Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Происхождение берберов. Берберы на марокканской земле

Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. . Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…

Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.


Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.


Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.

Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») в странах Магриба.

Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:

1. Амазахи - проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) - живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
5. Шауйя - народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.

6. Туареги (траглодиты), их самоназвание - Имощаг, Имошаг - древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) - древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.


По данным глоттохронологии, в 6-м тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что !


Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.


У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247-183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н.э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.


До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб , Аль-Курдан, Шивава , Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной , долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» - культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам - тарикатам.


ТУАРЕГИ - мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин - имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.


В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.

Хáмса -значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья , появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена . А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.

Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит

В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат , и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.


В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.
В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.

Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами, и берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.
Вопреки распространенному в литературе мнению о воинственности берберов, они очень миролюбивые и безобидные земледельцы, в отличие от воинствующих торгашей финикийцев, римлян, греков, арабов. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.


Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал .

Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион.

Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие.

Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.

Зинедин Зидан — французский футболист и тренер алжирского происхождения, главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид». Считается одним из величайших игроков в истории футбола.

Изучая истории о колониальных войсках европейских держав, нельзя не остановиться более подробно на подразделениях, комплектовавшихся Францией в ее североафриканских колониях. Помимо всем известных алжирских зуавов, это также и марокканские гумьеры . История этих воинских частей связана с французской колонизацией Марокко. Некогда, в XI-XII вв. Альморавиды и Альмохады – берберские династии из Северо-Западной Африки – владели не только пустынями и оазисами Магриба, но и значительной частью Пиренейского полуострова. Хотя Альморавиды начали свой путь на юге от Марокко- на территории современных Сенегала и Мавритании, именно марокканскую землю с полным на то правом можно назвать той территорией, где государство этой династии достигло своего максимального расцвета.

После Реконкисты наступил перелом и начиная с XV-XVI вв. территория Северной Африки, в том числе и марокканское побережье, стало объектом колониальных интересов европейских держав. Первоначально к марокканским портам проявляли интерес Испания и Португалия – две основные соперничающие между собой европейские морские державы, тем более расположенные в непосредственной близости от североафриканского побережья. Им удалось завоевать порты Сеуту, Мелилью и Танжер, периодически совершая рейды также и вглубь Марокко.

Затем, по мере усиления своих позиций в мировой политике и перехода в статус колониальных держав, территорией Марокко заинтересовались англичане и французы. Поскольку к рубежу XIX-XX вв. большая часть земель Северо-Западной Африки оказалась в руках французов, между Англией и Францией в 1904 году был заключен договор, в соответствии с которым Марокко было отнесено к сфере влияния французского государства (в свою очередь, французы отказывались от претензий на Египет, который в эти годы плотно «подпал» под английское влияние).

Колонизация Марокко и создание гумьеров
Тем не менее, французская колонизация Марокко наступила относительно поздно и носила несколько иной, чем в странах Тропической Африки или даже соседнем Алжире, характер. Большая часть территории Марокко попала в орбиту французского влияния в период между 1905-1910 гг. Во многом, этому поспособствовала попытка Германии, набравшей в этот период силу и стремившейся приобрести как можно больше стратегически значимых колоний, утвердиться в Марокко, пообещав султану всестороннюю поддержку.
Несмотря на то, что Англия, Испания и Италия согласились с «особыми правами» Франции на марокканскую территорию, Германия до последнего чинила препятствия Парижу. Так, Марокко не преминул посетить даже сам кайзер Вильгельм. В то время он вынашивал планы расширения влияния Германии именно на мусульманский Восток, с целью чего установил и развивал союзнические отношения с Османской Турцией и пытался распространить германское влияние на территории, населенные арабами.

Стремясь к закреплению своих позиций в Марокко, Германия созвала международную конференцию, продолжавшуюся с 15 января по 7 апреля 1906 года, однако на стороне кайзера выступила лишь Австро-Венгрия – остальные государства поддержали французскую позицию. Кайзер был вынужден отступить, поскольку не был готов к открытой конфронтации с Францией и, тем более, с ее многочисленными союзниками. Повторная попытка Германии вытеснить французов из Марокко относилась к 1910-1911 гг. и также окончилась неудачей, несмотря на то, что кайзер даже отправил к берегам Марокко канонерскую лодку. 30 марта 1912 года был заключен Фесский договор, по которому Франция устанавливала протекторат над Марокко. Небольшую выгоду по нему получала и Германия – Париж поделился с кайзером частью территории Французского Конго, на которой возникла германская колония Камерун (впрочем, повладели ей немцы недолго – уже в 1918 году все колониальные владения проигравшей Первую мировую войну Германии были поделены между странами Антанты).

История подразделений гумьеров, о которых пойдет речь в настоящей статье, началась как раз между двумя марокканскими кризисами – в 1908 году. Первоначально Франция ввела в Марокко войска, укомплектованные, в том числе, и алжирцами, однако достаточно быстро решила перейти к практике вербовки вспомогательных подразделений из числа представителей местного населения. Как и в случае с зуавами, взгляд французских генералов пал на берберские племена, населявшие горы Атласа. Берберы – коренные жители Сахары – сохраняли свой язык и особую культуру, которая до конца не была уничтожена даже несмотря на тысячелетнюю исламизацию. Марокко до сих пор имеет наибольший процент берберского населения в сравнении с другими странами Северной Африки – представители берберских племен составляют до 40% населения страны.
Берберы традиционно отличались воинственностью, но прежде всего они привлекли внимание французского военного командования своей высокой адаптированностью к сложным условиям жизни в горах и пустынях Магриба. Кроме того, земля Марокко была для них родной и вербуя солдат из числа берберов, колониальные власти получали превосходных разведчиков, жандармов, охранников, хорошо знавших все горные тропы, способы выживания в пустыне, традиции племен, с которыми предстояло воевать и т.д.

Отцом-основателем марокканских гумьеров по праву можно считать генерала Альбера Амада. В 1908 году этот пятидесятидвухлетний бригадный генерал командовал экспедиционным корпусом французской армии в Марокко. Именно он предложил использовать вспомогательные подразделения из числа марокканцев и открыл прием на службу берберов из числа представителей различных племен, населявших территорию Марокко – преимущественно, Атласские горы (поскольку другой район компактного проживания берберов – горы Риф – входил в состав Испанского Марокко).
Следует также отметить, что хотя гумьерами называли и некоторые подразделения, сформированные и проходившие службу на территории Верхней Вольты и Мали (Французского Судана), наиболее многочисленными и известными стали именно марокканские гумьеры.

Как и другие подразделения колониальных войск, марокканские гумьеры первоначально создавались под командованием французских офицеров, прикомандированных из частей алжирских спаги и стрелков. Несколько позже началась практика выдвижения марокканцев на унтер-офицерские должности. Формально гумьеры подчинялись королю Марокко, однако фактически выполняли все те же функции французских колониальных войск и участвовали практически во всех вооруженных конфликтах, которые вела Франция в 1908-1956 гг. – в период протектората Марокко. В обязанности гумьеров в самом начале их существования входили патрулирование оккупированных французами территорий Марокко и осуществление разведки против мятежных племен. После того, как в 1911 г. гумьерам был дан официальный статус воинских подразделений, они перешли к несению той же службы, что и другие французские войсковые части.

От других подразделений французской армии, в том числе и колониальной, гумьеры отличались большей самостоятельностью, проявлявшейся, в том числе, и в наличии особых воинских традиций. Гумьерам была сохранена традиционная марокканская одежда. Первоначально они вообще носили племенной костюм – чаще всего, тюрбаны и плащи синего цвета, но затем их обмундирование было упорядочено, хотя и сохранило ключевые элементы традиционного костюма. Марокканские гумьеры моментально узнавались по тюрбанам и серой полосатой или коричневой «джеллабе» (плащу с капюшоном).
Национальные сабли и кинжалы также были оставлены на вооружении гумьеров. Кстати, именно изогнутый марокканский кинжал с буквами GMM стал символом подразделений марокканских гумьеров. Некоторые отличия имела и организационная структура укомплектованных марокканцами подразделений. Так, низовой единицей был «гум», эквивалентный французской роте и насчитывавший до 200 гумьеров. Несколько «гумов» объединялись в «табор», представлявший собой аналог батальона и являвшийся основной тактической единицей марокканских гумьеров, а уже из «таборов» составлялись группы. Подразделениями гумьеров командовали французские офицеры, однако нижние чины практически полностью комплектовались из числа представителей берберских племен Марокко, в том числе горцев Атласа.

Первые годы своего существования подразделения гумьеров использовались на территории Марокко для охраны французских интересов. Они несли гарнизонную караульную службу, применялись для быстрых рейдов против враждебных племен, склонных к повстанческой борьбе. То есть, по сути несли скорее жандармскую службу, нежели службу сухопутных войск. На протяжении 1908-1920 гг. подразделения гумьеров играли важную роль в осуществлении политики «усмирения» марокканских племен.

Рифская война
Наиболее активно они показали себя в период знаменитой Рифской войны. Напомним, что по Фесскому договору 1912 года Марокко попало под французский протекторат, однако Франция выделила небольшую часть территории Северного Марокко (до 5 % от общей площади страны) Испании – во многом, таким образом расплатившись с Мадридом за поддержку. В состав Испанского Марокко, таким образом, попали не только прибрежные порты Сеута и Мелилья, которые на протяжении столетий находились в сфере стратегических интересов Испании, но и горы Риф.
Большую часть населения здесь составляли свободолюбивые и воинственные берберские племена, которые отнюдь не горели желанием покоряться испанскому протекторату. В результате, против испанского владычества в Северном Марокко было поднято несколько восстаний. Для укрепления своих позиций в подвластном им протекторате, испанцы направили в Марокко 140-тысячную армию под командованием генерала Мануэля Фернандеса Сильвестре. В 1920-1926 гг. развернулась ожесточенная и кровопролитная война между испанскими войсками и местным берберским населением, прежде всего – жителями Рифских гор.

Во главе восстания племен бени-урагель и бени-тузин, к которым затем присоединились другие берберские племена, встал Абд-аль-Крим аль-Хаттаби. По меркам Марокко, это был образованный и активный человек, прежде бывший преподавателем и редактором газеты в Мелилье.

За свою антиколониальную деятельность он успел побывать в испанской тюрьме, а в 1919 году бежал в родной Риф и там возглавил родное племя. На территории Рифских гор Абд-аль-Крим и его соратники провозгласили Рифскую республику, ставшую объединением 12 берберских племен. Абд-аль-Крим был утвержден президентом (эмиром) Рифской республики.
Идеологией Рифской республики был провозглашен ислам, следование канонам которого рассматривалось как средство скрепления многочисленных и часто враждующих друг с другом на протяжении столетий берберских племен против общего врага – европейских колонизаторов. Абд-аль-Крим вынашивал планы создания регулярной рифской армии посредством мобилизации в нее 20-30 тысяч берберов. Однако в действительности ядро вооруженных сил, подчинявшихся Абд-аль-Криму, составляли 6-7 тысяч берберских ополченцев, но в лучшие времена к армии Рифской республики присоединялось до 80 тысяч воинов. Показательно, что даже максимальные силы Абд-аль-Крима значительно уступали в численности испанскому экспедиционному корпусу.

Первое время рифским берберам удавалось активно противостоять натиску испанских войск. Одним из объяснений этой ситуации была слабость боевой подготовки и отсутствие боевого духа у значительной части испанских солдат, которых призывали в деревнях Пиренейского полуострова и против их желания отправляли воевать в Марокко. Наконец, испанские солдаты, перебрасываемые в Марокко, оказывались в чуждых географических условиях, среди враждебного окружения, тогда как берберы воевали на своей территории. Поэтому даже численное превосходство долгое время не позволяло испанцам одержать верх над берберами. Кстати, именно Рифская война стала толчком к появлению Испанского Иностранного легиона, взявшего за образец модель организации Французского Иностранного легиона.
Впрочем, в отличие от Французского Иностранного легиона, в Испанском легионе лишь 25 % не были испанцами по национальности. 50 % военнослужащих легиона составляли выходцы из стран Латинской Америки, проживавшие в Испании и подавшиеся в легион в поисках заработка и воинских подвигов. Командование легионом было поручено молодому испанскому офицеру Франсиско Франко – одному из наиболее перспективных военнослужащих, который несмотря на свои 28 лет, имел за плечами практически десятилетний опыт службы в Марокко. После ранения, в возрасте 23 лет, он стал самым молодым офицером испанской армии, которому было присвоено звание майора. Примечательно, что первые семь лет своей африканской службы Франко прослужил в подразделениях «регуларес» - испанского корпуса легкой пехоты, рядовой состав которого набирался именно из числа берберов – жителей Марокко.

К 1924 году рифским берберам удалось отвоевать большую часть Испанского Марокко. Под контролем метрополии остались только давние владения - порты Сеута и Мелилья, столица протектората Тетуан, Арсила и Лараш. Абд-аль-Крим, воодушевленный успехами Рифской республики, провозгласил себя султаном Марокко. Показательно, что при этом он объявил, что не собирается покушаться на власть и авторитет номинально правившего в тот период во Французском Марокко султана из династии Алауитов Мулая Юссефа.
Естественно, что победы над испанской армии не могли не натолкнуть рифских берберов на мысли об освобождении остальной части страны, находившейся под французским протекторатом. Берберские ополченцы стали периодически атаковать французские посты, вторгаться на подконтрольные Франции территории. Франция вступила в Рифскую войну на стороне Испании. Объединенные франко-испанские войска достигли численности в 300 тысяч человек, командующим был поставлен маршал Анри Филипп Петен – будущий глава коллаборационистского режима в годы гитлеровской оккупации Франции. У города Уарга французские войска нанесли рифским берберам серьезное поражение, практически спася тогдашнюю столицу Марокко город Фес от взятия войсками Абд-аль-Крима.

Французы имели несравненно более хорошую военную подготовку, чем испанцы, и обладали современным вооружением. К тому же, они на позициях европейской державы действовали решительно и резко. Свою роль сыграло и применение французами химического оружия. Бомбы с горчичным газом и высадка трехсоттысячных франко-испанских войск сделали свое дело. 27 мая 1926 года Абд-аль-Крим, дабы спасти свой народ от окончательного уничтожения, сдался французским войскам и был выслан на остров Реюньон.

Все многочисленные испанские военнопленные, находившиеся в плену у войск Абд-аль-Крима, были освобождены. Рифская война закончилась победой франко-испанской коалиции. Впоследствии, впрочем, Абд-аль-Криму удалось перебраться в Египет и прожить достаточно долгую жизнь (он умер лишь в 1963 году), продолжая участвовать в арабском национально-освободительном движении в качестве публициста и руководителя Комитета освобождения арабского Магриба (существовал вплоть до провозглашения независимости Марокко в 1956 году).
Марокканские гумьеры также принимали в Рифской войне самое непосредственное участие, а после ее завершения были расквартированы в сельских населенных пунктах для несения гарнизонной службы, более схожей по функциям с жандармской. Следует отметить, что в процессе установления французского протектората над Марокко – в период с 1907 по 1934 гг. – в боевых действиях приняло участие 22 тысячи марокканских гумьеров. Более 12 тысяч марокканских солдат и унтер-офицеров пали на боя и умерли от ран, сражаясь за колониальные интересы Франции против своих собственных соплеменников.

Следующим серьезным испытанием для марокканских частей французской армии стала Вторая мировая война, благодаря участию в которой гумьеры получили славу жестоких воинов в прежде не знакомых с ними европейских странах. Показательно, что до Второй мировой войны гумьеры, в отличие от других колониальных подразделений французских вооруженных сил, практически не использовались за пределами Марокко.

На фронтах Второй мировой
Французское военное командование было вынуждено мобилизовать подразделения колониальных войск, набранные в многочисленных заморских владениях Франции – Индокитае, Западной Африке, Мадагаскаре, Алжире и Марокко. Основная часть боевого пути марокканских гумьеров во Второй мировой войне пришлась на участие в боях против германских и итальянских войск в Северной Африке – Ливии и Тунисе, а также на операции в Южной Европе – прежде всего, в Италии.
В боевых действиях приняло участие четыре марокканские группы гумьеров (полка), общей численностью в 12 000 военнослужащих. За гумьерами были оставлены традиционные для них специализации – разведка и диверсионные рейды, но также их посылали в бой против итальянских и германских подразделений на наиболее сложных участках местности, в том числе в горах.

В военное время каждая марокканская группа гумьеров состояла из командно-штабного «гума» (роты) и трех «таборов» (батальонов), по три «гума» в каждом. В группе марокканских таборов (эквивалент полка) насчитывалось 3000 военнослужащих, в том числе 200 офицеров и прапорщиков. Что касается «табора», то его численность «табора» была установлена в 891 военнослужащего при четырех 81-мм минометах помимо стрелкового вооружения. «Гуму», насчитывавшему 210 военнослужащих, по штату был положен один 60-мм миномет и два ручных пулемета. Что касается национального состава подразделений гумьеров, то марокканцы составляли в среднем в районе 77-80% от общей численности военнослужащих каждого «табора», то есть ими был укомплектован практически весь рядовой и значительная часть унтер-офицерского состава подразделений.
В 1940 году гумьеры воевали против итальянцев в Ливии, однако затем были отведены назад в Марокко. В 1942-1943 гг. части гумьеров участвовали в боевых действиях в Тунисе, 4-й табор марокканских гумьеров принял участие в высадке войск союзников на Сицилию и был прикомандирован к 1-й американской пехотной дивизии. В сентябре 1943 года часть гумьеров была высажена для освобождения Корсики. В ноябре 1943 г. подразделения гумьеров были направлены в материковую Италию. В мае 1944 года именно гумьеры сыграли основную роль в переходе через Аврункские горы, показав себя незаменимыми горными стрелками. В отличие от других подразделений союзнических войск, для гумьеров горы были родной стихией – ведь многие из них были набраны на военную службу среди берберов Атласа и прекрасно знали, как вести себя в горах.

В конце 1944 – начале 1945 гг. подразделения марокканских гумьеров сражались на территории Франции против германских войск. 20-25 марта 1945 года именно гумьеры первыми вошли на территорию собственно Германии со стороны «линии Зигфрида». После окончательной победы над Германией подразделения гумьеров были эвакуированы в Марокко. Всего через службу в частях марокканских гумьеров в годы Второй мировой войны прошло 22 тысячи мужчин. При постоянном составе марокканских частей в 12 тысяч человек, общие потери составили 8 018 тысяч человек, в том числе 1625 военнослужащих (в том числе 166 офицеров) убитыми и более 7,5 тысяч – ранеными.
С участием марокканских гумьеров в боевых действиях на европейском театре военных действий, в том числе в Италии, связывают не только их высокую боеспособность, в особенности в боях в горной местности, но и не всегда оправданную жестокость, проявлявшуюся, в том числе, и по отношению к мирному населению освобождаемых территорий. Так, многие современные европейские исследователи приписывают гумьерам множество случаев изнасилований итальянских и вообще европейских женщин, некоторые из которых сопровождались последующими убийствами.

Наиболее известна и широко освещена в современной исторической литературе история взятия союзниками Монте Кассино в Центральной Италии в мае 1944 года. Марокканские гумьеры, после освобождения Монте Кассино от немецких войск, согласно данным ряда историков, устроили форменный погром в окрестностях, в первую очередь затронувший женскую часть населения этой территории.Так, утверждают, что гумьеры изнасиловали в окрестных деревнях всех женщин и девочек в возрасте от 11 и до 80 с лишним лет. Не избежали изнасилования даже глубокие старухи и совсем маленькие девочки, а также подростки мужского пола. Помимо того, около восьмисот мужчин было убито гумьерами, когда пытались защитить своих родственниц и знакомых.

Очевидно, что это поведение гумьеров вполне правдоподобно, учитывая, во-первых, специфику менталитета туземных воинов, их в целом негативное отношение к европейцам, тем более выступившим для них в качестве побежденных противников. Наконец, незначительное количество офицеров – французов в подразделениях гумьеров также сыграло свою роль в низкой дисциплине марокканцев, тем более после одержанных побед над итальянскими и германскими войсками.

Однако, о зверствах войск союзников в оккупированных Италии и Германии чаще всего вспоминают лишь историки, придерживающиеся концепции «ревизионизма» в отношении Второй мировой войны. Хотя это поведение марокканских гумьеров упоминается и в романе «Чочара» знаменитого итальянского писателя Альберто Моравиа – коммуниста, которого трудно заподозрить в стремлении опорочить войска союзников во время освобождения Италии.
После эвакуации из Европы гумьеры продолжали использоваться для несения гарнизонной службы в Марокко, а также были переброшены в Индокитай, где Франция отчаянно сопротивлялась попыткам Вьетнама провозгласить свою независимость от метрополии. Было сформировано три «группы марокканских таборов Дальнего Востока». Марокканские гумьеры в Индокитайской войне несли службу, в первую очередь, на территории северовьетнамской провинции Тонкин, где использовались для конвоя и сопровождения военного транспорта, а также для осуществления привычных разведывательных функций. За время колониальной войны в Индокитае марокканские гумьеры также понесли достаточно ощутимые потери – в боевых действиях погибло 787 человек, в том числе – 57 офицеров и прапорщиков.

В 1956 году была провозглашена независимость королевства Марокко от Франции. В соответствии с этим фактом, марокканские подразделения, находившиеся на службе французского государства, передавались под командование короля. На королевскую службу поступило более 14 тысяч марокканцев, прежде служивших во французских колониальных войсках. Функции гумьеров в современном Марокко фактически наследует королевская жандармерия, также выполняющая обязанности по несению гарнизонной службы в сельской местности и горных районах и занятая поддержанием порядка и умиротворением племен.

Происхождение берберов остается предметом дискуссий. Иногда высказывается мнение, что их древние предки пришли из Азии или даже из Европы. Геродот в V столетии до н. э. писал, что по крайней мере одно из берберских племен происходит от жителей Трои, нашедших убежище на Севере Африки после того, как их город был захвачен ахейцами. Спустя несколько столетий римский историк Саллюстий утверждал, что берберы пришли из Персии. Византийский историк Прокопий Кесарийский видел в берберах потомков хананеян, изгнанных из Палестины евреями. О том же писал в XIV столетии и Ибн-Халдун, однако он добавлял, что берберы племен санадийя и кутама могли происходить из Йемена. Уже в совсем близкие нам времена, в XIX -- начале XX вв., некоторые французские исследователи, занимавшиеся изучением берберов, высказывали предположение, что они могут быть родственны древним кельтам или, возможно, баскам. Однако в последние десятилетия в науке возобладало мнение о том, что берберы являются коренными жителями Северной Африки, в древности известными под общим названием «ливийцы».

В наши дни происхождение берберов исследователи связывают с упоминавшейся выше капсийской культурой. Без сомнения, капсийцев можно считать «протоберберами» -- их черепа идентичны черепам современных берберов. Малая степень расхождения между различными берберскими диалектами предполагает их формирование в относительно короткий период времени -- то есть в период, когда протоберберы расселялись по обширным пространствам Северной Африки.

Подробное описание народов, населявших в V веке до н. э. Ливию, оставил древнегреческий историк Геродот.

В числе «отдалённых ливийских племен», обитающих в глубине пустыни Сахара, Геродот выделяет многочисленное племя гарамантов, которые разводят быков с большими, загнутыми вперед рогами, и охотятся на «пещерных эфиопов» на колесницах, запряженных четверкой коней. Далее за гарамантами жили атаранты -- «безымянные» люди. К западу от атарантов начинались предгорья Атласа. Здесь, по Геродоту, жили атланты -- «рассказывают, будто они не едят никаких живых существ и не видят снов». «Названия племён, живущих в этой холмистой пустыне до атлантов, я могу перечислить, а дальше -- уже нет, -- заключает Геродот. -- Как бы то ни было, эта холмистая песчаная пустыня простирается до Геракловых столпов и даже еще дальше» (Геродот. История, кн. IV, 168-185).

Царь Юба II вошел в историю как один из самых просвещенных правителей древности. Его резиденцией был Во-любилис -- город на северо-востоке Марокко, расположенный в центре цветущей области. Значение Волюбилиса было велико еще до прихода римлян; здесь нашли убежище многие беженцы из Карфагена.

Могущество двух берберских провинций при Юбе II настолько возросло, что Рим всерьёз опасался, что они могут стать новым Карфагеном. В 42 году нашей эры император Клавдий разделил Мавританию на две провинции -- Мавританию Цезарейскую (Mauretania Caesariensis) и Мавританию Тингитанскую (Mauretania Tingitana). К концу V столетия римское влияние в Северной Африке сошло на нет. На короткий срок эта область была завоевана вандалами, практически не оставившими после себя никакого культурного наследия, а на рубеже VII-VIII веков весь Север Африки был захвачен арабами, принесшими сюда новую религию -- ислам.

До прихода арабов берберское население Северной Африке было уже в значительной степени христианизировано. Распространение христианства в Нумидии началось еще во II веке, римский Карфаген являлся одним из важнейших раннехристианских центров. Современные берберы с гордостью подчеркивают, что Св. Августин, которого называют «главным архитектором христианства», был их соплеменником.

Христианство среди берберов получило распространение в форме донатизма. Возникшее в IV столетии, это ответвление христианства было осуждено церковью как ересь. В 316 году донатисты официально отделились от церкви и создали собственную церковную иерархию, а к 350 году донатизм уже доминировал на всем Севере Африки.

К приходу арабов христианские общины в регионах были ослаблены расколами и разобщены, однако ислам далеко не сразу завоевал здесь господствующие позиции. Точно так же и берберы не сразу подчинились новым завоевателям, оказав им серьезное сопротивление. Лишь после ряда жестоких сражений арабам удалось покорить берберские земли, но не самих берберов. Большинство из них, отступив в горы и пустыню (здесь сегодня сохраняются самые плотные группы берберского населения), продолжали жить так же, как жили раньше. Романизированная и христианизированная часть берберов бежала в Испанию; другая часть продолжала жить в Волюбилисе, Тингитане и других городах, сохраняя свое культурное наследие. Но слабая и разделенная страна постепенно все более и более втягивалась в орбиту арабского влияния. Всюду насаждался ислам, христианские анклавы сохранялись лишь в труднодоступных и удаленных местностях. Со временем из среды исламизированных берберов вышли великие султанские династии Северо-Западной Африки -- Альморавиды, Альмохады и Мериниды. Берберы играли важную роль в арабском завоевании Испании: именно к ним прежде всего относится термин «мавры». Он происходит от греческого «Mauros», что означает «темный». В античности так называли коренных жителей Северного Марокко, но когда арабы завоевали эту область, этот термин получил новое значение: им стали называть и арабов.

сахара берберский религия природа

Берберы - коренные жители Марокко, которые населяли территорию страны до пришествия Ислама. Слово «бербер» произошло от римского слова barbares (в переводе – «варвары»). Так Римляне называли коренное население захваченных ими областей и всех чужеземцев. Римляне ушли из Марокко, однако название прижилось.

Берберы стали жить на территории, где сейчас находится Марокко, в первом веке до нашей эры. Их точное происхождение трудно установить. В Северной Африке ученые обнаружили следы человеческих поселений, которым около трех с половиной тысяч лет. Однако найти взаимосвязь между народом ливийцев (как их называли древние греки) и современными берберами не удалось. По одной из легенд марокканские берберы являются потомками жителей Атлантиды.

С этнической точки зрения, берберы – не единое целое. Их можно разделить на несколько народов с разными корнями. Причем, среди них встречаются племена типичных африканцев и племена голубоглазых высоких людей.

Берберские языки входят в состав хамитской языковой семьи. Если отталкиваться от результатов исследований лингвистов, то берберов можно разделить на три группы. Самой распространенной берберской группой являются масмуды (их еще называют «шлехи»). Они населяют Высокий Атлас, долину Сус и Антиатлас. Шлехи разговаривают на языке ташелхит. Представители группы санхаджа живут в Среднем Атласе, в области Тафилалет и на Средиземноморском Рифе. Берберы Среднего Атласа говорят на тамазигте, а жители Рифа – на тарифите. Все они привыкли называть себя имазиген, что в переводе с их языка означает «свободные люди». Они замечательно понимают друг друга и не обращают внимание на различия в языках. В Среднем Атласе и восточной части Марокко проживают зенеты. Они говорят на языке знатия.

На сегодняшний день культура берберов находится на грани исчезновения. Коренной язык постоянно вытесняется арабским, так как не имеет собственной письменности. Однако многие берберские группы (обычно живущие в горах) пытаются сохранить свой язык и традиции. Есть даже несколько школ, преподавание в которых ведется на берберских языках.

Туареги

Каждый турист, который когда-либо бывал в пустыне, любит рассказать о том, как встречался с «синими людьми» - туарегами. Во всех картинных галереях Марокко можно увидеть картины, на которых они изображены. О населяющих Сахару племенах берберов-туарегов весь мир знал еще во времена Геродота. Их называют «синими людьми» из-за цвета традиционной одежды. Интересно, что саму одежду окрашивали в цвет индиго. А уже от нее на кожу туарегов передавался синий цвет. До 60-х годов двадцатого века туареги владели всей пустыней от Нигера до Марокко. Они одновременно выполняли роль защитников и грабителей для караванов. Туареги способствовали развитию работорговли. Пресечь ее удалось только в середине двадцатого века, когда власти Марокко, Нигера, Алжира и Мали ввели строгие законы об ограничениях кочевий. Этим самым они закрыли караванные пути. Туареги – последователи Ислама. Но у них принято, что лица прячут мужчины, а не женщины. Так происходит из-за мелкого песка пустыни. Он заставляет туарегов скрывать лицо. При этом видны остаются только глаза. Для изготовления тюрбана используется хаик – синее шерстяное полотно

Арабы

Арабские жители Марокко также неоднородны по своему этническому происхождению. Первые арабы ступили на Атлантическое побережье в конце седьмого века. Они выполняли военную миссию. Их командиром являлся Окба ибн Нафи. Но первые поселения арабов начали возникать только в восьмом веке, когда в страну пришла династия Идрисов. Затем миграция арабов на территорию современного Марокко становилась все более массовой. Среди мигрантов было много мавров, которым пришлось покинуть Андалусию. Всех арабов, прибывающих на эти земли, объединяли религия и язык.

Арабский язык, на котором разговаривают в Марокко, относится к диалекту де-риджа. В нем встречается множество французских и берберских слов. Лингвисты считают, что в государстве насчитывается 13 разных говоров. Например, в Фесе по-арабски говорят иначе, чем в Рабате. В южных городах арабский язык смешался с диалектами бедуинских. Тем не менее, по Марокко различия форм языка менее значительны, чем в других арабских государствах.

В арабском алфавите – 6 гласных и 26 согласных. Слова строятся на основе корня, состоящего из трех букв. К нему присоединяются суффиксы и приставки, в результате чего образуется несколько форм одного слова. При написании не используются короткие гласные. Поэтому о смысле слова приходиться догадываться. Из-за этого возникают разные переводы одного и того же текста, а также разные интерпретации написания и произношения слов. Чаще всего это можно заметить в именах.

При написании Корана применялся куфический стиль арабского языка. Его буквы имеют квадратную форму. Этот стиль обычно используется в архитектурных элементах, так как в дереве и камне проще изображать прямые линии. Современный стиль является более округлым. Он возник позднее. Такой стиль удобно применять в повседневном письме.

Евреи

Первые карфагенские евреи попали на территорию Марокко еще в III веке до нашей эры. Они перемешались с местными берберами, в результате чего те стали приверженцами иудаизма. Таким образом, некоторые «еврейские семьи», которые сейчас проживают на территории Марокко, имеют берберские корни.

Большое количество евреев приехало в королевство в 70-х годах после того, как римляне захватили Иерусалим. В XIV и XV веках еврейская община Марокко также пополнилась из-за гонений еврейского народа в Европе.

Евреи обычно жили обособленно в районах, которые были созданы специально для них. Эти районы назывались меллахами. В 1956 году численность евреев на территории страны достигала 221 тысячи человек. Но в результате увеличения напряженности на Ближнем Востоке, многие из них уехали в Израиль. К концу 1966 года их осталось 15 тысяч.

Берберы и их поселения в Тунисе

Берберы (берберийцы) - североафриканский народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII-VIII вв. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам Северной Африки. Теперь же во всех странах региона они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве. Проблемы берберов чем-то похожи на проблемы курдов в Турции, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается до 20 млн. человек. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным они составляют 60% населения этой страны), еще 30% - в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.

Арабы оттеснили берберов вглубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Методы использовались разные: например, до 40-х годов ХХ в. берберов пытались расселять совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм - сочетание элементов ислама и суфизма с доисламскими культами.

Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но суфийские и доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице - на лбу, щеках, подбородке - специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата, расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50-60 тыс. человек, - Татуин и приозерный Кебили. В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут берберы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений. Далее можно направиться через пересохшее соленое озеро - солончак Эль-Джерид в еще один берберский район Туниса - Тамарзу, где проживает около 1 млн берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически всё контролирует местная мафия. Государственная граница с Алжиром весьма условна, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

Если в Каппадокии под землёй находятся церкви, то в Тунисе – мечети, а в местечке Ченини есть даже мечеть «Семи спящих отроков». Исламская легенда очень интересно обыгрывает раннехристианский рассказ о Семи спящих ефесских отроках: юноши спали до прихода пророка, проснулись, приняли истинную веру и снова уснули. В мечети показывают семь огромных гробов, утверждая, что юноши во сне быстро растут.

Поселения берберов (здесь их порой называют троглодитами, т.е. жителями пещер) - небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры - представляют собой, по сути дела, резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств - электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6-8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе. Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны.

Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В рационе много фруктов, овощей, оливок, сладостей, немного мяса. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на разварившуюся пшённую кашу).

Ранее берберы разговаривали на различных языках, относящихся к берберской группе языков, которая в свою очередь относится к семито-хамитским языкам. В настоящее время, подавляющее большинство бербер также разговаривает на арабском языке (на уровне родного языка) и языках бывших метрополий (например, в Тунисе или Алжире – на французском языке, а в Западной Сахаре – на испанском языке). Тем не менее, берберский язык все еще сохранен в некоторых регионах на достаточно хорошем уровне. Подавляющая часть бербер, разговаривающих на диалектах берберского языка, проживают в странах Магриба – Тунис, Алжир, Марокко и Ливия.

Среди бербер существует четкое разделение на этнические группы (племена). Таких групп множество, и их принято разделять по стране проживания. В Марокко проживают племена Слу (шиллу) в центральной и верхней южной части Атласных гор, Риффов – на прибрежных землях Северных Рифовых гор, и Тамазитов (амациргов), которые проживают в центральных и северных областях Атласных гор. В Ливии и Египте проживает по одному берберскому народу – Нафузи (Ливия) и Сива (одноименный оазис в Египте); в Алжире проживают представители пяти больших берберских племен – это туареги, кабилы, мозабиты, сокна и чинуа. Однако стоит также отметить, что туареги и зената проживают на всей территории стран Магриба.

Берберы Марокко (амацирги) в средние века были известны, как злостные пираты, которые грабили и уничтожали многочисленные европейские и арабские корабли. Они вошли в историю, как Риффские пираты. Туарегов как берберское племя стоит выделить отдельно, этот берберский народ отличается от других бербер внешне, они имеют более темную кожу и отличаются общественной организацией, нетипичной для арабского и мусульманского мира. Женщина в обществе туарегов играет очень важную роль – она не только не закрывает лицо, как принято у мусульман, но и в обществе существует своего рода культ поклонения женщине – мужчины женятся один раз, и они в отличие от женщины могут быть необразованными, а также соблюдается матрилинейная родословная в семьях.

Поскольку в последние столетия страны современной Северной Африки были колониями европейских стран, после окончания периода Колониализма в середине 20-ого столетия, многие берберы эмигрировали в поисках лучшей жизни на европейский субконтинент. Большая часть бербер осела во Франции (в основном это кибелы), и многочисленные известные французы среди своих предков имеют бербер. В частности, стоит отметить, что берберское происхождение есть не только Зинедина Зидана, но и у Эдит Пиаф и Изабель Аджани. Риффы преимущественно оседали в Испании, Бельгии, Нидерландах и в Северной Америке.

Керамику берберов можно встретить в различных лавках больших городов, которые располагаются на пути туристических маршрутов.

Однако нужно отметить, что изделия уже давно потеряли свою аутентичность. Изготавливается посуда на гончарных кругах, а затем расписывается красочными узорами из ярких красок – это всё характерно для арабских традиций.

Тем не менее, наблюдение за работой гончаров представляет большой интерес. Прямо на глазах мастер создаёт настоящий шедевр при помощи гончарного круга с ножным приводом. Для этого ему нужен всего лишь кусок вязкой глины! Он может превратить его в тарелку, кувшин, горшок – да во всё, что угодно!

Сырые изделия необходимо подвергать термической обработке. Делается это при помощи куполообразных печей. Посуда загружается на обработку целыми партиями, которые обкладываются сухой травой для того, чтобы поджечь. Обработанные изделия попадают прямиком к художнику, который украшает посуду яркими и интересными узорами, а затем покрывает их глазурью.

Сами берберы предпочитают использовать неглазурованную глиняную посуду. В их домах можно найти скромную керамику, украшенную простыми узорами консервативных цветов – черный и коричневый. В тех областях, где почти нет туристов, посуда изготавливается без применения гончарного круга. Мастера укладывают жгутики из влажной глины по спирали, именно так формируются сосуды. Перед обжигом посуда обрабатывается гладким предметом до появления блеска. После термической обработки поверхности становится влагонепроницаемой.

Узоры, изображённые на берберской керамике, как правило, связаны с природой и сельским хозяйством. На посуде можно увидеть изображения солнца, природных стихий и защитных символов. На настоящей берберской керамике часто можно увидеть геометрические фигуры: треугольники, кресты, круги, спирали и пр.

Туареги являются одним из самых известных кочевых берберских народов, живущие внутри Сахары в Северной Африке.

Самоназвание народа томашек (те, что разговаривают на томашеке) или имошаг («свободные люди»), однако, еще первые исследователи региона стали называть представителей этого народа туарегами, что отражено в различных исторических и исследовательских работах различных исторических периодов.

В настоящее время туареги проживают преимущественно в Северной и Западной Африке, и считается, что этот народ пришел с юга, постепенно передвигаясь в северную часть континента в последние 2000 лет. Ранее этот кочевой народ можно было встретить по всей Сахаре. Также туареги известны своим уникальным древним письмом, которое, однако, в последнее время редко используется. Также этот народ интересен своей социальной организацией и традициями, которые значительно отличаются от традиций других бербер и арабов, населяющих страны Магриба.

Вероятнее всего туареги происходят от древних народов, населявших Сахару, которых описывал еще Геродот, и чему были найдены подтверждения в виде археологических доказательств в руинах Гермы.

Примерно с 500 года н.э. туареги стали расширять свои территории на юг, в Сахель, во время правления легендарной царицы Тин Ханан. Именно этой царице приписывают объединение наследственных туарегских племен и создание условий для образования уникальной культуры туарегов, которая сохранена до настоящего времени. В подтверждение гипотезы о существовании этой леген6дарной царицы была найдена гробница в Абалесса, с останками женщины явно аристократического происхождения, которая была захоронена со всеми почестями и атрибутами высокого социального положения и которые датируются обозначенным выше временем.

История туарегов тесно связана с их образом жизни – это преимущественно кочевые племена, которые в течение последних двух тысяч лет контролировали транссахарскую караванную торговлю. Туареги были тем самым берберским племенем, которое яростно сопротивлялось колонизации центральной части Сахары в конце 19-ого столетия. Эта ожесточенная борьба была отмечена многочисленными битвами и вырезанием целых деревень. Однако туареги все равно были покорены, и подписали соответствующие соглашения в Мали в 1905 году, и в Нигере в 1917 году, что привело к частичному упразднению и реорганизации конфедераций туарегов. Также туареги сопротивлялись колонистам и в других регионах Северной Африки.

После обретения независимости странами Северной Африки традиционная территория туарегов была разделена между образовавшимися странами, что в дополнение к постоянной нужде в ресурсах, привело к новой волне сопротивления туарегов. Экономика региона начала меняться, особенно это отразилось на том, что многим туарегам из-за опустынивания, пришлось начать вести оседлый образ жизни или перебраться в крупные города, чтобы прокормить свои семьи.

В конце 1990-ых годов начался новый период восстаний туарегов в ряде североафриканских государств, которые требуют для себя хотя бы предоставления автономии на своих исконных землях. Особенно сильные восстания произошли в Мали и Нигере. Столкновения вооруженных сил этих стран с армией туарегов привели к смертям тысяч солдат с обеих сторон. При поддержке Алжира и Франции были заключены мирные соглашения, в которых закреплялись пункты относительно либерализации национальной власти этих стран и интеграции туарегов в общество. В 2007 году снова наблюдалось обострение отношений туарегов с правительствами некоторых стран региона.

Традиционно общество туарегов имело четкую иерархию, и подразделяется на аристократию с правителями и вассалов. Каждое племя (тавшет) состоит из нескольких семей, и его возглавляет вождь. Несколько племен вместе образуют группы племен или конфедерации, во главе которых стоит правитель или король – Аменокаль. До сих пор общество туарегов разделено на касты: аристократия, блюстители религии, вассалы, рабы и кузнецы.

Работа разделена согласно социальному классу, т.е. касте. Король управляет аристократией, воины – аристократы организовывают защиту группы, охрану домашнего скота и контролируют торговлю каравана. Имгады или вассалы представляют собой второй класс туарегского общества, они являются свободными вассалами – пастухами и воинами, которые ухаживают за большей частью домашнего скота в племени. Рабы или икланы, как считается, происходит из порабощенной аристократии других племен или народов, поэтому они стоят выше низших слоев туарегского общества. Воины традиционно с презрением относились к другим видам труда и гордились своим положением воина и своими военными навыками.

Отдельно стоит остановиться на касте блюстителей религии – инеслемен. После принятия туарегами ислама, каста религиозных клерикалов стала играть важную роль в социальной структуре общества. После казни каждого десятого представителя касты вождей во времена колониальных войн конца 19-ого и начала 20-ого столетия, инеслемены в некоторых племенах получили верховную власть, даже, несмотря на то, что все они происходили от рабов. Представители этой касты традиционно не имели оружия, обеспечивая духовное наставление для аристократии и правителя, взамен этого получали своего рода милостыню, за счет которой и жили.

После окончания колониального периода и голодных годов в 1970-1980-ых годах кастовая система туарегов в значительной мере утратила свою важность, поскольку аристократии пришлось отказаться от кастовых различий и начать работать, что ранее было почти невозможным. Хотя кастовая система и в частности каста рабов полностью не исчезла и существует до сих пор среди туарегов.

Туареги населяют огромную территорию, покрывающую почти всю Центральную и Западную Сахару и северо-центральную часть саванны Сахель. Туареги воспринимают Сахару как многочисленные пустыни, которые делятся в зависимости от условий и носят различные названия. В частности, Адар, Тават, Фугас, Джадо, Тамасна, Калашо и т.д. Туареги в до-колониальный период контролировали все эти земли, и их население было подчинено туарегской кастовой системе, однако, в последнее время отношения между туарегами и местными животноводами и земледельцами обострены из-за политических изменений в странах, к которым относятся эти территории.

После принятия Ислама туареги преимущественно являются суннитами, тем не менее, сохраняя свои традиции и обычаи, которые были в их обществе до принятия Ислама.

В частности, туарегское общество широко известно среди мусульман своим отношением к женщине и ее положением в этом обществе. До сих пор туареги ведут свою родословную по матери, женщины туарегов не закрывают своего лица, и играют важную роль в обществе. Особое внимание уделяется образованию девочек, их учат грамоте с раннего детства, это именно они являются хранительницами древней письменности бербер – тифинаг. Женщина выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену.

В кастовой системе организации туарегского общества женщине уделено особое место, ибо мать короля в иерархической лестнице находится между королем и собранием племенных правителей. Король не может единолично принять решение, ему необходимо одобрение собрания, и именно его мать может наложить вето на любое решение собрания или короля, тем самым, подтверждая свой статус и роль в обществе. Традиционно мужчины достигают совершеннолетия в туарегском обществе в 18-ти летнем возрасте. На день рождения юноше семья преподносит традиционный белый или голубой платок «лисам», надев который он считается уже взрослым, и не может больше появляться на людях без него.

Искусство туарегов выражено в виде разного рода драгоценностей, изделий из кожи и металла, в частности, художественном оформлении седел и создании тончайших мечей и ножей. Туареги известны своими ювелирными украшениями из золота и серебра, в частности, стоит отметить традиционное ожерелье «Таказа» и сережки «Тизабетен», которые известны за пределами общества туарегов своей изящностью и тонкостью работы.

Благодаря тому, что туареги испокон веков живут в пустыне, у них есть своя астрономическая система, со своими названиями звезд, планет и созвездий. В частности, Орион у туарегов называется Аманар, что означает «воин пустыни», а Венера – Аззаг Вилли.

Туареги также широко известны своими традиционными жилищами. Ахакет – красная палатка, созданная из натянутой козлиной или верблюжьей шкуры; Тафала – покров, который сделан из палок, и представляет своего рода навес; акарбан – традиционное зимнее временное жилище, в то время как атегхам- традиционное временное летнее жилище. Тагхазамт представляет собой традиционный дом туарега, построенный из глины, такие дома составляют основу архитектуры туарегских замков и городов.

На одежду туарегов оказали влияние обычаи и традиции доисламского общества, в частности, матрилинейность общества туарегов.

Женщины туарегов не покрывают лицо, тогда как традиционно лицо мужчины туарега закрыто платком с момента достижения совершеннолетия. Самый известный символ туарегов – тагельмуст, лисам или шешст на берберском языке, который представляет собой покрывало синего цвета (бывают белые и голубые также). Мужчины носят покрывало, поскольку считается, что оно способно уберечь мужчину и его семью от злых духов, а также свидетельствует о его зрелости. Покрывало должно скрывать лицо, исключая глаза и кончик носа. Однако ученые также считают, что такая форма покрытия головы возникла из-за жизни в пустыне, где ветра постоянно разносят пески.

Также важной традицией туарегов является ношение амулетов на одежде, которые должны защитить человека, с недавнего времени многие амулеты содержат стихи из Корана.

Традиционные предметы одежды туарегов:
Тагельмуст – мужской тюрбан
Алашо – покрывало голубого или синего цвета, которое носят как женщины, так и мужчины
Букар – мужской тюрбан черного цвета
Тасуварт – женское покрывало
Такаткат – рубашка, которую носят как мужчины, так и женщины
Такарбаст – короткая рубашка
Акарбей – традиционные штаны
Афетек – женская одежда
Бернуз – длинная шерстяная одежда для зимнего времени года
Ахебай – светло зеленая или голубая одежда для женщин
Игхатеман – обувь
Ирагазан – красные кожаные сандалии
Ибузаган – кожаная обувь

Туарегов из-за их привязанности к цвету-индиго часто называют «Синими Людьми». Большинство тюрбанов, покрывал и других предметов одежды туарегов окрашены в синий или голубой цвет. Однако стоит отметить, что в настоящее время тюрбаны синего цвета надевают чаще всего на праздники, а в повседневной жизни одежда может быть любого другого цвета.

У других африканский народов все с точностью до наоборот. И для того чтобы уберечь свою суженую от духов, живущих в голове чужого для нее человека, мужчины должны прикрывать все выходы из нее. Таким образом мужчины-туареги стараются обезопасить свою жену и плотно прикрывают уши, рот и нос. В свою очередь жены не носят никаких повязок на своем лице. Именно женщины являются владелицами земель, семейных ценностей и только у них есть право на развод. Дом называется согласно хозяйки дома – его хранительниц и главы. Согласно семейного кодекса туарегов при разводе переезжает муж, оставляет там жену и детей. Мужчина повышает свою статус при женитьбе на даме из более высокого социального звена. Женщина сама выбирает своего спутника жизни. Мужчины должны содержать семью, причем не имея семейной недвижимости и прочих владений. Женщины-туареги не выходят замуж до 30 лет. Здесь это считается дурным тоном соблюдать верность мужу. Этот обычай одобряется всеми. Однако представительнице туарегов разрешается жить и «любить» мужчин только своего племени и одного и того социального положения. Если эти два правила нарушены, женщина обречена на позор. Семейный кодекс туарегов отвергает многоженство. У мужа могут быть наложницы, но пускать их в семейный шатер запрещено. Не смотря на все привилегии у женщин, им не так сладко живется. Ведь создание очага, уход за детьми, готовка еды, стирка – все остается на их хрупких плечах.

землями, семейными ценностями владеют женщины. Они имеют право развестись с мужем. По имени женщины-хозяйки называют дом. Если она решит развестись с мужем, то мужчина покидает дом, оставляя там жену и детей. Полигамия запрещена. Вождём племени является мужчина, но это передаётся женскую линию. Только женившись на женщине с более высокой социальной ступени, мужчина может повысить свой статус. Но женщина практически никогда не выйдет замуж за мужчину более низкого происхождения. Женщина туарег всегда сама выбирает себе мужа. Самыми безжалостными и сильными воинами Африки считаются мужчины туареги, а так же лучшими торговцами. Подкаблучниками их нельзя назвать. Мужчина туарег обязан содержать семью, хотя женщина владеет семейным имуществом. Мужчины следуют строгому кодексу чести людей пустыни. Они предпочитают ножи и сабли современным видам оружия. Туареги одни из немногих африканцев, которые имеют свою письменность (у большинства язык племени существует только в устном варианте). Поэтов и романтиков всегда было много среди них. Даже после замужества женщина может дружить как с мужчинами, так и с женщинами, что не характерно для большинства африканских мусульманских племён. «Мужчина и женщина созданы друг для друга для услаждения сердца и глаз, а не только для постельных утех» - гласит пословица Туарегов. В качестве косметики женщины туареги использую охру, хну, сурьму, и украшают себя ювелирными украшениями. Однако, носят только серебро, так как мистически боятся золота. Каждое изделие несёт в себе не только полудрагоценные камни и серебро, но и историю её семьи и города. Традиционная прическа женщины украшена коури (раковина, заменяющая деньги в некоторых частях Азии и Африки) и искусственными косами. Множество косичек, закрепленных на макушке - еще один вариант прически. В пустынную жару, они очень практичны, поскольку большая часть головы остается свободной от волос.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней