Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий выездного концерта учащихся музыкальной школы. Сценарий концерта для детского сада "в мире музыкальных инструментов"

Музыкальный тайник
Данный материал можно использовать на уроках музыки, внеклассных мероприятиях. Формы проведения могут быть различными: утренник, праздник, концерт, родительское собрание, а так же как элемент классного часа. Цель мероприятия: воздействие на эмоции и чувства детей, слушателей; возбуждение интереса к музыке (не только как к учебному предмету); воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувства прекрасного.

Для проведения мероприятия необходимо:

1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева;

2. стихотворения о музыкальных инструментах;

3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов.

Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках.

Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой.

Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.

Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней…

Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов…

Флейту изобрела воинственная богиня Афина…

Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Ученик.

Это было не помню когда.
Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил,
Сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды,
Собирал лесные плоды
И одежду из шкур носил,
Свой костер ни на миг не гасил,
И когда сидел у огня
После долгого трудного дня,
То всегда напевал одно:

Шел однажды он вдоль реки,
У которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег
В руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках –
Вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету
И тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И играл на тростинке одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву-
Мертвый зверь упал на траву,
Было слышно, как пела едва,
Чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И звенел тетивою одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он лесом сквозь бурелом.
В ствол поваленный с круглым дуплом
Человек застучал что есть сил-
Гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна
Середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола
Он упругою кожей вола,
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И стучал в барабан свой одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Проходил за веком век,
И могучим стал человек:
Он построил себе города,
Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел,-
Но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих,
И ударных своих, и своих духовых,-
Песню ветра, воды и огня,
Песню ночи и песню дня,-
Эй, все вместе споем заодно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!"

Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде?

ЛИРА

(Рисунок с изображением инструмента )

Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.

Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей.

Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины.

Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.

Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион?

АРФА
(Рисунок инструмента, можно использовать видео, со звучанием арфы )

Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом.

Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи.

В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.

Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.

С. Городецкий

Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда.

Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент.

Вопрос: Как называется этот инструмент?

СКРИПКА
(Звучит скрипка )

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь скрипка.

Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Ведущий. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок.

В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Вопрос: Назовите фамилию знаменитого скрипичного мастера.

СТРАДИВАРИ
(Портрет мастера )

Ведущий. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на легчайшее движение смычка новыми красками.

Ведущий. Этот инструмент – принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины.

А клавиши!

Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуристом.

Вопрос: Как называется этот музыкальный инструмент?

КЛАВЕСИН
(Рисунок клавесина )

Ученик. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца!

Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью.

Увы, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась.

Ведущий. На смену пришел другой музыкальный инструмент. Кто знает, как он называется?

Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”, а слово “пиано” - “тихо”. Музыкантам важно это свойство нового инструмента издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише.

Ученик. Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему скрипач Андреев, он страшно рассердился.

Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, чтобы делать из него благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое – то, а не инструмент!

И рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью.

Вопрос: Какой же инструмент предложил Иванову сделать Андреев?

БАЛАЛАЙКА
(Звучит балалайка, рисунок )

Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему, скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство.

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить русские народные инструменты.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!

Игорь Кобзев

Смокотина Елена Владимировна , учитель музыки

Сценарий музыкальной гостиной

«В стране музыкальных инструментов»


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом обучающиеся объединений музыкально-художественного отдела.

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, является голос.

Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь - нужно долго учиться.

И вот сейчас Брехова Настя исполнит песню «Кукушка»

Музыкальный номер

- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения.

Давайте послушаем « » в исполнении Мендеева Г. П.

- Теперь подошла очередь для удивительного инструмента - инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе - высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы - белые. Педаль. А зовут меня…….
(рояль).
- Слово рояль означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру - пианино. А общее название этих двух инструментов- фортепиано.

300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано.

(Итак, на сцене одна из самых юных участниц нашего концерта)

Звучит фортепианная пьеса (дети Фадеевой И. Н.)

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны

Мотив звучит издалека – поет про ветер шумный,

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив – ему названье …скрипка.

Скрипка - струнно - смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Струнный - потому, что у него есть струны. А смычковый – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

Скрипка один из важнейших инструментов современного симфонического оркестра.

Ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Скрипка является сольным инструментом с XVII века.

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы.

Давайте скорее послушаем, как она звучит.

Пьеса, исполненная на скрипке (Серкова Л. Е)

Сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

Посмотрите на нее (показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев.

Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

« Испанская красавица, всем нам очень нравится!» И сейчас мы услышим её звучание.

Музыкальный номер на гитаре (играет Косяков В. Г.)

А этот инструмент вы наверняка узнали. Это - балалайка!

Балала́йка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн - три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание - удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка - один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 60-70 см. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра.

Длина балалайки составляет от 60-70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII-XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Звучит дуэт балалаечников

Жалейка. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.

Послушайте, ребята, как звучит жалейка (Играет Мендеев Г. П.)

Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным.

И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении

вокально-эстрадного ансамбля «БравоБис» «Зажигаем звезды»

Музыкальный номер

Ноябрь 5th, 2015 admin

Павленко Оксана Анатольевна

Сценарий внеклассного мероприятия – музыкальной гостиной — для школьников среднего возраста на тему “Путешествие в мир музыкальных инструментов”

Цель: развитие познавательного интереса и творческой активности школьников.

Задачи: воздействие на эмоции и чувства детей, возбуждение интереса к музыке (не только как учебному предмету), воспитание эстетического вкуса, ознакомление школьников с различными музыкальными инструментами.

Оборудование: рисунки с изображением музыкальных инструментов, стихотворения о музыкальных произведениях, музыкальные инструменты.

Технология:

  1. Вступительное слово Хозяйки гостиной;
  2. Выступление учащихся – ведущих и чтецов;
  3. Музыкальная викторина «Какой инструмент звучит?»
  4. Выступление учащихся музыкального колледжа;
  5. Заключительное слово.

Хозяйка- Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады встрече с вами.

Сегодня все земные звуки

У нас в единый хор слились

И места нет хандре и скуке-

Ведь музыка вся наша жизнь!

Мы приглашаем Вас заглянуть в нашу музыкальную гостиную и окунуться в мир звуков и мелодий! У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения. В 1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводиться 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д.Д. Шостакович – великий композитор.

1-й Ведущий:

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать.

То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без нее прожить ни как нельзя!

2-ой ведущий:

Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Самый древней музыкальный инструмент – человеческий голос.

Звучит песня («Дорога добра» (муз. М. Минкова; сл. Ю. Энтина).

1-ый ведущий:

Постепенно люди заметили, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки. Удар камня об XX в. Камень может издавать четкий звук. Он хорошо поддерживает ритм танца. Натянутая тетива лука «поет даже от легкого прикосновения. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные – от камня, струнные – от поющей травы. Медные – от морской раковины, деревянные – от травинки. Предлагаем Вам совершить не большое путешествие в страну музыкальных инструментов.

2-ой ведущий:

Первая страна, в которую мы попадем – это страна Клавишных музыкальных инструментов. Отгадайте, какие музыкальные инструменты в ней живут.

Он стоит на трех ногах

Ноги в черных сапогах

Зубки белые, педаль,

А зовут его (рояль).

В стране клавишных инструментов живут пианино и рояль. 300 лет назад итальянский мастер Бархолио Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молотков извлекались как громкие звуки – форте, так и тихие – пиано. Поэтому инструмент получил такое название – фортепиано.

Исполнение на фортепиано (Э. Григ «В пещере черного короля») исполняет студентка Рудненского музыкального колледжа.

1-ый ведущий:

Пианино или рояль

С виду спутаешь едва ль –

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Все – и взрослые, и дети

Знают инструменты эти.

Исполнение на фортепиано (И. Гайдн «Соната» №11 ;1 часть)

2-ой ведущий:

Прежде чем мы познакомимся со следующим муз. инструментом, предлагаю отгадать загадку:

Его растятут – он толстеет

Его сожмут – он вмиг худеет,

На колене плачет,

А кто слушает его –скачет.

— догадались, о каком инструменте идет речь?

Правильно, это баян.

1-ый ведущий:

Исполнение на баяне «ОХ, полна моя коробушка» (р.н. песня) исполняет студент Рудненского музыкального колледжа. Поддержите наших исполнителей аплодисментами.

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой – клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,

Чтобы песня была неплоха,

Растягивать нужно меха,

Звучит синьор аккордеон,

Имеет нрав не робкий он.

Певучи звуки, громогласны,

Они торжественны, прекрасны.

Исполнение на аккордеоне.

(«Полет шмеля» Римский –Корсаков) исполняет студентка Рудненского музыкального колледжа.

2- ой ведущий:

Вторая страна, в которую мы с вами попадем – это страна Духовных инструментов. В этой стране живет флейта. Этот инструмент самый древний, ему около 4 000 лет. Предшественником флейты был пастуший рожок и дудочка.

Исполнение на флейте (!Шутка» И.С. Бах) исполняет студент РМК.

В этой стране еще живут труба, флейта, кларнет, саксофон. Как вы думаете, почему эти инструменты назвали духовными? Потому что в них можно дуть. И воздух заставляет звучать эти инструменты.

1-ый ведущий

Следующая страна, в которую мы попадаем – страна струнно-смычковых инструментов. Струнные – потому, что у них есть струны. А смычковые – потому, что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

2-ой ведущий

Самый женский и певучий,

Узнаем мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята

Инструмент волшебный… (Скрипка).

1-ый ведущий

Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий. Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари. Скрипка Страдивари очень ценятся. Секрет приготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились и до наших дней. Только самые лучшие исполнители получают право на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

2-ой ведущий

У каждой скрипки есть смычок

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведет,

И плачет скрипка, и поет.

Давайте скорей послушаем, как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

1-ый ведущий

Исполнитель этот юный

С нотной грамотой знаком

И по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. Это ученица 3 «Б» класса нашей гимназии Степанова Мила («Ария» Г.Перселл).

2-ой ведущий

Отправляемся в следующую страну – страну Струнных музыкальных инструментов. Сейчас мы попадаем в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времен соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приемах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

1-ый ведущий

Этот струнный инструмент

Зазвучит в любой момент

И на суене в лучшем зале

И в походе на привале

Шестиструнку – чужестранку

Романтичную испанку,

Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

И нагруженный турист.

Из всех инструментов нового времени гитара самая старая. Она известна с XIII века. Она имеет плоский корпус и Формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем, как звучит этот инструмент.

Исполнение на гитаре («Милая моя» музыка и стихи Ю. Визбора). Исполняет ансамбль гитаристов Рудненского музыкального колледжа

2-ой ведущий

А сейчас я познакомлю вас с казахским народным инструментом – домброй. У домбры грушевидный корпус, есть шейка, колки и 2 струны. Звук извлекается при помощи пальцев – щипком. Инструмент по тому и называется струнно-щипковым.

О домбра, почему твоя песнь грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина (К. Аманжолов).

Исполнение на домбре (кюй «Аксак кулан») исполняет студент РМК

Хозяйка: А теперь, ребята, послушайте легенду, связанную с кюем «Аксак кулан», который вы сейчас услышали. Аксан-кайгы, объехав весь свет, рассказывал Жаши-хану о виденных чудесах. Сын Жаши-хана, слушая Асана-Кайгы, не поверил, что в местности Сарыуал есть огромное стадо куланов, на которых никто не смеет нападать. Молодой сын хана взял с собой 40 джигитов и отправился искать необыкновенное стадо куланов. Когда охотники достигли указанной местности, они действительно увидели бесчисленное стадо спокойно лежавших куланов. Но не успели охотники приготовиться к охоте, как вышел из стада вожак – Аксак кулан. Он громко фыркнул, ударил копытом по земле, и в тот же миг густой черный туман окутал все вокруг. Сквозь туман услышали джигиты страшный голос, который приказал куланам топтать тех, кто одел красную накидку и бежать мимо осторожных охотников. Когда туман рассеялся, 40 джигитов увидели, что нет ни куланов, ни сына хана. Стали они искать и нашли только один мизинец молодого хана. Тело сына хана растоптали куланы, смешав его с землей. Далее легенда повествует о том, как старший домрист Кем- Бука с помощью домбры известил Жаши-хана о смерти сына и как жестокий хан приказал бросить музыканта дракону. В этой легенде все необычно, но если отбросить сказочные элементы, то окажется, что в основе сюжета лежит древнейший охотничий обычай, запрещающий охоту на священных животных. Молодой хан нарушил запрет на куланов, и животные отомстили ему.

Хозяйка:

1) Перечислите, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, флейта, гитара, домбра).

2) Какой из инструментов вам более всего запомнился?

3) Какой из инструментов вам более всего близок и понятен по звучанию?

4) Какие из прослушанных вами произведений вам более всего понравилось, запомнилось?

5) Опишите эмоциональное настроение понравившегося вам произведения.

6) Как часто слушаете вы различную музыку в живом исполнении?

7) К каким инструментам относится фортепиано? (клавишный).

8) К каким инструментам относится баян? (клавишный).

9) К каким инструментам относится аккордеон? (клавишный).

10) К каким инструментам относится флейта? (духовные).

11) К каким инструментам относится скрипка? (струнные, смычковые).

12) К каким инструментам относится гитара? (струнный)

13) К каким инструментам относится домбра? (струнно – шипковый)

14) Назовите самый уникальный, абсолютно неповторимый инструмент, которым каждый человек наделен от рождения? (человеческий голос).

15) Что больше всего понравилось вам в нашей сегодняшней музыкальной гостиной?

1-ый ведущий:

Музыка – чудесная работа

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.

2-ой ведущий:

Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаться, урча,

Или трепетать травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.

1-ый ведущий:

Тот, кто знает и умеет,

Тот приносит счастье в каждый дом.

Постарайся сделать скорее

Добрым музыкантом – колдуном,

Хозяйка:

Вместе с музыкой можно радоваться, грустить, а можно узнавать что –то новое! Надеемся, что эта встреча с музыкой найдет отклик в ваших сердцах. До новых встреч!

Заключение:

  1. Обсуждение гостиной с творческой группой., участвующей в подготовке и проведении мероприятия.
  2. Просмотр фотографий, сделанных в процессе проведения музыкальной гостиной.

Результативность:

Юный исполнитель

– учится работать в коллективе.

– приобретает навыки общения со сверстниками.

– узнает об истории возникновения музыкальных инструментов.

– получает представления о богатстве музыкального инструментального и песенного искусства.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете (для дошкольных учреждений)

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в гости к вам пришли ученики и преподаватели школы искусств. Мы покажем вам музыкальные инструменты, на которых учимся играть на уроках в нашей школе, и расскажем истории их возникновения.

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг, ветров. Например, древние греки, приписывали Гермесу изобретение лиры, его сыну – лесному демону – флейты Пана, богу грома и молнии Перуну – лютни. Древние люди чтили предков и поклонялись богам.

Но на протяжении столетий музыкальные инструменты менялись также, как и мировоззрение человека, инструменты совершенствовались руками людей, которые были творцами и хранителями лучших музыкальных инструментов.

Созданные народом – народные инструменты, дошли до нас в несколько изменённом виде, например, русская балалайка. Познакомят вас с ней наши ребята.

С. Николаев «Полька» исп. Потемка Даниил и Тимиров Никита.

Ведущий : Самым молодым народным инструментом является баян. Название появилось не так давно в честь легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. Прослушайте на баяне пьесу в обработке Михаила Мильмана.

«Песня» исп. Колесников Илья

Ведущий : Спутником Великой Отечественной войны стал очень красочный по звучности инструмент – аккордеон. С того времени его тоже считают поистине народным, самобытным инструментом.

Е. Ботяров «Кадриль» исп. Новик Евгения

Ведущий : А сейчас вы услышите инструмент, который называют универсальным. Он может передавать все музыкальные звуки: высокие, средние и низкие, его называют струнным ударно-клавишным инструментом. Натяжение струн составляет…20 тонн! Очень точно об этом «великане» написал детский писатель Сергей Волков:

«Рояль много клавиш имеет и струн.

У каждой струны - молоточек- игрун.

У клавиш два цвета – чёрный и белый.

Каждый ученик на рояле играет умело.

А по – другому рояль зовут странно, чудно, не понятно –

Фортепиано.

И пианино так называют:

Форте – громко обозначает,

А пиано – тихо, тихонько.

Клавиш коснись рукою легонько.

Слышишь? Рояль начинает играть…

Тихо и громко он может звучать!»

Ф.Шуберт «Вальс» исп. Артеева Софья

Ведущий : Флейта…. О том, насколько это древний инструмент рассказывает античная история: «Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашёл тростниковую флейту. Он поднял её и вскоре научился так хорошо играть, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий даже вызвал на состязание покровителя музыки Аполлона. Флейта издавала дивные звуки полей и лесов. Флейту не сравнить, конечно, ни с роялем, ни с гитарой, ведь она, как и все духовые, может сыграть только одноголосную мелодию. Но можно ли представить музыку без её прекрасного звука, от которого веет свежестью и весной?

А. Александров «Ария» исп. Чердынкин Евгений

Ведущий : Сейчас вы услышите инструмент, который по звучанию похож на человеческий голос или пение певца. Это, вы правильно подумали, скрипка. Человек со скрипкой уже давно стал символом серьёзной музыки. Все знают великого Паганини, сумевшего сыграть на одной струне вместо четырёх, когда недоброжелатели разрезали струны перед концертом; а также все знают скрипки итальянского мастера Страдивари, за которыми охотится весь криминальный мир и созданы на телевидении детективные сериалы с похищениями и находками.

Й. Гайдн «Анданте» исп. Канипов Айдар

Ж.Металлиди «Ночью к нам приходит сон» исп. Канипов Айдар

Четчасова Варвара

Подорова Дарья.

Ведущий : Продолжит нашу программу гитара – идеальный солист и концертмейстер. Мы услышим пьесу с характерными народными интонациями и классическую, западно-европейскую музыку. Такие разные по характеру произведения можно играть на гитаре!

В. Моцарт «Аллегретто» исп. Мельник Игорь

«Шоро»

Ведущий : Дорогие ребята! Наше знакомство с музыкальными инструментами подходит к концу. В заключение вы услышите фортепиано в ансамблевом исполнении.

Ж.Металлиди «Слон» исп. Бану Виорика и Белова Анна

Ведущий : Дорогие ребята, уважаемые зрители, коллеги! Надеемся, выступления наших ребят вам понравилось. Вы узнали много нового и интересного. Пусть этот концерт останется в вашей памяти, а может кто-то из вас захочет научиться играть на том или ином инструменте. Мы будем рады увидеться с вами в стенах нашей школы искусств. Спасибо вам за внимание, до новых встреч!


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней