Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной

Избранное:


Анализ стихотворния Беллы Ахмадуллиной «А напоследок я скажу...»

Белла Ахмадуллина - автор прекрасных стихов, многие из которых стали популярными романсами. Но она теряется в плеяде многих известных поэтов – песенников. А ведь эта женщина прекрасно воспела самое чудесное на земле чувство – любовь. Мало кто из поэтов умел так, как она, перед лицом любви пренебречь всеми доводами рассудка, так отдаться нахлынувшему чувству и добиваться взаимной любви, несмотря ни на какие препятствия.

Любовь у Ахмадуллиной бывает разная: страстная, нежная, грустная, прощальная, но никогда – спокойная. Для поэтессы чувство – это вихрь эмоций, неважно, каких, которые затрагивают все струны души. Потому ее стихи о любви так популярны у читателей, от них невозможно оторваться. Всегда как бы сопереживаешь героине Ахмадуллиной в ее чувстве, находишь и в своей душе похожие эмоции.

Наиболее известным стихотворением, которое было положено на музыку и вошло в кинофильм, является «А напоследок я скажу…» Тема этого стихотворения – расставание с любимым человеком. Героиня прощается с ним, его любовь ей уже не нужна: «Прощай, любить не обязуйся». Но это прощание не дается героине легко, в ней все бушует, и она чувствует: «С ума схожу иль восхожу К высокой степени безумства».

Это повторение разными словами одного явления, «сумасшествия», подчеркивает, усиливает внимание на этих словах. Чувства у героини – вне ее контроля. Она не в состоянии управлять ими: так глубоко ее горе.

Героиня упрекает героя: «Как ты любил, ты пригубил». То есть она говорит о том, что он не сумел глубоко вникнуть в ее чувство, понять всю глубину ее эмоций. Здесь идет скрытое сравнение героини с бокалом вина. Именно к слову «вино» уместно использования глагола «пригубил», то есть слегка отпил, чуть касаясь губами. Так же и в отношении лирической героине - герой просто воспользовался ее чувствами. Она упрекает его не в том, что он ее погубил, а в том, что он «погубил так неумело». То есть лирический герой растоптал все ее чувства, не оставил ей никакой надежды. Теперь же героине не на что опереться в жизни.

Вторая строфа начинается так: «А напоследок я скажу». Складывается впечатление, что героиня просто никак не может проститься с любимым, пытается задержать его еще на одно краткое мгновение. В этой строфе она описывает свое, уже предобморочное, состояние: мозг перестает работать, «пали руки»: «И стайкою наискосок Уходят запахи и звуки». Возможно, героиня ждет, что бывший возлюбленный пожалеет ее, не оставит, а, возможно, она говорит о своем состоянии уже тогда, когда неважно, слушает тебя кто-либо или нет.

Итак, в этом стихотворении раскрывается любовная тема - расставание с любимым человеком. Оно представляет собой лирический монолог героини, обращенный к неверному любимому.

Хотя стихотворение небольшое по объему, но оно очень содержательно по смыслу, по выражению чувства. Этому способствуют и изобразительно-выразительные средства, выбранные Ахмадулиной. Здесь присутствует: «С ума схожу, иль восхожу / К высокой степени безумства». Есть перифразы, которые придают лиричность монологу: «Работу малую висок еще вершит», «стайкою уходят запахи и звуки». Есть также и сравнения: «стайкою» - сравниваются со стайкой рыбок, которые очень быстро меняют направление движения.

В этом стихотворении очень много синтаксических средств выразительности. Это и инверсия: «С ума схожу…», «Как ты любил…», «И стайкою наискосок» и т. д. Много обращений, которые выражаются личным местоимением «ты», присутствует анафоры: «А напоследок я скажу», «Как ты любил…».

Очень много в стихотворении повторов. Это уже названные «А напоследок я скажу», глаголы «любил», «погибель», «погубил». Повторения акцентирует внимание на них. Мы понимаем, что здесь они будут являться ключевыми словами, то есть самыми главными словами стихотворения, в которых и заключен основной смысл.

Кроме того, стихотворение насыщено глаголами действия, но это не придает ему большого динамизма, так как глаголы повторяются и описывают не физические действия, а проявление чувств.

Кстати, третья строфа стиховторения представляет собой повтор первой строфы. Поэтому можно сказать, что произведение обладает кольцевой композицией. Оно показывает: от чего героиня шла, к тому и пришла. Лирическая героиня простилась со своим возлюбленным, хотя это и больно, но, наверное, не отпустила его. Это кружение по кругу показывает, что героиня так и не сможет расстаться с любимым человеком. Хотя вторая строфа завершается тем, что она уже как бы свыклась с этой мыслью, она нечувствительна к реальному миру, ее окружающему.

В конце мне хотелось бы привести слова самой Ахмадуллиной как доказательство того, что главнее всего в жизни она считает любовь: «Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите».

«Ночь» Белла Ахмадулина

Уже рассвет темнеет с трех сторон,
а все руке недостает отваги,
чтобы пробиться к белизне бумаги
сквозь воздух, затвердевший над столом.

Как непреклонно честный разум мой
стыдится своего несовершенства,
не допускает руку до блаженства
затеять ямб в беспечности былой!

Меж тем, когда полна значенья тьма,
ожог во лбу от выдумки неточной,
мощь кофеина и азарт полночный
легко принять за остроту ума.

Но, видно, впрямь велик и невредим
рассудок мой в безумье этих бдений,
раз возбужденье, жаркое, как гений,
он все ж не счел достоинством своим.

Ужель грешно своей беды не знать!
Соблазн так сладок, так невинна малость -
нарушить этой ночи безымянность
и все, что в ней, по имени назвать.

Пока руке бездействовать велю,


Уверенный, что мной уже любим,
бубнит и клянчит голосок предмета,
его душа желает быть воспета,
и непременно голосом моим.

Как я хочу благодарить свечу,
любимый свет ее предать огласке
и предоставить неусыпной ласке
эпитетов! Но я опять молчу.

Какая боль - под пыткой немоты
все ж не признаться ни единым словом
в красе всего, на что зрачком суровым
любовь моя глядит из темноты!

Чего стыжусь? Зачем я не вольна
в пустом дому, средь снежного разлива,
писать не хорошо, но справедливо -
про дом, про снег, про синеву окна?

Не дай мне бог бесстыдства пред листом
бумаги, беззащитной предо мною,
пред ясной и бесхитростной свечою,
перед моим, плывущим в сон, лицом.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Ночь»

Каждый человек искусства в своей жизни сталкивался с состоянием творческого застоя. Иногда это проявляется в виде апатии, когда не хочется браться за работу. У других это похоже на паралич – вот ты приготовил чистый холст и взялся за кисть, но рука не может притронуться к краскам. Муза не идёт, и творец начинает терзаться сомнениями. Отчего же у него не выходит? Почему поток идей и образов проносится мимо?

Такими вопросами задавалась и поэтесса Белла Ахмадулина (1937–2010). Наверняка и она сталкивалась с отсутствием вдохновения. Но талант поэтессы был настолько ярок, что даже самокопание она смогла превратить в необыкновенное стихотворение «Ночь». В нём автор, как дотошный учёный, препарирует творческий процесс, чтобы понять, как на свет появляются стихи.

«Ночь» была написана в 1962 году. Сюжет произведения переносит в кабинет автора, делая читателей непосредственными свидетелями того, как рождается стихотворение. Мы видим стол, покрытый бумагами, свечу, окно, в котором брезжит утро. Поэтесса использует необычное описание: мы привыкли представлять, что с отступлением ночи краски светлеют, но Белла Ахатовна, наоборот, указывает на темноту:
Уже рассвет темнеет с трех сторон,
а всё руке недостает отваги…

Эта темнота противопоставлена чистоте листа, на который никак не хотят ложиться строчки. Очень выразителен образ «воздух, затвердевший над столом». Он помогает ярче представить, какие усилия прилагает автор, чтобы приступит к работе.

Вместе с читателями поэтесса наблюдает за собой:
Как непреклонно честный разум мой

не допускает руку до блаженства…

Автор понимает, что на самом деле ей не составит труда покрыть листы многочисленными стихотворениями обо всём, что проникает в поле зрения. Используя приём олицетворение, она показывает, как различные вещи сами готовы стать героями её произведения:
любой предмет глядит с кокетством женским,
красуется, следит за каждым жестом,
нацеленным ему воздать хвалу.

Но Беллу Ахатовну волнует, что эти стихи окажутся слишком простыми, низкопробными. В них не будет ценности. Главное, по её мнению, «писать не хорошо, но справедливо». Поэтому-то поэтесса продолжает сопротивляться позывам к графоманству и ждать настоящей идеи.

Стихотворение «Ночь» не только имеет глубокий смысл, но и очень необычную структуру. В каждой строфе использована кольцевая рифма abba, что делает строки строгими и уверенными. Произведение содержит урок, облечённый в изысканную стихотворную форму, который будет полезен не только творческим людям, но и каждому читателю, который задумывается о ценности своей работы.

Белла Ахматовна Ахмадулина (1937 – 2010) – русская поэтесса, писательница, переводчица второй половины XX века.
В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихов «Струна» появился в 1962 году. Таким образом, стихотворение «Заклинание», написанное в 1968 относится к раннему периоду творчества.
Ахмадулину называли последовательницей Ахматовой и Цветаевой, в ее поэзии множество перекличек с поэтической традицией прошлого. Стихотворение «Заклинание» не исключение.

Стихотворение называется - «Заклинание». Согласно Большому толковому словарю слово «заклинание» имеет следующие смыслы:
1) словесная формула, обладающая магическими свойствами;
2) страстная мольба, просьба.
В первой же строке данного стихотворения мы читаем эту «словесную формулу»:

Не плачьте обо мне – я проживу…

Эта фраза повторяется в стихотворении 4 раза и еще 4 раза в усеченном варианте:

Я проживу.

Это подтверждает наш выбор трактовки слова «заклинание» в пользу первого варианта. Это не случайная фраза. Это фраза, призванная оказать суггестивное воздействие: заставить поверить, внушить, загипнотизировать. Из 5 глаголов, имеющихся в данном стихотворении, 2 составляют эту фразу («не плачьте» повторяется 4 раза, а «проживу» - 8 раз).

Кроме того, что данная фраза оказывает внушающее (суггестивное) воздействие, она содержит противоречие и конфликт, существенный для понимания стихотворения:
Первая часть фразы «не плачьте обо мне» - демонстрирует внешнюю слабость лирической героини, которая вызывает беспокойство у окружающих. При этом вторая часть фразы: «Я проживу» - демонстрирует внутреннюю силу.
Противоречие, обозначенное уже в первой строке стихотворения, усиливается в дальнейшем, т.к. после этой фразы идет целая цепочка оксюморонных сочетаний:
- счастливая нищая,
- добрая каторжанака,
- озябшая южанка.

И, наконец, в конце первой строфы лирическая героиня противопоставляет себя всему окружающему миру: «чахоточная на молярийном юге». Чахотка может быть отсылкой к поэтам «Серебряного века», преемницей которых считала себя Ахмадулина. В начале ХХ века чахотка была очень распространенным заболеванием.
Интересна также фонетическая организация первой строфы: повторяющиеся звуки [ж], [ч], [ш], [ш’] создают иллюзию шепота, который оправдан предложенной ситуацией – чтение заклинания.
Вторая строфа продолжает линию противопоставления себя – миру: она не боится быть ни смешной, ни осуждаемой, ни юродивой: ни «пьяницей», ни «хромоножкой», ни «богомазом». Ей важно лишь одно – остаться верной самой себе и выжить.
Пока пропустим 3 строфу и перейдем к 4, в которой как бы случайно, между прочим (союз «да») упоминается «пресветлая звезда» некой Марины. В данном стихотворении нет явных примет, по которым можно идентифицировать эту Марину. Но если обратиться к другим стихотворениям Ахмадулиной 1960-х годов, можно найти еще по меньшей мере 2 стихотворения («Урок музыки» 1963 и «Клянусь» 1968) упоминающих то же лицо. Опираясь на них можно с уверенностью утверждать, что речь идет о М.И. Цветаевой.
Поняв кто является образцом для подражания для молодого автора, можно по-новому взглянуть на противоречия данного стихотворения, на противопоставление себя миру. Это узнаваемая характеристика цветаевского мироощущения.
Становится понятной и 3 строфа. Это скрытая цитата, достаточно прозрачная перекличка с известным цветаевским «Моим стихам, написанным так рано…», весь пафос которого в вере в будущность своей поэзии. Это единственная строфа, в которой значимой оказывается категория времени: «грядущесть» хоть и «нечеткая» непременно осуществится, стихи Ахмадулиной «будут знать» (еще 2 глагола из 5).

Структура стихотворения: Стихотворение состоит из 4 пятистиший, написано 5-стопным ямбом с пиррихиями. В стихотворении использованы кольцевые рифмы, анафоры, эпифоры, звуковые повторы – все это создает спиралеобразный строй текста и иллюстрирует мысль автора о развитии истории по спирали и объясняет преемственную позицию автора по отношению к предыдущим поколениям литераторов.

МОБУ СОШ села Амзя

Особенности лирики

Беллы Ахмадулиной

(реферат по литературе)

Работу выполнила ученица 10 Б класса

Норина Анастасия

Руководитель: преподаватель русского языка

И литературы

Нефткамск - 2011

1. Введение ……………………………………………. 1

2. Структура…………………………………………… 1

3. Основная часть………………………………………2-24

4. Заключение ………………………………………… 25

5. Список источников…………………………………. 25

6. Рецензия …………………………………………….. 25

Введение .

Данная работа посвящена изучению биографии и творчества поэтессы Беллы Ахмадулиной, которая ушла из жизни 29 октября 2010 года на 74-м году жизни.

Её творчество всегда вызывало интерес у читателей. Я постаралась показать многогранность её таланта, многообразие тем, отражённых в её стихотворениях, преемственность с поэзией прошлого века, созвучие с поэзией современных авторов.

В первой части реферата много сведений о жизни, о творческом пути Беллы Ахмадулиной. Во второй части – небольшой анализ нескольких её стихотворений. Приводятся тексты трёх стихов, посвящённых Ахмадулиной. Их авторами являются поэты, хорошо знавшие поэтессу: Е. Евтушенко, П. Антокольский, А. Вознесенский.

Цель и задачи работы: охарактеризовать особенности лирики Беллы Ахмадулиной; показать, как факты биографии, время отражаются в её поэзии.

Структура (тезисы)

1. Краткая биографическая и историческая справка (в какую эпоху родилась, какие важные исторические и культурные события повлияли на формирование мировоззрения поэтессы, какие события личной жизни повлияли на развитие творчества).
2. Основные периоды творчества.
3. Основные темы и проблемы, волнующие в эти периоды, самые значимые произведения, написанные в тот или иной период.
4. Художественные особенности произведений, написанных в тот или иной период.
5. Художественные открытия поэтессы.
6. Значение творчества Беллы Ахмадулиной для русской и мировой литературы и культуры. Стихотворения, посвящённые поэтессе.

DIV_ADBLOCK107">

кричала, что она не виновата:

она не затевала кутерьму,

и эти краски красные пролиты

не ей - и в доказательство тому

казала свои бедные палитры.

Нет, вы не виноваты. Все равно

обречены менять окраску ветви.

Но все это, что желто и красно,

что зелено, - пусть здравствует вовеки.

Как пачкались, как били по глазам,

как нарушались прежние расцветки.

И в этом упоении базар

все понижал на яблоки расценки.

II

И мы увиделись. Ты вышел из дверей.

Все кончилось. Все начиналось снова.

До этого не начислялось дней,

как накануне рождества Христова.

И мы увиделись. И в двери мы вошли.

И дома не было за этими дверями.

Мы встретились, как старые вожди,

с закинутыми головами -

от гордости, от знанья, что к чему,

от недоверия и напряженья.

По твоему челу, по моему челу

мелькнуло это темное движенье.

Мы встретились, как дети поутру,

с закинутыми головами -

от нежности, готовности к добру

и робости перед словами.

Сентябрь, сентябрь, во всем твоя вина,

ты действовал так слепо и неверно.

Свобода равнодушья, ты одна

будь проклята и будь благословенна.

Счастливы подзащитные твои -

в пределах крепости, поставленной тобою,

неуязвимые для боли и любви,

как мстительно они следят за мною.

И мы увиделись. Справлял свои пиры

сентябрь, не проявляя недоверья.

Но, оценив значительность игры,

отпрянули все люди и деревья.

III

Прозрели мои руки. А глаза -

в моей гортани, высохшей от жажды

по новым звукам. Эту суть свою

впервые я осознаю на воле.

Вот так стоишь ты. Так и я стою -

звучащая, открытая для боли.

оранжевый оттенок увяданья.

Он жить учил нас, как живет он сам, -

напрягшись для последнего свиданья...

IV

Темнеет наше отдаленье,

нарушенное, позади.

Как щедро это одаренье

меня тобой! Но погоди -

любимых так не привечают.

О нежности перерасход!

Он все пределы превышает.

Так жемчугами осыпают,

и не спасает нас навес,

так - музыкою осеняют,

так - дождик падает с небес.

Так ты протягиваешь руки

навстречу моему лицу,

и в этом - запахи и звуки,

как будто вечером в лесу.

Так - головой в траву ложатся,

так - держат руки на груди

и в небо смотрят. Так - лишаются

любимого. Но погоди -

сентябрь ответит за растрату

и волею календаря

еще изведает расплату

за то, что крал у октября.

И мы причастны к этой краже.

Сентябрь, все кончено? Листы

уж падают? Но мы-то - краше,

но мы надежнее, чем ты.

Да, мы немалый шанс имеем

не проиграть. И говорю:

Любимый, будь высокомерен

и холоден к календарю.

Наш праздник им не обозначен.

Вне расписания его

мы вместе празднуем и плачем

на гребне пира своего.

Все им предписанные будни

как воскресения летят,

и музыка играет в бубны,

и карты бубнами лежат.

Зато как Новый год был жалок.

Разлука, будни и беда

плясали там. Был воздух жарок,

а лед был груб. Но и тогда

там елки не было. Там было

иное дерево. Оно -

сияло и звалось рябина,

как в сентябре и быть должно.

V

Сентябрь-чудак и выживать мастак.

Быть может, он не разминется с нами,

пока не будет так, не будет так,

что мы его покинем сами.

И станет он покинутый тобой,

и осень обнажит свои прорехи,

и мальчики и девочки гурьбой

появятся, чтоб собирать орехи.

Вот щелкают и потрошат кусты,

репейники приклеивают к платью

и говорят: - А что же плачешь ты? -

Что плачу я? Что плачу?

Наладится такая тишина,

как под водой, как под морской водою.

И надо жить. У жизни есть одна

привычка - жить, что б ни было с тобою.

Изображать счастливую чету,

и отдышаться в этой жизни мирной,

и преступить заветную черту -

блаженной тупости. Но ты, мой милый,

ты на себя не принимай труда

печалиться. Среди зимы и лета,

в другие месяцы - нам никогда

не испытать оранжевого цвета.

Отпразднуем последнюю беду.

Рябиновые доломаем ветки.

Клянусь тебе двенадцать раз в году:

я в сентябре. И буду там вовеки.

Белла Ахмадулина умерла 29 ноября 2010 года на 74-м году жизни на своей даче в Переделкине. Смерть Ахмадулиной стала настоящим потрясением для всех, кто ее знал. Она обладала не только особенным лирическим даром, но и удивительным гражданским мужеством, чувством справедливости и пониманием своего предназначения и долга.

Известный поэт Иосиф Бродский, представляя студентам одного из университетов США Беллу Ахмадулину, назвал ее "сокровищем русской поэзии, лучшим, что есть в русском языке". Сама же Ахмадулина о своём творчестве говорила следующее: «Я не лукаво, как умею, буду продолжать служить русскому слову, русской словесности. Я другой такой же драгоценности на белом свете не знаю. Это правда. И все мои самые высокие достижения, если кто-то их оценил, относятся к самой русской речи, к ее важности в нашей жизни. Она есть изыск, наша драгоценность, наша сложность. Если от этого не уклоняться, то тогда можно принять эту награду с чистой совестью и, поклонившись, сказать: "Спасибо, я старалась. Я старалась не провиниться перед тем, что мне на роду было написано, перед тем занятием, которое было мне предопределено". А вот какой представил поэтессу поэт Павел Антокольский

Белле Аxмадулиной
Не трактир, так чужая таверна.
Не сейчас, так в столетье любом.
Я молюсь на тебя суеверно,
На коленях и до полу лбом.

Родилась ты ни позже, ни раньше,

Чем могла свою суть оценить.

Между нами, дитя-великанша,
Протянулась ничтожная нить.

Эта нить - удивленье и горечь,-
Сколько прожито рядом годов
В гущине поэтических сборищ,
Где дурак на бессмертье готов!

Не робей, если ты оробела.
Не замри, если ты замерла.
Здравствуй, Чудо по имени Белла
Ахмадулина, птенчик орла.

Павел Антокольский.

1 июня 2010 года умер поэт Андрей Вознесенский. А 29 ноября 2010 года не стало Беллы Ахмадулиной, на 74-м году жизни на своей даче в Переделкине. Смерть Ахмадулиной стала настоящим потрясением для всех, кто ее знал. Она обладала не только особенным лирическим даром, но и удивительным гражданским мужеством, чувством справедливости и пониманием своего предназначения и долга. Закончить работу я хочу стихами Андрея Вознесенского, посвящёнными Белле Ахмадулиной.

Б. Ахмадулиной

Нас много. Нас может быть четверо.

Несемся в машине как черти.

Оранжеволоса шоферша.

И куртка по локоть - для форса.

Ах, Белка, лихач катастрофный,

нездешняя ангел на вид,

хорош твой фарфоровый профиль,

как белая лампа горит!

В аду в сковородки долдонят

и вышлют к воротам патруль,

когда на предельном спидометре

ты куришь, отбросивши руль.

Люблю, когда выжав педаль,

хрустально, как тексты в хорале,

ты скажешь: "Какая печаль!

права у меня отобрали...

Понимаешь, пришили превышение

скорости в возбужденном состоянии.

А шла я вроде нормально..."

Не порть себе, Белочка, печень.

Сержант нас, конечно, мудрей,

но нет твоей скорости певчей

в коробке его скоростей.

Обязанности поэта

не знать километроминут,

брать звуки со скоростью света,

как ангелы в небе поют.

За эти года световые

пускай мы исчезнем, лучась,

пусть некому приз получать.

Мы выжали скорость впервые.

Жми, Белка, божественный кореш!

И пусть не собрать нам костей.

Да здравствует певчая скорость,

убийственнейшая из скоростей!

Что нам впереди предначертано?

Нас мало. Нас может быть четверо.

Мы мчимся -

а ты божество!

И все-таки нас большинство.

Заключение.

Реферат является небольшим анализом творчества поэтессы. В дальнейшем можно продолжить работу, уделив больше внимания анализу стихотворений. Можно также более детально изучить определённую тематику в лирике Беллы Ахмадулиной.

Список источников:

1. Википедия. Ахмадулина, Белла Ахатовна.

2. Международный Объединённый Биографический Центр – 2010.

3. Белла Ахмадулина «Моим читателям».

4. Статьи // Екатерина Щеглова//Российская газета.

Рецензия

Тема реферата « Особенности лирики Беллы Ахмадулиной» актуальна. Знакомство с творчеством поэтов, писателей является необходимым видом работы при изучении литературы. Актуальность темы объясняется ещё и тем, что Белла Ахмадулина совсем недавно ушла из жизни. Её лирика притягивает внимание читателей многих поколений.

Норина А. дала обзор биографии и творческого пути поэтессы, показала значение её творчества и общественной деятельности.

В реферате перечислены основные темы творчества, дана характеристика лирике Беллы Ахмадулиной, показано значение её творчества.

Ученица также обратила внимание на романсы, написанные на стихи Ахмадулиной, на стихотворения, посвящённые поэтессе.

Данная работа расширит представление о жизни и творчестве Беллы Ахмадулиной.

«Цветы» Белла Ахмадулина

Цветы росли в оранжерее.
Их охраняли потолки.
Их корни сытые жирели
и были лепестки тонки.

Им подсыпали горький калий
и множество других солей,
чтоб глаз анютин желто-карий
смотрел круглей и веселей.

Цветы росли в оранжерее.
Им дали света и земли
не потому, что их жалели
или надолго берегли.

Их дарят празднично на память,
но мне — мне страшно их судьбы,
ведь никогда им так не пахнуть,
как это делают сады.

Им на губах не оставаться,
им не раскачивать шмеля,
им никогда не догадаться,
что значит мокрая земля.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Цветы»

Белла Ахмадулина открыла в себе поэтический дар довольно рано, и в 15-летнем возрасте уже писала стихи, которые по глубине и чувственности могли бы составить достойную конкуренцию произведениям известных поэтов. Тем не менее, ее восхождение на литературный Олимп оказалось довольно сложным и тернистым. Во многом благодаря тому, что спутники жизни Ахмадулиной не разделяли ее увлечений поэзией и хотели видеть в своей избраннице, в первую очередь, примерную жену и мать.

В 18 лет Белла Ахмадулина вышла замуж за Евгения Евтушенко, однако этот союз двух творческих личностей оказался весьма непродолжительным. В 1956 году публикует стихотворение «Цветы», которое отчасти проливает свет на непростые взаимоотношения супругов. Действительно, к этому моменту Евтушенко является признанным поэтом, авторитет которого подкрепляется материально различными государственными премиями. Юная Ахмадулина может позволить себе очень многое, она живет в роскошной квартире и даже имеет собственную домработницу. Но при этом муж совершенно не разделяет ее стремления стать поэтессой, из-за чего между супругами постоянно вспыхивают ссоры. Поэтому неудивительно, что в своем стихотворении Ахмадулина проводит параллель между собственной жизнь, и жизнью оранжерейных цветов. Прекрасные анютины глазки восхищают поэтессу, однако она им совершенно не завидует Ведь «им дали света и земли не потому, что их жалели или надолго берегли». Сытая и безмятежная жизнь нравится Ахмадулиной, однако она понимает, что платить за комфорт придется слишком высокую цену. Ей предстоит отказаться от своей мечты стать литератором, посвятив жизнь мужу, который считает себя гением. Такая перспектива совершенно не вдохновляет поэтессу, которая, сравнивая себя с цветами, отмечает «мне страшно их судьбы». Цена благополучия для нее – внутренняя свобода и возможность реализовать собственный талант. Поэтому Ахмадулина, рассказывая о цветах, но подразумевая собственную жизнь, отмечает: «Ведь никогда им так не пахнуть, как это делают сады».

Поэтессе кажется, что в замужестве она по крупицам теряет саму себя, убивая все те качества, которые и делают ее личностью. Осознавать это для молодой женщины очень тяжело, поэтому она готова пожертвовать материальным благополучием ради возможности жить так, как диктует ей внутренний голос. Как и оранжерейные цветы, Ахмадулина превращается в бледную копию самой себя, и это по-настоящему пугает поэтессу.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней