Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема татьяна русская душа онегин. Презентация на тему: "И снится чудный сон Татьяне…

Роман «Евгений Онегин» — главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, искреннюю речь одного из лучших своих современников. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, в которой «отразился век и современный человек изображен довольно верно».

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают внимание читателя. Онегин и Татьяна. В образе Онегина Пушкин открыл нам тип молодого человека 20-х годов XIX века. Однако В. Г. Белинский видел «подвиг... автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Татьяна — любимая героиня Пушкина, он много раз подчеркивает свои симпатии к этой очаровательной девушке, которой дал простое русское имя Татьяна. Лишая героиню яркой и броской внешности («Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей»), Пушкин подчеркивает внутреннюю красоту, богатый духовный мир Татьяны, гармонию ее личности. В ней нет жеманности, того искусственного налета, которые получали девушки, воспитанные в «свете». Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливаясь по окрестностям усадьбы. Татьяна любит читать, она читает иностранные романы, но снятся ей русские, даже простонародные сны. И это тем более удивительно, что Татьяна «выражалася с трудом на языке своем родном», а письмо Онегину пишет на французском.

Пушкин много раз подчеркивает «русскость» Татьяны. Она религиозна, верит в приметы и гаданья. Конечно, это влияние ее няни-старушки, простой русской женщины, воспитывающей девушку. И не только потому, что носит русское имя, любит русскую зиму и верит «преданьям простонародной старины». Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания при луне, «жеманный кот», накликающий своим мурлыканьем гостей в дом, загадывание желания при виде падающей звезды и, наконец, картины русских святок. Благодаря Татьяне в роман входит сказочный русский фольклор. Томной и слабенькой дворянской барышне во сне помогает добрый гений русских сказок — Михаил Иванович Топтыгин. Татьяне снится бесовская шальная нечисть, которую позже выведет в своих первых повестях молодой Гоголь. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской по несбыточному счастью... Любя зиму, Татьяна и во сне видит «будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена».

На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит глазами Татьяны. Если бы не Татьяна, мы никогда не услышали бы и лукавой и озорной «песни девушек». Материал с сайта

Оказавшись после замужества в высшем свете, Татьяна по-прежнему «беспечной прелестью мила». Эта прелесть не внешняя — в любой обстановке Татьяна чувствует себя естественно, потому что она богатая и цельная натура. Она хорошо усвоила урок, преподанный ей Онегиным, и научилась «властвовать собой». Внутренний огонь сжигает ее, но Татьяна никогда не даст ему вырваться наружу. Прекрасные и драматические слова Татьяны в финале романа могли бы повторить многие героини русской литературы. Они станут эталоном поведения русских женщин: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

А на вопрос, поставленный в теме сочинения, однозначно ответить невозможно. Недаром ведь Пушкин, говоря о Татьяне, что она «русская душою», добавляет: «сама не зная почему»...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пушкин татьяна русская душа
  • татьяна русскою душой
  • почему автор пишет, что татьяна «русская душою»?
  • татьяна русская душою доказать
  • сочинение по литературе "татьяна русская душою"

Роман «Евгений Онегин» критики-литературоведы характеризуют как «энциклопедию русской жизни», в которой показаны быт и культура русского народа в их взаимосвязи с барской жизнью XIX века. В статье представлен анализ образа Татьяны Лариной как носительницы народной культуры, дан вариант ответа на вопрос, почему Татьяна русская душою.

Портрет русской женщины

Татьяна Ларина родилась и выросла в семье поместных дворян, которые чтили народные устои, но не отказывались и от веяний времени (мама героини зачитывалась романами европейских романистов). Пушкин, создавая образ молодой девушки, ставил перед собой цель в ее лице представить портрет русской женщины. Портретирование начинается уже с выбора имени для героини. Имя Татьяна редко встречалось среди дворянской знати того времени, так называли девочек из крестьянских семей, это простое народное имя.

Образ девушки не поражает своей яркостью. Пушкин показывает, что ее сила не во внешней красоте, а во внутреннем мире, в глубине. Воспитала Ларину крепостная няня в атмосфере простонародного быта, приучила к страшным рассказам на ночь, научила верить в гаданья, приметы, предсказания луны и вещие сны.

Фольклорные черты

Сон, который приснился Лариной накануне ее именин, был о национальных мифологических чудовищах, о медведе, спасшем ее. Это тоже характеризует героиню как носительницу простонародной культуры. Сон напоминает страшную сказку: героиня попадает на заснеженную поляну, она должна преодолеть мост, который сулит гибель.

Испытания - это лейтмотив сказок, все главные герои сказок проходят испытания, тогда их ждет награда. Сон девушки показывает, что сама испытание она пройти не может, ей помогает медведь. Можно предположить, что по сюжету романа это животное символизирует будущего мужа-князя, который станет опорой Татьяны.

С образом Лариной связана вставка в роман русской народной песни. Песня девушек - еще один аспект народного быта, описанный Пушкиным. Сбор ягод с барских кустов занимал много времени у молодых незамужних крестьянок. Помещиками был придуман способ, который позволял контролировать честность этой работы (отсутствие воровства) - девушки должны были петь народные песни, тогда они не смогли бы жевать. Образы крестьянок, которые появляются в романе, перед объяснением Татьяны и Евгения, помогают понять читателю, что происходит в душе героини. Она ощущает себя простой девушкой без каких-то жеманных или кокетливых манер.

Устная речь Лариной живая, разговорная, в ней встречаются просторечные элементы (тошно, нужды).

Как и многие дети русских помещиков, Татьяна плохо знала все тонкости письменного русского языка, поэтому письмо Онегину она составляет на французском языке. Отсутствие прочных навыков владения письменной формой родного языка - еще одна национальная черта русского народа.

Ларина любит русскую зиму с ее народными забавами (катания на санях). Автор подчеркивает, что героиня и природа - это единое целое, описания природы в романе сопровождают повествования о Татьяне. Молодая девушка описывается через эпитеты зимней природы - зимняя, холодная, морозная. Во сне она тоже видит снежную природу, идет по снежной поляне.

Светская дама

Ларина становится женой князя, хозяйкой салунов, которые посещают многочисленные гости. Здесь образ русской женщины Пушкин дополняет чувством собственного достоинства, умением держать себя в свете. Героини чужды разговоры и сплетни светского общества, она чувствует себя одинокой среди многочисленных поклонников и мнимых друзей.

Финальная встреча с Евгением Онегиным характеризует Ларину как женщину верную супружескому долгу, честную, какой она была и до замужества. Ни титул, ни деньги, ни та трагедия, которая произошла в жизни, не изменили ее представление о чести и совести, скорее закалили характер.

Фраза «Татьяна, русская душой» стала афоризмом известным во всем мире, но примечательно то, что Пушкин уточняет, что Ларина «сама не знала» ответа на вопрос, «почему любила русскую зиму…». Статья поможет наметить план ответа на вопрос, в чем смысл этой фразы, и написать на тему сочинение «Татьяна русская душою».

Тест по произведению

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина. Русская душою, она вызывает искреннюю симпатию читателей, да и сам автор горячо восклицает: "...я так люблю Татьяну милую мою!"

В чём же поистине магическая притягательность образа этой героини?

Литературная эпоха, в которую создавался роман "Евгений Онегин", была перенасыщена образами жеманных барышень, изъяснявшихся исключительно по-французски и мечтающих о благородном незнакомце. Внешность этих героинь описывалась по определенному шаблону: выразительные голубые глаза, белокурые локоны, стройный стан. Тем необычнее на фоне их выглядит провинциальная Татьяна, самое имя которой настолько нестандартно на страницах романа, что Пушкину даже пришлось оправдываться: "Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно..." Кроме того, он сразу признается: "Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной Не привлекла б она очей" − и это тоже нехарактерно для главной героини.

Татьяна воспитывалась в традиционной семье, в провинциальном поместье, её родители и сестра − вполне заурядные люди, довольные своей жизнью и не претендующие на звание обладателей неординарной души. Поэтому вполне объяснимо, что она, умеющая тонко чувствовать и размышлять, "в семье своей родной казалась девочкой чужой" и с детства искала отдушины в книгах. Так формировалась романтическая сторона её характера: не имеющая жизненного опыта, юная Татьяна мерила Евгения мерками, почерпнутыми из французских сентиментальных романов. С другой стороны, огромное влияние на формирование её души оказала няня-крепостная, образ которой так любовно выписан поэтом. Именно ей Татьяна обязана глубоким знанием народных примет, сказаний, даже суеверий. Именно ей она впервые открывает свою душу, признавшись в любви к Онегину. Именно ей барышня, воспитанная на сентиментальной литературе, обязана тем щемящим и глубоким чувством, которое появляется в её душе при звуках народных песен, при виде первого снега и исконно русского пейзажа.

Неординарность характера Татьяны, его открытость и прямолинейность проявляются и в том, что она решает первой открыться в своих чувствах Онегину, пишет письмо, в котором чудесным образом переплетается напускное книжное влияние и живое искреннее чувство. Судить о силе духа Татьяны мы можем и по её поведению во время холодной отповеди Евгения: она приняла её с достоинством, неслыханным для 17летней девушки.

Позже Онегина, встретившего в высшем свете уже замужнюю Татьяну, поражает разительная перемена, произошедшая с ней. Но так ли она изменилась? Вряд ли. Высокое положение в свете, богатство не радуют её, она душой по-прежнему там, в милой сердцу деревне, среди книг и природы, она по-прежнему любит Онегина. Но долг свой перед мужем, перед своей честью она не нарушит. И в сцене последнего объяснения с Евгением явно заметно её душевное превосходство, глубина и цельность натуры настоящей русской женщины.

Пушкин неоднократно признавался, что образ Татьяны Лариной является собирательным, в том числе он совмещает в себе черты прекрасных знакомых поэта - жён декабристов. Он создал идеальный образ настоящей русской женщины, каким видел его. Этим и объясняется жизненность и неувядающее обаяние главной героини романа "Евгений Онегин".

Среди всех действующих лиц романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна занимает особое место. Автор называет её милым идеалом, признаётся, что выделяет её: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Пушкин объясняет это тем, что она выше многих других представительниц дворянского общества по своим духовным качествам, характеру, уму. Воспитанная на фоне деревенской природы, она гармонично развивала свой внутренний мир. Татьяна много читала, размышляла в уединении, общалась с добрыми людьми, слушала народные песни и сказки няни, научилась любить природу.

Главная героиня отличается не только добрым нравом, прекрасным воспитанием, но и доверчивостью, искренностью, прежде всего. И это не провинциальные черты, а качества русской души, которые трудно уберечь в шумном свете, где барышни хорошо усвоили уроки французского и вообще европейского этикета. В естественности и простоте, в умении держаться с достоинством, но без высокомерия мы видим главное отличие Татьяны от столичных кокеток, способных играть, лицемерить, интриговать или злословить. «Русская душою», она и в высшем свете останется верна милым её сердцу привычкам, тоскуя по дорогому ей миру провинциальной жизни, по возможности общаться с родной природой.

Татьяна, как было принято в те времена, читает и пишет не на русском, а на французском языке, но это не мешает ей оставаться русской в соблюдении традиций, в любви к народным песням, к русской культуре, к природе. Наверное, Пушкин хотел подчеркнуть, что сохранить самобытность, верность национальному характеру позволяет не только жизнь в деревне, но и близость к народу. Ведь Татьяна общается с няней, крестьянская мудрость и талантливость которой могли оказать влияние на воспитание лучших качеств в характере героини. Отсюда и уверенность Татьяны в необходимости честного разговора с человеком, которому она хотела бы «вверить» свою судьбу. Да, она знала жизнь в основном по книгам, не имела опыта, не представляла трудностей, какие ждут её в столичном обществе, но она хотела строить будущую семейную жизнь по любви, а не по расчёту. В письме она сообщает, что именно таким, похожим на Онегина, она видела своего суженого:

Ты в сновидениях мне являлся,
Незримый, ты мне был уже мил…

Её сердце жило ожиданием встречи с тем человеком, который поймёт, оценит, полюбит, станет другом на всю жизнь. И, встретив Онегина в деревенской глуши, почувствовав в нём необычного человека, Татьяна безоговорочно, безудержно отдаётся своей первой и, как выяснится позже, единственной любви. Её письмо к Онегину поражает силой чувства, смелостью юной провинциалки, способной признаться в любви, стать инициатором в любовных отношениях, что считалось в девятнадцатом веке неприемлемым для женщин. Автор же не осуждает свою героиню, а жалеет, сочувствует ей, объясняя её порыв неопытностью, чистосердечием, доверчивостью девушки, полюбившей человека, который не оценил в ней главных достоинств: отсутствие фальши и способность любить самоотверженно, глубоко, сильно и навсегда.

Образ Татьяны на протяжении всего романа подвержен эволюции, становится всё более привлекательным и значительным. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души остаётся прежней. Она готова променять «ветошь маскарада» на сельское уединение, на простоту человеческих отношений. Её утомляет несносный вздор, который занимает светских дам. Блеск, мишура и пустота праздной жизни угнетают Татьяну, ей хотелось бы вырваться из этого круга.

Человеку свойственно ошибаться, и Татьяна не исключение. Она дважды ошибалась в своих выводах об Онегине, но в главном остаётся верна себе: предать человека, сделать ему больно она не может. В ответ на признание Онегина любимая героиня Пушкина отвечает: «Я другому отдана и буду век ему верна».
В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил лучшие черты своих современниц: добропорядочность, честность, искренность, благородство, доброту, высокую духовность – всё то, что ценится в человеке во все времена. Отличительные особенности этого образа появились в результате художественного открытия автора. Уже само имя героини говорит о её близости к народу: Татьянами дворянок не называли, такое имя могли иметь простолюдинки. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не раз обнаруживал симпатию к главной героине, сохранившей национальные корни, не забывшей родного языка, традиций и обычаев своего народа. Автор отмечает, что «Татьяна (русская душою) любила русскую зиму» и зимние праздники. Она, как и многие девушки,

Верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Близость к народу способствовала формированию самобытного национального характера, черты которого с таким восхищением рисовал Пушкин. Создавая образ Татьяны, Пушкин высказал своё мнение, что лучшими среди дворян могут быть те, кто верен духовным ценностям русского народа, кто сохранил национальные черты, традиции, культуру и язык. Вот поэтому Татьяна, с её русскою душою, и является любимой, идеальной героиней А.С.Пушкина.

Рецензии

Зоя, добрый вечер.

Спасибо большое за прекрасную статью.

Когда я читал "Евгения Онегина", помню, что ловил себя на мысли, что Пушкин очень любил свою героиню Татьяну. Это отношение, эта любовь чувствовалось в строчках. (Схожее отношение автора, я улавливал у Льва Толстого по отношению к Наташе Ростовой в "Войне и мире").

Образ Татьяны прописан Пушкиным с любовью и очень отчетливо, мастерски.

Прочитав Вашу статью по Татьяны Лариной, я увидел детали объяснения такого отношения к героине: что выделял Пушкин, что было ему дорого, что хотел он показать.

И ведь это, действительная красота русской души, женской души, которая умеет любить, верить искренне в чувства, верна традициям своего народа, и при этом образована, добра, понимает и другие культуры (умеет общаться по-французски, понимает эту культуру). Она созидательна, не разрушительна. Да и просто - мила.

Этим проникаешься, и это чудесно. Вот она - великая и милая, не выпячивающаяся, но достойная, созидательная и добрая, русская женская душа. Какая красота в ней! И как она воспета!

Спасибо большое, Зоя. Просто прекрасно. В свое время очень много знал из "Онегина" наизусть, гораздо больше, чем задавали в школе. Это песнь песней!

Вам доброй субботы, отличного настроения и всех благ.

Игорь, добрый вечер!
Вы меня очень порадовали своим восприятием образа Татьяны. Особенно здорово, что наизусть учили много! Я тоже в школьные годы (да и позже) около половины романа знала наизусть, так как легко всё запоминалось и хотелось именно пушкинскими стихами говорить.
Спасибо за добрые слова.
Всего самого лучшего, Игорь!

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.





Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна... Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.


Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла и что ж? медведь за ней!


Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет И на порог ее кладет.



…За столом сидят чудовища кругом: Одни в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот… Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конской топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.




Мое! сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась...




Недвижим он лежал, и странен Был томный мир его чела. Под грудь он был навылет ранен; Дымясь из раны кровь текла. Тому назад одно мгновенье В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь, Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окны мелом Забелены. Хозяйки нет. А где, бог весть. Пропал и след.



В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. «Ну, что ж? убит», решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Зарецкий бережно кладет На сани труп оледенелый; Домой везет он страшный клад. Почуя мертвого, храпят И бьются кони, пеной белой Стальные мочат удила, И полетели как стрела.


Итак, слово-символ в контексте сна - многозначная семантическая структура, значения которой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора, во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрывать душевное состояние и будущее сновидца.


Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину, «мечтанье страшное», предвосхищение спасения. Избавления от влияния сил темных и непонятных ценой гибели души чистой, неискушенной, непорочной.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней