Второе высшее заочное физкультурное образование. Физической культуры и спорта вузы россии
Спортивных вузов в РФ не так много - но наша страна может гордиться кадрами, которые они выпускают. Поскольку спорт - одна из сфер, в которой Россия ничем не уступает лучшим мировым державам.
Особенности обучения
Много специфических отличий обучения в сфере и в сравнении с большинством остальных направлений высшей школы. Причём не только и не столько потому, что физической культуре в них уделяется значительная доля времени и сил. Главное отличие - в программе подготовки тех, кто по окончании вуза должен будет учить своих воспитанников «прыгать выше головы». Ведь в спорт чаще всего приходят в очень юном возрасте. И от того, каким окажется тренер этих мальчишек и девчонок, зависит то, вырастут ли они обычными людьми - или новыми Александрами Карелиными и Еленами Исинбаевыми.
Что касается непосредственно спортивной профессиональной подготовки, то в ведущих вузах количество профилирующих видов спорта доходит до 30 в одном вузе. От распространённых и массовых футбола и хоккея - до значительно более редких видов: киокушинкай-карате и парашютного спорта.
Кроме того, в соответствии с требованиями нового ФГОС, планы обучения спортивных вузов содержат:
ТОП-10
Среди 25 вузов (включая их филиалы), для которых физическая культура и спорт являются единственным профилем, а также, ещё 48 высших учебных заведений, при которых функционируют спортивные факультеты - лучшими следует назвать не только те, из стен которых вышло наибольшее число известных рекордсменов и их тренеров. Но и те, которые воспитали известнейших на весь мир спортивных врачей, способствовали массовому распространению спортивного туризма либо составили учебно-методическую литературу, поспособствовавшую популяризации здорового образа жизни в нашей стране.
В этом случае пальму первенства присутствия в ТОП-10 придётся отдать:
- (являющемуся филиалом Военно-медицинской академии им. Кирова).
- (г. Казань);
- (г. Краснодар);
- , Ростов-на-Дону;
- Сибирскому Государственному университету спорта и физической культуры (г. Новосибирск);
Эти вузы уже сейчас воспитали и выпустили из своих стен сотни докторов наук, известных тренеров, нынешних игроков команд НХЛ, питерского «Зенита», чемпионов молодёжного Чемпионата мира по хоккею и множество других, известных в мире спорта людей.
Качество обучения
В целом качество обучения в спортивных вузах России можно назвать удовлетворительным - хотя в топовых вузах его уровень значительно выше. Причина этого тривиальна - недостаточность финансирования, которая «уводит» лучших преподавателей в престижные вузы страны или за рубеж. Тем не менее, подготовка будущих специалистов самой массовой специальности - преподавателя физической культуры - вполне достаточна. Правда, и к престижным спортивным профессиям её отнести трудно - по причинам, указанным выше.
Самые популярные специальности (бакалавриат)
В вопросе же о самых престижных специальностях большую роль играет специфика факультета - поскольку, согласно опять-таки ФГОС, специальности будущих бакалавров в дипломах слишком обобщённы, и насчитывают всего лишь три варианта: педагог, педагог-психолог и менеджер по физической культуре и спорту. Но факультеты профессионального и олимпийского спорта готовят преподавателей (а, фактически - тренеров) совсем другого уровня, нежели факультеты менее престижные - особенно в провинциальных институтах.
В результате, в этом контексте правильнее говорить не о специальностях, а о профессиях - причём в определённой спортивной сфере (поскольку финансирование и зарплаты в различных видах спорта тоже очень разнятся). И наиболее престижными в рейтинге окажутся:
- менеджеры в вышеупомянутой сфере профессионального и олимпийского спорта;
- тренеры (в этой же сфере) высокобюджетных и рейтинговых видов спорта, таких как большой теннис, хоккей, футбол и некоторые другие;
- врачи-специалисты в области физической реабилитации.
- менеджеры в сфере спортивного туризма;
- специалисты по валеологии.
Перспективы обучения
Перспективы окончивших обучение студентов связаны с популярностью профессий, упомянутых в предыдущем разделе. Поскольку тренер футбольной команды высшей лиги вряд ли может стоять на одном уровне с учителем физкультуры поселковой школы.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Предлагаем изучить и взять на вооружение это высшее учебное заведение как достойную альтернативу многим другим на этом ресурсе. Напоминающий остальные государственные университеты Краснодара этот вуз принимает и подготавливает руководителей по тематике "физической культуры и спорта". Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма") поверхностно описан для вас, и оформлен разделе на нашем БД-интерфейсе.
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Как и другие государственные академии Набережных Челнов это высшее учебное заведение обучает и выпускает руководителей вида "физической культуры и спорта". Можете сразу осмотреть это высшее учебное заведение как замену подобным, часто на этом ресурсе. Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма") немного приведен, и оформлен разделе, рубрики "государственные академии Набережных Челнов", на ресурсе.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК) (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)") более детально расписан, и оформлен разделе на данном собрании. Не похожий на другие государственные университеты Москвы такой вариант обучает и выпускает профессионалов в сфере "физической культуры и спорта". Можно вполне серьезно отложить для последующего анализа это предложение и другие государственные университеты Москвы, как альтернативу сходным по теме в каталоге.
Что и многие другие государственные институты Чурапчи это учебное заведение проводит обучение для неплохих работников по тематике "физической культуры и спорта". Советуем принять к сведению такой вариант и другие государственные институты Чурапчи, как альтернативу аналогичным в Чурапчи. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта () поверхностно рассмотрен нами в соответствующей статье на текущем сайте.
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Советуем рассматривать этот вуз как замену подобным, часто в России. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург") отлично рассматривается среди других материалов, рубрики "государственные университеты Санкт-Петербурга", на собрании. Не похожий на другие государственные университеты Санкт-Петербурга такой вариант производит отличных специалистов по специальности "физической культуры и спорта".
Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры
Такой же как и государственные университеты Екатеринбурга это учебное заведение делает неплохих работников в сфере "физической культуры и спорта". Настоятельно рекомендуем рассматривать это учебное заведение как достойную альтернативу аналогичным на этом ресурсе. Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры (Екатеринбургский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры") поверхностно расписан в анонсах и статьях на данном списке вузов.
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК)
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК) (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта") подробно расписан среди других материалов, рубрики "государственные университеты Омска", на ресурсе. Как и другие государственные университеты Омска данный вариант производит неплохих работников вида "физической культуры и спорта". Возможно отложить для последующего анализа это учебное заведение как достойную альтернативу подобным, часто в каталоге.
Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК) в г. Иркутске
Можно вполне серьезно рассматривать данный вариант как замену сходным по теме на нашем сайте. Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК) в г. Иркутске (Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)" в г. Иркутске) отлично расписан в одной из заметок на текущем сайте. Напоминающий остальные государственные университеты Иркутска данный вариант принимает и подготавливает профессионалов по специальности "физической культуры и спорта".
Такой же как и государственные институты Чайковского это предложение делает отличных специалистов по специальности "физической культуры и спорта". Чайковский государственный институт физической культуры ЧГ ИФК (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Чайковский государственный институт физической культуры) отлично приводится к сведению, и оформлен разделе на нашем портале. Вы можете принять к сведению данный вариант как замену многим другим в каталоге.
Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Без лишних колебаний отложить для последующего анализа этот вуз как замену подобным, часто в списке. Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) весьма скудно рассматривается, и оформлен разделе на нашем списке вузов. Вероятно, как и государственные университеты Брянска это высшее учебное заведение повышает квалификацию мастеров своего дела по направлению "физической культуры и спорта".
Советуем изучить и взять на вооружение это учебное заведение и другие государственные институты Воронежа, как альтернативу многим другим в каталоге. Воронежский государственный институт физической культуры (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный институт физической культуры") немного рассмотрен нами в материалах, рубрики "государственные институты Воронежа", на списке вузов. Вероятно, как и государственные институты Воронежа это предложение готовит профессионалов вида "физической культуры и спорта".
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)" в г. Новочебоксарске
Советуем отложить для последующего анализа это предложение как замену многим другим в списке. Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛ ИФК)" в г. Новочебоксарске () немного описан для вас в материалах, рубрики "государственные университеты Новочебоксарска", на собрании. Не похожий на другие государственные университеты Новочебоксарска этот вуз готовит профессионалов по профилю "физической культуры и спорта".
Московский институт физической культуры и спорта (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский институт физической культуры и спорта") более детально рассматривается, и оформлен разделе на нашем сайте. Советуем осмотреть данный вариант как достойную альтернативу аналогичным в Москвы. Как и другие негосударственные институты Москвы этот вуз готовит отличных специалистов по направлению "физической культуры и спорта".
Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в г. Ейске
Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в г. Ейске (Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" в г. Ейске) отлично рассмотрен нами среди других материалов на данном сайте. Как и другие государственные университеты Ейска это высшее учебное заведение принимает и подготавливает руководителей по профилю "физической культуры и спорта". Советуем принять к сведению этот вуз как достойную альтернативу многим другим упоминаемым здесь.
Настоятельно рекомендуем принять это высшее учебное заведение и другие государственные институты Уфы, как альтернативу аналогичным в списке. Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры (Башкирский институт физической культуры (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры") немного рассматривается в соответствующей статье на данном БД-интерфейсе. Такой же как и государственные институты Уфы этот вуз принимает и подготавливает лидеров в сфере "физической культуры и спорта".
Филиал Сибирского государственного университета физической культуры и спорта в г. Надыме
Не похожий на другие государственные университеты Челябинска это учебное заведение обучает и выпускает мастеров своего дела по направлению "физической культуры и спорта". Без лишних колебаний отложить для последующего анализа такой вариант как достойную альтернативу многим другим в каталоге. Уральский государственный университет физической культуры (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры") немного описан для вас в соответствующей статье на текущем собрании.
Уральский государственный университет физической культуры
Вы можете принять к сведению это предложение и другие государственные институты Стерлитамака, как альтернативу многим другим в Стерлитамака. Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры" () вместе с картой приведен в материалах на конкретном ресурсе. Вероятно, как и государственные институты Стерлитамака этот вуз обучает и выпускает лидеров по тематике "физической культуры и спорта".
Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенаправленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой их передачи (учения), либо самостоятельного их усвоения посредством самообразования с использованием передающих средств: книг, схем, рисунков и т.д.
В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистический смысл - образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Главная цель физкультурного образования - формирование физической культуры личности.
Физическая культура личности - это определенный уровень физического развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценностных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности.
▌Определить уровень физической культуры личности можно по следующим показателям:
устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствованию;
состояние здоровья;
объем физкультурных знаний;
объем усвоенных двигательных умений;
гигиенические навыки и привычки;
соблюдение режима физической активности;
уровень развития основных физических качеств.
В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят следующие компоненты:
физическое воспитание,
физическую рекреацию,
физическую реабилитацию.
Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.
Основные задачи в области физического воспитания
Специфические (К ним относятся: укрепление здоровья; совершенствование телосложения; обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.).
Общепедагогические (Это задачи нравственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологического (ценностного)характера).
Специальные задачи в области физкультурного образования , в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.
В современной социологии физкультурное образование определяется как совместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные качества и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для общения в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.
Задачи физкультурного образования:
1. Познавательная (обеспечивает передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому).
2. Социальная (выполняет роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности).
3. Культурообразующая (обеспечивает развитие самой физической культуры).
4. Гуманистическая (культивируюет и развивает способности человека, раскрывает его творческий потенциал).
Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и частью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.
Высшее физкультурное образование.
Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта.
Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное образование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в России существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регулирует общий для всей системы высшего образования Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. Он определяет структуру высшего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с традиционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом.
Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-социальному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России системе классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "человек-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.
Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необходимо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде состоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, история, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен бытьзнаком с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними. В области филологии - свободно владеть литературным русским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностранных языков.
По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, теории вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.
Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культуры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культуре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнастике, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.
В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (факультетом), дополнительные еиды подготовки - гражданская оборона и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обучения - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжительность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной аттестации - 2 недели.
Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или платным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуемым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиозных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, который содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведомственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там практически нет. В России с самого зарождения вузы финансиро-вались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финансируются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и управление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учителя-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.
Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных заведениях, сборных командах по видам спорта.
Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Специализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по физическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физическими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвалиды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоохранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта спе-циализация "Адаптивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лиц с предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.
Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для работы с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образование в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в экстремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приемами захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "поражать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различными видами борьбы.
Специализированное физкультурное образование предполагает знание социально-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфере общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычайно изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельности выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.
Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза существует образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государственных служащих и др. категорий лиц;
организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкультурного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физкультурного образования.
Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой формирование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение физическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного характера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профессионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных социальных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинаться как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на образовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых.
Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков является формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передвигаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревноваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, наглядными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое значение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста. Совершенно другие мотивы занятий преобладают у старших школьников. В этом случае главным становится формирование самопознания и достижения своего физического идеала. В этом процессе большую роль играет мода, приближение к принятому в данном возрасте физическому идеалу и стилю жизни. В процессе занятий модными видами физической культуры, такими, как бодибилдинг, скейтборд, восточные единоборства происходит осознание себя, окружающего мира и своего места в этом мире. Физкультурное образование основывается на мотивах и значении занятий физическими упражнениями в данном возрасте и обеспечивает условия для приобщения подростков к физической культуре в соответствии с их интересами как во время уроков, так и на досуге.
У взрослых людей преобладают другие цели занятий физической культурой. На первое место вышли такие мотивы как коррекция фигуры, забота о здоровье и способ времяпрепровождения, а также мотивы психологического характера, связанные с самосознанием, общением, самореализацией и модным образом жизни. Период зрелости у человека самый долгий. Этот период характеризуется способностью человека самостоятельно действовать, принимать решения, выбирать профессию, создавать и обеспечивать собственную семью.
Это период высших творческих возможностей человека. Закономерностями развития зрелых людей занимается акмеология, составной частью которой является физкультурное образование. Акмеология рассматривает зрелость как способность к физическому, нравственному, психологическому, профессиональному совершенствованию средствами самообразования, самоорганизации человеком своей жизни и деятельности. Собственно акмеологическая проблема состоит в том, чтобы понять, почему одни достигают вершины, другие нет и как это происходит. На основе многолетних исследований были сделаны выводы о том, что движение к вершинам осуществляется на основе системы ценностей личности. Уровень профессиональных достижений связан с универсальностью образования. Чем универсальнее образование, тем выше профессионализм. Непрофессиональное физкультурное образование взрослых должно прежде всего передать ценностное содержание физической культуры, сформировать осознанное отношение человека к занятиям, физкультурной деятельности вообще и к соответствующему стилю жизни. Непрофессиональное физкультурное образование формирует образ мыслей, дает знания в области физической культуры и способность (на этой основе) управлять самостоятельно процессом самосовершенствования.
Целью непрофессионального физкультурного образования зрелых людей является формирование у них физкультурной образованности, широких знаний о возможностях, функциях физической культуры, отдельных ее упражнений и умений реализовать их. Особое место непрофессиональное физкультурное образование занимает в валеологии - науке о включении человека в процесс формирования своего здоровья. Валеология решает проблемы сохранения здоровья, развития творческой активности каждой личности, создания условий для сохранения здоровья. Обучение специалистов знаниям и умениям использования физической культуры в формировании здорового образа жизни также составляет важную функцию высшего физкультурного образования.
Непрофессиональное физкультурное образование лиц пожилого возраста можно характеризовать как формирование у них физкультурной мудрости, знаний и умений в деятельности по сохранению и совершенствованию всех жизненных функций стареющего организма посредством упражнений, рациональной двигательной деятельности в целом. Физкультурное образование предполагает формирование высокого уровня сознания и мышления, возможности творческого уровня деятельности в области физической культуры. Другими словами, физкультурное образование представляет собой систему и процесс усвоения фундаментальных теоретических знаний и формирование интеллектуального уровня, позволяющего не только воспроизводить уже существующие знания, но и создавать новые в сфере физической культуры. Физкультурное образование составляет основу физического воспитания, которое по сути своей составляет процесс усвоения норм и правил в области физической культуры и формирование отношения к данному виду деятельности и обучения как процесс и система выработки навыков и умений в области физической культуры.
Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает интеллектуальные возможности личности, но и вводит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и элементом общей культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, состояние здоровья и стиль жизни.