Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери). Музыканты ХХ века: Федор Шаляпин Чем знаменит федор шаляпин

русский оперный певец (1873-1938)

Его считают сценическим олицетворением русского мужика, точнее, лучших его сторон. А на самом деле он - основоположник целого направления в искусстве русских «поющих актеров».
«Всякая музыка,- говорил Шаляпин,-всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувство, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия». И правда, все творчество этого певца являет собой пример вдохновенного служения искусству, презрения к ремесленничеству, неустанного поддержания требовательности к себе, Шаляпин по сей день заслуженно считается величайшим представителем русской вокальной школы.


Федор Иванович Шаляпин родился 1 (по новому стилю - 13) февраля 1873 года в Казани в семье выходцев из крестьян. Отец служил писцом в Казанской земской управе. Небольшое его жалование позволило Федору закончить двухклассное городское училище, и не более. Но уже в детстве будущего певца обратил на себя внимание его красивый голос, в то время - дискант. Ему нравились народные песни, и он часто пел их с матерью, как писал сам, «подлаживая голоса». Но это было в свободное от работы время. А днями напролет Федор обучался столярному, сапожному и переплетному ремеслу.
С девяти лет он пел в церковных хорах, позже переменил множество профессий: работал грузчиком, писцом, крючником. Театром увлекся в возрасте 12 лет, участвовал в спектаклях в качестве статиста. Первую оперную партию исполнил в декабре 1890 года в Уфе (Стольник в «Гальке» Монюшко). С 1891 года путешествовал с передвижными театральными труппами по России. Оказавшись в 1892 году в Тбилиси, занялся вокалом у Д. Усатова.


Талант молодого певца настолько бросается в глаза, что Шаляпину пророчат большую оперную славу. 28 сентября 1893 года певец дебютирует на профессиональной оперной сцене тбилисского Казенного театра. Пение молодого артиста понравилось дирекции, и Шаляпина оставили в театре на весь сезон. Уже тогда он исполнял в Тбилиси такие сложные партии, как Мефистофель. С лета 1894 он пел ведущие партии в театрах Петербурга, что означало для него выход на ведущие позиции профессионализма. Наконец, 5 апреля 1895 года он дебютировал в партии Мефистофеля в самом Мариинском театре.

Летом 1896 года он выступал в оперной труппе С. Мамонтова на Нижегородской ярмарке. Там певец лично познакомился с известным меценатом и любителем музыки С. Мамонтовым, который, впечатленный одухотворенностью артиста, пригласил его в Московскую частную русскую оперу, где Шаляпин сразу занял положение ведущего исполнителя. Он пел Ивана Грозного, Досифея, Бориса Годунова и другие партии. Известный музыкальный критик В. Стасов писал о 25-летнем Шаляпине: «Одним великим художником стало больше». Получить такую оценку от именитого критика означало многое...


В Московской частной русской опере Шаляпин работал до 1899 года, свел знакомство со многими выдающимися людьми России, которые благотворно влияли на него: И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, В. Коровиным и другими. А чего стоила дружба с С. Рахманиновым! Обоим в то время едва исполнилось 25 лет, и отношения у молодых людей были весьма фамильярными: Шаляпин любил потешаться над Рахманиновым. Впрочем, и Рахманинов не оставался в долгу. Но не только фамильярными шутками ограничивались отношения певца и его коллег; можно вполне серьезно утверждать, что Шаляпин, не получивший глубокого музыкального образования, многому научился у блестяще образованных представителей творческой интеллигенции, работавших у С. Мамонтова. Например, с Рахманиновым Шаляпин сотрудничал как с дирижером, под руководством Сергея Васильевича пел в «Князе Игоре», «Жизни за царя», «Русалке», «Пиковой даме» и других спектаклях. Рахманинов стал крестным отцом первой дочери Шаляпина. В 1901 году началась дружба Ф. Шаляпина с А. Горьким.
С 1899 года Шаляпин одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. 16 марта 1901 года, впервые выступая за границей, он с триумфом спел Мефистофеля в знаменитом театре «Ла Скала» в спектакле под управлением Артуро Тосканини. Партию Фауста в этом спектакле исполнил гениальный Э. Карузо - выступление на ведущей оперной сцене мира, да еще вместе с корифеями оперы означало мировое признание таланта Шаляпина!
С выступления на сцене «Ла Скала» начались мировые гастроли певца. Он выступал в Риме, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке, участвовал в парижских и лондонских «Русских сезонах» С. Дягилева, пропагандируя русскую музыку, в первую очередь произведения М. Мусоргского и Н. Римс-кого-Корсакова.


После октябрьского переворота 1917 года Шаляпин поначалу испытывал подъем духа и прикладывал все силы во имя лучшей организации дела на оперных сценах России. Он стал руководителем художественной части Мариинского театра и выборным членом директорий Большого и Мариинского театров, разработал схему реорганизации оперной труппы, привлекал для работы молодых дирижеров. Он поражал работоспособностью - пел 80 и более спектаклей за сезон и давал много бесплатных концертов, охотно выступал на заводах и перед солдатами и матросами.
В 1918 году ему первому было присвоено звание народного артиста Советской республики. Однако в 1922 году Шаляпин выехал с согласия властей на гастроли за границу и не вернулся. Причиной невозвращения послужила обида Шаляпина на Советскую власть.
Дело в том, что певец решил опубликовать в Америке свои мемуары. Но когда был поднят вопрос о гонораре, американский издатель ответил певцу примерно следующее: «А зачем я буду платить вам большой гонорар, если Ваши мемуары уже опубликованы в Советской России и мне дешевле их просто перепечатать из российского источника, чем покупать у вас?»

Так ошеломленный Шаляпин узнал, что его мемуары уже напечатаны в России - причем без его ведома и согласия. Большевики, видимо, считали, что имеют право печатать мемуары «народного артиста» по своему усмотрению - ведь артист-то «народный». На деле это означало особенный, новый, пролетарский подход к закону об авторских правах, и «новаторство» это Шаляпину очень не понравилось. Горький неоднократно писал артисту письма, в которых просил не публиковать свои претензии к Советской власти, не «позорить себя», однако Шаляпин не прислушался к его советам.


Далеко не все в Советской России терпимо отнеслись к Шаляпину, который, пребывая за границей, все-таки позволил себе публично возмутиться скандальной историей с мемуарами. Левацки настроенные руководители ЦК Рабис (Союза работников искусства) развернули кампанию по лишению Шаляпина звания народного артиста. К удивлению певца, не ожидавшего такого суворого приговора, Совнарком РСФСР своим постановлением от 24 августа 1927 года лишил его почетного звания народного артиста... По существу, этот факт окончательно закрыл Шаляпину дорогу на Родину.
Много гастролируя по миру, певец проживал в Париже. Существует мнение, что за границей он не сделал ничего нового, однако пел очень много и пользовался неизменным успехом во всех странах, где проходили его концерты. Он был и оставался величайшим представителем русской вокальной школы, обладал басом огромного диапазона, необычайной выразительности и гибкости тембра. Каждое свое выступление Шаляпин рассматривал в контексте всей партитуры и авторского замысла. В результате его арии приобретали потрясающую глубину и правдивость, передавали тончайшие смысловые интонации - эти веши являлись непреложными моментами, обусловившими гениальность Шаляпина. Он считается совершенным мастером вокального мастерства, новатором в музыке, оказавшим огромное влияние на вокальное искусство XX века.


Ф. И. Шаляпин скончался в Париже 12 апреля 1938 года, 65 лет от ролу. Проводить кумира в последний путь пришли многотысячные толпы поклонников. Великого певца похоронили на кладбище Батиньоль.
В 1973 году в СССР пышно отмечалось 100-летие со дня рождения Ф.Шаляпина. В Большом театре состоялись торжественное собрание и концерт.
В октябре 1984 года прах Ф. Шаляпина был перевезен с кладбища Батиньоль на Новодевичье кладбище в Москве. Перед перезахоронением гроб с останками был выставлен в Большом театре, где произносились весьма спорные, мягко говоря, речи о большом желании великого певца вернуться в Россию.
В наши дни объявлен открытый конкурс на памятник Шаляпину в Москве. В Петербурге также предполагается установить памятник великому певцу - на Петроградской стороне перед мюзик-холлом, бывшим зданием Оперного театра Народного дома.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.

Федор Шаляпин – русский оперный и камерный певец. В разное время он был солистом в Мариинском и Большом театрах, а также в Метрополитен-опера. Поэтому творчество легендарного баса широко известно и за пределами его родины.

Детство и юность

Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Его родители были приезжими крестьянами. Отец Иван Яковлевич переселился из Вятской губернии, он занимался необычной для крестьянина работой – служил писчим в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна была домохозяйкой.

В детстве у маленького Феди заприметили красивый дискант, благодаря чему он был отправлен в церковный хор певчим, где и получил основы знаний музыкальной грамоты. Помимо пения в храме, отец отдал мальчика на обучение к сапожнику.

Закончив несколько классов начального образования с отличием, юноша отправляется на работу помощником писаря. Эти годы потом Фёдор Шаляпин будет вспоминать как самые скучные в его жизни, ведь он был лишен главного в его жизни - пения, так как в это время его голос переживал период ломки. Так бы и шла по накатанной карьера юного архивариуса, если бы однажды он не попал на представление Казанского оперного театра. Магия искусства навсегда захватила сердце юноши, и он решается на смену деятельности.


В 16 лет Фёдор Шаляпин с уже оформившимся басом проходит прослушивание в оперный театр, но с треском проваливает его. После этого он обращается в драматический коллектив В. Б. Серебрякова, в который его берут на должность статиста.

Постепенно молодому человеку стали поручать вокальные партии. Уже через год Фёдор Шаляпин исполнил партию Зарецкого из оперы «Евгений Онегин». Но в драматической антрепризе он долго не задерживается и уже спустя пару месяцев устраивается хористом в музыкальную труппу С. Я. Семёнова-Самарского, с которой уезжает в Уфу.


По-прежнему Шаляпин остаётся талантливым самоучкой, который после нескольких комически провальных дебютов обретает сценическую уверенность. Молодого певца приглашают в странствующий театр из Малороссии под руководством Г. И. Деркача, с которым он совершает ряд первых поездок по стране. Путешествие приводит Шаляпина в конечном счёте в Тифлис (ныне – Тбилиси).

В столице Грузии талантливого певца замечает педагог по вокалу Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Он берет на полное обеспечение небогатого юношу и занимается с ним. Параллельно с уроками Шаляпин работает исполнителем басовых партий в местном оперном театре.

Музыка

В 1894 году Федор Шаляпин поступает на службу в Императорский театр Санкт-Петербурга, но строгость, царящая здесь, начинает его быстро тяготить. По счастливой случайности на одном из спектаклей его замечает благотворитель и переманивает певца к себе в театр. Обладая особым чутьем на таланты, меценат обнаруживает в молодом темпераментном артисте невероятный потенциал. Он предоставляет Федору Ивановичу полную свободу у себя в коллективе.

Федор Шаляпин - "Очи Чёрные"

Во время работы в труппе Мамонтова Шаляпин раскрыл свои вокальные и артистические способности. Он перепел все знаменитые басовые партии русских опер, таких как «Псковитянка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Русалка», «Жизнь за царя», «Борис Годунов» и «Хованщина». Его исполнение роли в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор остаётся эталонным. Впоследствии он воссоздаст похожий образ в арии «Мефистофель» в театре «Ла Скала», чем заслужит успех у мировой публики.

С начала XX столетия Шаляпин вновь появляется на подмостках Мариинки, но уже в роли солиста. Со столичным театром он гастролирует по странам Европы, попадает на сцену Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, не говоря уже о регулярных выездах в Москву, в Большой театр. В окружении знаменитого баса можно заметить весь цвет творческой элиты того времени: И. Куприн, итальянские певцы Т. Руффо и . Сохранились фото, где он запечатлен рядом со своим близким другом .


В 1905 году Фёдор Шаляпин особенно отличился сольными выступлениями, на которых он пел романсы и знаменитые на тот момент народные песни «Дубинушка», «Вдоль по Питерской» и другие. Все средства от этих концертов певец пожертвовал на нужды рабочим. Такие концерты маэстро превращались в настоящие политические акции, чем в дальнейшем Федор Иванович снискал себе почет у советской власти. К тому же дружба с первым пролетарским писателем Максимом Горьким обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора».

Фёдор Шаляпин - "Вдоль по Питерской"

После революции новая власть назначает Фёдора Ивановича руководителем Мариинского театра и присуждает ему звание Народного артиста РСФСР. Но в новом качестве певец проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями 1922 года он иммигрировал с семьёй за границу. Больше он на подмостках советской сцены не появлялся. Спустя годы советское правительство лишило Шаляпина звания Народного артиста РСФСР.

Творческая биография Фёдора Шаляпина – это не только его вокальная карьера. Помимо пения, талантливый артист увлекался живописью и скульптурой. Также он снялся в кино. Ему досталась роль в одноименной кинокартине Александра Иванова-Гая, а также он участвовал в съёмках фильма немецкого режиссёра Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где Шаляпин исполнил главную роль знаменитого борца с ветряными мельницами.

Личная жизнь

С первой женой Шаляпин познакомился в молодости, во время работы в антрепризном театре Мамонтова. Девушку звали Иола Торнаги, она была балериной итальянского происхождения. Несмотря на темперамент и успех у женщин, молодой певец решил связать себя узами брака как раз с этой утонченной женщиной.


За годы совместной жизни Иола родила Федору Шаляпину шестерых детей. Но даже такое семейство не удержало Фёдора Ивановича от кардинальных изменений в жизни.

Находясь на службе в Императорском театре, ему приходилось часто жить в Санкт-Петербурге, где он и завёл вторую семью. Сначала со своей второй супругой Марией Петцольд Фёдор Иванович встречался тайно, так как она была тоже замужем. Но впоследствии они стали жить вместе, и Мария родила ему ещё троих детей.


Двойная жизнь артиста продолжалась до момента его отъезда в Европу. На гастроли предусмотрительный Шаляпин выехал в составе всей второй семьи, а через пару месяцев к нему в Париж поехали пять детей от первого брака.


Из большой семьи Федора в СССР остались только его первая жена Иола Игнатьевна и старшая дочь Ирина. Эти женщины стали хранительницами памяти оперного певца на родине. В 1960 году старая и больная Иола Торнаги переехала в Рим, но перед отъездом она обратилась к министру культуры с просьбой – создать в их доме на Новинском бульваре музей Федора Ивановича Шаляпина.

Смерть

В последнее турне по странам Дальнего Востока Шаляпин отправился в середине 30-х годов. Он дает свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. После этого, вернувшись в Париж, артист почувствовал себя нехорошо.

В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови: Шаляпину остается год жизни.

Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и только в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.


Правда, многие историки считают кончину Федора Шаляпина довольно странной. Да и доктора в один голос твердили, что лейкемия с таким богатырским телосложением и в таком возрасте встречается крайне редко. Также существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу – шишкой зеленоватого цвета. Доктора утверждают, что подобные новообразования возникают при отравлении радиоактивным изотопом или фенолом. Вопросом, что же случилось с Шаляпиным на гастролях, и задался краевед из Казани Ровель Кашапов.

Мужчина считает, что Шаляпина «убрала» советская власть как неугодного. В свое время он отказался вернуться на родину, плюс ко всему, через православного священника оказывал материальную помощь бедным русским эмигрантам. В Москве его поступок назвали контрреволюционным, направленным на поддержку Белой эмиграции. После такого обвинения о возвращении уже не шло и речи.


Вскоре певец вступил с властью в конфликт. Его книга «История моей жизни» была напечатана иностранными издательствами, а разрешение на печать они получили у советской организации «Международная книга». Шаляпина возмутило столь бесцеремонное распоряжение авторскими правами, и он подал в суд, который обязал СССР выплатить ему денежную компенсацию. Разумеется, в Москве это расценили как враждебные действия певца против советского государства.

А в 1932 году он написал книгу «Маска и душа» и издал ее в Париже. В ней Федор Иванович в жесткой форме высказался по отношению к идеологии большевизма, к советской власти и в частности к .


Артист и певец Федор Шаляпин

В последние годы жизни Шаляпин проявлял максимальную осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не пускал. Но в 1935 году певец получил предложение об организации гастрольного тура в Японии и Китае. А во время гастролей в Китае неожиданно для Федора Ивановича ему предлагают дать концерт в Харбине, хотя изначально выступление там не планировалось. Краевед Ровель Кашапов уверен, что как раз там доктору Витензону, сопровождавшему Шаляпина в этом туре, был вручен аэрозольный баллон с отравляющим веществом.

Аккомпаниатор Федора Ивановича, Жорж де Годзинский, в своих воспоминаниях утверждает, что перед выступлением Витензон осмотрел горло певца и, несмотря на то, что нашел его вполне удовлетворительным, «побрызгал ментолом». Годзинский рассказывал, что дальнейшие гастроли проходила на фоне ухудшающегося здоровья Шаляпина.


В феврале 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского оперного певца. В доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, где жил Федор Иванович с семьей с 1910 года, почитатели творчества широко отметили его юбилей.

Арии

  • Жизнь за царя (Иван Сусанин): Ария Сусанина «Чуют правду»
  • Руслан и Людмила: Рондо Фарлафа «О, радость! Я знал»
  • Русалка: Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые»
  • Князь Игорь: Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха»
  • Князь Игорь: Ария Кончака «Здоров ли, князь»
  • Садко: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»
  • Фауст: Ария Мефистофеля «Спустилась тьма»

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр… Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в «Русалке» или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации… которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации».

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Семинарист», «Трепак» Мусоргского, «Сомнение» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Соловей» Чайковского, «Двойник» Шуберта, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б. Асафьев:

«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями».

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров… «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький…

РЕПЕРТУАР Ф. И. ШАЛЯПИНА

1890. Стольник - «Галька» С. Монюшко.

1891. Феррандо - «Трубадур» Дж. Верди. Неизвестный - «Аскольдова могила» А. Верстовского. Петро - «Наталка Полтавка» Н. Лысенко.

1892. Валентин - «Фауст» Ш. Гуно. Оровезо - «Норма» Д. Беллини. Кардинал, Альберто - «Дочь кардинала» («Жидовка») Ф. Галеви. Сват - «Русалка» А. Даргомыжского.

1893. Рамфис - «Аида» Дж. Верди. Мефистофель - «Фауст» Ш. Гуно. Гудал - «Демон» А. Рубинштейна. Тонио - «Паяцы» Р. Леонкавалло. Монтероне - «Риголетто» Дж. Верди. Гремин - «Евгений Онегин» П. Чайковского. Сен-Бри - «Гугеноты» Д. Верди. Лотарио - «Миньон» А. Тома.

1894. Лорд Кокбург - «Фра-Дьяволо» Д. Обера. Мельник - «Русалка» А. Даргомыжского. Томский - «Пиковая дама» П. Чайковского. Дон Базилио - «Севильский цирюльник» Д. Россини. Миракль - «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. Торе - «Набережная Санта-Лючия» Н. Таски. Бертрам - «Роберт-Дьявол» Д. Мейербера. Цунига - «Кармен» Ж. Бизе. Дон Педро - «Африканка» Д. Мейербера. Старый еврей - «Самсон и Далила» К. Сен-Санса.

1895. Иван Сусанин - «Жизнь за царя». Руслан - «Руслан и Людмила» М. Глинки. Граф Робинзон - «Тайный брак» Д. Чимарозы. Панас - «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова.

1896. Князь Верейский - «Дубровский» Э. Направника. Судья - «Вертер» Ж. Массне. Владимир Галицкий - «Князь Игорь» А. Бородина. Князь Владимир, Странник - «Рогнеда» А. Серова. Нилаканта - «Лакме» Л. Делиба. Иван Грозный - «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.

1897. Коллен - «Богема» Д. Пуччини. Князь Вязьминский - «Опричник» П. Чайковского. Досифей - «Хованщина» М. Мусоргского. Варяжский гость - «Садко» Н. Римского-Корсакова.

1898. Голова - «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Олоферн - «Юдифь» А. Серова. Сальери - «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова. Царь Борис - «Борис Годунов» М. Мусоргского.

1899. Варлаам - «Борис Годунов» М. Мусоргского. Илья - «Илья Муромец» В. Серовой. Алеко - «Алеко» С. Рахманинова. Андрей Дубровский - «Дубровский» Э. Направника.

1900. Бирон - «Ледяной дом» А. Корещенко.

1901. Галеофа - «Анджело» Ц. Кюи. Фарлаф - «Руслан и Людмила» М. Глинки. Мефистофель - «Мефистофель» А. Бойто. Священник - «Пир во время чумы» Ц. Кюи.

1902. Ерёмка - «Вражья сила» А. Серова.

1903. Добрыня - «Добрыня Никитич» А. Гречанинова.

1904. Демон - «Демон» А. Рубинштейна. Гаспар - «Корневильские колокола» Р. Планкетта. Онегин - «Евгений Онегин» П. Чайковского.

1906. Князь Игорь - «Князь Игорь» А. Бородина.

1907. Филипп II - «Дон Карлос» Д. Верди.

1908. Лепорелло - «Дон Жуан» В. Моцарта.

1909. Хан Асваб - «Старый Орел» Р. Гинсбурга.

1910. Дон Кихот - «Дон Кихот» Ж. Массне.

1911. Иван Грозный - «Иван Грозный» Р. Гинсбурга.

1914. Кончак - «Князь Игорь» А. Бородина.

Последние выступления Ф. И. Шаляпина на оперной сцене состоялись 30 марта 1937 года в Монте-Карло и 5, 28 апреля и 6 мая в Варшаве: артист выступил в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

Концертный репертуар Ф. И. Шаляпина был чрезвычайно богат, певец выступал с ариями и ансамблями из опер, исполнял множество романсов и песен (около 150 названий). Наиболее часто звучали вокальные произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, русские и украинские народные песни и др. Последний концерт Ф. И. Шаляпина состоялся 23 июня 1937 года в Истборне (Англия).

Первые записи на фонографе Ф. И. Шаляпин сделал в 1898 году, но остался крайне недоволен качеством звуковоспроизведения. Как сообщает И. Н. Боярский, новую попытку записать концертные номера певец предпринял только в 1902 году по предложению английской фирмы «Граммофон», но и на этот раз качество звучания певца не удовлетворило. Регулярно записывать пластинки Ф. И. Шаляпин начал с 1907 года, когда техника звукозаписи стала более совершенной. В дальнейшем певец сотрудничал со многими граммофонными фирмами и записал почти весь оперный и концертный репертуар.

Последние записи Ф. И. Шаляпин сделал в 1936 году во время гастролей в Токио: «Блоха» М. П. Мусоргского и русская народная песня «Эй, ухнем».

Выпущенные на Западе грампластинки дублировались в Советском Союзе и широко тиражировались в 1920–1930-х годах и после двадцатилетнего перерыва - с 1950-х годов.

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Злободневный репертуар Борьба с волюнтаризмом спасла молодого Олега Табакова от неотвратимой творческой удачи: ему светило сыграть главную роль в фильме про юность Никиты Сергеевича Хрущева. Бродить среди кукурузных полей, щупать початки, смотреть вдаль оптимистичным

Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа [с иллюстрациями] автора Гордон Григорий Борисович

Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа автора Гордон Григорий Борисович

Репертуар Гилельса и как он им распоряжался Нет необходимости подробно говорить здесь о гилельсовском репертуаре: он представлен в книге Хентовой, а дискография - в книге Баренбойма. И в том и в другом случае есть существенные огрехи - по разным, несхожим причинам; вот о

Из книги Мой мир автора Паваротти Лучано

Репертуар Лучано Паваротти РУДОЛЬФ «Богема» Дж. Пуччини Реджо-нель-Эмилия, 28 апреля 1961 г. «Ковент-Гарден», 1963; «Ла Скала», 1965; Сан Франциско, 1967; «Метрополитэн-Опера», 1968 ГЕРЦОГ «Риголетто» Дж. Верди Карпи, 1961 Палермо, 1962; Вена, 1963; «Ла Скала», 1965; «Ковент-Гарден», 1971 АЛЬФРЕД

Из книги Избранные произведения в двух томах (том второй) автора

ГОРЛО ШАЛЯПИНА

Из книги Холодное лето автора Папанов Анатолий Дмитриевич

Театральный репертуар РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (г. КЛАЙПЕДА)1947–1948 гг.«Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева) - Сергей Тюленин«Машенька» А. Афиногенова - Леонид Борисович«За тех, кто в море!» Б. Лавренева - Рекало«Собака на сене» Лопе де Вега - ТристанМОСКОВСКИЙ

Из книги Савва Мамонтов автора Бахревский Владислав Анатольевич

Сотворение Шаляпина 1Второе открытие Частной оперы состоялось 14 мая 1896 года в Нижегородском Деревянном оперном театре. В честь Дома Романовых, в день коронации императора Николая II давали «Жизнь за царя». Мамонтов свое причастие к труппе снова скрыл. Этот второй,

Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий Луарсабович

ПИСЬМО Ф. И. ШАЛЯПИНА К А. М. ГОРЬКОМУ Как уже было сказано, в бурцевском чемодане в Актюбинске обнаружилось неизвестное письмо Шаляпина к Горькому. В печати оно не появлялось, я огласил его только по радио. Между тем оно интересно и очень значительно. И дополняет

Из книги Человек из оркестра [Блокадный дневник Льва Маргулиса] автора Маргулис Лев Михайлович

ГОРЛО ШАЛЯПИНА В Боткинской больнице в Москве мне пришлось как-то лежать в одной палате с замечательнейшим актером и замечательным человеком - народным артистом СССР Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж наверно доводилось

Из книги Собинов автора Владыкина-Бачинская Нина Михайловна

Репертуар симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета в период блокады ЛенинградаИсточниками настоящего перечня послужили: тетрадь записей концертов К. И. Элиасберга, афиши и программы, хранящиеся в музыкальной библиотеке Ленинградской филармонии и

Из книги К музыке автора Андроников Ираклий Луарсабович

КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР Л. В. СОБИНОВА Глинка1. «Финский залив».2. «Заздравный кубок».3. «Как сладко с тобою мне быть».4. «К ней».5. «Северная звезда».6. «Ночь осенняя».7. «Победитель».8. «Не искушай» (дуэт).9. «Прости меня, прости» (дуэт).10. «Воспоминание» (дуэт).11. «Венецианская

Из книги Елена Образцова [Записки в пути. Диалоги] автора Шейко Ирэн Павловна

ОПЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР Л. В. СОБИНОВА Вагнер „Моряк-скиталец“ Рулевой 1894 МоскваЛеонкавалло „Паяцы" Арлекин 1894 МоскваРубинштейн „Демон“ Синодал 1897 МоскваГлинка „Руслан и Людмила" Баян 1897 МоскваБородин „Князь Игорь" Владимир Игоревич 1898 МоскваЧайковский „Евгений Онегин"

Из книги Елена Образцова: Голос и судьба автора Парин Алексей Васильевич

Горло Шаляпина В Боткинской больнице в Мо скве мне пришлось как-то лежать в одной палате с замечательнейшим актером и замечательным человеком – народным артистом СССР Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж наверно

Из книги автора

Репертуар Е. В. Образцовой ОПЕРНЫЕ ПАРТИИ1963.Марина «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Большой театр. 17 декабря.1964.Миловзор «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Большой театр. 12 марта.Полина «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Большой театр. 12 марта.Горничная «Война и мир»

Из книги автора

Репертуар Елены Образцовой Оперные партии Марина Мнишек - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, Москва, Большой театр 1963.Полина, Миловзор, Гувернантка - «Пиковая дама», П. И. Чайковского, Москва, Большой театр 1964.Горничная, Княжна Марья - «Война и мир»

Из книги автора

Концертный репертуар



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней