Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды графитовых карандашей. Обозначение твердости карандашей

Графитные карандаши , которые существуют по сей день, изобрел французский ученый Никола Конти в 1794 году. Обычно графитный карандаш принято называть “простой” карандаш, в отличие от цветных карандашей. Графитные карандаши можно разделить на два основных типа: мягкий и твердый . Тип определяется по мягкости или твердости грифеля, находящегося внутри тела карандаша. Тип карандаша можно узнать, посмотрев на буквы и числа написанные на ка нем. Буква “М” обозначает, что карандаш мягкий, а “Т” — твердый. Есть еще и тип ТМ — твердо-мягкий. Степень твердости или мягкости карандаша можно узнать по цифрам, написанные перед буквой. К примеру, 2М в два раза мягкий, чем М. а 3Т три раза тверже, чем Т. Во многих странах мира за рубежом, например, В Англии, в США, написаны бывают буква H или B. H означает твердый, B — соответственно мягкий, а HB — твердо-мягкий.

Яркий пример для сравнении карандашей видно на рисунке:

Выбор карандаша зависит от типа бумаги, от выполняемой работы и, так же, от личных предпочтениях художника. Я, например, предпочитаю карандаши HB от фирмы Faber Castell. Карандаши удобнее точить канцелярскими ножами. Исторически, ножи для заточки канцелярских принадлежностей (перьев), получили название “перочинные” ножи. Очень важно беречь карандаши от падения. От удара грифель может разбиться на маленькие куски. Также важно беречь карандаши от излишней влажности. При отсыревании и последующей сушке, рубашка карандаша может деформироваться, что повлечет нарушение целостности грифеля. Есть так же другой тип графитного карандаша, который называется “Механический карандаш”. Они удобны тем, что точить не нужно. У таких карандашей грифель подвижный. Его длину можно регулировать с помощью кнопки. Механические карандаши бывают с очень тонкими грифелями (от 0.1 мм). Также есть механические карандаши с промежуточной толщиной грифеля. Самый толстый грифель механического карандаша, который попадался мне в руки — это 5мм. Такими карандашами часто любят рисовать профессиональные художники.

Маркировка карандашей по твердости

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая обычно указана на карандаше.

В России выпускаются графитные чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости, которая обозначается буквами, а также цифрами перед буквами.

В США используется маркировка карандашей номерами, а в Европе и России мнемоническим сочетанием букв или просто одной буквой.

Буквой М обозначается мягкий карандаш. В Европе для этого используют букву B, которая на самом деле является сокращением от blackness (что-то вроде чёрности, если так можно выразиться). В США используют номер 1.

Для обозначения твёрдого карандаша в России используют букву Т. В Европе соответственно H, которую можно расшифровать как hardness (жесткость).

Твёрдомягкий карандаш обозначается как ТМ. Для Европы это будет HB.

Стандартный твёрдо-мягкий карандаш помимо сочетаний в Европе может обозначаться буквой F.

Для ориентировки в этих международных вопросах удобно пользоваться таблицей соответствия твердости шкал которая приведена ниже.

История карандашей

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми.

Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде где графит распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней.

В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости. Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45000 слов! В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) - цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858-1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

Качество зависит от правильного подбора твердости карандашей .

Твердыми карандашами с заточенным и сухим острием можно нарисовать сероватые линии. На таких карандашах обычно стоит буква Н (от англ. hard - "твёрдый"). Их хорошо использовать для высокоточных изображений, например, для линейных рисунков или чертежей. Твердые грифели в отличие от мягких дают тонкие линии и не оставляют чрезмерных следов на бумаге.

У мягких карандашей грифель на масляной основе. Рисуя таким карандашом и слегка нажимая на грифель, можно получить более тёмные и толстые линии . На них ставят букву В (от англ. bold - "жирный"). В художественном рисунке использование мягких карандашей позволяет придать большую экспрессивность и выразительность работе художника.

  • Качественно заточенный грифель карандаша с пометкой 6В позволяет сделать хороший набросок. Основа наброска наносится мягким грифелем. Чтобы получить бледные линии, следует наклонить карандаш.
  • По мере создания рисунка нужно постепенно накладывать новые штрихи на предыдущие, чтобы сделать тени более глубокими и расширить средние тона. Осветленные зоны на белой бумаге остаются не закрашенными, то есть на них не нужно наносить штрихи .

Карандаш – очень простой материал для рисования, с которого художники начинают свой творческий путь. Даже любой малыш свои первые линии делает карандашом, прежде чем перейти к более сложному материалу. Но не такой уж карандаш и примитивный, если изучить подробнее. Он способен помочь художнику создать эскизы, различные иллюстрации, рисунки и картины. Карандаши имеют свои виды и любому художнику важно уметь правильно подбирать материал для своей работы, чтобы иллюстрация имела презентабельный вид. Итак, давайте разберемся, как выбрать карандаш для рисования ?

Принцип работы карандаша

Когда человек надавливает на карандаш, стержень скользит по бумаге, а частицы графита расщепляются на мелкие частички и задерживаются в волокне бумаги. Таким образом получается линия. В процессе рисования графитный стержень стирается, поэтому его затачивают. Самый привычный способ – специальная точилка, также можно использовать обычное лезвие. Важно понимать, что данный способ требует особой аккуратности и подготовки, во избежание порезов. Но благодаря лезвию можно сделать нужную толщину и форму графита.

Виды простого карандаша

Основное определение карандаша – это графитовый стержень, обрамленный деревянной или пластмассовой оправой. Простой графитовый карандаш бывает различных типов. Они различаются свой степенью жесткости.
Глаза человека могут различать большое количество оттенков серого цвета, а если быть точным -150 тонов. Несмотря на это, художник должен иметь у себя в арсенале хотя бы три вида простого карандаша – твердый, средний мягкости и мягкий. С их помощью удастся создать объемный рисунок. Разные степени жесткости смогут передать контраст, нужно лишь умело ими обращаться.
Определить степень мягкости графита можно с помощью обозначений (букв и цифр), которые нанесены на оправу карандаша. Шкала твердости и мягкости имеют различия. Мы рассмотрим три типа обозначения:

Россия

  1. Т – твердый.
  2. М – мягкий.
  3. ТМ – средняя мягкость.

Европа

  1. H – твердый.
  2. B – мягкий.
  3. HB – средняя мягкость.
  4. F – средний тон, что определяется между H и HB.
  1. #1 (B) – мягкий.
  2. #2 (HB) – средняя мягкость.
  3. #2½ (F) — среднее между твердой и средней мягкостью.
  4. #3 (H) – твердый.
  5. #4 (2H) – очень твердый.

Нельзя не учитывать такой момент, как – производитель. Порой, даже одинаковая мягкость карандашей разных производителей, будет значительно отличаться друг от друга из-за своего качества.

Палитра оттенков простого карандаша

Стоит обратить внимание, что мягкость карандашей может значительно разниться. Другими словами – мягкость и твердость делятся между собой еще на тональности. Обозначение H считается самым твердым, а B – мягкий. Не удивительно, если в магазине встречаются целые наборы от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).
Самым распространённым и востребованным считается карандаш с меткой HB. Он имеет умеренную мягкость и твердость, что позволяет легко делать наброски. С помощью него можно усиливать темные места, благодаря его легкой мягкости.
Для усиления контраста рисунка стоит приобрести 2B. Очень твердые карандаши художники используют довольно редко, но это дело вкуса. Такой тип карандаша больше подойдет для чертежных схем или выстраивания перспективы для пейзажей, потому что почти незаметен на изображении. Нельзя не учесть, что большая твердость карандаша позволяет делать плавный переход на волосах или добавлять еле заметный тон, не боясь перетемнить.

В начале работы стоит использовать твердый карандаш, особенно если не уверенны в результате иллюстрации. Мягкий карандаш предназначен для проработки теней и выделения нужных линий.

Штриховка и тушевка

Независимо от мягкости нужно всегда помнить о том, что карандаш должен быть остро заточен. Штрихи и линии лучше всего получаются твердым карандашом из-за того, что грифель не имеет свойства быстро притупляться, а остается в своей заостренной форме долгое время. Тушевка предпочтительна для мягкого карандаша, но рисовать лучше боковой частью грифеля, чтобы материал наносился равномерно.

Особенности работы с карандашом

Не стоит забывать, что грифель карандаша довольно хрупкая вещь. Каждый раз, как падает карандаш на пол или ударяется, то его стержень повреждается или вовсе ломается. В итоге рисовать будет неудобно, потому что грифель будет осыпаться или выпадать из своей деревянной оправы.

Итог. Информация, которую стоит знать, довольно объемная для начинающего художника. Но она очень полезна, ведь поможет в создании будущих шедевров. Со временем знания будут автоматически подсказывать, какой простой карандаш нужен в той или иной ситуации. Главное, не боятся экспериментировать

Выбор лучших цветных карандашей зависит от возраста и навыков художника. Многие дети раннего возраста предпочитают карандашам фломастеры или краски, потому что они дают более насыщенный цвет и не нуждаются в заточке. Карандашами рисовать сложнее, но навыки работы с ними пригодятся в дальнейшем. Поэтому важно выбрать карандаши, которыми будет удобно и приятно рисовать, они должны обладать следующими свойствами:

  • безопасность;
  • удобство использования (чтобы хорошо лежал в руке);
  • яркость;
  • прочность;
  • доступность.

Деньги, потраченные на покупку дешевых карандашей, часто оказывается на деле выброшенными на ветер: ими не так приятно рисовать, грифель может быть ломким и ломаться сразу при заточке. Такие карандаши оставляют на бумаге бледный цвет, требуется усилие, чтобы изобразить четкие линии, которые затем легко стираются, а палитра оставляет желать лучшего. Качественное изделие будет легко затачиваться, не ломаясь, экономично расходоваться и давать яркие, насыщенные цвета, готовые работы не будут стираться с бумаги и выцветать со временем, долгое время радуя глаз.

Карандаши можно использовать для рисования начиная с годовалого возраста. Для этой цели оптимально подойдут Crayola "Mini Kids"". С трех лет можно начинать пользоваться детскими карандашами Stabilo Trio и Kores "Kolores". Детям старшего школьного возраста и взрослым-любителям будут интересны карандаши Faber-Castell и Koh-I-Noor. Профессионалы предъявляют более высоки требования к качеству, и их выбор может остановиться уже на дорогостоящих известных марках, таких как Derwent или LYRA.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней