передать личный опыт, увиденное и пережитое непосредственно. Их память не могла забыть, сердца переполнялись чувствами высказаться и донести до народа то, о чем никогда не нужно забывать.

Итак, для произведений так называемой «второй волны» характерен личный опыт изображения войны писателей-фронтовиков, описываемые события имеют локальный характер, время и пространство в произведениях предельно сжато, а также число героев сводится к узкому кругу.

С середины 60-х годов роман как жанр не только вновь обретает популярность, но и претерпевает некоторые изменения, вызванные общественной потребностью, которое заключается в требовании объективно и полно предоставить факты о войне: какова была степень готовности Родины к войне, характер и причины тех или иных событий, роль Сталина в управлении ходом войны и многое другое. Все эти исторические события сильно волновали души народа и их интересовал уже не художественный вымысел рассказов и повестей о войне, а исторические события основанные на документах (5).

Сюжеты романов середины 60-х на тему Великой Отечественной войны строятся с опорой на документы, факты и достоверные события исторического характера. В повествование вводятся реальные герои. Цель романов на тему Великой Отечественной войны – обрисовать события войны наиболее широко, всеобъемлюще и в то же самое время, исторически достоверно и точно.

Художественный вымысел во взаимосвязи с документальным подтверждением – характерная тенденция романов середины 60-х и начала 70-х годов: «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Победа» А.Чаковского, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Крещение» И. Акулова, «Полководец» В. Карпова и другие.

В 80-90-е годы тема Великой Отечественной войны в русской литературе вновь подверглась новому осмыслению. В эти годы увидели свет героико-эпические произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Г. Владимова «Генерал и его армия», А. Солженицына «На краях», Г.Бакланова «И тогда приходят мародеры» и другие. Произведения 80-90-х годов в своей основе содержат важные обобщения на военные темы: какой ценой далась победа нашей стране, какова была роль таких исторических личностей военных лет, как Сталин, Хрущев, Жуков, Власов и другие. Поднимается новая тема: о дальнейшей судьбе военного поколения в послевоенные годы.

Таким образом, тема Великой Отечественной войны развивалась и изменялась на протяжении многих лет.

Заключение

В данной работе была предпринята попытка осветить на основе нескольких теоретических источников изображение писателями разных лет темы Великой Отечественной войны.

Русская литература неоспоримо выступает как хранилище памяти поколений. И это проявляется с особой силой в произведениях, запечатлевших ужасы Великой Отечественной войны.

Никогда так наглядно и впечатляюще не проявлялась сила слова писателей на события исторического значения, как на годы Великой Отечественной войны.

В военные годы литература превратилась в оружие. Реакция творческих деятелей была мгновенной.

В основе традиций советской литературы в годы Великой Отечественной войны лежит четкое понимание важнейшей роли народа в войне, без его участия, без героизма и отваги, преданности и любви к своей стране невозможно было бы достичь тех исторических успехов и подвигов, о которых известно сегодня.

Несмотря на своеобразия изображения человека на войне, всем писателям присуща общая черта – стремление изображения чуткой правды о войне.

По сути, в 40-е годы практически не было создано значительных и крупных произведений на тему войны. Перед писателями вставало множество вечных и фундаментальных вопросов человеческого существования: что значит зло и как ему противостоять; в чем заключается жестокая правда войны; что есть свобода, совесть и долг; и многие другие. На данные вопросы писатели дали ответы в своих произведениях.

Список использованной литературы:

  1. Агеносова В.В. Русская литература XX век, М.: Дрофа. - 2000 г.
  2. Журавлёва В.П. Русская литература XX века, - М., Просвещение, - 1997 г.
  3. Линьков Л.И. Литература. - С-Пб.: Тригон, - 2003 г.
  4. О подвигах, о доблести, о славе. 1941-1945 гг. - сост. Г.Н. Яновский, М., - 1981 г.
  5. Смирнов В.П. Краткая история Второй мировой войны. - М.: Весь Мир, - 2009 г.
  6. Исаев А.И. Мифы Великой Втечественной. Военно-исторический сборник. - М.: Эксмо, - 2009 г.
  7. Мухин Ю.В. Уроки Великой Отечественной. - М.: Яуза-Пресс, - 2010 г.

Еще во времена Первой мировой войны в литературе были подняты такие важнейшие темы, как антимилитаризм и борьба против унижения одного народа другим. Например, выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек, освещая образ бравого солдата Швейка, остро критиковал тогдашнюю имперскую политику властей Австрии и предупреждал, что война уничтожает не только тела погибающих, но и души тех, кто остаются живыми.

А трагедия Второй мировой войны, в том числе Великой Отечественной войны, очень близкой нашему народу, войны, охватившей почти весь мир, заставила творческих людей переосмыслить военную тему и по-другому отражать ее в своих произведениях и поэзии. Во второй половине XX века за рубежом появляется много произведений о событиях Второй мировой войны, которые отражали их из самых неожиданных точек зрения. Задевают проблемы войны работы таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Генрих Белль и многие другие, в творчестве которых присутствует антивоенный пафос, но почти что нет описания событий самой войны. А вот, например, в творчестве В. Гроссмана наоборот, речь в основном идет о событиях, которые происходят на германском фронте, в немецких и российских концентрационных лагерях и в войсковом тылу Германии и Советского Союза.

Но каким бы большим приобретением не были произведения зарубежных писателей на тему войны и на антивоенную тему, такого количества правдивых произведений о Великой Отечественной войне, как в русской и украинской литературе, нет ни у одного народа мира. Например, война и человек — главная тема большинства произведений известного белорусского писателя Василя Быкова. Прежде всего, его интересуют не примечательные события во время войны, а моральные основы поведения человека в экстремальных условиях. В своих произведениях автор прибегает к глубокому психологическому анализу, раскрывает внутренний мир своих героев, причины и последствия их поступков. Большинство таких героев — обычные советские люди, которые ничем не выделяются от своих соотечественников. С первых страниц произведений они не впечатляют читателей ни силой, ни мужеством. Но знакомясь с ними поближе, становится понятным, что силу их духа сломать невозможно.

Война без прикрас предстает со страниц произведений таких известных писателей советского периода, как В. Некрасов, Я. Ивашкевич, К Воробьев, Г. Бакланов и многих других. Эти авторы изображают войну такой, какой она есть в реальности — это тяжелые военные будни, страдания, кровь и смерть — все, что противоречит стремлениям настоящего человека.

Не оставляют без внимания антивоенную тему и современные писатели. Сегодня они находят много общего в действиях враждующих армий и положении их обычных солдат. И это достаточно естественно, поскольку тоталитарный режим, пусть он советский или немецкий, пренебрегает человеком. Он совершенно равнодушен к судьбе своего народа, к его чаяниям и стремлениям. Но, даже несмотря на то, что такой режим строго наказывает инакомыслящих, правых и неправых, виновных и невинных, для настоящего человека понятия долга и Родины в любых условиях должно оставаться важным. А стремление к жизни в мире и согласии с другими людьми, в согласии с другими народами — это первый духовный долг каждого борца против войны.

«Великая Отечественная война в произведениях наших писателей»

Великая Отечественная… годы тяжелейших мучений и переживаний, как физических, так и нравственных, четыре года ожидания смерти, в то время как сотни других падают, подкошенные ее косой. Был человек – и вот его уже нет навсегда… Нелегко найти слова для того, чтобы описать ту дикость и жестокость ужасной войны, самой страшной из всех тех, что только выпадали на горькую долю нашего народа за многовековую историю земли русской, страны, в которой мы живем.

Одним из тех людей, кто запечатлел на бумаге и сохранил для будущих поколений единение народа и у нас войны, стал Борис Васильев. «В списках не значился» повествует о героическом подвиге защитников Брестской крепости в тяжелую годину гитлеровского нашествия.

Главный герой повести Коля – Николай Плужников, молодой девятнадцатилетний лейтенант, еще не успевший закончить военное училище в Москве и направленный к западным рубежам страны для прохождения военной практики. Коля Плужников простоват по характеру, он свято верит в идеалы, воспитанные советским правительством в народных массах. Он убежден, что и за него, и за весь народ должны думать конкретные лица, что если в газетах говорят о невозможности какого-либо нападения на СССР извне и о непобедимости Красной Армии, то так, значит, оно и есть на самом деле.

Ужасное утро двадцать второго июня он встретил уже в казармах крепости. Он ощутил в тот момент то же самое, что и многие другие неопытные бойцы, да и командиры – растерянность, непонимание происходящего. Миф о постоянной боеготовности красной Армии слишком прочно сидел в умах наших солдат. И по истечении недели боев они продолжали надеяться на скорую помощь, на близящийся разгром фашистских войск.

Смерть десятков и сотен товарищей, гибель мирных граждан- все угнетающе действовало на характер поведения защитников Брестской крепости. Одни жертвовали собой ради жизни других, во имя победы над врагом, попирающим родную землю. А некоторые позорно оставляли свой боевой пост, спасались а чужими спинами, скрываясь в глубоких казенатах, и среди гибнувших за них товарищей хранили свою никчемную шкуру (до лучших времен). Плужников был обязан своей жизнью другим: и не только тем, кто закрывал его от фашистских пуль телом, но и тем, кто еще продолжал воевать, уничтожая немцев, не только сражаясь рядом с ним. Коля хорошо понимал это, он воевал не за себя, а за весь народ, пусть не покажется это лишь громкой фразой.

Б. Васильев не просто писал о войне, но он был обеспокоен состоянием душ нынешнего поколения. Он пришел в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние современного ему поколения, разделив с ним его страдания и радости. Пройдя сквозь огонь Великой Отечественной войны, писатель имел право писать о ее героях, передавая сюжет красками собственных воспоминаний. Нет, не так проста эта повесть, как думается сперва – это целое поколение, воспитавшее нас. Кто-то оказался героем, кто-то не оставил о себе никаких добрых воспоминаний. Коля Плужников – это то, что случилось с нашей молодежью, как встретила она трудные, даже жестокие испытания войной. В трагических обстоятельствах раскрывается душевные силы, нравственное превосходство над косностью, злом и невежеством.

Всякий герой подвергается испытанию, он поставлен в ту или иную ситуацию, где требуется проверка его нравственных качеств, где перед ним стоит сложнейший выбор. Например, что делать с драгоценной, как жизнь, водой: отдать пухнущим детям, изнемогающим от мучений раненым или пустить на охлаждение пулеметных стволов? От того какой он, человек, и зависит то, как он поступит.

Нравственному выбору на войне подвергает своих героев писатель Василь Быков. Особенно интересуют Быкова ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководствоваться не прямым приказом, а только лишь своим нравственным «компасом». Так построены его повести: «Обелиск», «Волчья стая», «Сотников». В повести «Сотников» мы встречаемся с двумя типами жизненного поведения.

Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое –Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Не перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценой предательства спасает жизнь. Рыбак – смелый боец, но лишь тогда, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись один на один с врагом, он сначала колеблется, потом идет на предательство и убийство товарища. Анализируя этот характер Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака нужно искать еще в детстве, когда он прибегал к мелким, казалось бы, жизненным уловкам. Сотников – бывший учитель, скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь – он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака. Некоторые наши современники обвиняют Сотникова, считают, что он не имел права в таком состоянии идти в разведку. Нет, имел. Совесть и честь не позволили Сотникову переложить опасное для жизни задание на плечи других: «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказаться?». Измученный пытками, шантажируемый врагом, он остается несломленным. Сотников погибает физически, но не духовно, перед казнью он видит в толпе людей мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой человеческий долг на Земле. Цена подвига и позорный финал нравственного компромиса, истоки героизма и предательства- вот волнующие Быкова вопросы.

Перечитывая книги о войне, я часто задаю себе вопрос: заслужили ли мы право на существование, смогу ли я и мои ровесники отдать свою жизнь, защищая Родину, как Николай Плужников и Сотников?

Всегда ли мы помним о тех, кто дал нам возможность жить на земле?

Вопросы…, Вопросы…

Еще лежат в земле не похороненными наши соотечественники, костьми легшие на пути захватчиков.

Нам нужны книги о войне, чтобы знать о наших стариках, о тех, кто с нами, и о тех, кого уже не вернуть. Спасибо вам, дедушки, за ваше мужество, за ваш героический подвиг, давший нам возможность жить сейчас!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней