Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исследовательский проект для начальных классов «Тайна имени. Мбоу «коньшинская сош»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Лутна

Клетнянского района Брянской области

Выполнили учащиеся 3 класса

Руководитель: Ячменева В.В

Лутна

2016 год

    Введение

    Аннотация проекта

    Цели и задачи проекта

    Планируемый результат

    Актуальность

    План проведения проекта

    Основная часть

    Заключение

1.Введение

Почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом, что обозначает то или иное имя для мальчика и девочки. Нам интересно узнать каково точное значение имени, которым нарекли нас наши родители, какова его история, этимология, что это имя означает для других людей, и что предрекает нам. Полная тайна имени может раскрыть для нас потаенные черты характера наших друзей, близких и коллег, помочь избежать ошибок в общении с ними.

2.Аннотация проекта

Проект ориентирован на развитие у учащихся аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнения, сопоставления и отбора необходимых фактов; ассоциативного мышления - установление ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами и явлениями; логического мышления - умения выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

3. Цель проекта:

1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в начальной школе, что они обозначают.

Задачи проекта:

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся 1-4 классов с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

4. Планируемый результат:

Углубить знания о своих именах

5. Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

6. План проведения проекта

Подготовительный этап

    Анкетирование.

    Определение темы проекта.

    Определение направлений работы, составление плана.

План работы ребенка:

    Опрос родителей и родственников.

    Сбор материала: поиск литературы о значении имени, исторических сведений о людях, носящих такое же имя.

    Обработка материала.

    Оформление.

    Представление работ.

7. Основная часть

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна .

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в 1-4 классах. В анкетировании приняли участие 22 человека.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена –ОНОМАСТИКА

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье Первый, Второй, Третьяк и другие.

Какие же имена есть в нашей начальной школе?

У нас есть 1-Кирилл, 1-Гермоген, 1-Катя, 1-Диана, 2-Паши, 1-Дима, 2-Егора, 1-Кристина, 1-Валера, 1- Анастасия,2-Даши, 1-Вика, 1-Света, 1-Серафима, 1-Всеволод, 1-Анатолий, 1-Денис, 1-Артур, 1-Рома

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

Больше всего имен на букву

«Д»- 5 имён.

«В» -3 имени

«К» - 3 имени

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

Вот, что у нас получилось.

Кирилл

Что означает имя Кирилл


Кирилл – Господин, Владыка.

Происхождение имени Кирилл


Имя Кирилл русское, православное, католическое.
Имя Кирилл в переводе с древнегреческого языка означает «господин», «владыка». На персидском имя Кирилл означает «солнце».


Кирилка, Киря, Кира, Кирюха, Кируха, Кирюша, Киро, Кирюня, Кируня, Кируся, Киряха, Киряша, Кирька, Кирка.

Тайна имени Кирилл


Кирилл очень любознателен, начитан, общителен, самостоятелен, терпелив. Ему присуща огромная работоспособность, однако порой Кирилл бывает излишне строг и требователен, ему не хватает мягкости и пластичности.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ - Лавров, Кондрашин, Мазуров, Мерецков, Москаленко, Молчанов, Набутов, Орловский.

Павел

Происхождение имени Павел

Латинское слово «paulus» - вот откуда произошло это имя. Его значение – «малый», «небольшой». Раньше так нарекали тех, кто родился позже всех в семье. Апостол, чье имя Павел, был одним из величайших учителей Церкви Христовой, которого с рождения величали Саулом. В течение жизни был противником христианства. Но когда Господь призвал его, то Саул уверовал в Христа. Всевышний нарек его Павлом и велел распространять христианство по земле.

Происхождение имени Павел связано с тем, что в латинских семьях часто называли отца и сына одинаково. Поэтому тайна имени проста – чтобы различать отца и сына к прозвищу младшего делали приставку «paulus».

Характер имени Павел

Спокойный, добрый, отзывчивый, умеющий сочувствовать – таково значение имени Павел. Люди охотно доверяют ему все свои сокровенные мысли и тайны, ведь Паша умеет сопереживать и может подсказать решение проблемы. Это мужское имя дает своему обладателю богатое воображение и глубочайший интеллект. Однако его ум несколько пассивен.

Лучший помощник мамы в уходе за младшими детьми – это значение имени Павел для мальчика. Отзывчив, послушен, никогда не пойдет наперекор правилам. Детей, задумавших шалость, отговорит от опрометчивых поступков. Любит играть, но нельзя сказать, что процесс сильно затягивает Павлушу.

Покладист, общителен, но не усидчив – таково значение имени Павел для ребенка. В какой-то степени даже ленив. Однако если увлечь Пашу забавными историями или рассказами о путешествиях, то увлечется и лень исчезнет. Добр и чуток, но реагирует на события с некоторым опозданием. Любит изобретать новые игры и с удовольствием демонстрирует их друзьям.

Формы имени

    Полное имя – Павел.

    Производные, уменьшительно ласкательное, сокращенные и другие варианты – Павлик, Паша,Павлуша, Павлуня, Паня, Пашка, Павлуха, Паля, Павелка, Павля, Павка, Пашута, Павлуся, Павлюка,Паняша, Павлюкаша, Паха, Пашенька, Пашок.

Известные люди

    Павел Прилучный – актер театра и кино.

    Павел Воля – телеведущий, киноактер, эстрадный артист разговорного жанра.

    Павел Дуров – программист, российский предприниматель, рублевый миллиардер, один из создателей социальной сети «ВКонтакте».

Дмитрий

Происхождение имени Дмитрий


Имя Дмитрий русское, православное, католическое.
Дмитрий - имя греческого происхождения, означающее «посвящённый богине Деметре». Деметра – древнегреческая богиня земли и плодородия, поэтому имени Дмитрий часто дают значение «земледелец».

Варианты имени и как ласково называть:
Дима, Димуля, Димуся, Митя, Деми, Димшо, Митяй, Митюха, Митюша, Митяха, Митяша, Митрюха, Митрюша, Димаха, Димуха, Димуша, Митюля, Митюня.

Основные черты характера

С детства у мальчика капризный характер, некоторая неустойчивость в плане эмоций. Он очень требователен к окружающим. Со временем становится упрямым и волевым. Но нервная система всё также неустойчива: он может легко «взорваться», и поэтому в общении с ним часто возникают сложности. Очень любит свою мать, и она много значит для него, даже взрослого.

Известные люди

Среди известных людей, носящих имя Дмитрий можно отметить Дмитрия Менделеева (химика), Дмитрия Аверкиева (писателя), Дмитрия Кабалевского и Дмитрия Шостаковича (композиторов) и т.д.

Гермоген

Происхождение имени Гермоген

Гермоген (гр.) - рожденный Гермесом (Меркурием)., потомок Меркурия. В древней Руси - Ермоген. Особенностью имени Гермоген является склонность к контакту. Дети с этим именем общительны и жизнерадостны, легко и часто заводят знакомства, но, как правило, отдают предпочтение «лучшему другу», ради которого готовы на все.

В зрелом возрасте ничего кардинально не меняется, разве что появляется способность мыслить более широкими категориями. Решения принимаются только на основе самого всестороннего и глубокого анализа любой ситуации. Сиюминутные выгоды в рассчет не принимаются.

Тайна имени
Гермоген упрям и независим, очень талантлив, обладает огромным даром убеждения. У него страшной аналитической силы интеллект, который невольно делает его недоверчивым: ведь он видит людей насквозь, просчитывает наперед все их поступки. К счастью, Гермоген очень добр и даже страдает от своей чрезмерной отзывчивости. Внешне он всегда спокоен и любит размеренный уклад жизни.

Имя Гермоген как фраза

Г Глагол (Говорить)
Р Рцы (Реки, Говори, Изречения)
М Мыслите
О Он (О, Об)
Г Глагол (Говорить)
Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
Н Наш (Наше, Ваше)

Диана

Что означает имя Диана


Диана – Божественная.

Происхождение имени Диана


Имя Диана католическое.
Имя Диана – это имя римской богини луны и охоты Дианы (в греческой мифологии - Артемида). В переводе с латинского языка означает «божественная».

Тайна имени Диана


Диана эмоциональна, чувствительна, плавна, нетороплива, но в ее характере достаточно твердости, самоконтроля, уравновешенности. Диана довольно недоверчиво относится к новым людям, идеям. Она закрыта и пассивна в незнакомой обстановке, не любит перемен. Может быть чрезмерно строгой и требовательной к подчиненным и к себе.

Формы имени

    Полное имя – Диана.

    Производные, уменьшительно ласкательное, сокращенные и другие варианты – Дианка, Дина, Даня, Ана, Дианочка, Дианчик, Дианушка, Динка, Дия.

Известные люди

    Диана Иваницкая – певица.

    Диана Арбенина – певица, поэтесса, лидер рок-группы «Ночные Снайперы», автор песен.

Екатерина

Что означает имя Екатерина


Екатерина - Чистый, Непорочный.

Происхождение имени Екатерина

Страна, откуда произошло это имя – Древняя Греция. Языковеды предполагают что происхождение имени Анна, его этимология, напрямую связано с греческим словом «катарос», что в переводе имеет значение – «чистая».

Самой известной историей обладательницы этого имени стала жизнь великомученицы Екатерины Александрийской, чье имя олицетворяет истинную веру, которая не поколебалась даже под страхом смерти. Пока эту женщину мучили, пытаясь обратить в язычество, она, испытывая муки, убедила многих людей в истинности своей Веры.

И поныне, тайна имени Екатерина заключается в полной убежденности в своей правоте, жестких принципах, и способности вести за собой людей, и убеждать их в истинности своей точки зрения. Это -лидер, именно такое значение вкладывается в нее с рождения.

Варианты имени и как ласково называть:
Катя, Катюха, Катюша, Катёна, Катюня, Катюра, Катюся, Катюля, Катяха, Катяша, Рина, Екатеринка, Катеринка, Кейт, Кэт, Кэти.

Тайна имени Екатерина


Екатерина очень самолюбива, она во всем хочет быть лучшей . Катенька любит шумные игры, веселье, ей всегда нужно внимание, она любит управлять и командовать.

Большое значение для нее имеет популярность, она пытается выделяться из всех, и часто бывает заводилой в детской компании. Значение имени Екатерина для ребенка таково, что она прекрасно фантазирует, и может найти себе развлечения даже в самый унылый день.

Именно эти качества делаю девочку лидером в школе, своей рассудительностью и неприступностью она у многих вызывает отталкивающие эмоции, но все же большинство одноклассников и учителей просто обожают эту девчонку. Она не будет дружить с простыми ребятами, престиж и некоторая показушность имеют для нее огромное значение.

В подростковом возрасте толкование имени подразумевает еще большее себялюбие, и для признания окружающими юная особа часто выбирает себе оригинальные занятия, или просто ярко красится и вызывающе красится. Для нее важно вызывать эмоции, пусть даже отрицательные.

Известные люди

8. Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 139»

Тайна имени

Выполнила

ученица 3 «А» класса

Ханиева Залина

Научный руководитель

Ивлева Светлана Петровна

Исследовательский проект

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна»

(А.Бобров)

Цель исследования:

Изучить значение имен;

Проанализировать изменение популярности имен;

Исследовать изменение моды на имена по прошествии 10 лет.

Изучение и анализ литературных источников;

Собрать информацию об именах моих одноклассников;

Исследовать значение имен одноклассников;

Выявить часто встречающиеся имена и редкие.

Методы исследования:

  • поисковый,
  • описательный,
  • метод анализа и обобщения, составление графиков

Актуальность работы заключается в следующем:

человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Это таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы…

История имен

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Светлана

Были имена, отражавшие порядок появления детей:

По характеру:

Несмеяна

Простые и двухосновные древнеславянские имена:

Владимир

Святослав

Скандинавские имена:

Имена бывают различные: прекрасные и неблагозвучные, экзотические, экзотические и обширно всераспространенные. В нашей стране мужские и женские имена давались детям по церковному календарю. Сейчас выбор имени зависит от предпочтения родителей. Иногда ребенка называют:

  • согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого человека;
  • из-за красивого звучания, сочетания с отчеством;
  • потому что редкое;
  • по совету родителей;
  • потому что модное, актуальное

А что же обозначают имена?

Имя Сергей происходит от латинского «высокочтимый ». В церковной речи произносится как Сергий. Имя популярно и любимо. Самые важные качества, которые проявляются в имени Сергей – это внутренняя жилка, уравновешенность между твердостью и мягкостью, а также его незаменимость. Каждая буква в имени отражает черты характера человека.

С – здравый смысл, угнетенность, властность, капризность;

Е – страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность;

Р – самоуверенность, постоянное напряжение;

Г – таинственность, внимание к деталям, добросовестность;

Е – жизнестойкость, проницательность, болтливость;

И – тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие

Исследование разновидностей имен учащихся третьих классов МБОУ СШ №139 показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен. Нужно отметить, что имена латинского, славянского, древнегерманского, испанского, библейского происхождений преобладают над количеством имен в этих группах у мальчиков. У 61 учащегося встретилось 37 вариантов имен, в том числе среди мальчиков – 17 вариантов, у девочек – 20.

Вывод:

Исследование разновидностей имен мбоу сш №139

Анализ имен учащихся третьих классов мбоу сш №139

по происхождению

Существует ли мода на имена?

Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.

В 1920 – 1950 –х г.г. часто давали имя Николай, Василий, Алексей, Георгий, Иван. Среди женских имен наиболее популярными были Мария, Александра, Ольга, Екатерина, Елена

Популярные имена мальчиков 2001-2002 года рождения, полученные в результате исследования имен учеников третьих классов МБОУ СШ №139

Популярные имена девочек 2006-2007 года рождения, полученные в результате исследования имен учениц третьих классов

Свою исследовательскую работу я посвятила изучению истории происхождения имен, изучала их значение. Проведя эту работу можно сказать, что в настоящее время много русских людей носят традиционные имена, хотя мода на имена меняется. В недавнем времени модными именами становились те, которые были забыты, отброшены как слишком простые или, наоборот, слишком вычурные. Феномен понятия популярные имена не изучен до конца, да и к тому же, весьма загадочен. Неизвестно, какое имя станет популярным в будущем, точно так же как неизвестно, какая песня станет хитом.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по русскому языку «Тайна имени» Над проектом работали учащиеся 3 Б класса под руководством Московской А.А.

В нашей жизни звучат не случайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна.

Цель: раскрыть тайны наших имён, выявить происхождение имён ребят нашего класса, узнать больше сведений о наших именах.

Задачи: 1. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения; 2. Найти чёткое определение понятия «имя»; 3.Развить навыки исследовательской работы;

Описание действий: Анкетирование и опрос учащихся класса. Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Творческие работы.

Гипотеза: Мы думаем, что имя человека возникло не случайно.

ПЛАН: 1.Прочитаем литературу об истории возникновения имён. 2.Проведем анкетирование среди девочек третьих классов. 3.Найдём информацию в Интернете. 4.Обобщим собранную информацию и сделаем вывод. 5.Попросим помощи у наших родителей в оформлении собранного материала.

Предмет исследования: имена учащиехся 3 Б класса. Объект исследования: имена Методы исследования: изучение литературы; анкетирование; беседа с родителями; поиск информации в Интернете; собственные наблюдения.

По словарю В.И. Даля: « Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность »

1. Знаешь ли ты, что такое «имя»? 2. Знаешь ли ты значение своего имени? 3. Знаешь ли ты происхождение своего имени? 4. Знаешь ли ты, когда у тебя именины? 5. Доволен ли ты своим именем? Результаты анкетирования

Происхождение имён

Какие же имена есть у нас в классе? Мужские имена: Роман, Мирзо, Даниил, Василий, Никита, Дмитрий, Хонгр, Алексей, Кирилл, Павел. Жениские имена: Карина, Виктория, Ксюша, Ангелина, Елизавета, Любовь, Юлия, Полина, Эвелина, Евгения, Вера, Александра, Дарья.

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы: 19 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах.,13 букв у нас оказались «не занятыми». Больше всего имен на букву «А»- 3 имён. «Д» -3 имени «К» - 3 имени

Происхождение имен

Александра. Имя Александра - женская форма от имени греческого происхождения Александр, означает - защитница людей. Обычно характер схож с мужским. Александра всю жизнь делает вид, что ей все на свете безразлично. Она стремится быть особенно женственной, элегантной, загадочной - и это ей вполне удается. Мало сыщется имен столь обаятельных, как это! Она сговорчива, старается улыбкой сгладить любой конфликт. У нее множество друзей. Если Саша - единственный ребенок в семье, то она становится упрямой и капризной.

Даниил. Даниил -в переводе с древне-еврейского означает « мой судья - Бог» Уменьшительные формы. Даня, Данилка, Дануся. Даниил - человек добрый, спокойный, улыбчивый, никогда не повышает голос. В толпе кажется незаметным, но трудолюбие и неиссякаемое добродушие скоро выделяют его среди других. Даниил очень большое значение придает семейным, родственным связям. Как правило, праздники он проводит среди многочисленной родни. Даниил общителен и гостеприимен.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван ». В нашем классе преобладают имена древнегреческого, древнегерманского и древнееврейского происхождения. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. « Не имя красит человека, а человек имя. »

«Ромашка» форм имени Даниил. Даниил Данечка Дэн Даня Данилушка Даньчик Данильчик Данилочка

Имя у тебя одно. Навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его”.

ВЫВОД. Мы заметили, что имя откладывает свой отпечаток на человека, но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. « Не имя красит человека, а человек имя. »

Используемые ресурсы: http://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png http://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig


  • В стародавние времена родители, выбирая имя ребёнку, верили в то, что оно может повлиять на его характер и судьбу. Постепенно о значении имён люди стали забывать, особенно когда имена заимствовались одними народами у других. Сегодня мы уже не задумываемся о том, что же значат наши имена. А ведь если обратиться к их происхождению, можно узнать много интересного.
    Узнаем, что означают имена, пришедшие к нам из греческого, латинского, скандинавского и других языков.

1. Прочитайте толкование некоторых имён.

Славянские имена

Владимир - «владеющий миром»
Владислав - «владеющий славой»
Вячеслав - «наиславнейший, самый славный»
Ростислав - «возрастающая слава»
Святослав - «священная слава»
Ярослав - «славящий Ярйлу»
Вера - «вера, верная»
Лада - «любимая, милая»
Людмила - «милая людям»
Светлана - «светлая, чистая»
Снежана - «беловолосая, холодная»

Греческие имена

Александр - «защитник, борец»
Андрей - «мужественный»
Василий - «царь, царский»
Евгений - «благородный»
Николай - «победитель»
Елена - «светлая»
Ирина - «мир, покой»
Маргарита - «жемчужина»
София - «мудрая»

Латинские имена

Валентин - «сильный, здоровый, крепкий»
Валерий - «сильный, бодрый, крепкий»
Максим - «величайший»
Сергей - «высокочтимый»
Виктория - «победа» Марина - «морская»
Юлия - «женщина из рода Юлиев»

Скандинавские имена

Игорь - «молодой»
Олег - «святой»
Ольга - «святая»

2. Кто из ваших родственников, знакомых носит какое-либо из этих имён? Соответствуют ли личные качества, характер этих людей значению их имени?

3. Узнайте значение вашего имени. Если его не оказалось в списке на этой страничке, обратитесь к книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» или к современному словарю имён.

В древнееврейском языке нет слова «Иван». Но имя это, которое у всех европейских народов звучит сейчас по-разному (у немцев - Иоганн, у французов - Жан, у англичан - Джон, у грузин - Иванэ, у финнов и эстонцев - Юхан, у поляков - Ян), когда-то в Древней Иудее произносилось как Йэхоханан, или Йоханаан. И означало это слово «божья благодать», «божий дар», то есть - Фёдор.

4. Какие литературные герои или известные люди носят то же имя, что и вы? Что между вами общего и различного?

Иван-царевич,
Иван IV Грозный,
Иван Сусанин,
Иван Купала,
Иван Крузенштерн,
Иван Крылов

Подготовьтесь рассказать о происхождении своего имени в классе. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас.

Имя Иван во время Великой Отечественной войны использовалось немцами как прозвище для обозначения русских. От имени Иван образована одна из наиболее распространённых русских фамилий - Иванов.

Характер человека по имени Иван очень противоречив. В нём в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Иван, как Иван-царевич, с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идёт спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Истории известно немало замечательных Иванов. К примеру, знаете ли вы, кто первым из европейцев побывал на острове Пасхи и рассказал о населяющих его громадных статуях-исполинах? Этим человеком был не кто иной, как Иван Крузенштерн (1770–1846), мореплаватель, первым в России осуществивший кругосветное путешествие.
Упорство и честолюбие – качества, отличающие многих людей с этим именем, в большой мере были присущи и Крузенштерну – ему не исполнилось и девятнадцати, когда он был награждён за геройские действия во время сражения у острова Готланд и произведён в лейтенанты. Свое первое кругосветное плавание он совершил, пересаживаясь с корабля на корабль, как обычный путешественник, после чего, вернувшись на родину, стал настойчиво рекомендовать Павлу I профинансировать кругосветный проект русских кораблей.
Но лишь после восшествия на престол Александра I инициатива была поддержана, и в августе 1803 года два корабля – "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта. Плавание было долгим и трудным, однако оно принесло миру множество замечательных открытий. Так, помимо острова Пасхи, именно Иван Крузенштерн и его спутники стали одними из первых европейцев, чьи корабли прошли по Японскому морю, в результате чего были впервые составлены его точные мореходные карты. В августе 1806 года мореплаватели с триумфом вернулись в Россию, где вдохновитель проекта Иван Крузенштерн был награждён золотой медалью Географического общества и удостоен звания почётного члена Академии наук. Что и неудивительно – составленное им описание путешествия, а также "Атлас Южных морей" на несколько десятилетий стали руководством для географов и моряков всего мира.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Яровое

Алтайский край

Выполнили обучающиеся

3 Б класса.

Руководитель Марченко Н. Н. ,

учитель начальных классов

2014г.

Цель проекта : 1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они

обозначают.

Задачи проекта : 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего

имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты

употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

Планируемый результат : Углубить знания о своих именах

Создать именной альбом обучающихся 3 «Б » класса

Слайд 2

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна .

Слайд 3 1. Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта? Мы учимся в 3 «Б» классе средней школы №12 г. Яровое. Мы- это 30 юных россиян: 18 девочек и 12 мальчиков. Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах. Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Слайд 4.

Цель нашей работы.

Мы поставили перед собой цель: узнать, какие имена носят ребята в нашем классе, школе.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?

Слайд 5.Гипотеза Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии. Слайд 6.

Как мы проводили исследование.

1.Изучали литературу.

2.Беседовали с родителями

3. Искали информацию в Интернете;

4. Проводили опрос учащихся школы, анкетирование, наблюдение, собирали информацию из литературных источников .

Слайд 7

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 29 человек.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Слайд 8 Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия

и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

Слайд 9.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА

Слайд 10

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека –Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера – Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье – Первый, Второй, Третьяк и другие,

Слайд 11

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе 4-Анастасии, 2-Милены, 2-Никиты,2- Кирилла, 2 –Елизаветы, 2 – Виктории, 1-Екатерина, 1- Юлия, 1-Яна,1- Ульяна,1- Роман,1-Дмитрий,1- Александр,1- Евгений, 1-Мария,1-Владимир,1-Иван,1-Даниил,1-Кристина,1- Карина,1-Софья,1- Наталья

Перед нами встал вопрос: «Наталью Николаевну считать?». Наталья Николаевна всегда нам говорит: «Мы- одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Наталья у нас тоже одна.

Слайд 12

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

    13 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах.,20 букв у нас оказались «не занятыми».

    Больше всего имен на букву

«А»- 5 имён.

«В» -3 имени

«К» - 3 имени

Слайд 13

Исследование имен учащихся 3 «Б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-11 ( Анастасия, Александр, Дмитрий, Екатерина, Кирилл, Никита, Евгений, Кристина, Софья);

На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение- 7 (Юлия, Карина, Роман, Виктория, Ульяна, Наталья);

На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение– 5 - ( Елизавета, Данил, Иван, Мария);

славянское – 4 (Владислав, Милена, Владимир, Яна);

тюркские – 3

Слайд 14.

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

50% обучающихся назвали в честь близких родственников;

20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

5%- были названы именами, потому что они редкие;

5% - не смогли ответить на этот вопрос.

26 ребятам нашего класса имена дали родители,

а 4 – бабушки и дедушки.

Слайд 15

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Так у нас появились именные альбомы, которые мы дарим своим одноклассникам на день рождения. В альбоме у нас пока 3 страницы, (имена: Ульяна, Дмитрий, Карина). Это очень трудоёмкая работа, но до конца учебного года мы планируем закончить работу над альбомом.

Слайд 16

Мы провели социологическое исследование имён нашей школы и выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя,
какие имена занимают по частоте употребления
первых три места.

Всего в школе 486 обучающихся.

По частоте употребления имена распределились следующим образом:

Девочки :

1м. Анастасия

2м. Юлия

3м. Виктория

Мальчики:

1м. Никита

2м. Кирилл

3м. Дмитрий

Кроме того, 1 девочка в нашей школе носит имя Снежанна, 1 мальчик -Ренат

Слайд 17

Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала
об именах

Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Вот пятерка наиболее популярных имён 20- 30 х годов:

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой ЭРы

Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

    Ворс - ВОРошиловский Стрелок

Слайд18

Пословицы об именах

Слайд 19

Скороговорки об именах

Слайд 20

Ребусы

Слайд 21 ВИКТОРИНЫ

Слайд 22

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

« Не имя красит человека,

а человек имя»

Литература:

1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

5. http :// www . imena . org



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней