Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы

В годы отсутствия Чацкого именно с этими качествами своего отца и приходилось считаться Софье: Да батюшка задуматься принудит: Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда...

Тут нужно было или покоряться, или обманывать: Бывает хуже, с рук сойдет...

Так в годы ее нравственного созревания ложь и страх постепенно отравляли ее душу. А Молчалин - вот он, каждый день рядом; он ведь тоже терпит от батюшки... С другой стороны, батюшка покровительствует Молчалину, ввел его в свой дом. Это ведь очень прозрачно: Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим - будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок... знаете, кто в бедности рожден...

Молчалин... А Чацкий? Как же все-таки произошло это «замещение»? Только потому, что жили под одной крышей?

Если прислушаться к тем похвалам, которые Софья расточает Молчалину, то не трудно заметить, что она явно противопоставляет его Чацкому. Молчалин

Уступчив, скромен, тих... Чужих и вкривь и вкось не рубит...

А Чацкого она выдает за бессердечного и тщеславного насмешника, который даже «ошибкою... добро о ком-нибудь сказать» не может и

Который свет ругает наповал, Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал...

Но ведь это вопиющая неправда! Стало быть, за эти три года она просто перестала понимать Чацкого. Почему?

Тут снова нужно вспомнить о той среде, в которой она жила без Чацкого. В эти годы она стала выезжать в свет уже как взрослая девушка. И ее красота, ее ум не могли не обратить внимание московских кавалеров. В доме Фамусовых они не появились: вечер был домашний. Но их вестник и невольный обличитель приехал - , как человек свой, к самому разъезду. К числу светских волокит Репети-лов, наверно, не принадлежал, хотя бы потому, что был женат. Но компания, к, которой он пристроился, была преимущественно холостая. «Сок умной молодежи» - так аттестует Репетилов своих друзей. Не трудно представить себе, что это была за молодежь, раз она терпела в своей среде таких людей, как тот же Репетилов.

Чацкие появились сравнительно недавно, но о них всё больше и больше говорили в свете. Молодые москвичи решили, что умные смелые разговоры и речи Чацких - это самый последний крик моды. По свидетельству И. Д. Якуш-кина, в то время «свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком» ".

И вот Софья с ее молодым, еще не окрепшим умом с первых шагов в свете оказалась среди таких пустозвонов и самодовольных шутов. Она не могла не заметить, что слова и фразы, которыми щеголяли молодые друзья Репетило-ва - холостые и женатые,- были похожи на те, что она уже слышала из уст Чацкого. И она стала думать, что светские зубоскалы - это единомышленники Чацкого, тем более что они и сами на это то и дело намекали.

Мы с ним... у нас... одни и те же вкусы.

Так в душе Софьи облик ее благородного друга стал постепенно замутняться чуждыми его личности впечатлениями, а потом и вовсе как бы совместился, слился с масками карикатурных подражаний. И вот теперь, после горького опыта светской жизни, она с еще большим жаром принялась за чтение. А самой влиятельной и распространенной в то время была сентиментальная . В ней-то Софья и почерпнула идеал молодого человека: скромного, чувствительного, умного, доброжелательного и самоотверженного.

Все это не укрылось от наблюдательности Молчалина. Заметив в Софье ее сентиментальные склонности, Молча-лин, за глаза издеваясь над «плачевной кралей», как умел приладил к своей пошло-благообразной фигуре личину чувствительности-и достиг успеха!

Возьмет он руку, к сердцу жмет... Ни слова вольного...

Чацкому все это еще предстояло уразуметь. Уклончиво-насмешливый тон, в каком Софья с ним разговаривала, несколько озадачил его, но не больше. Свои отношения с ней он намеревался определить, не справляясь ни с мнением Москвы, ни с волей Фамусова. Именно поэтому на его вопрос:

  • Обрыскал свет: не хочешь ли жениться? -
  • Чацкий ответил в духе своих оптимистических убеждений, по-видимому даже и не намереваясь задеть отцовское самолюбие:
  • А вам на что?
  • Тут-то и заявил о своих правах:
  • Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли.

Его победительная ирония опирается не только на сознание своих прав, но и на уверенность в поддержке всего московского общества: «отцом недаром называли». Потому-то он тут же и переходит от иронической интонации к ультимативной. Но может быть, после фамусовского гимна Максиму Петровичу Чацкому лучше было бы прекратить спор - за полной его бесполезностью? Может быть, здесь-то и началось «метание бисера»? И да и нет. Для Чацкого его взгляды и убеждения были не только достоянием его интеллекта, они были основой его личности и его чувства чести. Ведь спор шел о выборе жизненного пути, и Чацкий должен был сказать отцу своей возлюбленной, что он ни в чем не отступит от своих убеждений.

А как же сватанье? Не забыл ли Чацкий в горячке спора о цели своего приезда? По логике его рассуждений спор с Фамусовым и даже ссора с ним не могли уронить его в глазах Софьи. Напротив. Еще лучше, если Софья узнает об этом из уст Павла Афанасьевича: ведь батюшкиных взглядов, думает Чацкий, она никогда не разделяла. Чацкий не допускает мысли, что умная Софья могла полюбить Молчалина, который «прежде был так глуп», он принял ее обморок за обыкновенное следствие необыкновенно обостренной чувствительности:

  • Безделица ее тревожит.
  • Однако самые горькие испытания были еще впереди.

«Грибоедов – человек одной книги, - заметил В.Ф. Ходасевич. – Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места».

Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов – любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами.

Софья – основной сюжетный партнёр Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии. Любовный конфликт с Софией вовлёк героя в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.

В характере Софии есть качества, резко выделяющие её среди людей фамусовского общества. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в её пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…». Тем не менее, София знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает общественное мнение, чтобы отомстить бывшему возлюбленному.

В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в этом образе Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают её одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убеждённой в том, что Чацкий – совершенно нормальный человек.

София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит её в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров).

София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.

Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его чёрствым и бессердечным: «Не человек, змея». София приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть своё безразличие к нему: «На что вы мне?».

София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдаётся любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь – своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха.

София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии её любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упрёков, жалоб, слёз моих не смейте ожидать, не стоите вы их…». София осознаёт самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остаётся и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой её характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.

В годы отсутствия Чацкого именно с этими качествами своего отца и приходилось считаться Софье: Да батюшка задуматься принудит: Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда…

Тут нужно было или покоряться, или обманывать: Бывает хуже, с рук сойдет…

Так в годы ее нравственного созревания ложь и страх постепенно отравляли ее душу. А Молчалин - вот он, каждый день рядом; он ведь тоже терпит от батюшки… С другой стороны, батюшка покровительствует Молчалину, ввел его в свой дом. Это ведь очень прозрачно: Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим - будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… знаете, кто в бедности рожден…

Молчалин… А Чацкий? Как же все-таки произошло это «замещение»? Только потому, что жили под одной крышей?

Если прислушаться к тем похвалам, которые Софья расточает Молчалину, то не трудно заметить, что она явно противопоставляет его Чацкому. Молчалин

…уступчив, скромен, тих… Чужих и вкривь и вкось не рубит…

А Чацкого она выдает за бессердечного и тщеславного насмешника, который даже «ошибкою… добро о ком-нибудь сказать» не может и

Который свет ругает наповал, Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…

Но ведь это вопиющая неправда! Стало быть, за эти три года она просто перестала понимать Чацкого. Почему?

Тут снова нужно вспомнить о той среде, в которой она жила без Чацкого. В эти годы она стала выезжать в свет уже как взрослая девушка. И ее красота, ее ум не могли не обратить внимание московских кавалеров. В доме Фамусовых они не появились: вечер был домашний. Но их вестник и невольный обличитель приехал - правда, как человек свой, к самому разъезду. К числу светских волокит Репети-лов, наверно, не принадлежал, хотя бы потому, что был женат. Но компания, к, которой он пристроился, была преимущественно холостая. «Сок умной молодежи» - так аттестует Репетилов своих друзей. Не трудно представить себе, что это была за молодежь, раз она терпела в своей среде таких людей, как тот же Репетилов.

Чацкие появились сравнительно недавно, но о них всё больше и больше говорили в свете. Молодые москвичи решили, что умные смелые разговоры и речи Чацких - это самый последний крик моды. По свидетельству И. Д. Якуш-кина, в то время «свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком» ".

И вот Софья с ее молодым, еще не окрепшим умом с первых шагов в свете оказалась среди таких пустозвонов и самодовольных шутов. Она не могла не заметить, что слова и фразы, которыми щеголяли молодые друзья Репетило-ва - холостые и женатые,- были похожи на те, что она уже слышала из уст Чацкого. И она стала думать, что светские зубоскалы - это единомышленники Чацкого, тем более что они и сами на это то и дело намекали.

Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы.

Так в душе Софьи облик ее благородного друга стал постепенно замутняться чуждыми его личности впечатлениями, а потом и вовсе как бы совместился, слился с масками карикатурных подражаний. И вот теперь, после горького опыта светской жизни, она с еще большим жаром принялась за чтение. А самой влиятельной и распространенной в то время была сентиментальная литература. В ней-то Софья и почерпнула идеал молодого человека: скромного, чувствительного, умного, доброжелательного и самоотверженного.

Все это не укрылось от наблюдательности Молчалина. Заметив в Софье ее сентиментальные склонности, Молча-лин, за глаза издеваясь над «плачевной кралей», как умел приладил к своей пошло-благообразной фигуре личину чувствительности-и достиг успеха!

Возьмет он руку, к сердцу жмет… Ни слова вольного…

Чацкому все это еще предстояло уразуметь. Уклончиво-насмешливый тон, в каком Софья с ним разговаривала, несколько озадачил его, но не больше. Свои отношения с ней он намеревался определить, не справляясь ни с мнением Москвы, ни с волей Фамусова. Именно поэтому на его вопрос:

Обрыскал свет: не хочешь ли жениться? -Чацкий ответил в духе своих оптимистических убеждений, по-видимому даже и не намереваясь задеть отцовское самолюбие:А вам на что?Тут-то Фамусов и заявил о своих правах:Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли.

Его победительная ирония опирается не только на сознание своих прав, но и на уверенность в поддержке всего московского общества: «отцом недаром называли». Потому-то он тут же и переходит от иронической интонации к ультимативной.
Но может быть, после фамусовского гимна Максиму Петровичу Чацкому лучше было бы прекратить спор - за полной его бесполезностью? Может быть, здесь-то и началось «метание бисера»? И да и нет. Для Чацкого его взгляды и убеждения были не только достоянием его интеллекта, они были основой его личности и его чувства чести. Ведь спор шел о выборе жизненного пути, и Чацкий должен был сказать отцу своей возлюбленной, что он ни в чем не отступит от своих убеждений.

А как же сватанье? Не забыл ли Чацкий в горячке спора о цели своего приезда? По логике его рассуждений спор с Фамусовым и даже ссора с ним не могли уронить его в глазах Софьи. Напротив. Еще лучше, если Софья узнает об этом из уст Павла Афанасьевича: ведь батюшкиных взглядов, думает Чацкий, она никогда не разделяла. Чацкий не допускает мысли, что умная Софья могла полюбить Молчалина, который «прежде был так глуп», он принял ее обморок за обыкновенное следствие необыкновенно обостренной чувствительности:

Безделица ее тревожит.Однако самые горькие испытания были еще впереди.

Апр 05 2010

В годы отсутствия Чацкого именно с этими качествами своего отца и приходилось считаться Софье: Да батюшка задуматься принудит: Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда…

Тут нужно было или покоряться, или обманывать: Бывает хуже, с рук сойдет…

Так в годы ее нравственного созревания ложь и страх постепенно отравляли ее душу. А Молчалин - вот он, каждый день рядом; он ведь тоже терпит от батюшки… С другой стороны, батюшка покровительствует Молчалину, ввел его в свой дом. Это ведь очень прозрачно: Вдруг милый , один из тех, кого мы Увидим - будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… знаете, кто в бедности рожден…

Молчалин… А Чацкий? Как же все-таки произошло это «замещение»? Только потому, что жили под одной крышей?

Если прислушаться к тем похвалам, которые Софья расточает Молчалину, то не трудно заметить, что она явно противопоставляет его Чацкому. Молчалин

…уступчив, скромен, тих… Чужих и вкривь и вкось не рубит…

А Чацкого она выдает за бессердечного и тщеславного насмешника, который даже «ошибкою… добро о ком-нибудь сказать» не может и

Который свет ругает наповал, Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…

Но ведь это вопиющая неправда! Стало быть, за эти три года она просто перестала понимать Чацкого. Почему?

Тут снова нужно вспомнить о той среде, в которой она жила без Чацкого. В эти годы она стала выезжать в свет уже как взрослая девушка. И ее , ее ум не могли не обратить внимание московских кавалеров. В доме Фамусовых они не появились: вечер был домашний. Но их вестник и невольный обличитель приехал - правда, как человек свой, к самому разъезду. К числу светских волокит Репети-лов, наверно, не принадлежал, хотя бы потому, что был женат. Но компания, к, которой он пристроился, была преимущественно холостая. «Сок умной молодежи» - так аттестует Репетилов своих друзей. Не трудно представить себе, что это была за молодежь, раз она терпела в своей среде таких людей, как тот же Репетилов.

Чацкие появились сравнительно недавно, но о них всё больше и больше говорили в свете. Молодые москвичи решили, что умные смелые разговоры и речи Чацких - это самый последний крик моды. По свидетельству И. Д. Якуш-кина, в то время «свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком» ‘.

И вот Софья с ее молодым, еще не окрепшим умом с первых шагов в свете оказалась среди таких пустозвонов и самодовольных шутов. Она не могла не заметить, что слова и фразы, которыми щеголяли молодые друзья Репетило-ва - холостые и женатые,- были похожи на те, что она уже слышала из уст Чацкого. И она стала думать, что светские зубоскалы - это единомышленники Чацкого, тем более что они и сами на это то и дело намекали.

Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы.

Так в душе Софьи облик ее благородного друга стал постепенно замутняться чуждыми его личности впечатлениями, а потом и вовсе как бы совместился, слился с масками карикатурных подражаний. И вот теперь, после горького опыта светской жизни, она с еще большим жаром принялась за чтение. А самой влиятельной и распространенной в то время была сентиментальная . В ней-то Софья и почерпнула идеал молодого человека: скромного, чувствительного, умного, доброжелательного и самоотверженного.

Все это не укрылось от наблюдательности Молчалина. Заметив в Софье ее сентиментальные склонности, Молча-лин, за глаза издеваясь над «плачевной кралей», как умел приладил к своей пошло-благообразной фигуре личину чувствительности-и достиг успеха!

Возьмет он руку, к сердцу жмет… Ни слова вольного…

Чацкому все это еще предстояло уразуметь. Уклончиво-насмешливый тон, в каком Софья с ним разговаривала, несколько озадачил его, но не больше. Свои отношения с ней он намеревался определить, не справляясь ни с мнением Москвы, ни с волей Фамусова. Именно поэтому на его вопрос:

  • Обрыскал свет: не хочешь ли жениться? -
  • Чацкий ответил в духе своих оптимистических убеждений, по-видимому даже и не намереваясь задеть отцовское самолюбие:
  • А вам на что?
  • Тут-то Фамусов и заявил о своих правах:
  • Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли.

Его победительная ирония опирается не только на сознание своих прав, но и на уверенность в поддержке всего московского общества: «отцом недаром называли». Потому-то он тут же и переходит от иронической интонации к ультимативной. Но может быть, после фамусовского гимна Максиму Петровичу Чацкому лучше было бы прекратить спор - за полной его бесполезностью? Может быть, здесь-то и началось «метание бисера»? И да и нет. Для Чацкого его взгляды и убеждения были не только достоянием его интеллекта, они были основой его личности и его чувства чести. Ведь спор шел о выборе жизненного пути, и Чацкий должен был сказать отцу своей возлюбленной, что он ни в чем не отступит от своих убеждений.

А как же сватанье? Не забыл ли Чацкий в горячке спора о цели своего приезда? По логике его рассуждений спор с Фамусовым и даже ссора с ним не могли уронить его в глазах Софьи. Напротив. Еще лучше, если Софья узнает об этом из уст Павла Афанасьевича: ведь батюшкиных взглядов, думает Чацкий, она никогда не разделяла. Чацкий не допускает мысли, что умная Софья могла полюбить Молчалина, который «прежде был так глуп», он принял ее обморок за обыкновенное следствие необыкновенно обостренной чувствительности:

  • Безделица ее тревожит.
  • Однако самые горькие испытания были еще впереди.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Судьба Софьи в комедии «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы

Героини «Горя от ума» - Софья и Лиза - казалось бы, участвуют лишь в развитии любовной интриги и никак не вовлечены в конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Девушки, с одной стороны, связаны достаточно типичными для мировой драматургии отношениями госпожи и служанки. В пьесах Шекспира, Бомарше, Мольера мы не раз встречаемся с ситуацией, когда умная и находчивая служанка помогает своей хозяйке устроить судьбу или найти выход из трудной жизненной ситуации. С другой стороны, обе девушки вовлечены в сложные любовные перипетии. Софья без ума от Молчалина, секретаря своего отца, хотя понимает, что устроить судьбу с ним будет очень сложно или почти невозможно. Молчалин - человек без средств и знатного происхождения, почти что слуга. Софью любит Чацкий, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в Москву, а Фамусов хочет, чтобы его дочь вышла замуж за полковника Скалозуба. Молчалин, хотя и изображает любовь к Софье, отдает предпочтение Лизе, которая, к тому же, является предметом посягательств и самого хозяина дома - Фамусова. Лиза любит челоека своего круга - буфетчика Петрушу. Таким образом, хозяйка и госпожа являются героинями, на которых держится любовная интрига.

Хотя Лиза в доме Фамусовых всего лишь служанка, она важное действующее лицо пьесы; не случайно автор помещает ее не в конце списка действующих лиц, как это было принято делать, а сразу после Фамусова и Софьи. Кроме того, Лиза является практически главной героиней первого действия. Именно она появляется на сцене первой, спасает Соью от гнева отца и даже переводит часы, изменяя тем самым время действия:

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
Заставлю их играть.

Обе - Лиза и Софья - молодые красивые девушки. Конкретных описаний автор не дает; мы можем судить об их внешних данных лишь по тому впечатлению, которое они производят на окружающих. Так, Фамусов, заигрывая с Лизой, говорит о ней: «Ой! зелье, баловница», Молчалин также не устает твердить о красоте служанки: «Какое личико твое!» Но главное, что бросается в глаза в предполагаемом образе Лизы,- это ее живость и веселый нрав. «Веселое созданье ты! Живое!» - говорит ей все тот же Молчалин.

Лишь влюбленный Чацкий не замечает никого, кроме Софьи:

Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо…

Он же говорит рассеянно Фамусову: «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - и не раз потом на протяжении пьесы повторяет: «Как хороша!». Молчалин же отнюдь не прельщен внешним видом Софьи: «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного», - признается он Лизе.

Что касается Софьи, то образ ее по праву считается одним из самых сложных в ряду персонажей «Горя от ума». Нельзя не согласиться с Пушкиным, что она «начертана неясно». Софья не лишена ума, но предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи жестокой, она идет на низость, распускаю слухи о безумии Чацкого.

Конечно, Софья идеализирует Молчалина. Ей кажется, что он человек доброй души и положительных качеств, лишь он «семейство осчастливит». Чацкий прав, когда говорит Софье: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему». Но любовь ее, видимо, вполне искренняя, а сама девушка обладает горячим сердцем и пылкой натурой. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» - произносит она. Софья живет мыслями о предмете своей страсти, Она понимает, что отец не отдаст ее за Молчалина, и все время готовится к борьбе. Чацкий знает ее очень давно, и, веря в ее ум, он долгое время не может признать того очевидного факта, что Софья влюлена в ничтожнейшего человека.

Ей очевидна глупость Скалозуба: «Он слова умного не выговорил сроду». Да и в самом Молчалине она не видит ума. Защищая своего возлюбленного, она говорит:

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума…

Софья начитана, образована. Многие ее реплики стали пословицами и поговорками («Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Герой не моего романа»).

Проблема Софьи, видимо, не в том, что ей недостает ума, а в том, что она не умеет и не приучена думать. Она жизнь свою ведет по общепринятым образцам. Ее воспитывают французские романы. Зачитываясь историями о любви знатной девушки и бедного юноши или наоборот, она и отношения с Молчалиным строит в соответствии с ними. Покорность, скромность и безропотность Молчалина Софья принимает за любовь. Она и мысли не держит о том, что Молчалин притворяется. Не случись Софье подслушать разговор ее избранника со служанкой, она бы так и осталась уверенной в его любви.

Софья выросла в атмосфере безнравственных заонов фамусовского общества. Именно поэтому она так легко идет на подлость по отношению к Чацкому, оклеветав его. Это ведь достаточно типичный для света способ решать свои проблемы. Может, Молчалин и хорош для Софьи: она ценит его робость и немноголовность, потому что ей нужен «муж-мальчик», «муж-слуга», потакающий капризам жены, Более того, имено устами Софьи высказывает Грибоедов отношение общества к незнатным людям, Когда Чацкий спрашиает ее, не женат ли еще француз Гильоме на какой-ниудь княгине, то Софья, как подобает барышне ее круа, бросает с презрением: «Танцмейстер! Можно ли!»

Лиза совсем другая. Хоть и служанка, она оказывается порой если не умнее своей госпожи, то, по крайей мере, рассудительнее. У нее на все трезвый взгляд. Она твердит барышне, что «в любви не будет этой проа», понимая, что Фамусов желает для дочери мужа богатого и «при звездах». «И золотой мешок, и метит в генералы», - так характеризует остроумная Лиза одновременно и Скалозуба, и идеал зятя Фамусова. Она же в состоянии оценить и достоинства Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!

Лиза хорошо понимает и свое положение в доме. Хотя она часто выступает в роли подруги Софьи, тем не менее, не раз повторяет, что знает свое место. Она видит разницу в положении своем и своей госпожи, когда замечает, что Молчалин с барышней скромен, а с горничной повеса.

Кто же такая Лиза - подобие французской субретки или русская крепостная? Видимо, и то, и другое.

Она крепостная, но выросла в доме Фамусовых на положении подруги Софьи. Вот откуда ее свободные манеры и вольность обращения с госпожой и Чацким. Она полубарышня, полуприслуга и исполняет роль компаньонки дочери хозяина дома. Речь ее, крепостной служанки, долгое время росшей вместе со своей образованной барышней, представляет смесь разговорно-просторечного стиля с литературно-книжным. Наряду с крестьянскими словами («минула», «ан», «покудова», «тужите»), с выражениями, присущими лакейской среде («от барышни-с», «осмелюсь»), она употребляет и явно литературные обороты, такие, как «прошу служить у барышни влюбленной», «на что вам лучшего пророка».

Лиза хорошо понимает истинное положение дел, в то время как влюбленная Софья долго остается слепой:

Ну, люди в здешней стороне!
Она к нему, а он ко мне,
А я... одна лишь я любви до смерти трушу,-
А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Лиза постоянно пытается вразумить Софью. Она же не раз защищает ее от гнева отца. Однако Софья показывает свое действительное отношение к Лизе. «Послушай, вольности ты лишней не бери», - говорит она ей, обозначая ту пропасть, которая лежит между ней и простой служанкой. В сцене падения Молчалина с лошади, когда Лиза пытается вновь образумить Софью, она в ответ слышит резкую отповедь барышни: «А кем из них я дорожу? // Хочу - люблю, хочу - скажу».

Резкое несоответствие в положении героинь проявляется и в том, как складывается их будущее. В конце пьесы и Софья, и Лиза ждут приговор хозяина дома, но судьба у них слишком разная. Ни в чем не виноватая Лиза, которая росла на положении почти подруги Софьи, изгоняется на птичий двор, то есть переводится в разряд слуг, да еще и самых низких. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», - говорит ей Фасмусов. Софью также ожидает изгнание. Разъяренный отец заявляет:

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми:
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Однако читатель и зритель понимают понимают, что если для Лизы жизнь оказывается сломанной навсегда, то для Софьи скоро все пойдет по-прежнему. История ее любви к Молчалину забудется, и, скорее всего, Софья повторит обычную судьбу всех московских барышень. «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», - презрительно бросает Софье Чацкий. Видимо, он не так далек от истины. Софья выйдет замуж за очередного молчалина и будет жить так, как принято в криводушном и глупом свете.

Софья и Лиза, безусловно, натуры не ординарные. Но лучшие качества дочери Фамусова подмяты, искривлены всем образом ее жизни в свете. А Лиза и вовсе не является хозяйкой своей судьбы. Здесь невольно на ум приходит монолог Чацкого «А судьи кто?». Лиза и есть такая же вещь, как те крепостные, о которых с болью говорит главный герой. Ее жизнь - иллюстрация слов Чацкого о бесправности крепостных, и судьба ее сложится так, как распорядится хозяин. Что касается Софьи, то и она вряд ли поможет своей бывей служанке. Зачем успешной московской барыне (а она таковой, скорее всего, будет) держать перед глазами свидетельницу грехов ее молодости?

Таким образом, и в характере, и в судьбе двух героинь любовная и общественная линии постоянно переплетаются. Софья и Лиза не только героини любовной интриги, их образы удачно вплетены в ту «резкую картину нравов», которую, по мнению Пушкина, нарисовал Грибоедов.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней