Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самый плоский из миров. Терри Пратчетт «Плоский мир Самый неумелый и трусливый волшебник на Диске

Юмористы - экзема на теле общества.
Пелам Гренвилл Вудхауз

Хороший юмор необходим, как глоток воздуха, ибо уметь посмеяться над собой и другими - чем не путь существования в нашем безумном мире? И здесь весьма кстати придётся остроумная книга, в лёгкой и доступной форме повествующая о серьёзных вещах, ненавязчиво заставляющая задуматься о вечных проблемах нашего с вами бытия…

Именно к таким книгам относится «Плоский мир» - самый популярный цикл юмористической фэнтези, когда-либо и кем-либо писавшийся, который давно уже обрёл во всём читающем мире культовый статус.

Плоский мир Терри Пратчетта

Зеркало всех прочих миров - вот истинная суть творения Пратчетта. Вселенная Discworld, его обитатели и события, происходящие с ними, могут быть абсолютно фантастичны. Но сквозь них проглядывают знакомые чёрточки, и за лукавой улыбкой автора перед читателем во весь рост встают вполне реальные проблемы нашего мира.

Цикл начинался как откровенная пародия на штампы фэнтези и его наиболее популярных представителей, однако затем перерос рамки остроумного зубоскальства, приобретя самостоятельную ценность.

Многотомные сериалы - бич фантастики: первые несколько романов, как правило, всегда лучше последующих. Даже самые талантливые авторы не избавлены от этой напасти. Джордан, Кук, Кард, Асприн, Нортон, Гудкайнд, Буджолд - печальные примеры можно приводить практически до бесконечности. Терри Пратчетт, возможно, единственный автор, счастливо избежавший расставленной ловушки. А ведь только взрослых романов о Плоском мире насчитывается более 40 штук!

Главная причина, конечно, талант. Кроме того, Пратчетт пишет не просто фэнтези - в своём творчестве он опирается на традиции британской классики. Выкрутасы литературного стиля он позаимствовал у самого популярного английского юмориста XX века Пелама Гренвилла Вудхауза, а сатирическая направленность его книг напоминает творчество Ивлина Во.

Однако есть и ещё кое-что. Плоский мир состоит из нескольких циклов, каждый из которых имеет своих центральных героев и свою тематику. Некоторые книги вообще не входят в циклы, хотя пересечения все же возможны - мир-то общий! Может, поэтому Плоский мир и не приедается, хотя, безусловно, нравится далеко не всём.

Терри Пратчетт

Пратчетт и его герои. Портрет работы Пола Кидби

Терренс Дэвид Джон Пратчетт - английский писатель, один из ярчайших авторов юмористической фэнтези. Родился в британском городе Биконсфилд 28 апреля 1948 года, умер 12 марта 2015-го.

Ещё учась в Высшей технической школе Уайкомба, напечатал первый рассказ в ученическом журнальчике. Через два года, в 1963-м, опубликовал этот же рассказ в профессиональном издании. Сразу после окончания учёбы стал журналистом криминальной хроники, затем работал пресс-атташе сразу трёх АЭС. В 1971 году вышел его первый роман «Люди ковра». Настоящий успех пришёл в 1983-м с публикацией юмористическо-фэнтезийного романа «Цвет волшебства», с которого и начался грандиозный цикл «Плоский мир».

Пратчетт - один из самых читаемых британских писателей. За вклад в литературу он был удостоен звания Кавалера Ордена Британской Империи и стал рыцарем. Все романы цикла регулярно входили в число общенациональных британских бестселлеров, что для фантастики - редкость. Ряд книг экранизирован, вышло также несколько компьютерных игр и комиксов. Романы Пратчетта переведены практически на все основные языки и многократно издавались во всём мире. Писатель жил в Сомерсетшире вместе с женой Линн и дочерью Рианной.

Герои Плоского мира

Самый неумелый и трусливый волшебник на Диске

Опасливый маг-неумёха Ринсвинд живёт по принципу «как бы чего не вышло». Его заветная мечта - затеряться в самом тёмном уголке захудалого кабака с кружкой пива и хорошо набитой трубочкой. Тем не менее он с завидным постоянством влипает в опасные приключения, чреватые серьёзными проблемами для здоровья.

Первые романы цикла о Ринсвинде - чистой воды пародия. Достаётся здесь и Говарду, и Маккеффри, и Лейберу, и Лавкрафту. «Цвет волшебства» (1983) и «Безумная звезда» (1986) связаны подобием сквозного сюжета (в дальнейшем Пратчетт такой ошибки не допускал - больно велика опасность скатиться на путь бесконечной «сиквелизации»).

…В великий город Анк-Морпорк прибывает первый турист из загадочной Агатовой Империи, простодушный Двацветок. А так как в Великом Городе могут прирезать даже за стоптанную подмётку, то, дабы избежать международного скандала, правитель лорд Витинари поручает Ринсвинду роль гида при растяпе-туристе. Цена ошибки - голова…

В следующей книге, «Посох и шляпа» (1988), Ринсвинд спасает весь Плоский мир, обуздав зарвавшегося Чудесника - супермага, чьё существование рвёт в клочья ткань Реальности. При этом герой проваливается в Подземельные Измерения, где обитают чудовища. Но Ринсвинд им не по зубам! И когда вундеркинд Эрик вызывает демона, способного выполнить самые невообразимые желания 14-летнего пацана, в центре магической октограммы возникает именно Ринсвинд («Эрик», 1990)…

В дальнейшем маг-неудачник попадает в Агатовую Империю накануне вторжения Серебряной Орды Чингиза Коэна-Варвара и заговора Красной Армии («Интересные времена», 1994)… А затем - на затерянный континент XXXX, отсчитывающий последние деньки своего сухого существования («Последний континент», 1998). Ещё в нескольких книгах Ринсвинд шныряет на заднем плане или ютится по тёмным углам – в присущей только ему застенчиво-обаятельной манере…

Ведьмы и компания

Истории о ведьмах - грозной Эсме Ветровоск, разбитной нянюшке Ягг и наивной Маграт Чесногк - также начинались как пародия. «Творцы заклинаний» (1987) - насмешка над феминистическим фэнтези: маленькая девчушка решает стать большой волшебницей, чего раньше в Плоском мире не бывало. И если бы не матушка Ветровоск, которая даже слона на скаку остановит, равных с мужчинами прав юной Эск не видать как своих ушей… «Вещие сестрички» (1988) - оригинальная переделка шекспировских пьес, этакий гибрид «Гамлета» с «Макбетом». В «Ведьмах за границей» (1991) Маграт Чесногк отправляется в дальнее зарубежье, чтобы выполнить обязанности Крёстной Феи. Но неужели опытные ведьмы отпустят её одну? Тем более в страну, где старые сказки словно сошли с ума? И далее ведьмы разбираются с эльфами, которые, на свою и чужую беду, решили вернуться в мир людей («Дамы и господа», 1992), с Призраком Анк-Морпоркской Оперы («Маскарад», 1995), с вампирами («Carpe Jugulum! Хватай за горло!», 1998). К циклу примыкают несколько книг для подростков, главная героиня которых – юная ведьмочка Тиффани.

Да здравствует Смерть!

Этот цикл повествует о приключениях Смерти и его семейки. В принципе, этот Смерть - парень довольно неплохой, если присмотреться к нему поближе. Вот только у большинства людей на это просто не хватает времени. А так Смерти не чужды обычные человеческие радости: он и на рыбалку может сгонять, и в кабак прошвырнуться. В общем, свой в доску! Гробовую…

Чтобы сбыть с рук приёмную дочь, Смерть берёт ученика («Мор - ученик Смерти», 1987); парень, правда, олух, но вполне обучаемый. И когда его патрон решает устроить себе небольшой отпуск, Мор, хоть не без труда, но все же вполне сносно справляется с новыми обязанностями.

А ещё однажды утром Смерть, как обычно, решил проверить списки потенциальных клиентов. И обнаружил в списках… самого себя («Мрачный жнец», 1991). В «Роковой музыке» (1994) обязанности вновь загулявшего Смерти берёт на себя его внучка Сьюзен. А у девушки своих проблем по горло - увлеклась полуэльфом Бадди, новоявленным апостолом «роковой музыки», захлестнувшей Плоскомирье. Иногда Смерти приходится выполнять абсолютно несвойственные ему функции - например, разносить подарки детям на Страшдество («Санта-Хрякус», 1996). А всё дело в том, что доброго дедушку Санту «заказали» Гильдии Убийц…

Ох, рано встаёт охрана…

В великом городе Анк-Морпорке все занимаются делом. Только Ночная Стража - абсолютно никчёмное ведомство, место ссылки для хронических неудачников. Стражники ночами бродят по улицам и тихонько, чтобы никто не услышал, кричат: «Полночь, и всё в порядке!». Но вот безумный колдун, пытаясь захватить власть, вызвал Дракона, и весь сложившийся Порядок сгорел как свечка («Стража! Стража!», 1989). И приходит время капитана Ваймса и его людей. Им предстоит поймать загадочного снайпера, вооружённого первым ружьём Плоскомирья («К оружию! К оружию!», 1993), и раскрыть серию таинственных убийств («Ноги из глины», 1996).

А Сэмюэль Ваймс, из простого капитана ставший герцогом и командором, должен ещё предотвратить войну («Патриот», 1997), отправиться с дипломатической миссией в страну вампиров («Пятый элефант», 1999), предотвратить войну гномов и троллей («Шмяк!», 2005). И надо постоянно держать ухо востро, ибо, если оказаться не в нужном месте и не в нужное время, можно всё потерять («Ночная Стража», 2002). Даже в отпуске командору не дано тихого житья – ведь преступления случаются и в пасторальной глубинке («Дело табак», 2011)

Рисунок Джоша Кирби

Рисунок Пола Кидби

Лучшими иллюстраторами «Плоского мира» заслуженно считаются Джош Кирби (1928–2001) и Пол Кидби (род. 1964)

Великий Комбинатор

Патриций Витинари всегда зрит в корень. И даже в самом пропащем человечишке способен разглядеть золотой самородок и вытащить его наружу - если нужно, вместе с потрохами. Именно так правитель Анк-Морпорка приобщил к полезному делу прожжённого мошенника Мойста фон Липвига, который сначала работал из страха (цена неудачи – голова), а потом вошёл во вкус, взявшись вкалывать на совесть (и головы полетели уже у других). Сначала Мойст наладил работу Анк-Морпоркского почтамта в романе «Держи марку!» (Going Postal, 2004), затем провёл денежную реформу в романе Making Money («Делай деньги», 2007), а там уже его очумелые ручки и изворотливые мозги дотянулись до плоскомирной научно-технической революции - роман Raising Steam («На всех парах», 2013).

Другие обитатели Плоского мира

Патриций - правитель Анк-Морпорка, лорд Хэвлок Витинари, выдающаяся личность, воплощение идеального государя. «Под его правлением, впервые за тысячу лет, Анк-Морпорк функционировал». Исключительно честен, умерен в потребностях, в пороках не замечен. Коротает вечера за чтением деловых бумаг, изредка «позволяя себе такое волнительное переживание, как игра в шахматы». Убивая кого-нибудь, никогда не руководствуется личными мотивами, всё для блага государства. «Надо отдать патрицию должное. Иначе он пошлёт своих людей и возьмёт это должное сам».

Илюстрация Пола Кидби

Сундук - сделан из Груши Разумной, растущей в местах обитания древней неприрученной магии. Здоровый ящик на сотне ножек, в который вмещается целая вселенная, и даже не одна. Повсюду следует за хозяином. Умеет и стирать одежду, и кусать (чаще всего насмерть) разных нехороших типов.

Иллюстрация Пола Кидби

Что происходит с героями, когда они стареют? Был ты здоровенным амбалом с аграмадным мечом, а стал беззубым старпером с подагрическими коленками… Но , последний бойскаут Плоского мира, героем остаётся всегда. Он даже ухитрился стать Повелителем Агатовой империи.

Иллюстрация Пола Кидби

Библиотекарь - орангутан, хотя таковым был не всегда (преобразился из-за незапланированной утечки магии в Незримом Университете, однако отказался вновь становиться человеком). Весьма неглуп, исключительно силён, любит свою работу, плату берёт бананами, Правда, словарный запас несколько ограничен («у-ук» - на все случаи жизни).

Самый крутой продавец сосисок в Анк-Морпорке. Приговаривая «себя-режу-без-ножа», втюхивает очередному простофиле свежайшую свиную сосиску из мяса издохшей года три назад крысы. Странно, что при таких талантах так толком и не разбогател.

Есть ещё отдельные романы, посвящённые весьма серьёзным вопросам. О власти и судьбе повествует лауреат Британской премии НФ «Пирамиды» (1989), о религии - «Мелкие боги» (1992), о волшебной силе искусства - «Движущиеся картинки» (1990), о нелёгкой доле журналиста - «Правда» (2000), о временных парадоксах - «Вор времени» (2001), о героизме - «Последний герой» (2001), о войне - «Пехотная баллада» (2003).

Не оставлены вниманием и детишки. Первая из детских книг о Плоскомирье, роман The Amazing Maurice and his Educated Rodents («Удивительный Морис и его ученые грызуны», 2001) - о разумном коте Морисе, завязавшем дружбу с колонией весьма толковых крыс, - даже был удостоен Медали Карнеги, самой престижной премии в области детской литературы.

Космогония Плоского мира

«Великая космическая черепаха А’Туин несёт на спине мир-Диск, который поддерживают слоны: Бериллия, Тубул, Великий Т’Фон и Джерракин… С Края этого мира океан бесконечно изливает свои воды во вселенскую ночь».

Вокруг Диска по постоянной орбите вертится маленькое солнышко, освещая Край, а полюс-Пуп покрыт вечной мерзлотой,. Существует восемь времён года, неделя состоит из восьми дней, спектр - из восьми цветов. А где-то рядом с миром людей и богов находятся Хаотичные Подземельные Измерения, где обитают Твари, питающиеся магией. Стоит только Ткани Реальности немного прохудиться, и Твари - тут как тут.

География Плоского мира


«Здесь присутствуют континенты, архипелаги, моря, пустыни, горные цепи и даже малюсенький центральный ледниковый покров».

Правда, официально существует лишь один Континент. Есть ещё окутанный слухами Противовесный континент, полностью занимаемый могучей и богатой Агатовой Империей. Да континент XXXX, который не должен существовать вообще. Он и не существует, а так, прозябает…

В центре Диска находится его полюс - Пуп, обрамлённый обледенелыми горами Пупземелья, где обитают племена свирепых варваров, основных поставщиков самых крутых героев Плоского мира. Почти по всему Континенту, от Анк-Морпорка до Клатча, простираются Овцепикские горы, где приютилась древняя неприрученная магия. А дальше - равниноджунгли Очудноземья, а там и до Края недалеко.

На Диске представлены все возможные государственные образования - империи, королевства, полисы, торговые республики, тирании, племенные союзы, теократии, демократии. В общем, любая глупость, придуманная человечеством, найдёт здесь своё отображение.

Боги Плоского мира

Богов в Плоском мире - как собак нерезаных. Самые крутые из пантеона, вроде Слепого Ио Громовержца или Бога-Крокодила Оффлера, обитают в Цитадели города Дунманифестин, примостившегося на высочайшей горе Диска - десятимильной Кори Челести, торчащей посреди Пупа. Сидят себе там и развлекаются: «Игральная доска у них - целый мир, а играют они человеческими жизнями».

История Плоского мира

История Плоского мира хранится в монастыре, затерянном в глубине Овцепиков. И постепенно из толстенных, переплетённых в кожу фолиантов она просачивается в мир, где становится повседневной Жизнью. Всё как обычно - империи сменяют друг друга, войны, открытия, подвиги, глупости…

Этнография Плоского мира

Обитатели Плоского мира весьма разнообразны. Люди всех цветов и оттенков - от ультрацивилизованных жителей Анк-Морпорка до голых дикарей Коричневых островов. Гномы и тролли, яро враждующие друг с другом. Эльфы, притаившиеся в Тени и ждущие возможности вернуться, чтобы вновь «поиграть» всласть. Ледяные великаны, драконы, вампиры, вервольфы, зомби… Разве только хоббитов нет. Но, может, они просто притаились в какой-то норе…

Магия Плоского мира

Мир основан на восьми Великих Заклинаниях, которые записаны в Гримуаре Октаво - книге, хранящейся в Библиотеке Незримого Университета, в запаянном железном ящике на дне специально вырытой шахты.

Незримый Университет - единственное на Диске место, где волшебник может получить достойное образование. Например, научиться курить табак (какой волшебник без трубки?) и облекать своё воображение плотью - это и есть волшебство. А вот ведьмы работают только с тем, что реально существует в мире. При этом те, кто занимается магией, привлекают к себе внимание Тварей из Подземельных Измерений, пытающихся прорваться в Реальность.

Анк-Морпорк


Величайший Город Плоского Мира. Двуединый мегаполис контрастов - респектабельный Анк и бандитский Морпорк. «Город видел потопы, пожары, нашествия кочевых орд, множество революций и драконов - и все это Анк-Морпорк пережил».

Он «…полон жизни, как заплесневелый сыр в жаркий день; он громогласен, как проклятие в храме; ярок и блестящ, как пролившееся и играющее на солнце масло; многоцветен, как синяк, и кипит суетой, деловой активностью и всякого рода бурной деятельностью, как муравейник с дохлым псом посередине».

* * *

О вселенной Плоского мира можно говорить часами. Но зачем? Лучше взять одну из книг (а потом ещё, и ещё…) и с головой погрузиться в этот мир.

Ежедневно включая телевизор, мы с ужасом ждём очередных неприятных сюрпризов. Что там опять? Террористический акт? Затонувшая подводная лодка? Наводнение, землетрясение, цунами? Война остроконечников и тупоконечников, которые радостно режут друг друга по абсолютно идиотским поводам? В такие минуты, когда человеческая глупость захлёстывает нас с головой, хочется убежать далеко-далеко… В волшебный мир, где можно вволю посмеяться над вполне серьёзными вещами. В самый плоский из всех возможных миров. Спасибо тебе, Терри, за эту возможность!

Терри (Дэвид Джон) Пратчетт родился 28 апреля 1948 года в Вэконсфилд Бакс (Beaconsfield Bucks), Великобритания, и окончил High Wycombe Techbical High School, где его рассказ "The Hades Buisness" вышел в школьном журнале, когда автору было всего 13 лет. Двумя годами позже этот рассказ был напечатан в "Science Fantasy". Это была первая коммерческая публикация Пратчетта. Первый роман, "Люди ковра", издан им в 1971 году.
Потом последовала фантастическая серия "Diskworld" ("Плоский Мир"), принесшая известность, литературные премии. Первая книга Терри Пратчетта из серии "Плоский мир" "The Colour of Magic" ("Цвет волшебства") появилась в 1983, затем в 1986 последовала "The Light Fantastic" ("Безумная звезда"). В 90-е годы книги Пратчетта становились бестселлерами сразу, как только выходили в свет. По их мотивам был создан мультсериал, несколько компьютерных игр ("The Colour of Magic" - игра фирмы Delta 4 удостоенная Sinclair User Classic Award, "Discworld" и "Discworld 2" - мультяшные квесты, а также не так давно - великолепная детективная игра "Discworld Noir", выполненная в 3D). Выпускались настольные календари, не-фантастические "гиды" и карты по Плоскому Миру, а также драматические адаптации некоторых книг, выполеннные Стефаном Бриггсом. За книгу "Pyramids" ("Пирамиды") (1989) писатель был награжден British Fantasy Award (в номинации - "лучший роман"). "Good Omens" ("Добрые предзнаменования") (1990), не-Discworld-овская работа в соавторстве с Нейлом Гэйманом, также стала весьма популярна и была переработана для кино.
К своей славе писателя Пратчетт относится отстраненно-спокойно. Может, сказалось то, что в детстве он хотел быть астрономом, созерцающим звезды издалека. Куда больше, чем отвечать на вопросы газетчиков, называющих его "самым интересным из ныне здравствующих английских писателей" (утверждение газеты "Таймс"), ему нравится бродить по полям, раскинувшимся вокруг его старинного сельского дома, которому целых триста лет, играть со своей дочерью Рианной, которую он воспитывает вместе с женой Лин, или лазить по горам, ибо Терри Пратчетт неравнодушен к альпинизму. И все же любимое его занятие - писать книги. "Когда я пишу, - утверждает он, - я отдыхаю душой. Может, звучит несколько необычно, но это - чистая правда".

Спрашивается, чего ради писать о Пратчетте, о котором до меня уже сказали множество правильных и умных слов? И всё-таки я попробую. Только начну не с Пратчетта, а с тех добрых людей, которые, работая в издательствах, пишут аннотации к книгам. Складывается впечатление, что все они объединены в тайный орден читателененавистников. Они делают всё для того, чтобы человек, прочтя аннотацию, либо с отвращением отложил книгу, либо начал её читать в ожидании чего-то того, чем она на самом деле ни коим образом не является. Именно это и произошло с Пратчеттом. Дело в том, что Пратчетт - не Петросян. и не Задорнов. Он вообще не юморист. Да, он в какой-то мере сатирик, но это тоже лишь одна грань его произведений. Ближе всех к нему, пожалуй, Свифт. Но никак не Белянин и прочие авторы «ржаки». Кроме того, Пратчетт - не автор фэнтези. Это не Перумов, не Толкиен и даже не Зыков. Он не в большей степени автор «юмористического фэнтези», чем баснописец Крылов - автор рассказов о животных. Тогда кто же он? В первую очередь Пратчетт - мыслитель. Философ. Гуманист. Классик. А юмор, фэнтези - это лишь инструмент, позволяющий донести сложные философские концепции до нормального человека, который на лекциях по философии немедленно погружается в здоровый сон. В этом и состоит гениальность Пратчетта: он умудрился сделать увлекательными и вкусными сложные вещи. Не раздувая щек, не нагромождая сложных, надуманных конструкций. Его рецепт прост до, повторюсь, гениальности. Берется фэнтезийный антураж. В нем придумывается несложная фабула для ряда постоянных героев. Тут и там рассыпаются пригоршни английского юмора... а дальше начитается волшебство. Философия, подобно октарину - восьмому цвету радуги - пронизывает произведение, сияя в коротких авторских отступлениях, сверкая перлами в устах героев. И в результате получаются две органично связанные между собой книги: одна - приятное развлечение, другая - повод для раздумий, средство воспитания читателя.

Мелкие боги. Это по сути трактат о происхождении и свойствах религиозности в человеческом обществе.

Пирамиды. Взаимоотношения религии и государства, судьба теократии.

Патриот. Настольная книга о ксенофобии, расизме и мировой «политике государственных интересов».

Интересные времена. Психология гражданина тоталитартного общества.

Правда, Движущиеся картинки, серия о страже - это все серьезные и мудрые книги.

Фэнтези и юмор в творчестве Пратчетта - лишь бонус. И поэтому если вы ждете от его книг только смеха или только размахивания мечами - можете смело откладывать их в сторону, они вам не понравятся.

Но Пратчетт - это ещё и ответ чванливым «официальным» ученым-философам, закостеневшим в своих абстрактных, надуманных мирах, выпендривающихся друг перед другом заумностью фраз и логических выкладок. Никого не напоминает? Это же Незримый университет во всей своей красе, в котором занимаются делом только юные энтузиасты под руководством Думминга Тупса и Библиотекарь (только не называйте его обезьяной!).

Так что с моей точки зрения Пратчетт - это чтение для тех, кто держит фигу в кармане, пролистывая труды Бертрана Рассела.

P.S. А вот в том, что Смерть - существительное женского рода, меня теперь не убедит и полк филологов.)))

Оценка: 10

ИНСТРУКЦИЯ по применению лекарственного препарата для медицинского применения Террипратчит

КЛИНИКО-ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА. Ноотропный препарат с повышенной юмористической и иронической активностью.

ФОРМА ВЫПУСКА, СОСТАВ И УПАКОВКА. Самый распространенный вариант – небольшие черные книжки, в среднем по 400 страниц. Встречаются также омнибусы с удвоенной, утроенной или ушестеренной дозой препарата. На лицевой стороне обязательно нанесены тематический рисунок и надписи «Терри Пратчетт» и название конкретного лекарственного средства. На обратной стороне указаны фармакологические свойства. Каждая книга содержит в себе 10% интересного сюжета, 25% иронии и метких выражений, 20% присутствия приятных персонажей и 45% юмористических ситуаций.

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Препарат оказывает успокаивающее, противотревожное (анксиолитическое) действие, не вызывая нежелательных гипногенного и миорелаксантного эффектов. Улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок. Обладает стресс-протекторным, ноотропным, нейропротекторным, антидепрессивным действием.

ДОЗИРОВКА. Внутримозгово. На один прием – 1 или 2 книги. Принимать 2 раза/сут по 10-20 страниц; при необходимости – увеличить до 4 приемов/сут. Курс лечения – 1-4 недели; при необходимости курс лечения можно продлить до 2 месяцев или повторить через 1-2 месяца. При отсутствии стойкого улучшения состояния в течение 3-4 недель после начала лечения необходимо обратиться к врачу.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Террипратчит несовместим с другими препаратами своей клинико-фармакологической группы, такими как Асприн и Пирсэнтонит.

БЕРЕМЕННОСТЬ И ЛАКТАЦИЯ. Безопасность применения Террипратчита при беременности и в период лактации не изучалась. При необходимости приема препарата следует учитывать соотношение риск/польза.

ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. При использовании по указанным показаниям и в указанных дозировках побочного действия не выявлено. Возможны реакции повышенной индивидуальной чувствительности к компонентам препарата.

УСЛОВИЯ И СРОКИ ХРАНЕНИЯ. Хранить в недоступном для детей, сухом, защищенном от света месте при температуре не выше 451°F. Срок годности – не ограничен.

ПОКАЗАНИЯ

Состояния уныния, меланхолии, печали;

Острое ощущение «серости будней»;

Стрессорные расстройства с повышенной нервной напряженностью, раздражительностью, тревогой и вегетативными реакциями.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Детский возраст до 16 лет;

Повышенная индивидуальная чувствительность к компонентам препарата.

Отпускается без рецепта врача в большинстве книжных магазинов.

Оценка: 8

Начнем с того, что я очень люблю «Плоский мир» Пратчетта, и читая отзывы на некоторые его, на мой взгляд, очень интересные и глубокие романы, часто обращаю внимание на разброс оценок от 10 (которая кстати преобладает) до 2. Я попытался разобраться, почему же все таки люди ставят такие низкие оценки на ряду с такими высокими, сопровождающимися восхищенными отзывами. И вот что я заметил: те люди, которые ставят «десятку» восторгаются не только юмором (который, как мне кажется, специально излагается в просторечной форме), но еще и философией произведений, незаметной и тонкой, в которой и заключается суть романа, но люди же, ставившие низкие оценки, говорили лишь о том, что юмор слишком плоский и однообразный, не вглядываясь в подтекст произведений («Уважаемые, вы же не книгу с анекдотами купили! Это же РОМАН!» - кричал мой внутренний голос.)

Написав это, я надеюсь хоть как то повлиять на читателя, который еще не знаком с творчеством Пратчетта, и, насмотревшись поверхностных оценок и отзывов, передумает начинать чтение его произведений.

Хочется верить, что все таки в Плоский мир в скором будущем хлынет поток восторженных приезжих из мира «Шарообразного»

Оценка: 10

Прочитать цикл «Плоский мир» мне посоветовали друзья. Они с упоением рассказывали ничего не понимающему мне, про какого- то безумного варвара и мага неудачника, а я думал «Что за..?» но потом, после долгих уговоров я все-таки решился взять в библиотеке одну из книг этой серии.

И вот я начал ее читать. На второй странице я уже еле сдерживал улыбку. На третьей - открыто смеялся. На где-то пятой странице я потерял счет этим самым страницам. Очнулся я после того, как понял, что читаю аннотацию на корочке книги...

Никогда до этого момента я не читал ничего более интересного. С тех самых пор эти книги я считаю одними из самых мной любимых. Поэтому моя оценка - 10.

Оценка: 10

Плоский мир. Что можно о нём сказать, помимо множества слов похвальбы и восхищения?

Главное, что надо знать о Плоском Мире - это цикл, возводящий контраст в абсолют. Юмористический - и при этом очень серьёзный, откровенно говорящий о людях, о мире и о добре со злом. Персонажи, которые отнюдь не красивы внешне и не очень-то приятны в характере - но которые неизменно оказываются сосредоточием истины, справедливости, долга и порядка. Осмеивающий какое-то явление - и одновременно описывающий его со всем возможным уважением. Специально, нарочито нереалистичный и сказочный - и при этом пугающе достоверный. Повествующий о совсем не дружелюбном мире - и при этом вы удивляетесь, обнаружив у себя мысль «а вот там бы я побывал». Стёб и драма, сарказм и реальная боль, ирония и настоящие чувства, комедия и трагедия в одном флаконе.

Пожалуй, сюжеты - самый главный недостаток Плоского Мира. Нет, они совсем не плохи, они очень добротны - но скажем так, «непредсказуемые сюжетные повороты», «закрученные интриги», «неожиданная концовка» - это всё не к Плоскому Миру.

Также претензии к циклу могут предъявить... скажем так, определённые люди. Сэр Пратчетт посмеивается над религией и патриотизмом, неприемлет пафос, выступает против расизма и национализма в любой форме, в целом толерантен и поэтому может даже показаться слишком однобоко настроенным (хотя с самоиронией у Пратчетта всё в порядке и в этих вопросах тоже).

К сожалению, какого-то финала у цикла не случится. Да, возможно, у Плоского Мира найдётся свой Брендон Сандерсон, а другие писатели в знак уважения создадут сборник своих рассказов-фанфиков, или произойдёт что-то в подобном духе... Но вряд ли это уже будет тот самый, уникальный и неповторимый Плоский Мир.

Итог: один из величайших циклов в истории фэнтези и юмора - да и, возможно, литературы вообще. Возможно, один из лучших примеров того, как надо создавать свои миры и писать книги.

Оценка: 10

При всем при том что Пратчетту удалось создать очень колоритных, оригинальных, не на кого не похожих героев, я не увидел тут двух очень важных вещей. Первое: вятного сюжета. Из всех книг которые я прочитал про плоский мир, не в одной из них не было нормального внятного сюжета. Постоянно какой-то рваный темп повествования. И да не одна из историй, именно в плане сюжета, не держит до конца, он банально скучен и при этом еще и сумбурен. И второй это прям таки искрометный юмор. Нет его, искрометного юмора. Здесь больше иронии ко всему происходящему, а не как не юмора. Это на мой личный вкус, разумеется)

Оценка: 5

Терри Пратчетт - невероятно талантливый человек.

Для меня так и останется загадкой то, как он умудряется на протяжении вот уже более 30 книг создавать легкие, свежие и невероятно смешные произведения, раз за разом превосходя самого себя. Он при помощи тонкого, поистине английского чувстсва юмора смог перенести на страницы своих книг наш мир во всем его многообразии. А затем дал нам возможность заглянуть туда, как в кривое зеркало, и увидеть всю несуразность окружающей нас действительности. Увидеть, посмеяться и, быть может, понять. Понять насколько мы подчас смешны. А смех над собой есть высшая форма комедии. Искусство.

Говорят, что смех продлевает жизнь. Лично я после знакомства с творчеством этого великого писателя продлил свою жизнь в разы.

Оценка: 10

Плоский Мир=Терри Пратчетт

Хоть он и написал немало прочих книг, никак к Плоскому Миру не относящихся, но вспоминать Пратчетта будут именно по этому циклу.

Ринсвинд, Городская Стража, Ведьмы, Смерть и Сьюзи, Мойст фон Липвиг, десяток отдельных сюжетных книг, множество псевдодокументалок, путеводителей и поварённых книг - всё это создаёт истинный эпик, одно из выдающихся произведений мировой культуры.

Море сатиры, множество прекрасных необычных персонажей, великая куча различнейших парадоксов, отражающих нашу с вами жизнь. В Плоском Мире появлялись футбол, газеты, телеграф, кино, рок-музыка, почта, железные дороги и многое другое.

Ринсвинд, Сундук, Коэн-Варвар с Серебряной Ордой, Сэм Ваймс, Моркоу, Ангва, Детрит, Задранец, Вилликинс, Шнобби, Колонн, Смерть, Сьюзи, Мойст, Тиффани, Эсме Ветровоск, Гита Ягг, Грибо, Патриций Витинари и его секретарь Стук Постук, многие-многие-многие другие. Они запоминаются раз и навсегда.

Терри Пратчетт не напишет больше ни единой книги. Мы не увидим новых применений головологии Матушки Ветровоск, Ваймс не раскроет больше ни единого дела, Липвиг перестанет продвигать новинки в жизнь общества, Ринсвинд навечно застынет в своём вечном побеге от опасностей к скуке, Моркоу и Ангва никогда не поженятся, а противостояние Смерти&Сьюзи с высшими сущностями порядка останется без завершения. И я всегда буду сожалеть, что Патриций Витинари так и не получил своей собственной, сольной книги, которую он явно заслуживал.

Все незавершённые сюжеты оборваны, новых больше никогда не будет. Искренне надеюсь, что так оно и останется - не хочу, чтоб Плоский Мир повторил судьбу Шерлока Холмса, Конана Варвара, лавкрафтианы и прочих. Пусть уж лучше он навечно застынет и будет жить лишь в воображении читателей, чем погрязнет в бездарных сиквелах литературных стервятников.

P.S. Искренне надеюсь, что наши издатели не будут тянуть и издадут, в разумные сроки, все оставшиеся непереведённые книги Пратчетта.

Оценка: 9

Тонкость юмора, достигает заоблачных высот. Перечитал много зарубежной юмористической литературы, но данный автор является уникальным мастером иронии и шутки. Уникальность заключается в том, что все произведения автора захватывают и не оставляют равнодушными читателя. Глубокая философия жизни, разыгрывается как по нотам и образует из не понятных нам подчас житейских хитросплетений, простую, но очень ясную правду, которая постоянно мелькает перед нашими глазами, но остается незамеченной. Хотите посмеяться очень громко, прочитайте Цвет волшебства, хотите подумать, читайте Мрачный Жнец, изволите приобрести себе новых знакомых, с которыми будет весело и интересно провести время, ЧИТАЙТЕ ВЕСЬ «ПЛОСКИЙ МИР».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней