Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экранный характер современной культуры. Экранная культура: основные понятия, история развития и специфика Экранная культура

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Культура – это мир, который создал человек для комфортного существования. Этот мир постоянно меняется, приспосабливаясь к новым социальным запросам. КУЛЬТУРА = ТРАДИЦИИ + НОВАТОРСТВО Духовная культура – это важная составляющая человеческой деятельности, связанная с уровнем образования, мышления, социальной среды, качеством жизни, личности и общества с целом. К духовной культуре личности относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Духовная культура личности включает в себя уровень воспитанности личности, освоенные ею знания о себе и о мире. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством сбора, хранения и передачи накопленного человеческого опыта. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Народной культурой называют культуру широких народных масс. Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи. Элитарная формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе. К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур. Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

УДК 008 ОГУРЧИКОВ П.К.

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВАЯ МИФОЛОГИЯ

Огурчиков Павел Константинович - к. культурологии, доцент МГУКИ

Аннотация: в статье рассматривается феномен экранной культуры как важный фактор, интенсифицирующий процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат.

Ключевые слова: экранная культура, кино, киномифология.

Повсеместное распространение кино и телевидения определяется тем, что современная реальность превращает экранную культуру в особенно важный фактор для настоящего момента, интенсифицирует процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат. Экранная культура рождает мифы в широком и в узком понимании этого слова; она не только искажает реальность в угоду тем или иным социальным и культурным запросам, но и порождает мифы социальной сопричастности, деформирующие представление о себе массового зрителя.

Одним из основных вопросов, которые беспокоят сегодня культурологов, философов, людей из мира кино, является вопрос о будущем отечественной экранной культуры. Существует ли оно, и какие формы оно примет? Всем представляется очевидным, что кино как искусство остается продуктом ХХ века. Новый век несет собою глобальную эстетическую модель, которая видоизменит и новое зрелище - кино.

Необходимо подчеркнуть, что все существовавшие ранее кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал те или иные «отпечатки реальности» и монтировал их в соответствии со своей концепцией. Зритель верил в эту историю уже в силу ее фотографической природы. Однако современные компьютерные технологии помогли миру фантазии приобрести реальность артефакта. Таким образом, современная экранная культура стала превращаться в мир симулякров, в котором человек не переживает подлинной реальности, будучи защищен от нее мифом.

Модные сегодня, активно декларируемые пророчества социальной деградации общества выполняют функцию привлечения внимания людей к угрожающим тенденциям нашей жизни. Эта угроза отвлекает внимание от реальности с ее насущными проблемами и порождает некую «вилку» между уровнем ожиданий человека и уровнем его социальных притязаний. С одной стороны, предстает картина некоей грозящей катастрофы, на фоне которой современный человек немощен и бесперспективен. С другой, современные достижения в области естественных наук, психологии, медицины и искусства свидетельствуют о наличии мощного потенциала, который требует реализации, становясь едва ли не угрозой для общества и культуры.

Эта «вилка» порождает внутренний конфликт в сознании людей, который способен неожиданно «прорваться» на поведенческом уровне. Перенося данный процесс на современную экранную культуру, получаем некое ожидание взрыва, которое, хочется верить, разрушит, в первую очередь, модель отношений по принципу «человек человеку - товар». Именно поэтому, сейчас современному кинематографу необходима конкретная теория, которая позволяла бы раскрыть механизмы, с помощью которых экранная культура воздействует на окружающий мир, деформируя и трансформируя его.

Современная экранная культура представляет собой совокупность образов, которые создаются и существуют по законам построения мифа. Кино, как и миф, не понимается разумом, но воспринимается сердцем, вызывая желания и апеллируя к чувствам. Подобно мифу, оно ориентирует на подражание эталонным образцам, манипулируя ценностями и создавая иллюзию реальности. Наконец, кино, опираясь на законы построения мифа, создает доминанту авторской позиции над тем, что является предметом или объектом изображения на экране.

Между классической мифологией и современными, порождаемыми экраном мифами -многовековая пропасть, что не мешает современному кинематографу активно использовать «наработки» классического мифа. В современной социокультурной ситуации данный процесс становится актуальным, ибо, чем больше человек подавляется натиском тех или иных общественных интересов, тем более он тяготеет к мифу в различных его проявлениях.

Таким образом, современная экранная культура, с одной стороны, становится одним из проявлений мифологии, ориентированной на прошлое, но с другой, творит собственную, новую мифологию. Задача новых мифов, рождаемых экраном - восполнение ограниченности человеческих возможностей, освобождение от страхов перед неведомыми и неконтролируемыми процессами, происходящими в современной культуре. Экранная культура предлагает зрителю новую мифологическую реальность, в которой можно сконструировать приемлемые образы и границы будущего, освобождает от страха перед завтрашним днем, предлагает мнимый «рай» иллюзий, за которыми прячутся более совершенные технологии подчинения и контроля над «молчаливым большинством», навязывание ему удобных для социума приоритетов.

Современная наука нуждается не только в знаниях мифологических структур и архетипических моделей как способах и приемах виртуализации вещей и отношении на современном экране, но, в первую очередь, осознании новой мифологии экранной культуры -виртуального аналога социокультурной действительности или, точнее, ее деформированной имитации.

Перед нами предстает противоречие между воздействием экранной культуры на массового зрителя, по масштабу и характеру похожим на архаический миф, и отсутствием теоретического объяснения этого факта. Снятие данного противоречия составляет основу актуальности работы.

Основными аспектами исследования являются: изучение содержания, структуры,

динамики, технологий функционирования экранной культуры как социокультурного способа установления коммуникативных связей между людьми в контексте мифологической традиции.

Миф как феномен культуры представляет огромный интерес для различных специалистов.

В рамках данной работы совмещено изложение основных достижений в области философии, культурологии, психологии, искусствоведения, социологии по исследованию современного мифотворчества, в котором активно принимает участие современное кино.

В числе подходов к мифу в исследовании рассматриваются: историко-культурологический (С.С.Аверинцев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Д.Кемпбелл, С.А.Токарев, М.Фуко, М.Элиаде и др.); этнографический (К.Армстронг, Ю.М.Бородай, А.Е.Наговицын, Э.Тайлор, Дж.Фрезер и др.); филологический (В.В.Иванов, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп, В.Н.Топоров О.М.Фрейденберг и др.); структурно-семиотический (Р.Барт, Ю.Кристева, К.Леви-Строс, Ю.М. Лотман,

Б.А.Успенский и др.); психологический (Р.Бендлер, А.Я.Бородецкий, Р.М.Грановская, Д.Гриндер, Е.Л.Доценко, Ж.Лакан, Л.Леви-Брюль, Н.Фрай, Д.Н.Узнадзе, З.Фрейд, В.А.Шкуратов, А.Эткинд, К.Г. Юнг и др.); философский (М.К.Мамардашвили, Н.Б.Маньковская, Ф.Ницше,

А.М.Пятигорский, Г.Спенсер, Ю.Хабермас, Й.Хейзинга и др.); социологический (Ж.Бодрийяр, Б.Дорн, Э.Дюргейм, М.Вебер, Э.Росс, У.Макдауггал и др.).

Анализом специфики медиакультуры и ее взаимодействия с окружающим миром занимались: Р.Арнхейм, А.Базен, М.М.Бахтин, Д.Белл, В.Беньямин, В.Библер, Л.С.Выготский, М.Кастельс, Ю.М.Лотман, М.Маклюэн, Г. Макрузе, В.Г.Михалкович, Х.Ортега-и-Тассет, Э.Тоф-флер, Ю.Н.Тынянов, А.А.Урбанович, В.П.Шейнов и др.

Психологические аспекты, важные для исследования темы, были почерпнуты из работ

Э.Берна, А.Я.Бородецкого, Е.Брунсвика, И.А.Гельмана, Дж.Гибсона, В.Н.Зазыкина, В.П.Зинченко, И.В.Крылова, А.Н.Лебедева, К.Левина, Р.И.Мокшанцева, С.А. Омельченко, Ф.Г.Панкратова, Е.Ю.Петровой, С.В.Покровской, Р.Чалдини, В.Г.Шакурина и др.

Вопросы соотношения «элитарной» и «массовой» культуры и особенности их функционирования в современном российском обществе отражены в трудах В.С.Агеева, Е.В.Александрова, Л.И.Акимовой, С.Н.Артановского, Г.К.Ашина, А.П.Мидлера, В.Ю.Бореева, А.В.Коваленко, Ю.П.Буданцева, А.А.Грабельникова, Т.Г.Грушевицкой, В.Д.Попкова, А.П.Садохина, Е.Г.Дьяковой, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, А.В.Кукаркина, В.И.Михалковича,

А.Д.Трахтенберга, А.В.Федорова, А.Я.Флиера, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Исследования процессов, происходящих в постсоветской России, породили также ряд интересных работ, исследующих взаимоотношения экранной культуры и общества, личности и медиатекста: А.А.Андреева, Е.С.Баразговой, В.С.Библера, Е.А.Бобринской, А.А.Брагиной,

B.Н.Егорова, Т.И.Заславской, И.И.Засурского, Ю.С.Затуливетера, И.В.Иванова, В.Л.Иноземцева,

C.Г.Кара-Мурзы, А.В.Костиной и др.

Исследование непосредственно экранной культуры представляется на данный момент мало изучено. Мы базировались на фундаментальных трудах Р.Арнхейма, И.В.Вайсфельда, Е.Вейцмана, Д.А.Вертова, Л.С.Выготского, С.А.Герасимова, П.С.Гуревича, А.Ф.Еремеева, С.И.Ильичевой, Б.Н.Нащеки-на, Н.Б.Кирилловой, В.Ф.Колейчука, Н.В.Лысенко, С.А.Муратова, К.Э.Раз-логова, М.И.Ромма, Ю.Н.Усова, В.Б.Шкловского, С.М.Эйзенштейна и др.

К настоящему времени создано множество работ, рассматривающих феномен мифологии кинокультуры, анализ которых позволил сделать следующие выводы:

1. Современная экранная культура воздействует на архетипы сознания, настроенные на понимание бытия как мифа. Зритель с готовностью воспринимает предлагаемые кинематографом стереотипы; кино, как и миф, помогает ему легко вписаться в систему координат современного мироустройства.

2. Современное кино можно назвать одной из форм нового мифотворчества. С одной стороны, сегодня при создании фильмов активно используются мифологические технологии. С другой, магия экрана предполагает присутствие каждого зрителя в качестве соучастника условно созданной виртуальной реальности. Человек невольно оказывается «встроенным» в контекст этой реальности, которая диктует ему систему социальных и культурных ценностей, становится составной частью его внутреннего и внешнего мира.

3. Новая мифология экрана с ее тотальным проникновением во все области человеческой жизни создает виртуальные миры. Это происходит благодаря Интернету, поскольку современный экран имеет к Интернету непосредственное отношение. У зрителя возникает мнимое (виртуальное) пространство, в котором он может долгое время пребывать. Именно в нем воплощаются все достижения современных глобализационных процессов.

4. Одной из особенностей современной экранной культуры является порожденное ею искажение реальности, вплоть до деформации культурных ценностей. Мифы, которые порождает экранная культура, становятся угрожающим фактором для культуры в целом. Современный экран, продолжая фрагментарно или глобально запечатлевать знаковый опыт человечества и тем самым, деформировать его, приспосабливает к мифологизированному экранному миру каждого, кто останавливает на нем свое внимание.

5. Кроме адекватной ориентировки зрителя в мире, экранная культура является способом его контроля и организации. Становясь вторичной моделирующей системой, она структурирует практически все области человеческой деятельности. Создание новых смыслов, переработка реальности современным экраном создает иллюзию сотворчества в новой реальности. По сути, мы имеем дело с одним из видов манипуляций, с помощью которого «нужные культурные» мифы овладевают общественным сознанием.

6. Мифы, как правило, являются ложной мобилизующей системой, искусственно «вписывающей» массы в социальную реальность. В данном контексте, под «мифологизацией» понимается заведомое искажение реальности, превращение массового потребителя в объект политических и идеологических манипуляций. Однако существует потенциальная позитивная сторона мифологии, которая способна «выровнять» социальные искажения: сформировать позитивное мышление человека, разрушая агрессивные социальные модели для подражания.

7. Экранная культура, манипулируя мифологическими образами, в том числе, Эросом, создает ощущение доверия. Основанная на архетипах, система символических образов «подключает» к восприятию происходящего на экране каждого зрителя. Так кино подавляет и возбуждает одновременно, манипулируя комплексами и бессознательными желаниями. Создавая иллюзию отмены повседневности, экранная культура оказывает деструктивное воздействие на внутренний мир человека. Эротизация современной экранной культуры является компромиссом между страхом перед сексуальным плюрализмом и неуправляемыми формами проявлений сексуальности.

8. Экранная культура мифологическими приемами конструирует реальность зрителя, «приручает» культуру с помощью новинок современной техники, формирует нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры. Конечная цель этого процесса - превращение массового зрителя в управляемую толпу, стирание личностных особенностей и невозможность удовлетворения творческих и духовных потребностей, выходящих за границы, «очерченные» экраном.

9. Однако новая мифология не носит исключительно негативный характер, ее задача - не только манипулирование сознанием, но и психологическая адаптация человека к новым изменениям постиндустриального общества. Кроме того, с помощью новой мифологии, порождаемой экранной культурой, происходит упрощение коммуникации в толпе, что снимает массовое психологическое напряжение.

10. Ориентация современной экранной культуры на общепринятые нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром имеет безусловное позитивное значение: позволяет зрителю чувствовать себя защищенным, сопричастным некоему общему «мы», формирует образы идентичности у представителей больших и малых социальных групп.

11. Мифотворчество в экранной культуре может стать ресурсом позитивной модернизации общества, реставрации утраченных «кирпичиков» психически здорового общества: патриотизма; профессионализма; гармонизации отношений между поколениями; правильного понимания долга и свободы; эстетического и художественного вкуса; основных постулатов психического и физического здоровья, реабилитации вечных ценностей бытия. Но это посильно лишь для кино высочайшего эстетического уровня.

12. Мифы в экранной культуре не только помогают современному человеку построить знаковую модель действительности, но и нивелируют порожденный ею внутренний конфликт самого человека. Построенное по мифологическим законам кино становится психотерапией для жителей постиндустриальной эпохи. Миф становится спасением для человека, живущего в ситуации ускользающих ценностей.

УДК 7(097)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А.Алиев

Цель статьи - изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества. Главная задача исследования - изучить систему «экранной культуры» и телевидения, которые в ходе развития компьютерной промышленности снабжаются новыми техническими средствами. Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Ключевые слова: экранная культура, телевидение, информационное общество, телевизионное искусство.

E.A.Aliyev TV in system of screen culture.

The purpose of clause studying of TV as integral part of screen culture during an epoch of an information society. The main task of research to study system “screen culture” and TV, which process of the computer industry is supplied with new means. The TV, being a component of screen culture, is not only mass media. The TV as a kind of art is as well means of mastering, accumulation, storage and transfer to the future generation’s national-cultural heritage.

Key words: screen culture, TV, information society, TV art.

«Экранная культура» тесно связана с научно-техническим прогрессом. Технический прогресс явился причиной создания таких артефактов экрана, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Экранная культура, являющаяся носителем информации, адресована непосредственно обществу. Она является такой формой культуры, где экран - материальный носитель текста информационного характера.

Экран (с французского «ecran» - щит, ширма) - устройство, обладающее способностью принимать, обращать и отражать различные энергетические лучи. Экран предназначен для использования лучей или же защиты от них . Однако главной его функцией является получение изображения с помощью электронных лучей. Именно эта функция оценивается как основной технический базис экранной культуры. Отсюда вывод, что экран - это сугубо техническое понятие. С его помощью зрители в наглядно-образной форме создают связь с экранной культурой. Экран прошел ряд революционных технических стадий: переходя из своей первоначальной формы, то есть из белого полотна кино в устройство, отражающее электронные лучи телевидения и далее, пройдя в последнюю эволюционную форму - дисплей компьютера. На каждом этапе вышеуказанного процесса развития способность экрана отражать изображение совершенствовалось. А это, в свою очередь, устранило разницу между реальным миром и миром знаков. На современном этапе экранные артефакты явились причиной создания специального виртуального мира.

Развитие экранных средств, передающих информацию, дало толчок формированию «экранной культуры». Пожалуй, можно согласиться с мнением русского исследователя В.Полиектова о том, что «каждый научно-технический прогресс и научный переворот исторического значения вместе с тем формирует новые «эпистемологические метафоры». А это обусловливает контроль над образом мышления и манерой поведения общества». Начиная с конца XX века и до сегодняшнего дня, одной из таких метафор стал «экран». «Экранный» феномен создал почву для создания экранной культуры. Таким образом, «экран», «экранизация», «экранная реальность» и связанная с ним «виртуальная реальность» стали центральным культурным феноменом XX века .

Сегодня формируется новый тип экранной культуры, сочетающий в себе технические возможности информационных технологий с интеллектуальным потенциалом человека. Критерием, определяющим экранную культуру, является именно «экранизация», а не «запись», являющаяся материальным носителем информации. Эта культура создана на основе системы изображений экрана, речи различных персонажей и имитации событий. Экранная культура, проходящая процесс развития, является интерактивным плодом, созданным на основе системы мирового опыта человеческой деятельности.

Многие характерные черты экранной культуры раскрываются в ее формулировке. Согласно заключению, приведенному в научной литературе, для того чтобы дать общую формулировку «экранной культуры» нужно систематизировать все мировые методы подхода и изучения.

Система «экранной культуры» совмещает в себе три основных элемента, органически

связанных друг с другом - кино, телевидение и компьютерную культуру. Главным фактором, создающим систему экранной культуры, является представление какого-либо объекта в аудиовизуальной и динамичной форме. Этот фактор, касающийся всех трех элементов экранного искусства, создает системную связь между кино, телевидением и компьютерной культурой. Сегодня формируется фактор «представления информации в цифровой форме», которая параллельно создает достижение научно-технического прогресса. Электронно-цифровой метод характерен наиболее всего для компьютерной культуры.

Передающая информацию продукция экрана сочетает в себе все элементы экранной культуры. Согласно формулировке, данной В.Егоровым в «Терминологическом словаре телевидения» (1997): «Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» .

Сущность телевидения, как и других средств массовой информации (в дальнейшем СМИ), определяется категорией «времени» и «пространства». Категория «времени» обусловливается гармоничной продолжительностью телевидения в определенном временном отрезке. А категория «пространства» телевизионных передач определяется синхронностью, регулирующей прямую связь телевидения с аудиторией, то есть передачей той или иной аудиовизуальной информации большой аудитории, включающей различные возрастные группы людей. Кроме этого существуют еще и другие отличительные особенности телевидения: полифункциональность, направленность в одну сторону, возможность свободного выбора телевизионных программ, персонификация информации, возможность усвоения визуальной продукции и т.д.

Говоря об общей эстетической сущности телевидения его, обычно представляют как запутанную систему, отражающую реальность. На самом деле, являясь единой системой, телевидение состоит из двух основных частей «художественной» и «нехудожественной». Система художественного телевидения включает различные виды телепрограмм, созданных посредством экранного искусства. А к нехудожественной системе телевидения относятся передачи информационного плана, в том числе публицистические, образовательные, дидактические, спортивные и другие передачи.

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Значимость экранной культуры с каждым днем растет все больше и больше, на основе аудиовизуальной техники, компьютера, видеотехники и новейших средств связи, созданных в постиндустриальном информационном обществе. Получение хранение, передача и использование информации происходит с помощью новых технологий. А это, в целом, становится причиной коренных изменений в культуре. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в получении и передаче информации опирающаяся на космические компьютерные технологии «экранная культура» по своей сути носит интернациональный характер и с легкостью переходит границы национальных государств. Экранная культура не знает языковых ограничений и без «переводчика» находит путь к сознанию многоязычной публики.

В информационном мире трансформируются формы взаимных отношений людей друг к другу и в целом к обществу. Трансформация взаимоотношений обусловливает еще две тенденции

в развитии экранной культуры - массовость и антимассовость (индивидуальность). Специалист Азербайджанского телевидения, профессор Эльшад Кулиев в своем исследовании под названием «Телевидение: теория, тенденции развития» (2004) совершенно верно отмечает следующее: «Одним из отрицательных качеств телевидения является его тенденция стандартизировать духовную жизнь и отождествлять поведение людей и личность человека (добиться массовости общества)» . Исходя из этого, можно сказать, что связь экранной культуры с массовой культурой придает первому характер массовости. Массовость экранной культуры заключается в том, что здесь находят отражение все артефакты мировой культуры. Таким образом, посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. «В связи с развитием кабельного телевидения, спутниковых антенн и других видов электронной техники начался процесс предотвращения тенденций общества к «стандартизации», «централизации» и «массовости», каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» .

Решение этой гуманистической проблемы заключается в объективной оценке событий, происходящих в современном мире, в выявлении характера современной действительности. Кроме того, в овладении глубокими философскими знаниями, отрицанием существующих идеологических догм и познании мира в новом аспекте, в процессе его эволюции в контексте новых тенденций. Первоначальной проблемой была избрана проблема реальной действительности в новой интерпретации для теории искусства. Философия, связывающая свои идеи с идеями исторических эпох, сегодня в изучении науки выступает в роли компаса и тем самым освещает стадии развития человечества и, в свою очередь, в информационном обществе выявляет различные культуры на международном уровне.

Г лобальное информационное общество, формирующееся в XXI веке, оказывает влияние на сущность телевидения и становится причиной формирования нового вида искусства. Сегодня телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации. Телевидение как вид искусства является также и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Литература:

1.Азербайджанская Советская Энциклопедия. В 12-ти т. Том 3. Баку: Красный Восток, 1979. - 600 с. (на азерб.яз.)

2.Полиектов В. «Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре?»//СПб университет. - 1998. - №10. - С. 3-10.

3. Егоров В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://auditorium.ru. - Проверено 15.05.2008

4. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - 366 с. (на азерб.яз.);

5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - , 366 с. (на азерб.яз.)

О понятии экранная культура стало уместно говорить после изобретения кинопроектора и развития киноискусства. С развитием кино и телеискусства, а также компьютерных технологий и интернета экранная культура из простого понятия сформировалась в сложное явление. Сегодня экранная культура – это социокультурное явление, включающее в себя кино, телевидение, радио, видео, все виды аудиовизуальных произведений, персональные компьютеры, интернет, 3D-эффекты, анимацию, гаджеты, видеоигры, видео инсталляции. Экран и, следовательно, экранная культура, прочно вошли в жизнь каждого человека, практически вытеснив из сферы первоочередных интересов книгу, театр и элитарные виды искусства. Следует отметить, что залы драматических, оперных театров не опустели и издание книг не снизилось. Более того, потребительский спрос на литературу высок, в том числе и в искусстве кинематографа, поскольку произведение литературы было и остается основой фильма. В данном контексте можно возразить тем, кто утверждает, что экранная культура пришла на смену книжной или письменной. Напротив, экранная культура следующий этап развития книжной и письменной культур, она их дополнение в сфере суггестивных возможностей и гедонистических, когнитивных, коммуникативных и идентификационных функций.

Экранная культура – это ожившая литература, пост литература, одна из форм интерпретации художественного текста. Один художественный текст, произведение литературы может стать основой следующего произведения – оперы, драматического спектакля, балета, фильма и т.д. Однако истинным произведением искусства оно становится благодаря творцу. Текст, видоизмененный взглядом, мыслью, идеей и режиссерской сверхзадачей творца становится произведением искусства другого жанра. Талант и мастерство художника, его собственное авторское видение, чувство прекрасного (эстетика), идейность, сверхзадача, традиции и новаторство являются главными показателями подлинности произведения искусства.

Зачастую аудиовизуальное произведение меняет представление зрителя о героях, их поступках и, в целом, о том или ином литературном тексте, сложившемся после прочтения книги. Многие персонажи ассоциируются в подсознании зрителей с сыгравшими их актерами. Так аудиовизуальное произведение как вид экранной культуры создает киноленту видения места действия, времени действия, целой эпохи или поколения, моды и образа жизни людей того или иного периода, традиций и всей жизни народа, формируя зрительское восприятие литературы и вкусовые предпочтения личности. Несмотря на многократную экранизацию мировым кинематографом одного и того же произведения, очень часто всего один фильм или образ сохранялись в памяти у нескольких поколений зрителей в качестве эталона или модели великого героя или героини. К примеру, роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, начиная с 1910 года по 2012 год, был экранизирован 22 раза, из них 9 экранизаций в немом кино. Образы Анны Карениной и Алексея Вронского из знаменитого романа Л.Толстого на долгие годы в памяти советских зрителей сохранились в интерпретации Татьяны Самойловой и Василия Ланового («Анна Каренина», реж. А.Зархи, 1967 г.). В классическом голливудском кинофильме «Анна Каренина» (1935 г.) режиссера Клэренса Брауна Анну сыграла Грета Гарбо, Вронского – Фредрик Марч. За роль в этом фильме Грета Гарбо получила New York Film Critics Circle Award в 1935 году в номинации «Главная женская роль». Фильм был признан Лучшим иностранным фильмом на Венецианском фестивале . В дальнейшем Анну Каренину сыграли такие знаменитые актрисы, как Вивьен Ли (Великобритания, реж. Жюльен Дювивье, 1948 г.); Жаклин Биссет (ТВ, США, реж. Саймон Лэнгтон, 1985 г.); Софи Марсо (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.); балерина Майя Плисецкая в фильме-балете Маргариты Плихиной (СССР, 1974 г.). Вронского сыграли Джон Гилберт (США, реж. Эдмунд Гулдинг, 1927 г.); Шон Коннери (ТВ, Великобритания, реж. Рудольф Картье, 1961 г.); Шон Бин (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.) и многие другие .

Следует отметить, в актерской биографии знаменитой актрисы Грета Гарбо роль Анны считается одной из лучших. Она сыграла главную героиню романа два раза. Первый раз – в 1927 году в голливудском немом кино кинорежиссера Эдмунда Гулдинга. Финал данной экранизации отличается от авторского своим счастливым концом, когда Каренин умирает, и Анна с Вронским воссоединяются. Фильм не был принят критиками, поскольку даже в европейской версии произведение Л.Н. Толстого узнается с трудом. При этом исполнение Греты Гарбо было принято зрителями и критиками единогласно. Спустя восемь лет актриса повторила свой успех второй раз, сыграв Анну Каренину в звуковой экранизации Л.Толстого. Данная постановка 1935 года включена в список лучших фильмов мирового кинематографа.

Таким образом, из многочисленных экранизаций зритель принял и запомнил всего несколько версий и образов. Остальные версии в сознании творцов и потребителей воспринимаются сравнительно, через призму наиболее удачных экранизаций. Связано это с тем, что в подсознании уже сформированы образы до тончайших деталей – тембра голоса, взгляда, жестов и т.п.

Тем не менее, каждая экранизация претендует на переоценку и переосмысление, как самого произведения, так и ранних версий и образов, потому что при просмотре фильма, снятого на основе известного произведения литературы, зритель мысленно в своем воображении, виртуально погружается в мир предлагаемых обстоятельств автора фильма. Режиссер фильма предлагает свое видение сюжета, истории, своих героев и порой свой финал, отличный от книжного финала. Фильм влияет на восприятие уже известной истории и героев, несмотря на то, что первичные и вторичные впечатления были сформированы в других интерпретациях, в других жанрах. В данном контексте от удачной постановки авторов и исполнителей зависит зрительское восприятие. Таким образом, экранная культура способна создавать и разрушать, влиять и направлять, манипулировать и «очищать» (катарсис). З.Фрейд считал, что художественные образы вызываются глубокими бессознательными побуждениями их создателя. По мнению Фрейда, глубокому впечатлению от художественного произведения соответствует «приманка» или «заманивающее наслаждение» со стороны художественной формы или ее техники . Поэтому на создателе аудиовизуального произведения, на творцах огромная ответственность за созданное экранное произведение и его суггестивные последствия в будущем. Поскольку зритель проживает каждое событие и поступки, запечатлевает их в своей памяти, которые могут стать лейтмотивом жизни и моделью поведения.

В современных условиях цифровых технологий и возможностей погружения в виртуальную среду при помощи различных видео, свето-, звуко эффектов, 3Dформата, позволяет экранной культуре быть наиболее действенной, эффективной и популярной у зрителя. Именно благодаря факторам доступности, эффекта «присутствия» и эффекта «соучастника» событий, экранное искусство доминирует среди всех видов искусств и, как следствие, экранная культура является модератором вкуса и интересов личности.

Однако данная тенденция, сложившаяся за последние годы не позволяет нам утверждать, что литература вытеснена из сферы интересов современного человека. Напротив, появилась электронная книга, которая сделала еще более доступной и интересной печатный вид. На рубеже веков бурное развитие приобрели аудиокниги. CD-диски с аудиопроизведениями литературы, как новые формы книг, также являются сегодня частью экранной культуры.

Таким образом, развитие видеотехнологий в течение ХХ века способствовали рождению нового типа культуры – экранной. Развитие цифровых технологий и видеоформата, видеоизображения на рубеже ХХ-ХХI веков позволили говорить об экранной культуре, как о сложном социо-культурном явлении. Экранная культура уникальна по своей структуре, потому что это гармоничное соединение возможностей техники, искусства и личности творца. Экранная культура сегодня – это ультра современные технологии, цифровые форматы, возможности творчества и коммуникации. Однако аудиовизуальное произведение, созданное с использованием последних технических изобретений, становится частью экранной культуры только при наличии творца и потребителя. В каждом виде искусства, в каждом жанре присутствует творец и потребитель, то есть объект и субъект творчества. Более того, произведение искусства не может состояться без творца и потребителя.

В современной экранной культуре наблюдается тенденция сужения грани между творцом и потребителем, они сливаются в единое целое. Это связано рядом причин: во-первых, аудиовизуальное произведение сегодня является виртуальной реальностью и эффект «присутствия» и «соучастия» максимальны; во-вторых, при современных технических возможностях каждый может стать автором собственного фильма и, поместив его в интернет сетях, собрать круг своих зрителей и фанатов. Так, в современной экранной культуре наблюдается тенденция разделения объектно-субъектных отношений, то есть, исчезает четкая грань между творцом и потребителем. Более того, многие современные творцы оказались в психологической зависимости от технических возможностей, используемых экранной культурой, что приводит к чрезмерному увлечению компьютерным моделированием. Техническая часть некоторых современных фильмов доминирует над художественностью. Красиво воссозданному на компьютере кадру зачастую не хватает идейности, души, жизненности, правдоподобности.

Компьютерные технологии упростили создание экранного произведения и доступ к его потреблению. Так экранная культура стала восприниматься активной частью потребителей аудиовизуальной продукции, как некий гаджет или игра.

Следует отметить положительные и отрицательные стороны новых технологий в создании аудиовизуальных произведений.

Внедрение новых технологий и возможности их использования в интернете каждым человеком создает с одной стороны, основу для самореализации и творчества, с другой – иллюзию я-идентификации профессионального творца, автора высокохудожественного произведения.

Доступность видеокамер высокого качества и возможности создания в домашних условиях авторских фильмов (видео и звуковой монтаж, цветокоррекция и т.п.) действительно создали новую среду любительских фильмов и перспективы для развития любительского творчества и перехода его в профессиональное.

Таким образом, перед творцами и потребителями экранной культуры в ХХI веке стоит новая задача – сохранения профессиональной грамотности и соблюдения этических норм в обращении с аудиовизуальными произведениями. Положительной стороной размыва грани между творцом и потребителем является открытие новых возможностей в творческой самореализации, в глобальной коммуникации и просвещении. Из отрицательных сторон следует назвать деформацию я-представления личности. Видеоролик или фото коллаж, созданные самостоятельно в домашних условиях и собравшие в You Tubе тысячные просмотры и «лайки» формируют у его автора ложное представление о себе, повышают самооценку и понижают критическое восприятие.

Несомненно, развитие техники развивает творческие возможности личности, открывает для нее новые пространства, новый виртуальный мир непосредственно перед экраном компьютера, но, к сожалению, не всегда развивает общую культуру, так как создает иллюзию “все возможности”, “все доступности”, вездесущности и даже вседозволенности, отвергая базовые ценности. Пожалуй, в этом экранная культура уступает книжной, театральной или другой традиционной культуре, насчитывающей многовековую историю. Это, надо полагать, еще одна задача будущего перед экранной культурой, которой предстоит заняться поиском новых форм для решения всех поставленных перед ней задач.

Учитывая сложившиеся положительные и отрицательные тенденции в создании и восприятии аудиовизуальных произведений, на современном этапе экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике выявления, определения, анализа и способов самоидентификации творца и потребителя.

Книгопечатание

Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половинœе 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445 году. Благодаря появлению книгопечатания сакральная литература для немногих посвященных, для служителœей культа превратилась в доступный всœем грамотным людям текст, очень быстро распространившийся по всœей Европе в переводах на родных языках. Первым печатным изданием стала Библия. Далее стала печататься не только религиозная, но и светская литература. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всœем отраслям знаний практически на всœех европейских языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Вместе с тем, революционные преобразования в системе связи обусловили существенные изменения и в содержании информации, что особенно наглядно проявилось в художественной литературе. Только на печатной технической базе могла возникнуть новая (в сравнении со стихотворной поэмой, обращенной к слуху) форма словесного искусства - роман.

Становление нового культурного кода происходило не одно столетие. Окончательно он утверждается во второй половинœе 18 века. В основу культурного кода Западной Европы нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание - т. е. знание достоверное, рациональное, практически проверяемое.

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинœематографа. Первый киносœеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа͵ хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинœематограф стали называть "великим немым". Время расцвета немого кино - 20-е годы, когда начали работать С.Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Ч. Чаплин. Главная особенность немого кино - пластическая выразительность актерской игры, поскольку следовало создавать образ лишь жестом, движением, мимикой.

В конце 20-х - начале 30-х гᴦ. удалось решить проблему синхронизации звука и изображения на экране, и на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Многие выдающиеся деятели немого кино тогда решительно воспротивились введению звука. Ч. Чаплин признавался: "Я ненавижу говорящие фильмы, они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира - искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания". При этом звуковое кино получило право на существование; оно обогатило возможности кинœематографа, сблизило его с литературой и театром, дало возможность создания сложных человеческих характеров. Следующей важной вехой в развитии кинœематографа стало появление в 40-х гᴦ. 20 века цветного кино.

Кино - это синтетическое искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединило художественные возможности разных искусств: музыки, литературы, живописи, театра. Его возникновение было подготовлено всœем предшествующим развитием искусства, а также техническим прогрессом. Кино во многом способствовало появлению массовой культуры. Вместе с тем, благодаря кинœематографу, особенно документальному, стало возможным запечатлеть факт, дать неискаженное, зрительно достоверное представление о нем.

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телœевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линœейном способе письма. Во второй половинœе 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всœех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. В чем заключаются положительные моменты? - Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста. Каждая личность получает свободный выход в мир информации, может получать на экране компьютера интересующую ее информацию из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным.

Вместе с тем компьютерная революция, по мнению специалистов, может привести к снижению индивидуального начала, общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации труда. Личные контакты и чтение книг отходят на второй план. При чтении классической литературы проделывалась огромная самостоятельная работа͵ требующая интеллектуальных и нравственных усилий и подготовленная всœем предшествующим образованием. Сегодня же печать использует комиксы, а видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации.

Вместе с тем, существует еще одна важная проблема. Компьютерная революция может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулирования людьми. Эта проблема имеет отношение не только к компьютерным системам, но и ко всœем современным средствам массовой информации. Οʜᴎ не просто сообщают какие-то сведения, но и активно формируют общественное мнение. С помощью средств современной информации искусственно создаются и навязываются имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Возникает возможность манипулировать сознанием и поведением людей, навязать им определœенную точку зрения. Это подавляет личность, лишает ее свободы выбора.

Экранная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экранная культура" 2017, 2018.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы
Фаршированные макароны «ракушки
Как сделать бисквит сочным Творожные кексы с вишней