Самые большие органы в мире. Великие органисты франции Известные органисты
- Загрузка... какую позицию по отношению к Первой Мировой войне заняли различные политические силы России? Из заявлений либералов об отношении к войне Кадеты: Каково бы ни...
- Загрузка... Д. з по биологии. Помогите плиз. 1) Дыхание - жизненно важный процесс, т. к. именно благодаря нему происходит окисление органических веществ, в результате чего...
- Загрузка... Что такое сноски в реферате, и как их делать??? сноски-это литература, которую ты использовал в написании реферата. пишутся они в низу листа и после...
- Загрузка... Люди добрый!!!Кто прочитал поэму Кому на руси жить хорошо!!!Опишите пожалуйста главу ярмарка!!! Поищи у Некрасова, у него это есть в поэме"Кому...
- Загрузка... Напишите пожалуйста Сочинение по рассказу "Уроки Французского" Рассказ Уроки французского основан на событиях из жизни самого автора. Он посвятил его матери другого русского писателя...
- Загрузка... Какие отношения были между Византией и Русью?? Торговые договоры они заключали разныевот смотри:Договоры Руси с Византией первые известные международные договоры Древней Руси, заключнные в...
- Загрузка... Скажите, как правильно читается слово build? В переводчик http://translate.google.com/ вводится слово. Внизу справа этого окошечка есть значок громкости микрофона. Нажимаете на него и слышите...
Самое почетное место в музыкальной жизни XVII века занимал орган с его репертуаром. Придет время - и органное искусство отступит на второй план (уже в эпоху венских классиков). В XVII же веке оно пользовалось наибольшим пиететом. Тогда орган считался «королем всех инструментов» и он действительно оправдывал такую характеристику:
- своим внушительным многоголосным звучанием большого диапазона, которое превышало диапазон всех инструментов оркестра;
- ярчайшими динамическими контрастами;
- огромными тембровыми возможностями (количество регистров в больших органах доходит до 200, но главное - сочетание нескольких регистров порождает новый тембр, совсем не похожий на исходный.
В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент заставить их звучать). В звучании органа можно услышать и хор, и все инструменты симфонического оркестра, вот почему говорят, что орган - это «большой симфонический оркестр, на котором играет один человек». Все это выдвинуло орган на первое место среди инструментов XVII века, и даже оркестр того времени не мог соперничать с ним.
Орган - клавишно-духовой инструмент, имеющий очень длинную историю. Уже в Древнем Египте и в античной Греции существовал так называемый гидравлос - водяной орган, трубы которого звучали с помощью водяного пресса. Постепенно строение органа все более усовершенствовалось. В современном органе:
- от 800 до 30 тыс. труб разных размеров и у каждой - свой тембр;
- несколько клавиатур, которые расположены ступеньками одна над другой и называются мануалами ;
- множество педалей, образующих своеобразную ножную клавиатуру - органист играет и руками, и ногами, поэтому ноты для органа пишутся на трех линейках;
- воздухонагнетающий механизм - мехи и воздухопроводы ;
- кафедра, где сосредоточена система управления.
Органы всегда строились для конкретных помещений и органные мастера предусматривали все их особенности, размеры, акустику. Поэтому в мире нет двух абсолютно одинаковых органов, каждый - уникальное творение мастера. Один из лучших в Европе органов находится в Риге, в Домском соборе.
Органы XVII века уже не отличались резко по звуку от современных органов, хотя их техническое усовершенствование продолжалось. Они были непременными участниками церковной службы, звучали и вне церкви - в частных домах. Было несколько разновидностей органов:
- в крупных соборах находились наиболее совершенные, величественные органы гигантских размеров с двумя-тремя мануалами;
- в домашнем быту, в небольших церквах получили распространение позитивы (комнатные) и портативы (переносные) органы; в театрах, небольших часовенках, на улицах можно было услышать регаль - маленький орган с пронзительным, несколько гнусавым звуком.
Нидерландская органная школа
В развитии органной музыки так или иначе участвовали композиторы различных европейских стран. Почти повсюду в Западной Европе в крупных соборах, церквах работали первоклассные органисты - композиторы и исполнители в одном лице, что было нормой для того времени. Например, в Голландии, в Амстердаме, протекала деятельность гениального исполнителя-импровизатора на органе Яна Питерса Свелинка - представителя нидерландской школы. С его именем связаны первые в истории музыки публичные органные концерты, которые Свелинк устраивал прямо в церкви, где работал. Он охотно передавал свой опыт и знания многочисленным ученикам, которые приезжали из разных стран. Среди них - известный впоследствии немецкий органист Самуэль Шейдт.
Итальянская органная школа
Италия в это время выдвинула великого Джироламо Фрескобальди . «Итальянский Бах», «отец подлинного органного стиля» - так называли его впоследствии. Деятельность Фрескобальди протекали в Риме, где он был органистом собора св. Петра. Произведения Фрескобальди рождались в тесной связи с его исполнительской деятельностью. Слухи о блестящем органисте привлекали в Рим многочисленную публику, которая толпами стекалась в собор, словно в концертный зал, чтобы послушать его игру.
Немецкая органная школа
Однако наиболее важную роль в развитии органной музыки сыграли немцы. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха. Здесь выдвинулась целая плеяда крупных и оригинальных мастеров, которые удерживали первенство в развитии органной музыки вплоть до времен Баха.
Первые немецкие органисты были учениками великих венецианцев - Андреа и Джованни Габриэли, органистов XVI века. Многие из них учились у Фрескобальди и Свелинка. Немецкая органная школа, таким образом, восприняла все лучшее, что было у композиторов других стран, синтезировав достижения и итальянской, и нидерландской школ. Из многочисленных органистов Германии особенно знамениты Самуэль Шейдт, Ян Адам Рейнкен , Дитрих Букстехуде (представители северонемецкой школы), Иоганн Пахельбель .
С развитием органной музыки связан расцвет инструментальной полифонии . Творческие усилия немецких органистов были направлены, в первую очередь, на жанр фуги - высшей полифонической формы. Фуга в сочинениях немецких полифонистов сложилась в своем «предбаховском» облике, еще не достигнув высшей своей зрелости. Классически совершенный вид она приобретет несколько позже, в творчестве Баха.
Другой любимый жанр немецкой органной музыки - хоральная прелюдия . Это обработка для органа напевов протестантского хорала, то есть духовных песнопений лютеранской церкви. Они возникли в эпоху Реформации и были основаны на немецких народных мелодиях. Это исконно немецкий национальный жанр. В обязанности немецкого органиста входило сопровождение пения общинного хорала и «прелюдирование» на хоральные темы во время богослужения (в чередовании с пением прихожан). Хоральные обработки имеют множество разновидностей от простейших гармонизаций хоральных напевов до развернутых хоральных фантазий.
Кто бывал в знаменитых парижских соборах, наверняка ощутил тот особый дух, неповторимую атмосферу, присутствующие там.
“На этой скамейке 2-го июня 1937-го года во время своего 1750-го концерта скончался Луи Вьерн”,
– написано на табличке, прикрепленной к старой органной скамейке, придвинутой к органу в Соборе Нотр-Дам. Вьерн, слепой от рождения знаменитый органист и композитор, в течение 37 лет был органистом Нотр -Дам.
Вьерн был учеником гениального Сезара Франка – патриарха французской органнной школы, по словам Р. Роллана “этого святого от музыки “.
Более тридцати лет Франк был органистом церкви Св. Клотильды. До конца своих дней он регулярно выступал там с вдохновенными органными импровизациями, которые собирали многочисленных слушателей, среди которых бывали известные музыканты. Однажды среди них оказался Ф. Лист,который был потрясен игрой Франка.
Младший современник Франка, Камиль Сен-Санс, в течение 20 лет проработал органистом в другой парижской церкви – Мадлен, а Александр Гильман – более 30 лет в церкви Св. Троицы.
Органистом церкви Св. Троицы долгие годы был и великий Оливье Мессиан. Покидая этот пост в 1992 -м году, он назначил своим преемником Наджи Хакима – замечательного, ныне живущего органиста-виртуоза и композитора.
Органистом церкви Св. Клотильды был также Жан Лангле – слепой органист и композитор, современник и друг О. Мессиана и учитель Н. Хакима.
А легендарный Марсель Дюпре в течение 37 лет был органистом собора Сен-Сюльпис, в котором находится один из самых прекрасных романтических органов Франции.
Особенностью творчества всех этих музыкантов является соединение в одном лице композитора-творца и исполнителя. Они вдохновенно исполняли как свои собственные,так и чужие сочинения. Как исполнитель чужих сочинений особенно прославился М. Дюпре. В своих триумфальных турне по Европе и Америке он исполнял наизусть все органные сочинения Баха.
Другая особенность этих музыкантов – их интерес не только к сольной органной игре, но и к разного рода ансамблевому музицированию. В отличие от мастеров предшествующих эпох, они гораздо чаще включают орган в самые разные ансамбли: от дуэтов с различными инструментами до соревнования органа с симфоническим оркестром (например, знаменитая “Симфония с органом “Сен -Санса.)
3 февряля 2016 года в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат сочинения для таких ансамблей. Начало концерта в 19.00.
Программа:
I отделение
Л. Вьерн – Триумфальный марш памяти Наполеона Бонопарта op.46 для трёх труб, трёх тромбонов, литавр и органа;
К. Сен-Санс – “Молитва” ор.158 для виолончели и органа;
С. Франк – Прелюдия, фуга и вариация ор.18 для фортепиано и органа;
Н. Хаким – Соната для трубы и органа.
II отделение
А. Гильман – Симфоническая пьеса ор.88 для тромбона и органа;
Ж. Лангле – Три хорала для гобоя и органа, Диптих для фортепиано и органа;
М. Дюпре – Героическая поэма ор.33 (посвящена битве при Вердене) для трёх труб, трёх тромбонов, ударных и органа.
Исполнители:
- Заслуженная артистка России Людмила Голуб (орган),
- Народный артист России Александр Рудин (виолончель),
- Заслуженная артистка России Ольга Томилова (гобой),
- Яков Кацнельсон (фортепиано),
- Владислав Лаврик (труба),
- Аркадий Старков (тромбон),
- Ансамбль солистов Национального Филармонического оркестра России.
Людмила Голуб