Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему "а зори здесь тихие". Презентация на тему а зори здесь тихие близкий друг семьи Васильевых

Cлайд 2

Борис Васильев Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

Cлайд 3

В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» - «За Честь и Достоинство».

Cлайд 4

«А зори здесь тихие...» В повести "А зори здесь тихие..." трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.

Cлайд 5

К старшине, недовольному поведением солдат (в частности тягой к противоположному полу) присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу. Вскоре приходит донесение, что через близлежащие болота идёт диверсионная немецкая группа. И эту группу надо остановить любой ценой.

Cлайд 6

Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг. Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?» И по ходу повествования мы узнаём, что у каждой из них был свой, особый счёт к врагу.

Cлайд 7

Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…

Cлайд 8

У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих.

Cлайд 9

У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.

Cлайд 10

На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

1. Современная литература о Великой Отечественной войне Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому которые открывают в ней новые аспекты и проблемы. В романе Ю. Бондарева «Горячий снег» показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами.

3 слайд

Описание слайда:

Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны? Разве можно захотеть воевать снова?

4 слайд

Описание слайда:

Та же тема затрагивается и в произведении В. П. Некрасова и «В окопах Сталинграда». Автор ведет рассказ от имени главного героя Юрия Керженцева. В повести затрагиваются такие нравственные вопросы, как вопрос о причинах того, почему многие люди становились предателями. Главное в повести - это вопрос о том, что нашим солдатам из-за безответственного, преступного отношения начальства приходилось сражаться без еды, оружия и медикаментов.

5 слайд

Описание слайда:

Есть в повести протест против сталинских методов ведения войны, против сталинских комиссаров, внимательно наблюдавших за словами и поведением человека, а человек этот шел на смерть. В ней нет генералов, нет политработников, нет «руководящей роли партии», а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. В. Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму было выиграна война.

6 слайд

Описание слайда:

2. Жизнь и творчество Б. Л. Васильева Васильев Борис Львович, родился 21 мая 1924 в Смоленске. Сын кадрового офицера; Мать – из известной семьи народников. Мать Бориса являлась наследницей старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. Ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса, в 1943, после контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. В 1946 году он окончил инженерный факультет и начал работать испытателем колесных и гусеничных машин на Урале.

7 слайд

Описание слайда:

Первое произведение Васильева под названием «Танкисты» было написано в 1954 году, а в 1955 году эту пьесу приняли к постановке в Центральном театре Советской Армии. Однако незадолго до премьеры спектакль был запрещен. В 1954 году Борис Васильев уволился из армии в звании инженер-капитана, причиной этому послужило его желание заниматься литературной деятельностью. Успех пришел к автору в 1969 году после публикации в журнале «Юность» повести «А зори здесь тихие...». Среди читателей произведение Васильева имело необыкновенную популярность. В 1971 году спектакль по мотивам повести поставил режиссер Юрий Любимов в Театре на Таганке, а в 1972 году появился одноименный фильм классика советского кино Станислава Ростоцкого. Роман «Отрицание отрицания», опубликованный Васильевым в 2004 году, вошел в десятку самых читаемых книг по итогам 2005 года.

8 слайд

Описание слайда:

В 1971 году по его сценарию был снят знаменитый фильм «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях. Из-под пера Васильева также вышли повести «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984). В 1973 году был опубликован знаменитый роман Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвовал в общественно-политической жизни: он был депутатом I Съезда народных депутатов СССР, членом Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в Тбилиси. В том же году он вышел из КПСС, в которой состоял с 1952 года. В 1975 году он был удостоен Государственной премии СССР. Борис Васильев был награжден российскими орденами Дружбы (1994), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004). В 1997 писатель был удостоен премии им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество». Он был также награжден международными литературными премиями «Москва Пенне», «Венец», «Ника» и другими. 11 марта 2013 года Борис Васильев скончался на 89-м году жизни.

9 слайд

Описание слайда:

3. Аналитическое прочтение произведения «А зори здесь тихие» Много книг на свете, всех их за жизнь не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня тема - тема войны. В этой повести Васильев описывает жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый - солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной. Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова.

10 слайд

Описание слайда:

Вся повесть построена на воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают.

11 слайд

Описание слайда:

Евгения Комелькова Женька Комелькова – душа компании, там, где она, - смех, шутки, песни. Высокая, стройная, с чудесными рыжими волосами и зелеными русалочьими глазами, Женька поступает не очень-то красиво – заводит роман с женатым полковником, штабным командиром». У Жени своя боль. Ее отца, красного командира, мать, сестру, братишку расстреляли, а Женьку «эстонка спрятала в доме напротив», и она видела, как убивали ее родных. У нее сильный характер, «несмотря на все трагедии, была она общительной и озорной», всех поддерживала, шутила.

12 слайд

Описание слайда:

Софья Гурвич Студентка Соня Гурвич росла в дружной и очень большой семье. Она «донашивала платья, перешитые из платьев сестер», но не унывала: бегала в читалку, во МХАТ, а однажды заметила, «что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале». А потом был их единственный, незабываемый вечер, а через пять дней началась война, и парнишка ушел добровольцем на фронт. Осматривая погибшую Соню, Васков вздохнул: «Вот ты почему крикнула. Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза – грудь помешала». Васков с болью осознает страшную суть произошедшего. Приготовив могилу для погибшей Сони, он подумал: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»

13 слайд

Описание слайда:

Галина Четвертак Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Она сочиняла сказки о том, что в монастыре, где размещался их детский дом, по ночам бродит призрак «бородатого монаха», спрятаны зарытые монахами сокровища. Однако все рассказы Гали – «не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Выдумка о маме – «медицинском работнике» - была рождена страстной мечтой Гали иметь семью… Галю Четвертак скосила автоматная очередь

14 слайд

Описание слайда:

Маргарита Осянина Словно предчувствуя, каким коротким окажется ее жизненный путь, Рита в семнадцать лет выходит замуж, в восемнадцать рожает сына, а в девятнадцать становится вдовой: ее муж, «старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке». Она была помощником старшины в группе. Васков сразу выделил ее среди других. Старшина не ошибся - Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину.

15 слайд

Описание слайда:

Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку. Поражает беспримерное мужество Риты: не желая быть обузой для Васкова, тяжело раненая молодая женщина выстрелила себе в висок. Похоронив Риту и попросив прощения у убитых девчонок, Васков, не помня себя, почти теряя рассудок, бредет «навстречу немцам»: «В руке намертво был зажат наган с последним патроном».

16 слайд

Описание слайда:

Елизавета Бричкина К Лизе Бричкиной любовь пришла здесь, на разъезде, за несколько недель до гибели. Эта простая, самоотверженная девочка сразу же отдала свое сердце сержанту Васкову. Непростой была ее жизнь. Все девятнадцать лет провела Лиза в избушке своего отца лесника, который беспробудно пил. Девушка ухаживала за тяжело больной матерью, «кормила, мыла, скребла», отказавшись от собственной жизни: «И ждала завтрашнего дня».

17 слайд

Описание слайда:

Лиза искренне верила, что впереди счастье. А потом началась война. И вот здесь, в тяжести военных будней, ее сердце впервые забилось часто-часто - Лиза влюбилась. «Втюрилась наша Бричкина, девочки! В душку - военного втюрилась!» - смеялись над ней девчонки. Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

18 слайд

Описание слайда:

Старшина Федот Евграфович Васков В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у командира под началом только шесть молодых хрупких девушек. Старшина Васков решает уничтожить немецких захватчиков. Быков показывает, как в опасной ситуации раскрываются характеры всех героев. Так, сначала девушки совсем невысокого мнения о своем командире: «Пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из Устава». Но опасность сблизила всех шестерых, изменив мнение о старшине. Васков вобрал в себя лучшие качества воина, готового подставить себя под пули, но спасти девушек и выполнить свой долг: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать.

19 слайд

Описание слайда:

Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют - значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!». Васков берет в плен четверых немцев: «Слезы текли по грязному, небритому лицу, он тряся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал: « - Что, взяли?... Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!».

20 слайд

Описание слайда:

5. Сравнительный анализ кинофильма С. И. Ростоцкого и повести Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно найти в незначительных деталях: *Многие реплики старшины Васкова в книге являлись его размышлениями. *Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор. *В книге о гибели Гали Четвертак Рите и Жене рассказывает Васков. В фильме девушки хоронят убитую подругу, о чём впоследствии сообщают старшине. *В книге сына Риты Осяниной звали Альбертом (Аликом), а Игорь - имя умершего в деревне перед войной сына Васкова («не уберегла маманя»). В фильме же Игорем зовут именно сына Осяниной. Кроме того, Васкова, своего приёмного отца, он называет «батя» (в книге - «тятя»).

21 слайд

Описание слайда:

*В книге Васков захватывает в плен четверых диверсантов, а пятого, пытавшегося броситься к оружию, убивает последним патроном из нагана. В фильме же один из оставшихся четверых пытается убить Васкова, всё-таки добравшись до оружия, но старшина опережает его и убивает из автомата, который забирает у только что застреленного диверсанта, в результате чего в плен попадают только трое немцев, в том числе командир группы (в чине гауптмана) (в книге о пленении Васковым именно командира диверсантов не упоминается). *В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт - уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте, помимо двух раненых, была убита одна зенитчица -«подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то жевавшая втихомолку».

22 слайд

Описание слайда:

Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каждый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и последствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, чтобы война не повторилась. После прочтения «А зори здесь тихие...» мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз подчеркивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение написано интересно и убедительно, все правдиво и естественно. Каждая деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая героями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия повести. И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил. Произведение написано просто и доступно, производит сильное впечатление. Заключение.

23 слайд

Описание слайда:

В наше время такие произведения просто необходимы, поэтому мне и хотелось рассказать об одном из них. Именно мастерство таких писателей, как Васильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны. И мне кажется, что такие произведения, как повесть «А зори здесь тихие...», актуальны и звучат как предостережение нам. Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог доказать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился у жизни, войны, которые научили понимать психологию и поступки людей.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

«Краснокаменский промышленно-технологический техникум»

Урок-презентация

студенческого проекта с элементами театрализованного представления

«У войны не женское лицо»

(по повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»

Руководитель проекта: Качарава Н.С.,

преподаватель литературы и

русского языка

г.Краснокаменск.

2016г.

Цель: продолжение знакомства с жизнью и творчеством Б.Л.Васильева.

Задачи:

Обучающая : познакомиться с творчеством Б. Васильева, раскрыть понятия героизма, патриотизма, увидеть художественные приёмы, способствующие раскрытию внутреннего состояния героев, проблематику повести;

Развивающая: способствовать развитию духовно развитой, творчески активной личности, умения анализировать художественное произведение, самостоятельно делать выводы, обобщения;

Воспитательная : способствовать формированию нравственных ценностей, чувства гордости за свою страну, ее героическое прошлое, продолжить формирование активной гражданской позиции, толерантности, развивать интерес к литературе и произведениям о ВОВ.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», реквизит для инсценировки, аудиозаписи песен военных лет, фрагмент художественного фильма по повести, выставка книг о ВОВ.

Методы: анализ художественного текста, проблемное изложение, метод недописанного предложения, творческое воспроизведение, работа в малых группах.

Виды деятельности студентов : анализ эпизодов, умение самостоятельно работать с информацией, отбирая нужный материал, формулирование выводов, обобщений, инсценирование эпизодов произведения.

Межпредметная связь : история, психология, география, русский язык.

Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний.

Ход урока:

I .Организационный момент.

СЛАЙД 1

II .Создание положительно - эмоционального настроя на общение

III . Сообщение темы и раскрытие цели урока

Преподаватель : Мы продолжаем изучать большую тему «Литература 50-80-х годов 20века».Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя Б.Л.Васильева и его повестью о ВОВ «А зори здесь тихие. В конце 2 курса вы будете сдавать экзамен по русскому языку и литературе. В сборнике экзаменационных тем есть темы, посвященные победе нашего народа в Великой отечественной войне.

Посмотрите на выставку книг и фотографии на слайде (СЛАЙД 2 ), и попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока, что мы должны сегодня узнать, понять?

(Возможные ответы- о женщинах на войне. К акие они были, дев-чонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? В чем истоки их героизма? Какова роль женщины на фронте? )

Преподаватель : Правильно. Сегодня мы будем говорить о роли женщины на войне на примере повести Б.Васильева « А зори здесь тихие», вместе будем искать ответы на поставленные вами вопросы, представляя наш проект по этому произведению. (СЛАЙД 3 )

Исходя из задач, темой нашего урока станут слова белорусской поэтессы С.Алексиевич « У войны не женское лицо». (СЛАЙД 4)

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Б.Васильева.

Эпиграфом к нему будут слова поэта И. Молчанова (СЛАЙД 5 )

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Никогда врагу не отдадим.

Запишите тему урока и эпиграф в ваши тетради. При оценке ваших ответов я буду применять рейтинговую систему оценки.

Студентка выступает с сообщением о биографии Б.Васильева . (СЛАЙДЫ 6,7)

I V . Актуализация знаний студентов

Преподаватель :

1.Давайте вспомним, в каких войнах участвовала Россия в 20 веке?

( 1914,1919,1941-45 )

2. Каждая война-это разрушения, боль, смерть, слезы. Одной из самых кровавых и жестоких в XX веке была II Мировая война, которую в великой стране, называющейся Советский Союз, назвали Великой отечественной войной. К великому сожалению, в наше непростое время роль Советского Союза во II Мировой войне начинает переосмысливаться в современной истории, дается переоценка вклада Советского Союза в исход этой страшной войны. Возможно, наш урок побудит кого-нибудь из вас задумываться над судьбой своей Родины, больше читать произведения о ВОВ, научит гордиться своей страной, ее историей.

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...

(СЛАЙД 8) Студентка произносит: « Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.»

3.До начала изучения повести я дала вам домашнее задание, в котором просила написать мини-сочинения на тему: «Какова была роль женщины во время ВОВ?» . Выдержки из некоторых работ представлены на слайде. Прочитайте их, пожалуйста.(читают студентки)

(СЛАЙД 9)

( СЛАЙД 10 )

4.Словарная работа : Для работы на уроке нам необходимы некоторые понятия, такие как патриотизм, героизм, ландшафт, толерантность.

Я просила вас найти в словаре лексическое значение каждого слова (Смотрим на СЛАЙД 11)

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству и народу

Героизм- героический дух, образ действий, присущий герою

Ландшафт- вид земной поверхности, общий вид местности

Толерантность- терпимость к другому человеку, нации, мнению

5. Запишите эти термины в тетрадь.

V . Выявление степени понимания учащимися учебного материала

следуют слайды с карельскими пейзажами (СЛАЙД 12)

Преподаватель:

5.Посмотрите на эти слайды. Где происходят события, описанные в повести?

(СЛАЙД 13)

6.Покажите эти места на карте.

7.Какой ландшафт преобладает в этих местах?(это болотистая, озерная местность с густыми лесами- студенты )

8.Вам нравятся эти пейзажи на слайде? Что в них особенного? (очень красиво). Вот в этих красивых карельских лесах и происходят события, описанные в повести. Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое, глубокое небо… Тишина… И тихие, тихие зори…

9. Давайте поразмыслим над содержанием повести «А зори здесь тихие…».

10.Вы уже отметили, что в этой местности сказочно красивые места. Какую природную черту не раз подчеркивает автор в повести? (тихие зори)

Вот в этих сказочно красивых местах с тихими зорями и разыгрывается трагедия гибели пятерых девушек-зенитчиц.

Сообщение 1 студентки : Заканчивался июнь 1941г. Великая Отечественная война катилась по стране кровавым катком. Всех, кого полагалось, ознакомили с документом, степень секретности которого еще вчера считалась наивысшей. Это был «План эвакуации и вывода из строя сооружений Беломорско-Балтийского канала имени Сталина». План преследовал единственную цель, сформулированную предельно коротко и ясно: «В случае занятия врагом трассы Беломорско-Балтийского канала имени Сталина, не дать возможность врагу использовать канал как транспортную магистраль.

Сообщение 2 студентки: Время действия повести - начало лета 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы - девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

(СЛАЙД 14)+ музыка

Читает студентка: Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в « мать» и « перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.

11.Почему так мало девушек ушло на задание?

12.Представительницы каких национальностей были в отряде? Это вопрос не случайный!

13.Выделяют ли девушки еврейку Соню Гурвич? (нет) Это мирное сосуществование мы сейчас как называем? (толерантность- говорят студенты)

14.Как вы думаете, почему нам сейчас так важно быть толерантными?

15.Да, для военного поколения не существовало разницы в национальности, цвете волос, религии. Все мирно жили друг с другом.

16. Как же жили героини повести до войны? Они расскажут об этом сами.

ИНСЦЕНИРОВКА 1 (СЛАЙДЫ 15,16,17)

Преподаватель:

17. Почему Соня так переживает за своих родителей? (ответ- планы Гитлера в отношении евреев

18. Они такие разные, такие разные у них довоенные судьбы. И все-таки у них много общего. Чем же они похожи? (ответ- все они молодые, неопытные )

Но шла война. И они должны были стрелять и убивать- они были солдаты.

Как это было непросто!

Каждую из них стрелять и убивать научила война.

19. Найдите в тексте повести эпизоды, рассказывающие о первом бое каждой из девушек.

А .(Рита Осянина сбивает самолет). « Стреляй, Рита, стреляй…» стр.14 , два абзаца;

Б . (Женя убила фашиста») стр. 94. « Женька вдруг бросила винтовку…»;

В . А как свой первый бой встретила Галя Четвертак?(стр.103, «Галя Четвертак настолько испугалась…»)

Преподаватель:

У поэтессы Юлии Друниной есть такие строки:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву и тысячи-во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

20.К кому можно отнести эти строки? Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему? (ответ- строки относятся к Гале Четвертак. Страх - это естественное чувство человека, просто кто-то может его побороть, а кто-то- нет.)

21. Нужно ли Галю презирать за трусость, проявленную в первом бою??

22. Почему же так тяжело переживают девушки, убивая врага? Чем объяснить их такое душевное состояние?(ответ- женщина должна дарить жизнь, а не отнимать ее. Поэтому они так сильно переживают)

(СЛАЙД 18)-музыкальный отрывок из художественного фильма «А зори здесь тихие…» сопровождается чтением стихотворения студенткой:

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал.

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам.

И падали, и поднимались снова,

Впервые защищая наяву

И честь свою, в буквальном смысле слова,

И Родину, и маму, и Москву.

Весенние пружинящие ветки,

Торжественность венчального стола,

Неслышанное: »Ты моянавеки!»

Несказанное: «Я тебя ждала!»

И губы мужа и его ладони,

И ощущенье полной тишины…

Пришло к ним это после, в сорок пятом.

Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.

СЛАЙД 19

23. Вспомните, пожалуйста, как в начале повести девушки-зенитчицы относятся к старшине, как его называют? (посмеиваются над ним, называют «пенёк замшелый»)

24.Меняются ли взаимоотношения старшины и зенитчиц в ходе этого похода?

25.Какой приказ отдал девушкам Васков, когда они увидели, что фашистов не 2, а 16?

26.Почему девушки отказались выполнить приказ Васкова вернуться в расположение взвода? Докажите цитатами из текста (стр.125)

Преподаватель :

Пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина. А против них-16 матерых, физически натренированных, вооруженных до зубов, фашистских диверсантов. Физически натренированных… мы сейчас с вами тоже немного поупражняемся на физкультминутке, чтобы немного отдохнуть, потому что быть физически здоровым сейчас очень модно во всем цивилизованном мире (выполняем несколько упражнений).

Преподаватель .: Итак, пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина против 16-ти фашистов. Двое суток будет длиться этот бой местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Натолкнется их злоба на девичью отвагу. Зубами будут фашисты скрежетать, но не смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят, обведут вокруг пальца.

27. Какой же ценой остановят девушки и старшина Васков фашистских диверсантов? (ответы студентов- ценой своих жизней )

28. Найдите в тексте повести эпизоды, рассказывающие, как погибли девушки

-« в расселине скорчившись…(Соня Гурвич (стр.89)

- «Рита выстрелила себе в висок(о гибели Риты Осяниной) стр136

-« А немцы ранили ее вслепую» (о гибели Жени Комельковой); (стр.133)

- «Огромный бурый пузырь…(о гибели Лизы Бричкиной) (стр.81);

29.Расскажите, как погибла Галя Четвертак?

30.Какой художественный прием использовал автор, показывая нам образ Гали Четвертак ? (прием противопоставления , чтобы ярче показать героизм девушек)

31. Многие критики, рецензируя повесть, отмечали пронизывающее ее чувство бессмысленности таких жертв, ведь погибли 5 девушек, 5 будущих, но несостоявшихся матерей.

32. Можно ли было обойтись без этих жертв, Васкову уклониться от боя, ведь фашистов было в несколько раз больше? (отвечают)

33. Девушек очень жаль, но тут встает большой нравственный вопрос: кто должен Родину защищать?

34. Понимает ли опытный вояка старшина Васков, что не уберег девушек

35. Кто снимает с него эту нравственную муку?(ответ- Рита Осянина) Давайте посмотрим еще одну инсценировку.

( ИНСЦЕНИРОВКА 2)

36.Что же является истоком героизма этих девушек? На этот вопрос только что ответила Рита.(ответ- любовь к своей родине, которую в данный момент кроме них защитить некому).

VI . Работа в малых группах.

37.А сейчас вы поработаете в ваших малых группах.

Предлагаю каждой группе в течение 5 минут совместно подумать и ответить на вопросы:

1 группа : Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»

2 группа : Зачем на фоне 4 героинь-девушек дан образ Гали Четвертак? Что о ней сказал Васков? Чего больше заслуживает Галя- презрения или понимания, сочувствия? Почему? -стр.105»А что до трусости, то ее не было…)

3 группа : О чем меня заставила задуматься эта повесть?

38. Почему же все девушки в повести погибают?

Отвечают студенты: Борис Васильев не случайно именно девушек сделал героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Преподаватель: Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг - защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести : каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА художественного фильма «А зори здесь тихие…»( СЛАЙД 20)

СЛАЙД 21

Отвечают студенты: В этом бою девчата бились не просто за кусок северной земли или отрезок железной дороги. Нет, в том бою они стояли насмерть за своих любимых и близких, за детей, за право мечтать, смеяться, любить, растить детей, за будущие рассветы и закаты, за нас с вами. Все девушки героически сражались, и погибли за свою родину.

Преподаватель : Маленький эпизод большой войны… Бой местного значения… Но за этой формулировкой- пять юных жизней хрупких, нежных, светлых, мечтательных девушек.

Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

39. Так какое же лицо у войны? (и мужское и женское в равной степени- студенты)

Преподаватель : Да, и женское тоже! Без женщины в мире вообще ничего не свершается. За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч жен-щин. Никогда еще на протяже-нии всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

40.После прочтения повести вы писали сочинения-отзывы. Некоторые из них я кратко перескажу

41. В вашем домашнем задании вы написали, что женщина на войне, в основном, занималась спасением раненых, кормила армию. Растила детей. Заметили ли вы, что до и после прочтения повести ваше мнение о роли женщины на войне очень сильно изменилось? Об этом говорят ваши отзывы. Эти сочинения вошли в сборник, составленный по вашим работам. Он пригодится вам при подготовке к экзамену по литературе. (Приложение 1)

(СЛАЙД 21

Чтение стихотворения студенткой

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

42.выполните еще одно интересное задание:на интерактивной доске представители каждой группы допишите предложение, начало которого я записала. Пишите грамотно, используйте простые распространенные предложения, расставляя все необходимые знаки препинания: «Женщина на войне …(ходила, помогала, командовала» (метод недописанного предложения)

VII . Выводы.

43.Работая на уроке, вы шаг за шагом отвечали на поставленные в начале урока вопросы. Давайте вместе сделаем выводы:

К акие они были, дев-чонки, ушедшие на войну в 41-м?(ответ-неопытные, романтичные, иногда трусихи)

Как воевали, что пережили? (ответ-воевали самоотверженно, перебарывая страх, боль, ужас)

В чем истоки их героизма?(ответ- они были так воспитаны, понимали, что воюют за свою землю, за будущее своих детей)

Какова роль женщины на фронте?(ответ- она не только спасает раненых, она сама- боец, защитница Родины)

44.Так какое же лицо у войны?

VIII . Обобщение преподавателя:

Б. Васильев писал : « Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими, понятными, их современниками. И эта повесть адресована им, чтобы помнили….»

Давайте вернемся к эпиграфу: (СЛАЙД 22)

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда врагу не отдадим.

И. Молчанов

45.Кому можно адресовать эти слова, как вы думаете? Только ли героям повести? Правильно, всем героям, воевавшим на полях ВОВ.

Преподаватель : Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне,которая заставляет вас задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье «победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

Я надеюсь, что прочитанная вами повесть побудит кого-нибудь из вас задумываться над судьбой своей Родины, больше читать произведения о ВОВ, научит гордиться своей страной, ее историей.

46.А сейчас минутой молчания почтим память и этих пятерых девчат и всех женщин, сложивших свои головы на полях ВОВ.

Минута молчания (под звуки метронома) и на экране текст:

( СЛАЙД 23 « Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее мирное голубое небо».

Преподаватель: Возникло ли у вас желание больше узнать о героях ВОВ, прочитать еще произведения военной тематики?

IX . Запишите домашнее задание : найти информацию и приготовить сообщение по творчеству А.Вампилова. Прочитать его пьесу «Однажды летом в Чулимске».

X .Выставление оценок.

XI .(рефлексия) Для того, чтобы оценить свое участие в уроке, предлагаю вам положить у памятника, изображенного на интерактивной доске, героиням повести розы разных цветов:

Красная - я хорошо работала, уроком довольна

Синяя - работала мало, могла лучше

Желтая- не работала, но урок понравился

СЛАЙД 24

Б. Васильев

«А зори здесь тихие…»


  • Родился 21 мая 1924 года года в Смоленске. Отец - кадровый офицер Красной Армии.
  • После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

  • В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.
  • В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
  • В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».
  • Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.

«А зори здесь тихие…»

  • В повести "А зори здесь тихие..." трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.
  • Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.


  • Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг.
  • Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»

  • И по ходу повествования мы узнаём, что у каждой из них был свой, особый счёт к врагу.
  • Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…



  • На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка.
  • И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.

  • Девушки не имеют военного опыта, но вступают в бой. Ценой своей жизни они сумели остановить фашистов, в живых остаётся один старшина, который смог взять в плен несколько вражеских солдат. Он получает серьёзные ранения, демобилизовывается и усыновляет сына погибшей Риты Осяниной.
  • Приблизительно через двадцать лет он приезжает с приёмным сыном на место гибели матери и встречает там отдыхающих парней и девушек.

  • Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие... " со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, "не долюбившем", не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.

"...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.








Мартынов Андрей Леонидович (24.10.1945)


Роли в фильме исполняют :

  • Виктор Авдюшко Андрей Мартынов - старшина Федот Васков Ольга Остроумова - Женя Камелькова Ирина Шевчук - Рита Осянина Елена Драпеко - Лиза Бричкина Людмила Зайцева - помкомвзвода сержант Кирьянова Екатерина Маркова - Галина Четвертак Ирина Долганова - Соня Гурвич Алла Мещерякова - Марья, квартирная хозяйка Федота Кирилл Столяров - Сергей Столяров Игорь Костолевский - Влюблённый в Соню Гурвич
  • Съёмочная группа Авторы сценария: Васильев, Борис Львович Ростоцкий, Станислав Иосифович Режиссёр: Ростоцкий, Станислав Иосифович Оператор: Шумский, Вячеслав Михайлович Художник: Серебренников, Сергей Александрович

Драпеко и Зайцева с режиссером фильма "А зори здесь тихие…" С.Ростоцким.



Книги, написанные Б.Васильевым.

  • А зори здесь тихие… (1969) Повесть
  • Были и небыли. (1977-1980) Роман
  • В списках не значился. (1974) Повесть
  • Вам привет от бабы Леры… (1988)
  • Великолепная шестерка. (1980) Рассказ
  • Ветеран. (1976) Рассказ
  • Вещий Олег. (1996) Ист. роман
  • Встречный бой. (1979)
  • Вы чье, старичье? (1982) Рассказ
  • Глухомань. (2001) Роман
  • Длинный день. (1960) Сценарий к фильму
  • Дом, который построил Дед. (1991)
  • Завтра была война. (1984) Повесть
  • И был вечер, и было утро. (1987)
  • Иванов катер. (1957) Повесть
  • Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда. (1998)
  • Князь Ярослав и его сыновья. (1997) Ист. роман
  • Летят мои кони. (1982)
  • Не стреляйте в белых лебедей. (1973) Роман
  • Неопалимая купина. (1986) Рассказ
  • Очередной рейс. (1958) Сценарий к фильму
  • Самый последний день. (1970)
  • Стучите и откроется. (1955) Пьеса
  • Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
  • Утоли моя печали. (1997)
  • Экспонат №
  • Скобелев, или Есть только миг… () Ист. роман - по хронологии и героям является ответвлением от романа "Были и небыли".

Экранизации произведений Б.Васильева:

  • «Очередной рейс» (1958)
  • «Длинный день» (1961)
  • «След в океане» (1964)
  • «Королевская регата» (1966)
  • «На пути в Берлин» (1969)
  • «Офицеры» (1971)
  • «А зори здесь тихие…» (1972)
  • «Иванов катер» (1972)
  • «Аты-баты, шли солдаты» (1976)
  • «Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
  • «Подсудимый» (1985)
  • «По зову сердца» (1986)
  • «Наездники» (1987)
  • «Заврта была война» (1987)
  • «Вы чьё, старичьё?» (1988)
  • «Я – русский солдат» (1995).
  • «А зори здесь тихие…» - телесериал, КНР, 2005

    Слайд 2

    “А зори здесь тихие...” - это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы - девушки, а командует ими старшина Федот Евграфович Васков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Васкову победить.

    Слайд 3

    Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет, так как с 14 летнего возраста он начинает работать. Федот Евграфович Васков (Андрей Мартынов)

    Слайд 4

    Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за “красного командира” в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц. Рита научилась ненавидеть и добровольно пошла на фронт, чтобы отомстить за мужа.У неё остается сын Альберт (Алик), о котором смертельно раненная Рита рассказывает Васкову и просит позаботиться о нём. Рита Осянина (Ирина Шевчук)

    Слайд 5

    Соня Гурвич - девушка из семьи доктора. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей. Соня Гурвич (Ирина Долганова)

    Слайд 6

    Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого воспитателей и учителей. Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник. Это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность Галя Четвертак (Екатерина Маркова)

    Слайд 7

    Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Лиза погибла самой первой. Она утонула в болоте, спеша за помощью. Лиза Бричкина (Елена Драпеко)

    Слайд 8

    Женя Комелькова (Ольга Остроумова) «Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведет, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет - заслушаешься.

    Слайд 9

    Все девушки трагически погибают. Повесть заканчивается письмом беспечного туриста, который узнаёт о том, что «здесь когда-то тоже воевали», и рассказывает о том что видел старика без руки, а с ним молодого парня по имени Альберт Федотович. Турист также пишет о том, что они установили памятник на могиле. «Я хотел помочь им донести плиту и - не решился.» И заканчивает он своё письмо такой фразой: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел». Эта повесть рассказывает нам о молодых девушках, которые по зову сердца пошли на фронт и погибли ради того, чтобы жили мы, следующее поколение.

    Слайд 10

Посмотреть все слайды



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней