Последние минуты жизни князя андрея. Лучшие минуты жизни князя андрея
Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?
Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна…».
Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.
Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.
«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.
Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».
Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.
Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.
Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.
Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться…»
Областной лицей имени Ж.Досмухамбетова
Лучшие минуты жизни Андрея Болконского
(комбинированный урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир » )
Учитель:Мустафина Агис Якуповна
город Атырау
Цели урока:
Раскрытие богатства личности Андрея Болконского; проникновение в диалектику сложного, противоречивого характера героя.
Умение характеризовать героев произведения на основе их действий и поступков; развитие навыков выразительного чтения, монологической речи учащихся; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и оценивать друг друга.
Осознание необходимости активной нравственной и гражданской позиций.
Оборудование урока:
Мультимедийный экран, иллюстрации к роману, схема-план.
Используемые приёмы:
Проблемно-поисковый, коммуникативный, беседа, диспут, классическая музыка, словесное рисование.
Пояснительное вступление:
1.Основная часть урока посвящена хорошей речи - устной, что свидетельствует о внимательном и вдумчивом, прочувствованном чтении текста романа.
2.Ребята получили домашнее задание по тексту:
Князь Андрей Болконский возвращается из Отрадного. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему . И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему » . Но почему рядом оказались Аустерлиц и Пьер на пароме? В чём связь между Пьером на пароме и девочкой, взволнованной красотой ночи? И как это понять: мёртвое укоризненное лицо жены и …лучшие минуты жизни?
Как можно схематично изобразить путь идейно – нравственных исканий князя Андрея?
Ваше отношение к смерти князя Андрея.
Ход урока.
1.Ответ на вопрос 1 домашнего задания.
Выводы: Жизненный путь А.Болконского был трудным и тернистым. Много раз приходилось ему менять свои взгляды на жизнь, разочаровываться в своих убеждениях, искать правильный путь, находить его, потом снова терять и опять искать новую дорогу в жизни. Пусть многие его решения были неверные, но всё же минуты, когда в его жизни происходил перелом, были лучшими минутами его жизни.
2.Ответ на вопрос 2 домашнего задания
(сопоставление схем, составленных учениками)
3.Беседа (по опорной схеме – плану)
А) Салон Анны Павловны Шерер.
В салоне Шерер особенно заметны сухой и высокомерный тон Андрея, презрительная гримаса его красивого лица. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере аристократического салона. Но с простыми людьми Андрей не чопорен и не высокомерен.
Кого из своих литературных предшественников напоминает князь Андрей? В чём сходство и различие Андрея Болконского с Чацким, Онегиным и Печ о риным?
Сходство : одиночество, активность характера, склонность к самоанализу.
Различие: взыскательность нравственной самооценки, неустанные поиски живого практического дела во имя осуществления идеалов.
Мощь ума и воли, основательность знаний и целеустремленность, идеалы гражданственности, претворившиеся в жизнь, подвиг – грани личности князя Андрея.
б) Война 1805 года.
Причина ухода на войну (мечты о подвиге, о личной славе, стремление принести пользу Родине, восхищение Наполеоном).
Служба в штабе. Что отличало его от других
офицеров штаба Кутузова? Почему он
добивается участия в Шенграбенском сражении
и что вас поразило в поступах и состоянии князя
Андрея накануне и во время сражения?
Аустерлиц.Образ бесконечного неба.
4.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа под сопровождение музыки Чайковского .
Как вы поняли образ неба у Толстого?
Вывод: на фоне бесконечного неба крошечная фигурка подошедшего Наполеона вызвала в раненом Андрее сильное внутренее ощущение ничтожности, мелочности его прежнего кумира. Произошел перелом во взглядах. Рухнула вера в решающую роль штаба и полководца на войне.
Князь Андрей в Лысых Горах. Смерть жены, занятия хозяйством, воспитание сына. Почему «мертвое укоризненное лицо жены» - лучшие минуты жизни?
Встреча с Пьером и разговор на пароме. Отрадное.Разговор Наташи с Соней ночью в Отрадном.
6.Работа по иллюстрациям Николаева к роману.
Выводы: едва зарождающаяся, но уже новая, настоящая любовь возвращала Андрея Болконского к активности, к вере в себя. Кризис миновал, и он, обновленный, обогащенный опытом минувшего,снова возвращается к общественной деятельности.
Работа в государственной комиссии под руководстом Сперанского по составлению законов. Почему произошло разочарование в Сперанском?
История с Анатолем Курагиным. Есть ли вина князя Андрея в случившемся?
Смертельное ранение князя Андрея.
7.Диспут.
Мог ли Андрей Болконский избежать ранения?
Ваше отношение в Андрею Болконскому.
Итоги урока: Андрей Болконский проходит трудный и полный тяжелых разочарований и сомнений путь к истине. И надо быть очень мужественным человеком, для того чтобы лучшими минутами жизни считать нелегкие минуты прозрения, крушения ложных идеалов и познания истинных. Лучшие минуты жизни Андрея Болконского – минуты преодоления человеческой разобщенности и осознание своего единства с людьми.
«Путь идейно- нравственных исканий Андрея Болконского» (работа учащихся)
Участие в светкой жизни, женитьба, разочарование в свете и семейной жизни, уход в армию, размышление о славе,презрительное отношение к простым солдатам («Это толпа мерзавцев, а не войско»), личная смелость, героическое поведение при Шенграбене, знакомство с Тушиным (победа батареи Тушина), боль за русских солдат, стремление к славе перед Аустерлицем, искание своего «Тулона» («почитал свой собственный интерес в ходе общего дела»), ранение («высокое небо Аустерлица»), разочарование в Наполеоне.
Уход в себя после ранения, смерти жены, рождения сына, занятия хозяйством; отставка, желание жить для себя и своего сына; на крестьянский вопрос князь Андрей взирает с высоты своего согласия; изменения этих взглядов, выразившиеся в реформах в имении в 1808 году (300 душ – в вольные хлебопашцы – на оброк, организация мед. помощи, школа для крестьянских детей); разговор с Пьером на пароме, утверждение, что жизнь-«частица в общем мироздании»; первая встреча с дубом.
Приезд в Отрадное, встреча с Наташей, вторая встреча с дубом, понимание, что жить нужно для других, надежды на возможность преобразований в армии, аудиенция у Аракчеева, возвращение в Петербург, общественная деятельность, работа в комиссии Сперанского с целью изменения правовых основ положении крестьян, разочарование в Сперанском, любовь к Наташе, надежда на счастье, путешествие за границу, разрыв с Наташей.
Возвращение в армию, но теперь он стремится быть ближе к солдатам; командование полком (солдаты называют его «наш князь»), патриотизм, уверенность в победе, размышления о Кутузове.
Ранение, всепрощение, любовь к окружающим и Наташе. Смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями его характера и его положением в мире. Духовные ценности, разбуженные 1812 годом, поманили его к себе, но он не смог полностью принять их. Земля, к которой князь Андрей потянулся в роковую минуту, так и не далась ему в руки. Восторжествовало величественное небо, свободное от мирских тревог.
Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.
В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение. Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.
Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился
Одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустерлица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.
Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.
Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.
Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям — даже врагам.
Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.
- В первом томе романа автор знакомит читателя с действующими лицами и дает им характеристики, которые затем дополняются, но первое впечатление о каждом герое формируется в...
- В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет радостная встреча. Наташа пытается выведать у...
- С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
- Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа....
И мир” - привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий , который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого. В нелегкой жизни , как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трагических моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение.
Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем. Уходя на , князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремилея, какие цели ставил перед собой? “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”. И вот его мечта сбывается: он совершил и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской торе и видит над собой высокое небо Аустерлица.
Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи. Изменившийся, с новыми надеждами на в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот - новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, “маленькая княгиня”.
Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца. Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому , во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского “были ласковы, улыбка была на губах и лице”, но взгляд “был потухший, мертвенный”. Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро.
Так “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая ”. Душевная Болконского еще не пережита, но он Приезжает в имение Ростовых, Отрадное”. Там он впервые Встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда Счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девущки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой.
Это был еще один шаг к воскрешению его души. Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и сочинение с оллсоч 2005 невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…
чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Вот они, те минуты, которые сам оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди.
Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям - даже врагам. Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского(по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) . Литературные сочинения!Все лучшие минуты его жизни вдруг
Припомнились ему…
… Надо, чтобы не для одного меня шла
Моя жизнь…
Л. Н. Толстой. Война и мир
Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ – счастливые. Но всегда ли это так?
Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из “Войны и мира”. Князь Андрей, утративший веру
В жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И “все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна… “.
Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их “лучшими”. Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках
мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о “любви людской”, о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира – Наполеона, слышит его слова о себе: “Какая прекрасная смерть!”. Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе – мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.
Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут – новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.
“Жить, избегая только этих двух зол – угрызения совести и болезни, – вот вся моя мудрость теперь”, – скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип “жить для себя” не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.
Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди – отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя “сердитым уродом”, “между улыбающимися березами”, казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!”.
Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что “начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя – и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда “ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно”, Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе”. Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, “диалектика души”!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.
Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти “полное совершенство человеческих достоинств”. В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею – новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: “Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее”, – князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.
Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место – с ними. Он думает и чувствует так же, как “Тимохин и вся армия”. И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.
Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: “быть вполне хорошим”, жить в согласии со своей совестью. “Диалектика души” ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются “поиски мысли”, опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. “Душа обязана трудиться… ”