Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чувства катерины к борису. Борис и Катерина

В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Доб­ролюбов писал: «"Гроза" есть, без сомнения, самое решитель­ное произведение Островского... В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее». «Гроза» была написана Островским после его путеше­ствия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры. Одна из ведущих линий в драме - отношения Катери­ны и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе. Катерина - гордая, волевая, но впечатлительная и меч­тательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере люб­ви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хо­тела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безволь­ным, находящимся в полном подчинении у матери Тихо­ном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтичес­кая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Ка­баниха, которая больше никому жизни не дает. Свободо­любивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпе­ливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее - тюрьма, все здесь делается «из-под нево­ли». Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать. Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро­пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен­него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо­жий на реального Бориса своими качествами, но способ­ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь. Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде - самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове­ку - Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день­гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу­дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки. Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен­щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите... А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят... Только вы смотрите - себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво­его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов. Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю­бовь к Борису - это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон­фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины - сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб­ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби­мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. А что Борис? Когда в начале первого свидания Кате­рина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к те­бе», - Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь - слабая, нереши­тельная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный ка­зак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по пове­лению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не зака­ляют, а сильнее пригибают к земле. Катерина же даже своей смертью выразила протест про­тив темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом про­тесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской обще­ственной жизни.

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то - никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Реплика ещё раз доказывает силу характера, непоколебимость и веру Кати в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. В этом вопросе на самом деле были сосредоточены десятки других, более важных. «Любишь ли ты меня?», «что значат для тебя наши чувства?», «не ошиблась ли я в тебе?» - и множество других. Катя говорит о себе, а Борис в такой важный для девушки момент, вспоминает о дяде: «я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись».

Заметьте, проститься с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно приняв решение покончить с собой. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное прозрение, которого так боялась и вместе с тем ждала девушка.

Несмотря на это, девушка думает над тем, чтобы сказать что-то важное. Действительно важное. Но Борис торопит Катю, у него не так много времени. Девушка молчит о том, что уже решила расстаться с жизнью - это жертва не ради Бориса, а ради самой себя. Гибель не из-за несчастной любви (это бы всё опошлило), а из-за невозможности жить честно.
В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что у Кати на уме, хочет подойти ближе, обнять девушку. Но Катерина отстраняется. Нет, это не обида, не гордость. Катя просит Бориса подавать милостыню каждому, кто будет её просить, молиться за её грешную душу. Девушка окончательно отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштабности и значения этого разговора для Кати.

почему катерина решилась на любовь к борису? Лит-ра. Островский "Гроза" СРОЧНО!!! и получил лучший ответ

Ответ от Madam_freud[гуру]
Борис не выставлял напоказ свои мужские качества. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

Ответ от Liudmila Sharukhia [гуру]
Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает. Ее любовь к Борису - это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением. Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.
Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью. У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.
С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине - преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: “У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом. “Ведь это значит, - говорит Кудряш, - вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! ”
Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: “Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо”.
Катерина открыта миру, как дитя. Она отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него - это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи.
Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: “Что обо мне-то толковать! Я вольная птица”.
Слова Бориса кажутся чудовищными: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! ”. И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Доб-ролюбов писал: «"Гроза" есть, без сомнения, самое решитель-ное произведение Островского... В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее».

«Гроза» была написана Островским после его путеше-ствия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры.

Одна из ведущих линий в драме — отношения Катери-ны и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.

Катерина — гордая, волевая, но впечатлительная и меч-тательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере люб-ви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хо-тела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безволь-ным, находящимся в полном подчинении у матери Тихо-ном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтичес-кая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Ка-баниха, которая больше никому жизни не дает. Свободо-любивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпе-ливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее — тюрьма, все здесь делается «из-под нево-ли». Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.

Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро-пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен-него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо-жий на реального Бориса своими качествами, но способ-ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.

Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове-ку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день-гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу-дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.

Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен-щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите... А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят... Только вы смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво-его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов.

Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю-бовь к Борису — это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон-фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб-ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби-мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. Материал с сайта

А что Борис? Когда в начале первого свидания Кате-рина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к те-бе», — Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь — слабая, нереши-тельная, вялая, способная брать, но не отдавать. Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный ка-зак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по пове-лению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не зака-ляют, а сильнее пригибают к земле.

Катерина же даже своей смертью выразила протест про-тив темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом про-тесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской обще-ственной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему катерина выбрала бориса
  • история любви катерины и бориса
  • что в гробу что на земле цитата катерина в грозе
  • почему борис терпеливо сносил издевательства дикого
  • отношения екатерины и бориса

Замечательные и справедливые слова сказал о пье-се «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Бот-кин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтиче-ских сил, как в этой пьесе... В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством... Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким при-надлежат мировые катаклизмы в природе физиче-ской...».

Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны...», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Гро-зы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».

Катерина — девушка тонкая, мечтательная, по-этичная. Это человек высоконравственный, просто-душный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать. «Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни заду-маю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта лю-бовь становится настоящей нравственной пыткой. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда тол-кает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.

Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.

Борис и Катерина не могут видеться, потому что за-мужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравствен-ных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.

Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки при-нимает услуги Варвары. Она не может больше нахо-диться в удушливой атмосфере ханжества, несвобо-ды, самодурства, да и свою любовь побороть не в си-лах. Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Ка-баниха отправляет сына из дому. Сложившуюся си-туацию Катерина переживает мучительно, но преодо-леть ее она не может. Несколько встреч с Борисом ос-вещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.

Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в заве-щании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и толь-ко при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно. Не потому что Борис не ува-жителен к старшим, а потому что на Дикого, властно-го, грубого, бессовестного и хитрого человека, уго-дить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления. В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.

Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится лю-бовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».

Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил...»,— говорит он, открывая свою тайну Куд-ряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его. Борис при-нимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Си-бирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис от-вечает отказом — он дяди остерегается. Борис факти-чески предает Катерину, бросая ее в таком положе-нии.

Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинув-шись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей по-мочь,— это пожелать ей смерти.

Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее поло-жительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же кри-тик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы проти-виться пакостям, которые делают другие...».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней