Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ произведения маяковского необычайное приключение. Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца…»
В.Маяковский

Поэзию Владимира Маяковского вряд ли можно сравнить с фольклором. Но в его творчестве есть произведение, которое необычностью своего сюжета напоминает сказку. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» является стихотворением волшебства.

Герои произведения - поэт и солнце. В порыве гнева поэт обвиняет дневное светило в дармоедстве и бесполезном времяпровождении: «Дармоед!...чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» «Златолобо», как называет его поэт, принимает вызов, спускается с небес и, «раскинув луч-шаги», приходит к поэту на чай: «гони, поэт, варенье!» Сама необычность ситуации дает читателю размышление: что может связывать поэта и солнце? Какая развязка истории ждет впереди? Однако «товарищи» проболтали всю ночь, сетуя друг другу на свою нелегкую жизнь. Они договорились, что будут лить свет на мир каждый свои путем: солнце - лучами, поэт - стихами. И под «солнц двустволкой» не сможет выстоять «стена теней, ночей тюрьма». Теперь лирический герой принимает лозунг солнца: «светить - и никаких гвоздей!»

Образ двух светил - светила света и светила слова подан автором так просто, что у читателя не возникает сомнений и путаницы в их трактовке. Метафоры - одна из особенностей лирики В.Маяковского, они у него точные и сильные.

Под сказочным сюжетом, метафоричностью образов, гиперболизацией скрыта одна истина: в чем видится предназначение поэта. В. Маяковский говорит о том, что миссия творца слова нести людям свет, во что бы то ни стало. И как бы труден ни был путь, нельзя жаловаться и злиться, упрекая других в том, что им дается все намного проще. Солнце каждый день «мир залить вставало», и не подняться на небо оно не могло - люди ждали тепла и света. Поэт же может найти другую профессию, чтобы не выходить на «небо жизни» каждый день. Но тогда как же люди увидят свет? Когда дождутся тепла? От чего испытают радость? Поэтому в стихотворении и заключается этот жизнеутверждающий «лозунг мой и солнца!» Два светила будут делать свое дело. И если каждый будет делать это хорошо, то мир станет светлее и радостнее.

В. В. Маяковский сразу принял свершившуюся революцию, которая в то время стала основой для написания многих произведений. Владимир Владимирович стер грани между поэзией и политикой, создав неповторимый и узнаваемый стиль. Стихотворение Маяковского "Необычайное приключение", анализ которого представлен ниже, яркое тому подтверждение.

Тема

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" следует рассказать о главной мысли его творения. Действие разворачивается между поэтом-тружеником и солнцем, которое, по мнению героя, ничего особенного не делает. Сюжет стихотворения пусть и сказочен, но его основная тема довольно прозаична.

Маяковского всегда волновало положение поэта-общественника и какое место занимает поэзия в жизни общества. Здесь автор находит ответ на свой вопрос. Поэзия способна зажечь огонь в сердцах людей, смотивировать их сделать этот мир лучше, обществу. Стихи, как солнце, освещают людям путь и дарят им надежду и свет.

Лирические образы

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" одним из пунктов является определение главных действующих лиц. Это солнце и предстает как настоящий труженик, который день и ночь пишет стихи, надеясь, что они изменят жизнь людей.

Его раздражает солнце, ведь он считает, что то ничего не делает. А для того, чтобы освещать окружающий мир, много труда не надо. Поэтому поэт приглашает его к себе на чай, дабы поговорить. Солнце же здесь показано как живое создание, для которого освещение мира является работой.

Поначалу читателю может показаться, что оно ленивое (из-за гневных высказываний поэта). Солнце принимает приглашение и рассказывает хозяину дома о том, что освещать Землю - это тяжелый труд. Но оно его делает и не жалуется, так как понимает, что это его призвание и оно приносит пользу людям.

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" следует отметить, что образы героев подчеркивают основную мысль стихотворения: важно делать то, что будет полезно для общества. Но немаловажно и заниматься любимым делом, ведь только тогда человек сможет делать его по-настоящему хорошо.

Литературные средства выразительности

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" также нужно отметить использованные и средства выразительности. Поэт применил характерные для футуристов гиперболу и преувеличение значимости личности. Гипербола позволяет показать, насколько огромно солнце по сравнению с обычными людьми.

Большую роль в создании сказочного сюжета сыграла метафора, благодаря ей солнце стало живым существом. А использование во время диалога героев позволило передать непринужденную атмосферу. В анализе стихотворения В. В. Маяковского "Необычайное приключение" следует отметить, что использование омонимов стало оригинальным решением.

Следует отметить и то, что скупые, не отличающиеся поэтической возвышенностью детали, подчеркивают простоту обстановки, в которой встретились солнце и поэт, они делают эту встречу менее фантастичной. Все перечисленные художественные средства представляют это произведение еще выразительнее.

Особенности произведения

В анализе стихотворения "Необычайное приключение" следует подчеркнуть, что это творение поэта отличается смелостью сюжета и оригинальным подходом к освещению общественной темы. Ведь Маяковский стоял у истоков политического творчества. Для него любая тема становилась предметом лирики, и благодаря этому он приобрел славу поэта-общественника.

В анализе стихотворения "Необычайное приключение" В. Маяковского следует отметить, что в этом произведении частое использование восклицательных предложений придает эмоциональность слогу. Неологизмы подчеркивают оригинальность стиля поэта. Это произведение отличается тем, что сказочность сюжета сочетается с обыденными мелочами, что позволяет затронуть важные для Маяковского темы.

Главный девиз стихотворения - делать то, что нравится. И если есть уверенность в том, что дело приносит пользу, то несмотря на все трудности, нужно продолжать его творить. А поэзия помогает людям увидеть все краски и затрагивает важные для общества темы, на которые человек может поразмыслить и сделать жизнь окружающих лучше.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Как и большинство произ­ведений В.В. Маяковского, оно построено на диалоге и несет в себе ярко выраженное публицистическое начало. Основной ху­дожественный прием в данном произведении - параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта.

Довольно-таки длинное название стихотворения, снаб­женное также еще подробным подзаголовком, четко конкре­тизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.

Стихотворение открывается дачным пейзажем, который выполнен также необычно, как необычно заявленное в назва­нии приключение поэта.

Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и од­новременно задающая динамику всему последующему дейст­вую произведения:

А завтра снова мир залить вставало солнце ало.

И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу от­чаянный вызов:

В упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

довольно шляться в пекло!»

В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Перво­начально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек слов­но кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меня­ется:

Черт дернул дерзости мои орать ему, - сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь - не вышло б хуже!

В стихотворении (как и в лирике В.В. Маяковского в це­лом) чрезвычайно сильно драматургическое начало. Фанта­стическое действие разворачивается как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за самова­ром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договари­ваются объединить свои усилия в общем деле:

Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами.

При этом «златолобое солнце» окончательно приобретает человеческий образ: оно не только ведет неспешный разговор, но его даже можно похлопать по плечу.

В финале стихотворения разрушается абстрактный образ общего врага:

Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой нала.

Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле.

Поэтичные метафоры помогают В.В. Маяковскому со­вместить фантастический и реалистический планы художест­венного отражения действительности:

Ко мне,

по доброй воле, само,

раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле.

Лирический герой воспринимает небесное светило как не­кое реальное существо - помощника поэта. Оба они делают одно общее дело - несут миру свет.

В.В. Маяковский стремился быть последовательным в сво­их взглядах на искусство. Данное стихотворение поэта пере­кликается по проблематике с рядом других его произведений, посвященных теме поэта и поэзии.

Анализ стихотворения - Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.

В. Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной: Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель, - утверждает поэт. Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого – свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь – и снова день трезвонится».

Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приёмами олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»). Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических поэтов.Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Рекомендации Работу по обучению художественному чтению можно строить в форме зачетов. Список для чтения На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до Анализ стихотворения - ИспанияСтихотворение «Испания» было написано Владимиром Владимировичем Маяковским в 1925 году. Оно входит в цикл «Стихи об Америке». Анализ стихотворения - Брожу ли я вдоль улиц шумных...Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

На уроке учащиеся познакомятся с биографией Владимира Маяковского, своеобразием его поэзии на примере стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Анализ стихотворения поможет понять автора и его гражданскую и творческую позицию.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимаелся революционной деятельностью, работал пропагандистом, три раза был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел одиннадцать месяцев. Именно здесь он пишет свои стихи. Можно сказать, что выход Маяковского из тюрьмы был символическим входом в искусство.

В 1911 г. он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Социальная ситуация России поставила перед Маяковским выбор - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни. В стенах училища будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком, который стал одним из основоположников футуризма. Именно в альманахе этой группы — «Пощечина общественному вкусу» — в декабре 1912 года состоялся литературный дебют Маяковского.

В 1913 г. поэт издает свой первый стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский» (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам). В составе группы футуристов Маяковский ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища.

Октябрьская революция 1917 года была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон» (рис. 2).

Рис. 2. Плакат, созданный Маяковским в 1920 г. ()

Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью. Плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

  1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
  2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
  3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
  4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

Измученный летней жарой и изнурительной работой поэт-художник позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация ()

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, - освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

Средства художественной выразительности и стилистические приемы

Метафора - один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:

1. Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы —

деревней был,

кривился крыш корою.

2. Раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур (игра слов)

Например:

без дела заходить ,

на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру; зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику . Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом , утверждает, что оно шляется без дела . Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье !». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему ». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

не горюй,

на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

— Поди, попробуй!

Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы .

Например:

«Пригорок Пушкино горбил » (горбил — производное от горбится ).

«Погоди! послушай, златолобо » (златолобо образовано по аналогии с златоволосо ).

«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь - т. е. свет, производное от ясный )

«Пойдем, поэт, взорим, вспоем » (производное от взирать , спеть )

«И хочет ночь прилечь, тупая сонница » (сонница - производное от бессонница ).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой . Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926) (рис. 4). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.

Для поэтической работы необходимо:

1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)

2. Целевая установка

3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах ». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:

1. наши дни к веселью мало оборудованы;

2. наши дни под радость мало оборудованы;

3. наши дни под счастье мало оборудованы;

4. наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. наша жизнь под радость мало оборудована;

6. наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. для веселий планета наша мало оборудована;

8. для веселостей планета наша мало оборудована;

9. не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

и, наконец, последняя, 12-я —

12. для веселия планета наша мало оборудована.

Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Развернутой метафоры;

Гиперболы;

Просторечной, разговорной лексики;

Неологизмов.

  1. В чем уникальность и неповторимость поэзии Маяковского?


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней