Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

««Нет не тебя так пылко я люблю». Анализ стихотворения

Музыка А. Шишкина
Слова М. Лермонтова



Не для меня красы твоей блистанье:

И молодость погибшую мою.


В твои глаза вникая долгим взором:






В глазах огонь угаснувших очей.



Поет Борис Штоколов

Стихотворение написано летом 1841 года.

В.А.Лопухина (1815-1851 гг.) была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Ее профиль мелькает на страницах юнкерских тетрадей поэта. «Звезде любви» своей он посвятил около десятка стихотворений, поэму «Демон», «Измаил-Бей», «Сашка», драму «Два брата», неоконченный роман «Княгиня Лиговская». Ее «симпатичный характер» представлен двумя образами (Мери и Веры) в романе «Герой нашего времени» и т.д. Но особенно важно для нас пленительное и печальное стихотворение поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю…», созданное им накануне гибели.

Поет Дмитрий Хворостовский

Долгое время гадали: кому посвящено прощальное создание лермонтовского гения? И наконец выяснили, что настоящим адресатом его следует признать Екатерину Григорьевну Быховец (1820-1880 гг.), которую на Кавказе знали, по ее словам, под именем «charmante cousine Лермонтова».

На дуэль Лермонтов ехал из Пятигорска в Железноводск в коляске кузины. Его сопровождал (какова судьба!) вместе с другими Лев Пушкин, брат великого поэта. Петр Полеводин вспоминал, что Л.Пушкин был «весьма убит смертию Лермонтова». О негодяе «Мартышке» он отозвался так: «…это чистейший сколок с Дантеса», убийцы Пушкина.

Если уж говорить о Лермонтове и Пушкиных, то следует вспомнить о Наталье Николаевне, жене великого поэта.

Находясь под влиянием сплетен, Лермонтов долгое время чуждался ее, хотя служил в гусарском полку вместе с братом Гончаровой, был знаком с Данзасом, другом семьи Пушкиных.

Тем не менее во время последней встречи в Петербурге, в салоне Карамзиных, Лермонтов подошел к ней первым и покаялся в том, что малодушно поддавался светским сплетням, видел в ней лишь гордую красавицу, виновную в гибели гения, но теперь почувствовал за внешней оболочкой ее искренность и внутреннее обаяние. «Надеюсь, - сказал он, - что, когда вернусь с Кавказа, сумею заслужить ваше прощение…»

Вспоминая встречи с Лермонтовым, Наталья Николаевна впоследствии писала: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца. И вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение унес с собой в могилу…»

…За несколько часов до дуэли Лермонтов беседовал с кузиной, со своею «ла бель нуарой» (то есть с «прекрасной чернушкой»). Им было о чем переговорить, поскольку нередко встречались друг с другом в Пятигорске и в Железноводске на балах, вечеринках, на прогулках… В 1891 году в Самаре в книге, купленной у букиниста, было случайно обнаружено «Письмо Катеньки Быховец, ныне г-жи Ивановской», как было указано на бумажке, в которой хранилось это письмо, отправленное 5 августа 1841 года.

Поет Ирина Архипова

В нем Быховец поведала сестре Лизе о пятигорской трагедии и о последнем свидании с поэтом. Она с гневом обрушивалась на «глупого и самолюбивого Мартынку», этого «убийцу» и «изверга». Затем писала нежно о поэте: «Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил... Я знала причину его грусти…» - она имела в виду именно Варвару Лопухину, вышедшую к тому времени замуж за Бахметева по настоянию родителей. Поэт находил в Катеньке сходство с Варенькой. Перед гибелью Лермонтов «с полными глазами слез», целуя руки кузины, уговаривал ее («умаливал», по ее словам), чтобы она заехала «к нему на квартиру закусить», но она не согласилась. Тогда он взял у нее на память ленту, которая «по горькой случайности» была «обагрена его кровью».

Романсы на него создали более 80 композиторов: Николай Сергеевич Титов, Сергей Голицын, Алексей Львов (1848), Александр Гурилев (1850), А. Дерфельдтт (1856), Софья Зыбина (1862), А. В. Толстая (1864), Петр Булахов (1869), Елизавета Шашина (1871), Г. Катуар (1888) и другие.




Нет, не тебя так пылко я люблю,

Люблю в тебе я прошлое страданье


Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей,
В глазах огонь угаснувших очей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Сочинение

В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения го­ворит о любви к конкретной женщине, но видит её в двух ипо­стасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе - юная девушка превратилась в опытную женщину.

Лирический герой стихотворения испытывает чувство люб­ви к женщине, облик которой словно бы раздваивается в его сознании: ту, молодую, он продолжает любить, потому что мысль о ней связана для него с воспоминанием о его собствен­ной молодости и душевной чистоте, о сердце, способном стра­дать. Подруга молодости, ставшая взрослой, служит для него только символом, мостом к чистоте и силе чувств, испытанных когда-то.

В произведениях Пушкина мы встречаем цельное принятие женщины - такой, какая она есть в настоящий момент. Чувство трагического раздвоения, может быть, впервые пережито и опи­сано Лермонтовым.

Поэтическая мысль в стихотворении

«Согласны ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погруже­ние в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами - трагическая судьба лирического «я»?»

Этот вопрос представляет из себя краткий пересказ последне­го абзаца аналитической статьи учебника, посвящённой этому стихотворению (стр. 282). Содержание этого абзаца - вывод из предыдущих логических построений автора статьи. Исходный посыл этой статьи таков: «В этом стихотворении живого любов­ного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей воз­любленной…».

В этом отрывке автор показывает глубинное непонимание смысла стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Со­ответственно, все последующие построения, основанные на лож­ном тезисе, а также вывод, оказываются несостоятельными.

Судьбу же лирического героя, безусловно, можно назвать трагической, но на иных основаниях, нежели предлагает автор статьи.

С помощью какой лексики реализована идея трагиче­ской судьбы в стихотворении

Идея трагической судьбы лирического героя реализована с помощью высокой романтической лексики: пылко… люблю, кра­сы твоей блистанье, прошлое страданье, молодость погибшую, долгим взором, таинственным… разговором, в устах, огонь угас­нувших очей.

Валеева Ф.Р.

МАОУ «МСОШ№16»

Урок-практикум

Лингвистический анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

М.Ю. Лермонтова, (10 класс)

Цели:

Образовательные:

Учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

Готовить к успешной сдаче ЕГЭ;

Развивающие:

Развивать умение анализировать;

Развивать мышление;

Развивать речь и воображение;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность;

Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Проектор

Текст стихотворения на слайде

Текст стихотворения на столах учащихся

Раздаточный материал (тест)

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения « Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с текстом.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.

2. Историческая справка.

Это стихотворение - одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения - Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

III. Познавательный этап. Практикум. Лингвистический анализ стихотворения.

Работа в группах.

1 группа. Определите ключевые образы стихотворения.

( Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней")

2 группа. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость?

( По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю")

3 группа.

Как понять две последние строки стихотворения?

( Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена)

4 группа . Проанализируйте глагольную лексику текста.

(В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось)

5 группа. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.

( При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей")

Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы озвучивает ответы.

IV .Вывод по работе групп.

Слово учителя

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" - это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

V. Индивидуальная работа. Тест в формате ЕГЭ.

Прочитайте стихотворение и выполните задания 1-7 .

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

К какому жанру относится данное стихотворение? (элегия)

К какому роду оно относится? (лирика)

Как называются образные определения, приведенные в тексте (прошлое страдание, погибшая молодость) ( эпитет)

Как называется понятие, где одно противопоставляется другому:

«В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей» . (антитеза)

«Люблю в тебе я прошлое страданье…». Как называется прием обратного порядка слов?

( инверсия)

Автор использует слова: красы, уста, очи. Как называются такие слова?(архаизмы)

Каким размером написано стихотворение? (ямб )

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание .

Напишите развернутый ответ на вопрос «В каких еще стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически? Что их сближает с лермонтовским?

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», анализ которого мы проведем, совершается необычное признание: обращаясь к той, кто покорила сердце «красой», вызвала пылкое чувство, лирический герой признается в том, что это лишь отзвук «прошлого страданья». В трех строфах (четверостишия пятистопного ямба) разворачивается сравнение двух переживаний. Оба похожи на любовь, из-за первого погибла молодость, второе «так пылко», что трудно не поверить в его искренность, и все же излияние начинается с отрицания («Нет, не тебя...»), подтвержденного повтором в следующей строке («Не для меня...»).

В следующей, второй строфе сравниваются непосредственные ощущения от разговоров с возлюбленными. На реальную женщину обращен «долгий взор» лирического героя, но его сердце в это время отвечает таинственным словам, слышным ему одному:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

В третьей строфе противопоставление заостряется, так как звук этих речей давно смолк («уста давно немые»), подруга молодости угасла, умерла, виден только отблеск огня ее очей в глазах другой, напоминающей о ней, похожей на нее.

Ситуация, ставшая предметом стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова, имела жизненную основу: одна из знакомых автора в Пятигорске, где он находился летом 1841 г., внешне напоминала В.А. Лопухину (в замужестве Бахметеву). Но сестра университетского товарища поэта, вызвавшая у него глубокую привязанность, в это время жива. Да и в настроении лирического героя главным является не воспоминание о прошлом, а поиск доказательств непримиримости противоречия идеала и действительности. Между ними нет точек соприкосновения, как между жизнью и смертью, они исключают друг друга. Однако чувства в прошлом и настоящем одинаково пылки и волнующи, они уживаются в душе. Трактовка основной романтической антитезы двойственна, многолика, чем обусловлено своеобразие лирической концепции этого стихотворения, ставшего одним из последних в творчестве Лермонтова, чья жизнь оборвалась трагически и внезапно — 15 июля 1841 г. он был убит на дуэли под Пятигорском у горы Машук.

Прототипичность в лирике заключается не в наполнении образов достоверными деталями, которые можно сблизить с чертами реально существовавших лиц, а в том, насколько характерно для автора выраженное в стихотворении настроение. Конкретное произведение необходимо рассматривать на фоне тех, что написаны одновременно с ним, пытаясь в таком сопоставлении выявить и доминирующую тональность, и своеобразие каждого. Так, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...», анализ которого нас интересует, выражены романтический максимализм, отказ от блистающих, живых, пылких впечатлений ради верности идеальной красоте. Ее характеристики антитетичны: она угаснувшая, давно немая, но, главное, «другая», таинственная. Соединяя в оксимороне «огонь угаснувших очей» взаимоисключающие понятия, автор подчеркивает чудесную сущность переживаний, над которыми не властно время.

Состояние лирического героя передается не только содержательной антитезой (настоящее — прошлое), образными сопоставлениями (блистанье красы — угаснувшие очи, пылкие встречи — прошлое страданье), но и с помощью фонических средств. Они помогают выразить оттенки ощущений, для которых слова оказываются прямолинейными, однозначными. В настоящем соединяются и отзвуки пережитого чувства, и новая пылкая любовь, память о страданиях и желание невозможного («уста давно немые») свидания, преданность идеалу и живое горение чувств. В характеристике состояния лирического героя видны противоположные по эмоциональной окраске звуковые повторы: ассонанс на «у» и аллитерации на «л» и «н».

«У» встречается в словах, выражающих сокровенные эмоции: лю блю (повтор в первой строфе усиливает значение признания), но в то же время «погибшую мою », в связи с чем в настоящем и прошлом выявляется единство переживаний. Лирический герой одинаково отчетливо видит живые (смотрю ) и воображаемые черты (подру ги ю ных дней), слышит звуки реального разговора (повтор слова «говорю ») и признаний давно немых уст (повтор слов, в которых «у» стоит на слабом месте,— устах, уста).

В третьей строфе этот звук слышен четыре раза на сильных местах, и пять — на слабых, однако эмоциональный тон финала, как и всего стихотворения, не выглядит мрачным. Начиная с первых строк, текст предстает исполненным музыкальности, создаваемой повторениями сочетаний гласных с полугласным и сонорными певучими аллитерациями:

Не т, не тебя так пыл ко я лю блю ,

Не для меня красы твоей бли станье ;

Л юбл ю в тебе я прошлое страданье

И моло дость погибшую мою .

Таин ственным я заня т разговором ,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юн ых дней ...

В глазах огонь у гасну вших очей.

Они присутствуют почти в каждой строке, заслоняя унылость ассонанса на «у», тем более что и он попадает в число гласных, образующих такие повторы (я люблю, погибшую мою, подругой юных дней и др.).

Связь звука со смыслом — таинственный процесс, но ощутить ее наличие вы можете, прочитав вслух стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова и почувствовав, что оно навевает светлые, обнадеживающие эмоции, волнует загадочностью выраженных в нем ощущений. Реальность для них — завеса, которую приоткрывает лирический герой благодаря тому, что его сердце способно проникнуть за пелену конкретности во времени и пространстве («Но не с тобой я сердцем говорю»).

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он – несчастный, и не может принести ей счастья.

После этого Лермонтов встретил другую женщину, именно которой и написал стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Хоть поэт и написал ей это произведение, которое адресовано ей, он все же помнит еще о той женщине, которую так сильно любил. В стихотворении поэт пишет о том, что хоть и смотрит на молодую девушку, все же, как будто ведет разговор с другой – своей бывшей, Варварой.

Произведение состоит из трех строф, которые достаточно обширны, и имеют очень сильный подтекст. В первых строках стихотворения, Лермонтов сразу же подчеркивает, что не о молодой девушке думает, которая стоит перед ним. А думает о другой, которая все же осталась в его сердце. И ему очень трудно ее забыть. Но он все же борется. Вообще, Михаилу Лермонтову понравилась Екатерина Быховец потому, что она напоминала ему другую женщину - Лопухину.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю... Лермонтова

Дата написания стихотвоерния-1841 год. Перед своей смертью Михаил Лермонтов испытывал чувства к Варваре Лопухиной. Но его собственные сомнения заставили отказаться от брака. Поэт осознавал, что его вспыльчивость и ужасный характер могут принести несчастья Варваре. Он думал, что не сможет принести ей счастье из-за того, что жизнь свою считал бесцельной.

Лермонтов сообщил о том, что брака не будет, когда находился в Петербурге перед тем, как уехать на Кавказ. Когда Лермонтов остановился в Пятигорске, он встретил Екатерину Быховец. Именно к этой женщине он обращался со словами «нет, не тебя так пылко я люблю». Не секрет, что причиной этого являлось сходство во внешности Екатерины с Варварой.

В стихотворении поэт пишет, что в женщине он любит свое прошлое страданье и молодость. Это является некой параллелью к разрыву отношений с Варварой Лопухиной, когда Лермонтов принял такое не простое для себя решение. Конечно, не только эта строчка переплетается с прошлой избранницей. Поэт описывает в стихотворении многие явления, которые прямо или косвенно касаются личности Лопухиной.

К примеру, в последней строфе Михаил Лермонтов написал, что в ее чертах, он ищет другие. Что разговаривая с ней, он будто говорит с «подругой юных дней», конечно же это Варвара. Также поэт написал, что смотря ей в глаза, он занят «таинственным разговором», однако сердцем он говорит совершенно с другой.

Из данного стихотворения можно увидеть, что Лермонтов очень болезненно переживал разрыв с Варварой, он действительно был сильно привязан к ней. Даже в лице другой женщины он видел только ее черты, он хотел разговаривать с ней, он сам хотел видеть именно ее. Интересно то, что он предчувствовал свою скорую смерть, он будто уберег Варвару от горя.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю... по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней