Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виктор Кротов - Личности. Очерки об интересных людях

Как написать очерк

«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»

К. Паустовский

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира . Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине . Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка - писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Обратите внимание:

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина"). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Полезные советы:

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).

С помощью чего достигается очерковость текста?

Во-первых , документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых , предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих , данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм - присущая черта очерка.

В-четвертых , огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

1. Проблема

Портретный очерк - это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача - увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем - частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой - образ - проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

9. Оценки

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача - ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

8. Владение русским языком

Критерий

Требования к конкурсанту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

Грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

Ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка

Владение русским языком

Орфографическая и пунктуационная грамотность
Владение нормами русского языка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связанность изложения своих мыслей
Использование средств художественной выразительности
Соответствие стиля жанру
Индивидуальность стиля


Я недолго думала, о ком мне писать в этом сочинении. Обратив внимание на слова «интересный человек», сразу поняла, что буду писать про своего учителя, Сергея Петровича, который преподавал в художественной школе.

Это был статный мужчина лет сорока пяти, с густыми, коротко постриженными волосами, веселым лицом и крепкими руками и большими ладошками. Когда он улыбался, его глаза становились добрыми и даже начинали блестеть. Он улыбался, и все вокруг становилось радостным и приятным. Но иногда Сергей Петрович приходил хмурым и погруженным в свои проблемы, закрывался в подсобном помещении, не выходил и не отвечал на вопросы. Даже погода в эти дни хмурилась и подстраивалась под его суровый образ.

Сергей Петрович не навязывал нам приемы рисования, а большое внимание уделял тому, как правильно рисовать в тоне. На слова: «Научите меня рисовать лицо (или что-то другое)», он коротко отвечал: « Рисуй, как можешь». Наверное, именно поэтому наша группа имела большой успех в конкурсах, нежели другие. Он учил творить, а не подражать.

Иногда Сергей Петрович любил над нами шутить. Бывало такое, что кто-то из учеников забывал дома карандаш, зажим, черный маркер и так далее. Обращались к учителю, у которого, кажется, «запасы» ластиков и красок никогда не заканчивались. Но не думайте, что Сергей Николаевич отдавал это просто так. «Забываке» нужно было либо спеть песню на всю школу искусств, либо рассказать стихотворение, либо станцевать танец. И все это нужно было делать старательно, как настоящий артист.

Любил он подшучивать, но и мы не оставались в долгу. Однажды написали ему письмо, то есть написал его Мишка (у него был самый взрослый почерк из всей группы), якобы от тайной поклонницы. Подложили письмо под дверную щель вместе с угощением. В этот день Сергей Петрович был особенно добр к нам и даже продлил перемену. Мы подумали, что он поверил в нашу выдумку, и еще долго над ними смеялись. Но потом запыхавшаяся Катька показала нам свою находку, найденную на столе в учебном кабинете. Мы с нестерпимым любопытством и безудержным хихиканьем стали раскрывать ответное письмо.

Здесь же было написано старательно и аккуратно. В письме Сергей Петрович сообщил о том, что ему приятно слышать нежные слова и заботу о нем, поблагодарил за угощение, а так же упомянул и о нас, какие мы послушные и талантливые дети. Так как к письму прилагалось еще восемь конфет, а в группе нас тогда было как раз восемь, все стало предельно ясно.

После этого мы долго не могли смотреть ему в глаза (было стыдно), но именно за это время Сергей Петрович стал нам почти родным отцом.

К сожалению, он недолго пребывал в положении нашего любимого «второго отца». Его позвали работать в другой город, но я до сих пор с особой нежностью вспоминаю этого талантливого человека и те счастливые времена.

Переведенцева Виктория,

ученица 8-го класса.

Как написать биографический очерк
Сбор информации Отражение по информационному Написать Биографический очерк Пересмотреть Биографический очерк Биография рассказывает о характере человека, жизни и достижениях. Биографический очерк короче и гораздо более конкретными. Эскиз должен предоставить читателям основную информацию о человеке, и дать им чувство характера человека. Биографический очерк может быть написана, чтобы дать людям больше информации об исторической фигуре, или предоставить некоторую информацию о себе, карьере инструмент для трудоустройства. Следуйте этим простым шагам, и вы будете на пути к написанию звездной биографический очерк о ваших собственных.

Читайте другие биографические очерки, прежде чем начать свой собственный. Это даст вам более полное представление о ремесле.
Если вы пишете биографический очерк о себе, вы должны попробовать, чтобы не переходить лимит слов более чем на несколько слов. В противном случае, ваши потенциальные работодатели будут думать, что не знаю, как следовать указаниям или быть кратким.

Несколько слов о себе. Внешне я не слишком отличаюсь от остальных шести с половиной миллиардов человеческих особей, населяющих нашу планету и ста сорока двух миллионов сограждан, живущих в нашей стране.

Смею надеяться, что и внутренне – тоже. Во всяком случае, я проделал примерно тот же путь в социальном смысле, что проделывают и почти все остальные.

Восьмилетнюю школу закончил в родном посёлке, после чего осваивал программу десятого и одиннадцатого классов в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в городе Полысаево. Навыки самостоятельной жизни вдали от дома принесли пользу – интернат помог адаптироваться и пройти социализацию, а кроме того позволил приобрести первичные навыки жизни в социуме.

Дальше – юридический факультет Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, который был окончен с синим дипломом. Однако работу по специальности и по душе не нашёл. Но, тем не менее, именно эта – гуманитарная – специальность сыграла окончательную роль в формировании личности и оформлении сферы интересов, хотя стихами и литературой я увлекался и раньше. Стихами – с 12 лет, а литературой – сколько себя помню.

Ещё будучи ребёнком, интересовался природой, любил животных. Однако, по мере взросления, акценты интересов и склонности сместились в сторону социально-политических и общественно-философских проблем и вопросов. Не последнюю роль в этом, смею надеяться, сыграла и дата моего рождения. Точнее – её звёздный знак. Дело в том, что Козерог – знак земли, что очень влияет на характер тех, кто родился под этим знаком. Эти люди уделяют большое внимание «земным» вопросам – то есть, материальному миру.

Поэтому-то большинство моих стихов и посвящены каким-то злободневным темам, в них мало возвышенного и, собственно, поэзии как таковой, в классическом понимании этого слова. Это, скорее, даже не поэзия, а рифмованная публицистика, что, по мнению таких людей, как Б. Бурмистров, А. Рулёва и С. Кадыров, – разные вещи и, как правило, не очень совместимые.

Однако, я продолжаю ещё изредка рифмовать, хотя испытываю куда большую тягу к прозе и, как уже отмечалось выше, к публицистике. Хотя это и не помешало мне принять участие в первом областном фестивале самодеятельных поэтов «Пишу своим сердцем», который состоялся 26 мая 2010 года в городе Кемерово и проводился под эгидой Всероссийского Общества Слепых, в котором на тот момент я ещё состоял.

Вместе с тем, никогда нигде не публиковался – не случилось. Хотя, на массу всего сочинённого мной графоманского мусора можно найти пару-тройки стихотворений, которые мне лично безусловно нравится.

В первую очередь, это хокку. Потому, что при их сочинении затрачивается уйма времени и сил, а результат того стоит. Потому, что хокку – это гармония формы и содержания, лаконичность изложения и при этом – полнота выражения мысли. Потому, что это красиво и сдержанно.

Помимо хокку, к таким стихотворениям можно отнести современную интерпретацию и трактовку классиков и классики – поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказов, сочинённых Толстым для крестьянских детей. Такой интерес вполне объясним – классикой я начал интересоваться ещё со школьной скамьи.

Кроме того, к любимым стихам могу также отнести «Чёрный», «Что? Где? Когда?» и «Кремлёвскую ёлку», а также некоторые другие.

Помимо сочинений «для души», то есть – для себя, изредка сочиняю «по заказу». Так, иногда приходилось сочинять по необходимости – например, в процессе участия в туристической акции «Сибирская Робинзонада», где нужно было выполнять всякие творческие задания. Ну и в качестве поздравлений кого-либо, что тоже случается крайне редко.

Личности

Очерки об интересных людях


Виктор Кротов

© Виктор Кротов, 2017


ISBN 978-5-4483-4009-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

На обложке: отец Александр Мень, фото Марии Романушко.

«Личность не пропадает».

Отец Александр Мень

Александр Мень:

сила и слава

1. Если бы о нём написать…

Если бы написать об этом человеке, пришлось бы очень внимательно подбирать слова. Можно наговорить много ненужного, неважного, чисто своего. А хотелось бы говорить о нём.

Каждый человек является нам во многих обликах. Но один из них становится как бы камертоном памяти. Если бы написать об отце Александре, какой облик его стал бы центральным? Главным среди сохранённых памятью – или душой… Наверное, вот этот… Только бы решиться вернуться туда…


Распахиваются двери электрички. Следующая остановка – Сергиев Посад. Там Лавра, богомольцы, древние намоленные храмы. А здесь – просто лето или зима, весна или осень.

Крутая лестничка с платформы вверх. Асфальтовая неширокая дорожка, от которой слегка отступил лесок справа и слева. И дышится по-лесному легко.

Нет, нет! ничего ещё не было здесь, не надо пока об этом…

Легко дышится, легко идётся. Даже когда под конец приходится свернуть с асфальтовой дорожки, пройти метров двадцать по корням и по доскам, прикрывающим лужи, не унываешь.

Вот и калитка с кнопкой звонка, который раздастся в доме. Церемония удержания собаки, честно пытающейся изобразить возмущение.

Сени, где уже начались стеллажи – с журналами. Вон «Вопросы философии», вон «Журнал московской патриархии»…

На узкой площадке тоже полки, тоже книги, да метровая статуэтка крестоносца с надписью «CREDO». Налево с площадки – дверь, плотно обитая, чтобы отгородиться от шума.

Она открывается, эта заветная дверь, и закрывается за тобой. Здесь дышится ещё легче. Мансарда, со скошенным потолком, повторяющим наклон крыши. Красный угол, лампадка. Ряса, висящая у двери, всегда наготове… Большое окно. Кабинет опоясан стеллажами книг. Стена книг на столе. А высокий шкаф, отгораживающий от двери закуток с узким диванчиком, полон книгами с двух сторон. С лицевой – философскими, религиозными, энциклопедическими. С внутренней, со стороны затаённого за шкафом диванчика, – фантастикой и приключениями.

Направо – журнальный столик и пара уютных кресел. Это для гостей. А налево, за письменным столом, на рабочем крутящемся стуле, рядом с пишущей машинкой, со стопками книг и папок, – он, отец Александр, Александр Владимирович. Что-то ищет в ящике стола и машет на кресло: «Садитесь, Виктор, расслабляйтесь… Посмотрите вон на столике, мне недавно прислали…» Беру журнал или книгу, это ужасно интересно, но интереснее всего всё равно остаётся он, отец Александр…

Многие прихожане считают его чистокровным греком. Он смугл, волосы у него волнистые, чёрные, едва начинающие седеть. Глаза карие, живые, с улыбчивой искоркой. Он не всматривается, не гипнотизирует, он никем не притворяется, не старается придать себе значительности. Наоборот, старается отвести от себя внимание собеседника на более важные, более нужные вещи. Рассказывает о том и о сём, ему есть что рассказать и о жизни, и о книгах, и о людях…

Он часто умолкает, но не в ожидании ответных фраз. Пауза не вынуждает тебя говорить, она как бы подбадривает: ничего, ничего, не обязательно поддерживать разговор, я сейчас ещё одну любопытную вещь расскажу… Но если ты заговорил, тебе принадлежит всё внимание отца Александра. Отеческое внимание – если ты пришел к нему как к отцу. Дружеское внимание – к каждому.


Он не очень высок и немного полноват. В обыденной обстановке движения его таят в себе легкую обаятельную неуклюжесть. Он словно тихонько посмеивается над этим маскарадом повседневных забот. И остаётся свободным и независимым от этого маскарада, какое участие не принимал бы в нём по необходимости…

Это было написано в декабре 1990 года. Мне казалось, что напишу ещё и ещё. Но не смог.

2. Сила и слава отца Александра

Рано утром девятого сентября 1990 года ударом топора по голове был убит один из замечательнейших людей нашей страны и нашего века священник Александр Мень.


Историки, которые будут анализировать нравственную историю нашего столетия, отметят дату 9 сентября 1990 года как трагический рубеж в жизни агонизирующего атеистического строя. «Теперь может быть что угодно», – сказали мы друг другу, не в силах прийти в себя после ужасного известия.

И действительно – началось что угодно. Государство притворилось неспособным найти убийц. Девять месяцев спустя была объявлена жалкая пятитысячная премия. Не помогло. Даже могучий Комитет Государственной Безопасности вдруг оказался бессильным перед дегенератом с топориком. Два крупнейших политических лидера страны обещали держать дело под своим контролем. Не помогло. Общественное мнение проворчало, что положено, и осталось в полузабытьи, так и не осознав масштабов трагедии.

Вскоре убили ещё одного священника, потом ещё одного. Надо ли говорить, что убийцы не были найдены. И стиль убийств был нарочито тот же: тяжёлым предметом по голове. По голове, по голове…

Надо ли рассказывать о том, каковы оказались политические события – виток за витком – окрасившие последующие годы в чёрно-красные тона…


Историки осмыслят это событие многократно. Нам, современникам этого человека, важно сберечь память о нём. И, может быть, ещё до историков нам необходимо понять, что произошло девятого сентября со всеми нами.


Мне хотелось бы рассказать об одной из страниц этой замечательной жизни. Рассказать о переводе романа Грэма Грина «Сила и слава». И даже не столько о переводе, сколько о поразительном сцеплении творчества и судьбы, позволяющем ощутить некие силовые линии, выходящие за схему простых совпадений.

Отец Александр написал много глубоких книг. Они вошли уже в золотой фонд нашей культуры, хотя не все склонны это признавать. Многие из этих книг носят поистине энциклопедический характер и требовали колоссальной работы. Как ему удавалось сочетать её с насыщенной священнической и проповеднической деятельностью, с деятельностью педагогической, с большой перепиской, с человеческим неторопливым общением?.. – всё это на грани чуда. И вдруг отец Александр берётся за перевод романа!

Он сам был словно удивлён этим, говорил о своём переводе с лёгким улыбчивым смущением. Мне довелось довольно часто встречаться с ним в тот период и стать счастливым слушателем всего романа: ссылаясь на неразборчивый почерк, отец Александр каждый раз читал очередную главу вслух.

Потом мы говорили с ним обо всём, на что наводило нас содержание этой главы, – и роман словно расширялся, вбирая в себя жизнь сегодняшнего мира.

Сейчас я прислушиваюсь к своей памяти заново (так и не читал этот роман глазами, хотя он и был позже опубликован в чьём-то ещё переводе) – и сцены его почти неотделимы уже от того, кто мне их читал.

Постараюсь вот так, по памяти, может быть не очень точно, передать некоторые впечатления об этом романе, соединенные с памятью о необыкновенном переводчике, увидевшем в этой книге нечто важное для себя и для всех нас.

* * *

Отец Александр был большим книгочеем. Он читал на многих языках. Сложной литературы для него не существовало. При этом ему нравился и тот увлекательный жанр, который принято обозначать словами «приключения и фантастика» (как тут не вспомнить про оборотную сторону шкафа у диванчика). Жанр, вплетающий в житейские обстоятельства притчу и символ. Жанр, использующий движение сюжета вместо назидания. Жанр ироничный и непредсказуемый.

Не удивительно, что отец Александр любил книги Грэма Грина – высочайшего профессионала приключенческого жанра и вместе с тем мастера, умеющего наполнять свои книги тем, ради чего и стоит их писать: осмыслением жизни. Писателя-христианина (католика, но это не пугало отца Александра, ставящего христианство выше конфессиональных перегородок). Писателя, особо внимательного к миру социальных надежд и иллюзий.

«Сила и слава» – это роман о священнике. О священнике в стране победившей революции. Революция присутствует здесь прежде всего как некое стихийное безликое явление, переворачивающее привычную человеческую жизнь. Религия запрещена. Священников или женят, вынуждая тем самым нарушить обет безбрачия и расстаться с саном, или – казнят. Есть и ещё один выход для священника – убежать из страны.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней