Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Последние минуты жизни князя андрея. Лучшие минуты жизни князя андрея

Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна…».

Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.

«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.

Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.

Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.

Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться…»

Областной лицей имени Ж.Досмухамбетова

Лучшие минуты жизни Андрея Болконского

(комбинированный урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир » )

Учитель:Мустафина Агис Якуповна

город Атырау

Цели урока:

    Раскрытие богатства личности Андрея Болконского; проникновение в диалектику сложного, противоречивого характера героя.

    Умение характеризовать героев произведения на основе их действий и поступков; развитие навыков выразительного чтения, монологической речи учащихся; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и оценивать друг друга.

    Осознание необходимости активной нравственной и гражданской позиций.

Оборудование урока:

Мультимедийный экран, иллюстрации к роману, схема-план.

Используемые приёмы:

Проблемно-поисковый, коммуникативный, беседа, диспут, классическая музыка, словесное рисование.

Пояснительное вступление:

1.Основная часть урока посвящена хорошей речи - устной, что свидетельствует о внимательном и вдумчивом, прочувствованном чтении текста романа.

2.Ребята получили домашнее задание по тексту:

    Князь Андрей Болконский возвращается из Отрадного. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему . И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему » . Но почему рядом оказались Аустерлиц и Пьер на пароме? В чём связь между Пьером на пароме и девочкой, взволнованной красотой ночи? И как это понять: мёртвое укоризненное лицо жены и …лучшие минуты жизни?

    Как можно схематично изобразить путь идейно – нравственных исканий князя Андрея?

    Ваше отношение к смерти князя Андрея.

Ход урока.

1.Ответ на вопрос 1 домашнего задания.

Выводы: Жизненный путь А.Болконского был трудным и тернистым. Много раз приходилось ему менять свои взгляды на жизнь, разочаровываться в своих убеждениях, искать правильный путь, находить его, потом снова терять и опять искать новую дорогу в жизни. Пусть многие его решения были неверные, но всё же минуты, когда в его жизни происходил перелом, были лучшими минутами его жизни.

2.Ответ на вопрос 2 домашнего задания

(сопоставление схем, составленных учениками)

3.Беседа (по опорной схеме – плану)

А) Салон Анны Павловны Шерер.

В салоне Шерер особенно заметны сухой и высокомерный тон Андрея, презрительная гримаса его красивого лица. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере аристократического салона. Но с простыми людьми Андрей не чопорен и не высокомерен.

Кого из своих литературных предшественников напоминает князь Андрей? В чём сходство и различие Андрея Болконского с Чацким, Онегиным и Печ о риным?

Сходство : одиночество, активность характера, склонность к самоанализу.

Различие: взыскательность нравственной самооценки, неустанные поиски живого практического дела во имя осуществления идеалов.

Мощь ума и воли, основательность знаний и целеустремленность, идеалы гражданственности, претворившиеся в жизнь, подвиг – грани личности князя Андрея.

б) Война 1805 года.

Причина ухода на войну (мечты о подвиге, о личной славе, стремление принести пользу Родине, восхищение Наполеоном).

Служба в штабе. Что отличало его от других

офицеров штаба Кутузова? Почему он

добивается участия в Шенграбенском сражении

и что вас поразило в поступах и состоянии князя

Андрея накануне и во время сражения?

Аустерлиц.Образ бесконечного неба.

4.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа под сопровождение музыки Чайковского .

Как вы поняли образ неба у Толстого?

Вывод: на фоне бесконечного неба крошечная фигурка подошедшего Наполеона вызвала в раненом Андрее сильное внутренее ощущение ничтожности, мелочности его прежнего кумира. Произошел перелом во взглядах. Рухнула вера в решающую роль штаба и полководца на войне.

Князь Андрей в Лысых Горах. Смерть жены, занятия хозяйством, воспитание сына. Почему «мертвое укоризненное лицо жены» - лучшие минуты жизни?

Встреча с Пьером и разговор на пароме. Отрадное.Разговор Наташи с Соней ночью в Отрадном.

6.Работа по иллюстрациям Николаева к роману.

Выводы: едва зарождающаяся, но уже новая, настоящая любовь возвращала Андрея Болконского к активности, к вере в себя. Кризис миновал, и он, обновленный, обогащенный опытом минувшего,снова возвращается к общественной деятельности.

Работа в государственной комиссии под руководстом Сперанского по составлению законов. Почему произошло разочарование в Сперанском?

История с Анатолем Курагиным. Есть ли вина князя Андрея в случившемся?

Смертельное ранение князя Андрея.

7.Диспут.

Мог ли Андрей Болконский избежать ранения?

Ваше отношение в Андрею Болконскому.

Итоги урока: Андрей Болконский проходит трудный и полный тяжелых разочарований и сомнений путь к истине. И надо быть очень мужественным человеком, для того чтобы лучшими минутами жизни считать нелегкие минуты прозрения, крушения ложных идеалов и познания истинных. Лучшие минуты жизни Андрея Болконского – минуты преодоления человеческой разобщенности и осознание своего единства с людьми.

«Путь идейно- нравственных исканий Андрея Болконского» (работа учащихся)

    Участие в светкой жизни, женитьба, разочарование в свете и семейной жизни, уход в армию, размышление о славе,презрительное отношение к простым солдатам («Это толпа мерзавцев, а не войско»), личная смелость, героическое поведение при Шенграбене, знакомство с Тушиным (победа батареи Тушина), боль за русских солдат, стремление к славе перед Аустерлицем, искание своего «Тулона» («почитал свой собственный интерес в ходе общего дела»), ранение («высокое небо Аустерлица»), разочарование в Наполеоне.

    Уход в себя после ранения, смерти жены, рождения сына, занятия хозяйством; отставка, желание жить для себя и своего сына; на крестьянский вопрос князь Андрей взирает с высоты своего согласия; изменения этих взглядов, выразившиеся в реформах в имении в 1808 году (300 душ – в вольные хлебопашцы – на оброк, организация мед. помощи, школа для крестьянских детей); разговор с Пьером на пароме, утверждение, что жизнь-«частица в общем мироздании»; первая встреча с дубом.

    Приезд в Отрадное, встреча с Наташей, вторая встреча с дубом, понимание, что жить нужно для других, надежды на возможность преобразований в армии, аудиенция у Аракчеева, возвращение в Петербург, общественная деятельность, работа в комиссии Сперанского с целью изменения правовых основ положении крестьян, разочарование в Сперанском, любовь к Наташе, надежда на счастье, путешествие за границу, разрыв с Наташей.

    Возвращение в армию, но теперь он стремится быть ближе к солдатам; командование полком (солдаты называют его «наш князь»), патриотизм, уверенность в победе, размышления о Кутузове.

    Ранение, всепрощение, любовь к окружающим и Наташе. Смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями его характера и его положением в мире. Духовные ценности, разбуженные 1812 годом, поманили его к себе, но он не смог полностью принять их. Земля, к которой князь Андрей потянулся в роковую минуту, так и не далась ему в руки. Восторжествовало величественное небо, свободное от мирских тревог.

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение. Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился

Одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустерлица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.



  1. В первом томе романа автор знакомит читателя с действующими лицами и дает им характеристики, которые затем дополняются, но первое впечатление о каждом герое формируется в...
  2. В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет радостная встреча. Наташа пытается выведать у...
  3. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
  4. Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа....

И мир” - привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий , который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого. В нелегкой жизни , как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трагических моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение.

Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем. Уходя на , князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремилея, какие цели ставил перед собой? “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”. И вот его мечта сбывается: он совершил и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской торе и видит над собой высокое небо Аустерлица.

Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи. Изменившийся, с новыми надеждами на в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот - новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, “маленькая княгиня”.

Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца. Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому , во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского “были ласковы, улыбка была на губах и лице”, но взгляд “был потухший, мертвенный”. Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро.

Так “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая ”. Душевная Болконского еще не пережита, но он Приезжает в имение Ростовых, Отрадное”. Там он впервые Встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда Счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девущки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой.

Это был еще один шаг к воскрешению его души. Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и сочинение с оллсоч 2005 невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…

чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Вот они, те минуты, которые сам оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди.

Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям - даже врагам. Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского(по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) . Литературные сочинения!

Все лучшие минуты его жизни вдруг
Припомнились ему…
… Надо, чтобы не для одного меня шла
Моя жизнь…
Л. Н. Толстой. Война и мир
Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ – счастливые. Но всегда ли это так?
Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из “Войны и мира”. Князь Андрей, утративший веру

В жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И “все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна… “.
Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их “лучшими”. Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о “любви людской”, о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира – Наполеона, слышит его слова о себе: “Какая прекрасная смерть!”. Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе – мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.
Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут – новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.
“Жить, избегая только этих двух зол – угрызения совести и болезни, – вот вся моя мудрость теперь”, – скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип “жить для себя” не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.
Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди – отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя “сердитым уродом”, “между улыбающимися березами”, казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!”.
Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что “начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя – и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда “ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно”, Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе”. Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, “диалектика души”!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.
Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти “полное совершенство человеческих достоинств”. В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею – новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: “Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее”, – князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.
Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место – с ними. Он думает и чувствует так же, как “Тимохин и вся армия”. И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.
Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: “быть вполне хорошим”, жить в согласии со своей совестью. “Диалектика души” ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются “поиски мысли”, опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. “Душа обязана трудиться… ”



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней