Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Путешествие в музыкальную страну. Музыкальное занятие с презентацией «Путешествие в страну музыкальных инструментов

У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа – фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит

Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Вопросы и задания

Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
Дети делятся на группы. Каждая группа – семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
Каждая группа – семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто – дети, кто – бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
Нарисуйте домики для разных нот.
На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.

2. Дружные нотки

До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре.

Если нотки опоздают.
Все мелодии растают.
Скрипки и виолончели
Не исполнят свои трели.

Перестанет контрабас
Всем показывать свой бас.
Даже барабан замрет –
Ужас, что произойдет.

Поскорей, подружки ноты.
Принимайтесь за работу.
Мы вас очень, очень ждем,
Мы без музыки умрем!

Вопросы и задания

Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало?
Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу.
Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот.
Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.

3. Как родилась песня

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.

Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:

— Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.

— Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.

Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. Пение птиц было очень красивым, мелодичным — настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:

— Мама! Теперь мы знаем, как рождаются твои песни — тебе помогает наш любимый лес!

Вопросы и задания

Какие песенки услышали зайчата в лесу?
Как вы думаете, какие песенки можно услышать в разные времена года?
Нарисуйте любую песенку.

I. Музыкальные инструменты

1. Дудочка

Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.

Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.

Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!

Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю – и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю – и заскачут
Бабушкины козы.

И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!

2. Легенда о барабане

– Знаешь ли ты, что такое слава? – спросила скрипка у камертона.

– Когда все тебя знают.

– Не только. Еще это радость быть единственной и непревзойденной. Ты не представляешь, какое счастье наблюдать, как сотни восторженных поклонников внимают каждой твоей ноте, ловят каждый вздох. В такие минуты они готовы носить тебя на руках! Впрочем, откуда тебе знать…

Вот такой диалог произошёл в хранилище между скрипкой и камертоном. Ничего особенного, обыкновенный разговор старых знакомых. И все-таки самолюбие камертона было задето.

Он и раньше слышал, как хвасталась его соседка, но никогда не представлял себя в чужом амплуа. И, правда, откуда ему знать? Маленькому, незаметному служащему филармонии, для которого даже трещотка являлась воплощением совершенства, не говоря о первой скрипке. Стоит ли скрывать, что камертон был в неё влюблён?

Временами, после очередного триумфа, когда скрипка возвращалась на свою антресоль, сердце камертона готово было выпрыгнуть от счастья. Неважно, что речи возлюбленной сводились к одному – кому из артистов неведомо чувство гордыни? Главное, что его любимая была счастлива!
Но сегодня камертон был задумчив и молчалив. Мысль о собственной ущербности не давала ему покоя. «Кто я такой, что бы надеяться на взаимность? Никому я не нужен, зачем уповать на чудо?» – мучил он себя.

С каждым днём уныние овладевало им всё больше. Даже голос бедняги стал ниже и глуше. Но никому не было дела до скромного жалкого камертона.

А тем временем в оркестре стало твориться необъяснимое. Каждое новое выступление собирало всё меньшее количество слушателей, всё реже раздавались рукоплескания, всё чаще появлялись нарекания и недовольство публики. Никто – ни контрабас, ни виолончель, ни скрипка не могли понять, откуда берется фальшь. Скрипка нервничала, глядя на её переживания, оркестр расстраивался ещё больше…

Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не обратил на камертон внимание.

– Посмотрите, бедняжка совсем зачах, – говорила лютня гобою. – Должно быть, у него несчастная любовь. Ах, как это печально – безответное чувство.

– Да, похоже, малому не сладко. Жаль, что нельзя ему помочь.

Вскоре весть о несчастном камертоне добралась до скрипки. К тому времени она совершенно забыла о своей гордыне. Никто больше не восторгался её отменным звучанием, не пел дифирамб, и не осыпал комплиментами. С невыразимой грустью возвращалась она на свою полку. Теперь, когда слава больше не кружила ей голову, она стала замечать вещи, прежде не заслуживавшие внимания. «Вот старый бутафорский канделябр, вот футляр для хранения струн и канифоли, а вот камертон…. Как же он изменился за последнее время. Наверное, ему очень плохо». Впервые скрипка подумала о камертоне с сочувствием. Она вспомнила, с какой радостью встречал он её с гастролей, с каким вниманием выслушивал очередное хвастовство. И вскоре ей всё стало ясно.

Горько и стыдно было скрипке за своё бездушие, за обидные слова, брошенные свысока.

– Ах, милый камертон, прости мою глухоту, — обратилась она к другу. — Как же я была глупа, когда витала в облаках, не понимая, что обязана успехом тебе! Мы все не замечали главного – любой удаче сопутствует чья-то забота. Прости же мою неблагодарность!

В эту минуту камертону казалось, что мир пробуждается новым соцветием красок и звуков. «Как славно приносить пользу другим!» – думал он, слушая, как его сердце наполняется счастьем.

Вопросы и задания

Какое качество было главным в жизни первой скрипки?
Из-за чего камертон стал фальшивить?
Почему скрипка посочувствовала камертону?
От кого зависело, как играет оркестр?
Как вы думаете, что случилось после этой истории?

5. Остров Фальшивых нот

Несчастье

В одно чудесное утро, когда заря ещё только разгоралась на востоке, Скрипку разбудила весенняя капель. Звонкие капли летели с крыш, за окном весело чирикали воробьи, и Скрипке сразу же захотелось запеть.

— Ой! – вдруг расстроенно взвизгнула она. – У меня сломался колок! Как же я смогу играть, ведь теперь все мои ноты будут звучать фальшиво? Надо скорее спешить в город Струнный за новым колком, а то как бы не случилась ещё какая беда!

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:

Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
– Здравствуй, Дин-Дон, – говорят.
– Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король,
– Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

– Давай, – говорят, –
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
– Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Увидев его, Звуки сразу почему-то загрустили.

– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.

Вопросы и задания:

Почему Звуки разучились петь?
Кто помог королю навести порядок в Звукляндии?
Нарисуйте двух братьев из сказки.
Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
Дети делятся на пары. Один в паре – мажор, другой – минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

2. Тайна длительности звуков

– Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, – однажды утром радостно сказал мальчик маме.

– Сегодня можно записать только мелодию дождя, – улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.

Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.

– Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? – спросил мальчик.

– Это великий закон длительности звуков! – важно ответил маэстро. – Нотки должны сами открыть этот закон.

– Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? – запищали нотки.

– Это очень трудно, – предупредил Скрипичный ключ. – Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в море.

– Как страшно, река глубокая, а море еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, – заплакали нотки.

– Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? – предложил мальчик.

– Ура! Ура! Ура! – засмеялись нотки. – Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!

– Вот непоседы, то смеются, то плачут, – укоризненно сказал Скрипичный ключ.

Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.

– Возвращайтесь скорее, – крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.

Целый день мальчик беспокоился:

– Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.

К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:

– Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. Но в море огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.

– Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? – спросил маэстро Скрипичный ключ.

– Конечно, открыли. Слушайте, – гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.

– Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! – воскликнул мальчик.

– Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, – объяснили нотки.

– Да, правильно, – согласился Скрипичный ключ. – Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные– белым кружком с палочкой, четвертинки – черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.

Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?
Нарисуйте капельки дождя в виде ноток.
Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают?
Почему одни нотки беленькие, а другие – черненькие?
Для чего нужен закон длительности звуков?
Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.

3. Новые незнакомцы Пиано и Форте

Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.

– Мама, можно мне погулять? – попросил мальчик. – Я уже выздоровел.

– Нельзя, сынок, – не разрешила мама. – Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.

Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.

– Давайте снова споем мальчику колыбельную, – предложила нотка Ля. – Мы можем спеть очень грустную колыбельную.

– Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, – добавила нотка Си.

Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.

Нотки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.

– Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? – испугался мальчик.

– Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скоре-е-е-е, – всхлипывая, объяснили нотки.

– Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, – сказал мальчик. – Мамина колыбельная – печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.

Нотки смущенно замолчали, не зная, что делать.

– А вот и мы, – произнес кто-то невидимый тихим голоском.

– Кажется, нас звали, – заревел громко другой невидимый голос.

И откуда ни возьмись, появились два гнома: один – маленький и худенький, а второй – в два раза выше и толще первого.

– Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, – прошептал худенький гномик.

– А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, – закричат второй гном.

– Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, – удивился мальчик.

– Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, – прошептал гномик Пиано.

– Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, – заревел Форте.

– Но мы вас не звали, – еще больше удивился мальчик.

– Как не звали?! Я сам слышал, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано – значит тихо, а Форте – значит громко, – громогласно заявил гном Форте.

– Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, – тихо произнес гномик Пиано.

– Теперь мы правильно споем колыбельную, – обрадовались нотки, но потом они встревожились:

– А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?

– Не волнуйтесь, непоседы, – усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. – Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.

Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.

Нотки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.

Вопросы и задания:

Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете?
Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков?
Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают?
Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток.
Нарисуйте два музыкальных домика. Один – для Форте, другой – для Пиано.
Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись и вы вместе с нотками отправились на их поиски.

4. Как нотки себя украшали

Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.

– Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, – обрадовался мальчик.

Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.

– Что случилось? – удивился мальчик. – Вам не нравится солнышко?

Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встревожено объяснил:

– Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.

– Нотки, пожалуйста, расскажите, что случилось, – попросил мальчик. – Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.

– Нет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, – пожаловалась нота До.

– Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, – пропищала нота Си

– Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном стане. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, – вздохнула нотка Ре.

– Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! – зашумели остальные ноты.

– Значит, это я во всем виноват? – хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.

– Ой, что это? – заволновались нотки.

– Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, – объяснил добродушно Скрипичный ключ.

Нотки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.

– А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, – обрадовалась нота Соль.

Нотки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.

– Нотки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, – остановил их маэстро. – Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.

– Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, – весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.

Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Нотки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.

Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.

Вопросы и задания

Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар?
Для чего необходимы эти музыкальные знаки?
Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики.
Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками.
Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто поднимался по этой лесенке, открывалось какое-либо музыкальное чудо.

5. Тётушка Октава и господин Басовый ключ

Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:

– Нотки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.

– Нет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, – грустно ответили нотки.

– Как же так? Когда я встретился с Феей Музыки, она пообещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, – расстроился мальчик.

– Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, – важно произнес маэстро Скрипичный ключ. – Нотки должны позвать на помощь тётушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.

Нотки тут же хором закричали: «Тётушка Октава, тётушка Октава!»

Тётушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:

– Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу.

К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:

– У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.

Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, – в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.

Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:

– Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющие звуки.

– Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, – успокоила Скрипичный ключ тётушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:

– Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко – иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.

Нотки испуганно притихли. Тётушка Октава ласково сказала.

– Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.

– Значит, мы сможем спеть музыку звезд? – обрадовались нотки.

– Конечно, летите скорее, – улыбнулась тетушка Октава.

Нотки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Нотки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.

Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились об неё с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.

– Тётушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? – спросил мальчик.

– Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать её летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть её или сыграть на музыкальном инструменте, – объяснила тетушка Октава и добавила:

– Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. На разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.

Тут рассказ тётушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. Но тётушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Почему у тётушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?
Почему к платью тётушки Октавы было пришито множество кармашков?
Нарисуйте тётушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.
Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить – низких, средних или высоких и почему? Все дети – нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей – тётушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тётушка Октава задает музыкальный вопрос.
Для чего необходим басовый ключ, и чем он отличается от скрипичного?
Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.

Занятие 13 Тема: «Путешествие по музыкальной стране»

Цель: определение средств музыкальной выразительности, создающей образ (акценты, динамику).

Задачи: учить выразительно двигаться в соответствии с ха­рактером музыки; выполнять легкие поскоки с ноги на ногу; учить сравнивать пьесы разного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; расширять певческий диапазон; учить петь легким, подвиж­ным звуком; работать над интонацией и дикцией; продолжать формировать певческое дыхание; закреплять танцевальные движения и их последовательность; развивать самостоятель­ность, творческую активность детей.

Ход занятия

Вводная ходьба.

«Полька* П. И. Чайковского. Дети поскоками друг за дру­гом заходят в зал.

Музыкальное приветствие. Предложить детям отправиться в путешествие по музыкальной стране.

Музыкально-ритмические движения.

«Айголек», каз.нар.песня, обр. Б. Жусибалиева. Педагог I знакомит детей с новым танцевальным движением «айна» («зеркало»). Соединить кисти рук перед лицом, ладони должны быть обращены к зрителю, локти подняты на уровень плеч.

Слушание музыки.

«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского.

«Итальянская песенка» П. И. Чайковского.

Дети слушают «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского. Меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса?

Там же, в Италии, П. И. Чайковский написал «Итальян-I скую песенку». Исполнить пьесу. Чем отличаются эти пьесы? I Каков характер каждой пьесы?

«Неаполитанская песенка» - жизнерадостная, задорная, I танцевальная, а «Итальянская песенка» - плавная, нежная, I похожа на вальс. Обратить внимание детей на акценты в музы-I ке: в «Неаполитанской песенке» акцент приходится на первую I долю такта (исполнить фрагмент), а в «Итальянской песенке» -

на вторую долю и звучит внезапно (исполнить фрагмент). Ка­ким инструментом можно подчеркнуть эти акценты? (бубном) Предложить детям сначала отметить акценты хлопками, а за­тем раздать 2-3 бубна и проиграть обе пьесы вместе с детьми. Подражание каким инструментам еще прослушивается в пье­сах? (кастаньеты, бубен, гитара)

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».

«Лошадка и жеребенок», развивать подвижность языка и

нижней челюсти.

Дети цокают языком медленно и быстро.

«Кукушка», обр. И. Арсеева. Упражнять в чистом интони­ровании малой терции вверх. Вырабатывать четкую артикуля­цию. Разучивать попевку в сопровождении одной мелодии без музыкального сопровождения.

Пение.

Повторить знакомые песни, подготовленные к осеннему празднику. Следить за дикцией, правильным дыханием. Начи­нать и заканчивать пение одновременно.

Игра на музыкальных инструментах.

«В лодке» Н. Любарского. Предложить детям исполнить знакомую пьесу на различных музыкальных инструментах, которые они выбирают по желанию (металлофоны, трещотки, бубны, коробочки, колокольчики).

Танцевальные движения.

Отработать и закрепить движения знакомых танцев.

Хороводная игра.

«Прогулка в осенний лес» Т, Куликовой. Предварительно разучить текст песни. Двигаться спокой­ным хороводным шагом, выполнять движения в соответствии

с текстом.

Повторить игры, используемые на осеннем празднике. Краткий анализ занятия. Музыкальное прощание.

«Музыкальное путешествие. Музыка разных стран»

Методическая разработка проведения концертного мероприятия для учащихся 5-7 классов

1. Италия. Об итальянских песнях (рассказывают ученики 6 и 7 классов )

Италию неоднократно называли страной высокой культуры и искусства. Ведь Италия Родина людей, которые внесли огромный вклад в мировое развитие живописи, музыки, театра, архитектуры. Но сейчас мы с вами поговорим о музыке и об итальянских песнях.

Многие считают Италию колыбелью музыкального искусства, потому что многие музыкальные отрасли получили в Италии свое развитие.

Итальянские песни являются самыми любимыми во всем мире, это мировые хиты самых знаменитых исполнителей. История итальянской музыки уходит в глубины веков, и именно такую богатую историю развития музыкального искусства в Италии можно назвать причиной нынешней популярности итальянской эстрады.

Да и вообще, как, шутя, очень часто говорят итальянцы: «Если существует то, что мы умеем делать хорошо, то это сочинять и петь песни». И эта шутка весьма правдива, потому как итальянцы в любых ситуациях не падают духом и всегда сочиняют песни, выражая свои стремления и мечты, веселье и печаль, все чувства и желания и воспевают самое лучшее, что есть в их жизни. Изучая песни, можно многое узнать о культуре какой-либо страны, народа и прочем. Народные песни Италии создавались веками. Они выражают всю культуру народа, и связаны с различными событиями, которые происходили во многих уголках Италии.

Италия имеет очень большое наследие , и все они отличаются в зависимости от района, в котором зародились. Историки, занимающиеся изучением народных песен Италии, сумели систематизировать тысячи старинных направлений народных песен. Они определили, что нередко одна и та же мелодия может иметь разные текста, или же наоборот, одинаковый текст накладывают на разные мелодии.

Одним из самых ярких примеров итальянской песни является неаполитанская песня . Неаполитанская песня является жемчужиной итальянской культуры. Её называют вторым бриллиантом по величине, после оперного искусства Италии. Во всем мире очень большое количество различных исполнителей включают в свой репертуар элементы из этой жемчужины песенной лирики. Кроме этого многие исполнители берут в свой репертуар несколько целых неаполитанских песен. И это является отличным решением, потому как неаполитанские песни позволяют продемонстрировать всю красоту и силу голоса исполнителя, вместе с тем эти песни приятны почти всем слушателям, благодаря своей необычайно красивой мелодичности.

Сегодня мы послушаем несколько итальянских песен в переложении для фортепиано.

Неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» была написана в 1902г двумя братьями Эрнесто и Джамбатиста де Куртис, как гласит одна из версий, по просьбе мэра г. Сорренто к приезду премьер-министра Италии.

Э. Куртис «Вернись в Сорренто» исполняет Боброва Яна .

Как прекрасна даль морская,

Как влечёт она, сверкая,

Сердце нежа и лаская,

Словно взор твой голубой.

Слышишь в рощах апельсинных

Звуки трелей соловьиных?

Вся в цветах благоухая,

Расцвела земля вокруг.

Припев: Но ты едешь, дорогая,

Даль зовёт тебя иная…

Неужели навсегда я

Потерял тебя, мой друг?

Не оставь меня!

Тебя я умоляю!

Вернись в Сорренто,

Любовь моя!

3. Мексика.

«Кукарача» - шуточная народная песня на испанском языке в жанре корридо. Стала популярной во время Мексиканской революции начала XX века, так как «тараканами» называли правительственные войска. Однако есть упоминания песни, относящиеся к 1883 и даже 1818 году.

Один из вариантов исполнения песни на русском языке (Ирина Богушевская):

Мы на днях купили дачу, был на даче чемодан.

И достался нам в придачу заграничный таракан.

Только ставим мы пластинку и заводим патефон

В желтых кожаных ботинках по пластинке скачет он.

«Я кукарача, я кукарача» - распевает таракан.

«Я кукарача, я кукарача» - таракан американ.

Мексиканская народная песня «Кукарача» прозвучит в исполнении Сокова Андрея.

4. Великобритания.

Музыку к фильмам про Гарри Поттера писал известный и успешный в киноиндустрии американский композитор Джон Уильямс. Самый первый из этой серии фильм «Гарри Поттер и философский камень» вышел на экраны в 2001 году.

Дж. Уильямс Музыка из кинофильма «Гарри Поттер» играет Вероника Разина .

5. США.

Ещё музыкальный фрагмент из другой знаменитой киносаги «Сумерки». Примечательно, что две песни сочинил и исполнил Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен). Кроме того, в одной из сцен фильма Паттинсон исполняет за роялем Bella’s Lullaby . А мы послушаем Колыбельную Белле в исполнении Кати Рязанцевой.

6. Франция.

Ян Тьерсен – французский и дирижёр. Играет на различных инструментах. Среди них скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, и др. Амели » исполнит Давыдова Вика.

Ещё Саундтреки.

Э. Морриконе саундтрек к фильму «Хороший, плохой,злой» - Ганенков Влад

Э. Морриконе саундтрек к фильму «1900-й» («Реинкарнация Моцарта» - Салимгареева Ирина.

7. Россия

О. Петрова, А. Петров Вальс из киносериала «Петербургские тайны» прозвучит в исполнении Деевой Леры .

В завершении нашего концерта прозвучит музыка П. И. Чайковского.

«Времена года» Декабрь «Святки» исполняет Снежана Полещук.

Цель: формирование музыкально - эстетической культуры учащихся.

Задачи:

1. познакомить с музыкальными инструментами и их историей; расширять кругозор учащихся.

2. развивать эстетический вкус, музыкальную память.

3. воспитывать любовь к музыке, дисциплину.

Форма проведения: Урок - путешествие

Оборудование:

1. музыкальные ребусы

2. каринки с музыкальными инструментами

3. фонограммы песен «Утята», «Веселые гуси», «Мы - маленькие дети»

Литература.

1. Троицкая Н.Б. Сценарии школьных праздников: Метод. пособие/ Н.Б. Троицкая, Г.А. Королева. - М.: Дрофа, 2004.

2. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - Ленинград, 1982.

3. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста./ Н.В. Тутубалина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

План

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. В гостях у Скрипичного ключа

4. Путешествие по городу Музыкальных Инструментов

5. Прогулка по городу Песен.

6. Итог урока

Ход урока - путешествия

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты.

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать из различных предметов звуки. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку птичьих голосов, музыку дождя, ветра? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

В. Семернин «Музыка всюду живет»

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт -

В шелесте трав,

В шуме дубрав

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки? (ответы детей)

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.

Сейчас я приглашаю вас совершить чудесное путешествие по Музыкальной стране. Мы побываем в городе Музыкальных инструментов, сходим в гости к Скрипичному ключу и совершим прогулку по городу Песен.

Сначала мы отправимся в гости к Скрипичному ключу.

Два крючка - две закорючки,

Две малюсенькие штучки,

Ими дверь не отопрешь,

Их и в руки не возьмешь.

Не от шкафа платяного,

Не от мишки заводного,

А скажу вам наперед:

Два ключа от знаков - нот.

Познакомьтесь, ключ скрипичный (показываю изображение скрипичного ключа)

Развесёлый, симпатичный,

На второй всегда линейке,

Он сидит, как на скамейке.

Есть ещё и ключ басовый. (показываю изображение басового ключа)

Он и добрый, и суровый,

На четвертой он линейке

Место с краю занимает,

Ноту «фа» октавы малой

Ключ басовый открывает.

Отгадайте загадку:

«5 ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка». (ноты)

Какие ноты вы знаете? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Как они расположены на нотном стане? (на доске - нотный стан, дети рисуют ноты)

Как не задуматься над тем, что одни и те же известные звуки гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - Бетховен превращает в сонаты «Аппассионата» и «Лунная», Чайковский - в 12 пьес «Времена года» и оперу «Евгений Онегин», Хачатурян - в знаменитый вальс к драме Лермонтова «Маскарад», а Дунаевский - в одну из самых проникновенных песен о столице нашей Родины «Моя Москва».

Вы, конечно, понимаете, что отдельные звуки - это ещё не музыка. Звуки должны быть организованы в связную музыкальную речь.

Ребята, если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток - подружек. Именно они делают окружающий нас мир еще прекрасней и добрей.

Сейчас я предлагаю вам отгадать музыкальные ребусы (см. в приложении)

Следующий конкурс «Музыкальные слова»:

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре» (черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си» (синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до» (удод, подорожник)

Конкурс «С миру по нотке»: за одну минуту надо вспомнить слова, в которых есть слоги - ноты.

Под музыку - играют, под музыку - поют,

Под музыку танцуют ребята все вокруг.

Приглашаю вас исполнить танец «Утята».

А сейчас на нашем пути город Музыкальных Инструментов.

Вам знакомы жители этого города? Назовите их.

А теперь отгадайте, о каком инструменте идет речь.

Громче флейты, громче скрипки,

Громче труб наш великан,

Он ритмичен, он отличен,

Наш весёлый… (барабан)

Барабан (показываю картинку) - ударный инструмент. Это самый древний инструмент в мире. Ещё первобытный человек выбивал ритмы по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремят во время военных походов, торжественных церемоний, народных празднеств. Барабаны используют во всех видах оркестра: симфоническом, духовном, народном, эстрадном, джазовом. В симфоническом оркестре барабаны изображают раскаты грома, орудийную канонаду. С барабаном торжественно маршируют по Красной площади воспитанники военно-музыкального училища, открывая военный парад.

Представляю вам другой инструмент.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека, поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, я называюсь… (скрипка)

Посмотрите на этот нежнейший и красивейший из струнных инструментов (показываю картинку). Древний предок теперешней скрипки - славянский инструмент - состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трёх струн, лукообразного смычка. Это был поистине всенародный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках на ярмарках. Скрипку не пускали во дворцы, где звучал голос виолы. Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале 16 века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих итальянских скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира.

А теперь послушайте загадки про другие инструменты.

1. Тянется, а не резина;

С клапанами, а не машина;

Песни поет, а не радио. (баян)

2. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Вам знаком… (аккордеон)

3. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит (гармонь)

Гармонь, аккордеон и баян - духовые клавишные инструменты. При помощи мехов нагнетается воздух, он приводит в колебание металлические пластины - язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русской гармони - ливенка, Елецкая, хромка, саратовская, тульская и др. О гармони писали стихи С.Есенин, А.Твардовский, А.Прокофьев и др. поэты. Гармонь и баян сопровождают все деревенские праздники. В наши дни широко распространен баян - разновидность гармони. Своё название баян получил по имени легендарного древнерусского певца - сказителя Баяна.

А это что за инструменты?

1. У какого инструмента есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно, это славный наш… (рояль)

2. Стоит шкаф: крышку открываешь - зубы торчат.

Пальцами нажимаешь - звуки получаешь. (пианино)

В конце 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал новый вид клавишного инструмента. В усовершенствованном виде он стал называться фортепиано. Фортепиано - это клавишно-ударный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Основное качество этого инструмента - яркий, певучий звук и возможность играть на нём очень громко и очень тихо. Отсюда и название инструмента - фортепиано (громко - тихо). Современные разновидности фортепиано - это рояль и пианино. Они отличаются формой и расположением струн (у рояля струны натянуты горизонтально, а у пианино - вертикально). Первым композитором, который начал писать именно для фортепиано, был немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

О каких инструментах идёт речь?

1. У костра сыграть нам рада семиструнная… (гитара)

2.Треугольник, три струны

Выходите плясуны (балалайка)

Балалайка является родственницей гитары, только у неё всего три струны. В 18-19 вв. она была, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни, про неё складывались сказки. Более ста лет тому назад на балалайку обратили внимание любители музыки, захотели дать простому, «мужицкому», инструменту новую жизнь, чтобы он зазвучал в концертных залах. Прежде всего, балалайку усовершенствовали, и в 1887г. Создали в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», который потом был преобразован в Великорусский оркестр. Сейчас балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для неё произведения.

Конкурс «Найди лишнее слово»

На доске записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка (труба, остальные струнные)

2.Пианино, аккордеон, барабан, рояль (барабан, остальные клавишные)

3.Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши (струны, т.к. остальные сделаны из дерева)

А сейчас мы отправляемся в город Песен.

Песня является самым древним и самым распространенным музыкальным жанром в наши дни. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. В древнегреческих мифах, появившихся за тысячи лет до нашей эры, мы находим рассказы о силе влияния песен. Пение муз, покровительниц поэзии и разных видов искусств, в сопровождении звуков золотой кифары, на которой играл бог солнца Аполлон, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывая о шуме кровавых битв.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея стало синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, - эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово - музыка.

С незапамятных времен песня, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

Ребята, а вы любите петь?

Какие песни вы знаете? (ответы детей)

Конкурс «Угадай песню по описанию»

1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет. («Чему учат в школе»)

2. Песенка о плохой погоде в день рождения. («Песенка крокодила Гены»)

3. Песня о трагической гибели маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»)

4. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время. («Чунга-Чанга»)

5. Песня о людях, чей дом - лес, а жизнь - дорога. («Песенка друзей»)

6. Песня об одинокой красавице («Во поле березка стояла»)

7. В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

8. В какой песне на свадьбе пьют молоко? («Золотая свадьба»)

Песню можно не только спеть, но и инсценировать.

Давайте и мы с вами попробуем инсценировать песню «Весёлые гуси»

В завершении нашего путешествия я предлагаю исполнить песню «Мы - маленькие дети».

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней