Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

А зори здесь тихие четвертак. История персонажа


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам-всё это, живые,
Нам-отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш
голос,-
Вы должны его знать.
А. Твардовский.

  • расширить знания учащихся о войне, подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за Родину;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, рисунков о войне, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Проходят годы, и уже наступил ХХI век. Хотя мы всё дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941–1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили миллионы людей. Гитлеровцы совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны: кто потерял сына, кто отца и мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать даже самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфли на на солдатские сапоги, платья – на шинели.

Перед нами повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти сорок лет назад. Спектакли и повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает.

Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила наши души, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала послушаем о писателе.

II. Рассказ ученика о Б. Васильеве.

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье потомственного русского офицера, дворянина и настоящего интеллигента.

Прямо из школы в 17 лет в июле 1941 года Борис добровольцем ушёл на войну. Они жили тогда в Воронеже. Как любой мальчишка того времени, он бредил военной романтикой и рвался на фронт. И попал туда очень скоро. И романтика кончилась. Начались тяжелейшие будни. Он попал в окружение, выходил из него, чудом остался жив, рискуя умереть не от ран, а от голода.

В 1943 году в составе десантного подразделения участвовал в боевых действиях под Вязьмой, подорвался на мине, но…повезло, осколки не зацепили, был только контужен. А после того, как выписался из госпиталя в Костроме, направили в Москву – поступать в Военно-техническую академию бронетанковых войск. И хотя ещё почти полтора десятка лет Васильев оставался кадровым офицером, именно с этого момента началась, как он сам определяет, новая и последняя часть его жизни. “Именно на втором инженерно– танковом

факультете я встретил свою будущую жену, с которой прожил всю жизнь и которую люблю сейчас так, как не любил и во времена юности своей”,– пишет Борис Васильев в книге своих воспоминаний. У неё было необычное имя – Зоря. Может быть, отсюда и появится потом название – “А зори здесь тихие…”?

Окончил он академию после войны, работал инженером-испытателем танков.

В 50-х начал писать. Ещё не прозу-драматургию. Первым серьёзным литературным опытом стала пьеса “Офицер” (не путать со сценарием и киноповестью “Офицеры”, написанными много позже!).

По сценариям Бориса Васильева было снято 14 полнометражных фильмов, и почти все они имели зрительский успех, а некоторые стали просто очень популярными. Фильм “А зори здесь тихие” получил Государственную премию и даже был выдвинут в Америке на “Оскара” – самую престижную награду в мире кино. Именно благодаря фильму Васильев стал по – настоящему знаменит. И, наконец, феноменальный успех “Офицеров”. Эта картина стала культовой для всего советского народа.

В 1960 году Б. Васильев стал членом Союза кинематографистов. То есть на двенадцать лет раньше, чем вступил в Союз писателей СССР.

В 2003 г. ему вручили очень почётную премию Союза кинематографистов “Ника” в номинации “За честь и достоинство”.

В середине 60-х годов появилась первая повесть “Иванов катер”.

В 1969 г. – повесть “А зори здесь тихие”. В 1970 году повесть вышла в журнале “Юность”, и Б. Васильев в одночасье сделался знаменитым.

После этого появились повести:

“В списках не значился”,
“Завтра была война”,
“Встречный бой”,
“Офицеры”,
“Кажется, со мной пойдут в разведку”,
“Капля за каплей”,
“Самый последний день”,
“Аты-баты, шли солдаты”…

Литературное творчество Б. Васильева делится на три основные части.

  1. Современная, преимущественно городская проза с весьма значительным автобиографическим элементом, повести и рассказы об увиденном, пережитом, прочувствованном. Эти книги он продолжает писать и сегодня. Недавно вышел роман “Отрицание отрицания”, начат ещё один – “Поединок”.
  2. Масштабная эпопея, тетралогия о своих предках Алексеевых (по тексту романов они Олексины) – от начала XIX и до начала XX века: “Были и небыли”, “Картёжник и бретер, игрок и дуэлянт, “Утоли моя печали” и “Дом, который построил мой дед”.
  3. Цикл исторических романов о Древней Руси: “Вещий Олег”, “Ольга-королева русов”, “Святослав” и “Александр Невский”.

Несколько особняком стоит прекрасный биографический роман о генерале Михаиле Дмитриевиче Скобелеве “Есть только миг”.

Со второй половины 80-х годов он начал активно выступать как публицист.

Вывод: Борис Васильев остаётся по сей день настоящим русским офицером в литературе и в жизни. Наивысшим достоинством человека является для него понятие чести.

В работе он по-военному аккуратен и точен. А ещё он верен однажды данной присяге, верен своей Родине, своему народу. Он никогда не изменял самому себе.

В 1997 году Борис Васильев был удостоен премии имени Сахарова “За гражданское мужество”.

III. Анализ произведения.

  1. Когда говорят о Великой Отечественной войне, какие чувства и мысли рождаются у вас? Что лично для вас представляет война?
  2. Когда и из каких источников вы узнали о войне?
  3. Где происходит действие повести? (На разбомбленном и потому глухом разъезде в Карелии).
  4. Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде? В повести автор использует приём антитезы, который помогает раскрыть “самое несочетаемое сочетание” явлений – женщина и война. Б. Васильев писал: “Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами”.

Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчёркивает, что девушки, озорные, весёлые ведут себя не так, как положено на войне: “днём разводили бесконечные постирушки”, беззаботно прогуливались по лесу, загорали, трещали, как сороки, вместо команды – “насмешка полная”, “сапоги на тонком чулке”, “портянки намотаны, словно шарфики”. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, стрелять, но рядом – смерть, гибель этих полюбившихся нам девушек. Читая начало повести, даже не предполагаешь такого конца.

Рассказ о судьбе каждой девушки до войны и о пути их на фронт.

Рассказ о “личном счёте” Риты и Жени.

На экране – фрагмент кинофильма “А зори здесь тихие…” с участием Риты Осяниной.

Ученик. Рита Осянина. Строгая, не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями-пограничниками.
Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.
Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учебы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно.

На экране – фрагмент кинофильма “А зори здесь тихие…” с участием Жени Комельковой.

Ученик. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнет – заслушаешься. Глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца. Красивая…
Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемет, а её эстонка спрятала.
Значит, и у нее личный счет имеется.

Ученик. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, “лесная” красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал – отодвигал.
Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…(Фрагмент из фильма).
Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прилепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171-м разъезде…

Ученик. Галя Четвертак. Худощавая, востроносая, косички тоненькие торчат. Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.
Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма. )
Война застала Галю на четвертом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат.
Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

Ученик. Соня Гурвич. Серьезное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.
Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и, если удавалось достать билет, ходила на галерку, во МХАТ.
Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушел добровольцем на фронт. Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.
Вот ее и откомандировали в зенитную часть.

Учитель. Жизнь этих девушек, не успев еще начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

Как же погибли девушки? Как герои. Каждая пыталась сделать все, что могла, пыталась бороться до конца.

Ученик. Лиза. “Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.
Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…”.

Ученик. Соня. “А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосет, тянет за сердце.

Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.
– Отличница была, – сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.
– Да, – покивал старшина. – Стихи читала.
А про себя подумал: не это главное.
А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…”.

Ученик. Галя. “Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая.
– Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне”.

Ученик. “Налил Васков в три кружки, хлеба наломал, сала нарезал. Раздал бойцам и поднял свою кружку:
– Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак – в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Но ведь за сутки здесь, в межозерье, противника кружим. Сутки! И теперь наш черед сутки выигрывать. А помощи нам не будет, и немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой пора принимать. Последний, по всей видимости…
Одно знал Васков – в этом бою – не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. Держать эту позицию, а то сомнут – и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют – значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!”.

Фрагмент из фильма.

Ученик. Женя. “Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет”.

Ученик. Рита. “Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет.
Рита спросила у Васкова, болит ли раненая рука.
Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.
– Болит?
– Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
– Ну, зачем так… Все же понятно, война, – сказала Рита.
– Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
– Не надо, – тихо сказала Рита. – Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал.
Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел”.

Фрагмент из фильма.

– Почему погибла Лиза – она же была опытнее других?
– Почему Женя не затаилась, а приняла бой?
– Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
– Как погибли Соня и Галя, можно ли их осуждать за нелепую смерть?

Женя не затаилась, потому что хотела чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца, понимала, что, уводя немцев в сторону, она спасает своих товарищей от смерти.
Никто не осудит Риту за выстрел в висок. Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и получает смертельное ранение. А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому и стреляет в себя.

– А что вы думаете о смерти Гали Четвертак? Многие могут осудить Галю Четвертак за трусость, но представим её в военном обмундировании, с оружием в руках сначала на болоте, потом в лесу.
– Какие чувства вызывают Соня и Галя у Васкова? Обе они маленькие, “пигалицы городские”. Соня – худющая, “как весенний грач”, сапоги у неё на два номера больше, на спине – вещмешок, в руках – винтовка. Она “сильно умаялась, аж приклад по земле волочился”. Васков думает о ней жалостливо, невольно спрашивает как у ребёнка: “Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?” А после ответа и вздоха Сони “полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу у тебя?” А рядом с ней – Галка – худющая “замухрышка”, она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом”. Представим её, маленькую “Четвертачок”, тоже с винтовкой, с вещмешком, без сапога, “в одном чулке. В дырку большой палец торчит, синий от холода”. Отношение к ней Федота Евграфыча определила сама Галка: “Как с маленькой вы…” Ему хочется укрыть её, уберечь, он берёт её на руки, чтобы она не промочила лишний раз ноги”.

– Вспомните, как они идут через болото.

“Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут. Зло”. И дальше: “Гнал он девчат своих ходко…, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого дыхания хватало”. А потом вместе с Соней жгли костры у немцев на виду. И вот Соня погибла, погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.

Писатель вспоминает: “Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего – первокурсниц. Для них война была самой страшной. Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич”.
“Отличница была, – сказала Осянина. –Круглая отличница – и в школе и в университете”. – “Да,– сказал старшина,– стихи читала.– А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков. А теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом”.

Б. Васильев писал: “Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом”.

– Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
– Почему все девушки в повести погибают?

Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б. Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: “Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.

Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Да, сделали всё, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый четвёртый убит
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт.
Б. Слуцкий.

А почести мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Г. Поженян.

Выразительное чтение последнего разговора Федота Васкова и Риты Осяниной.

Выступление членов группы о старшине Васкове по плану:

  1. Прошлое Васкова.
  2. Каким мы видим его в начале повести.
  3. Отношение к девушкам в начале повести и отношение их к нему.
  4. Как изменилось отношение девушек к старшине.
  5. Как автор относится к своему герою? (Юмор и ирония в начале описания и авторское “соучастие” в конце.
  6. Как вы понимаете смысл афоризмов Васкова: “Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кого передумает”, “Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан”.

Чтение отрывка из 13-ой главы (“Одно знал Васков в этом бою: не отступать”), 14-ой (“Он уже миновал соснячок”).

Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа. Чаще она во внешней суровости. Б. Васильев вспоминает о своём старшине, когда он служил в полковой школе: “Был он с нами всегда суров, очень мы его невзлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому и воспитывал жестокость. И когда потом ко мне приходило молодое поколение, я невольно подражал старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду видится за ними суровость.

Вот эта благородная ответственность за судьбу страны, когда “…словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был её последним сыном и защитником”, пронизывает повесть от начала до конца.

Жена погибшего героя – пограничника Рита Осянина перед смертью своей говорила старшине: “Помнишь, я у разъезда на немцев наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут – Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт, а отец, а отец мой без вести пропал.

– Не тревожься, Рита, понял я всё”.

Такому человеку, как Федот Васков, много говорить не нужно. Всего лишь пять слов он сказал. Но для того чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить ещё двух фашистов, четверых взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его, сделать человеком. Пять слов – и почти вся жизнь .

Некоторым не верится, что Васков один берёт в плен четверых немцев.
Вспомним, что пережил до этого Васков, как вели себя двое фашистов в Легонтовом скиту накануне.
Могут упрекнуть старшину в том, что, зная, что силы неравны, он принимал бой.

А как бы вы поступили, когда бы увидели вместо предполагаемых двух врагов – 16?
– Почему писатель так назвал повесть?

Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.

Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.

Вам поклон, солдаты,
За цветущий май,
За рассвет над хатой,
За родимый край.
Поклонюсь, солдаты,
Вам за тишину,
За простор крылатый,
Вольную страну.

Звучит песня на стихи Р. Гамзатова “Журавли”.
Приложение (презентация)

Литература.

  1. Б. Л. Васильев. Повести. Дрофа. Москва – 2007.
  2. Пособие для учителя “Уроки внеклассного чтения”. Москва “Просвещение” 1980.
  3. Интернет-ресурсы.

Галя Четвертак - четвёртая из девушек - вообще была подкидышем, и фамилию ей дали в детском доме, потому что меньше всех ростом была, в четверть меньше. Поначалу, она была очень активна, и даже приняла участие в нескольких скандалах в детдоме. Но затем стала спокойней, прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже пела в хоре, хотя в душе мечтала о популярности. На войну её не брали, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя не сдавалась и, наконец, её направили в зенитчицы. Она была самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом.

Действие разворачивается в мае 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Васков.

На разъезде спокойно. Васкову присылают взвод бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза,переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение.Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Война исковеркала судьбы многих героев: погибли не только девушки, но и старшина. Он погиб последним, пережив гибель всех своих бойцов, которые умерли как настоящие герои, спасая родину, Россию, все живое. Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину, видя в каждой из них невесту, будущую мать, у которой могли бы быть дети и внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества». Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», невольно ставишь себя на место тех девушек, невольно думаешь, как бы повела себя я, оказавшись в столь ужасных обстоятельствах. И невольно понимаешь, что не очень многие люди способны на такой героизм, какой проявили девушки. Считается, что художественная литература основана на вымысле. Отчасти это правда, но Борис Васильев - писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма.

Галя Четвертак образ и характеристика по плану

1. "Подкидыш". Одна из главных героинь повести Б. Васильева " " Галя Четвертак сразу же вызывает у читателя трогательную жалость. Даже фамилия девушки указывает на ее физический недостаток - "ростом... в четверть меньше".

Незаметная и скромная воспитанница детского дома сама старалась привлечь к себе внимание. "Дело о нападении...", поиск несуществующих сокровищ, появление ведьм, любовная лихорадка - все эти проделки сделали Галю знаменитой, позволили ей поверить в себя и собственную значимость.

Галя мечтала о "всеобщем поклонении". Ее не устраивала окружающая серая действительность, из которой она вырывалась с помощью богатого воображения.

2. Война . Погруженная в мечты девушка считала, что ей выпала удачная возможность проявить себя на войне. Поэтому она так настойчиво добивалась отправки на фронт. Гале удалось уговорить подполковника, который отправил ее в зенитчицы, невзирая на несоответствие возраста и роста. Однако военные будни оказались от мечты еще дальше, чем действительность на гражданке.

Галины романтико-героические представления, желание непременно совершить подвиг разбились о строгий воинский устав. Четвертак вновь превратилась в маленькую, смертельно напуганную, беззащитную девочку, у которой малейшая неприятность вызывала слезы.

3. "Мама - медицинский работник". Резкое несоответствие между мечтой и действительностью заставило Галю еще со времени детдома уходить в свой собственный воображаемый мир. Постепенно она даже начинает верить в реальность создаваемых в воображении образов. С их помощью Галя пытается защитить себя от окружающей грубости и жестокости. Особенно остро нужда в защите встает для Четвертак во время экспедиции Васкова.

На войне Галя чувствует себя совершенно беззащитной. Ее очень легко обидеть. Девушка боится насмешек подруг, сурового Васкова, и, конечно же, пока еще невиданного главного врага - немцев. Постоянный страх заставляет Галю выдумать и поверить в существование мамы - медицинского работника. Профессия выбрана не случайно - роль и авторитет медицины в военных условиях невероятно высок.

С помощью выдуманной мамы Галя пытается защитить себя от ужасных с ее точки зрения вещей: питья спирта и надевания сапог погибшей подруги. Осянина даже не понимает, каким страшным и жестоким для Гали становится ее нетерпеливый окрик: "Хватит! Нет у тебя мамы!".

4. "Боец уже был убит" . Вид убитой Сони нанес последний удар по романтическим представлениям Гали Четвертак. Война предстала перед ней во всей своей ужасающей полноте. Трусость Гали при перестрелке с немцами - неизбежное следствие животного чувства самосохранения, вызванного непреодолимым страхом. Выхода у Гали, а тем более у Васкова, не было. Взяв Четвертак с собой, старшина надеялся таким образом придать ей сил. Но с ним отправился уже не боец, а просто смертельно напуганная девочка. Война вошла даже в ее воображаемый мир. "Тупой, чугунный ужас" парализовал волю Гали и не оставил ей никаких шансов на спасение. Трагическая смерть Четвертак, если уместно такое сравнение, напоминает хладнокровное убийство загнанного беззащитного зверька.

  1. Федот Евграфыч Васков — комендант железнодорожного разъезда в звании старшины, возраст 32 года. В мирное время – простой деревенский мужчина, труженик с четырьмя классами образования. В его распоряжение поступили пять девушек из зенитного расчета, когда их направили на службу для защиты железной дороги от налетов фашистских самолетов.
  2. Маргарита Осянина – старшая зенитного расчета. Молодая женщина отправилась бить фашистов, когда её любимый муж, пограничник, погиб при наступлении немцев, на второй день войны. Её любовь отняла война, и женщина решила встать в строй вместо своего любимого человека, отомстить за его гибель. Рита вышла замуж почти сразу после окончания школы, родила через год сына, жизнь была полна светлых надежд, но её разрушила война. Женщина оставила ребенка маме, а сама ушла на фронт. Характер нежной женщины изменился, она стала суровой, замкнулась в себе.
  3. Евгения Комелькова – милая, улыбчивая девушка, веселая и озорная, пережила страшную трагедию. Фашисты у неё на глазах расстреляли всю семью. Женька стойко переносила своё горе, любовь и душевное тепло она отдавала людям, которые были рядом с ней здесь, на фронте.
  4. Елизавета Бричкина – была дочерью лесника. Жила на Брянщине, вдали от городской суеты, на лесном кордоне. Девятнадцатилетняя девушка была полна самых прекрасных ожиданий от жизни. Она верила в «ослепительное счастье», которое непременно ждет её. Даже здесь, на войне, она жила в предчувствии светлого чуда.Соня Гурвич – интеллигентная девушка, студентка в прошлом, год проучилась в МГУ, очень любила читать, особенно поэзию, обожала театр. Она дочь участкового врача, её семья большая и дружная, до войны жила в Минске. А теперь в её родном городе хозяйничают фашисты.
  5. Галина Четвертак – детдомовская воспитанница, неисправимая мечтательница и фантазерка. Война для неё, прежде всего, романтическое приключение, которая она решила ни за что не пропустить в своей жизни.

На железнодорожный разъезд прибывает подразделение девушек-зенитчиц

Шёл май 1942 года, это были самые тяжелые бои и потери для Советской армии. На железнодорожном разъезде, где после бомбежек немецких самолетов осталось всего лишь несколько домов, служил комендантом старшина Федот Евграфыч Васков. Линия фронта проходила в стороне, а на разъезде и в окрестностях царили спокойствие и тишина, поскольку обстрелы и бомбежки прекратились. Командование, чтобы защитить важный железнодорожный узел от фашистской авиации, распорядилось оставить здесь две зенитные установки и полувзвод, их обслуживающий.

Однако, искушение сравнительно мирной жизнью выдерживали не все солдаты. Обожание местных женщин и самогон, к сожалению, не доводили до добра. Старшина Васков постоянно отправлял рапорты командованию, одних солдат-зенитчиков меняли на других, но это проблемы не решало. Комендант попросил прислать ему непьющих.

На смену прежнему «веселому» полувзводу, наконец, прибыл новый. Сюрпризом для старшины Васкова стало то, что молоденькие солдаты оказались девушками. Непросто было коменданту найти с новенькими общий язык. Он чувствовал себя весьма неловко в присутствии этих бойцов. Вчерашние школьницы и студентки были хорошо образованы, а у Васкова – всего лишь 4 класса за плечами. Но главным беспокойством для старшины было то, что молодые зенитчицы игнорировали военный устав и всё старались сделать по-своему.

Командир отделения зенитчиц Рита Осянина обрадовалась этому переводу на разъезд с передовой. Ведь совсем неподалеку, в городе остались её мама и маленький сын. Тайно, по ночам, Рита уходила в самоволку – навещать своего маленького сына.

В окрестностях появились фашистские диверсанты

Однажды, возвращаясь из города Рита столкнулась в лесу с двумя подозрительными незнакомцами. Они были вооружены и в маскировочных халатах, а также несли с собой, похоже, взрывчатку. Из рассказа Риты Осяниной старшина Васков понял, что это были немецкие диверсанты, намеревавшиеся взорвать железную дорогу. Поэтому он принял решение перехватить и уничтожить диверсантов.

На это задание старшина Васков взял с собой пятерых девушек – Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич и Галю Четвертак. Они отправились к озеру Вопь, чтобы там встретить фашистов.

Старшина выбрал непростой путь для своих бойцов, через болота, чтобы срезать путь и подготовить фашистам неприятный сюрприз. Девушки-бойцы благополучно миновали трясину, только Галя Четвертак потеряла в болотной топи сапог и, простыв, заболела. Девушки вместе с Федотом Евграфычем вышли к озеру. Сонная, мирная тишина этого места поразила их. Дикое лесное озеро словно замерло.

Силы оказались неравны

Старшина считал, что они быстро справятся с заданием, ведь противостояли их боевой группе всего двое диверсантов. Однако, всё же, подстраховавшись, Федот Евграфыч наметил путь и к отступлению. Заняв позиции, девушки прождали диверсантов целую ночь. Фашисты появились только утром. Их оказалось вовсе не двое, а шестнадцать.

Силы оказались неравны, старшина понял, что с пятью девчатами, да с небольшим запасом боеприпасов им с фашистами не справиться. И послал Лизу Бричкину, учитывая, что она всю свою жизнь жила в лесу, за подкреплением на разъезд. Самый короткий путь был через болото, коварные топи.

Нужно было выиграть время. И Васков с девушками решили отпугнуть фашистов, заставить их идти в обход. Поэтому постарались сделать вид, что здесь, в лесу большая группа лесорубов валит деревья. Девушки громко кричали, развели костры, Федот Евграфыч свалил несколько деревьев. А смелая Женька прямо на виду у фашистов искупалась в реке. Немцы поверили инсценировке, пошли в обход.

Гибель Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина так спешила выполнить своё задание, что потеряла тропу, повернула не там, где было нужно, оступилась в болоте. Трясина затянула её, и Лиза погибла.

Старшина понимает, что фашисты могут напасть на их маленькую группу в любой момент. Поэтому отправляется с Ритой на разведку. Они выяснили, что немцы расположились на привале, но затем скорее всего пойдут как раз в ту сторону, где сейчас находятся девушки. Поэтому нужно срочно поменять расположение маленького отряда. И Васков отправляет Риту Осянину за девушками.

Гибель Сони Гурвич

После того как все оказались вместе, Федот Евграфыч обнаруживает, что забыл на прежней их стоянке кисет. Соня Гурвич, сорвавшись с места, побежала забрать кисет, ведь найдя его, немцы могут понять, что отряд зенитчиц совсем рядом.

Старшина не успевает задержать Соню. И через какое-то время все слышат, далекий и тихий крик. Васков берет с собой Женю и отправляется на поиски Сони. Они находят ее убитой.

Васков в ярости, пытаясь отомстить за смерть Сони, преследует фашистов. Он видит двоих, отставших от своего отряда, убивает одного из врагов, а со вторым ему помогает справиться Женя. Это первое убийство, которое она пережила. Федот Евграфыч объясняет Жене, что враги – не люди, не животные, а хуже, фашисты.

Похоронив Соню, девушки со старшиной во главе отправились дальше и наткнулись на немцев. Пришлось принять бой. Маленький отряд отбился от врагов, заставив немцев отступить. Однако, напуганная смертью Сони, Галя Четвертак бросила оружие и упала на землю, вместо того чтобы стрелять. Девушки решили тут же организовать комсомольское собрание и осудить за трусость Галю. Однако, Федот Евграфыч заступился за Галю Четвертак, объяснил, что она растерялась. Поэтому на разведку он берет ее с собой в воспитательных целях.

Гибель Гали Четвертак

Васков с Галей Четвертак увидели фашистов. Их осталось 12 человек, они добили раненых в бою с девушками своих солдат. Федот Евграфыч и Галя организовали засаду, но девушка повела себя совершенно неправильно. Она выбежала прямо навстречу фашистам, за что и поплатилась жизнью.

Старшина Васков решает увести немцев за собой подальше в лес, в болото, чтобы Рита и Женя остались живы. Он кричит, стреляет по появляющимся тут и там среди деревьев фигурам фашистов, двигаясь всё ближе к болоту. Однако, ему не повезло – пуля попала в руку.

На рассвете, выбираясь из болота, старшина заметил жуткий знак – привязанную к шесту юбку Лизы Бричкиной и понял, что подмоги не будет, девушка погибла.

С тяжелым сердцем и едва теплющейся надеждой на то, что Рита и Женя еще живы, Васков отправляется за диверсантами и находит заброшенную избушку, где фашисты остановились на привал. Он видит, как часть из них уходит на разведку. Оставшегося в избе немца старшина убивает, забрав его оружие.

Гибель Риты и Жени

Риту и Женю Васков находит у реки, где еще вчера они устраивали инсценировку для фашистов. Он сообщает им страшную весть, что Галя и Лиза погибли, и теперь им втроем предстоит принять неравный бой. Помощи не будет и отступать им некуда. Нельзя диверсантам дать возможность переправиться через реку.

И бой начался. Рита была тяжело ранена – осколок гранаты попал в живот. Женя хотела увести немцев за собой, отстреливаясь, будучи раненой, увлекала их всё дальше. Только не хватило патронов. Фашисты добили девушку в упор.

Женя, понимая, что умирает, попросила старшину Васкова позаботиться о ее маленьком сыне, Альберте. Федот Евграфыч оставил ее одну, направляясь прямо навстречу фашистам. Отойдя буквально на несколько шагов, он услышал выстрел. Рита застрелилась, чтобы не задерживать Васкова, не быть для него обузой.

Старшина вернулся, похоронил Риту и Женю. Он шел к избушке, где обосновались фашисты, исполненный горя и гнева. Ворвавшись в дом, он сразу убил одного из диверсантов, остальных, четверых, взял в плен, заставив их связать друг другу руки ремнями. Раненый, в полубреду, он вел пленников на разъезд, и только когда понял, что дошел, упал обессиленный и потерял сознание.

Эпилог

Письмо случайного туриста, которое было написано намного позже, уже после окончания Великой Отечественной. В нём рассказывается, как отдыхал этот человек на тихом озере, где царят тишина и безлюдье. Как познакомился со стариком безруким и молодым военным, капитаном, ракетчиком по имени Альберт Федотыч. Турист, вместе с новыми своими друзьями разыскали старую могилу, где были похоронены девушки-зенитчицы и установили там плиту из мрамора. В конце письма его автор замечает, какие же тихие зори в этих диких местах…

Тест по повести А зори здесь тихие

Повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира в годы Второй мировой войны.

История создания

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось - пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё - повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал.»

Сюжет

Основной сюжетной линией повести является разведывательный поход героев произведения. Именно во время похода происходит познание характеров героев друг другом, проявляются героизм и любовные чувства.

Действующие лица

Федот Васков

Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он - комендант разъезда, к которому после длительных просьб прислать непьющих и не гулящих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.

Васков - единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.

В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалётов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.

Женя Комелькова

Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.

Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили, а затем расстреляли её в упор.

В фильме роль Комельковой исполнила актриса Ольга Остроумова.

Рита Осянина

Рита Муштакова первой из класса вышла замуж за лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Игоря. Муж Риты погиб во время контратаки 23 июня 1941 года.

Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне.

Лиза Бричкина

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось - началась война.

Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.

Галя Четвертак

Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.

Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

Соня Гурвич

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало).

Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

Экранизации

Повесть была экранизирована в 1972, 2005 и 2008 годах:

  • « » - фильм режиссёра Станислава Ростоцкого (СССР, 1972).
  • « » - фильм режиссёра Мао Вэйнин (Китай, Россия, 2005).
  • «А зори здесь тихие» - телесериал (Россия, 2008).

Театральные постановки

Кроме того, повесть была поставлена и в театре:

  • «А зори здесь тихие» - спектакль Московского Театра на Таганке, режиссёр Юрий Любимов (СССР, 1971);
  • «А зори здесь тихие» - опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
  • «А зори здесь тихие» − спектакль Волжский драматический театр, режиссер Александр Гришин (Россия, 2007).
  • «А зори здесь тихие» - спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).

Издания

  • Борис Васильев , Карелия , 1975
  • Борис Васильев , ДОСААФ, Москва , 1977
  • Борис Васильев , Правда , 1979
  • Борис Васильев , Дагучпедгиз , 1985
  • Георгий Березко, Борис Васильев , Правда , 1991
  • Борис Васильев , 2010
  • Борис Васильев , Эксмо , 2011
  • Борис Васильев , Астрель , 2011
  • Борис Васильев , АСТ , 2011


Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней