Время директории. Театральный менеджмент Старший преподаватель кафедры режиссуры хгак
Театр представляет собой целостную систему, функционирующую одновременно в трех ипостасях: как вид искусства, как социальный институт, как производство. Каждая из этих ипостасей имеет свою цель, не вполне совпадающую с целями двух других. В то же время для осуществления этой цели необходима совокупность, взаимодействие всех трех составляющих.
Театр как искусство имеет своей целью самовыражение художника- творца, развитие самого сценического искусства. Однако в акте сценического творчества неотделимы друг от друга создание произведения искусства и его "потребление", т.е. без зрителя оно не состоится. Следовательно, зритель - часть социума - является полноправным участником этого творческого акта. Так же неотделим акт сценического творчества и от других организационных составляющих театра, от материальных ресурсов, т.е. от производства.
Театр как социальный институт выполняет важные социально значимые функции: удовлетворение и формирование духовно-эстетических потребностей, воспитательную, познавательную, рекреационную функции... Для этого важно знать, постоянно изучать само это общество, его интересы и запросы. Однако логика развития искусства требует постоянных поисков, проб и ошибок, эксперимента. Все это далеко не всегда влечет за собой зрительский успех, а значит, мы далеко не всегда видим совпадение интересов художника и его аудитории.
Театр как производство является организационно-материальной стороной творческого процесса. Коммерческий успех, преуспевание театра играют здесь важную роль. Очевидно, что театр как производство входит в противоречие и с экспериментальными поисками театрального искусства, и с идеей общедоступности (читай - низкими ценами на билеты).
Для функционирования театральной системы необходимо нахождение механизма устойчивости , согласования, разумного компромисса между всеми тремя ее ипостасями. История театра, в том числе и советского периода, полна драматических коллизий столкновения художественных и производственных интересов, конфликтов между главными режиссерами и директорами театров, между актерской труппой и ее художественным руководителем.
Разделение полномочий в театре
Если мы рассмотрим организационную структуру театра (рис. 19.1), то отчетливо увидим две взаимодополняющие части: творческо-производственную и административно-хозяйственную, за которые несут ответственность художественный руководитель и директор.
Идеальным, на первый взгляд, кажется простое разделение полномочий между директором и художественным руководителем, обеспечивающее сосуществование и взаимодействие этих частей театра. Однако даже пример взаимоотношений таких безупречно преданных одной идее, глубоко порядочных людей, как К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, показывает ненадежность двоевластия в театре.
Исторический экскурс
Уже в 1911 г., спустя 13 лет после основания МХТ, во главе театра становится Немирович-Данченко. Как директор-распорядитель он "перевел решающее слово из рук правления в руки одного лица, которое имеет возможность выслушивать советы других, но само должно решить, что в этих советах относится к области благоразумия, а что - к области вредного для дела или неосновательного недоверия" .
Положение о театре в Российской Федерации, принятое в 1999 г., предусматривает две формы руководства театром:
на основе единоначалия - когда учредитель (органы исполнительной власти) заключает трудовой договор или с директором, или с художественным руководителем;
на основе разделения сфер ведения - когда учредитель заключает договоры и с тем, и с другим.
Существование двух равноправных руководящих должностей в театре мы можем наблюдать, например, в Великобритании - стране с давними театральными традициями. Часть российских театров также выбрали этот путь. Но практика показывает, что и в Великобритании, и в России этот путь неизбежно чреват конфликтами - явными или скрытыми.
Проблема заключается в том, что в театре главной фигурой, конечно, является творческий лидер - режиссер, имеющий собственную художественную программу и умеющий сплотить вокруг себя коллектив акте- ров-единомышленников. Обладание полной властью в театре было бы для него и для всех наиболее оправдано и удобно. Но беда в том, что такая полная власть требует, чтобы руководитель вникал во все практические, а не только творческие вопросы театра. Это требует, во-первых, его компетентности в этих практических вопросах, во-вторых, отвлекает от собственно творческих дел. Такое "распыление" выхолащивает его потенциал, приводит в итоге к потерям в самом главном - в искусстве.
Рис 19.1.
Полновластие директора - если это не творческая личность, а человек из "номенклатуры" (как часто бывало в советские времена), рассматривающий свой пост лишь как атрибут высокого положения в обществе, - есть, по сути, то же двоевластие, где один из руководителей имеет официальный, другой - неофициальный статус. Чем более далек директор от художественных идей, вдохновляющих режиссера и актеров, тем более возможен и даже закономерен конфликт между ними.
- Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма: в 2 т. Т. 2. М., 1979. С. 81.
Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.
«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.
Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.
Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.
Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.
Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.
Заслуженный деятель искусств
Старший преподаватель кафедры режиссуры ХГАК
Главный режиссер массовых праздников и креативных проектов
Художественный руководитель театра
«…Мы отличаемся молодостью.
Не важно, сколько тебе лет. Пока внутри что-то
бьется, стучит, не даёт расслабиться, успокоиться,
заставляет расправить руки и лететь, человек
остается молодым…»
Алексей Настаченко с школьных лет связал свою жизнь с искусством. Он был постоянным участником театра — студии «Мадригал». В 1986 году закончил Харьковский государственный институт культуры (ныне ХГАК), по специальности режиссер (курс С.И. Гордеева). С 1986 года руководит театром — студией «Мадригал» А с 1999 становится Художественным руководителем профессионального негосударственного Молодёжного театра «Мадригал».
За 28 лет под руководством Алексея театр стал известный не только в Харькове, но и в Украине. Театр принимал участие в организации и проведении первого Международного фестиваля «Березиль — 93». В 2003 году стал дипломантом первого Всеукраинского молодёжного фестиваля «Театрон», в 2005 — 2006 гг. - лауреат фестивалей негосударственных театров «Курбалесия», а в 2004 г. коллектив театра получил гран — при этого фестиваля.
Алексеем Настаченко поставлено больше 50 спектаклей, среди них спектакли по произведениям драматургов — классиков и современных авторов.
Он один из немногих кто не боится ставить в театре мюзиклы и шоу — программы.
Как режиссер — он создает не только спектакли, но и является организатором, сценаристом и постановщиком массовых театрализованных праздников и концертов. С 2000 года берет участие в городских массовых мероприятиях — сначала, как помощник режиссера, а с 2004 года — как режиссер — постановщик.
С 1996 года Алексей Алексеевич преподает в ХГАК, а с 2003 года занимает должность старшего преподавателя. Выпускники его курсов, пополнили ряды успешных молодых режиссёров не только в Харькове, но и по всей Украине.
Театральные постановки:
1986 - Н. Павлова «Вагончик»
1987 - А. Дударев «Рядовые»
1987 - Б Васильев «Ах, эти чёрные глаза» - (по мотивам рассказа «Ветеран» Б. Васильева)
1988 - М. Себастьян «Безымянная звезда»
1988- Ф. Г. Лорка «Любовь Дона Перлимплина»
1989 - К. Сергиенко «Собаки»
1989 - Е. Заболотный «Лестница»
1990 - Г. Горин «Тиль»
1997 - «Чума, Верона и любовь» (по пьесе Г. Горина «Чума на оба ваши дома»)
1998 - М. Фриш «Дон Жуан или любовь к геометрии»
1999 - Г. Горин «Королевские игры»
2000 - Н. Птушкина «Аргентинское танго «Ревность»
2000- В. Токарева «Вместо меня»
2002 - Г. Горин «Шут Балакирев»
2003 - В. Сигарёв «Фантомные боли»
2004 - рок-опера Ю. Рыбчинского «Белая ворона»
2005 - В. Сигарёв «Отдайтесь гипнотизёру»
2006 - Ф. Г. Лорка «Дом Бернарды Альбы»
2007 - мюзикл «Дон Жуан»
2009 - Г. Горин «Дом, который построил Свифт»
2012 - Мюзикл «Король и шут»
2013 - молодежная драма «Дыши»
2014 - Рок-опера «Костер»
Детские спектакли:
«Чиполино и его друзья»
мюзикл «Питер Пен»
мюзикл «Буратино»
Мюзикл «Волшебник Изумрудного города»
мюзикл - «Бременские музыканты»
мюзикл -«Кай и Герда»
шоу- программа «Карнавал сказок»
шоу- программа «Детскотека»
шоу- программа « Волшебные часы»
шоу- программа «Происшествия в городе Светофорске»
шоу- программа «Бабки Ёжки»
шоу- программа «Вытворяшка против»
шоу- программа «Необыкновенное чудо»
шоу- программа «Фантастические приключения в сказочной галактике».
шоу- программа «Мультяшные врата»
шоу- программа « Мелодия праздника»
шоу- программа «Золотая шишка»
шоу-программа «Фейерверк настоящих сюрпризов»
шоу-программа «Как Вовка подвиги совершал»
шоу-программа «Когда происходят чудеса»
шоу-программа «Волшебная мечта»
шоу-программа «Сказка - ложь, да в ней намек…»
шоу программа «Ярмарка чудес»
Мюзикл «Буратино»
Мюзикл «Путешествие на остров Небывалый»
Мюзикл «Приключения Элли в Изумрудном городе»
Мюзикл «Весенний бал»
Мюзикл "Снежная королева"
Мюзикл "Приключение на острове Небывалом"
Мюзикл "Королевство волшебных зеркал"
Сказка-фэнтези "Белая колдунья Лединелла" (2015)
Мюзикл "Тридевятое царство"
Сказка-фэнтези "Тайна ледяного меча" (2016)
Сказка-фэнтези "Хранители Времени" (2017)
Городские праздники, шоу — проекты:
1987 - «Молодёжный карнавал» парк Артёма г. Харьков
2000 -2002- День пива пл. Свободы г. Харьков
2001-2010 - День защиты детей парк ЦПКиО им. Горького
2004 - В рамках празднования 350 - летия Харькова»
- «Открытие новых станций метрополитена»
Театрализованное шествие «История Харькова в костюмах и архитектуре»
Праздничная программа в ЦПКиО им. Горького
2004; 2009 - помощник режиссёра Отчётных концертов Харьковской области.
2004-2016 - Новогодняя ночь на площади
2004-2016 Открытие Слобожанской ёлки
2005, 2010 - Слобожанская ярмарка
2005-2007 - День студента.
2006 - День сыра Бурлука
2007 - 100-летие ЦПКиО им. Горького
2008,2009 - Открытие Песочного городка.
2009 - 2013 - Офицерский бал
2010 - 2012 Открытие и закрытие Малых олимпийских игр «Дети Харьковщины»
2010 - Концерт, посвящённый 65 - летию Победы в ХАТОБ
2010, 2011 Кинофестиваль «Харьковская сирень»
2010 - Открытие города Динозавров.
2010 - 2013 Посвящение первокурсников Харьковских ВУЗов в студенты.
2010 - Этнофестиваль «Печенежское поле».
2010 - Презентация талисмана евро-2012.
2010 - 2013 Открытие Новогодней ярмарки и главной ёлки Харькова на пл. Свободы.
2010-2011 — Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта «Снежная королева»
2011 — главный режиссер постановщик г. Харькова на телевизиолнном проэкте «МАЙДAH’S» первый сезон.
2011-2012 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта «Питер Пен».
2011 - 2012 - Конкурс глав районных администриций
2012 - КВН на кубок мэра среди заводов тяжелой промышленности г. Харькова
2012 — предматчевые церемонии и открытие фан — зоны «Евро — 2012».
2013 — 2014 — Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта
«Тридевятое царство».
2013, 2016 - Масленица на пл. Свободы
2014 - 2015 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Бал Снегурочки"
2015 - 2016 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Сказка о забытых игрушках"
2016 - 2017 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Волшебный Замок"
2017 - 2018 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Принцесса подводного мира"