Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Башкирские узоры и орнаменты рисунки для детей. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Роспись полотенца башкирским орнаментом

Инна Никитина

В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей и народностей. Учим детей понимать, что все люди должны жить в мире и согласии. Воспитываем любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству. Воспитываем эстетическое отношение и прививаем интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых мастера делали различные изделия. Объяснили, как зародилась роспись башкирских мастеров . Рассматривали образцы изделий, элементы росписи . Дети узнали,какие цвета башкирские умельцы используют в росписи .




Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

"Роспись полотенца

башкирским орнаментом »

подготовительная группа

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Музыка» , «Художественно-эстетическое творчество» , «Речевое развитие» .

Интегрированные задачи :

Образовательные : Продолжать учить детей знакомить с башкирским народным промыслом . Учить детей узнавать предметы с башкирской росписью .

Развивающие : Развивать у детей умение создавать композиции, гармонично размещать рисунок на листе. Приобщать детей к искусству прекрасного. Совершенствовать навыки рисования башкирской росписи , используя характерные элементы и цветовую гамму.

Воспитательные : Воспитывать интерес к башкирскому декоративно-прикладному искусству.

Материал : Листы для рисования,гуашь или краски, кисточки, башкирские изделия (ложки, пиалы, поднос и т. д.) Полотенце , расшитое башкирской росписью , образцы элементов башкирской росписи .

Организационный момент :

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

(В Республике Башкортостан )

А какой национальный инструмент делают в Башкортостане из тростника ?

(Курай)

Послушайте башкирскую мелодию , которую играют на курае, а я вам прочту стихотворение :

Башкирия моя ! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай!

Сегодня мы с вами отправимся в музей «Декоративного искусства башкирского народа » , где увидим много интересного. Закройте глаза, посчитаем 1,2,3- откройте глаза, вот мы и в музее.

(В отдельном месте оформлен стол с изделиями башкирских мастеров-это музей , воспитатель рассказывает и показывает, дети рассматривают)

Посмотрите сколько здесь разных изделий. Как вы думаете, кто их сделал?

(Башкирские мастера )

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир Башкирии ,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в Башкирии

Чудо люди-мастера!

-Башкирский народ издавна украшал ярким орнаментом свои жилища , деревянную посуду, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе. А зачем он так делал?

(Чтобы было красиво)

-Башкирское искусство разнообразно : это и ткачество, и вышивка, и обработка дерева, роспись посуды . Основным занятием в старину было скотоводство : женщины ткали и вышивали кошмы, ковры, паласы. Сейчас в современное время народно-художественных промыслов у нас очень много в Башкирии , где изготавливают изделия. Это и Бирская фабрика художественных изделий, сувенирные цеха Гафурийского, Бурзянского леспромхозов, камнерезные цеха в городах Сибай и Учалы. Самой крупной является Башкирское художественное объединение «Агидель» в г. Уфа. Основной продукцией этого объединения являются расписные изделия из дерева. Посмотрите, какие красивые ложки, чашки. Какую они напоминают роспись , ребята?

(Русскую хохломскую роспись )

Правильно. Несколько лет назад мастера хохломской росписи приехали в Башкирию . Здесь было открыто новое объединение «Агидель» , но была взята только технология, а композицию, колорит башкирские художники разработали сами. Русские и башкиры жили в дружбе . Как вы уже знаете, еще свои изделия башкирские мастера украшают орнаментом . Башкиры тесно связаны с природой, в орнаменте встречаются природные формы, это : волны, горы, солнце, цветок курая. А еще мастера изображают животных при помощи символов : рога барана, гусиные лапки, глаз и т. д.

Вам понравилась экскурсия в музей?

Вы хотите сами стать на некоторое время мастерами?

Давайте закроем глаза и снова окажемся в своей группе . Садитесь за столы.

Давайте еще раз вспомним элементы башкирского орнамента .

(Воспитатель показывает образцы орнаментов , дети называют)

(Отары овец, горы, солнце, голова барана, пастбище, гребенка, рога барана)

А теперь скажите, как располагается башкирский узор на листе ?

(Симметрично)

Назовите основные цвета в орнаменте .

(Красный, желтый, зеленый, реже голубой)

На каком фоне изображают узор?

(На черном, красном, желтом, реже белом)

Давайте вспомним, что башкирские мастера каждый цвет краски связывали с природой.

(Цвет жизни)

(Цвет земли)

(Цвет травы)

(Цвет солнца)

(Цвет чистоты)

МОЛОДЦЫ! Ребята, посмотрите, я вышила полотенце башкирским узором .

А вы мне нарисуете башкирский узор на бумажных полотенцах . Рассмотрите еще раз элементы узоров, подумайте над эскизом и приступайте к работе.

(Дети рассматривают образцы и начинают рисовать)

(Во время рисования тихо звучит мелодия курая.)

(В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисования, напоминает,как нужно рисовать,дает советы)

Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши полотенца . Какие они получились красивые. Мы сегодня узнали много о башкирских промыслах , вы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела. Главное, чтобы вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения! Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Бабочки» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности подготовительная группа (Количество детей присутствующих на занятии – 8 человек).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Листопад» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе – смене времён года: 2. Сформировать обобщённое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - космонавты» Цель: Закрепить полученные знания о космосе, планетах, Солнце. Познакомить детей с историей развития космонавтики. Задачи непосредственно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Космос» Задачи: Образовательные: 1. Расширять представление детей о Космосе, планетах Солнечной системы. 2. Дать представление, как образуются кратеры.

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

Шитый нитками орнамент был трех типов: тамбурный, гладевый, с косой наклонной стежкой, реже петельчатый.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах.

Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Башкирское народное декоративноприкладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

Все промыслы и орнаменты смотрите здесь.

Министерство образования Республики Башкортостан (Башкирия)" href="/text/category/bashkortostan__bashkiriya_/" rel="bookmark">Башкортостан

Предметная область: история и культура Башкортостана

Руководитель: учитель башкирского языка и литературы высшей категории

2012 г.

1. Введение 3-4

2. Башкирский народный орнамент 5-8

3.Орнаментальные комплексы башкирского народа 8-9

4. Резьба по дереву у башкир 9-10

5. Тиснение на коже 10-11

6. Башкирская национальная одежда 12-13

6.1. Женский национальный костюм 13-14

6.2. Мужской национальный костюм 14-15

7.Выводы 15-16

5.Список литературы 17

6. Приложение

Введение

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Декоративно –прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое и – исследователи декоративного искусства - называют ещё «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа».

Самые обычные вещи делались простыми людьми в повседневной жизни, доставляя им радость. Понятие народного декоративно-прикладного искусства можно объяснить как область художественного творчества, изначально связанного с народом, его историей, обычаями, празднествами, с хозяйственно-промысловой деятельностью, с постройками жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда.

Слово орнамент ведет своё происхождение от латинского слова ornamentum, что означает «украшенный».Слово декоративный тоже латинского происхождения(лат. decoris) ,оно означает «украшение, краса».Орнамент и декор только для современного человека представляют элементы украшения или сами украшения. В древности назначение всех этих вещей было несколько иным. Орнамент и декоративные украшения играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение орнамента и декоративных украшений.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нём сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто, и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком. Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как другого народа, уходят в глубь веков.

Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых дизайнов. Но мы не должны забывать то, что народное искусство – универсальное средство «духовного общения тысяч и тысяч людей»()

Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы, музыки и ИЗО.

Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение музейных экспонатов, иллюстраций, использование интернета, изучение литературы.

Гипотеза исследования : мы предположим, что изучение декративно- прикладного искусства башкир позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Башкортостана. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе.

Исходя из гипотезы целью нашей работы является:

Пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа;

Стремление сверстников к углубленному изучению декоративно-прикладного искусства башкирского народа;

Воспитание эстетических чувств.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1) рассмотреть литературу по данной теме исследования;

2) сформировать у учащихся элементарные представления о культурном наследии башкирского народа;

3) раскрыть разнообразные связи человека с природой.

2. Башкирский народный орнамент

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох. Оно донесло до нас свои лучшие традиции, в которое народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь.

В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»


В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания. В узорах налобных повязок-хараусов - имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

кускар- символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки ,

а также ромбы с его многоплановыми вариациями .

Кускар – https://pandia.ru/text/78/007/images/image004_100.jpg" width="272" height="187">

Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – O круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки ☼, которыми украшаются в основном еляны.

Элемент свастика ,встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке , Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство Аппликация" href="/text/category/applikatciya/" rel="bookmark">аппликации .

Больше всего этот комплекс был распространен в горном Башкортостане.

Второй комплекс представляет криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнаментов характерны для степных районов Башкортостана.

Третий комплекс, распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом.

Четвёртый комплекс , испытавший значительное влияние соседних районов – татар, чувашей, марийцев, русских и других –представлен в западных областях Башкортостана. Это группа сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Пятый комплекс орнаментальный представлен украшениями в виде женских налобных повязок, аппликаций на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье.

Шестой комплекс включает геометрические узоры ткачества и вышивки:

Квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и другие. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.

4.Резьба по дереву у башкир

Это один из ранних видов декоративного творчества. В Башкортостане резьба по дереву получила развитее там, где было много липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и другие.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. В этих предметах, с одной стороны, проявились огромные запасы таланта, с другой - они представляют собой продукты упорного и кропотливого труда, когда получили широкий простор богатая человеческая фантазия и изобретательность. Говоря о предметах декоративно-прикладного искусства башкир, мы должны учитывать еще один немаловажный момент: минимум инструментов мастера-деревообработчика, в большинстве случаев топор и нож. Эти и другие стороны народного ремесла башкир подробно описываются в недавно появившейся книге "Резьба и роспись по дереву у башкир. Ее автор _ известный этнограф, посвятившая всю свою жизнь изучению башкирской традиционной культуры.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир. Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные так старательно изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.[ 1,31]

5.Тиснение на коже

Один из традиционных видов декоративно-прикладного искусства всех кочевых народов. Перед тиснением кожа окрашивалась в красно-коричневый цвет с помощью настоя из ивовой или дубовой коры. Размоченные заготовки накладывались на деревянный штамп и оставались под гнетом до высыхания. Иногда фон вытравляли медным купоросом, и он становился темнее рисунка. Широко применялся также резной орнамент. Хотя резной орнамент древнее тиснения, в быту башкир он сохранялся намного дольше, и традиции резного орнамента дошли вплоть до начала 20 века.

Основной фигурой при орнаментации кожи был трилистник. Кроме тиснения, изделия из кожи украшались металлическими накладками с серебрением или золочением и чеканкой. Практически все предметы кочевого быта: фляги для кумыса, чехлы для вооружения, сумочки для дроби, пороховницы, парадная упряжь, поясные и седельные сумки –были украшены различного вида орнаментом.

6.Башкирская национальная одежда

Национальный костюм у башкир складывался в течение веков. Единого обще башкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля.

Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых людей, употреблялись черные ткани.

6.1.Женский национальный костюм

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целые стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.

Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодых можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков . Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.


Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.

6.2.Мужской национальный костюм

Мужской национальный костюм башкир из рубахи, штанов, шерстяных чулок и сапог. На голову надевались тюбетейка, поверх нее меховая шапка (бурок).Поверх рубахи надевался камзол или казакей. Верхней одеждой был суконный сэкмэн и меховая шуба, они обязательно подпоясывались.

Довольно разнообразной была мужская обувь: сапоги, кожаные башмачки, ичиги (ситек), бахилы. Мужская обувь- сарык украшалась по низу голенища маленькими треугольниками из кожи.

Украшениями мужской одежды были пояса: билбау, каптырга и кэмэр. С помощью билбау башкиры подпоясывали свою верхнюю одежду. Этот пояс изготовлялся самими башкирами, ткался он из ниток тёмных цветов и окачивался бахромой.

Каптырга - узкий ременной пояс, с вытисненным на его наружной поверхности узором, с крючкообразной пряжкой на одном конце и дырочкой на другом.

В большой моде у богатых башкир когда-то были щегольские кушаки, которые назывались кэмэр, с довольно дорогими медными гравированными или даже серебряными пряжками, богато украшенные бляхами с полудрагоценными камнями - агатом, сердолюком, бирюзой. В старину также кушаки ценились очень дорого: за один кэмэр богачи давали пару быков.

Выводы

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам.

Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров.

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

Литература

1.Культура Башкортостана:учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса. Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2002,с.31-34.

2.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-Уфа:Башкирское издательство «Китап»,1995,с.6-12.

3.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин, изд-во: Китап, 1994 ,с.4-8.

4.Родной Башкортостан: учебник для 6 класса/ АзнагуловР. Г., -2-е изд. –Уфа: Китап,2008,с.86-102.

5. Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец. уч. з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003,с.254-261.

6.Башкирская народная одежда.-1-е изд. - Уфа:Китап,1995,с.5-16

7.сведения из интернета:

« images. *****› башкирский узор

http://bashkort. *****/textbook/index. html

Историческая часть:

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. Он является продуктом долгого исторического развития. Яркое, красочное, эмоциональное декоративно -прикладное искусство башкир свидетельствует о неиссякаемом таланте народа и творческом потенциале, природной способности башкир к импровизации, повествует о том, что, несмотря на тяжелый кочевой быт, народные умельцы благодаря опыту и смекалке познали законы гармонии и ритма, симметрии и пропорции, света и тени, и передали из поколения в поколение свое мастерство и опыт.

Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. (Приложение 1).

На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.

«В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки.(Приложение 2)

Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники - амулеты. (Приложение 3).

В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома. (Приложение 4).

IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. (Приложение 5).

V-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. (Приложение 6).

VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. (Приложение 7).

Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом. Вышитое на одежде украшение ведется по разрезам, вырезу, подолу, воротникам и рукавам. Для «усиления» швов и самой ткани в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), размещается отделка оберег-амулет. Подвески, нагрудники сохраняются в женской одежде, он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бахраму, которые прикрывают разрез платья. Все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. (Приложение 8).

Значение цвета в орнаменте:

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».

Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами.

В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами.

Таким образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого.

Заключение.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты. Важную роль в приобщении ребят к дикоративно - прикладному искусству играют занятия в объединении «Начальное техническое моделирование». Именно в условиях работы объединения возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Занятия позволяют больше узнать о своей республике, родном городе, детей активизируется и обогащается словарный запас, очень здорово что есть возможность прикоснутся к неиссякаемому таланту башкирского народа, познать его красоту и тайны. Изделия украшенные орнаментом раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна для восприятия и отражения в творческой деятельности.

Список литературы:

Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.

Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963.

История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.

Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16.

Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979.

Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003.

Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002.

Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955.

Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182.

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006.

Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.


Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

Литература:
Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней