Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вступление к поэме руслан и людмила. Поэма А.С

РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

История создания

Александр Пушкин начал поэму «Руслан и Людмила» в 1817 p ., когда учился еще в Лицее, а завершил 1820 г. в Петербурге. Того же года поэма появилась в российских журналах, сразу сделав имя автора знаменитым. Он послал произведение выдающемуся писателю того времени - Василию Жуковскому, которого считал своим учителем. После выхода поэмы В. Жуковский искренне обрадовался успехам юного поэта и подарил ему свой портрет с надписью: « Победителю-ученику от побежденного учителя». Ко второму изданию поэмы (вышло в свет в 1828 г.) художник специально написал вступление, навеянное рассказами няни, Арины Родионовны в Михайловском.

Край луїсомор"я1 дуб зеленый,

И золотая цепь на нем:

Каждый день, каждую ночь кот ученый

На цепи кружит том;

Идет направо - пение заводит,

Налево - сказку повіда.

Чудеса там: лісовик2 там бродит,

В ветвях русалка3 спит бледная;

На неизвестных там дорожках

Следы неслыханных ужасов;

Там хатка на курьих ножках

Без окон, без дверей стоит;

У лукоморья дуб зелены й;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учены й

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомы х дорожках

Следы невиданны х зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

1 Лукоморье (рус. лукоморье) - морская зотока; изгиб морского (или речного) берега.

2 Леший (рус. леший) - образ в устном народном творчестве, предстает в облике очень старого лохматого деда; олицетворяет опасность, что подстерегает человека в лесу; сбивает людей а дороги, всячески вредит им.

3 Русалка - образ в устном народном творчестве, богиня водоема; в древних народных преданиях воплощен представление о том, что молодые красивые девушки живут на самом дне рек, имеют длинные волосы и рыбий хвост, завораживают и зовут людей в воду, где они могут погибнуть.

О. Куркин. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».

В примарах там леса и долины;

Там на рассвете волна несется

На дикий берег песчаный,

И тридцать витязей прекрасных

Из волн выходят изумрудных,

Да еще и дозорный их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет гроВНОго царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

С Ягой ступа там бредет,

Вперед сама собой идет;

Там царь Кащей

над золотом чахне1;

Там русский дух...

там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Своих сказок меня учил.

Одну вспомнил я: добрые люди,

Пусть для вас эта сказка будет...

(Перевод Николая Терещенко)

Там лес и дол видений полны ;

Там в налого прихлы нут волны

На брег песчаны й и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод вы ходят ясны х,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет гроВНОго царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богаты ря;

В темнице там царевна тужит,

А буры й волк ей верно служит;

Там ступа с Бабой Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей

над златом чахнет;

Там русской дух...

там Русью пахнет!

И там я бы л, и мед я пил;

У моря видел дуб зелены й;

Под ним сидел, и кот учены й

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку э ту

Поведаю теперь я свету...

Ю. Валкович. Иллюстрация к поэме

О. Пушкина «Руслан и Людмила». Вторая половина XX ст.

Комментарии

Кто такой кот ученый и почему именно этот образ подан в начале вступления к поэме «Руслан и Людмила»? Кот с традиционным образом в сказочных произведениях разных стран. В древности люди считали, что кот с добрым духом дома и хранителем детей. Кроме того, поскольку кот наделен свойством видеть не только днем, но и ночью, ему приписывали способность ведать то, чего не знали люди. То есть это был кот-вещун, другими словами, -

«кот ученый», «ученость» которого измерялась не знаниями, а мудростью.

В народных преданиях кот также наделялся свойством говорить - кот-баюн (древнерус. баять, то есть рассказывать). Итак, кот в пушкинском произведении воплощает вечную мудрость человечества, в том числе древнего фольклора (он поет песни, рассказывает сказки). Во вступлении этот образ создает атмосферу домашности и одновременно сказочности, таинственности.

Дуб зеленый - это воплощение вечности жизни, его постоянного коловорота, обновление, целостности. Дуб был священным деревом у разных народов, в том числе славянских. Обожествление дуба в глубокой древности связано с его долговечностью, исключительной прочностью древесины, из которой люди делали жилье и Другие вещи. Дуб также воплощает единство человека и природы.

Работа с текстом

1. Назовите сказочных персонажей, которых поэт упоминает во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».

2. Назовите волшебные предметы, которые упоминаются в произведении, вспомните, в каких народных сказках они используются, определите свойства этих предметов.

3. Возможно в любом фольклорном произведении сочетание героев и волшебных предметов из разных сказок? Почему это стало возможным в произведении А. Пушкина?

4. Как вы поняли выражения русский дух. Русью пахнет? Раскройте их значение в произведении.

Сравните российский оригинал и украинский перевод произведения и ответьте на вопросы.

1. Все персонажи, что есть в оригинале, присутствуют в переводе М. Терещенко?

3. Отметьте места, где есть расхождения оригинала и перевода. Как вы думаете, почему не все составляющие оригинала можно абсолютно точно перевести на другой язык?

Красота слова

Александр Пушкин в стихотворении дважды использует слово «золото» в значении драгоценного металла, ценности. В первом случае - это золотая цепь на дубе, по нему ходит кот ученый, рассказывая свои сказки и распевая песни. В другом месте мы читаем о золоте царя Кащея, над которым он чахнет. Представьте себе золотую цепь на зеленом дубе, кота у него... Автор создал для читателя замечательную картину, а золотой цвет только подчеркивает эту красоту, открытую для всех. А теперь попробуйте представить Кащея и его золото. Автор уже не подсказывает нам подробностей, акцентирует внимание только на одном слове - чахнет, что означает гибель Кащея.

Сравните иллюстрации Ю. Валковича и О. Куркина к стихотворению О. Пушкина. Найдите общее и отличное в них. Как художники подчеркнули, что они иллюстрируют именно литературную, а не народную сказку?

Рыбинская ош Учитель Н.В. Афонина

Урок русской литературы в 5 классе.

Тема : «Литературная сказка. А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Традиции народной сказки и богатство авторских образов ».

Цель : Раскрытие понятия «литературная сказка», её особенности и отличия от сказки народной, связь литературного произведения с устным народным творчеством ; развитие навыков правильного, вдумчивого и выразительного чтения и понимания прочитанного, развитие интереса к творчеству великого русского поэта; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание нравственных качеств, любви и уважения к слову.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского и его няни, иллюстрации к сказкам великого русского поэта, выставка книг «Сказки А.С. Пушкина», «Толковый словарь» В.И.Даля, таблица «Сказка. Народная и литературная» памятка «Как читать выразительно», М. Глинка «Руслан и Людмила», песня «В гостях у сказки»

Эпиграф : Пушкинская сказка – прямая наследница сказки

народной.

С.Я. Маршак

Народная сказка дала жизнь всему нашему

искусству.

Модель урока:
ВЧ

СУ – И – Т – АОЗ – ЛП - Т – СУ – И - ДЗ
СУ – слово учителя Т- текст ДЗ – дом. задание

И – игра ВЧ – выразительное чтение

Т – театрализация Б - беседа

АОЗ – актуализация опорных знаний СУ – сообщения уч-ся

ЛП – лингвистическая пятиминутка И - итог

К. Маркс

ХОД УРОКА


  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебно-воспитательных задач урока .
Ребята, чем на ваш взгляд, детство лучше и теплее взрослой жизни?

Среди всего многообразия красот детства значимое место принадлежит сказкам, которые дают нам возможность обрести мечту, вселяют уверенность в торжество добра, помогают увидеть красоту простого народа, найти верных друзей. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в мир литературной сказки, прикоснувшись к творчеству Пушкина, познакомимся с прологом к поэме «Руслан и Людмила», обратим внимание на структуру и образную систему вступления, будем работать над развитием речи, обогащением словарного запаса, развитием навыков выразительного чтения.

А знаем ли мы сказки А.С. Пушкина?..


  1. Проведение игры-викторины.
1-й раунд «Из какой сказки данные строки?»

1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)

2. Старичок отправился к морю

(Почернело синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к немцу рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)


  1. С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». («Сказка о попе и работнике его Балде»)

2-й раунд «О ком из героев идет речь?»

1. «…Камушки грызет, мечет золото и в груды загребает изумруды…» (Белка)

2. «Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор…» (33 богатыря)

3. «Перед утренней зарею… выезжают погулять, серых уток пострелять». (Семь богатырей)

3-й раунд. «Истинный знаток сказок А.С. Пушкина»

1. Жил-был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:

«Нужен мне работник».

В сказке «О попе и работнике его Балде» Балда, соглашаясь усердно служить, требует оплату:

«В год за три щелка тебе по лбу!

Есть же мне давай вареную полбу».


  • Что же за любимое блюдо у Балды – полба? Из чего приготовлено? (Полба – зерновой злак, один из видов пшеницы).
2. В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди» царь оставляет жену, уезжая на войну:
Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин.


  • Переведите на современный язык русскую меру длины, чему она равна? (0,71 см)

  1. Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.


  • Что такое «палати» ? (Настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком)
3.Слово учителя.

Да, прекрасен мир пушкинских сказок, а их автор – настоящий мастер. Но сегодня я приберегла для вас историю, похожую на сказку, но расскажут ее только хорошим, добрым детям, только тем, кто умеет внимательно слушать. Это история о человеке, который, не имея ни короны, ни шпаги, покорил весь мир. Давайте закроем глаза и послушаем глаза и послушаем сказку нашей гостьи.

Арина Родионовна рассказывает о детских годах А.С. Пушкина.

Добрый день, ребята! Сегодня я расскажу вам сказку-быль о таком же мальчике, как и вы, которому судьба отвела короткий век (всего лишь 38 лет), но сделала гениальным русским поэтом, человеком, который, не обладая властью и оружием, покорил весь мир.

Помнится мне 26 мая 1811 года, тогда Сашеньке исполнилось 12 лет. В этот день мне особенно хотелось поздравить его с днем рождения первой. Подстерегла я минутку, когда он проснулся, подошла осторожно, так, чтобы не слышно было моих тяжелых шагов, к постели, поцеловала его руку и с улыбкой положила ему на табуретку красную рубашку собственной работы с вышивкой по вороту – подарок ко дню рожденья своего питомца:

Носи на счастье, - говорю.- Не верь, что люди говорят: в мае родиться – век маяться. Счастье – что пташка вольная: куда захотела, там и села.

Озорной, любопытный, с вьющимися темно-каштановыми волосами, с большими голубыми глазами и смуглым личиком, он подбежал ко мне и поблагодарил.

Помнится мне и мне и отец его, Сергей Львович, отставной военный старинного рода, любитель поэзии, нрава пылкого и раздражительного.

Матушка, Надежда Осиповна, была красива, но любимцем ее был Лев, брат Саши. Сашенька часто раздражал мать своим упрямством, неповоротливостью, привычкой грызть ногти, особым озорством. Поэтому привязалась я к нему всем сердцем, любила материнской любовью, спешила утешить и приласкать в трудную минуту. А как мы любили сказки! Знала я их множество, поведывала ему и про Бову-королевича и Кощея, добрых волшебников и злых колдунов. До глубокой ночи засиживалась у его кровати со сказками. Бывало лукаво гляну на него и спрошу: «Сказывать дальше али спать будешь?»

Ну что ты, матушка! – слышу в ответ. – Дальше.

Быстро досказывала сказку, потом крестила, приговаривая: «Спи, глазок, спи, другой. О хорошем думай – сон хороший увидишь».
Очень любила Сашеньку и бабушка его, Мария Алексеевна. Это она учила его русской грамоте, а когда подрос, жадно слушал ее рассказы о русской старине, о Петре 1, об удивительной жизни и приключениях своего прадеда Ганнибала, которым очень гордился. Девяти лет со всей страстью читал Сашенька книги, которые брал в кабинете отца – французские и недетские. Памятью он обладал исключительной и на одиннадцатом году жизни уже знал наизусть многих французских поэтов. В 12 лет Сашеньку родители отвезли на учебу в Царское Село, в учебное заведение для детей знатных господ – Лицей, а мне дали «вольную» за то, что вынянчила детей и внуков господ. Но куда мне было идти, здесь была моя семья. Вырос Сашенька, а я не покидала его нигде. Куда он, туда и я. Так стал меня и называть «подружка моя», «мамушка любимая».
- Откроем глаза. Итак, кто же и о ком поведал нам сказку-быль? (Обращение к портрету няни)

Мир пушкинских сказок, записанных со слов няни, о царе Салтане, о мертвой царевне, о попе и его работнике Балде, романтических легенд о вещем Олеге, киевском богатыре Руслане живет с нами и в школьные годы .


  1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Сказка

Народная

Литературная

Автор – коллективный (народ)

Автор – конкретное лицо

Существует в устной форме (записана собира- телями позднее создания)

Создается в письменной форме

Текст имеет варианты (могут вноситься изменения)

Вариантов нет (текст не меняется)

Передается от сказателя к сказателю, адресована слушателю

Создается писателем, адресована читателю

  1. Лингвистическая пятиминутка
УЧИТЕЛЬ. Я приглашаю вас в мир сказок, к лукоморью. Там, на морском берегу, у зеленого дуба мы встретимся со многими сказочными героями. Но чтобы понять богатство языка произведения, нужно открыть одну «дверь». Это «Толковый словарь…» В.И. Даля.

Словарь состоит из 4 томов и содержит более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. По образованию Даль не был филологом, он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции; написал для школьников учебник «Ботаника» и «Зоология». Где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей.

В 1832 году Даль обратился к Пушкину со своей книгой «Русские сказки». Поэт посоветовал не останавливаться на достигнутом, идти дальше, одним словом, заняться составлением словаря. Работал Даль в течение 53 лет. Мчится время. Многое меняется. Одни слова исчезают, другие появляются. Но каждый раз, когда мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка», с благодарностью вспоминаем человека, который собирал слова. Итак…

Страницами «Толкового словаря»…


  • Лукоморье – морская лука (старинное народное название морского залива, бухта).

  • Неведомый – неизвестный.

  • Дол (стар. ) – то же, что долина.

  • Видения – чудеса, чудесные картины.

  • Брег – берег.

  • Витязь – рыцарь, воин.

  • Чредой – по очереди, друг за другом.

  • Дядька (стар. ) – воспитатель.

  • Пленяет – берет в плен.

  • Чахнет – сохнет, худеет.

  1. Информация учителя.
Вы уже знаете, что в семье А.С. Пушкина стихи писали отец поэта, и дядя, и брат поэта – Лев. Уже в лицее Пушкин задумал поэму, но никому ничего не говорил. А когда приехал в имение Михайловское, слушал рассказы Арины Родионовны, работал над поэмой. Пушкин хотел рассказать читателям о седой старине, о Киевской Руси, о ее защитниках . И ему это удалось в поэме «Руслан и Людмила», где Руслан – это воплощение богатырей, которые защищали Русь от завоевателей, а Людмила – воплощение красоты, любви.

  1. Выразительное чтение пролога учителем и беседа по первичному восприятию.

    • Понравилось? Какое произведение устного народного творчества вам напоминает пролог?

    • Что такое сказка?

    • Какие знаем типы сказок?

    • Из каких частей состоит волшебная сказка?
(Рекомендация учителя к выразительному чтению, которое учащиеся будут готовить дома. Читать не спеша, напевно, с торжественностью. Делать логические паузы, выделять сказочные картины паузами, обратить внимание на произношение устаревших слов: дол, брег, чредой, златом. С этими словами картина становится волшебной, сказочной. Памятка «Правила выразительного чтения»)

  1. Беседа по композиции и содержанию пролога. Анализ текста пролога.

  • Обратите внимание на построение пролога. На какие части его можно разделить?

  • Прочитайте первую часть. Какой части волшебной сказки она соответствует? (Присказка .)

  • Кто является главным персонажем первой части? Каким видим его? Какие еще прозвища к нему можно подобрать? (Кот-баюн, кот-певун, кот-говорун .)
(В основе первой части лежит русская народная сказка «Чудесные дети». Она достоверно воспроизведена поэтом в записи: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».)

  • Что представляет собой основная вторая часть? Прочитаем ее. Вторая часть начинается словом «Там». Сколько раз повторяется? (14 ) Чем это можно объяснить?

  • С какими сказочными существами мы встречаемся в начале второй части пролога ?
(Первые образы – леший и русалки – вовсе не сказочные. Они такие же, как водяной, домовой и др. фантастические существа, в которые верил народ.)

  • Образ Бабы Яги. Кто она такая? Из каких народных сказок пришла в литературную?

Сообщения учащихся

1-й ученик. Образ Бабы Яги встречается в сказках всех славянских народов. В русских народных сказках избушка Бабы Яги находится в дремучем лесу, и для того чтобы попасть в нее, необходимо произнести такие слова: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, а ко мне передом». В избушке на печи лежит Баба Яга, «костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос». Она чувствует запах человека и недовольно говорит: «Фу, фу, фу! Бывало русского духа слыхом не слыхать, видом не видать, а ныне русский дух в ложку садится и в рот валится». А встречались мы с Бабой Ягой в таких народных сказках: «Василиса Прекрасная», «Молодильные яблоки», «Мачеха и падчерица», «Бой на Калиновом Мосту» и другие.


  • Сказочная картина с «избушкой на курьих ножках» сменяется выходом тридцати витязей из морских глубин. Вспомните, в какой сказке А.С. Пушкина мы находим продолжение этой картины?
2-й ученик:

(В «Сказке о царе Салтане…»:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег крутой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними – дядька Черномор.)


  • Какие еще герои встречаются в Лукоморье?
3-й ученик: Образ колдуна – старого карлика с длинной бородой, летающего по воздуху, пришел из известной народной сказки «Три подземных царства».

Имя Кощея Бессмертного связано со словом «кость» и стало характеристикой самого образа, который, по толкованию В.И. Даля, означает «изможденного худобою человека, особенно старика, скупца».

9. Задание юным эрудитам: составить тестовые вопросы к увиденному и услышанному на уроке.

10. Проведение игры «Распредели героев»

Кот ученный

Леший

Русалка

30 витязей

Королевич

Силы зла Колдун Силы добра

Царевна


Серый волк

Баба Яга

Богатырь

Кощей


  • Вспомните традиционную народную концовку сказки.
Причитаем третью часть пролога. Чем она отличается от традиционной сказочной концовки?

(Слова «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил» говорят о том, что в чудесный мир сказки поэт вошел навсегда.

Слова «и мед я пил» следует понимать в переносном смысле, т.е. «наслаждаться прелестью сказок»).


  • Найдите главные строки пролога. Как вы их понимаете?
Там русский дух…

Там Русью пахнет!

(«Русский дух» - душа, духовность – это у поэта духовный мир народа с его великим богатством души, свободолюбием, мужественной борьбой за счастье и справедливость. В этом мире истинная красота несовместима со злодейством.)


  • Докажите, что вступление к поэме «Руслан и Людмила» имеет черты литературной сказки.
(Письменная форма сказки, один автор, имеет стихотворную форму, автор выражает свое отношение к героям, в основе – произведение устного народного творчества, но есть и авторские образы.)

11.Информация учителя.

Интересно, что поэму написал А.С. Пушкин в 1820 году, а «Пролог» на несколько лет позже. Поэма сразу привлекла внимание читателей своим необычным сюжетом, героями, задушевным голосом поэта. В.А. Жуковский после авторского чтения поэмы подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью : «Победителю-ученику от побежденного учителя в высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Эта чудесная поэма вызвала интерес у композитора М.Глинки, который написал прекрасную музыку – одноименную оперу. Это и есть подтверждением мысли, сформулированной в эпиграфе: «Народная сказка дала жизнь всему нашему искусству».

(Прослушивание отрывка из музыкального произведения М.Глинки «Руслан и Людмила».)

12. Задание «Юных эрудитов».

13. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения, поэмы, повести, сказки – по праву вошли в золотой фонд мировой литературы. Творчество писателя знают и школьники, и взрослые, и даже малыши, которые, еще не умея читать, но, услышав задушевные сказки, помнят их всю жизнь.

Давно, в дитячий любий вік,

В далекім ріднім краю

Я чула казку. Чула раз,

А й досі пам’ятаю.

Эти строки принадлежат Лесе Украинке. Мне очень хочется, чтобы этот урок вы запомнили надолго.

Мир пушкинской сказки гармоничен тем, что ненависть, користь, зависть, жадность, притворство в нем обречены на гибель. Торжество истинной красоты связывает пушкинские сказки со сказками народними гораздо больше, чем сходство сюжета.

И нельзя не согласиться со словами С.Я. Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Эта фраза подтверждает доказательство гениальности поэта, большого знатока фольклора и мастера поэтического слова.

Наше путешествие в мир пушкинской сказки подошло к концу. Домашним заданием вам будет выучить наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила», составить кроссворд «Волшебный мир Лукоморья», нарисовать иллюстрации к прологу. А может быть, кому-то из вас еще раз захочется прочитать любимые сказки, встретиться с полюбившимися героями. И пусть это чтение принесет вам наслаждение, наполнит душу светом и теплом.

Не просто пробегать глазами,

Как часто делаем мы с вами,

А видеть, слышать, встречи ждать.
Учитесь Пушкина читать,

И он вам обрести поможет

Мечты, которые, быть может,

Уже успели потерять.
Учитесь Пушкина читать

Без торопливости и лени,

И связь времен и поколений

Вас не устанет удивлять.

Если на уроке остается время

Живая пушкинская речь

В стихе то грустном,

То веселом.

Как сладостно

Гортань обжечь

Российским пламенным глаголом!

Над быстротечностью времен

И над превратностями жизни

Все так же

Изучает он

Огонь служения Отчизне.
Игра «Внимательный ли ты читатель».

Задание : продолжить строчку из пролога, вставляя пропущенные слова:


  • «леший бродит, Русалка…»

  • «избушка там…»

  • «тридцать витязей прекрасных// Чредой…»

  • «королевич мимоходом// Пленяет…»

  • «В темнице там…»

  • «ступа с Бабою Ягой идет…»

Литература:


  1. Журнал «Русский язык и литература в школах Украины» № 34, декабрь 2003 г. с. 16-20.

  2. Макаренко Л.А. «Литература. 5 класс./ планы-конспекты уроков.». Харьков, «Ранок», 2000.

Руслан и Людмила

1820

О произведении

«Руслан и Людмила» (1817-1820 гг., напечатана в 1820 г., второе переработанное издание - 1828 г.) - сказочная поэма Пушкина, принесшая ему всероссийскую известность.

Отзывы критиков

Искусство, которое желает нравиться прекрасным, должно развивать одни благородные чувствования и более всего не оскорблять их стыдливости. Автор «Руслана» мог бы нравиться нежностию. Он весьма искусен в описании разнообразных картин. Весьма жаль, что он слишком увлекся воображением: волшебство его более способно пугать. Ныне и дети мало читают персидские и арабские сказки, ибо не верят уже коврам-самолетам, а в «Руслане» чудеса столь же невероятны. Но еще более надобно сожалеть, что он представляет часто такие картины, при которых невозможно не краснеть и не потуплять взоров. <...>

Тогда как во Франции в конце минувшего столетия стали в великом множестве появляться подобные сему произведения, произошел не только упадок словесности, но и самой нравственности.

Пожелаем успеха нашей литературе и чтоб писатели и поэты избирали предметы, достойные своих дарований. Цель поэзии есть возвышение нашего духа - чистое удовольствие. Картины же сладострастия пленяют только грубые чувства. Они недостойны языка богов. Он должен возвещать нам о подвигах добродетели, возбуждать любовь к отечеству, геройство в несчастиях, пленять описанием невинных забав. Предмет поэзии - изящное. Изображая только оное, талант заслуживает дань справедливой похвалы и удивления.

Часто мы видим, что сочинение, несообразное с рассудком, не имеющее цели, противоречащее природе, ничтожное по предмету, постыдное по низким картинам, в нем изображенным, и порыву страстей - является в свет под именем великого творения, - и повсюду слышны раздающиеся ему рукоплескания... Странно, удивительно!

Н. И. Кутузов, «Сын отечества», 1820.

«Руслан и Людмила», по нашему мнению, одно из лучших поэтических произведений Пушкина, - это прелестный, вечно свежий, вечно душистый цветок в нашей поэзии. В этом создании наш поэт почти в первый раз заговорил языком развязным, свободным, текучим, звонким, гармоническим...

Аноним, «Галатея», 1839.

Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина - «Руслан и Людмила». Слишком немногим гениальным творениям удавалось производить столько шума, сколько произвела эта детская и нисколько не гениальная поэма. Поборники нового увидели в ней колоссальное произведение, и долго после того величали они Пушкина забавным титлом певца Руслана и Людмилы. Представители другой крайности, слепые поклонники старины, почтенные колпаки, были оскорблены и приведены в ярость появлением «Руслана и Людмилы». Они увидели в ней все, чего в ней нет - чуть не безбожие, и не увидели в ней ничего из того, что именно есть в ней, то есть хороших, звучных стихов, ума, эстетического вкуса и, местами, проблесков поэзии. <...>

Причиною энтузиазма, возбужденного «Русланом и Людмилою», было, конечно, и предчувствие нового мира творчества, который открывал Пушкин всеми своими первыми произведениями; но еще более это было просто обольщение невиданною дотоле новинкою. Как бы то ни было, но нельзя не понять и не одобрить такого восторга; русская литература не представляла ничего подобного «Руслану и Людмиле». В этой поэме все было ново: и стих, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами. Но бешеного негодования, возбужденного сказкою Пушкина, нельзя было бы совсем понять, если б мы не знали о существовании староверов, детей привычки.

Поражает полное совпадение схемы «Повести о Раме» со схемой «Руслана и Людмилы» Пушкина (колдун похищает жену, муж отыскивает колдуна, сражается с ним и возвращает жену).

Б. Л. Смирнов. Введение // Махабхарата III: Эпизоды из книг III, V. Ашхабад, 1957.

Конечно, у нас нет никаких оснований предполагать, что по каким-то переложениям или подражаниям Пушкин был знаком со «схемой» «Рамаяны» (в начале XIX в. вообще о существовании санскритского эпоса знали немногие специалисты), но подмеченное Смирновым сходство достаточно очевидно. И объясняется оно, по-видимому, тем, что Пушкин создал свою поэму, используя фольклорные сюжеты (прежде всего фольклора сказочного; ср. отмеченные под № 400, 300 и 301 в известном каталоге сказочных сюжетов Аарне, Томпсона (см.: Aarne, Thompson 1961) сказки о жене, похищенной Змеем или Кощеем Бессмертным, о юноше, разыскивающем пропавшую невесту, о герое-змееборце), сюжеты, которые столь же широко, как в России, популярны в фольклоре Индии.

П. А. Гринцер. «Первая поэма» Древней Индии // Рамаяна: Книга 1: Балаканда (Книга о детстве); Книга 2 Айодхьяканда (Книга об Айодхье). М., 2006.

В языке своей первой поэмы, используя все достижения предшественников - точность и изящество рассказа в стихах Дмитриева, поэтическую насыщенность и певучесть интонаций, «пленительную сладость стихов» Жуковского, пластическую красоту образов Батюшкова, - Пушкин идет дальше их. Он вводит в свой текст слова, выражения и образы народного просторечия, решительно избегавшиеся светской, салонной поэзией его предшественников и считавшиеся грубыми, непоэтическими. Уже в «Руслане и Людмиле» Пушкин положил начало тому синтезу различных языковых стилей, который явился его заслугой в создании русского литературного языка.

На этом уроке вы рассмотрите мифологические мотивы происхождения сюжетов поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», проведёте подробный анализ сказочных образов, используемых в поэме, узнаете художественные способы создания этих образов.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…» (рис. 2)

Рис. 2. Иллюстрация к строчкам из пролога ()

Эти стихи кажутся простыми и прозрачными, но стоит помнить, что каждое слово у Пушкина, как правило, содержит какой-то секрет.

Рассмотрите слово лукоморье . Русский писатель Владимир Набоков с досадой рассказывал, как один раз иностранный переводчик перевёл это слово так «на берегу лукового моря» .

Действительно, в слове лукоморье спрятались два корня лук и мор , а о - соединительная гласная между ними.

В древнерусском языке лукоморье - это изгиб, морская излучина, побережье, залив. А ещё словом лукоморье древние славяне называли особое пространство - центр Вселенной, то место, в котором растёт Мировое Древо.

Мировое Древо - это нечто вроде магического стержня, на котором держится Вселенная. Дерево это находится на пересечении двух земных пространств. Одно пространство - «своё» - знакомое, родное, а другое - неизведанное, мистическое и пугающее. Для древнего человека очень важным оказывается это противопоставление - своё и чужое.

По вертикали Мировое Древо тоже находится на пересечении двух пространств: мир небесный (ветви дерева как бы упираются в небо) и потусторонний (корни его уходят в мир тёмный) (рис. 3).

Рис. 3. Мировое древо ()

И дуб в стихах Пушкина тоже не простой. Но всё же это не грозный страж между мирами, а символ русской древности, поэтического вдохновения.

Охраняет этот дуб непростое существо - кот учёный (рис. 4).

Рис. 4. Кот учёный ()

Конечно, мы понимаем, что слово учёный вряд ли означает, что он дрессированный, скорее это кот, знающий человеческий язык, владеющий какими-то волшебными словами. У образа учёного кота есть свой славянский предшественник.

В славянской мифологии мы находим такое существо, как Кот Баюн (рис. 5).

Почувствуйте это слово. Рассмотрите однокоренные слова:

Кот Баюн - баюкать

Баюшки-баю

Все эти однокоренные слова восходят к праславянскому глаголу баять - говорить красиво, усыпляюще, убедительно.

В древней мифологии Кот Баюн - не просто сказочное, волшебное существо, но ещё и существо грозное и даже страшное. По поверьям древних славян, Кот Баюн обитает как раз в том месте (в центре Вселенной), в котором находится магическая сила. Кот Баюн живёт на железном столбе, разделяющем мир «свой» и «чужой». Он надзирает над этими мирами: то поднимается на столб, то спускается с него. Спускаясь по столбу, Баюн поёт, поднимаясь - рассказывает сказки. У него настолько громкий голос, что слышно его за много-много вёрст (рис. 6).

Сам кот отличается небывалой силой. Одолеть его может разве что Иван Царевич, но и ему приходится очень постараться. Чтобы не слышать чарующего убаюкивающего пения (это пение может погубить человека), Иван-Царевич надевает железный колпак, чтобы справиться с котом - железные рукавицы. Таким образом, Ивану-царевичу удаётся победить чудище, доставить его во дворец к царю-батюшке, и там кот начинает служить царю: лечить убаюкивающим пением и рассказывать дивные сказки.

В стихотворных строчках Пушкина это уже не чудовище, а, скорее, добрый приятель автора. Кроме того, кот сидит не на железном столбе, а на дубе. И ходит он не вверх и вниз, а направо или налево. Выбор пути - очень частый элемент волшебной сказки, когда герой выбирает свою дальнейшую судьбу.

В сказке открывается перед нами мир древней славянской мифологии, и конечно, эта мифология языческая. Русь приняла христианство, но верования её ещё очень долгое время содержали в себе язычество.

Древнеязыческий миф основывался на противопоставлении «своего» и «чужого». «Свой мир» (благополучный, понятный, естественный, привычный) не содержал в себе тревожных, непонятных свойств. А мир потусторонний, конечно же, вызывал тревогу, ведь именно оттуда приходят оборотни, злые духи, ведьмы. По мере того как языческие верования уходят, уходит и страх перед «чужим миром», и таким образом появляется сказка. В сказке уже герой может победить злую Бабу-Ягу, он уже может пойти в Тридесятое царство (а это как раз и есть тот «чужой мир») и вернуться живым и здоровым. Сказка - это просветлённый, переосмысленный древний мир.

Если в древнем мифе встреча с потусторонним пространством почти однозначно была связана со смертью, то теперь почти во всех волшебных сказках мы видим другую схему. Герой отправляется за своей целью (это может быть какой-то волшебный предмет, это может быть Жар-птица или таинственная невеста), преодолевает некоторую границу. В этом Тридевятом царстве ему встретятся необычные существа: волк-оборотень, Баба Яга (рис. 7), Кощей Бессмертный.

Герой будет проходить испытания, в которых ему встретятся волшебные помощники, которые помогут ему справиться с нереальной задачей, поставленной перед ним. Таким образом, герой достигнет своей цели и, благополучно преодолев границу, вернётся домой. Возникает уже совершенно другое ощущение. Уже нет страха перед миром «чужим», а скорее и в народных сказках, и в сказках Пушкина мы чувствуем необычную атмосферу древности. И нам очень хочется в неё окунуться. Аромат этой древности, её атмосфера и вправду пленительны.

« Там лес и дол видений полны…»

Обратите внимание на слово дол . Это место не совсем обычное. Это не ровное, просторное поле, где всё видно, не гора, которая открыта всем, а нечто сырое и таинственное. И мы погружаемся в атмосферу тайны. Это самое подходящее место для встречи с необычным.

Рассмотрим некоторые, не совсем привычные, слова. Например:

«Там о заре прихлынут волны…»

Предлог о в данном случае является синонимом предлога на . Предлог о очень древний. Часто в русских сказках он встречается нам в каком-то не совсем привычном значении. Например, «змей о трёх головах» означает «змей с тремя головами» . Такое нестандартное, несовременное использование предлога о придаёт строчке Пушкина ощущение древности и старины.

«И с ними дядька их морской…»

Слово дядька означает воевода, командующий.

«В темнице там царевна тужит…» (рис. 8)

Рис. 8. Царевна и бурый волк ()

Тужит - однокоренное слово туга - грустит, печалится. Очень часто девушка в русской народной сказке оказывается беззащитной перед злом. Василиса Прекрасная, Алёнушка, Марья Царевна могут надеяться только на героя, который вернётся из «чужого мира», благополучно преодолеет испытания и спасёт её.

«Там царь Кощей над златом чахнет…»

Чахнет - слабеет от жадности, от напряжения, мучается от своего богатства (рис. 9).

Сколько смысла, сколько красоты откроется перед вами, когда вы просто поработаете со значением непонятных слов.

Церковный славянизм

Церковнославянские слова (церковнославянизмы) очень похожи на слова русские. В корне церковнославянского слова вместо двух привычных гласных мы находим другой звук и другую букву.

Сравните слова:

Церковнославянизмы

Глава

Глас

Заклать

Младой

Хлад

Страна

Враг

Страж

Млечный

Русские слова

Заколоть

Молодой

Холод

Сторона

Ворог

Сторож

Молочный

Эти слова создают особое возвышенное, торжественное, древнее звучание. Обращайте на них внимание, когда читаете художественные тексты.

Попытайтесь всмотреться в сказочные образы, которые встречаются в стихах Пушкина.

Подумайте, о каких существах говорит автор, употребляя фразу «следы невиданных зверей» . Это могут быть такие существа, как звери-оборотни, говорящие человеческим языком, - волк, медведь. Эти существа ведут себя двойственно: они угрожают герою, представляют для него опасность или, наоборот, помогают ему, порой даже спасают ему жизнь.

Пушкин специально не говорит, что это за видения, чтобы пробудить читательскую фантазию. Видения - это что-то настолько необычайное, открывающееся нашему взору, что мы не верим своим глазам. Может быть, это волшебные славянские птицы - Сирин, Алконост, Гамаюн или Финист - Ясный сокол (рис. 10). Это волшебные птицы, вещие птицы, которым открывается будущее, которые поют песни своими неземными, чарующими голосами.

Рис. 10. Сирин и Алконост ()

У Пушкина упоминается Леший (рис. 11), или, как его называли на Руси, Лешак, - лесовик, лесной хозяин. Славяне верили, что к тем, кто хорошо относится к лесу, лесовик будет благосклонен, он поможет собрать лесные дары и благополучно выйти из леса, не заблудиться. А к недобрым людям он милосерден не будет: он заставит их плутать, голодать, он будет кричать страшным голосом. У лесовика много голосов: он может кричать по-человечьи, по-птичьи, он может причитать и всхлипывать, он может превращаться в птиц и животных и даже в человека.

Ещё один мифический персонаж - русалка. Интересно, что русалка у Пушкина не выходит из моря, а сидит на ветвях (рис. 12).

Дело в том, что у древних славян русалка не была морским существом. Первоначально это была обитательница полей. Это вовсе не то кроткое и нежное существо, каким представлена Русалочка из сказки Андерсена или из мультфильма Диснея.

Русалка - это красавица, которая зачаровывает путников и губит их. Русалку, как считали славяне, можно распознать вовсе не по рыбьему хвосту (это придумали гораздо позже), а по длинным распущенным волосам. Волосы эти были, как правило, русого цвета. Именно от слова русый историки отсчитывают название этого существа. «Ходит, как русалка» - так говорили на Руси о простоволосой девушке (рис. 13).

Крестьянская девушка ни в коем случае не могла ходить с распущенным волосами - у неё должна была быть коса или какая-нибудь другая причёска. Только существо из «чужого мира», каким является мир русалки, может позволить себе вести себя не так, как это принято в мире «своём», родном и привычном, именно потому, что она пришла из потустороннего мира.

В стихотворных строчках Пушкина русалка, конечно, не думает кого-нибудь губить. Она сидит на ветвях. Читатель удивляется этой волшебной картине. И снова перед нами языческий мир в его преобразованном, просветлённом виде.

«И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных…»

«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор»
(рис. 14).

Рис. 14. Черномор и витязи ()

Пушкин, создавая свои сказки, ориентировался на сказки народные, которые очень любил. Не раз ещё встретятся его слова:

«Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!» - так он однажды написал своему брату.

Образованный человек, владеющий несколькими языками, обладающий колоссальными знаниями по истории и другим наукам, Пушкин никогда не относился к фольклору, как к выдумкам неразвитого народа. Наоборот, он видел в фольклоре правду, глубину и необыкновенную поэтичность.

«Колдун несёт богатыря…»

«Руслан, не говоря ни слова,

С коня долой, к нему спешит,

Поймал, за бороду хватает,

Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает…

Ретивый конь вослед глядит;

Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой».

Кроме карлика Черномора, в тексте упоминается ещё один недобрый персонаж. Как раз упоминание о нём вносит в спокойное величественное звучание явные нотки тревоги.

«Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…»

Баба Яга - это не просто сказочный персонаж. Корни этого образа очень древние. Баба Яга живёт в особой избушке на курьих ножках (рис. 15).

Рис. 15. Избушка на курьих ножках ()

Эта деталь имеет историческую природу. Древние славяне ставили свои деревянные дома на возвышения - пеньки с подрубленными корнями, чтобы дерево не сгнивало. Эта деталь была особым образом переосмыслена. Получается, что избушка Бабы Яги сама по себе полуживая, в неё невозможно попасть иначе, как каким-то волшебным способом, только Баба Яга может туда войти, потому что ни окошек, ни дверей нет.

В древних сказках Баба Яга окружает своё жилище человеческими костями и головами. Это неспроста. Дело в том, что в представлении древних славян Баба Яга - это страшное, безобразное, полуистлевшее существо, которое олицетворяет собой смерть (рис. 16).

Рис. 16. Баба Яга ()

Только потом, когда миф преобразуется в сказку, Баба Яга становится существом, с которым можно договориться, которое уже можно перехитрить, которое порой даже готово оказать помощь.

Лорелея

Образы прекрасных обитательниц полян и вод, лесных дев, нимф и русалок, в целом характерны для европейской мифологии. Одним из таких сюжетов является сюжет о волшебной деве, которая сидит на утёсе, расчесывает свои длинные волосы, смотрит в воду, и от её чарующего пения путники погибают, потому что заслушиваются и не чувствуют опасности. Это немецкий сюжет о Лорелее. Прочитаете и послушайте, как пишет, воссоздаёт его немецкий поэт Генрих Гейне:

Лорелея

Не знаю, что стало со мною,
Душа моя грустью полна.
Мне все не дает покою
Старинная сказка одна.

День меркнет. Свежеет в долине,
И Рейн дремотой объят.
Лишь на одной вершине
Еще пылает закат.

Там девушка, песнь распевая,
Сидит высоко над водой.
Одежда на ней золотая,
И гребень в руке - золотой.

И кос ее золото вьется,
И чешет их гребнем она,
И песня волшебная льется,
Так странно сильна и нежна.

И, силой плененный могучей,
Гребец не глядит на волну,
Он рифов не видит под кручей, -
Он смотрит туда, в вышину.

Я знаю, волна, свирепея,
Навеки сомкнется над ним, -
И это все Лорелея
Сделала пеньем своим.

Подумайте, каких ещё общих персонажей можно найти в русской мифологии и в мифологии других европейских стран.

«Избушка та на курьих ножках…»

Повторение шипящих звуков уже создаёт ощущение шепота. Перед вами особый приём, который называется звукопись . Это очень похоже на живопись, только эффект создаётся не при помощи красок, а при помощи особым образом подобранных звуков. Эти звуки как бы имитируют звуки окружающей действительности, они создают то или иное впечатление по ассоциации:

«Там лес и дол видений полны…»

Гласные звуки о как бы раздвигают пространство, и мы видим, какое оно широкое и безграничное. Звук л (плавный, один из самых красивых русских звуков) создаёт ощущение гармонии, и мы чувствуем, как по этому пространству бежит лёгкий ветер.

«…Там о заре прихлынут волны…»

Повторяются те же самые звуки.

«…На брег песчаный и пустой…»

Сначала читатель чувствует, что волна прибывает, чувствует её напор, а потом она уходит и оставляет за собой пустой песок.

Аллитерация

Звукопись - это особый инструмент, при помощи которого автор усиливает то или иное впечатление, он создаёт особую музыку текста.

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

Ассонанс - повторение гласных звуков - в отличие от аллитерации.

Поищите аллитерации и ассонансы в стихах Пушкина. Старайтесь замечать не просто звуки с определённой, немножко неестественной частотой, но и попытайтесь почувствовать, какое при этом создаётся впечатление.

Обратите внимание, что дуб опоясан не золотой цепью, а златой. Это необычное слово. Волны прибывают не на берег, а на брег. Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению.

Церковнославянский язык - это язык древней письменности. Уже во времена Пушкина он воспринимается как нечто архаичное, то есть древнее, связанное с глубоким прошлым. Пушкин включает эти слова в свой текст, чтобы усилить ощущение старины, которое возникает у читателей.

«И там я был, и мёд я пил…»

Такими строчками обычно заканчиваются народные сказки. Но в данном случае автор приглашает читателей с собой. Он включает нас в круг тех, кому будет рассказано о древних тайнах, мы становимся сопричастными к сказочным событиям.

На этом уроке вы побывали в волшебном Лукоморье русской сказки благодаря Александру Сергеевичу Пушкину и его вступлению к поэме «Руслан и Людмила» (рис. 17).

Рис. 17. Лукоморье ()

Вы словно своими глазами увидели персонажей русской народной сказки. Вы узнали, что русская народная сказка свои корни находит в древней языческой мифологии, где весь мир разделен на «свой» и «чужой». Он полон чудес, опасностей и приключений. Приглашением в этот мир становятся для нас строчки Пушкина.

Список литературы

1. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия для 5 клас-са / под ре-д. Ко-ро-ви-ной В.Я. - М. «Про-све-ще-ние», 2013.

2. Ахметзянов М.Г. Учебник-хрестоматия «Литература в 5 классе в 2-х частях» - Магариф, 2005.

3. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. - М. Ассоциация XXI век, 2013.

1. Интернет портал «Славянская культура» ()

2. Интернет портал «СтудопедиЯ» ()

Домашнее задание

1. В какой мир переносит читателей начало поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Охарактеризуйте его.

2. Образы каких существ славянской мифологии используются в прологе поэмы «Руслан и Людмила»? Как они переосмыслены в произведении?

3. Какими художественными способами пользуется автор при создании образной атмосферы в прологе поэмы «Руслан и Людмила»?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней