Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тихий дон анализ. "Родинка", Шолохов: анализ произведения

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ - «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь - дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, - чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый - это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа - небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа - Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия - погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Урок-процесс по теме: « Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития трагедии России в творчестве Шолохова, обусловленное историческими событиями периода гражданской войны на Дону

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение русской литературы начала XX века позволяет выполнить сравнительный анализ развития традиционной темы в литературе – темы России – в творчестве А. Блока и С. Есенина, М. Цветаевой и А. Ахматовой, М. Шолохова и А. Фадеева.

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе самостоятельной работы. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития темы трагедии России в творчестве Шолохова, обусловленное историческими событиями периода гражданской войны на Дону.

Этапы работы над материалом урока помогают развивать навыки самостоятельной работы, интерес и творческое воображение, познавательную активность учащихся:

  1. знакомство с биографией М. Шолохова и его личным участием в гражданской войне;
  2. первые рассказы писателя, вошедшие в сборник «Донские рассказы»;
  3. документальное подтверждение трагедии народа, ввергнутого не по своей воле в конфликт;
  4. развитие темы России в русской литературе периода гражданской войны;
  5. сравнительный анализ рассказов «Родинка» и «Алешкино сердце»;
  6. составить вопросы кроссворда по теме урока и ответить на вопросы;
  7. подготовка материалов для выполнения письменной работы.

ТЕМА: Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник «Донские рассказы».

ЦЕЛЬ: показать на примере художественного произведения антигуманистический смысл войны, рассмотреть нравственные аспекты и гуманистическую ценность жизни;

Совершенствовать работу над историзмом в художественном произведении;

Формировать у обучающихся чувство сопричастности и неравнодушия в отношении друг к другу.

ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – процесс.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, работа над текстом повести; диалогический, исследовательский.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО : портрет М.А. Шолохова , сборник «Донских рассказов» , выставка книг писателя, грамзапись, карточки-информаторы, газета «М.А. Шолохов – Нобелевский лауреат», высказывания об авторе и его книге.

ЭПИГРАФ: Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так Господи, тихо,

Что слышно, как время идет. А.А. Ахматова (1940)

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ: «…гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…

…братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война». Б. Васильев

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: оксюморон, метафора.

  1. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала на основе самостоятельной работы учащихся.

А. 1. Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель читает строки А. Ахматовой, взятые в качестве эпиграфа к уроку: «Когда погребают эпоху». О какой эпохе идет речь? Строки, написанные в 1940 году, можно отнести к событиям прошлого в истории нашего народа: к 30-м годам – периоду сталинских репрессий, к периоду Великой Отечественной войны и даже более ранним трагическим страницам XX века.

Первые два десятилетия XX века стали самыми жестокими в отношении ценности человеческой жизни. Завершилась эта эпоха самым кровавым конфликтом в стране – гражданской войной. Возникает вполне закономерный вопрос:

Во имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?

2. По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».

«Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».

Б. Рассмотрение главной темы сборника «Донские рассказы».

  1. По воспоминаниям Михаила Шолохова, в 1918 году, когда оккупационные немецкие войска подходили к Богучару, продолжать учение он не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. («Автобиография», 10 марта 1934 года).
  2. В 1926 году опубликован сборник «Донские рассказы», автор которого, несмотря на молодой возраст, пережил потрясение гражданской войны, служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, секретарем станичного ревкома, делопроизводителем заготконторы; добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром (эпизод допроса шестнадцатилетнего подростка батькой Махно, который, отпуская мальца, пригрозил ему на будущее жестокой расправой).
  3. «В «Донских рассказах» я старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для народа».

В. План рассмотрения главной темы

сборника М. Шолохова «Донские рассказы»

  1. Рассказ «Лазоревая степь»

№ п/п

Рассказ «Лазоревая степь» - произведение, в котором Шолохов предельно ясно и четко расставил все ключевые цитаты. Главный герой дед Захар, сын крепостного, рассказал об ужасных «забавах» хозяина-пана и его сына, который «в папашу выродился» и в детстве развлекался тем, что «щенят, бывалоча, живьем свежует – обдерет и пустит».

Кульминация рассказа – сцена казни сыновей Захара, Семена и Аникея, выступивших на стороне красноармейцев и взятых в плен после схватки с казаками под командованием панского сына. «Поди к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жизнь полозил, и сын его полозил, а внуки уже не хочут».

На глазах отца казаки расстреливают Семена вместе с привязанной к нему недоуздком женой, а раненого Аникушку, прошитого тремя пулями, паныч приказывает выбросить на дорогу, по которой «ехала сотня казаков, при них две пушки».

«Лошади, они имеют Божью искру, ни одна на Аникушку не ступнула, сигают через…»

«Думал, помрет Аникей от смертной боли, а он хоть бы крикнул, хоть бы стон уронил… лежит, голову плотно прижал, землю с дороги пригоршнями в рот пихает… Землю жует и смотрит на пана, глазом не сморгнет, а глаза ясные, светлые, как небушко…»

Цена, которую платит Аникей, этот истинный мученик, за свою мечту и веру в лучшее будущее, - собственная жизнь.

Облик пана Томилина под пером Шолохова утрачивает человеческое. Даже животные ведут себя несравненно более милосердно. Зато человек к человеку беспощаден: «Колеса пушки попали на ноги Аникею… Захрустели они, как ржаной сухарь на губах, измялись в тоненькие трощинки…»

1.1.

1) Как изображает Шолохов противостояние двух враждебных сил?

2) Во имя какой идеи погибают сыновья деда Захара? А жена Семена?

3)Какие описания природы свидетельствуют об усилении конфликта между белыми и красными? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

1.2.

Историческая справка:

  • летом 1918 года был введен классовый паек, по мере обесценивания денег заработную плату выдавали все чаще продуктами: в 1918 году – 47,4% заработка; в 1919 году – 79,3%; в 1920 году – 92,6%;

Выхода не было – голод гнал в дорогу, а различия в ценах сулили барыш. Продовольствие в Петрограде стоило в 15 раз дороже, чем в Симбирске, в 24 раза дороже, чем в Саратове.

1.3.

Главная идея рассказа раскрывает неравенство людей, основанное на социальной принадлежности, а отсюда строительство новой жизни осуществлялось на насилии, кровопролитии, жестокости.

1.4.

Вывод: по мнению писателя, война – трагедия народа, она приносит невосполнимые потери, калечит души, губительна для обеих сторон.

1.5.

Описания природы в рассказе усиливают противостояние между белыми и красными.

2. Рассказ «Алешкино сердце»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Старый мир – воплощение безнравственности, любое его проявление – это почти всегда зверское преступление.

(1-й абзац).

Трагедия Алешки, начавшаяся с детских лет, продолжалась и в момент сиротства: работал на Ивана Алексеева, батрачил, пуп надрывал, и пошел в отряд красноармейцев вместе с «очкастым» банду уничтожать.

1.1.

1) В чем проявилась жестокость старого мира в период голода?

2) Почему Алешка – красноармеец, с детства переживший нищету и социальный гнет, в решительный момент, когда увидел выходящую из осажденной хаты женщину с ребенком, не смог, хотя и обязан был, убивать?

3) Прочитайте начало рассказа, объясните, как описания природы связаны с основным сюжетом?

1.2.

Главный смысл рассказа заключен в торжестве гуманистической ценности человеческой жизни.

1.3.

Вывод: Гражданская война – трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися сторонами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть. Подвергалась сомнению сама идея о физическом существовании человека, которая приводила к истреблению друг друга. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства.

1.4.

Окружающая природа сиротливо застыла в ожидании неизбежности голода, а значит – смертельного разрушения всего живого.

3. Рассказ «Смертный враг»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Брезгливо убив двух взятых их логова «шершавеньких и беспомощных» волчат, Игнат подбрасывает их во двор Ефима. Пришедшая туда по следам волчица режет овец и корову (с. 148).

Ефим отправляется на двор к Игнату. Разговор вначале идет о собаке, за которую тот «заплатил корову с телком». «Ефим протянул руку к топору, и, почесывая кобеля за ушами, переспросил: «Корову, говоришь?» Коротко взмахнув топором, Ефим развалил череп собаки надвое. На Игната брызнула кровь и комья горячего мозга» (с. 150-151).

«С весны прошлого года, когда Ефим подал в станичный комитет заявление на кулаков, укрывавших посев от налогообложения, Игнат – прежний заправила всего хутора – затаил на Ефима злобу».

Эта смерть бессмысленна: Ефим убивает животное предательски подло. Мотивировка героя такова: «У тебя восемь коров. Одну потерять – убыток малый. А у меня волчица последнюю зарезала, дите без молока осталось!»

1.1.

1) Почему непримиримость противоборствующих сторон основана на нечеловеческой жестокости «бывших» и оправдана классовой ненавистью «своих»?

2) К какому выводу приходит М. Шолохов, показывая враждебную непримиримость Игната Борщева и Ефима Озерова?

1.2.

Финал рассказа свидетельствует о свирепом нечеловеческом безумии, которое принесло бесчисленные неоправданные жертвы (зачитать последнюю сцену – с. 155-156 «Кол, пущенный сильной рукой, опять свалил Ефима с ног…» - до конца главы).

1.3.

Вывод: Оба героя существуют в трагической ситуации распада исконных крестьянских моральных ценностей, ситуации, обусловленной социально исторически. Писатель высказал свое отношение: недопустимо аморально, когда люди, разумные существа, приходят к самоистреблению и варварству.

1.4.

Природа застыла в оцепенении перед человеческим безумием, затаилась перед очередным столкновением враждующих сторон

4. Рассказ «Родинка»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Гражданская война ставит лицом к лицу 18-летнего Николая Кошевого, который «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира», и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд.

а) «От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и роднку» (с. 4 – гл. 1)

б) «Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские и - банда» (с. 7-8 – гл. 3)

Было в отце, когда он водил банду, ходил по бездорожью что-то волчье: «На стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона» (гл. 3, с. 6).

В стычке с красноармейцами атаман шашкой зарубил собственного сына. Трагедия разрушения человека свидетельствует о полной деградации «господ стариков».

1.1.

1) В чем состоит смысл противоборства отца и сына?

2) Какой смысл вкладывает писатель в трагедию разрушения человека?

3) Какую роль в художественном содержании рассказа играют воспоминания атамана и связанные с ними описания природы родного края?

1.2.

Главный герой рассказа – обнаженная правда войны, когда ценность человеческой жизни становится минимальной. Автор описывает не только трагедию Николки – сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана.

1.3.

Вывод: О «неизмеримо большом и высоком» пришлось задуматься даже озверевшему атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуждающая, приводит к необратимым последствиям (зачитать финальную сцену - с. 12-13, гл. 6). Война поставила людей, родных по крови, по разные стороны баррикад.

Драматизм повествования в рассказе доведен до крайности. Насилие оставляет кровавые следы, противостояние приводит к тому, что отцы убивают сыновей, те расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед против соседа. Льется кровь. Инстинкт самоистребления становится неуправляемым.

1.4.

Описания родных мест не дают покоя атаману.

5. Рассказы «Шибалково семя» и «Продкомиссар»

№ п/п

1-я точка зрения – кровавый конфликт

2-я точка зрения – отражает реальность трагедии

Рассказ «Шибалково семя»

Драматичная история рождения новой жизни – смерть Дарьи и рождение сына, отец которого обрек его на сиротство.

«Тебя, Дарья, я должен убить, потому что ты есть контра нашей Советской власти». Смерть Дарьи становится неизбежной: герой рассказа оказывается в ситуации выбора между «чувством» и «долгом» - т.е. между личным и индивидуальным, и социально-классовым. Он выбирает «долг», как его понимает: «Отступил я два шага назад, винтовку снял, а она мне ноги обхватила и целует».

Участь «шибалкова семени» незавидна так же, как и судьба его матери. «За ноги его, да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»

Отношение героя к своему сыну совсем иное, но оно опять-таки обусловлено тем, «во имя чего» уничтожена его мать.

Свое новое пристанище «шибалково семя» находит в детском доме, куда приносит его отец. Последняя сцена имеет символический смысл – она свидетельствует об окончательном прощании и расставании.

1.1.

1) Как изображает писатель процесс защиты Советской власти? Как понимает свой долг главный герой Шибалок?

2) Можно ли, по вашему мнению, отказаться от убийства? Зачем убивать мать?

3) Определите нравственную суть в поведении Шибалка в отношении сына. Почему чувство сострадания не проявил он в отношении его матери?

Рассказ «Продкомиссар»

Конфликт отца с сыном из семейного перерастает в социальный, а затем и политический. Встреча с отцом усиливает остроту конфликта между красными и белыми: отец уверен, что нажил добро своим горбом, а сын обязан исполнить долг коммуниста, руководствуясь только приказом свыше: «Злостно укрывающих – расстреливать!»

Жесткость и жестокость идут рука об руку в сцене расстрела старика-отца. Злобное «Ты мне не сын!» звучит как выстрел, как удар колокола. Идейные расхождения, а потом и требование времени поставили родных людей по крови по разные стороны противоборства.

2.1.

  1. Как решает писатель проблему воспитания в семье?
  2. В чем состоит идея торжества жизни над силами смерти?

3) Перечитайте последнюю сцену рассказа. В чем состоит главный смысл спасения жизни замерзающего ребенка?

  1. Совершенствование работы над анализом художественного произведения.

1. Рассмотрение вопроса «Природа и ее роль в раскрытии художественного содержания рассказов».

2. Работа над карточками-информаторами по отдельным рассказам.

3. Заслушивание сообщений по теме урока (индивидуальные работы учащихся).

Смысл «Донских рассказов» заключен в первоначальном названии «Россия, кровью умытая».

4. Оптимизм «Донских рассказов» обусловлен внутренним убеждением Шолохова в торжество человеческой жизни над распрями, разорением и войнами, глубокая вера в непреложную ее ценность.

5. Устало думает восемнадцатилетний Николка Кошевой, командир эскадрона: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда, не успел приходскую школу окончить… Опять кровь, а я уже сморился так жить… Опостылело все…» (Рассказ «Родинка»).

6.Уроки и последствия гражданской войны.

  1. Заключительный этап урока.
  1. Выставление оценок и их комментирование.
  2. Домашнее задание. С. 61-69 (по учебнику В.А. Чалмаева, ч. 2)

Письменно выполнить анализ одного рассказа М. Шолохова.

Карточка-информатор №1

Воспоминания М. Шолохова о встрече с бандой Нестора Махно

1) «Он рассчитывал, что вчерашние мятежники снова поднимутся против Советов. Махно просчитался. Казаки не пошли за ним. Озверевшие бандиты захватили ряд хуторов, намеревались взять Вешенскую. Бандиты грабили хутора, вырезали скот, растащили тысячи пудов хлеба со складов Каргинского ссыпного пункта. Безжалостно расправились с попавшими в плен красноармейцами, коммунистами, учителями».

2) Шолохов спасся чудом, видимо, по малолетству пожалел его свирепый атаман. Трудно сказать, что смягчило тогда гуляйпольского батька: то ли совсем мальчишеский вид пленника укоротил его гнев, то ли хозяйка хаты, где шел допрос, разжалобила бандита материнским чувством – он отпустил «вражененка», крепко пригрозив повесить в другой раз.

3) Только горячая вера в Советскую власть, несокрушимая твердость, огромное мужество станичных большевиков помогли выдюжить в столь суровое время. Весь год станичные и хуторские ревкомы были под ружьем. Десятки крупных и мелких банд рыскали по округу, оставляя кровавые следы, разрушенные жилища. Вырезали скот, жгли семенное зерно. Частенько ночи напролет активисты Советской власти, окруженные в Каргинской церкви, отстреливались от озверевших пьяных бандитов. Хоронили в братской могиле погибших товарищей и еще крепче сжимали винтовки. Об одном из зверских убийств писала «Верхне-Донская правда» 20 октября 1921 года:

«17 августа при налете банды Курочкина на ст. Шумилинскую бандитами зарублена воспитательница детского приюта, девушка 16 лет, Колычева Екатерина. На требование бандитов показать, где живут коммунисты, на все угрозы оружием храбрая девушка, несмотря на то, что была беспартийная, отказалась выдать советских работников и за это была зверски убита. Бандиты отрубили ей голову и руки».

Карточка-информатор №2

1. Рассказ «Алешкино сердце»

1. «Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод…»

2. «Неделя прошла. У Алешки гноились десны. По утрам, когда от тошного голода грыз он смолистую кору караича, зубы во рту у него качались, плясали, а горло тискали судороги».

3. «За прогоном, за зеленой стеной шуршащих будыльев кукурузы отцвело жито. Каждый день мимо хлебов гонял Алешка в степь пасти заготконторских лошадей. Не треножа, пускал их по полынистым отножинам, по ковылю, седому и вихрастому, а сам заходил в хлеб. Алешка ложился осторожненько, стараясь не толочь хлеб. Лежа на спине, растирал в ладонях колос и ел до тошноты зерно, мягкое и пахучее, налитое незатвердевшим белым молоком».

2. Рассказ «Смертный враг»

1. «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебных стороны. С одной – Ефим и хуторская беднота; с другой – Игнат с зятем-председателем, Влас, хозяин мельницы-водянки, человек пять богатеев и часть середняков».

2. «А ночью к хутору с горы спустилась волчица и долго черной недвижной тенью стояла возле ветряка. Ветер дул с юга, нес к ветряку враждебные запахи, чуждые звуки…»

3. «Ефим не слышал скрипа, но, бесцельно взглянув на окно, похолодел от ужаса: в узенький просвет сквозь ветристую изморозь на него, прижмурясь, тяжко глядели чьи-то знакомые серые глаза… Приподнявшись, заглянул он в разбитое окно; увидел, как по улице рысью убегал кто-то, закутанный снежной пылью».

4. «Срывалась метель, снег падал на лицо Ефима и уже не таял на холодных щеках, где замерзли две слезинки непереносимой боли и ужаса».

Карточка-информатор №3

1. Рассказ «Родинка»

1.«От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки».

2. «С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь. Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо: - Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя!..»

1.«Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские и - банда».

2. «Отъявленный народ в банде, служивский, бывалый, а все же крепко призадумывается атаман: на стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона».

3. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном».

4. «А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, - с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком по-осеннему бесцветном небе».

Основные выводы урока

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА «ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ» РАСКРЫВАЕТ НЕРАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, ОСНОВАННОГО НА СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЖИЗНИ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НА НАСИЛИИ, ЖЕСТОКОСТИ, КРОВОПРОЛИТИИ

ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА «АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ» ЗАКЛЮЧЕН В ТОРЖЕСТВЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ФИНАЛ РАССКАЗА «СМЕРТНЫЙ ВРАГ» СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СВИРЕПОМ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМ БЕЗУМИИ, КОТОРОЕ ПРИНЕСЛО БЕСЧИСЛЕННЫЕ НЕОПРАВДАННЫЕ ЖЕРТВЫ

ВОЙНА ПОСТАВИЛА ЛЮДЕЙ ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД И РАЗРУШИЛА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ: ОТЦЫ УБИВАЮТ СЫНОВЕЙ, ТЕ РАСПРАВЛЯЮТСЯ С ОТЦАМИ, ИНСТИНКТ СТАНОВИТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ (РАССКАЗЫ «РОДИНКА» И «ПРОДКОМИССАР»)

ОПТИМИЗМ «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» ОБУСЛОВЛЕН ВНУТРЕННИМ УБЕЖДЕНИЕМ ШОЛОХОВА В ТОРЖЕСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАД РАСПРЯМИ, РАЗОРЕНИЕМ И ВОЙНАМИ, ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ В НЕПРЕЛОЖНУЮ ЕЕ ЦЕННОСТЬ


В 1956 г. было написано произведение "Судьба человека". Шолохов, краткое содержание истории, которую он услышал во время Великой Отечественной войны, уместил в рассказе. Хотя по своему значению эта тема достойна даже повести. Михаил Александрович стал первым писателем, кто затронул проблему солдат, попавших в плен к немецким оккупантам. Это рассказ о безграничном человеческом горе, утратах и наряду с этим вере в саму жизнь и людей.

Начало произведения и его главные персонажи

Как строится повествование рассказа, который написал Михаил Шолохов "Судьба человека"? Анализ его показывает, что данное произведение представлено в виде исповеди. Главный персонаж - личность довольно незаурядная. Андрей Соколов - обычный труженик, работающий до войны в колхозе. Вместе со своей семьей он живет просто и размеренно, как и миллионы других семей. Но напали немцы, и все словно переворачивается.

Андрей в числе других идет защищать свою Родину. Рассказ "Судьба человека" не представляет главного персонажа в виде какой-то героической личности. И тем не менее автор на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа. Он преклоняется перед его мужеством, выдержкой и силой воли. Ведь, пережив такую трагедию, каждый нашел в себе силы жить дальше.

Малограмотный человек или настоящий рабочий

Рассказ Шолохова "Судьба человека" раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о "большой черствой руке". Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.

Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей - обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.

События, произошедшие с персонажем во время войны

Ученики, которые пишут сочинение на тему "Судьба человека", обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов ("Судьба человека"). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.

Здесь присутствует солдатское единомыслие и братство, предательство и трусость. В плену Андрей Соколов совершает убийство, первое в своей жизни. Он убил пленного солдата, который хотел выдать фашистам своего командира. Затем Соколов встречает доктора. Он такой же пленный, как и остальные, но проявляет безграничное гуманное отношение к своим товарищам.

Основные качества характера главного персонажа

На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.

Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его - чище и мужественнее.

Как Андрей спас себе жизнь

Есть еще один эпизод, который необходимо отметить в произведении "Судьба человека". Краткое описание его позволит читателю самостоятельно судить о характере Соколова. Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту. Звали его Мюллер. Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Но Андрей отказался.

Тогда комендант вторично поставил перед ним стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил один, затем не закусывая второй. И хотя он уже едва держался на ногах, осилил и третий стакан, отломив потом маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Соколову. Он ведь прекрасно понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях.

Многие за кусок хлеба убивали друг друга. А тут такое мужество, тем более перед лицом смерти. До последнего хотел Андрей оставаться настоящим мужчиной и показать немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Оценив такое поведение плененного солдата, Мюллер не стал расстреливать его. Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Вернувшись в барак, Андрей разделил все между товарищами.

Побег из плена, или Новые удары судьбы

Далее рассказ "Судьба человека" повествует о том, как Андрей Соколов попал к одному немцу водителем, и как бы хорошо тот ни относился к нему, одна и та же мысль преследовала солдата. Бежать к своим. Дальше сражаться за Родину. Наконец, представился случай - и Андрею удается перехитрить фашистов. Оказавшись среди своих, он первым делом отправляет письмо жене, чтобы оповестить родных, что с ним все хорошо, жив и здоров.

И здесь этого мужественного человека ждет очередной удар судьбы. Его жена и дочери погибли, когда немецкие оккупанты совершали авиационный налет. Безгранично тяжело переживает Соколов эту потерю, но, взяв себя в руки в очередной раз, он продолжает жить. Сражаться и побеждать. Тем более есть еще сын, есть

очередного испытания

Судьба как будто окончательно хочет испытать Андрея Соколова на прочность, предоставив ему короткий миг общения с сыном. В последние дни войны его ждет последний сокрушительный удар. Сына убили. И единственное, что остается главному герою - это попрощаться с телом мертвого ребенка, последнего своего родного человека, и похоронить его на чужой земле.

Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.

Подарок судьбы - сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Последние страницы известного произведения

Если писать сочинение на тему "Судьба человека", то нельзя будет описать какие-то особенные подвиги, которые совершал главный герой во время Второй мировой войны. Он несколько раз был ранен, да и то легко. Но те эпизоды из жизни Андрея Соколова, которые описывает автор, те, что достаточно ярко демонстрируют его мужественный характер, силу воли, человеческую гордость, чувство собственного достоинства и любовь к Родине, разве не являются своеобразным подвигом?

Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить. Вот настоящий подвиг человека, который хотел описать Михаил Шолохов, рассказывая о судьбе своего главного персонажа Андрея Соколова.

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу».

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней